Кружок по развитию речи у ребенка

Настя Чернядьева
Программа кружка по речевому развитию «В стране слов» для старшей группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №98 Алые паруса»

Программа кружка по речевому развитию

«В стране слов»

Для старшей группы

«Осьминожки»

Воспитатель:

Чернядьева Анастасия Алексеевна

2019

Программа кружка по речевому развитию

«В стране слов»

Пояснительная записка

Познавательно-речевое воспитание ребенка включает в себя формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты и умение рассказать все это. Для речевого развития ребенка необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Художественное творчество развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Цель программы

Развивать творческие и словесные способности детей, корректировать речь и эмоциональное развитие отдельных детей. Развивать фантазию, воображение. Учить элементам творческого рассказывания.

Задачи программы

Образовательные:

– Формирование и развитие фонематического слуха

Развитие произносительных умений

– Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией

– Знакомство со слоговой структурой слова

– Формирование умения правильно строить предложение

– Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по

картинкам, используя простые предложения

– Расширение словарного запаса детей

– Формирование и развитие звуко – буквенного анализа

Развивающие:

Развитие слухового восприятия

Развитие графических навыков

Развитие мелкой моторики

– Приобщение детей к художественной литературе

Воспитывающие:

– Воспитание умения работать самостоятельно при выполнении заданий

– Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

Сроки реализации программы

Возраст: программа рассчитана для детей 5-6 лет.

Режим занятий: С сентября 2019 года по май 2020 года. Занятия проводятся со всей группой. Занятие проходит один раз в неделю во вторник во второй половине дня, продолжительность занятия 25 минут.

Формы и методы

Словесные формы обучения: Устное изложение. Беседы.

Наглядный метод обучения: Показ иллюстраций; показ, исполнение педагогам. Наблюдение. Работа по образцу.

Практические методы о бучения: Игры, игровые упражнения, ситуации.

Ожидаемый результат:

Развить речь, память, умение составлять самостоятельно небольшие рассказы, сказки, истории.

Воспитать любовь к литературным произведениям и народному фольклору.

Планирование работы на сентябрь

Тема и цель занятия План занятия

Занятие № 1

Заучивание стихотворения об осень.

Цель: Учить детей заучивать наизусть стихотворение. Миновало лето,

Осень наступила,

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

Занятие № 2

Рассказ по картине

«Кошка с котятами».

Цель: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения, подбирать точные слова для характеристики действий Кошке и котятам изображенными на картине, придумывать концовку;

Занятие №3

Составление описательного

рассказа о предметах посуды

Цель: Учить детей составлять короткий по стихотворению и описательный

рассказ о предметах посуды; учить сравнивать различные предметы по материалу, по размеру, назначению.

Вспомнить с детьми названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый,активизировать

употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая- мелкая, большой – маленький, высокий

– низкий) многозначных слов

(глубокий, мелкий); закрепить умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный)

Занятие №4

«Сказка с волшебными растениями»

Цель: Вспомнить сказки, в которых есть сказочные, волшебные растения, связанные с героями этих сказок. Развить память, воображение.

Выяснить в каких знакомых сказках присутствуют растения, которые совершают волшебство

(«Аленький цветочек», «Дюймовочка», «Цветик семицветик»).

Дать возможность вспомнить их самостоятельно.

Планирование работы на октябрь

Тема и цель занятия План занятия

Занятие № 1

Рассказывание о личных впечатлениях на тему: «Наши игрушки.

Цель: Учить давать описание внешнего вида игрушки

рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома; закрепить умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными

предложениями.

Занятие № 2

Заучивание стихотворения про осень «Осенний букет»

Цель: продолжать учить детей заучивать стихи наизусть.

Детский сад, детский сад

На прогулке будет рад –

Соберем скорей букет

Ах, каких в нем листьев нет.

Вот коричневый дубовый,

Золотистый весь кленовый.

Желтый от березы лист,

А у ивы – серебрист.

Красный – у рябинки,

Бурый – у осинки.

Листья все огнем горят.

В ладошках крепких у ребят.

Мы букет поставим в вазу

И станем любоваться сразу.

Занятие №3

«Добрые и злые герои»

Цель: Учить различать добро и зло, осторожно относиться к плохим поступкам и характерам героев. Вызвать состояние переживания, сочувствия, желания помочь.

Обсуждение русских народных сказок «Мальчик с пальчик», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой»

Занятие №4

«Сочиняем рассказы о животных»

Цель: Развивать способность к самостоятельному творчеству, умению составлять описательный рассказ о любимом животном

Предложить детям сочинить рассказ о любимом домашнем животном. Придумать необычную ситуацию, разрешенную с помощью воображения, фантазии детей.

Планирование работы на ноябрь

Тема и цель занятия План занятия

Занятие №1

«Природа добрая и злая»

Цель: Научить детей видеть связь человека, животных с природой, ответ на добрые и недобрые отношения людей и животных к природе.

Вспомнить с детьми произведения,в которых природные явления показывают свое отношение к поступкам героев: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лиса и кувшин»

Занятие №2

«Внешнее превращение героев»

Цель: Развивать в детях стремление к справедливости, к сравнению, способность к анализу, память. Учить различать вымысел и реальность, перенося их в творчество.

Вспоминать с детьми сказки, в которых главные герои превращаются в животных, птиц, других людей – «Иван Царевич и Серый Волк», «Сказка о мертвой царевне», «Кот в сапогах», «Золушка» .

Занятие №3

«Волшебные предметы в сказках»

Цель: Предложить развивать фантазию, воображение, желание с помощью волшебных предметов делать добро

Предложить детям придумать, что они могли бы сделать хорошего, доброго с помощью предметов из сказок (скатерть- самобранка, волшебная дудочка, горшочек.

Занятие №4

«Сочиняем сказку»

Цель: Учить детей самостоятельно творить, радоваться своему успеху и успеху сверстников. Развивать творческие способности.

Побуждать детей придумывать сказки вместе с родителями и записать их. Радоваться своему успеху своих и сверстников.

Планирование работы на декабрь

Тема и цель занятия План занятия

Занятие № 1

Заучивание стихотворения о зиме

«Пришла зима»

Цель: продолжать учить заучиванию стихотворения наизусть

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается!

Занятие № 2

Составление рассказа по картине

«Река замерзла»

Цель: продолжать учить составлять рассказ по картине

При описании событий помочь деткам указывать место и время действия; тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; закреплять

правильное произношение звуков с и ш.

Занятие № 3

Составление рассказа на тему

«Игры зимой»

Цель: Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыт Помочь детям отчетливо и внятно произносить

фразы, насыщенные словами со звуками

с и ш; говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи.

План работы на январь

Тема и цель занятия План занятия

Занятие № 1

«Как добро побеждает зло»

Цель: Развивать в детях стремление к справедливости, веру в победу добра над злом при отрицательном отношении к жестокости.

Побуждать детей предлагать разнообразные, знакомые сказки для выявления добра, которое всегда побеждает зло. Поддерживать у детей позицию осуждения героев с плохими поступками.

Занятие №2

«Чем заканчиваются сказки»

Цель: Продолжать развивать у детей веру в победу добра над злом, воспитать чувство уверенности в своих силах, учить мечтать.

Вспомнить с детьми несколько окончаний сказок. Побуждать радоваться хорошему окончанию и счастью героев.

Занятие №3

«Любимые герои сказок»

Цель: Выявить отношение детей к различным героям сказок. Развивать память, речь.

Вызвать желание рассказать сверстникам о своем сказочном герое, на которого они хотят быть похожи.

План работы на февраль

Тема и цель занятия План занятия

Занятие №1

Заучивание стихотворения о зиме

«Снегопад»

Цель: продолжать учить заучиванию стихотворения наизусть

Снегопад, снегопад!

Засыпает снегом сад,

И болота, и луга,

И речные берега,

И тропинки горные,

И поля просторные.

Все кругом белым-бело,

Все дороги замело.

В белых ватниках дубки,

Ели в белых платьицах.

Рады зайцы-беляки:

Легче будет прятаться.

Занятие № 2

Составление описательного рассказа на тему «Зима»

Цель: Учить при описании событий

указывать время действия, используя разные типы предложений

Предложить деткам интересную игру используя ситуацию «письменной речи»

(ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ,добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки ц и ч, приучать правильно пользоваться

вопросительной интонацией.

Занятие №3

«Что заставляет добрых героев пуститься в дорогу»

Цель: Вызвать у детей эмоциональное состояние сопереживания, желание помочь. Предложить детям в названных ими сказках найти причину, подвергающую способность спасать друзей, родных и т. д.

Занятие № 4

Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Цель: Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов и выразительно Объяснить деткам значение слова жать, составлять предложения с заданными словами, учить в игре составлять из отдельных слов предложение, учить произносить предложения с разными оттенками интонации

(сердитая, просительная, ласковая)

План работы на март

Тема и цель занятия План занятия

Занятие №1

Заучивание стихотворения о зиме

«Март»

Цель: продолжать учить заучиванию стихотворения наизусть.

Мы сегодня рано встали.

Нам сегодня не до сна!

Говорят, скворцы вернулись!

Говорят, пришла весна!

А на улице мороз.

Снег летит колючий,

И ползут по облакам

В белых шубах тучи.

Ждём, весна. Давным-давно,

А ты бродишь где-то!

Без тебя ведь не придёт

Солнечное лето

Занятие №2

«Сочини сказку любимой маме»

Цель: Вызвать желание у детей сочинить самую добрую сказку для самого дорогого человека в их жизни. Развивать воображение, фантазию, творческие способности.

Предложить несколько вариантов для сочинения сказки для мамы.

Учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя из двух, трех

слов – самостоятельно.

Занятие №3

«Чтение придуманной сказки о весне»

Цель: Вызвать желание у родителей, принимать участие в работе кружка, сочиняя вместе с детьми необычные истории. Развивать словесное творчество, самооценку и оценку других.

Предложить детям послушать сочиненные сказки о весне и выбрать лучшее с интересным сюжетом.

Занятие №4

«Где живут сказочные герои»

Цель: Развивать умение видеть в сказке место расположения героев сказки, разных животных, человека.

Предложить выяснить почему герои сказки оказываются в местах, в которых в обычной жизни они не живут или не находятся.

План работы на апрель

Тема и цель занятия План занятия

Занятие №1

«Драматизация сказки «Красная шапочка»

Цель: Развивать актерские способности, дружеские отношения, диалогическую речь, уверенность в себе.

Предложить детям сыграть разные роли в сказках и выяснить вместе со всеми, какие роли больше всего им удались.

Занятие №2

«Пушкин сказки нам писал»

Цель: Воспитывать любовь к произведениям А. С. Пушкина. Усидчиво, внимательно слушать сказки.

Вспомнить с детьми какие сказки А. С. Пушкина они знают, где слышали или видели экранизацию. Выяснить какая сказка лучше всего понравилась детям.

Занятие №3

«Литературная викторина по сказкам»

Цель: Развивать память, речь, быстроту логического мышления, слуховое внимание.

Предложить детям самостоятельно рассказывать отрывки из сказок. Отметить самых активных детей.

Занятие № 4

Сочинение рассказа на предложенную тему

Цель: Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет Уточнить и закрепить правильное произношение звуков л- л’, р – р’, изолированных, в словах и фразах; учить четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно, отгадывать загадки.

План работы на май

Тема и цель занятия План занятия

Занятие №1

Заучивание стихотворения о зиме

«Май»

Цель: продолжать учить заучиванию стихотворения наизусть

Распустился ландыш в мае В самый праздник — в первый день. Май цветами провожая, Распускается сирень.

Занятие № 2

Пересказ сказки В.Сутеева: «Кораблик»

Цель: Продолжать учить связно, рассказывать сказку.

Предложить деткам поговорить по ролям персонажей, соблюдать композицию сказки.

Занятие №3

«Весна похожа на сказку»

Цель: Побуждать детей наблюдать за прекрасным временем года. Весна, видеть красоту и волшебное превращение природы.

Выяснить у детей, как они относятся к Весне, к пробуждению природы, превращение ее в прекрасный рай.

Занятие №4

«Из чего же сделаны наши девочки и мальчики»

Цель: Развивать разговорную речь, умение составлять небольшой рассказ из личного опыта.

Дать возможность мальчикам высказать свое мнение о девочках и их отношение к ним.

Дать возможность девочкам высказать свое мнение о мальчиках.

Источник

Наталия Моор
Кружок по развитию речи «Говорушки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

«Утверждаю» Согласовано

Заведующий МКДОУ – ст. воспитатель

детский сад «Золотая рыбка» Килин А. С. /___

Карпушкина Н. М. /___

Программа кружковой деятельности

по развитию речи

в средней группе № 2

«Говорушки»

Воспитатель:

Моор Наталия Сергеевна

р. п. Краснообск 2016

Кружок «Говорушки»

Люди разговорчивые

говорят разборчиво,

Чисто, четко, внятно –

Каждому понятно.

С. Светлова

1. Пояснительная записка.

К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако, для детей данного возраста еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, быстрое снижение работоспособности.

Длительное пребывание ребенка в ДОУ создает благоприятные условия для проведения систематической работы над звуковой стороной речи.Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов: 1) обследование речи и произношения ребенка; 2) развитие правильной артикуляции; 3) закрепление правильного произношения в свободной речи; 4) Развитие фонетического восприятия; 5) навыки звукового анализа предложения и слова.

Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картинке, заучиванию стихотворения). Это в течение одного занятия трудно добиться, поэтому в ДОУ необходим кружок по развитию речи. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Все эти занятия направлены на формирование правильной речи ребенка, что является непременным условием успешного обучения ребенка в школе.

1.1. Информационная карта программы.

Тип: образовательная

Вид: авторская

Уровень: развивающий

Форма проведения занятий: подгрупповая

Интеграция образовательных областей:

1. Речевое развитие

2. Социально – коммуникативное развитие

3. Познавательное развитие

4. Художественно – эстетическое развитие

5. Физическое развитие

2. Актуальность кружка.

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки».

3.Цель:

Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

4. Задачи кружка:

Обучающие:

1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

2. Обогащать, активизировать речь детей.

3. Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.

4. Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

6. Учить подражать движениям взрослых.

Развивающие:

1. Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

2. Развивать интерес к народному творчеству.

3. Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4. Развивать внимание, зрительное восприятие.

5. Развивать согласованность движений обеих рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

2. Воспитывать любовь ко всему живому.

5. Методы проведения кружка:

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный – показ действий.

3. Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по средам.

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года – вводный, в конце года – итоговый).

6. Календарно – тематическое планирование кружка

1,2 неделя месяца – разучивание произведений фольклора, 3 неделя месяца -знакомство с народными сказками, 4 неделя месяца – разучивание пальчиковой игры.

Перспективное планирование занятий кружка по развитию речи «ГОВОРУШКИ» на 2016-2017 учебный год.

№ Тема занятия Дата Задачи

Сентябрь

1 Дидактич. Упражнение

«Кто что ест?» Активизировать в речи глаголы: лакать, грызть и т. п.

2 ЗКР «Скажи А» Отчетливо произносить звук «а». Находить его в слогах, словах (на слух).

3 Разучивание потешки

«Пальчик- мальчик» Приучать детей слушать речь воспитателя, повторять за ним. Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек.

4 Театр игрушек «Бычок смоляной бочок» Напомнить содержание сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз.

Октябрь

5 Дидактич. Упр «Скажи что слышишь?» Учить отчетливо, произносить отдельные звукосочетания. Укреплять голосовой аппарат, обогащать словарь детей.

6 Рассматривание картинок «Домашние животные» Учить детей самостоятельно называть животных, воспроизводить звукоподражание.

7 Разучивание потешки

«Киска, киска, киска брысь» Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек. Обратить особое внимание на произношение звука «С».

8 Театр игрушек «Репка» Вспомнить содержание сказки. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев.

Ноябрь

9 ЗКР «Произношение звука М» Приучать детей правильно и отчетливо произносить звук «м (мь)». Учить произносить звук с достаточной силой голоса. Учить произносить звук м в словах и глаголах.

10 «Волшебный кубик» Закрепить умение называть картинки на кубиках.

Отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы.

11 Заучивание потешки «Тень- тень потетень» Прививать любовь к художественному слову, умение слушать и понимать. Способствовать активному проговариванию слов потешек. Разъяснить непонятные детям слова.

12 Театр игрушек

«с базара» Познакомить с новым стихотворением. Инсценировка данного произведения. Закрепить знания по разделу «овощи».

Декабрь

13 ЗКР «Звук У» Отчетливо произносить звук «у». Находить его в слогах, словах (на слух).

14 Заучивание потешки «Лиса по лесу ходила» Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова. Обыграть потешку.

15 Дидакт упр. «Гости» Развивать связную речь. Напомнить вежливые слова. Учить детей рассматривать предметы, выделять детали. Закрепить умение общаться между собой.

16 Театр игрушек «Рукавичка» Вспомнить содержание сказки. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев.

Январь

17 Дидакт. Игра «Назови правильно» Закрепить слова по разделу «одежда», «мебель». Развивать связную речь.

18 Заучивание потешки. «Как у нашего кота» Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова. Обыграть потешку

19 Театр игрушек «Чей голос?» Учить детей самостоятельно называть животных, воспроизводить звукоподражание.

Февраль

20 Дидактич. Игра «Будь внимательным» Учить распознавать заданные звуки в словах и слогах.

21 Заучивание потешки «Пошел котик на торжок». Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова.

22 Театр игрушек «пошел котик на торжок» Приучать детей слушать речь воспитателя, повторять за ним. Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек. Побуждать детей повторять слова потешек. Добиваться понимания содержания поэтического произведения.

Март

23 Дидакт. Игра «Пчела» Развивать мелкую моторику рук. Закрепить произношение звука «Ж»

24 Заучивание считалочки «Раз, два, три…Негде зайчику скакать» Познакомить с новой считалочкой, развивать связную речь, добиваться чистого произношения звуков.

25 Рассматривание картинки «Таня и голуби» Учить составлять рассказ по картинке Развивать внимание, память

26 Театр игрушек «Дед хотел уху сварить» Познакомить с новыми стихами. Обыграть стихотворение.

Апрель

27 Речевая игра

«Автомобиль» Познакомить с новой игрой. Добиться четкого произношения слов.

28 Разучивание «Колыбельной» Вырабатывать умение повышать и понижать голос.

29 Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» Вспомнить содержание сказки. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев

Май

30 Дидакт. Игра «Эхо» Развивать слух, внимание, речь. Повторять слова за воспитателем и сверстниками.

31 Игра «Кто что делает?» Отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы. Учить внимательно рассматривать картину и называть изображенные на ней предметы и действия людей.

32 Сказочный калейдоскоп Закрепить знания о сказках, которые читали в течении всего года.

Источник