Ксвп ребенку 3 года

Ксвп ребенку 3 года thumbnail

Основным методом исследования слуха у детей в возрасте до 3-4 лет является регистрация слуховых вызванных потенциалов (КСВП, ASSR). Эти же обследования в обязательном порядке требуются для МСЭК при оформлении инвалидности до 7 летнего возраста. Иногда к ним приходится прибегать и в более позднем возрасте, например, у детей с психическими заболеваниями, когда выполнение инструкций врача невозможно. КСВП и ASSR также входят в перечень необходимых обследований перед кохлеарной имплантацией.

Очень трудно переоценить важность регистрации слуховых вызванных потенциалов. Этот инструмент способен на очень многое, без него просто невозможна работа сурдолога в детском возрасте – от диагностики до настройки слуховых аппаратов, установление показаний к оперативному лечению. Но этот метод имеет один существенный недостаток – он почти всегда требует состояния сна. Строго говоря, можно его проводить и не во сне, но тогда обязательно состояние полного покоя, закрытые глаза и неподвижность, что практически невыполнимо у детей дошкольного возраста, а зачастую и старше. Все это усугубляется еще и тем, что длительность обследования (если не имеет место нормальная слуховая функция) может достигать 40-60 минут и более.

Можно ли дать снотворное?

К сожалению, нельзя. В России таких препаратов для использования в детском возрасте нет. В некоторых зарубежных странах такая возможность существует. У нас иногда врачи пытаются рекомендовать какие-то седативные препараты, направляют к неврологам для их выписывания, но все эти вещества не обладают существенным эффектом и не помогают в большинстве случаев. Встречаются родители, которые самостоятельно пытаются дать или даже «уколоть» какое-либо средство ребенку. Хочу от этого предостеречь: во-первых, это небезопасно, во-вторых, может привести к парадоксальному состоянию – возбуждению.

Тогда может под «наркозом»?

Это возможно, но к «наркозу» существуют определенные требования, которые могут быть соблюдены не в каждом лечебном учреждении. При его глубоком уровне, например, невозможно произвести регистрацию ASSR. Требуется предварительное обследование ребенка, привлечение дополнительных специалистов, оборудования. За рубежом основная масса исследований в возрасте от 6 месяцев до 7 лет производятся в состоянии седации. У нас наоборот, такие исследования в подавляющем числе случаев проводятся в состоянии естественного сна и лишь в некоторых клиниках, нередко за весьма существенные деньги, в медикаментозном сне. При этом нужно понимать, что обычный сон безопаснее для ребенка, чем вызванный под воздействием препаратов.

Но иногда к «наркозу» приходится прибегать. Как правило, это дети с психиатрическими заболеваниями (например, аутизмом), когда даже заснувший ребенок отличается гиперчувствительностью и не дает установить наушники для исследования, сразу просыпается.

Подготовка ребенка для КСВП, ASSR в состоянии естественного сна

Непосредственно перед самим обследованием врач проводит ряд манипуляций – осмотр ушей, тимпанометрию, обработку кожи и установку электродов. Это обстоятельство нужно обязательно учитывать перед подготовкой.

Прежде всего необходимо понимать – ребенок не может обходиться без сна, любого ребенка можно «заставить» заснуть на необходимое время в нужном месте. Да, как ни банально, — это просто вопрос усилий родителей. Некоторые семьи считают, что сон и его продолжительность являются проблемой врача, особенно, когда исследования производятся в частной клинике. Однако, сурдолог не может насильно «усыпить» ребенка и если малыш плохо подготовлен, то исследование просто не состоится. Также нужно учитывать – чем глубже сон, тем быстрее и качественней будет произведено исследование.

Чем старше ребенок, тем требуется больше усилий для его подготовки. Самой благодатной группой являются дети до 6 месячного возраста. Хотя и они, случается, дают «прикурить».

Вот несколько советов, которые при индивидуальном подходе способны дать результат:

  1. Накануне обследования уложите ребенка спать на 1-2 часа позже обычного.
  2. В день назначенного обследования разбудите ребенка намного раньше – чаще рекомендуют на 1-2 часа, но иногда эту цифру нужно существенно увеличить. Однажды, у меня были родители, которые всю ночь не давали спать своему чаду.
  3. Если дело касается малышей, целесообразно держать их немного голодными и накормить уже в кабинете врача после команды на засыпание и проведения всех подготовительных манипуляций.
  4. Захватите с собой свое домашнее постельное белье, подушку, игрушки, одеяло, к которым ребенок привык.
  5. Если вам далеко ехать до клиники, желательно переночевать недалеко от нее и максимально сократить время, проведенное в транспорте. Дело в том, что в дороге (машина, автобус и т.д.) дети очень хорошо засыпают, а нам это совсем не нужно.
  6. Нельзя дать заснуть ребенку в процессе подготовки ни на минуту. Дети они такие – им достаточно 1-2 минут, чтобы «сбить» сон и дальше радовать окружающих своим бодрствованием.
  7. Очень важно привести или принести ребенка в утомленном состоянии, но ни в коем случае уже заснувшего. Подготовительные мероприятия детей будят и исследование приходится переносить.
  8. Использование переносных устройств (коляски, люльки, автокресла и т.д.) не всегда возможно, но иногда оказывает существенную помощь. Согласуйте вашу модель заранее с доктором.
  9. Обследование на руках родителей очень тяжких труд прежде всего для них самих. При этом ребенка все равно придется беспокоить – одно ухо будет прижато к телу помощника, но за него нужно присоединить электрод, а также установить на «прикрытую» сторону наушник.
  10. Не одевайте на ребенка одежду с высоким воротником и капюшоном – это затрудняет работу врача.
Читайте также:  Ребенок отказывается от дневного сна 3 года

Обследование может производится за нескольких визитов, но это не совсем удобно для родителей и сурдолога. Крайне желательно, чтобы продолжительность одной «сессии» составляло хотя бы 15 минут.

Ссылки по теме:

  • Аудиометрия
  • Что делать, если ребенок не прошел аудиологический скрининг?
  • Тимпанометрия
  • Регистрация КСВП
  • Регистрация ASSR
  • Почему слух у детей исследуют во сне?
  • Как сделать так, чтобы ребенок заснул для исследования слуха (КСВП)?
  • Что лучше: КСВП или аудиограмма?
  • Проверка слуха при подозрении на аутизм, задержке психо-речевого развития

Источник

* Услуга предоставляется не во всех центрах «Радуга звуков»

Современная медицина предлагает много разнообразных исследований для выявления нарушений слуха. Дети старше двух лет, взрослые и пожилые люди могут проходить тесты, которые предполагают активное взаимодействие врача и пациента. Но что делать, когда обследование требуется новорожденному или ребенку доречевого возраста? В этом случае проводятся обследования с помощью вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ) и коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП).

Обязательный ОАЭ-скрининг и КСВП новорожденных для раннего выявления проблем

По данным ВОЗ на февраль 2017 года 330 миллионов взрослых и 30 миллионов детей страдают от потери слуха, приведшей к инвалидности. Тенденция к увеличению числа людей с ухудшением или потерей слуха наблюдается еще с 90-х годов прошлого века. В нашей стране с этой проблемой пытаются справляться на государственном уровне, поэтому обязательный аудиологический скрининг детей первого года жизни проводится с 1996 г.

Основными причинами врожденных нарушений слуха ВОЗ называет:

  • низкий вес ребенка при рождении;
  • кислородное голодание у ребенка во время родов;
  • неправильное употребление лекарств во время беременности;
  • тяжелое течение желтухи у новорожденного, приводящее к повреждению слухового нерва.
  • краснуху, сифилис и некоторые другие инфекции, перенесенные матерью во время беременности;

Также было доказано, что снижение слуха наблюдается в 2,5 раза чаще у детей, проведших больше двух дней в отделении интенсивной терапии для новорожденных.

В целях раннего обнаружения врожденных заболеваний проводится аудиологический скрининг методом отоакустической эмиссии. Метод основан на регистрации специфических сигналов, которые посылают неповрежденные рецепторы слуховой системы (волосковые клетки) в ответ на импульс определенной громкости. Исследование совершенно безболезненно для ребенка и занимает всего несколько минут. Если эмиссия проходит – значит ребенок слышит. Если же результат отрицательный, то вполне вероятно наличие проблем в среднем или внутреннем ухе. В этом случае желательно пройти исследование КСВП.

Метод КСВП для полноценной диагностики нарушений

Метод исследования КСВП основан на регистрации коротколатентных вызванных потенциалов.

Слуховые вызванные потенциалы – это колебания электрического напряжения (потенциала), возникающие в слуховых восходящих путях в ответ на звуковые стимулы, начиная от волосковых клеток улитки внутреннего уха и заканчивая в слуховой зоне коры головного мозга. Эти электрические колебания в экспериментальных условиях могут быть зарегистрированы непосредственно с нейронов (нервных клеток), но в клинической практике СВП регистрируют с поверхности кожи.

В диагностике слуха детей КСВП применяется для следующих целей:

  • Определения порогов слышимости широкополосного шума и тонов аудиометрических частот.
  • Установления показаний к слухопротезированию и кохлеарной имплантации.
  • Диагностики периферических и центральных нарушений органа слуха.
  • Диагностики слуховой нейропатии.
  • Расчета требуемых электроакустических параметров слуховых аппаратов при слухопротезировании.

Подготовка и процесс проведения обследования

КСВП обследование длится около двух часов. Врачу требуется время, чтобы правильно настроить сложный аппарат.

Ребенок должен находиться в максимально расслабленном состоянии, поэтому дети до 1 года проходят обследование в состоянии естественного сна. Нужно постараться изменить режим ребенка так, чтобы к моменту проведения процедуры он хотел спать. Накануне уложите ребенка попозже и поднимите пораньше. Желательно покормить малыша непосредственно перед началом исследования.

Чтобы получить достоверные результаты, нужно уменьшить электрическое сопротивление кожи в местах приложения электродов. Врач протирает кожу головы и ушей ребенка спиртовым раствором, а затем размещает три электрода, которые и будут регистрировать потенциалы с кожи. Два из них закрепляются на лбу, а один на мочке уха. Для подачи звуковых стимулов в наружные слуховые проходы вводят мягкие поролоновые аудиометрические вкладыши.

Далее доктор производит калибровку аппарата: уменьшает физиологические и внешние шумы. В ухо ребенка посылаются щелчки и звуки определенной частоты. Аппарат фиксирует полученные короткие сигналы и выдает результаты в виде графиков, которые расшифровывает врач.

Читайте также:  Если ребенку 3 года и он не разговаривает что делать комаровский

КСВП-скрининг новорожденных

КСВП-скрининг является более точным методом скрининга, чем отоакустическая эмиссиия. Это единственный метод, способный выявить нарушения во всех слуховых органах. В многочисленных западных исследованиях указывается, что примерно 10 % случаев врожденного нарушения слуха связаны с повреждениями слухового нерва. Эти повреждения может выявить только КСВП-скрининг.

КСВП-обследование при слухопротезировании детей

Начальный подбор слухового аппарата для детей можно проводить на основе КСВП-обследования. Полученные пороговые результаты вводятся в специальную компьютерную программу, которая преобразует показатели в ожидаемые пороги слышимости. По этим данным программа автоматически рассчитывает параметры слухового аппарата – усиление, выходной уровень звукового давления, частотную характеристику.

Объективная аудиометрия (ASSR)

Проведение объективной компьютерной аудиометрии показано маленьким детям, которые пока что не могут, в силу возраста, пройти стандартную процедуру снятия аудиограммы. В отличие от КСВП-скрининга, ASSR-обследование показывает, как головной мозг реагирует на звуки разной мощности и частоты. С помощью ASSR врач может определить, как меняется слух ребёнка на разных частотах. Исследование проводится во сне: ребёнка укладывают спать в привычное для него дневное время, для снятия показаний на лоб и за ушными раковинами крепятся электроды. ASSR-тест нужен, в первую очередь, для подбора и настройка слухового аппарата. 

Лучшие специалисты по КСВП-исследованиям – в центрах “Радуга Звуков” *

КСВП – сложный диагностический метод, поэтому проводить обследование должны специально обученные врачи высокой категории на новейших аппаратах. Два этих условия строго соблюдаются в центрах хорошего слуха “Радуга Звука”. Наши специалисты регулярно проходят курсы повышения квалификации, используют в работе новейшие методики и оборудование.

Одним из главных преимуществ наших центров является доступная цена и высокий уровень сервиса. Обращайтесь в центры “Радуга Звуков” – мы умеем и любим работать с детьми!

* Услуга предоставляется не во всех центрах «Радуга звуков»

Источник

Для подтверждения нормальной слуховой функции.

Ксвп ребенку 3 года

Для диагностики степени и формы снижения слуха.

Для получения данных при настройке слуховых аппаратов и систем кохлеарной имплантации.

При тяжелых случаях снижения слуха для отбора и направления на операцию по кохлеарной импланации.

Как вспомогательный тест при постановке диагноза «слуховая (аудиторная) нейропатия».

Для объективной оценки динамики состояния слуховой функции.

При прохождении сурдологического обследования и присвоения инвалидности по слуху.

Ксвп ребенку 3 года

Также это исследование проводят пациентам с расстройствами аутистического спектра, поскольку симптомы этого заболевания могут быть ошибочно приняты за глухоту.

Ксвп ребенку 3 года

Интерпретировать результаты КСВП должен врач сурдолог-оториноларинголог с высокой квалификацией и большим практическим опытом работы. Врачи-диагносты МастерСлухТМ проходят отдельный курс обучения по выполнению КСВП и правильной постановке диагноза с опорой на результаты теста.

Ксвп ребенку 3 года

Обычно в заключении указывают уровень «громкости», на котором определяется V пик (в норме – до 25–30 дБ в зависимости от типа используемого стимула). Это является отправной точкой для постановки диагноза.

Чем КСВП отличается от схожих по методологии тестов ASSR и АСВП?

ASSR-тест иногда ошибочно принимают за аналог КСВП.
Однако это не так:

Данным способом невозможно диагностировать слуховую нейропатию.

Ксвп ребенку 3 года

Полученную информацию анализирует компьютерная программа, а не живой человек.

На результат теста могут влиять различные факторы, в числе которых:

Глубина наркоза (в случае его использования).

Глубина сна/покоя пациента.

Электромагнитные помехи.

АСВП (автоматический слуховой вызванный потенциал)
также относится к объективным методам диагностики с компьютерной
интерпретацией результата:

«ПРОШЕЛ» – означает, что у пациента (с высокой долей вероятности) отсутствуют патологии слуха.

«НЕ ПРОШЕЛ» – свидетельствует о возможности нарушений и является показанием к более углубленным тестам.

Данный вариант применяют в случаях, когда нужно провести скрининг или подтвердить, что слуховая функция в норме.

Поэтому для получения максимально достоверных результатов используют именно регистрацию КСВП.

Как готовиться к КСВП:
памятка для родителей

Ксвп ребенку 3 года

Детям старшего возраста и взрослым пациентам регистрацию КСВП можно проводить и в состоянии бодрствования, однако в этом случае придется лежать строго неподвижно и с закрытыми глазами.

Маленьким пациентам тест проводят в состоянии естественного глубокого сна (реже – под наркозом). Регистрация КСВП может занимать до 1,5–2 часов. Поэтому от родителей прежде всего требуется «утомить» ребенка:

Накануне уложите малыша спать на два часа позже.

Утром разбудите его на два часа раньше.

Чтобы ребенок поскорее уснул перед регистрацией КСВП, ему можно дать успокоительный чай, покормить или провести привычный малышу ритуал отхода ко сну.

Ксвп ребенку 3 года

Не давайте спать по дороге в медицинский центр.

Источник

Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке развития речи у ребенка (если к 2 годам ребенок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребенка.

Читайте также:  Что делать если ребенок постоянно плачет и капризничает 3 года

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

  1. Невролог. Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет. Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.
  2. Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты — ребенок 1 г. 10 мес.).
  3. Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы. Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга. В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).
  4. Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Источник