Кукольный театр развитие ребенка
Оксана Гуляева
Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка
Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга.
Кукольный театр! Дети ждут кукол, чтобы пообщаться с ними. Погрустить, посмеяться, пожить кукольной жизнью.
Хочется сказать о значимости кукольного театра в развитие всех сторон речи детей, способствует ускорению образовательного процесса, повышает качество творческих проявлений детей, робким помогает быть уверенным в себе. Через театрализацию дети постоянно обогащаются, они становятся задушевными собеседниками, советниками, между ними происходит диалог, проявляется активный познавательный интерес к окружающему миру, совершенствуется творчество.
Настольный театр самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры- настольного театра игрушек.
Пальчиковый театр – это театр актёров, которые всегда с нами. Достаточно надеть героя на палец. Ребёнок сам действует за персонажа, изображённого на руке.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества. Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Мы педагоги используем ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться нами педагогами. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.
Театрализованная деятельность – самый распространённый вид детского творчества.
Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ,я могу решать комплекс взаимосвязанных задач:
Познавательного развития:
Социального развития:
Речевого развития:
Эстетического развития:
Развития движений:
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др. В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону,подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол. В группе для игр я изготовила различные виды театра. Используя подчастую бросовый материал. Куколделала из стаканчиков : из под лапши и йогурта,дисков СД, майонезных бутылочек, сама сшила пальчиковый театр и варежковый театр. Подставок для кукол не хватило,я взяла банку из под кофе и надела кукол на них. Куклы стоят в речевом центре. Дети сами по необходимости и желанию берут и обыгрывают с ними в режиссерские игры. У них развивается эмоциональная отзывчивость на кукольное представление, учатся внимательно следить за сюжетом сказки дослушивать её до конца. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Кукольная игра – средство развития речевой культуры, фантазии. При помощи кукол создаётся та атмосфера, которая оказывает влияние на формирование личности ребёнка. Играйте с детьми! Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, развивайте творческую инициативу!
Использованная литература:
1. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
2. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика –
Источник
Кукольный театр – искусство, с которым
знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни,
является любимым детским зрелищем. Малыши
нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других
персонажей в исполнении актеров на сцене
театров, но с удовольствием играют игрушками,
изображающими их маленького размера Привыкшие к
небольшим размерам игрушек, не пугаются волка
или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют.
Поэтому кукольный театр для маленьких имеет даже
некоторые преимущества перед театром, в котором
выступают артисты-люди. Он давно стал
необходимой составляющей в жизни нашего
детского сада №49 “Почемучки”.
Каково же значение кукольного театра для
развития детей дошкольного возраста?
- Наш кукольный театр воздействует на маленьких
зрителей целым комплексом художественных
средств. При показе спектаклей кукольного театра
применяются и художественное слово, и наглядный
образ: кукла, живописно-декоративное оформление,
песня, музыкальное сопровождение. - Профессиональное использование кукольного
театра оказывает большую помощь в повседневной
работе с детьми для развития в детях умственного,
нравственного, эстетического воспитания.
Создает детям хорошее настроение, обогащает
впечатлениями, вызывает у них эмоции,
способствует развитию патриотизма и
художественного воспитания. Счастливые улыбки,
горящие глаза и радостные лица наших малышей во
время спектакля убедительно свидетельствуют,
как дети любят кукольный театр, ждут с
нетерпением открытия занавеса. - Очень важно его воспитательное значение. В
дошкольный период у ребенка начинают
формироваться характер, интересы, отношение к
окружающему. Именно в этом возрасте очень
полезно показывать детям примеры дружбы,
доброты, любви к России, честности, правдивости,
трудолюбия, показать слезы и смех и образ
современной жизни. - Такую большую радость доставляют детям
музыкальный руководитель, воспитатели, родители,
детского сада “Почемучки” применяя кукольный
театр. Это поучительно и интересно, ярко и
содержательно. - Кукольный театр, по своей природе близок и
понятен маленьким детям и поэтому имеет для них
огромное эмоциональное воздействие. На сцене
нашего театра они видят знакомые и любимые куклы,
игрушки. Когда же “ожившие” куклы начинают
двигаться, говорить, они переносят детей в
совершенно новый, увлекательный мир, мир живых
игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и
привлекательно. На глазах у маленьких зрителей
кукла может превратиться в цветок, раздуться как
пузырь и даже лопнуть, лить слезы в два ручья,
снять и тут же надеть свою или даже другую голову.
Всё это, очень увлекательно для малышей. - Музыка важная составляющая спектакля и
эстетического воспитания малышей. Она оттеняет,
задает характер и ритм каждому герою, каждой
мизансцене, подчеркивает ритмичность движений
кукол их настроение. Спектакль кукольного театра
не проходит без пения и плясок кукол, которые
очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает
объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и
песни сближают детей и героев. Очень хорошо,
когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в
перерыве спектакля вместе с героями, выполняя
знакомые движения в играх и в танцах. - С помощью музыкального фона малыши слышат
разные музыкальные инструменты и видят их в
руках кукол. Этим способом мы приоткрываем мир
музыки и учим различать голоса музыкальных
инструментов, музыкальные жанры. Знакомим с
понятиями: оркестр, ансамбль, соло артиста,
оперное пение, развивая познавательную сферу
детей.
В своем детском саду сами изготавливаем и
применяем кукол в работе с детьми следующие виды
кукольного театра:
- театр картинок
- фланелеграф
- настольный театр
- театр коробочек или шариков
- театр пальчиков
- театр рукавичек
- театр игрушек
- театр Би-ба-бо
- театр марионеток
O Театр картинок, фланелеграф и настольный
театр – он наиболее прост в изготовлении и
показе. Такой театр малыши могут нарисовать и
вырезать сами. Они будут изображать картинки,
силуэты и придумывать к ним свои рассказы. Здесь
все плоское и куклы и декорации, фланелеграф –
показывают на специальной доске (покрытой
фланелью), настольный театр – на сцене-столе. Все
доступно вырезается из бумаги или картона,
выпиливается из фанеры.
Цель таких театров – внести разнообразие игры
в группах, сделать для них игрушку более
интересной, развлечь и порадовать детей, то, что
сделано своими руками. Игры с фланелеграфом
развивают творческие способности и содействуют
их эстетическому воспитанию. Маленькие дети
очень любят смотреть картинки в книгах, но если
картинки показать двигающими, действующими, они
получат еще большее удовольствие.
O Театр игрушек – все объемное. Игрушки
используются обычные детские купленные в
магазине, плюс для показа могут понадобиться
различные вещи: посуда, корзинка, кроватка.
Желательно, чтобы все игрушки были
однофактурные. Такое представление помогает
более яркому восприятию, развивает
пространственное и образное видения детей.
Содержание сценки должно быть предельно простым,
без трудновыполнимых для игрушек движений и
действий. Чтобы показать, что игрушка идет,
передвигаем её медленно вперед, если бежит –
быстрее. При показе следует спокойно сидеть
перед зрителями, смотреть на действующую
игрушку, не делать лишних движений и избегать
ненужной мимики, чтобы не отвлекать внимание от
происходящего на сцене, свободную руку не
задерживать на столе, а сразу убирать её.
O Театр коробочек и шариков дети делают сами из
готовых материалов: коробочки и шарики. Остается
только нарисовать или приклеить – глазки,
носики, ушки, рожки, бантики и фартучки, копытца и
туфельки. И то, что необходимо для маленькой
сказки. Много интересного предложат сами дети во
время работы.
O Театр пальчиков – маленькие мешочки, сшитые
из ткани одетые на детские пальчики. Эти мешочки
имеют элементы зверюшек и образ людей (фото).
O Театр рукавичек – детские рукавички и
перчатки. Не нужно перегружать реальными
деталями (фото).
O Театр Би-ба-бо – кукла одевается на руку, где
указательный палец – это голова, а пальцы с право
и с лева – это руки (фото). Сложный процесс
одевания на руку у малыша, а еще и синхронного
воспроизведения речи и движений куклы. Надетую
на руку куклу надо повернуть к себе лицом и
сделать следующие движения. Пусть кукла
несколько раз наклонит голову вперед, потом
сделает поясной наклон. В первом случае
сгибается сустав указательного пальца, во втором
– сгибается только кисть руки кукловода. Затем
повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками,
развести их в стороны, поднять вверх, вытянуть
вперед. Погладить руками или рукой лицо куклы.
Далее освоить: когда кукла обнимает, берет
предмет, идет с ним и кладет обратно, шепчет на
ухо, прижимается к вам.
Их чувства и переживания выражаются просто.
Например, чтобы показать, что зайка плачет, нужно
закрывать его мордочку его же лапками, при
радости – он прыгает, при испуге – дрожит, при
удивлении – разводит лапки в стороны. А если это
меленька сценка “Игра в прятки”, где два разных
героя, нужно творчество и детей и взрослого.
Бельчонок – живой, веселый, добрый и находчивый,
говорит быстро и звонко, к мишке относится
дружелюбно. Мишка флегматичен, неповоротлив,
двигается и говорит медленно, любит поспать и
мед. Он бельчонка ищет спокойно, без волнения, не
суетится. Все это надо учесть при работе и с
малышами и со взрослыми.
O Театр марионеток – игрушка-марионетка, это
игрушка у которой голова, руки и ноги привязаны к
ниточкам, а ниточки на палочках. Игрушка ходит по
полу, управление в ваших руках на палочках. У
такого персонажа в движении все части тела – он
прыгает, бегает за мячиком, ходит, приседает, но
не берет в руки ничего.
Чтобы кукольные спектакли были
профессионально яркими, мы взрослые сначала сами
учимся владеть театральными куклами.
Сценой нашего театра является ширма. На ней
происходит действие кукол, с декорациями. За
ширмой находятся кукловоды их куклы с атрибутами
для показа спектакля.
Вот, как это происходит у нас в детском саду.
Освоить кукловождение педагогам потребуется
ряд упражнений.
1 ЭТАП.
- Сначала мы учимся одевать на руку и водить куклу
без ширмы. - Чтобы кукла действовала согласно тексту
необходимо освоить элементарные движения, т. е.,
когда необходимо: она шла и садилась,
поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками,
приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и
пр.; чтобы кукла смотрела на детей или на героя.
Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не
запрокидывает голову назад и не опускается вниз.
Это не просто, но удивительно увлекательно.
2 ЭТАП.
- Далее учимся выводить куклу из-за ширмы и
двигать ею. - Кукла выходит не сразу, как из-под земли, а
постепенно: с начало появляется ее голова, плечи,
грудь и ноги. Кукла должна все время “жить”,
что-то делать, двигаться и своими движениями
подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и
одновременно следить за куклой или даже двумя
куклами на двух руках. На уровне ширмы кукла
должна быть все время. Руки куклы по возможности
опускать вниз. Очень важно выработать ощущение
пола, т. е. кукла должна как бы ходить по полу, не
опускаясь и не поднимаясь. Если вести её по ширме
совсем ровно, то у зрителей получится
впечатление, что она скользит, катится, но не
идет. Передавая походку куклы, надо продвигать ее
вперед ритмичными движениями. Уходя, она не
проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы
за второй план или постепенно опускается. - Даже посадить куклу можно двумя способами. Если
у нее есть ноги, поверните ее лицом к зрителям,
перекиньте ноги через ширму и немного опустите
куклу. Если у нее нет ног, поставьте ее к зрителям
в профиль, немного опустите и свободной рукой
расправьте ее платье вдоль ширмы, как будто кукла
вытянула ноги. А взять предмет с ширмы – значит
наклонить только верхнюю часть туловища куклы,
это достигается сгибанием кисти кукловода и не
надо всю опускать вниз. Или лечь – с начало
посадите ее, а потом положите голову на ширму.
Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут на
ширму спиной к зрителям, чтобы не видели ее
открытые глаза. - Каждый герой спектакля имеет интересные и
характерные свои движения и все время реагирует
на происходящее. Все незначительные, еле
уловимые движения кукол делают ее настоящей,
осмысленной, очень занятой и приковывают к себе
внимание детей. Кукла без движения, застывает,
она сразу становиться не интересной.
3 ЭТАП.
- Добавляем к движениям – голос, один из важных
моментов. - Желательно найти для каждого персонажа свой,
характерный голос, свою манеру разговора. При
показе спектакля текст читается в умеренном
темпе, выразительно проговаривая и произнося
четко слова, дайте возможность зрителям
рассмотреть героя, остановитесь, не спешить со
словами сделайте паузу, остановку. Выждать когда
дети посмеются, поделятся впечатлениями,
поговорят с персонажами спектакля. Если
понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст,
ускорьте развитие сюжета или замените его более
доступными словами, выражениями.
4 ЭТАП.
- Учимся умению работать двумя куклами сразу в
двух руках. - В театре часто приходится работать двумя
куклами. С куклой на каждой руке, при этом важно
говорить, двигаться по-разному, каждая имеет свое
место на ширме, свою манеру. Надо стараться
использовать все игровое пространство ширмы и не
группировать кукол в одном месте. И если кукла
говорит, значит, она слегка двигается и немного
жестикулирует. Та кукла , которая слушает, стоит
неподвижно и смотрит на говорящую. Каждая
перемена места и переход кукол должны делаться
обоснованно, с определенной целью. При перемене
мест кукол меняются местами и кукловоды. - Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не
должно быть никаких лишних предметов, мешающих
движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять
движения. Слаженность в работе с героем настанет,
но не сразу.
5 ЭТАП.
- Ещё важно для кукольного театра такие моменты,
как первый план и второй план. - Значительно интереснее и выигрышнее пройдет
показ, если сделать второй план, он увеличит
сцену, создаст фон, за которым будет происходить
действие или постепенный выход куклы. - Свет оживляет оформление и персонажей, всё
становится значительно ярче и привлекательней.
При этом, конечно, мы соблюдаем меру и не
перегружаем оформление ширмы и костюмы мелочами
и деталями, не загромождаем лишними, ненужными
декорациями и вещами, которые в спектакле не
нужны. Не стремимся воспроизводить точную
жизненную обстановку, создавать наибольшую
правдоподобность. На ширме ставим только то, что
необходимо и реквизиты и бутафории для показа.
Всё должно быть просто, изящно и красиво. - Когда нужно показать – лес, ставим дерево, куст
и пенек. Но обыгрываем их: на пеньке кукла может
посидеть, за дерево и куст может спрятаться. По
возможности оформление делаем настоящими
(газета, книга, яблоко, сметана, вода:)
Хорошо подготовленный спектакль радует детей,
реализует их эмоции, содействует общему развитию
и эстетическому воспитанию.
В 2007-2008 учебном году мы показали нашим юным
зрителям следующие спектакли:
№ | Месяц | Спектакли | Приложения |
1 | Сентябрь | “Путешествие в лесную аптеку” (ОБЖ ) ” Почему морковку – морковкой назвали” | №1 |
2 | Октябрь | “Трудолюбивая курочка” “Мужик и медведь” | №2 №3 |
3 | Ноябрь | “Часы с кукушкой” “Как Собака друга искала” | №4 |
4 | Декабрь | “Новогодняя елка” “Два Мороза” | |
5 | Январь | “Снегурочка” “Прыг, Шмыг и Голосистое горлышко” | №5 |
6 | Февраль | “Хрюша обижается” “Петушок и бобовое зернышко” | |
7 | Март | “Проделки Бабы Яги” “Колечко” | №6 |
8 | Апрель | “Жадина” “Лисица – ученица” | №7 №8 |
9 | Май | “На лесном перекрестке” (ОБЖ ) “Репка и Коза – дереза” | №9 |
Приложениее. Сценарии
спектаклей.
Далее по той же методике мы учим владеть куклой
наших воспитанников.
Для этого у нас есть куклы на детскую ручку, а
воспитатели знакомят детей с элементарными
движениями кукол, которые уже освоены ими сами.
Рассказывают о множестве детских театров и
знакомят детей с ними, учат играть в них.
Но сначала нашим малышам мы объясняем новые
слова, употребляемые в театре:
- сцена
- ширма
- зрители
- аплодисменты
- декорации
- освещение
- кулисы
- занавес
- афиша
- билеты
- зрительный зал
- кукловоды
- спектакль
Приобщение малышей к театру, производит на них
особенно сильное впечатление. Это обязывает
коллектив взрослых провести спектакль с
достижением всех поставленных перед собой целей.
Обычно просмотр спектакля вызывает у наших
детей желание самим устроить кукольный театр и
самим показывать. Что они и делают, придя из зала
в свою группу. Пользуются они, как правило, своими
игрушками. Обычная игрушка может только выйти на
сцену, перейти с места на место, но не может
двигать руками, головой, туловищем; ею нельзя
делать то, что хочется маленькому кукловоду.
Очень быстро находятся и зрители. Дети – актеры с
большим желанием, увлечением, с творческой
фантазией и выдумкой учатся водить кукол.
Мы не перебиваем малышей во время репетиции
спектакля, не поправляем их, т.к. они
сосредоточены на своих игрушках: пусть они
играют, фантазируют, как им хочется, используя
предложенный ими сюжет, может быть интереснее и
ближе детям. Через куклу, её поведение, действие,
разговор осуществляется и контакт с детьми. В
условия работы детского сада мы не создаем
больших, сложных спектаклей, который по силам
профессиональным театрам – это ненужно. Мы
ставим маленькие сказки, небольшие сценки на
ширме, но эти показы проводятся систематически и
при этом используются все виды кукольного
театра. Эта форма работы очень интересна и
полезна и заслуживает всяческой поддержки со
стороны взрослых.
Дети старших групп, научившиеся пользоваться
куклами, ставят коротенькие спектакли для
малышей. В этом году наши юные кукловоды
представили на суд маленьких зрителей следующие
сказки: ” Почему морковку морковкой назвали”,
“Зернышко”, “Муха-цокотуха”, ” Шкатулка Деда
Мороза”, “Курочка Ряба на новый лад” “Глупый
мышонок”, “Лесная школа”.
Эффективность воздействия спектаклей
кукольного театра на маленьких зрителей зависит
от того, на сколько высокими будут требования к
выбору пьесы, художественному оформлению,
подготовке и проведению кукольного спектакля. Мы
стараемся проводить эту работу качественно, на
высоком педагогическом и исполнительском уровне
и никогда не забываем, что кукольный театр – это
первое приобщение дошкольников к театру, к
искусству, к творению.
В благотворном влиянии кукольного театра на
детей дошкольного возраста убедится каждый, кто
занимается этим радостным и полезным делом.
Источник