Культурного развитие личности ребенка

Культурное развитие детей — это неотъемлемая часть в воспитании и развитии ребенка.
Согласитесь весьма трудно представить развитие ребенка без участия со стороны взрослых. Ведь именно от них ребенок начинает осваивать манеры поведения и формы общения с людьми. Поэтому в этой статье я затрону весьма интересную тему которая будет полезна для многих родителей.
Ребенок с раннего и дошкольного возраста нуждается в постоянном общении и внимание со стороны взрослых, ведь благодаря этому он расширяет свой кругозор. На самых ранних этапах развития малыша главную роль играет — общение.
Поэтому очень важно чтобы родители уделяли своим крохам должное внимание в воспитании. На всем отрезке дошкольного возраста у ребенка может меняться характер по нескольку раз, точно так же как и настроение.
Чаще всего именно в этот период ребенок копирует поведение своих сверстников и родителей, иными словами для него усваиваются образы подражания и нормы поведения. Если в семье царит благоприятная атмосфера и общение с ребенком сформировано правильно, то он не испытает трудностей в школьной и взрослой жизни.
Так же главным аспектом в формировании личности и культурном развитии является труд. Благодаря ему у ребенка формируются нравственные качества, уважение к людям.
Труд развивает у детей целенаправленность и выполнение поставленных перед ними задач, а так же повышается уровень любознательности и растут волевые усилия.
Если ребенка не научить вести себя в общественных местах, а так же не воспитать уважение к другим людьми, сдержанности, то уже в подростковом возрасте все это невозможно будет исправить. Поэтому на плечи родителей возлагается задача как можно раньше начинать воспитывать ребенка и заниматься его развитием.
Культура поведения детей в быту включает в себя:
— чистые руки и лицо;
— опрятная одежда;
— аккуратно сложенные вещи;
— убирание со стола после еды за собой;
— заправленная постель после сна и т.д.
Со временем этот список становится все больше и у ребенка формируются полностью навыки которые ему пригодятся в дальнейшем.
Если начинать заниматься ребенком с раннего возраста, то уже к 5-ти годам он сможет:
— ухаживать самостоятельно за своей одеждой и обувью;
— аккуратно развешивать свою одежду и ставить обувь;
— беречь книги, игрушки и вещи;
— убирать за собой игрушки после игр;
— быть вежливым со старшими и своими сверстниками;
— активно и умело пользоваться столовыми приборами.
Не стоит держать ребенка постоянно взаперти дома, чем чаще вы будете появляться с ним в общественных местах тем быстрее он сможет освоить и привить себе навыки культуры поведения. Благодаря этому вы сможете избежать проблем, которые могут возникнуть в школе с учителями.
Благодаря посещению общественных мест (кафе, кино или театр), ребенок сможет усвоить почему именно так необходимо одеваться и выглядеть, почему необходимо всегда быть в чистой одежде и вести себя скромно. Находясь в общественных местах и заведениях требуйте от ребенка чтобы он был сдержанным, спокойным и добродушным к окружающим.
Сейчас очень часто молодые мамочки ездят со своими крохами в транспорте и начинают кричать о том, что бы им уступили место. Но поверьте, если вашему ребенку уже исполнилось 6 лет то он вполне может постоять и уступить место, например пожилому человеку.
Поверьте он уже достаточно силен в этом возрасте, не стоит с такого раннего возраста прививать ему чувство «ему должны»! Так же находясь в общественном транспорте ребенок должен вести себя тихо, не кричать и не выкрикивать с места и привлекать к себе внимание со стороны попутчиков, а так же не залазить грязными ногами на сиденье.
Культурное развитие детей — это всегда беседа с ними. Знание этикета всегда должно подкрепляться практикой, это можно сделать в форме игры или в общении со сверстниками и взрослыми.
Старайтесь при ребенке не выражаться нецензурной лексикой, ведь он как » губка» все впитывает и запоминает. Будьте более сдержанными с ним, старайтесь разговаривать и объяснить, почему именно вот так нужно себя вести в том или ином месте.
Ребенок любит, когда с ним разговаривают и объясняют все в доступной и лояльной форме. Но он может категорически быть настроен, если ему все время запрещать или делать это все в более грубой форме. Тогда он может озлобиться и сделать все с точностью да наоборот.
Источник
юлия танич
Развитие культурной личности детей дошкольного возраста в деятельности
За последние десятилетия совершен большой скачок во всех сферах деятельности человека. Развились нанотехнологии, технические средства, большую роль в жизни людей играют информационные технологии.Современный ритм людей уже не возможен без таких информационных средств: мобильная связь, интернет, телевидение, что серьезно сократило межличностные отношения, вызывая дефицит общения, культурного развития. Вследствие чего уделяется более пристальное внимание к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, формированию и сохранению физически и психически здорового поколения. Так как, не возможно жить, трудиться удовлетворяя свои потребности не общаясь с людьми. Еще Л. С. Выгодский выдвинул положение, что развитие ребенка не возможно без общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Но для такого усвоения необходимо общение ребенка со взрослым, который уже в той или иной мере овладел этой культурой и способен передать ему накопленный опыт, научив его выработанным человечеством способам практической и умственной деятельности. Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах. Потребность в общении с взрослыми и сверстниками определяет развитие личности ребенка, расширяется его кругозор, повышается самостоятельность. На ранних этапах становления личности ребенка ведущим средством общения является речь. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в ДОУ приобретал положительный опыт сотрудничества и взаимопонимания. На всем протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. В младшем дошкольном возрасте ребенок подражает отдельным формам поведения взрослого или сверстника, то в среднем сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольникастановиться разнообразнее: рисование, конструирование, игра, элементы учения и труда, в чем и проявляется активность ребенка.
Ролевая игра является так же ведущим видом деятельности дошкольника. В игре дети отражают различные стороны жизни, взаимоотношения взрослых, приобретают и закрепляют свои знания об окружающей действительности. В игре дети активны, творчески преобразуют то что было воспринято ранее, лучше управляют своим поведением, появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, возникают нормы нравственного поведения. Что позволяет ребенку лучше осознавать самого себя.
Еще одним важным аспектом в жизни для ребенка является труд. Он формирует нравственные качества, уважение к людям, чувство коллективизма. В этот период очень важно выработать положительное отношение к труду. Через интерес к труду развиваются произвольность, целенаправленность действий, формируются наблюдательность, любознательность, растут волевые усилия.
Всестороннее развитие личности ребенка в ДОУ обеспечивает воспитательно-образовательный процесс, в ходе которого происходит умственное, физическое, эстетическое и нравственное воспитание. При этом умственное воспитание ребенка это не только мыслительная деятельность, но и формирование определенных качеств личности. Умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте закладывает фундамент представлений и понятий обеспечивая дальнейшее развитие ребенка. Поэтому упор на игровую и трудовую деятельность позволяет обеспечить оптимальное включение в учебную работу, вызывая положительный эмоциональный отклик на воспитательные воздействия и нормативные условия жизнедеятельности.
Таким образом, актуальность данной темы позволяет воспитателям и родителям использовать методики игр в обучении и воспитании детей, так как происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Постепенно формируя и общественно значимые мотивы, выражающиеся в желании сделать что-то для других.
Анкудинова Н. Е. Особенности осознания своих умений у детей 3-7 лет // Дисс…канд. наук. -М. 59.
Антонов Д. В. Формы нравственных переживаний // Вопросы психологии. -58.
Бодалев А. А. Личность и общение. -83.
Ветер Л. А. Восприятие и обучение. – М., 69.
Выгодский Л. С. Собр. Соч.: В 6т. -М., 82-84.-Т. 4.
Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива. – Минск, 84.
Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев, 83.
Источник
Значение эмоционального проживания культурного опыта человечества
для развития личности ребенка
Проблему усвоения общечеловеческого опыта решал в рамках
педагогической психологии А.Н. Леонтьев: «Человек в ходе своей жизни
усваивает опыт человечества, опыт предшествующих поколений людей, это происходит именно в форме овладения им знаниями и в меру этого овладения». Однако, чтобы овладеть значением, мало обрести соответствующее знание. Нужно, чтобы в процессе усвоения эти мысли и знания стали «внутренне своими», «вместились в личность», начали определять отношение к миру. Иначе говоря, процесс овладения данным знанием, значением
обязательно предполагает выявление того, «чем для самого человека
становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем».
Вступая в диалог с текстом, мы порождаем новое предпонимание, что
соответственно расширяет горизонт собственного сознания. Понимая новый текст, предмет, явление, мы начинает ещё в чем-то новом понимать себя. Х.Гадамер сформулировал это предельно кратко и красиво: «Само понимание есть самопонимание в чем-то» . Так, наследие прошлого становится способом самопознания; так происходит «познание в инобытии самих себя».
Но как может человек воздержаться от собственных стандартных
предсуждений? Ответ Х. Гадамера звучит так: надо стать «сопричастным
тексту», «вовлечься в него», «принять в нем подлинное участие».
Самозабвение – есть способ услышать другого. К самозабвению может
привести игра, т.к. она имеет свойство поглощать нас целиком.
М.М. Бахтин пишет: «Вживанием осуществляется нечто, чего не было
ни в предмете вживания, ни во мне до акта вживания, и этим осуществленным нечто обогащается бытие-событие, не остается равным себе…на месте другого, как и на своем, я нахожусь в том же бессмыслии». Поэтому понимание для М.М. Бахтина – это единое и единственное событие: «понять предмет –значит понять его в отношении ко мне в единственном бытии – событии».
А.Н. Леонтьев обсуждает, по сути дела, тот же самый механизм «личной
встречи».
В своих представлениях о природе усвоения общечеловеческих ценностей философы, теологи, психологи оказались едины. Они подчеркивают, что усвоение несводимо к безличному знанию: индивидуальное сознание страстно – оно есть не только знание, но и отношение. Этому отношению, в зависимости от концепции автора, присваивается лишь разное имя: «личная встреча», «диалог», «событие», «личностный смысл». И пока личная встреча не состоится, пока мы не наладим диалог с текстом или не попадем с ним в единое событие, т.е. не «оживим» его своим отношением, он останется нами не понят, не станет живым участником смысловой сферы личности. Эту необходимость каждый раз воссоздавать то, что уже известно, М.К.
Мамардашвили называет «законом непрерывного творения мира». Согласно этому закону «вся цивилизация, вся культура, все христианство – это сказки, выдумки, ерунда в той мере, в какой это не вырастает из души каждого… не порождено каждым изнутри себя» .
Исследования А.Н.Леонтьева предлагают психологические средства,
которые позволяют воссоздать свое отношение – механизм «возвращения чувственного опыта»: «Одна из сторон движения значений в сознании конкретных индивидов состоит в «возвращении» их к чувственной предметности мира. В своей «надиндивидуальности» значения безразличны к формам чувственности, в которых мир открывается конкретному субъекту…их функционирование в осуществлении его реальных жизненных связей необходимо предполагает их отнесенность к чувственным впечатлениям» . Иначе говоря, именно через возвращение к чувственно данной человеку предметности мира раскрывается ему смысл значения, значение превращается в «для-себя-бытие конкретного субъекта».
Итак, чтобы значение начало функционировать в реальных жизненных связях субъекта, «нужно «прожить его» – ведь смысл порождается не значением, а жизнью».
Созвучную позицию относительно возможности осмысления общечеловеческих ценностей путем переживания форм, в которых они зафиксированы в культуре, мы находим в работе В.К. Вилюнаса. «Развивая понятие чувственной ткани, предложенное А.Н. Леонтьевым, и обсуждая важность «новой интерпретации чувственной ткани как проблемы субъективного переживания», В.К. Вилюнас подчеркивает: «Образы, мысли, идеи не могут существовать без некоторого носителя, субстанции воплощения, и такой субстанцией является субъективное переживание. Человек может для сохранения перекодировать образы в ту или иную систему символов и знаков…но для того, чтобы стать достоянием другого человека, они должны быть им перевоплощены обратно, переведены из конвенциального, внешнего, во внутреннюю; живой носитель. Важно подчеркнуть, что именно субъективное переживание является носителем психологических образов».
Итак, приобщение к культурным ценностям невозможно без освоения «языка эмоций».
Источник
Автор: Филянова Любовь Владимировна.
Культурное развитие ребенка
Многие родители стремятся воспитать из своего чада будущего музыканта, танцора или художника, однако далеко не каждый ребенок становится таким в будущем. Более того, некоторые дети воспринимают занятия в специализированных кружках как каторгу, испытывая отвращение к навязанному родителями «хобби».
Как же быть, дабы вместо привития культурного развития не вызвать у ребенка стойкую антипатию к нему?!
Во-первых, обязательно учитывайте интересы ребенка, отдавая его в музыкальную школу или хореографическую студию. Если Ваше чадо не горит желанием стать известным пианистом, а Вы настаиваете на том, чтобы отдать его в музыкальную школу – из этого вряд ли будет толк. К тому же, навязывая ребенку свое мнение, Вы легко можете сломить его еще не сформированный характер, а так же рискуете стать неумолимым тираном в глазах сына или дочки. Стоит ли такое самодурство теплых дружеских отношений с ребенком? Вряд ли!
Важно помнить, что реализовывать свои детские мечты с помощью родного ребенка против его воли – кощунство, поэтому, если Вы в детстве мечтали стать балериной, но этого не случилось – не стоит заставлять дочь вставать на пуанты. Она – не Вы, а поэтому в праве самостоятельно решать, какому увлечению отдать предпочтение.
Во-вторых, предоставьте сыну или дочери выбор, предложив им заниматься одновременно в нескольких кружках. Спустя пару занятий, Ваше чадо сможет сделать свой выбор в пользу одного-двух кружков, чего вполне достаточно для того, чтобы обеспечить культурное развитие ребенка в полной мере. Потребность в посещении других секций отпадет сама собой.
Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте следует приучать ребенка к культурной жизни? Ответ достаточно прост – чем раньше, тем лучше. Тот факт, что беременным женщинам рекомендуют слушать классическую музыку, говорит о том, что еще до рождения, дети способны воспринимать прекрасное.
Для самых маленьких существует множество центров раннего развития, где детвору учат делать первые шаги в познании культурного мира. Рисование, пение, разучивание элементарных стишков – это и есть те азы, при помощи которых осуществляется культурное развитие ребенка.
Знакомя малыша с культурной жизнью, ему стоит объяснять, что любое проявление прекрасного заслуживает уважение. Естественно, у ребенка должно быть свое мнение на счет того, что является прекрасным, однако в любом случае культурную деятельность других следует ценить и уважать. Его интересы могут существенно отличаться от Ваших, и это вполне нормально. Не стоит биться в агонии, если Ваше чадо не разделяет Вашего восторга от прослушивания классической музыки. Быть может, ему ближе хореография или актерское мастерство. Дайте сыну или дочурке право самостоятельно расставить приоритеты при выборе увлечений, а не диктуйте их «из-под палки».
Маленькому человечку полезно бывать в театре. Пусть это будут детские представления, однако уже в юном возрасте ребенок будет знакомиться с культурой. Помимо этого, ребенку следует читать книги и стихи, соответствующие его возрасту. Так, литература станет еще одним способом сблизить ребенка с культурным миром.
Ко всему вышесказанному хочется добавить, что культура заключается и в умении вести себя должным образом. Галантность и доброжелательность украшают человека, о чем, несомненно, стоит сказать малышу, дабы он обладал этими ценными качествами. Помните, что культурное воспитание ребенка в детстве сделает из него успешного человека в будущем.
На самом деле, способов приучить ребенка к культурной жизни огромное множество, главное в этом деликатном деле – никаких ультиматумов! Читайте вместе книги, разучивайте стишки, напевайте песенки, учитесь рисовать, а потом объясняйте друг другу, что изображено на вашем рисунке. Приучайте малыша здороваться при встрече со знакомыми, говорить спасибо и пожалуйста, уступать место старшим и уважать возраст.
Элементарная культура общения еще никому не помешала, согласитесь!?
Успехов Вам!
Источник
Татьяна Ишмакова
Формирование личности ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой
Происходящие социальные изменения общества обнажили многие проблемы нашей образовательной системы, в том числе и в формировании личности дошкольника.Среди них: развитие самосознания ребенка, структуры его «Я»; формирование автономности и самостоятельности; становление индивидуальности.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольногообразования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые требования к дошкольнику как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций?Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. Образовательные учреждения в поликультурном обществе способны обеспечить формирование личности ребенка, имеющего возможность переходить от родной национальной культуры – к общероссийской и через нее к – мировой, так как общечеловеческие духовные ценности создаются усилиями всех народов, а культура каждого из них способна раскрыть национально-духовный образ мира.
Выдающиеся общественные деятели, писатели, педагоги отмечают, что народная культура близка детям. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа (Н. К. Крупская, Е. Н. Водовозова, К. Д. Ушинский). У каждой нации и народности есть такие педагогические находки, которые обогащают общечеловеческую культуру.
Полученные информационные знания о культуре народов стимулируют детскую активность, их стремление к разнообразной деятельности (изобразительной, театрализованной, словесной, музыкальной, трудовой, поэтому работу по ознакомлению с национальной культурой необходимо начинать с информационного материала, который, прежде всего, направлен к чувствам, личному опыту детей.
Традиционные методы (рассказ, беседа, объяснение, упражнение, наглядные методы и другие) знакомят детей с национальной культурой, помогают им в освоении устного и музыкального фольклора. Нетрадиционные методы и приемы используются для того, чтобы дети почувствовали своеобразие каждой национальной культуры. Используются методы организации творческой деятельности (сочинение загадок, попевок, создание кукольных моделей национальной одежды, методы стимулирования интереса к активному усвоению знаний о национальной культуре. Определяющим средством формирования личности ребенка в процессе ознакомления с национальной культуройявляется диалогическое общение: эмоциональное (ласковое прикосновение, улыбка, деловое (поощрение игровой активности, речевое (беседы, разговоры с детьми, развитие умений задавать вопросы). Организованное и направляемое воспитателем общение осуществляется на основе удовлетворения познавательных и художественных интересов, сплачивает детей общностью переживаний, предоставляет ребенку возможность проявлять активность (интеллектуальную, художественно-творческую, игровую).
По мнению М. Д. Маханевой, В. И. Слободчикова базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры, таким образом происходит развитие личности ребенка.
Дети отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью. Очень многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления.
К шести-семи годам при условии целенаправленного воспитания могут быть сформированы довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.
Старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны не только с настоящим, но и с будущим. Дети могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств и они хотят это делать.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Как организованный процесс формирования личности дошкольника представляет собой взаимодействие воспитателей, родителей и детей. Успех приобщения дошкольников к национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.
К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества. Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.
В любой пословице всегда присутствует “педагогический момент”- назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.
Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные, производственные, эстетические, нравственные и др.
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае, возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.
Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.
Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
Особое место в процессевоспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.
В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.
Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.
Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры, похороны и т. п.
Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. Причину успеха сказок у детей К. Д. Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. “В народной сказке, – писал он, – великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы”.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои украинского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, Сабантуй, Курбан Байрам, Ураза-байрам, Карга боткасы, Сюмбюля и т. д.
Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Праздники и развлечения – яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуры. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.
Список литературы
1. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.
3. Князева О. Л. ,Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство – пресс»,2004
4. Козлова С. А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса,2005
5. Козлова С. А Социальное развитие дошкольника. С?