Кризисы в развитии ребенка презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карповская средняя общеобразовательная школа» Уренского муниципального района Нижегородской области ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ Педагог-психолог Пузикова Д.Л.
2 слайд
Описание слайда:
ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ – это особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития.
3 слайд
Описание слайда:
В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ: Кризис 1 года Кризис 3 лет «Я сам» Кризис 11-12 лет Переход в подростковый возраст Кризис 6-7 лет Ребенок идет в школу Кризис 17 лет Юношеский возраст Кризис 14-15 лет Подростковый возраст
4 слайд
Описание слайда:
КРИЗИС 6-7 ЛЕТ РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ Симптомы
5 слайд
Описание слайда:
ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ВОЗРАСТА
6 слайд
Описание слайда:
Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис 6-7 лет – способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремится получить определенную социальную позицию школьника
7 слайд
Описание слайда:
Памятка для родителей Быть главным помощником ребенка в том, чтобы адаптация к школе прошла спокойнее. Не торопитесь с походом в школу, если замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным. Выстроите режим ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры и прогулку. Важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, предоставляя ему больше свободы. Помните, что оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознайте, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем.
8 слайд
Описание слайда:
КРИЗИС 11-12 ЛЕТ ПЕРЕХОД В ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ Ведущая деятельность – учебная
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Основные новообразования младшего школьного возраста: Отвлеченное словесно – логическое и рассуждающее мышление; Память становится мыслящей, восприятие – думающим; Умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им.
11 слайд
Описание слайда:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Будьте терпеливы. Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка. Устанавливайте границы дозволенного; Помните, что подросток – личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Избегайте оценок личности, высказывайте отношения к поступкам и поведению. Развивайте самосознание – спрашивайте о смыслах поступков, о намерениях.
12 слайд
Описание слайда:
КРИЗИС 14-15 ЛЕТ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ – это переходный этап между детством и взрослой жизнью.
13 слайд
Описание слайда:
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕНИЕ
14 слайд
Описание слайда:
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Возрастает самостоятельность ребенка; Более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми; Значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности; Развивается ответственное отношение к себе и другим людям.
15 слайд
Описание слайда:
Новообразования подросткового возраста Чувство взрослости. Своя позиция. Стремление к самостоятельности.
16 слайд
Описание слайда:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Запаситесь терпением. Постарайтесь «ослабить поводок», на котором вы держали своего ребенка, и предоставить ему самостоятельность. Если подросток настойчиво что-то требует, обсудите с ним эти требования. Если ребенок чем-то хочет с вами поделиться – не отмахивайтесь от него, даже если его проблемы кажутся вам смешными. Потеряв доверие ребенка, очень сложно обрести его снова – ребенок замыкается в себе. Во время ссор подросток может вам наговорить гадостей, помните, что на самом деле он так не думает. Ребенку нужна ваша поддержка, любовь, понимание и советы.
17 слайд
Описание слайда:
Нельзя миновать возрастные кризисы, так как без них невозможно дальнейшее развитие личности. Это периоды как ворота в следующий возраст.
18 слайд
Описание слайда:
Будьте семьей оптимистов, тогда любые проблемы и кризисы вам не по чем. Ведь вы вместе! Любите своего ребенка таким, какой он есть!
19 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Цель – познакомить родителей с психологическими особенностями поведения, эмоционального состояния детей, с возникающими трудностями и проблемами в период возрастных кризисов.
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями поведения, с трудностями и проблемами, возникающими в период возрастных кризисов;
2. Раскрыть понятия «Кризис 6-7 лет», «Кризис 11-12 лет», «Кризис 14-15 лет»;
3. Дать рекомендации по преодолению трудностей и проблем в период возрастных кризисов.
Оставьте свой комментарий
Источник
1. Детские возрастные кризисы
2.
Кризис ?
3.
Кризис
(гр. krisis решение, поворотный пункт, исход )
резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние.
Кризисный период – это период в развитии ребенка, который
занимает небольшой промежуток времени от месяца до года ,
характеризуется качественным скачком в развитии ребенка.
4.
Возрастной кризис – это
нормальное состояние для каждого
растущего человека.
Кризис возникает на стыке двух возрастов и свидетельствует о
завершении одного этапа развития и начале следующего.
В такие
периоды появляются новые потребности, меняется
поведение ребенка.
5.
Кризисные этапы в развитии детей
(в классификации Л.С. Выготского)
-кризис новорожденности;
– кризис 1 года;
– кризис 3 лет;
– кризис 7 лет;
– 12-14 лет подростковый
-15-17 лет раннее юношество
6.
Кризис «новорожденности»(по С.Гроффу)
4 базовые перинатальные матрицы:
• схватки
• прохождение по родовым путям
• собственно роды
• первичный контакт с матерью
Кризис новорожденности завершается через 6-8 недель – с
появлением комплекса оживленности
7.
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА I
• Изначальное единство с матерью
(внутриутробное переживание до начала родов)
•Первая перинатальная матрица: «Матрица
наивности»
•9 месяцев в утробе матери, от момента зачатия до
момента начала схваток – РАЙ.
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА II
• Антагонизм с матерью (схватки в закрытой матке)
•Вторая перинатальная матрица: «Матрица
жертвы»
•От начала схваток до начала потуг – ИЗГНАНИЕ ИЗ
РАЯ или АРХЕТИП ЖЕРТВЫ
8.
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА III
•Синергизм с матерью (проталкивание через
родовой канал)
•Третья перинатальная матрица: «Матрица
борьбы»
•Потуги и роды – СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ –
МАТРИЦА БОРЬБЫ или ПУТЬ ГЕРОЯ
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА IV
• Четвертая перинатальная матрица:
«Матрица свободы»
От момента появления на свет
до 3-9 суток – СВОБОДА + ЛЮБОВЬ
9.
Пути передачи информации (от беременной плоду и обратно):
1. Традиционный – через маточно-плацентарный кровоток. Через
плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется
эмоциями. Таковы, например, гормоны стресса, эндорфины, и т.п.
2. Волновой – электро-магнитное излучение органов, тканей,
отдельных клеток и т.п. в узких диапазонах. Например, есть
гипотеза, что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях,
может принять не любой сперматазоид, а только тот, который
совпадает с ней по характеристикам электро-магнитного излучения.
Зигота (оплодотворенная яйцеклетка) тоже извещает материнский
организм о своем появлении на волновом уровне, а не на
гормональном. Так-же больной орган матери излучает “неправильные”
волны плоду и соответствующий орган у будущего ребенка может
сформироваться тоже паталогичным.
3. Водный – через водную среду организма. Вода может являться
энергоинформационным проводником и мать плоду может передавать
некую информацию просто через жидкостные среды организма.
10.
Через какие органы чувств плод воспринимает
настроение матери?
Осязание. Раньше всего у плода появляется
осязание. Примерно в 7-12 недель плод может
чувствовать тактильные раздражители.
Новорожденный тоже испытывает “тактильный
голод” и существует понятие “тактильного
насыщения”, которое должно произойти к 7
месяцем, если ребенка достаточно носят на руках,
массируют и вообще трогают.
Слух. Слуховой и вестибулярный аппараты плода
формируются к 22 неделям беременности.
Новорожденные слышат достаточно хорошо.
Зрение. Реакция зрачков на свет наблюдается с 24
недель беременности.
11.
Комплекс оживленности
Признаки: потеря в весе после рождения
Новообразование: возникновение индивидуальной психической жизни,
что проявляется в развитии комплекса оживления
Ведущий вид деятельности: эмоциональное общение со взрослыми
Особенности развития речи: речь
подготовка артикуляционного аппарата
отсутствует,
происходит
Виды общения:
-взаимодействие (обмен интеракциями);
-ситуативно-личностное (до 6 мес.), в результате к.о формируется
образ другого человека
– ситуативно-деловое (6-12 мес.), в результате формируется образ
предмета
12.
Кризис 1 года жизни
• обучение ходьбе и речи
• осознание существования у матери собственных интересов,
не связанных с ним (ребенком)
• первое осознание существования различий между ним
(ребенком) и взрослым
• принятие первых волевых решений
13.
Кризис 1 года жизни
Признаки: эмоциональные аномалии (угрюмость, обидчивость);
Новообразование: автономная речь (понятна только близким людям),
холлофразы (одиночное слово используемое ребенком на ранних стадиях
овладения языком для передачи содержания целого предложения)
Ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивная деятельность
(предмет выступает в качестве продолжения руки; предметная
деятельность связана с тем, что ребенок знает функцию предмета,
способ действия).
14.
Кризис 3 лет
• Проходит под лозунгом: «Я сам!»
• Осознания ребенком, что он такой же человек, как и его
родители, другие люди. Рождение самооценки и самосознания
ребенка (появляется местоимения «Я» в речи ребенка)
• На запреты взрослых все чаще отвечает протестом (таким
образом ребенок учится отстаивать свои права)
• Ведущей деятельностью становится игра.
• Появление дисбаланса в физическом развитии (бурный рост
тела, внутренних органов и т.п.)
15.
Кризис 3 лет
Признаки: негативизм, упрямство, строптивость (не хочет делать
так, как предлагают), бунт, симптом обесценивания родителей
(начинает дразнить, обзывать взрослых), деспотизм по отношению к
родителям (ребенок не учитывает желания родителей, главное – его
желание), своеволие (преодолевает все препятствия на пути к
достижению цели).
Новообразования: развитие способности использовать один предмет
в качестве заменителя другого (фантазии представления в игре)
Ведущий вид деятельности: игра
16. Советы для успешного преодоления кризиса 3 лет
Гибкость в воспитательных мероприятиях (расширение прав и
обязанностей малыша)
Личное пространство ребенка (комната, игрушки…)
Ролевые игры, как способ выработки желательного поведения у
ребенка
Формирование распорядка дня.
Четкая система запретов.
17.
Кризис 7 лет
У ребенка ломаются все представления
формировавшиеся все раннее детство
и
стереотипы
о
мире,
• Игровая деятельность сменяется на учебную (поступление ребенка в школу)
• Необходимо формирования умения выдерживать школьные нагрузки, новую
систему требований, отношений.
Устанавливается более четкая связь между внутренней мотивацией и
поступками ребенка
• Изменяется самооценка («Я-реальное» и «Я-идеальное»), становится более
адекватной
• Расширенеие сферы интересов
• (темы интересующие ребенка выходят за рамки «здесь и сейчас»)
• Потеря непосредственности
• (кривляние, манерности, искусственной
натянутости поведения)
• Страхи, повышенная тревожность.
18.
Кризис 7 лет
Признаки: потеря непосредственности, синдром «горькой конфеты»
(ребенку плохо, но он старается этого не показывать), манерничанье,
кривляние дома при строгом соблюдении правил в школе
Новообразование: развитие произвольности, развитие рефлексии
(направление анализа на себя), овладение морально-нравственными
понятиями (добро-зло)
Ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивная игра
19. Рекомендации для успешного преодоления кризиса 7 лет
Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи).
Поощрять общение со сверстниками.
Не надо перегружать дополнительными занятиями.
Больше хвалить.
Проявлять внимание к внутреннему миру ребенка, разговаривать как
со взрослым
20. Кризис подросткового возраста 12-14 лет
Период оценки и актуализации способностей
Переход из начальной школы в среднее звено.
Полная перестройка организма (в 12-15 лет мальчикам-подросткам
свойственна возбудимость, несдержанность, нередко агрессивность,
у девочек преобладает неустойчивость в настроении)
Снижается успеваемость. Преобладает внешняя мотивация.
Сочетание повышенной чувствительности и обидчивости с эгоизмом,
равнодушием (и по отношению к самым близким людям, в том числе)
появляются конфликты со взрослыми.
Ведущая деятельность – общение со сверстниками.
21.
Кризис подросткового возраста
12-14 лет
Признаки: снижение успеваемости, отказ от творческих заданий,
повышенная чувствительность, конфликтность со взрослыми,
расхождение между словами и делом.
Новообразование: чувство взрослости – развитие ответственности за
принимаемые решения, обретение внешнего образа поведения взрослых.
Ведущий вид деятельности: интимно-личностное общение со
сверстниками (досуг, хобби, разговор и т.п.)
22.
Рекомендации для успешного преодоления
кризиса подросткового возраста
12-14 лет
Понимание, терпение.
Общение на равных. Попытайтесь подвести ребенка к тому или
иному решению, чтоб он воспринял его как свое собственное
Принимать ребенка таким, какой он есть.
Проявлять доверие и уважение к подростку.
Принятие новых интересов и увлечений ребенка
23.
Кризис 17лет
(раннее юношество)
• Кризис связан с проблемой становления человека как субъекта
собственного развития (проявляется в повышенной активности и
возбудимости)
• Внешняя мотивация сменяется внутренней
• Закрепляется самооценка, уверенность, либо неуверенность в себе
• Формируется умение общаться и добиваться поставленных целей
• Отмечается появление депрессивного состояния, часто возникающим
чувством печали, безнадежности, самоуничижения
24.
Кризис 17лет (раннее юношество)
Признаки: юношеский релятивизм (относительно всех ценностей),
нигилизм (отрицание всего), солипсизм (замкнутость)
Новообразования: развитие мировоззрения, выработка ценностей
Ведущий вид деятельности: учебно-профессиональная деятельность
25.
Рекомендации для успешного
преодоления кризиса 17 лет
• Родительская поддержка и понимание
• Помощь в профессиональной ориентации
• Поощрение достижений юноши, мотивация на успех
26. «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» (Е.Н.Ильин)
кризисы помогают человеку развиваться дальше;
к каждому ребенку необходим индивидуальный подход
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Возрастные кризисы развития
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
Что такое кризис? Кризис – это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения перестают выполнять свои функции и уже не помогают, а чаще даже мешают развитию.
4 слайд
Описание слайда:
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), но и во взрослом возрасте, так как личность человека развивается непрерывно.
5 слайд
Описание слайда:
Общим для всех кризисов развития являются несколько основных критериев: «Острый» период. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных с ним возрастов, в высшей степени неотчетливы. Но хотя период кризиса возникает незаметно, и очень трудно определить момент его начала и окончания, характерным для любого такого этапа является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение. Трудновоспитуемость. Значительная часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка часто снижается школьная успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. Однако конкретный характер протекания критических периодов во многом определяется внешними условиями. Таким образом, человеческих проявлений гораздо больше вариаций во время кризисов, чем в стабильные периоды. Впечатление регресса. Негативные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде.
6 слайд
Описание слайда:
Кризис новорождённости: Свой первый кризис связан с резким изменением условий жизни новорожденного. Ребенок из привычных условий попадает в новый мир. С первых дней жизни у младенца имеется система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни.
7 слайд
Описание слайда:
Кризис 1 года. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он – взрослый, мы – разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые “требуют” внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать “на зуб .
8 слайд
Описание слайда:
Кризис трех лет
9 слайд
Описание слайда:
К трем годам родители часто обнаруживают, что с малышом не так-то просто справиться. Он вдруг перестает слушаться, а то, что совсем недавно принимал как должное, теперь вызывает у него бурю протеста. Почему же это происходит? И как призвать кроху к порядку?
10 слайд
Описание слайда:
Кризис может начаться уже в 2,5 года, а закончиться в 4 года. Малыш 2,5-3 лет: – Мама, дай машинку! Мама дает со словами: – Возьми, сынок. Малыш раздраженно: – Не хочу машинку! Мама забирает игрушку. Малыш гневно: – Дай машинку!!! А-а-а!!! И так далее по нарастающей…
11 слайд
Описание слайда:
На подходе к кризису присутствуют четкие признаки: – острый интерес к своему изображению в зеркале; – ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей успешностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
Симптомы кризиса 3 лет НЕГАТИВИЗМ УПРЯМСТВО СТРОПТИВОСТЬ СВОЕВОЛИЕ ПРОТЕСТ-БУНТ ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ДЕСПОТИЗМ
14 слайд
Описание слайда:
НЕГАТИВИЗМ Вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать, то что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. причины «Не трогай!» «Ешь быстро!» При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. Главный мотив – сделать не так, как просят, а наоборот. Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей. С остальными он может быть послушным и покладистым.
15 слайд
Описание слайда:
УПРЯМСТВО Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, то есть это реакция не на предложение, а на собственное решение. причины Позиция «кто – кого» При упрямстве ребенок противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова. Ребенок делает наперекор другим потому, что это он так сказал, и это он не хочет менять своих решений.
16 слайд
Описание слайда:
СТРОПТИВОСТЬ Безлична и не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет. причины Авторитарное воспитание СВОЕВОЛИЕ Ребенок хочет делать все сам, даже если не умеет. причины Стремление к самостоятельности
17 слайд
Описание слайда:
Протест-бунт Поведение ребенка носит протестующий характер. Ребенок находится «в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Выливается в частые ссоры с родителями. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам п