Кто занимался общим развитием ребенка

Кто занимался общим развитием ребенка thumbnail

В России педагогическая мысль как самостоятельная область начала развиваться в XX веке в связи с влиянием общества на государственность, осознанием культурных ценностей, ставя при этом определенные задачи и цели. История становления педагогики раннего детства неразрывно связана с развитием семейного и общественного воспитания детей, с историческими процессами, культурой, наследием, сложившимся в структуре образования. Российское обучение имело много сходства с обучением в других странах, сохраняя свои традиции.

Проблеме воспитания и развития ребенка в раннем возрасте все чаще отводилось все больше внимания в семьях в системе образования, ставя в приоритет дошкольный возраст как основной этап образования, благодаря чему открылись первые дошкольные образовательные учреждения. Заметное влияние на систему, воспитания и развития раннего детства оказали научные труды и работы таких отечественных выдающихся педагогов, философов как Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С Макаренко, В.А Сухомлинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова и др.

К предпосылкам становления педагогики раннего детства можно отнести развитие взглядов на воспитание детей раннего возраста в дореволюционной России. Они были представлены с XVI века в виде различных поучениях и наставлениях, которые ориентировались на православное христианство. В качестве примера одного из таких наставлений хочется выделить анонимный сводный рукописный литературный памятник, в котором были изложены правила о воспитания детей в «страхе божием», применяя наказания за провинности. В Домострое было четкое разделение по иерархии между членами семьи. Глава семьи должен был заботиться о детях, воспитывать их в строгости и учить относится ко взрослым с уважением и почтением. Древнерусское воспитание гласило о том, что родители должны были учить ребенка трудолюбию и труду, бережному отношению к предметам быта, проявлять аккуратность и найсточивость.

Появление гуманистических идей во вкладах отечественных педагогов и просветителей появились во второй половине XVII веке, которые отразились в труде Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских». В книге изложены мысли о важности и необходимости религиозно воспитания, гуманного отношения к детям, правила поведения детей в обществе и важность игровой деятельности детей для развития ловкости, ума, нравственных качеств и силы.

Влияние западноевропейских мыслей в российском образовании и жизни появилось в XVIII веке. В документе «Краткое наставление о воспитании детей от рождения до юношества», написанное И.И. Бецким, была изложена программа по воспитанию детей в зависимости от их возрастной группы. Так, в документе указывались задачи по режиму дня, которые включали в себя время сна, питание, закаливание, развитие движений, проведение игр и занятий. Хотелось бы отметить, что Бецкой являлся одним из сторонников гуманного отношения к детям, призывая уважать личность ребенка и воспитывать даже тех, кого бросили родители.

К идеям гуманного отношения к детям можно отнести труды В.Ф. Одоевского, который придавал важное значение к организации воспитательной работы с детьми и личным качествам воспитателей, которые работали в детских приютах с маленькими детьми. Он считал, что при выборе воспитателя следует проводить тщательный отбор, обращая внимание на душевные качества, отношение к детям.

В XIX веке в педагогике раннего детства появились ряд общественных деятелей и педагогов, которые внесли свой вклад в ее развитие. Одним из таких основоположников был К.Д. Ушинский. Он выделял, что важнейшим фактором различия в процессе и структуре воспитания детей в разных странах является исторический процесс и становление культуры.

В научной статье «О народности в общественном воспитании» Константин Дмитриевич анализирует воспитание в народном духе и пишет о тех чертах, которые под влиянием истории сложились у различных народов. Ушинский доказал, что система воспитания, которая построена в соответствии с народом, развивает в детях ценные психологические, нравственные и моральные качества, к которым относятся любовь к родине, культуре, труду. Важность изучения родного языка и элементы родной культуры, произведений устного народного творчеств, по мнению Ушинского, являлось в приоритете воспитания и обучения детей.

Родной язык, как отмечал Ушинский, является не только летописью всей многовековой народной жизни, но и наставником, который помогает усваивать обществу плоды предшествовавших поколений. «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…».

К. Д. Ушинский считал, что становление речи у ребенка возникает именно в период раннего возраста, благодаря которому мозг развивается интенсивнее и формируются его функции, а функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Идеи Ушинского об особенно­стях психического развития детей, о роли активности и дея­тельности в раннем возрасте легли в основу всех последую­щих отечественных педагогических концепций.

Аделаида Семеновна Симонович была русским педагогом и основательницей первого детского сада в России, которое было открыто вместе с ее мужем в Санкт-Петербурге в 1866 году. Сама же она называла себя «садовницей». В течение долго времени, наблюдая за тем, как играют дети в детском саду, Симонович сделала вывод: дошкольное учреждение должно иметь достаточно разных игрушек, материалов и вещей для детской деятельности, приучая ребенка с раннего возраста к дружелюбию, уступчивости и взаимопомощи.

По мнению педагога дети раннего возраста должны были получать воспитание в семье, где с ними занимаются родители и активно принимают участие в его развитии.

Читайте также:  Витамины для умственного развития ребенка

Значительный вклад в развитие педагогики раннего возраста внесла Е. И. Тихеева. Она считала, что развитие ребенка в первые годы его жизни должно происходить с помощью расширения его представлений о мире. В своей книге

«Развитие речи дошкольника» Тихеева выделяла важность роли семьи речевого воспитания ребенка. Она считала, что важной ролью для развития речи детей раннего возраста играет правильная речь взрослых и их пример.

Первые частные дошкольные учреждения – ясли, предназначенные для воспитания детей от двух месяцев до трех лет, были организованы в 1872 году в городе Туле матерью русского писателя Викентия Викентьевича Вересаева. В 1913 году в России насчитывалось 19 постоянных яслей. После революции 1917 годы в России организация детских яслей стала общегосударственной задачей.

Продолжением в развитии и становлении педагогики раннего детства в XX веке становится собрание Совета народных комиссаров в октябре 1917 года, который издает декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению. В самом первом документе по дошкольному образованию было отмечено, что «общественное воспитание должно начинаться с первого дня рождения». В декабре 1917 г. был создан Отдел охраны материнства и младенчества.

На IV Всероссийском съезде по дошкольному воспитания, который открылся 1 декабря 1928 года обсуждались вопросы о воспитании детей дошкольного возраста, задачи и цели в сфере дошкольной работы, способы составления программы с целью взаимосвязи дошкольных образовательных учреждений и школы, место и роль игровой деятельности и трудовой в дошкольных учреждениях. Помимо этого рассматривался вопрос об обучении детей с первого года жизни из-за разных мнений педагогов. Так, одни педагоги придерживались теории саморазвития, по которой педагоги должны были начать заниматься с детьми только после двух лет. Другие считали, что в занятия следует включать дозирования времени игры и количество игрушек.

В 20-40х годах XX века началось глубокое изучение психического развития детей раннего возраста. Лев Семенович Выготский является основоположником русской специальной психологии, которую он связал в с педагогикой. Он считал, что для ребенка раннего возраста характерна самостоятельность в познании окружающего мира, начало ситуации разрушения неразрывного единства ребенка и взрослого. Восприятие, по мнению Л.С. Выготского, является важнейшим новообразованием раннего детства.

Выготский отмечал особенности обучения ребенка в возрасте до трех лет, обуславливая это тем, что в возрасте 1,5 и 3 года ребенок учится речи по своей программе. На каждой стадии длительность этапа является разной в связи с окружающей его средой и носителями. Он называл этот принцип обучения спонтанным. Таким образом, Выготский отметил сроки обучения, при котором процесс будет являться максимально оптимальным и благоприятным.

Л.С. Выготский описал симптомы характеристик кризиса 3-х лет и назвал их кризисом отношений.

В 1938 году комиссией во главе с Н.М. Щеловановым и Н.М. Аксариной были опубликованы «Основные положения по воспитательной работе в яслях и домах младенца». Этот документ стал первым в педагогической практике, который был направлен на создание единой системы общественного воспитания детей раннего возраста.

В 1939 году был издан учебник «Воспитание детей раннего возраста в яслях» под редакцией Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной. Под их же руководством была разработана теория педагогики раннего детства. В последующие годы постепенно осуществлялись принципы всестороннего развития детей, их обучение и воспитания в раннем возраст – то есть до трех лет в яслях и домах ребенка.

Источник

Когда пора задумываться о саморазвитии ребенка? Когда он только родился, или когда впервые оказался в песочнице, в школе? Хочется дать ему как можно больше, но при этом не задавить гиперопекой. Как развивать непоседу, чтобы он чувствовал себя свободным и счастливым? Об этом и пойдет речь.

Что влияет на саморазвитие личности ребенка?

01.jpg

Чтобы ребенок стал гармоничной личностью и был уверенным в себе, безусловно, нужно любить его. Это вы прекрасно понимаете. Но давайте посмотрим, что еще формирует маленького человечка. На что родителям следует обратить внимание?

1. Опыт отношений

Этот начинается с семьи. Малыш видит, как ведут себя взрослые: что говорят и как поступают. И этот опыт закладывается автоматически. Незаметно для себя ребенок копирует поведение родителей.

Если родители часто ссорятся и манипулируют друг другом, для ребенка эта картина мира условно правильная. В дальнейшем он будет практиковать схожие «приемчики» при построении отношений.

Так что роль родителей в саморазвитии ребенка наиглавнейшая. Показывайте своим примером, как важно заботиться друг о друге, слышать и сопереживать. Например, если вы постоянно «пилите» мужа и во всем его контролируете, возможно, ваша дочь возьмет эту модель поведения за образец. А у сына возникнут проблемы с самостоятельным принятием решений.

2. Преодоление трудностей

Большинство родителей стремятся оградить свое чадо от лишних сложностей. Если малыш упал, испуганные мамочки тут же спешат на подмогу. Забрали игрушку на площадке — мама тут как тут. Обидел в школе одноклассник — папа идет разбираться. Наверняка, вы понимаете, что будет в итоге.

Читайте также:  Условия развития готовности ребенка к школе

Ребенку с малых лет необходимо показывать, что он сам вполне может решить свои проблемы. Не все, конечно же. Но вот завязать шнурки или дотянуться до выключателя вполне посильные задачи.

Когда маленький человек преодолевает препятствия, он не просто становится сильнее. Он накапливает в себе дополнительные ресурсы для достижения результата. 

Так что, если вас волнует тема саморазвития и воспитания детей, позволяйте своему ребенку справляться самостоятельно с трудностями. Но не путайте, пожалуйста, данный процесс с «достигаторством» любой ценой. Это является одной из главных детских проблем. Подробнее об этом читайте в статье «Мы же нормальные выросли!» Топ-7 родительских ошибок».

3. Семейные традиции

Это все то, что создает особую атмосферу дома. Начиная от распорядка дня, заканчивая пополнением домашней библиотеки. Уточним, что традиции должны порождать в ребенке лишь положительные эмоции.

Пример. Когда папа каждый день после работы ложится на диван, попивая пивко — это не традиция. А вот когда папа по выходным берет сына на велопрогулку — это хорошая традиция и развивает в ребенке лучшие качества.  

Если у вас в семье пока нет особых традиций, самое время создать! Рисование новогодних открыток, походы с палатками, рыбалка по выходным и т.д.

4. Свобода выбора

Ваша задача — создать условия для самореализации ребенка. Внимательно наблюдайте за своим чадом: что он любит, к чему больше тянется и помогайте ему развиваться в этом направлении. Ведь многие родители грешат тем, что навязывают свои нереализованные желания.

Помните, что все перечисленные факторы важны буквально с пеленок. Уделяйте им особое внимание, не говорите что-то вроде: «Потом наверстаем». А что и как делать, разберем ниже.

Методы саморазвития ребенка

1. Игры

Все дети любят играть. С помощью игры они познают мир, себя и окружающих. Очень многие задачи можно решать играючи. Каждая забава развивает отдельные способности у непоседы. Например, подвижные игры тренируют координацию и ловкость, укрепляют иммунитет.

Строительные игры полезны для развития конструктивных навыков. Строить можно из чего угодно. И, кстати, чем больше развита фантазия ребенка, тем разнообразнее подручный материал. Замечали, что у многих детей в ход идут ложки, стаканы, стулья?

А еще понаблюдайте, когда крохи устраивают сюжетно-ролевые игры. Это одна из лучших техник саморазвития ребенка. Дети импровизируют, моделируют бытовые ситуации, учатся принимать решения и общаться.  

2. Творчество

Ранний возраст — это лучший период, когда пора заняться развитием творческого потенциала. Ведь именно малыши проявляют любопытство практически ко всему на свете. Они с радостью берутся за любое занятие.

У каждого ребенка есть определенные творческие задатки от природы. Но сами по себе они не совершенствуются. Так что ваша задача — раскрыть эти способности и направить в нужное русло.  

Есть и другая сторона медали. Молодые мамочки часами готовы изучать интересные сайты для саморазвития. Для детей они выбирают, все что сейчас модно: от грудничкового плавания до курсов робототехники. Пожалуйста, не перегибайте палку. Учитывайте и потребности малыша.

3. Общение

Хотя век цифровых технологий внес свои коррективы в процесс коммуникации, живое общение ничем не заменить. Увы, но современные дети раньше осваивают игры на планшете, чем правильную речь.

Совет. Говорите с детьми с самого рождения. Обо всем, что видите, что происходит. А еще возьмите за правило делиться с сыном или дочкой своими переживаниями, эмоциями. Не обесценивайте свои чувства. Вы не только мама а живой человек со своими интересами и заботами.

К слову, если вы устали крутиться как белка в колесе, устройте себе перезагрузку. Пройдите курс «Секреты женского счастья» в Тренинговом центре Павла Ракова.

И еще момент. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками. У него должны быть друзья. Благодаря окружению, он учится отстаивать свои личные границы, сопереживать, принимать решения.

Как развивать в ребенке самостоятельность?

03.jpg

Заботливые родители, сдувающие пылинки со своего крохи, рискуют вырастить инфантильного и неприспособленного человека. Чтобы этого избежать, нужно с на каждом этапе жизни ребенка помогать ему быть самостоятельным.

Дошкольный возраст

Простой способ для саморазвития ребенка-дошкольника — предоставить ему право выбора. Например, как проводить свое время. Предлагайте варианты: погулять на детской площадке или слепить снеговика. Построить город из конструктора или нарисовать дом. Не стоит постоянно диктовать непоседе, чем ему заняться.  

Начальная школа

На этом этапе можно предложить и более глобальные решения. В каких мероприятиях участвовать. Чем питаться, чтобы быть здоровым и т.д. Но и смысл фразы «Решать тебе» для школьника приобретает уже иной подтекст.

Чтобы не было эффекта вседозволенности, разговаривайте примерно так: «Я понимаю, что ты очень хочешь пойти на премьеру фильма. Но давай сначала я тебе расскажу обо всех плюсах и минусах этого похода. А потом ты сам примешь решение».

Средняя школа

Примерно в 8-9 классе дети начинают всерьез задумываться о будущей профессии. Иногда родителям непросто смириться с выбором подростка. Они считают, что лучше разбираются в жизни, начинают «грузить» авторитетом.

Как правильно? Проштудируйте вместе с ребенком информацию о выбранной профессии, изучите все нюансы, подводные камни. Обсудите, как он видит свое будущее. Без назиданий.

Читайте также:  Какое бывает физическое развитие ребенка

Старшие классы

Не все родители спешат сказать старшекласснику: «Решай сам». Есть страх, что подросток наломает дров, попадет под влияние сверстников. Поэтому все больше мам и пап выбирают запреты вместо компромиссов. Лишь бы их чадо не попало в беду. 

Выход есть: разговаривайте с сыном или дочерью, выстраивайте доверительные отношения, без ультиматумов и истерик. Обязательно хвалите подростка, поддерживайте его, и вы избежите многих проблем.

P.S. Даже если пока не все получается, не переживайте. Идеальных родителей не бывает, впрочем как и идеальных детей. Самое главное, что вы можете дать своему ребенку — любовь. Приумножайте ее и вдохновляйте самого родного человечка на большие и маленькие победы. За вдохновением для себя заходите в раздел «Женское предназначение».

Источник

Нужно ли развивать детей с малолетства или дать им насладиться беззаботным детством? Споров среди экспертов на эту тему не мало. Одни говорят, что развивать ребенка нужно, другие же напротив – считают это занятие бесполезным и даже вредным. Давайте разбираться в этой теме.

Развитие детей раннего возраста

Так сложилось, что нам от племянника достались развивающие материалы “Умница”, в которые входили такие наборы, как “Говорим с пеленок”, “Читаем с пеленок”, “Математика с пеленок”, “Творчество” и “Английский язык”.

Подробнее о данной системе Вы можете прочитать на сайте Умницы

А если Вам нужна скидка на весь ассортимент Умницы 10%, то кликайте тут

Я прочитала очень много статей на тему раннего развития малышей. Мнения были противоречивые. Но все же я сделала выбор в пользу развития ребенка – думаю, плохо уж точно не будет.

Что Важно – развитие ребенка по системе “Умница” осуществляется только при желании самого ребенка. Если малыш не хочет заниматься, то просто убираем все материалы в сторону и возвращаемся к ним через какое-то время, когда ребенок сам захочет заниматься.

Процесс развития ребенка

Мы начали заниматься по данной системе, когда ребенку исполнилось 3 месяца. Сначала ему нравилось, было очень интересно. Все занятия происходят в игровой форме, но со временем интерес ребенка сошел на нет, и мы просто перестали заниматься.

Совет: не спешите покупать кучу наборов для развития ребенка. Попробуйте сначала один набор, если ребенку понравится, тогда есть смысл покупать остальные. В противном случае, Вы просто выкинете деньги на ветер. А еще лучше взять у знакомых попробовать такие развивашки.

Через какое-то время, мы вернулись к занятиям. У ребенка появился опять интерес заниматься. Тут главное не “насиловать” ребенка. Не хочет – не надо. В раннем возрасте для ребенка развитие должно ничем не отличаться от игры. Ему должно быть интересно.

Для нас сейчас наборы “Умница” – это своего рода игрушки и сценарии игр с ребенком. И это особенно Важно для меня, так как я не мастер придумывать во что поиграть с ребенком.

Совет: покупайте набор “Английский язык”, если Вы сами более-менее его знаете. Или хотите тоже в нем разобраться и его изучить. У меня такой задачи не было. К тому же, мой уровень английского языка оставляет желать лучшего, поэтому мы вообще не занимаемся по данному набору. Он у нас просто стоит.

Общее развитие ребенка

Нам повезло и наборы “Умница” мы получили бесплатно. Однако, стоимость их достаточно высока. Конечно, если у Вас есть возможность купить их или любые другие развивашки для своего ребенка, то это того стоит.

Если же денег нет, не беда. Заниматься с ребенком можно и без дорогостоящих наборов. Никто не отменял всем нам знакомые с детства потешки, сказки, песенки, различные игры на развитие мелкой моторики. Тем более в интернете информации предостаточно, главное желание и наличие свободного времени.

Результаты развития малышей и детей дошкольного возраста

Результаты наших занятий с малышом таковы, что мы начали рано говорить слова. Ребенок сам показывает много считалочек и потешек. И, в принципе, общее развитие ребенка опережает развитие его сверстников. Пока более детально мне сложно судить.

Однако, у меня есть много знакомых, которые занимались по данной системе раннего развития малышей, в результате их дети отличники в школе и им гораздо легче учиться, чем всем остальным. Они лучше усваивают информацию.

Пишите в комментария как Вы считаете нужно ли развивать детей или же это пустая трата времени? Поделитесь своим опытом развития ребенка. Какие результаты? Есть ли они вообще? Кто занимался по системе “Умница” как Вам данная система?

Если Вам понравилась моя статья, ставьте лайки, делитесь ей со своими друзьями в соцсетях, и подписывайтесь на мой канал

Читайте так же:

10 КНИГ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ПРОЧЕСТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ

ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ПЛОЩАДКЕ – ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

СТРОГОСТЬ & ДРУЖБА! ЭФФЕКТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ПАПА И РЕБЕНОК – СОЗДАНИЕ КРЕПКОГО СОЮЗА. ОСТОРОЖНО! МОГУТ НАЧАТЬ ДРУЖИТЬ ПРОТИВ МАМЫ

Источник