Крупном внутриутробном ребенке с опережением развития
28 Ноября 2011
Существует несколько степеней недоношенности новорожденных. Рассказываем подробно о каждой из них.
Если малыш рождается раньше срока – до 37 недели беременности – он считается недоношенным. Существует несколько степеней недоношенности новорожденных. Легкая, как правило, не представляет опасности для здоровья малыша, тяжелая – требует серьезного медицинского ухода.
Легкая степень недоношенности
Если малыш появляется на свет между 32 и 36 неделями беременности, современная медицинская помощь позволяет ему избежать проблем со здоровьем.
Грудное молоко для недоношенных
Полноценное кормление грудью доступно не всегда. Так, недоношенные дети, как правило, не имеют сосательного рефлекса – их кормят через зонд. Не обязательно переводит младенца на искусственное вскармливание. Сцеживание – это выход.
В отдельных случаях у детей с легкой степенью недоношенности не успевают окончательно созреть легкие. Им требуется дополнительная помощь при дыхании: искусственная вентиляция легких или дополнительная подача кислорода в первые дни жизни. У многих малышей с легкой степенью недоношенности возникают проблемы с питанием. Родившиеся до 34-35 недели, дети не способны сосать самостоятельно – их приходится кормить при помощи зонда. Поэтому малыши, появившиеся на свет в это время, вынуждены оставаться в детском отделении больницы или роддома еще несколько недель, пока не смогут начать самостоятельное питание. Кроме того, в течение нескольких недель все недоношенные дети могут испытывать проблемы с подержанием температуры тела. В этом случае их оставляют в кувезе – специальном боксе для новорожденных – для поддержания оптимальной температуры и наблюдения за сердечной деятельностью и дыханием. В дальнейшем, после выписки, родители должны тщательно следить за температурой тела ребенка. Недоношенных детей легко перегреть или простудить.
Средняя степень недоношенности
Ребенок рождается на свет на 28-31 неделях беременности. У детей, появившихся на свет на этом сроке, легкие еще не полностью созрели для дыхания. Как правило, им требуется помощь в виде искусственной вентиляции легких или подачи постоянного потока воздуха, обогащенного кислородом, для поддержания положительного давления в дыхательных путях. Большинству детей со средней степенью недоношенности такая помощь требуется в течение достаточно короткого времени. Если ребенок находится на искусственной вентиляции лёгких, его питание производят через внутривенный катетер. Дети, которые дышат самостоятельно, могут питаться материнским молоком через зонд до тех пор, пока не научатся самостоятельно сосать.
Сильная степень недоношенности
Малыш появляется на свет раньше 28 недели беременности. Раньше такие дети выживали крайне редко, но современная медицина позволяет выхаживать и таких малышей. Практически у всех детей, появившихся на этом сроке, легкие еще не развиты – большинству из них требуется искусственная вентиляция легких или подача потока воздуха, обогащенного кислородом. Легкие могут поддерживать функции дыхания с 22-24 недели внутриутробного развития, но альвеолы, необходимые для нормального усвоения кислорода, развиваются только на 28-30 неделях беременности. Кроме того, сильно недоношенные дети не могут самостоятельно питаться и поддерживать температуру тела. Родителям таких малышей надо понимать, что ребенок задержится в детском отделении надолго.
Чем опасно для детей появление на свет до срока?
У малышей, которые родились раньше 37 недели беременности, могут возникать проблемы, связанные не только с отсутствием сосательного рефлекса. Чем меньше срок, на котором родился ребенок, тем выше у него риск развития различных заболеваний, характерных для недоношенных детей.
Неразвитые легкие
Набольшую опасность представляют легочные нарушения. Например, синдром затрудненного дыхания новорожденных, при котором незрелые легкие малыша не могут полноценно расправиться. Для вдоха ребенку приходится прикладывать значительные усилия. Такие дети нуждаются в искусственном поддержании дыхания.
Остановка дыхания
У недоношенных детей еще не до конца сформирован дыхательный центр головного мозга. Если человек дышит недостаточно часто, команда из ствола мозга компенсирует это более глубоким дыханием. Новорожденные дети, напротив, дышат неглубоко и неравномерно, у них бывают периоды слишком медленного дыхания. Если они возникают слишком часто, врачи говорят о развитии остановки дыхания, или апноэ.
Девять месяцев
Пока вы ждете малыша, задумываете ремонт в детской и закупаете все необходимое, ваш ребенок растет и развивается. Узнайте, как живет малыш в эти девять месяцев.
Малыш с таким нарушением нуждается в постоянном наблюдении в первые недели жизни. По мере роста ребенка риск апноэ уменьшается.
Особенности сердца
Во время внутриутробного развития кровь ребенка практически не проходит через его легкие ввиду особенностей строения сердца. Сердце эмбриона выталкивает кровь из правого желудочка не в легочную артерию, а в аорту – через отверстие, которое называется артериальный проток. Вскоре после рождения у доношенных малышей он зарастает, а у недоношенных – может оставаться открытым. Это приводит к повышенной нагрузке на легкие и сердце. Такое состояние требует медикаментозного или даже хирургического лечения.
Инфекции, проблемы обмена и слепота
Инфекции поражают недоношенных детей чаще, чем малышей, родившихся в срок. Одна из причин такой уязвимости – незрелость иммунной системы, при которой антитела в крови ребенка вырабатываются в недостаточном количестве. Также опасны для недоношенных малышей и вирусные инфекции, которые у других младенцев вызывают лишь легкие симптомы простуды. Кроме того, у детей, появившихся на свет раньше срока, могут возникнуть проблемы с усвоением питательных веществ, а также недостаток гемоглобина, связанный с низкой скоростью образования красных кровяных телец – эритроцитов. У недоношенных детей может развиваться и поражение сетчатки глаза – ретинопатия недоношенных, без раннего лечения приводящая к слепоте. Именно поэтому недоношенные малыши должны оставаться под наблюдением врачей-неонатологов с самого рождения и до момента, когда их организм будет готов к самостоятельной жизни.
Самое важное
Ребенок, появившийся на свет даже до 28 недели беременности, может не только выжить, но и со временем догнать в развитии доношенных детей. Все недоношенные малыши требуют тщательного ухода и наблюдения врачей, чтобы избежать заболеваний, вызванных незрелостью их организма.
Чтобы оставить комментарий – необходимо быть авторизованным пользователем
Источник
Бывает, что будущие мамы слышат на приеме у лечащего врача или в кабинете УЗИ пугающе непонятную аббревиатуру – ЗРП. Ее расшифровка пугает еще больше: «задержка развития плода». Беременную женщину, столкнувшуюся с подобным диагнозом, мучает множество вопросов. Насколько опасно это состояние? Как оно отразится на здоровье малыша? Сможет ли он «наверстать» упущенное?
Взрослые люди не похожи друг на друга, и среди множества внешних отличий они разнятся ростом и весом. Даже один и тот же человек в различные периоды своей жизни может худеть или полнеть, и это не вызывает ни у кого тревогу. Другое дело совсем маленькие дети: для них рассчитаны четкие критерии, отклонение от которых свидетельствует о том, что с малышом что-то не так. И чем меньше ребенок, тем большее значение имеет соответствие его физического развития определенным нормам. А для оценки состояния внутриутробного развития плода его размеры – самый объективный критерий.
Вес ребенка при рождении имеет очень большое значение для его развития, особенно в первый год жизни, и оказывает влияние на состояние его здоровья в последующем. Дети, рожденные с низкой массой тела (до 2500 грамм), больше подвержены акушерским осложнениям: они хуже переносят роды, у них чаще, чем у детей с нормальным весом, развивается гипоксия и даже асфиксия, встречаются и неврологические нарушения.
Как следствие, эти малыши плохо адаптируются в новой жизни. В младенчестве они страдают от гипервозбудимости, повышенного или наоборот пониженного мышечного тонуса, вяло сосут и часто срыгивают пищу, плохо прибавляют в весе, могут несколько отставать в психомоторном развитии от своих ровесников. Даже в возрасте 7-8 лет такие детишки гиперактивны, неуклюжи и не умеют долго концентрировать внимание на необходимом предмете. Различия между здоровыми детьми и маловесными малышами стираются лишь к 9-10 годам, хотя по росту и весу они догоняют своих сверстников уже к двухлетнему возрасту. Однако последствия перенесенного состояния могут “аукнуться” уже во взрослом возрасте. Недавние исследования доказали связь между низким весом при рождении и повышенным риском развития сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, сахарного диабета и повышенного уровня липидов в крови – все эти болезни связаны с врожденной патологией эндокринной системы, наблюдающейся у маловесных детей. Поэтому такая патология как «задержка развития плода« (ЗРП или гипотрофия плода) заслуживает особого внимания.
ЗРП может быть симметричной, когда все органы уменьшены равномерно, и асимметричной, когда головной мозг и скелет соответствуют сроку беременности, а внутренние органы отстают в развитии. Причинами этого бывают курение, употребление алкоголя, хромосомные аномалии, инфекции, но чаще всего – фетоплацентарная недостаточность и другие состояния, приводящие к нарушению кровообращения: повышенное или пониженное артериальное давление, токсикозы второй половины беременности, сахарный диабет с повреждением сосудов, болезни почек и др.
На развитие гипотрофии плода влияет возраст матери. Дело в том, что организм слишком юных матерей (16-18 лет) просто еще не готов к предстоящим нагрузкам, а у более взрослых (32-40 лет) – чаще всего уже имеется “багаж” хронических заболеваний. Курение, пристрастие к спиртному и любым наркотикам явно способствуют развитию гипотрофии, поскольку вызывают выраженное сужение сосудов и уменьшают маточно-плацентарный кровоток. Увы, но достаточно часто гипотрофия наблюдается при многоплодной беременности, поскольку двум, а то и трём близнецам приходится делить, в буквальном смысле слова по братски, получаемые от мамы питательные вещества.
Одним из самых простых методов контроля развития плода является измерение размеров матки. Как только её можно будет легко прощупать над лоном – приблизительно на четвёртом месяце беременности, при каждом визите врач будет измерять высоту дна матки, а во второй половине беременности еще и окружность живота на уровне пупка. Это позволит доктору ориентировочно судить о размерах плода. Очевидно, что эти показатели недостаточно объективны, ведь на их величину влияют и толщина передней брюшной стенки, и количество околоплодных вод, и телосложение женщины.
Самым точным методом диагностики является применяющаяся в нашей Клинике ультразвуковая биометрия, при которой измеряется и оценивается несколько параметров плода. Наиболее традиционным является измерение головки, животика и бедренной кости, но если у врача есть сомнения, он проведёт и дополнительные измерения. Точность диагноза обеспечивается высокой квалификацией врача, проводящего исследование, отличной разрешающей способностью нашего УЗ-сканера “Sonix OP” и возможностью проведения допплерометрического исследования. УЗИ также контролирует количество околоплодных вод, выявляет признаки нарушения работы плаценты, а также изменения кровотока в ней, что помогает врачу достаточно точно поставить предварительный диагноз и начать лечение. Для уточнения диагноза мы проводим доплеровское исследование сосудов плаценты, пуповины и крупных сосудов плода, а также кардиотокографию (КТГ), которая позволяет регистрировать сердцебиение плода и характер изменений частоты его сердечных сокращений в ответ на шевеления или на сокращения матки. Важно, что нормальные данные доплерометрии и КТГ – даже при наличии низкого веса свидетельствуют о благополучии малыша. Если при обследовании не было выявлено никаких отклонений, то становится понятным, что речь идет о здоровом маловесном плоде. В этом случае женщину мы просто наблюдаем, не проводя никакой терапии.
Первые признаки ЗРП могут обнаружиться при таком исследовании уже в 24-26 недель, и при этом чаще отмечается её симметричная форма. Возникновение же гипотрофии после 32 недель более характерно для асимметричной формы, причём обычно к ней присоединяется и гипоксия плода.
Выявленную задержку развития плода необходимо лечить. Цель лечения в этом случае – не «откормить ребенка», а нормализовать обменные процессы и поддержать жизненные функции плода. Конечно, успех лечения во многом зависит и от того, насколько своевременно оно начато. Для лечения гипотрофии применяется большой арсенал медикаментов. Оно должно быть индивидуальным, с учетом причины, вызвавшей ЗРП в данном конкретном случае и направленным на терапию и заболеваний женщины, и осложнений беременности. Для будущих мам, вынашивающих маленького ребенка, очень важно полноценное питание, богатое витаминами и животными белками, а также режим с ограничением физической активности. Хотя переедать не стоит, помня о том, что излишества в рационе совсем не приводят к пропорциональному увеличению количества питательных веществ, отбираемых плацентой для плода.
В зависимости от тяжести состояния плода, лечение проводят амбулаторно, например, в нашем дневном стационаре, или в родильном доме. Хотя, как известно, дома и стены помогают, но в тяжелых случаях лучше не отказываться от госпитализации. В больнице проще наблюдать за состоянием мамы и малыша, а значит, и оказать более эффективную помощь. Эффект от проведения лечебных мероприятий необходимо постоянно контролировать при помощи УЗИ и КТГ, которые обычно назначаются с интервалом в 2 недели, а при необходимости и чаще. Лечение ЗРП почти всегда дает хорошие результаты. В большинстве случаев удается наблюдать адекватный рост плода: например, за 7-10 дней размеры плода увеличиваются соответственно, а не отстают еще больше, что считается вполне удовлетворительным результатом.
Метод и сроки родоразрешения во многом зависят от состояния плода. Если лечение ЗРП проходит успешно и малыш растёт, то не имеет смысла торопить события, поскольку к концу беременности он может достигнуть вполне приличных размеров. Если же, несмотря на все усилия, ребенок не набирает вес или имеет еще какие-либо проблемы, то прибегают к досрочному родоразрешению. При сроке беременности близком к доношенному и готовых родовых путях обычно стимулируют естественную родовую деятельность. При этом роды ведут под тщательным врачебным контролем. Однако если малыш настолько слаб, что обычные роды будут слишком большим испытанием для него, то прибегают к операции кесарева сечения. Женщинам, у которых диагностируется гипотрофия плода, необходимо выбрать роддом, на базе которого организована современная служба выхаживания маловесных детей, ведь такому ребенку важно оказать квалифицированную помощь с первых минут жизни.
Но лучший способ предотвратить эту проблему – профилактика. При планировании беременности необходимо пройти тщательное обследование у специалистов, санировать очаги хронической инфекции, распрощаться с вредными привычками. Иногда беременным из группы высокого риска по ЗРП мы рекомендуем курсы медикаментозной профилактики на сроках до 12 недель, в 20-23 и 30-32 недели, в состав которых входят сосудорасширяющие средства и витамины.
Источник
С точки зрения поведения между новорожденным и 32-недельным плодом есть небольшая разница. Результаты новых исследований дали основание предполагать, что плод может чувствовать, видеть сны и даже получать удовольствие от прослушивания «Кота в сапогах». В обсуждениях абортов об этом никогда не говорится.
Сцена, которая всегда будет вызывать мурашки по телу: малыш, всего несколько секунд от роду, все еще влажный от выделений из матки, берется на руки уставшими, но счастливыми родителями. Они с восхищением наблюдают тем, как их ребенок напрягается и корчится, кривит рот, издавая звуки, и открывает глаза. Для каждого, кто наблюдает эту трогательную сцену, становится очевидным: появление на свет – это точка отсчета всего, начало начал.
«Но это не так,» – заявляет Джанет ДиПетро, психолог из Университета Джонс Хопкинс – «Рождение – это большое событие, но это обычный факт в развитии. Ничего интересного с точки зрения неврологии не происходит».
Применяя сложнейшее высокочувствительное оборудование, ДиПетро и другие ученые наблюдают сегодня за тем, как плод развивается в утробе матери. На 32 неделе беременности – за два месяца до того, как ребенок будет готов к появлению на свет «в срок», – плод ведет себя практически как новорожденный. И это продолжается все следующие 12 недель.
Опровергая ранее существующие представления о жизни младенцев в утробе матери, последние исследования ученых доказывают:
К 9 неделям плод может икать и реагировать на громкие звуки. К концу второго триместра он может слышать.
Совсем как взрослые, плод переживает стадию быстрого сна (сон с быстрым движением глаз).
Плод пробует пищу матери, впервые улавливая предпочтения в еде, присущие культуре, еще в утробе.
Среди прочих умственных умений, плод может отличить голос матери от голоса незнакомого человека, а также реагировать на знакомую сказку, прочитанную ему.
Даже недоношенный ребенок все осознает, чувствует, реагирует и приспосабливается к тому, что его окружает.
Плод реагирует на определенные стимулы, но это не значит, что это должно стать целью более глубоких исследований. Фактически сенсорная стимуляция плода может привести к аномальной адаптации в дальнейшем.
Сегодня ученые знают, что основы человеческого поведения начинают закладываться очень рано – фактически спустя несколько недель после зачатия. Задолго до того, как женщина обычно узнает о своей беременности, уже начинают формироваться мозговые клетки эмбриона. К 5 неделям орган, похожий на маленького червячка, уже начинает самый важный этап в человеческом развитии: формирование складок и извилин коркового слоя, участка мозга, который в последствии позволит растущей личности двигаться, думать, говорить, планировать и творить.
К 9 неделям развивающийся мозг эмбриона позволит ему шевелить телом, икать и реагировать на громкие звуки. К 10 неделям – шевелить руками, «дышать» околоплодной жидкостью, разжимать челюсть и вытягиваться. К концу первого триместра он зевает, сосет и глотает, а также чувствует запах и прикосновения. К концу второго триместра он может слышать, а концу беременности и видеть.
Восприимчивость плода
Ученые, которые ежедневно наблюдают за развитием плода, считают, что большую часть времени плод спит, а не отрабатывает свои новые умения. На 32-й неделе сон занимает 90-95% времени в сутки. Часть этого времени плод спит глубоким сном, часть – быстрым сном, и еще часть он находится в промежуточном состоянии, которое является результатом деятельности развивающегося мозга, и которое отличается от сна новорожденного, ребенка и взрослого. В стадии быстрого сна плод двигает глазами подобно тому, как это делают взрослые, и многие ученые считают это сном. ДиПетро предполагает, что плод видит сны о том, что он знает – об ощущениях, которые он испытывает в утробе.
Ближе к появлению на свет плод спит от 85% до 90% времени, как новорожденный. В промежутках между моментами короткого сна плод испытывает «что-то вроде периода бодрствования», – таково мнение эволюционного психолога, кандидата наук Уильяма Файлера, который совместно с коллегами из университета Колумбии наблюдает циклы сна и бодрствования для того, чтобы выявить примеры нормального и аномального развития мозга, а также сделать возможные прогнозы относительно синдрома внезапной смерти новорожденного. «Мы фактически спрашиваем плод: на что ты обращаешь внимание? Адекватно ли действует твоя нервная система?» – говорит Файлер.
Движения плода
Независимо от того, спит или бодрствует человеческий эмбрион, он производит более 50 движений в час, изгибая и растягивая тело, двигая головой и мышцами лица, конечностями, исследуя свое теплое и влажное пространство на ощупь. Хайделайз Альс, кандидат наук, психолог-эволюционист Гарвардского медицинского колледжа, говорит: «Удивительно, сколько тактильных ощущений испытывает эмбрион: он прикасается рукой к лицу, одной рукой к другой руке, соединяет стопы, прикасается стопой к ноге, рукой к пуповине».
Альс уверена, что между условиями жизни недоношенных детей в больницах и условиями, в которых они бы развивались внутриутробно, есть несоответствие. Многие годы она работала над тем, чтобы изменить условия, в которых развиваются недоношенные дети, таким образом, чтобы они могли изгибаться, держать колени вместе и прикасаться руками к предметам, как они делали бы внутри утробы на протяжении еще нескольких недель.
Наряду с этими простыми движениями ДиПетро также отмечает несколько странных действий плода, например, «облизывание стен матки и буквально прогулки по чреве – отталкивание ногами от стенок матки». В отличие от первенцев, второй и следующие дети имеют в распоряжении гораздо больше пространства для этих маневров. После первой беременности матка становится больше, пуповина длиннее, что позволяет плоду свободно двигаться внутри. Второй и следующие дети могут иметь более развитую внутриутробную моторику и быть более активными после рождения, – предполагает ДиПетро.
Плод внимательно наблюдает за движениями матери. «Когда мы наблюдаем за эмбионом на УЗИ, и мать начинает смеяться, мы можем заметить, как он переворачивается вниз головой, «пружинит» на голове, как на трамплине, «бум-бум-бум», – говорит ДиПетро. «Когда мать видит это на экране, она еще сильней начинает смеяться, а эмбрион еще чаще «прыгать». А мы удивляемся, почему взрослея, люди любят кататься на американских горках».
Вкусовые ощущения плода
Причины того, что взрослые люди любят острый перец и пряные приправы, возможно, также связаны с внутриутробным развитием. К 13-15 неделям зачатки вкусовых рецепторов уже выглядят как у взрослых, и врачи знают, что околоплодная жидкость, окружающая эмбрион, на вкус напоминает смесь карри, тмина, чеснока, лука и других специй с материнского стола. Ощущают ли их эмбрионы, еще не выяснено, но ученые обнаружили, что недоношенные дети, рожденные на 33-й неделе, сильнее сосут подслащенную соску, чем простую резиновую.
«В течение последнего триместра плод проглатывает до литра околоплодных вод в день», – отмечает Джули Менелла, кандидат наук, биопсихолог из Центра Монелл, изучающего ощущения, возникающие под действием химических раздражителей, в штате Филадельфия. Она считает, что вкус околоплодных вод может служить «переходным звеном» к вкусу грудного молока, которое также содержит привкус продуктов с материнского стола.
Слуховые ощущения плода
Неясно, ощущает эмбрион вкус или нет, но то, что он слышит, не вызывает сомнений. Появившийся на свет недоношенный ребенок (24-25 недель) реагирует на звуки вокруг него, – говорит Альс, – то есть его слуховой аппарат должен функционировать еще в утробе. Многие беременные отмечают внутри толчки и внезапные удары сразу после того, как захлопнулась дверь, или завелся двигатель автомобиля.
Материнская утроба не является тихим местом, даже если вышеописанные звуки не проникают вовнутрь. Ученые, поместившие гидрофон в матку беременной женщины, уловили с его помощью звуки, похожие на фоновый шум в квартире, – сообщает ДиПьетро. Это звуки, издаваемые при движении крови по сосудам матери, урчание в ее животе и кишечнике, а также тембр ее голоса, «отфильтрованный» через ткани, кости и жидкости, голоса других людей, проходящие сквозь стенки матки. Файфер обнаружил, что сердечный ритм плода замедляется, когда мать говорит, он предположил, что плод не только слышит и узнает звуки, но и успокаивается, слыша их.
Зрительные ощущения плода
Зрение развивается последним. Ребенок, рожденный значительно недоношенным, может видеть свет и формы. Ученые предполагают, что плод обладает той же способностью. Как в утробе нет абсолютной тишины, так и нет абсолютной темноты. Файлер считает: «Возможно, имеется достаточно зрительных раздражителей, проходящих через ткани материнского организма, чтобы плод мог реагировать, когда мать находится в ярко освещенном помещении, как например, при приеме солнечных ванн”.
Японские ученые сообщают даже об особых реакциях плода на вспышки света рядом с животом матери. Тем не менее, другие исследователи считают, что подвергать плод (или недоношенного ребенка) воздействию света раньше, чем он будет способен его воспринимать, может быть опасным. Высокая концентрация кислорода в воздухе долгое время считалась причиной нарушений сетчатки у недоношенных детей, в то время как фактически они могли быть вызваны избыточным воздействием света на определенном этапе развития, говорит Альс из Гарварда.
Мозговые клетки шестимесячного плода, рожденного примерно на 14 недель раньше положенного срока, не готовы воспринимать сигналы от глаз, передавать их в отдел головного мозга, отвечающий за зрение, и оттуда в лобные доли, где интегрируется зрительная информация. Когда плод вынужден видеть слишком много и слишком рано, – говорит Альс, – форсированные зрительные ощущения могут привести к аберрациям (отклонениям) в развитии головного мозга.
Познавательная деятельность плода
Наряду со способностью чувствовать, видеть и слышать, плод обладает способностью изучать и запоминать. Эти виды деятельности могут быть рудиментарными, автоматическими и даже вызванными биохимическими реакциями. Например, плод, впервые реагируя на раздражитель, со временем прекращает это делать при регулярном повторении того же раздражителя. Файфер обнаружил, что, реагируя на голос матери, плод демонстрирует примитивный способ запоминания, называемый привыканием.
Но плод проявляет гораздо большие способности. В 80-х годах профессор психологии и кандидат философских наук Энтони Джэймс Ди Каспер с коллегами из университета Гринсборо (штат Северная Каролина) провели исследование, доказавшее, что ребенок может изменять темп сосания груди в зависимости от музыки, звучащей в данный момент в надетых на него наушниках. С помощью этого исследования Ди Касперу удалость показать, что в течение нескольких часов после рождения ребенок уже может отличить голос матери от голоса другого человека, а также сделать предположение о том, что ребенок узнал и запомнил его еще в утробе матери в последние месяцы беременности, хотя не факт, что он сделал это сознательно. Совсем недавно Ди Каспер обнаружил, что новорожденный предпочитает слушать сказки, ранее слышанные им в утробе – «Кот в сапогах» в данном эксперименте, – а не новые истории, рассказанные ему вскоре после рождения.
Но и это еще не все. Новорожденные не только могут отличить речь матери от речи другого человека, – они запоминают и узнают даже мелодику и элементы речи матери. Установлено, что младенцы предпочитают слышать речь матери на родном языке, нежели ее же или речь другого человека на иностранном.
Наблюдая за изменениями сердечного ритма плода, психолог, кандидат наук Жан Пьер Леканю вместе со своими коллегами из Парижа также подтвердили, что ребенок уже в утробе матери различает как тембр голоса, так и элементы речи: он успокаивался при чтении знакомой сказки знакомым голосом, изменение же голоса чтеца или текста сказки уже не вызывали изменений в его поведении.
Плод реагирует на изменение тембра голоса и темпа сказки, а не на определенные слова, – отмечает Файфер, – но вывод тот же: плод может слышать, запоминать и вспоминать услышанные им внутриутробно звуки, и ему (как и всем нам) нравится ощущение комфорта и спокойствия, исходящее от знакомого.
Личность плода
Не секрет, что дети рождаются с определенными отличительными особенностями поведения, которые определяют их темперамент. Но каким образом и на какой стадии внутриутробного развития закладываются особенности поведения плода – является предметом глубоких исследований.
Первое официальное исследование темперамента плода было проведено Ди Пьетро и его коллегами в 1996 году. Они фиксировали сердцебиение и двигательную активность плода 6 раз, начиная с 31-й недели и до рождения, а затем сравнили с аналогичными данными после рождения (с эксперименте были исследованы более 100 детей). В результате было обнаружено следующее: дети, которые были активны еще в утробе матери были более возбудимы после рождения. Те же, которые имели нерегулярный режим сна и бодрствования внутри утробы матери, спали меньше и хуже и после рождения.
«Поведение не начинается с рождения, – говорит Ди Пьетро, – оно начинает складываться задолго до этого и развивается по определенным законам». Одним из наиболее важных факторов, влияющих на развитие, являются окружающие плод условия жизни. По словам Альс из Гарварда, плод получает огромное количество гормонов от матери, поэтому на его хронобиологические ритмы влияют циклы сна и бодрствования матери, ее порядок приема пищи, ее движения.
Гормоны, вырабатываемые матерью под действием стресса, также могут иметь важное значение. Ди Пьетро обнаружил, что чем больше подвержена стрессу будущая мать, тем более активен плод, и тем более восприимчив к раздражителям ребенок. «Наибольшее количество стресса испытывает в период беременности работающая женщина,» – говорит Ди Пьетро, – «В наши дни женщины работают практически до самого дня родов, несмотря на то, что возможные последствия еще не изучены до конца. Так принято в нашей культуре, но я считаю это неразумным».
Альс соглашается с тем, что работа может стать огромным стрессом, но подчеркивает, что гормоны в период беременности помогают блокировать стресс и у матери, и у плода. Индивидуальные реакции на стресс тоже имеют значение. «Беременная женщина, которая решила работать, отличается от женщины, которая решила не работать», – объясняет она.
Она также отличается и от женщины, которая вынуждена работать. Исследования Ди Пьетро показали, что плод малообеспеченной женщины отличается нейроповеденчески – он менее активен, с более слабым сердцебиением, чем плод женщины среднего класса. “Кроме того, малообеспеченная женщина подвержена большему стрессу во время работы, чем женщина среднего класса”, – отмечает она. Ди Пьетро предполагает, что несбалансированное питание и проблемы окружающей среды также могут серьезно повлиять на развитие плода у малообеспеченных женщин.
Все стрессы, диеты и токсины, вместе взятые, могут оказать вредное воздействие на умственное развитие. Современные исследования, проведенные биостатистиком, кандидатом наук Берни Дэвлином, в университете Питтсбурга, показали, что гены, возможно, влияют на коэффициент умственного развития гораздо меньше, чем считалось ранее, а также то, что внутриутробные условия развития плода могут оказать существенно большее влияние. «Наши старые представления об условиях, влияющих на плод до его рождения, и о кормлении после рождения требуют пересмотра», – настаивает Ди Пьетро, – «Антенатальные условия развития также определяются матерью».
Будущие родители, которые хотят помочь еще не родившемуся ребенку психически развиваться, должны начать с понимания того, что в антенатальный период развития плод должен быть обеспечен нормальным питанием, не подвергаться стрессу и изолирован от наркотиков. Разные авторы и «специалисты» также советуют регулярно поглаживать живот, беседовать с ним через сложенную трубкой бумагу – «беременный телефон», напевать классические мелодии, и даже светить на живот.
Возникает вопрос, имеет ли какой-то эффект такая стимуляция? Но главное, является ли она безопасной? Те, кто пользуется такими методами, верят, что их дети становятся умнее, общительнее, рождаются с музыкальными способностями, физически более развитыми и социально более адаптированными по сравнению с другими детьми. Ученые, тем не менее, настроены скептически.
«Нет ни одной защищенной научной работы в мире, которая подтвердила бы какой-либо длительный эффект подобной стимуляции», – заявляет Файлер, – «Поскольку никто не может четко сказать, когда плод бодрствует, то поглаживание живота или разговоры через спикер могут нарушить естественный сон. Никто не считает, что такие поглаживания или ощупывания, а также прикладывания различных устройств для говорения к уху необходимы новорожденному младенцу в кроватке, так зачем они нужны плоду?»
Альс подчеркивает еще больше: “Я уверена, что прикосновения, тряски и другая специальная стимуляция плода может изменить ход его развития, и еще все, что влияет на развитие мозга, имеет свою цену.»
Нежные разговоры с плодом, тем не менее, считаются малоопасными. Файфер считает, такой вид взаимодействия с плодом может помочь как родителям, так и плоду. «Думая о Вашем плоде, разговаривая с ним, предлагая вашему супругу пообщаться с ним, Вы помогаете себе подготовиться к появлению нового создания, которое войдет в Вашу жизнь и перевернет ее с ног на голову, – говорит он, – и в конце концов перестанет быть чем-то грандиозным.
Джанет Л. Хопсон
“Современная психология”, октябрь 1998 года
*
Благодарим Татьяну Кампс за перевод статьи
Источник