Крупная моторика у ребенка в 2 года

Крупная моторика у ребенка в 2 года thumbnail

Крупной моторикой называют любые двигательные движения, в которых задействованы крупные мышцы. Хорошее владение своим телом – важное условие для гармоничного роста и развития ребенка, как-то:

  • самостоятельное обслуживание;
  • нормализация работы вестибулярного аппарата;
  • укрепление дыхательной и сердечнососудистой системы;
  • совершенствование конкретных движений;
  • укрепление мышц и правильное развитие скелета;
  • улучшение координации;
  • создание межполушарных связей, то есть базы для развития речи, памяти и внимания;
  • повышение самооценки малыша.

Кроме того, хорошо развитая крупная моторика позволяет ребенку выплеснуть излишки энергии и эмоций. Многие родители замечают, что после игр на крупную моторику дети лучше спят, меньше нервничают и капризничают.

Развитием крупной моторики необходимо заниматься с раннего детства. Возраст 2-4 года – наилучшее время для этого: дети очень подвижны, уверенно пользуются своим телом, скелет и мышцы растут. Также в это время происходит активное развитие речи, и любая двигательная активность очень полезна.

Читайте также: Если ребенок отстает в развитии в 3 года, что делать?

Дефектологи и психологи отмечают, что при малоподвижности ребенок становится апатичным, не проявляет интереса к окружающему миру и умственной деятельности, ухудшается его память, тормозится речь.

Игры на развитие крупной моторики дома

Паутинка

Для игры потребуется клубок толстых ниток (лучше цветных) или моток бельевой резинки. Предложите ребенку построить домик, как у паучка (перед игрой можно посмотреть мультик про насекомых, например, про Лунтика). Натяните вместе с малышом нитки в комнате, закрепляя их на разном уровне – на дверце шкафчика или на ножке кресла, таким образом, получилась паутинка. Когда все будет готово, паучок (его роль исполняет ребенок) должен проверить прочность нового домика и перебраться из одного угла комнаты в другой, преодолевая все сложные переплетения, стараясь не разорвать паутину.

Паучок

Описанное выше упражнение можно усложнить. Ребенок должен находиться в положении стоя на ногах и руках животом вверх (поначалу можно передвигаться на четвереньках спинкой вверх). Привяжите к нему толстую цветную нитку, клубок закрепите в исходной точке. Теперь ваш «паучок» должен сплести себе паутинку.

Кошечка

Данное упражнение хорошо тем, что оно похоже на игру и может выполняться в нескольких вариантах. Например, сначала надо показать, как кошечка греется на солнышке. Исходное положение: стоя, руки опущены, ноги слегка расставить. Теперь попросите ребенка медленно поворачивать голову влево и вправо, по три раза в каждую сторону.

Следующее задание: поиграть с кошечкой в прятки. Попросите ребенка сесть на пятки, а руки спрятать за спиной. Затем он должен встать с пяток на колени, потянувшись посмотреть наверх и вернуться в изначальное положение. Повторить 5-6раз в медленном темпе.

Что еще можно сделать? Попросите ребенка показать, что кошечка потягивается, как она сердится, выгибая спинку, и т.д. Вообще имитировать можно любое животное, какое нравится ребенку:

  • топать ножками, как медвежонок или слоник,
  • хлопать крыльями, как птичка,
  • стоять на одной ножке, как цапля,
  • прыгать, как зайчик, и т.д.

Переправа

Разложите на полу подушки, постелите узкий длинный шарф. Пол будет изображать опасное болото, а подушки и шарф – кочки и бревнышко, по которым можно перейти с одного берега на другой. Ребенок должен пройти по всему маршруту, ни разу не наступив в болото. Задание можно усложнить: например, перемещаться разрешается только по желтым или зеленым подушкам.

Хождение по разным линиям

«Нарисуйте» на полу с помощью цветных ленточек разнообразные линии: прямые, ломаные, зигзаги, волнистые, можно даже изобразить лабиринт. Сначала ребенок должен просто, не сбиваясь, пройти по одной из линий. Затем пронести по тому же маршруту на подносе стакан с водой, книжку на голове и т.д.

Какие еще занятия и игры помогают развить крупную моторику?

В первую очередь, это, конечно, любые подвижные игры дома и на улице – мяч, скакалка, прыжки на батуте, салочки, классики и т. д. Обязательно купите ребенку самокат или велосипед. Дома можно танцевать под детские песенки – среди них есть и веселые энергичные мелодии, и медленные лирические произведения.

Очень важно приобщать малыша к спорту, даже если вы сами не очень активно им занимаетесь. Обязательно начинайте день с утренней гимнастики (пусть даже это будет всего несколько простых упражнений). Она поможет проснуться и зарядиться хорошим настроением, являясь прекрасным ежедневным ритуалом, которые так любят дети.

Если рядом с домом есть стадион, проводите там больше времени. Ходите с ребенком по беговым дорожкам, играйте в футбол на настоящем поле, посоревнуйтесь, кто дальше прыгнет. Смелого малыша можно поставить на бревно и, страхуя его, помочь пройти до конца. Вис на турнике (родители опять же страхуют от падения) очень полезен для вестибулярного аппарата. Даже обычная ласточка даст отличный результат, если выполнять это упражнение регулярно. Если есть возможность, установите небольшой спортивный комплекс в детской комнате: мат, канат, шведская стенка, баскетбольная корзина, турник – все, что нужно для развития крупной моторики, легко уместится на площади 1 кв. м. Есть дома фитбол? Отлично, ведь с ним можно прыгать, катить перед собой, доставать предметы, лежа на нем.

Читайте также: Почему у ребенка текут слюни в 2, 3, 4 года

Домашние дела тоже отлично развивают крупную моторику. Давайте ребенку посильные поручения, например, протереть со стола крошки, убрать игрушки (здорово, если их нужно поставить на полки разной высоты), вынуть из машинки белье и развесить его на сушилке (отрегулируйте ее по росту малыша) или подмести пол. Если вы что-то готовите, поручите смешать некоторые ингредиенты в миске. Дети, как правило, очень серьезно относятся к «взрослым» делам и выполняют их ответственно, с большим интересом.

Главное условие любых развивающих упражнений – систематическое выполнение. Если вы не уверены, что сможете заниматься с ребенком регулярно дома, то лучше записаться на групповые занятия по ритмике или танцам, детской йоге.

Дата публикации: 27.11.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

В этом руководстве «крупная моторика у детей» мы собрали все, что тебе нужно знать о детской моторике и её развитии у твоего ребенка. Также можно ознакомиться с практическими методами помочь ребенку в дальнейшем развить уверенные базовые двигательные навыки.

Что такое крупная моторика у детей?

Базовые (крупная моторика) двигательные навыки, в отличие от мелкой моторики дают твоему ребенку возможность контролировать мышцы в руках, ногах и туловище. Здоровое развитие крупной моторики включает наращивание силы и выносливости и контроля мышечных движений. Крупную моторику также называют грубой моторикой или базовыми двигательными навыками.

Примеры крупной моторики.

Самые яркие примеры крупной моторики у детей включают в себя обучение ползать и ходить. Однако развитие грубой моторики охватывает гораздо больше навыков и способностей. Сюда входит все от прыжков, ловли и бросания мяч до бега и плавания. Все физические способности, что мы считаем само собой разумеющимся. Поскольку взрослый человек на самом деле опираются на важные более ранние навыки, полученные в детские годы. Большинство дошкольников могут выполнять все основные базовые двигательные навыки. К тому времени, когда они достигают школы, дети, как правило, могут выполнять сложные двигательные активности, такие как езда на велосипеде или игра на барабане. Однако истинного совершенства даже в гораздо более позднем возрасте, часто сильно зависит от тех, очень ранних навыков, полученных в детстве. Например, рисование кистью стоя может быть трудным для людей, которые в младенчестве мало ползали. Майкл Джордан не стал бы суперзвездой баскетбола без блестящей координации рук и ног.

Деятельность, связанная с крупной моторикой у детей.

Важно сделать правильный выбор базовую двигательную деятельности. Деятельность, которая соответствует текущей стадии развития твоего ребенка. Это поможет ускорить обучение и обеспечить твоего ребенка уверенным достижением успеха. Успехи ребенка в развитии моторики затем помогают подвигать достичь еще больше.

Базовая двигательная активность (крупная моторика) у младенцев.

Для младенцев развитие крупной моторики в основном направлено на наращивание мышечной силы. А также на обеспечение того, чтобы первоначальные детские рефлексы развились в полноценный независимый контроль над руками и ногами.

Примеры важной крупной моторики у младенцев:

  • Время на животике (до ходьбы)
  • перевороты
  • хватание руками
  • и, конечно, ползание.

Крупная моторика у малышей.

Для малышей главный этап, конечно, ходить и делать первые неуверенные шаги. Но на самом деле весь период – это изучение равновесия, контроля и координации. Идеальная крупная моторика у малышей включает в себя:

  • танцы;
  • игру с большими игрушками, которым нужно две руки, чтобы держать;
  • смешивание физической активности в другие действия, такие как рассказывание историй и актерство;
  • а также веселое провождение времени с сенсорными играми.

Основные этапы развития крупной моторики у детей.

Понимание того, как развивается крупная моторика твоего ребенка имеет важное значение. Это важно для того, чтобы выбрать подходящие учебные мероприятия. Эти упражнения стимулируют ребенка, но не бросают ему вызов сверх текущих способностей.

Развитие и приобретение новых грубых двигательных навыков следуют определенным предсказуемым моделям. Также оно разделяется по возрастам ребенка, отмеченным этапами развития крупной моторики.

От рождения до трех лет существует более ста уникальных этапов развития только крупной моторики.

Предостережение для родителей.

Физическая активность очень важна для здоровья твоего ребенка. Но тебе нужно иметь в виду, что у малыша еще немного выносливости и сил. Поддерживай деятельность не сильно долго, обычно что-то около нескольких минут и остановись при первом признаке усталости малыша. И младенцы, и малыши, естественно, любят физическую активность и любят изучать новые вещи. Такие вещи, которые они могут делать со своим телом ???? Поэтому лучший совет – просто позволить своему ребенку установить темп. При этом вам важно делать перерывы, когда твой ребенок теряет интерес (типичный признак того, что он устал).

Что делать, если мой ребенок не может кувыркаться, ползать, ходить и т.д.?

Все общие этапы развития крупной моторики, которые мы рассматривали ранее, имеют период, указанный в месяцах. Нужно понимать, в каком возрасте будет ожидаться, что типичный ребенок достигнет контрольной точки. Если твой ребенок еще не превысил верхний возраст данного этапа, то совершенно не нужно беспокоиться. Если твой ребенок не достиг контрольной точки к концу периода, это может означать задержку в развитии.

Однако, пока не паникуй. Сосредоточься на том, чтобы убедиться, что твой ребенок достигает предыдущих этапов. Помни, что существует логическая последовательность того, как твой ребенок развивается.

Также пойми, что это не редкость у детей пропустить этап в развитии крупной моторики и перейти прямо к следующему.

  • Обрати внимание на желание и попытки ребенка совершить определенное действие. Он пытается? Или что-то удерживает твоего ребенка?
  • Также обрати внимание на симметрию между левой и правой руками и ногами. Асимметричная способность, когда одна сторона явно более дееспособна, чем другая, может указывать на проблему.
  • Посмотри на способность ребенка охватить собственное тело. Например, подбирать игрушку на правой стороне левой рукой – это известно как пересечение средней линии. Такое действие на самом деле трудно сделать для новорожденных детей. Все из-за того, что оно включает в себя как левую, так и правую сторону мозга, работающих в координации.

Если ты обеспокоена, что твой ребенок может иметь проблемы в развитии любого этапа крупной моторики описываемого здесь, то не забудь проконсультироваться с педиатром и физиотерапевтом.

Читай подробнее про РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ.

Понравилась статья о том, что такое крупная моторика у детей? Поделись ею со своими знакомыми и друзьями, ведь им тоже может понадобиться помощь и эта информация.

Ставь лайк нашему женскому журналу в Facebook , Вконтакте и Инстаграм

Мы поможем тебе быть красивой, счастливой и здоровой.

С уважением, редакция женского сайта www.saitzhenskiy.ru

Источник

Что такое крупная моторика и как ее развить?

Картина Т. Яблонской “Утро”

Говоря о подготовке ребёнка к школе, родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, чтения и письма. Но в этот период не стоит забывать про развитие всех психо-физиологических процессов: памяти, внимания, речи, мышления, моторики.

Сегодня мы поговорим о важной роли развития общей (крупной) моторики для будущего школьника.

Что такое общая или крупная моторика?

Это те двигательные навыки, которые требуют включения мышц и движений всего тела для выполнения таких функций, как поддержание положения стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки, навыки ухода за собой (например, ребёнку некоторое время нужно удержаться на одной ноге не падая, если ему нужно надеть брюки). Они также включают в себя зрительно-моторную координацию, необходимую для взаимодействия с различными предметами (например, умение бросать или ловить мяч).

Общие моторные навыки оказывают влияние не только на множество повседневных дел, с которыми сталкивается ребёнок, но и на то, как будет проходить его день в школе. Эти навыки становятся базой для выносливости ребёнка, необходимой для того, чтобы справиться с школьным распорядком (возможность удержаться несколько уроков сидя за партой, перемещаться по школе, носить тяжёлый школьный рюкзак).

Недостаточность крупной моторики приводит к тому, что ребёнок находится в постоянной борьбе, затрачивая слишком много усилий для преодоления действий, которые для взрослого кажутся очень лёгкими.

Трудности, с которыми сталкивается ребёнок с недостаточностью крупной моторики

  • проблемы с овладением навыками рисования и письма;
  • письмо или рисование в течение длительных периодов времени;
  • повседневные навыки ухода за собой (самостоятельное одевание, использование столовых приборов);
  • поддержание позы, сидя на полу или за партой;
  • неуклюжесть (часто падает, спотыкается или врезается в мебель, людей);
  • низкий уровень энергии (часто кажется усталым или апатичным, медленно реагирует на раздражители);
  • плохая артикуляция звуков;
  • трудности с манипулированием маленькими игрушками и посудой;
  • не может перенести навык в новую деятельность (например, с трудом переключается, если после большого мяча нужно поймать маленький или наоборот);
  • низкая самооценка и трудности со сверстниками.

Почему эти навыки важны?

Помогая вашему ребёнку развивать крупную моторику самостоятельно или с помощью специалистов, Вы:

  • повышаете уверенность вашего ребенка в своих движениях (в беге, прыжках, подвижных играх);
  • помогаете своему ребенку развить силу и выносливость необходимую для того, чтобы справляться с нагрузкой учебного дня;
  • обеспечиваете своего ребенка устойчивой базой, для более эффективного использования рук и кистей рук при выполнении тонких моторных навыков (манипуляции мелкими предметами, такими как карандаши, ножницы, ключи, пуговицы и застежки-молнии);
  • поддерживаете его самооценку, давая возможность участвовать в совместных играх с другими детьми;
  • повышаете спортивные способности (участие в спортивных мероприятиях, необязательно профессиональном, обогащает социальную жизнь ребёнка и даёт возможность для установления новых дружеских отношений).

Крупная моторика у ребенка в 2 годаСветлана Александровна Плахова – нейропсихолог, оказывает помощь детям в развитии и коррекции познавательных функций, используя обширный диапазон возможностей, который предлагает нейропсихология. Вместе с логопедом Л.А. Поплавской являются авторами и ведущими специальной подготовки к школе для детей с трудностями в обучении.

Как можно помочь своему ребёнку?

  • вспоминаем и чертим на асфальте «классики».
  • предлагаем разные способы передвижения, например: задом наперёд как краб или боком как морской краб, как косолапый медведь, двигаясь как «тачка» на руках (взрослый придерживает ноги ребёнка на весу) и т.д.;
  • придумывайте игры на неустойчивых поверхностях (предложите например, перелезть через большие подушки, в поиске клада или даже позвольте ребёнку попрыгать на кровати J);
  • не забывайте про всевозможные игры с мячом (с большими, воздушными, маленькими).
  • устраивайте полосы препятствий (расставьте несколько предметов, так чтобы ребёнку нужно было их обходить, перепрыгивать, пролезать под ними, перебираться через них) это позволяет сочетать использование разнообразных моторных навыков в одной игре;
  • отлично подходят игры на детских площадках, с качающимися мостиками, сетками, канатами, различными лестницами, спусками и подъёмами;
  • полезным также будет плавание.

Источник

8 июня 2018

Ну вот мы и добрались до моего любимого направления в развитии речи – мелкой моторики! Обожаю я его потому, что в этом направлении великое множество разнообразных и не сложных игр, упражнений и заданий, и в то же время есть где фантазии разгуляться.

Напомню, что моторика – это развитие подвижности мелких мышц пальцев, приводящих в движение импульсы, повышающие работоспособность головного мозга, т.е. мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Какая связь между развитием моторики и речью, спросите вы?

Дело в том, что проекция кисти руки в анатомическом плане расположена очень близко к речевой зоне. Развивая пальчики, мы тем самым стимулируем развитие речи. И наоборот: у деток, чьи речевые способности ниже нормы, наблюдается моторная неловкость, недостаточная координация пальчиков, слабый захват и пр.

В раннем возрасте развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Да и в принципе, на ладонях и кончиках пальцев сосредоточено большое количество активных точек, которые стимулируют мозговую деятельность и активизируют способности малыша. Именно поэтому ему следует предлагать как можно больше разнообразных видов деятельности, насыщать сенсорными впечатлениями, тактильными ощущениями.

Единственное, хочу обратить ВНИМАНИЕ на такой момент: не важно, в какие игры на развитие моторики вы играете, важно – как вы это делаете и с какой целью! Например, вы предлагали ребенку мозаику – втыкать «гвоздики» в полотно. Пока у него это действие не получалось – моторика развивалась, а следовательно и речь за собой подталкивала. Когда же он без проблем начал вставлять детали в полотно – развитие навыка, грубо говоря, достигло пика. Выработалось моторное планирование – как раз то, что нам и необходимо формировать касаемо речи (это умение выстроить логику действий). Иначе говоря, если малыш изо дня в день собирает одни и те же паззлы, пирамидки, то эти действия уже не требуют моторного планирования, а значит, такие занятия и развитию речи практически не способствуют.

Как я говорила, игр и упражнений на сегодняшний день уйма. Приведу в пример наши группы игр и упражнений по развитию мелкой моторики.

1. ИГРЫ С ВОДОЙ, ПЕСКОМ, КРУПАМИ И ДРУГИМ СЫПУЧИМ МАТЕРИАЛОМ

– рисование на подносе манкой

– выкапывание игрушек из перловки, фасоли, риса

– вылавливание рукой и подручными предметами (ложкой, шумовкой, ситечком, совочком и пр) игрушек из воды, крышечек, счетных палочек

– массаж стоп – ходим по крупам ножками

– переливание и пересыпание из стаканчика в стаканчик

– переливание и пересыпание ложкой

– переливание и пересыпание с использованием воронки, спринцовки, шприца

– наполнение пластмассовой бутылки сыпучими веществами или водой.

И обязательно давайте ребенку поиграть так, как ему хочется (если это безопасно, конечно). Захотел пересыпать совочком не в ведерко, а на пол, рядышком, ну пускай попересыпает. Предложите ведерко попозже. Захотел поплюхаться в тазу руками, вместо того, чтобы доставать оттуда крышки – пускай, ведь это занятие приносит ему столько радости! Не стоит загонять малыша в строгие рамки, если вы хотите вырастить свободную целеустремленную личность.

2. ЛЕПКА (ПЛАСТИЛИН, ТЕСТО), РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ

Что касается лепки, то мы делаем вот что:

– разминаем пластилин (тесто) в руках

– сжимаем в ладошках

– отрываем мелкие кусочки, приляпываем их на картон, отковыриваем

– вдавливаем мелкие предметы в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки), выковыриваем

– «садим» в пластилин трубочку-траву, втыкаем счетные палочки-деревья, ватные палочки

– оставляем различные следы от предметов

– учим делать лепешки из шариков (плющить указательным или большим пальцем или между ними обоими)

– учим резать игрушечным ножом колбаски на доли

– учим слеплять кусочки в один комок

– учим искать в пластилиновой массе спрятанные игрушки

Сопровождайте игровую деятельность стишками. Например:

Месим, месим тесто,

А оно ни с места!

Замесили на дрожжах –

Не удержишь на вожжах.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печке место,

Буду печь каравай,

Переваливай, давай!

Дайте малышу повозиться с тестом, пусть он отщипывает кусочки и кладет в тарелочку – делает пирожки.

Рисовать мы начинали месяцев в 7 пальчиками, с водных книжек-раскрасок, где картинка белая, а если намочить – становится цветной. Потом перешли на пальчиковые краски и старые обои. Минимум раз в неделю мы пользуемся пальчиковыми красками. Уже второй набор подходит к концу. Дети любят их консистенцию, любят мазюкать ватман, и себя. Тут главное дать понять, что для рисования есть определенное место. Нельзя ходить с руками в краске. Можно вставать, передвигаться по ватману. И также с восковыми мелками и другими рисовальными предметами. Сразу приучаем к порядку, тогда обои и мебель останутся целыми.

Восковыми мелками начинаем красить предметы. Например, даем ребенку лист с изображением зайца, показываем игрушку волка и просим спрятать зайчика от волка – закрасить его. Или спрятать колобка от лисички – вариантов много. А с красками очень интересно придумывать, во что может превратиться ладошка ребенка. Последний раз мы делали вот таких ежиков ладошками и пальцами:

До этого, конечно, рассмотрели ежа на картинке, ежика-игрушку, мультик про ежа, поиграли с колючим мячиком су-джоком (осваивали понятие – колючий) и побегали от кукольного ежа-перчатки и покормили его грибами.

Аппликации в этом возрасте самые простые. Начинаем с приклеивания обычных кусочков цветной бумаги (которые ребенок сам и может нарвать). Учтите, что после приклеивания малыши обычно тянутся их отклеивать – не препятствуйте. Также можно пробовать приклеивать ватку, салфетки, наклейки. Ближе к полутора годам можно делать тематические аппликации – приклеивать капли дождя над зонтиком, белые пятна на гриб, пятна на жирафа и пр.

3. МОЗАИКА, КОНСТРУИРОВАНИЕ

Крупный конструктор и мозаика – необходимы в этом возрасте для развития логики, мышления и фантазии, изучения цветов, формы и т.д.

4. ЛИПУЧКИ, ЗАСТЕЖКИ, МОЛНИИ, КНОПКИ

Здесь мы учимся:

– расстегивать и застегивать молнии на одежде

– застегивать обувь на липучках

– развязывать шнурки

– расстегивать кнопки (в более старшем возрасте, к 2 годам и застегивать)

Хочу посоветовать замечательную книгу, на которой дети залипают надолго:

В ней представлены различные застежки, липучки и сопровождают их замечательные стишки.

И еще, девочки, не проходите мимо швейного магазина! В нем можно приобрести застежки на молнии, застежки-карабинчики, которые поначалу дети учатся застегивать, а к 2 годам и расстегивать. А с молнией малыш может справиться уже и после года. Моему сыну очень нравится. При застегивании такой щелчок слышится, а если сильно нажать на боковые вилочки, то вилочка вылетает из второй детали, что тоже привлекает малышей.

5. КРЫШКИ, КОЛПАЧКИ, ФРУТОКРЫШКИ

Фрутокрышки (от пюре ФрутоНяня) – это отдельная тема, если кому-то надо, могу скинуть игры с ними. У нас крышек очень много, мы их перебираем, пробуем сортировать по цвету, строим из них башенки, используем в играх с водой и крупами, просто любим разбросать и собрать. Другие крышки, от бутылок и баночек – кидаем в коробку-сортер, пробуем закручивать и откручивать. Колпачки от фломастеров подбираем по цветам, прячем в тесто, а потом находим, считаем 1-много, мало.

6. ШНУРОВКА, ПИРАМИДКА, ГРИБОЧКИ

И все, что имеет стержни, все, что надо нанизывать – здесь, в этом пункте.

Со шнуровкой мы познакомились месяц назад, и через несколько занятий поняли принцип нанизывания на шнурок деталей. До этого на пирамидках познакомились с понятием «дырка», «отверстие» и просовывали через нее различные предметы, трубочки, пальцы.

Мне нравятся такие игры тем, что детали можно заменить на другие, тем самым разнообразив игрушку. Например, на стержень от большой пирамидки попрактиковаться нанизывать мамины браслеты, детские бусы, резинки для волос. На грибочки мы, к примеру, надеваем и фрутокрышки. А потом пальчиком учимся крутить в разные стороны.

7. СТУЧАЛКИ, МОЛОТОЧКИ, МАГНИТНАЯ РЫБАЛКА

Одно из любимых детских развлечений. Рекомендуют с полутора лет, но мы уже и сейчас начали осваивать. На удочку ловить умеем, только иногда нужно правильно вкладывать ее в руку или давать брать (могут ловить другим концом). И в фигурные стучалки подбираем фигуры методом проб и ошибок (в этом возрасте – норма)

8. СОРТЕРЫ, СОРТИРОВЩИКИ, КОПИЛКИ

Подойдут и обычные сортеры и самодельные. Мы сортируем мелкие предметы по стаканчикам, пробуем разделять по форме – квадратные камни в квадратную тару, а круглые – в круглую. Можно взять контейнер из-под яиц и туда выкладывать по одному камушку, фишке, мячику, бусинке. В копилку бросаем круглые фишки от лото.

Главное здесь – смотреть, чтобы мелкие предметы ребенок брал тремя пальчиками – щепотью, либо двумя, большим и указательным (пинцетный захват).

9. ПРИЩЕПКИ, ФАНТИКИ, БУМАГА, СКОТЧ И ПР. (перебирание, перекладывание)

Прищепки малышам очень нравятся, их можно использовать долго, до 4-5 лет.

В год уже можно пробовать снимать их со стаканчиков такого же цвета, сортировать. Чуть старше – дополнять интересные образы.

С фантиками от конфет мы играем с 9-10 месяцев, учимся подкидывать их, собирать, сминать и разглаживать, а сейчас и находить одинаковые.

С бумагой мы играем так:

– рвем ее на мелкие кусочки, собираем в ведерко

– дуем на бумажки из трубочки

– заворачиваем в бумагу (фольгу) большие игрушки и разворачиваем

– мнем бумагу в шарики

– делаем аппликации

Остальной бросовый материал можно перебирать, сортировать, раскладывать. Со скотчем играли так – нтягивала его между ножек стула и прилипляла к нему счетные палочки, камешки цветные. Дети отлепляли. Или просто прилипляла на какую-нибудь часть тела, обозначая её.

10. ЮЛА, ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ, ИГРУШКИ-ПИЩАЛКИ И ПР.

Особенно хороши машинки, которые нужно отвести назад, а потом отпустить, чтобы она поехала. Такие игрушки помогают ребенку понять последовательность действий, установить причинно-следственную связь.

11. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Их роль в развитии пальчиков неоспорима, так как каждый музыкальный инструмент требует совершения определенных движений и даже комбинаций. Советую приобрести, если еще не приобрели бубен, металлофон, барабан, маракасы, детское пианино.

12. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ (кому понадобится, могу скинуть сборник пальчиковых игр)

В таких играх, очень важным является то, что все действия сопровождаются стишками, которые взрослые должны знать в совершенстве. Развивается не только речь и моторика, но и воображение, пространственное мышление, внимание и память.

Например:

Хлоп!

(Хлопнуть в ладоши.)

Раз!

(Легко ударить себя по коленям.)

Еще

(Хлопнуть в ладоши.)

раз!

(Легко ударить себя по коленям.)

Мы похлопаем сейчас.

(Хлопки в ладоши.)

А теперь скорей, скорей!

Шлепай, шлепай веселей!

(Наклонившись вперед, быстро в такт мелодии шлепать ладошками по ковру перед собой)

До полутора лет пальчиковые игры проводят как пассивную гимнастику. Для разнообразия можно использовать массажеры, мячики и су-джок. С 1,5 можно давать упражнения наподобие этого:

Мы капусту рубим, рубим, (рубим ребрами ладоней вверх-вниз)

Мы морковку трем, трем, (трем кулаком одной руки по ладошке другой)

Мы капусту солим, солим, (сжимаем пальцы щепотью, «солим»)

Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем пальцы)

Сок капустный пьем, пьем. (подносим руки ко рту, изображаем звук, как будто пьем)

Также с года желательно разучить с ребенком несколько простых движений:

– на вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик – «1 годик»;

– грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;

– изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);

– оказываем «да», «нет» движением головы;

– изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);

– изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);

– изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаемидем по комнате).

Вот мы и подошли к развитию крупной моторики у малышей (развитие движения рук, ног, головы и туловища). Последние 4 пункта относятся именно к крупной моторике. Двигательные упражнения помогают, во-первых, поднять уровень активности ребенка, обеспечивают развитие зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, помогают ориентироваться в пространстве, развивают умение управлять своим поведением, и главное – своим телом (ориентироваться в нем).

В раннем возрасте следует подражать повадкам животных (ходить как мишка, прыгать, как зайка), проигрывать слова в коротких потешках («Мишка косолапый по лесу идет», «Два веселых гуся»), использовать логоритмику Екатерины Железновой.

Доказано, что у детей с поздним развитием моторных функций и речь появляется позднее.

ВЫВОДЫ:

1. Для развития речи важно не так важно, что мы развиваем – мелкую моторику или крупную, а важно как, а именно: важно воспитание моторного планирования.

2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики – доводим движения до автоматизма (приобретаем навык) и подбираем новые.

3. Для лучшего эффекта заниматься нужно систематически, ежедневно.

4. Развитие мелкой и крупной моторики всего лишь одно из направлений по вызыванию или коррекции речи.

В следующем посте рассмотрим примеры дидактических игр с малышами

Комментарии

Посмотреть комментарии

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру – это кладезь полезной информации

Источник