Кто автор концепции развития субъектности ребенка в трудовой деятельности

1. Укажите наиболее точные понятия «дошкольная педагогика»:

1. Дошкольная педагогика – это наука об обучении детей дошкольного возраста.

2. Дошкольная педагогика – это наука о воспитании детей от рождения до поступления в школу.

3. Дошкольная педагогика – это наука об образовании и развитии детей дошкольного возраста.

4. Дошкольная педагогика – это искусство воспитания, обучения детей дошкольного возраста.

5. Правильного ответа нет.

6. Не знаю

2.Укажите наиболее точное определение понятия «обучения»:

1. Обучение – это целенаправленный, планомерный процесс передачи учащимся знаний, умений, навыков.

2. Обучение – это процесс взаимосвязанной, последовательно изменяющейся деятельности воспитателя и ребенка, направленный на формирование знаний, умений, навыков, всестороннее развитие ребенка.

3. Обучение – это процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучающимися, в результате которого у обучающихся формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.

4. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, в ходе которого осуществляется образование, разностороннее развитие личности.

5. Правильного ответа нет.

3.Укажите наиболее точные значения понятия « педагогика»:

1. Педагогика – область практической деятельности

2. Педагогика – искусство воспитания

3. Педагогика – область научного знания, наука

4. Педагогика – наука и искусство

5. Правильного ответа нет.

4.В какое время педагогика стала оформляться как отрасль теоретического знания:

1. в 17 веке

2. в 18 веке

3. в 20 веке

4. в 1148 году

5. Правильного ответа нет.

5.С чьим именем связано становление научной педагогики:

1. Ж.Ж. Руссо

2. Я.А. Коменский

3. К.Д. Ушинский

4. И.Г. Песталоцци

5. Не знаю

6.Выделите источники педагогики как науки:

1. Литература

2. Искусство

3.. Религия

4. Народная педагогика

5. Педагогическая практика

7.Выделите отрасли современной педагогики:

1Философия

2. Дошкольная педагогика

3. Психология

4. История педагогики

5. Педагогика школы

8.Какая отрасль педагогики изучает теоретические основы воспитания детей с нарушениями в развитии:

1. Частные методики

2. Коррекционная педагогика

3. Возрастная педагогика

4. История педагогики

5.. Правильного ответа нет.

9.Связь педагогики с какими науками наиболее существенна:

1. Философия

2. Психология

3. Анатомия и физиология

4. Информатика

5. Математика

10.Укажите методы педагогического исследования:

1. Наблюдение

2. Изучение теоретических источников

3. Анкетирование

4. Лабораторный эксперимент

5. Не знаю

11.Укажите характеристики процесса воспитания:

1. Воспитание – вечная категория

2. Воспитание – общественное явление

3. Воспитание – историческое явление

4. Воспитание – постоянно меняющееся явление

5. Воспитание – функция педагога

12.К разряду основных педагогических понятий относятся:

1. Личность

2. Образование

3. Деятельность

4. Метод

5. Педагогический процесс

13. Укажите, что является предметом дошкольной педагогики как науки:

1. Ребенок

2. Закономерности развития ребенка

3. Закономерности воспитания ребенка

4. Взаимодействие педагога с ребенком

5. Задачи педагогики

14.В какой книге впервые была представлена система дошкольного воспитания:

1. «Великая дидактика» Я.А. Коменский

2. « Материнская школа» Я.А. Коменский

3. «Здравствуйте, дети» Ш.А. Амонашвили

4. «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский

5. « Поучение детям» В. Мономах

15. Свободный ответ. Обоснуйте, как вы понимаете слова великих педагогов:

1.Ш.А. Амонашвили: « Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя»

2. К.Д. Ушинский: « В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

3. К..Д. Ушинский: « Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».

4. В.А. Сухомлинский: « Истинное воспитание совершается только тогда, когда есть самовоспитание»

Тест по дошкольной педагогике « Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

1.Выберите наиболее полное определение трудового воспитания:

а) взаимодействие педагога и ребенка с целью формирования положительного отношения к труду и психических качеств, необходимых для трудовой деятельности

б) способ привлечения дошкольника к труду

в) целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования положительного отношения к труду

г) взаимодействие взрослого с ребенком по формированию способности к труду

2. Назовите исследователей проблем трудового воспитания дошкольников:

а) М.В. Крулехт

б) Д.В. Сергеева

в) С.Л.Новоселова

г) М.И. Лисина

3. Выберите виды труда дошкольников:

а) производительный труд

б) хозяйственно-бытовой

в) ручной

г) прикладной

4.Назовите автора концепции развития субъектности ребенка в трудовой деятельности:

а) Л.С. Выготский

б) М.В. Крулехт

в) Д.Б. Эльконин

г) А.В. Запорожец

5. Выберите способы организации коллективного труда дошкольников:

а) индивидуальный

б) труд рядом

в) совместный труд

г) общий труд

6. Выберите формы организации труда дошкольников:

а) самообслуживание

б) трудовое поручение

в) дежурство

г) совместный со взрослым труд

7.Определите компоненты труда как деятельности:

а) мотив

б) результат

в) прием

г) способ

8. Назовите принципы трудового воспитания детей дошкольного возраста:

а) принцип добровольности участия

б) принцип наглядности

в) принцип диалогового общения

г) принцип гуманизации

9. Определите специфические особенности дежурств:

а) всегда идут от взрослого

б) являются обязанностью

в) это труд для других

г) являются добровольными

10. Какие компоненты отражают способность детей к трудовой деятельности:

а) овладение системой знаний

б) желание трудиться

в) наличие обобщенных трудовых умений

г) наличие специальных трудовых умений

11.Назовите средства трудового воспитания дошкольников:

а) трудовое обучение

б) самостоятельная трудовая деятельность

в) ознакомление с трудом взрослых

г) пословицы и поговорки о труде

12.Отметьте специфические особенности хозяйственно-бытового труда:

а) имеет цикличность

б) сопровождает любую деятельность

в) используется только в младшем дошкольном возрасте

г) цель отдалена во времени

Читайте также:  Развитие ребенка в теории ж пиаже выделяются

13.Какие формы организации трудового воспитания характерны для детей младшего дошкольного возраста:

а) совместный со взрослым труд

б) самообслуживание

в) самостоятельная трудовая деятельность

г) длительные поручения

14.Какие виды труда характеры для детей старшего дошкольного возраста:

а) коллективный труд

б) ручной труд

в) труд в природе

г) индивидуальный труд

15.В чем отличия трудовой деятельности от игры:

а) деятельность процессуальная

б) деятельность результативная

в) деятельность, осуществляемая в воображаемом плане

г) деятельность реалистическая

Ответы на тестовые задания:

«Воспитание- ведущая функция дошкольной педагогики»

1.в 2.б 3.б4.а в5.а б г6.б7.а в г8.а9.а б в10.а б г11.а б в 12.а б в13. б14.а б в15.а б в

« Ребенок и социум

1.а б в 2.б3.а б4.б5.а б в 6. а 7.а 8.б в9.а б в10.а б в11.а 12.а б13.б в14.а в г15.в

Воспитание здорового ребенка»

1.б 2. б в г 3. а б в 4.а в г 5.а б 6. а в г 7. а б в 8. в 9. б в г 10.а б в 11. а б г 12. а б в 13. а б г 14. а 15. а б в

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой

1.а2.аб 3.а в4.а в5.а б6.а б7.а в8.а б9. а б 10.а в11. а в12.б13.а14.б15.а б

«Игровая деятельность дошкольника

1.а б в г2.а в 3.а 4.а в д5.в 6 а7.а8.а б в9.в г д 10.г 11.а б в12.б г д13.б в г14.а15.а б в д16.а б17.а г д ж18.а б г д

Система дошкольного образования

1.а в2.а б г3.б4.а в г5.а б в6.а б г7.а8.а г9.а б г10.а11. а12. а в13.а 14.а б в г15.а

Обучение детей дошкольного возраста

1.б2.б в3. а б 4.а5. б6.а б7. б в 8.а9.в10.а б11. б 12.б 13.а14.б в15.а б в

Дошкольная педагогика как наука

1.2 32. 33.3 4.15.2 6.3 4 57.2 4 58. 9.1 2 310.1 2 311.1 2 312.2 4 513.3 14.215.

« Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

1.а 2. а,б 3. б,в 4. б 5. б, в,г 6. б в г 7. а,б,г 8. а,в,г 9.б,в 10. а,в,г 11. а,б,в 12. а, б 13. а 14. б,в 15. б,г

Источник

Материалы: Н.В. Митрофановой

МДК 02.02. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Декабрь 2018

Тест « Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

1. Выберите наиболее полное определение трудового воспитания:

а) взаимодействие педагога и ребенка с целью формирования положительного отношения к труду и психических качеств, необходимых для трудовой деятельности,

б) способ привлечения дошкольника к труду.

в) целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования положительного отношения к труду,

г) взаимодействие взрослого с ребенком по формированию способности к труду

2. Назовите исследователей проблем трудового воспитания дошкольников:

а) М.В. Крулехт,

б) Д.В. Сергеева,

в) С.Л. Новоселова,

г) М.И. Лисина

3. Выберите виды труда дошкольников:

а) производительный труд

б) хозяйственно-бытовой

в) ручной

г) прикладной

4.Назовите автора концепции развития субъектности ребенка в трудовой деятельности:

а) Л.С. Выготский,

б) М.В. Крулехт,

в) Д.Б. Эльконин,

г) А.В. Запорожец

5. Выберите способы организации коллективного труда дошкольников:

а) индивидуальный,

б) труд рядом,

в) совместный труд,

г) общий труд

6. Выберите формы организации труда дошкольников:

а) самообслуживание,

б) трудовое поручение,

в) дежурство,

г) совместный с взрослым труд

7. Определите компоненты труда как деятельности:

а) мотив,

б) результат,

в) прием,

г) способ

8. Назовите принципы трудового воспитания детей дошкольного возраста:

а) принцип добровольности участия,

б) принцип наглядности,

в) принцип диалогового общения,

г) принцип гуманизации

9. Определите специфические особенности дежурств:

а) всегда идут от взрослого,

б) являются обязанностью,

в) это труд для других,

г) являются добровольными

10. Какие компоненты отражают способность детей к трудовой деятельности:

а) овладение системой знаний,

б) желание трудиться.

в) наличие обобщенных трудовых умений,

г) наличие специальных трудовых умений

11. Назовите средства трудового воспитания дошкольников:

а) трудовое обучение,

б) самостоятельная трудовая деятельность,

в) ознакомление с трудом взрослых,

г) пословицы и поговорки о труде.

12. Отметьте специфические особенности хозяйственно-бытового труда:

а) имеет цикличность,

б) сопровождает любую деятельность,

в) используется только в младшем дошкольном возрасте,

г) цель отдалена во времени

13. Какие формы организации трудового воспитания характерны для детей младшего дошкольного возраста:

а) совместный с взрослым труд.

б) самообслуживание,

в) самостоятельная трудовая деятельность.

г) длительные поручения

14. Какие виды труда характеры для детей старшего дошкольного возраста:

а) коллективный труд,

б) ручной труд,

в) труд в природе,

г) индивидуальный труд

15. В чем отличия трудовой деятельности от игры:

а) деятельность процессуальная,

б) деятельность результативная.

в) деятельность, осуществляемая в воображаемом плане,

г) деятельность реалистическая

16. Программа детского дошкольного учреждения предусматривает следующие виды детского труда:

а) самообслуживание,

б) труд в природе,

в) ручной труд,

г) хозяйственно-бытовой труд,

д) дежурство

17. Установите правильную последовательность вовлечения детей в эту деятельность:

а) коллективный труд,

б) поручения,

в) дежурство

18. Главная цель трудового воспитания:

а) формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

б) воспитание позитивных установок к различным видам труда и творчества,

в) Воспитание трудолюбия

19. С какого возраста дети приобщаются к труду:

а) с раннего возраста,

б) с младшего возраста,

в) со старшего возраста 20 . Труд является содержанием образовательной области: а) физическое развитие, б) познавательное развитие, в) социально-коммуникативное развитие, г) художественно-эстетическое развитие

Читайте также:  Особенности развития семимесячного ребенка

Материалы: Митрофановой Н.В.

МДК 02.02. Теоретические основы

организации трудовой деятельности дошкольников

Февраль 2019

Тестовый контроль знаний

I. Инструкция. Впишите фамилии авторов приведенных выражений.

1) Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. Начинаться оно должно в игре. Ответ: __________ .

2) Ребят с юных лет надо воспитывать так, чтобы они умели и любили трудиться.

Ответ: __________ .

II. Инструкция. Выделите кружком задачи по трудовому воспитанию дошкольников.

1) Труд самих детей.

2) Ознакомление с трудом взрослых и воспитание к нему положительного отношения.

3) Требование от каждого ребенка выполнения трудовых действий.

4) Формирование у детей определенных трудовых умений и навыков.

5) Воспитание личностных качеств, связанных с отношением детей к труду.

6) Постоянное привлечение детей к труду.

7) Формирование некоторых навыков организации индивидуальной и общей работы.

8) Воспитание коллективных навыков.

III. Инструкция. Соедините стрелкой, в каких формах труда осуществляются указанные виды.

1) Самообслуживание.1) Поручения.
2) Хозяйственно-бытовой труд.2)Дежурства.
3) Труд в природе.3) Коллективный труд.
4) Занятия по труду.4) Ручной труд.

IV. Инструкция. Укажите способ организации трудовой деятельности:

1) Каждый ребенок выполняет задание от начала до конца с общим результатом _________

2) Каждый ребенок выполняет лишь часть общего задания, многократно повторяя действия ________ .

3) Организуется во всех группах. Выполняют дети задание, находясь рядом, и не зависят друг от друга. ________ .

V. Инструкция. Установите последовательность коллективной работы между детьми.

А. Распределение предстоящей работы между детьми.

Б. Мотивация труда.

В. Обсуждение результатов работы.

Г. Выполнение заданий.

Ответ: 1. ____ . 2. ____ . 3. ____ . 4. _____ .

Материалы: Н.В. Митрофановой

Примерное содержание трудовых поручений

Источник

Аннотация. В статье обоснуется субъектность как интегральное качество личности. Авторы считают, что игнорирование субъектно-личностной составляющей сущностных основ личности приводит к духовному обнищанию. По их утверждению, на образовательной практике недостаточно актуализируется субъективная составляющая восхождения личности в «духовное-Я». Потому взрослые должны быть осведомлены о сути субъектного подхода, механизмах и условиях активизации субъектных позиций ребенка в нравственном поведении.

Ключевые слова: субъектность личности, духовная деятельность, дошкольный возраст, активизация субъектности, нравственное поведение.

Становление личности невозможно без развития субъектности человека. Потому в мире современного образования обращенность к внутреннему миру ребенка как к субъекту жизни, культуры, образования становится приоритетной задачей (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, И.С. Якиманская, М.Н. Берулава, Г.А. Берулава, В.И. Слободчиков, Ю.П. Зинченко и др.).

В психологическом словаре субъектом (от лат. subjectus- лежащий внизу, находящийся в основе)признается индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом, как другом. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что «человек не объект различных воздействий, но и субъект, который, изменяя внешнюю природу, изменяет и свою собственную личность, сознательно регулирующую свое поведение. И развитие человека, в конце концов, является не чем иным, как становление личности – активного и сознательного субъекта человеческой истории. Развитие личности является не продуктом взаимодействия различных внешних факторов, а «самодвижением» субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим» [3, с. 158]. В концепции А.Н. Леонтьева субъект – это «активное, преобразующее начало», т.е. становление субъектности личности детерминировано активной деятельностью самого человека, его активной мотивацией, творческой позицией. По В.А. Петровскому, субъект – это целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо. Доктор психологических наук А.А. Плигин в труде «Развитие субъектности школьников: от методологии – к образовательной концепции и технологии» указывает, что ребенок с момента своего рождения является субъектом своей непроизвольной активности. Его субъектность развивается, проходя самобытный путь преобразований, затрагивая различные структуры индивидуального опыта. Психолог подчеркивает, что становясь субъектом своего развития, ребенок переходит от овладения изменениями внешнего мира к овладению изменениями собой.

Ребенок является субъектом и своей духовной деятельности, но на образовательной практике недостаточно актуализируется субъективная составляющая восхождения личности в «духовное-Я». «Взращивание» личностного смысла осуществляется в основном через актуализацию объективной составляющей, «выпадают» механизмы субъектизации (интериоризация, рефлексия и т.д.). Любые образовательные, воспитательные воздействия важны, эффективны, если они опосредуются самой личностью. По С.Л. Рубинштейну развитие личности является не продуктом взаимодействия различных внешних факторов, а “самодвижением” субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим. Для субъектности свойственны такие качества человека как активность, осознанность, креативность, ответственность, рефлексивность и др.

Академик Г.А. Берулава [1] указывает, что человек не просто отражает объективное содержание тех или иных событий и явлений, но одновременно фиксирует свое отношение к ним, переживаемое в форме интереса, эмоции. Понятие смысла ассоциируется не с контекстом, а с подтекстом, апеллирующим к аффективно-волевой сфере. По утверждению академика, дифференциация образа мира только на сенсорную и рациональную составляющие малоэффективна, поскольку в действительности это целостное интегративное образование, синтетическая когниция. Г.А. Берулава так же считает, что достаточно условно и подразделение образа мира на уровень, продуцируемый научными знаниями и уровень, формируемый эмпирическим социокультурным опытом, поскольку в реальной жизнедеятельности образ мира предстает в качестве определенного гештальта отношения к миру, в котором соотношение двух вышерассмотренных факторов всегда индивидуально. Такой подход свидетельствует о необходимости признания именно «души объектом педагогического влияния» и переосмысления парадигмы современного образования детей как ценностно-смыслообразующая.

Духовно-гуманистическую личность можно развивать только на основе амплификации способов, путей восхождения к ценностям-идеалам и актуализации именно субъектно-личностной составляющей ценностности. Именно игнорирование субъектно-личностной составляющей сущностных основ личности приводит к духовному обнищанию. Безусловно, субъектность присуща человеку на всем протяжении его жизни, но в то же время человек настолько субъектен, насколько способен «восходить» в духовное пространство, насколько соизмеряет (в эмоциональном, когнитивном, поведенческом и коммуникативном планах) себя с теми ценностями, которые присущи в социуме, жизни и культуре. По утверждению Н.Я. Большуновой [2], субъектность человека есть квинтэссенция индивидуальности, она заключается в способности быть причиной самого себя, опираясь на свое духовное-Я, осуществляя себя в выборе социокультурного пути развития посредством соизмерения с социокультурными образцами, как мерами, в которых представлена композиция ценностей, свойственная определенному типу культуры.

Читайте также:  Как влияет игрушка на всестороннее развитие ребенка

Однако решение этой задачи затруднено рядом теоретических и методических проблем. В частности, недостаточно разработан междисциплинарный подход к изучению механизмов формирования ориентации детей на общечеловеческие и этнокультурные ценности.

В контексте изучаемой проблемы необходимо подчеркивать взгляды В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.Э. Франкла и др., подтверждающие о бесконечности человека. Высказывание В.Э. Франкла «Быть человеком – значит выходить за пределы самого себя. Я бы сказал, что сущность человеческого существования заключается в его самотрансцендировании» [5, с.51] говорит о необходимости обогащения некоторых подходов к изучению сущностных свойств личности, позволяющих быть социальным и духовным существом.

Психологи Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Ю.П. Зинкевич, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Н.Ф. Талызина и др. утверждают, что нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания. Доказано, что при благоприятных педагогических условиях к семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как важнейший показатель его субъектности в духовно-нравственном развитии. По данным исследований Н.А. Талызиной, зарождение чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте. Задача воспитателей состоит в том, чтобы создать условия для активизации субъектных позиций ребенка в нравственном поведении. Академик считает, что постепенно такое поведение приобретает характер привычки. На этой стадии онтогенеза следует обратить особое внимание не только на позитивное взаимодействие и ценностное отношение детей друг к другу, но и на отношение взрослых к детям. Становление и развитие предпосылок субъектности ребенка в дошкольном возраста во многом зависит от отношений взрослых к нему как к личности изменяющейся, развивающейся «здесь» и «теперь». В зависимости от отношения взрослого у ребенка формируются основы ценностного отношения к миру, побуждается работа глубинного внутреннего плана. Потому взрослые, т.е. родители, воспитатели должны не только знать, что они являются образцами для выработки основ субъектности у детей, но и должны быть осведомлены о сути субъектного подхода, механизмах и условиях формирования субъектности, субъектной позиции ребенка в общении и его отношениях к окружающей действительности.

В дошкольном детстве возникновение у ребенка попытки управлять своим поведением, принятие нормативного поведения в общении и взаимодействии со своими сверстниками говорит о формировании субъектности социального характера. По утверждению Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте происходит формирование новых мотивов деятельности, усвоение этических норм поведения и моральных чувств, оказывающих регулирующее влияние на все поведение и поступки ребенка. Психолог подчеркивает: «… можно решительно отвергнуть представление о том, будто детям дошкольного возраста недоступна никакая другая этика, кроме этики эгоцентризма. Понимание дошкольника как существа асоциального, чуждого каких бы то ни было этических норм, которому недоступны моральные чувства и который руководствуется в своей жизни только собственным удовольствием, опровергается имеющимися фактическими материалами. Дошкольный возраст выступает как возраст интенсивного усвоения моральных чувств. Особенно важно, что усвоение чувства долга, связанное с выполнением моральных правил взаимоотношений с другими людьми (взрослыми, сверстниками, младшими), и формирование долга в качестве мотива деятельности имеют важнейшее значение для перехода к обязательному школьному обучению» [6, с. 166].

Возникновение у ребенка в дошкольном возрасте, наряду с практическим действием, внутреннего плана действия позволяет осмысливать мотивы поступков, сформулировать свое эмоционально-ценностное отношение и оценку.

Безусловно, для развития субъектности ребенка необходимо обеспечение психолого-педагогических условий, которые предусматривают:

– формирование творческой активности, развитие ценностности универсальной бесконечности, сущностных сил и способностей ребенка, его самостоятельности, индивидуальности;

– оказание квалифицированной помощи педагогам в организации мониторинговой, психолого-педагогической, социально-педагогической деятельности, реализации коммуникативной, планово-прогностической, контрольно-аналитической, организаторской и др. функций.

При этом принципы аксиологизации, диалогизации, индивидуализации и др., а также культуроформирующая направленность, смыслопорождающая ориентированность технологии, должны определить готовность педагогов к совместной деятельности с детьми. Как считает А.Г. Асмолов, личности появляются, когда их обучают личности. В формировании субъектности ребенка дошкольного возраста важен учет его развития в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а также в «зоне вариантного развития» (А.Г. Асмолов).

Таким образом, субъектность, как интегральное качество личности, способствует развитию у ребенка активности, креативности, рефлексивности, осознанности, ответственности и др. В субъектно-активной деятельности, как подчеркивают Г.К. и А.Г. Селевко, «человек воспроизводит себя в качестве социально значимого индивида, реализующего эту значимость с большей степенью самостоятельности и собственного выбора» [4, с.157].

Квалифицированный подход к развитию субъектности ребенка создает благоприятные условия для стимулирования его внутренних побуждений к творческой деятельности, осознанию собственных возможностей для дальнейшего саморазвития.

Литература:

  1. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. – М. : Высшая школа, 2003.
  2. Большунова Н.Я. Субьектность как социокультурное явление. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2005.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
  4. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М. : Народное образование НИИ школьных технологий, 2002.
  5. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
  6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /Под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989.

Источник