Кризисы развития ребенка в 1 год

Развитие детей от 1 до 3 лет
Автор: Развитие ребенка
Дети – это цветы жизни. Но что делать, если вчерашний приветливый и ласковый годовалый малыш превратился в неспокойного и капризного ребенка?
Скорее всего, причиной таких перемен является первый кризис. Да, уважаемые родители, вы не ослышались – ваши дети тоже подвержены возрастным изменениям.
Именно поэтому стоит подготовиться к первому кризису ребенка, связанному с переломным моментом в развитии годовалого члена семьи. О том, как сделать это процесс наиболее безболезненным для мамы и крохи, читайте далее.
Понятие кризиса 1 года
Первостепенная задача ответственных родителей – помочь ребенку справиться с непростым периодом в его жизни, ведь отрезок времени в 1 год – серьезный этап. Поведение и привычки вашего малыша меняются, и иногда поведение может сопровождаться не просто капризами, а настоящими истериками. Все это – результат взросления карапуза. Такие кризисы повторятся в 3, 6, а потом и в 12-14 лет.
Годовалый малыш начинает делать первые шаги, произносит первые слова и активно изучает окружающий мир. А что же слышит в этот момент ребенок от родителей? Скорее всего заботливые мамы и папы, всячески пытаясь его уберечь от потенциальных угроз, говорят ему категоричное: «Не надо и нельзя!» На этой почве рождается конфликт «отцов и детей» – малышу не нравится тот факт, что пытаются ограничить его свободу.
Кризис первого года жизни – переломный момент в развитии крохи, который сопровождается определенными признаками и симптомами.
Почему возникает противоречия между родителями и ребенком? В первую очередь потому, что мальчик или девочка начинает ощущать себя полноценной личностью, но мама и папа продолжают относиться к нему как к маленькому крохе. Отсюда простой вывод – в 1 год ребенок переживает свой первый возрастной психологический кризис, причиной которому ощущение самостоятельности и понимание того, что теперь можно обойтись без мамы.
Совет. Не надо мешать вашему малышу, но стоит позаботиться о его безопасности. Именно сейчас он совершает свои первые шаги в социализации, и от того, какими они будут, зависит его успех в будущем.
Назовем несколько причин, которые, по мнению психологов, могут провоцировать кроху:
- Большой объем новой информации, поступающий из окружающего мира и требующий переработки со стороны маленького ребенка.
- Необходимость постоянного обучения – в этот период малыш активно узнает о том, как делать первые шаги и как складывать слоги в слова.
- Внушительные физические нагрузки на опорно-двигательный аппарат.
- Понимание того, что теперь можно обойтись без мамы – постоянное желание вашего малыша уползти или уйти, которое все чаще обрывается запретом со стороны родителя.
- Открытие нового мира и вещей для себя.
- Отказ от грудного вскармливания, а это огромная психофизиологическая связь с мамой.
- Невозможность вести диалог со взрослыми.
Полезное видео
Симптомы
Если родители знают о причинах кризиса годовалого малыша, им будет проще понять своего ребенка и сделать переходный период менее травматичным как для себя, так и для малыша. В первую очередь первый возрастной кризис сопровождается гипобулическими реакциями.
Гипобулические реакции – это симптом изменений, происходящих в психике ребенка. Протекают они в формате эмоционального взрыва со стороны малыша, в основе которого чаще всего лежит недовольство.
Постоянные запреты или физическая недосягаемость до желаемого предмета порождает в ребенка самые негативные эмоции, такие как агрессия и истерика. Подобные вспышки характеризуются следующими симптомами:
- негативная реакция на любые замечания, сопровождающаяся плачем и капризами;
- непоследовательное поведение ребенка – как только он получит желаемую игрушку или предмет, тут же бросает ее на пол и требует другую;
- нарушение режима и плохой сон;
- желание все делать самостоятельно без помощи папы и мамы;
- отказ от выполнения привычных действий – например, необходимость сесть на горшок, съесть кашу или почистить зубки теперь
- вызывает негативные эмоции;
- ребенок требует к себе повышенного внимания;
- малыш капризничает по поводу и без такового;
- возникает страх остаться без мамы.
Как проявляется
Как было сказано выше, первый возрастной кризис проявляется в виде гипобулических реакций со стороны крохи. Свое недовольство малыш выражает следующими эмоциями:
- Громкий плач. При этом он чаще всего не сопровождается слезами. Это скорее своеобразный сигнал для привлечения внимания взрослых, на который они должны молниеносно отреагировать, по мнению ребенка.
- Разочарование и обида. Если сигнал не был воспринят как побуждение к действию и родители никак не удовлетворили потребности малыша, на смену плачу приходят другие эмоции.
- Резкие движения. Кроха кричит, топает ногами, машет руками, мотает головой, а иногда даже падает на пол.
- Мимика. Недовольство малыша можно понять по выражению его лица – он хмурит брови, сужает глаза и плотно стискивает губы.
- Интонация. Мало детей хорошо говорят в возрасте одного года, но зато отлично умеют требовать чего-либо. Недовольный тон с командными нотками в сопровождении с громким голосом говорят о том, что ваш малыш рассержен и срочно хочет что-то заполучить.
Первый кризис переживется ребенком достаточно бурно и эмоционально. В любом случае, как молодые, так и более опытные родители должны понимать, что такое поведение – норма. Не стоит списывать это на плохие гены и не проводить аналогии с папой или другими родственниками – уберите из своего лексикона выражение: «Мой Петя пошел весь в своего отца». Лучше помогите своему малышу преодолеть такой важный барьер и нормально социализироваться.
Читайте также: Кризис 3 лет у ребенка психология, Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология.
Как вести себя родителям
Протестующий годовалый малыш – довольно распространенное явление во многих семьях. Но как договориться с капризным ребенком, который из ласкового крохи превратился в несговорчивого демона? Есть несколько методов, которые, по мнению психологов, позволят пережить кризисный период с минимальными потерями:
- Не стоит сломя голову бежать к психологу и пытаться разобраться в чем дело. Кризис 1 года жизни не требует лечения и не указывает на какие-либо проблемы.
- Позвольте своему ребенку ощутить себя самостоятельной личностью. Например, при посещении магазина пусть он сам выберет себе игрушку.
- Отбросьте лишние запреты и уберите вещи, которые могут быть опасными для малыша, с поля его зрения. Это позволит минимизировать произношение категоричного «нет».
- Не пытайтесь пресечь желание ребенка сделать что-то самостоятельно – лучше помогите ему.
- Не заставляйте делать ребенка делать то, что он не хочет в данный момент. Например, кушать кашу или другую еду. Поверьте, что от голода он точно не умрет.
- Научитесь понимать свое чадо и будьте внимательны к его просьбам и желаниям на интуитивном уровне.
- Станьте ребенку другом, а не суровым воспитателем. Проводите с ним больше времени и играйте в детские забавы.
- Общайтесь со своим малышом. Это не только знак внимания, но и отличная предпосылка к развитию речи. Вы можете делиться с ним совместными планами на день или же просто рассказывать интересные сказки.
- Привлекайте ребенка в качестве помощника. Поверьте, это станет не только интересным, но и полезным занятием для вашего крохи. С таких мелочей и вырабатываются положительные привычки.
- Не бегите сломя голову по первому плачу. Тем более если вы точно знаете, что это – каприз. Пусть малыш останется ненадолго в одиночестве – скорее всего он найдет себе другое занятие и прекратит проявлять характер.
- Приучайте ребенка к словам «надо» и «нельзя».
- Соблюдайте режим дня, даже если ребенок протестует. Только делайте это в формате игры, а не насильственно.
- Развивайте интеллект и кругозор малыша. Купите ему соответствующие игрушки и тренируйте мелкую моторику.
И самое главное правило – показывайте ребенку свою любовь. Смотрите дочке или сыну в глаза, поглаживайте по голове, обнимайте и ласково разговаривайте – это самый верный способ помочь малышу преодолеть кризис и почувствовать себя любимым.
Рекомендации по преодолению кризиса
Есть еще несколько полезных рекомендаций, соблюдая которые, вы поможете себе и ребенку преодолеть непростой период наиболее безболезненно:
- Не оказывайте давления на ребенка, показывая, что вы старше, а значит – сильнее.
- Не повышайте голос на свое чадо. Попробуйте рассказать ему о правилах поведения в игровом формате.
- Не пытайтесь отвлечь кроху от проблем с помощью конфеты или взяв на руки по первому требованию. Это может сформироваться в постоянную привычку.
- Придерживайтесь единой схемы воспитания. Это касается всех членов семьи, в том числе бабушек и дедушек.
- Станьте примером правильного поведения для своего ребенка и не срывайтесь по пустякам.
- Отучайте от грудного вскармливания малыша в тот период, когда первый возрастной кризис остался позади.
Подведем итоги. Кризис первого года жизни – скорее закономерное явление, которого не стоит бояться. Это вполне нормальный и естественный процесс для каждого ребенка, ведь именно в этот период происходит начальное формирование его личности. Относитесь к своему малышу с уважением и пониманием – тогда вы не только поможете ему преодолеть непростой этап, но и заложите прочный фундамент для хороших взаимоотношений в будущем. Удачи вам в воспитании самого ценного – наших детей!
Также рекомендуем ознакомиться с кризисом 5 лет у детей советы психолога.
Источник
Кризис 1 года у ребенка – это первое серьезное испытание для родителей. Если мама и папа знают, как проявляется кризис первого года жизни, чем он вызван, то многих ошибок в воспитании крохи можно избежать. От правильной реакции родителей на возрастное изменение поведения ребенка в период кризиса первого года зависит психологический комфорт и личностное развитие малыша.
Что такое кризис 1 года
Предпосылками к возникновению кризиса первого года жизни ребенка в психологии считаются:
- частые капризы, причины которых сложно понять;
- перепады настроения.
Малыш растет, с каждым днем становится все более самостоятельным. Теперь он уже устойчиво стоит на ножках, видит окружающий мир с совсем другого ракурса. Малютка считает, что стал большим, что он ничем не отличается от взрослых. Однако к нему продолжают относиться как к малышу. Это противоречие и рождает кризис одного года у ребенка.
Годовалый карапуз в своих действиях движим собственными сиюминутными желаниями. Но взрослые диктуют ему правила и запреты. Практически на каждое свое «хочу», ребенок слышит от мамы и папы «нельзя». Он не понимает, чем обусловлены запреты, почему нужно подчиняться правилам. В нем горит жажда познания окружающей действительности, которая хранит в себе розетки, мобильные телефоны, острые бытовые предметы. Но стоит протянуть руку к привлекательному предмету, как тут же раздается строгий голос: «Нельзя!» Детский интерес не удовлетворяется, он злится и плачет.
Психологическая сущность кризиса первого года жизни ребенка заключается в том, что малыш не может соединить в одно целое собственные желания и требования взрослых, свою потребность в самостоятельности и физиологическую зависимость от матери.
Признаки
В периодизации возрастной психологии кризис 1 года у ребенка является границей между младенчеством и ранним детством. Его признаками являются:
- стремление к самостоятельности;
- бурное эмоциональное реагирование на неудачную попытку сделать что-то самостоятельно;
- попытки обозначить словом свои потребности;
- упрямство и настойчивость в получении желаемого;
- стремление к выработке собственного мнения, отличного от точки зрения взрослых.
Как правило, первая вспышка кризиса одного года бывает самой яркой, потому что малыш впервые ощущает эмоциональный внутриличностный конфликт, не знает, как себя вести в такой ситуации, не может предположить, как будут реагировать родители.
Важно правильно распознать у ребенка признаки кризиса 1 года. Ошибочно объясняя яркую эмоциональную реакцию тем, что ребенок заболевает или тем, что у него плохой характер, родители блокируют противоречия детской души. В дальнейшем это может стать причиной тяжелой адаптации к обществу сверстников.
Как проявляется кризис 1 года
Распознать кризисы у детей бывает сложно, так как темпы физиологического и психологического развития у всех малышей индивидуальны. Как правило, проявления кризиса становятся заметны спустя 3-4 недели после становления навыка самостоятельной ходьбы у малыша. Кризис 1 года у ребенка проявляется как совокупность следующих новообразований:
- всплеск двигательной активности, непоседливость;
- неподдельный интерес к опасным предметам;
- появление требовательных интонаций в голосе;
- способность к переживанию обиды и разочарования;
- способность выразить недовольство;
- упрямое сопротивление рациональным действиям взрослого;
- расширение запаса мимических реакций (малыш умеет плотно сжимать губы, хмурить брови, смотреть исподлобья или с прищуром);
- расширение диапазона средств, с помощью которых кроха требует то, что ему нужно (громкий крик без слез, топанье ножкой, резкие взмахи руками, падение на пол);
- ревность по отношению к матери, назойливость;
- отказ от соблюдения режимных моментов.
Причины изменений в поведении
Знание причин, которые лежат в основе кризиса первого годика жизни, помогает понять суть данного феномена. К ним относятся:
- большой поток информации, с которой малыш сталкивается каждый день, открытие для себя всего пространства квартиры;
- ежедневное знакомство с большим количеством новых предметов;
- скачок в развитии психических функций;
- слабое развитие речи, не позволяющее четко и ясно рассказать взрослым о своих потребностях и желаниях;
- первый опыт самостоятельного и осознанного пространственного отдаления от родителей;
- необходимость ежедневно тренировать большое количество навыков (самостоятельно умываться, одеваться, есть ложкой, говорить);
- большая физическая нагрузка, обусловленная становлением навыка самостоятельной ходьбы;
- утрата психофизиологической связи с мамой и стресс в результате прекращения грудного вскармливания.
Краткое описание причин кризиса 1 года у ребенка показывает, что это естественный феномен возрастной психологии, избежать которого не получится. Дальнейшее социальное развитие малыша на этапе раннего детства не будет полноценным, если исключить из онтогенеза кризис 1 года.
Что чувствует малыш
Согласно возрастной психологии, годовалый малыш пребывает в состоянии стресса от скачка в развитии психики. Теперь он осознает собственные желания, хочет заявить о них всему миру. Он чувствует, что физически стал самостоятельным: можно отпустить мамину руку и убежать от нее в другую комнату. Однако тот факт, что мама будет ходить на работу, на долгое время исчезая из поля зрения малыша против его воли, ему не нравится. Психоэмоциональная связь с мамой очень прочна, если мама уходит, малыш плачет.
Накопленный к этому времени опыт делает годовалого кроху очень восприимчивым к явлениям окружающего мира. Ему нравится находиться среди людей, он с интересом разглядывает их лица. Ему все интересно, хочется все потрогать и попробовать на вкус, ведь с опасностями этого мира он пока не знаком.
Поведение годовалого карапуза определяется взрослым, но при этом у него уже сформирована такая психологическая структура, как характер. Некоторые запреты взрослого противоречат его собственным убеждениям, поэтому и возникает бурный протест.
Для годовалого малыша взрослый является источником положительных эмоций. В этом возрасте дети способны безошибочно распознавать настроение взрослых. Родители играют с ним, кормят его, водят гулять. Ребенку нравится проводить время с мамой или с папой. Когда на него долго не обращают внимания, он скучает, хочет общения. Чтобы обратить на себя внимание взрослого, ребенок начинает хныкать.
Понять, что чувствует ребенок, совсем не трудно. Для этого нужно всего лишь признать, что он является личностью, у него есть свои предпочтения, желания и потребности.
Длительность кризиса у годовалого ребенка
Название данного возрастного кризиса весьма условно. Время его появления у ребенка зависит от становления навыка самостоятельной ходьбы. Сколько длится кризис 1 года у ребенка, как он протекает – зависит от индивидуальных особенностей крохи и реакций взрослых на негативные поведенческие сюрпризы, обусловленные переходом на новый этап развития.
По мнению Комаровского, кризис 1 года у ребенка длится с 8 до 15 месяцев. Однако известны случаи, когда ребенку удавалось успешно преодолеть кризисный этап за месяц. А кому-то для этого нужно 10-12 месяцев. Продолжительность кризиса определяется не только психофизиологией малыша, но и грамотным реагированием родителей на поведенческие вспышки.
Оптимальным временем преодоления возрастных внутриличностных противоречий малыша является период с 12 до 15 месяцев. К этому времени физиологическое созревание мозга и нервной системы приходит в равновесие с психологической ситуацией развития. Чем больше понимает ребенок, тем легче ему пережить кризисный этап онтогенеза.
Если кризис начался до 12 месяцев, родителям нужно понимать, что мозг ребенка еще не обладает достаточным количеством нейронных связей, поэтому справиться с возникающими противоречиями малышу будет трудно.
Родители отмечают, что после успешного завершения кризиса одного года, малыш делает огромный шаг вперед в своем развитии: он научается прыгать, учится подчинять свои желания правилам, его словарный запас расширяется, а в поведении прослеживается произвольность.
Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год
Детский интерес к предметам быта может привести к травме. Убрать все опасные предметы из поля зрения малыша невозможно. Важно понимать, что опасность для ребенка кроется не в самом предмете, а в том, что малыш без контроля взрослого берет эту вещь.
Полноценная картина о мире будет складываться у ребенка только тогда, когда он будет знакомиться со всеми его предметами и явлениями, в том числе и с опасными. Но делать это нужно только вместе со взрослым и под его контролем.
Лишь приблизив руку ребенка к огню, чтобы он почувствовал его температуру, получится объяснить малышу опасность пожара. Только аккуратно прикоснувшись к острому лезвию ножа, ребенок поймет, что этим инструментом можно пораниться.
При таком подходе малыш на подсознательном уровне понимает, что нужно быть осторожным. Через тактильные ощущения в мозг передается сигнал об опасности.
Как легко пережить кризис
Чтобы кризис прошел быстро и безболезненно, родителям нужно подготовиться к этому важному периоду. Психологи советуют придерживаться следующего алгоритма действий:
- Признать, что ребенок является личностью. Его требования на расширение прав естественны. Все родительские запреты должны быть аргументированы. Если ребенок хочет попробовать что-то сделать самостоятельно, нужно предоставить ему такую возможность, но под контролем взрослого.
- Важно правильно формулировать запреты. Следует отказаться от использования в запрете частицы «не». Вместо слова «нельзя» лучше использовать слово «опасно». При этом запретов не должно быть много. Прежде чем запрещать что-либо ребенку, родителям необходимо это обсудить между собой, чтобы выработать единый взгляд на воспитание в семье.
- Создать безопасные бытовые условия. Если малышу будет разрешено участвовать в бытовых делах вместе с мамой, он будет в восторге.
- Создавать условия для всестороннего развития ребенка.
- Во время игр ребенку нужно разрешать ломать постройки из кубиков, разбирать мозаику. После того, как ребенок разрушил построенную башню, нужно ее снова построить. Это развивает логическое мышление.
- Разговаривать с ребенком. Если малыш чем-то возмущен, нужно дать ему выговориться и обязательно постараться понять его чувства. Услышав спокойную речь мамы, малыш успокаивается. Свои высказывания мама может сопровождать поцелуями и поглаживаниями. Такое общение формирует доверительные отношения между ребенком и родителями.
- Соблюдение режимных моментов важно для здоровья малыша. Не стоит от них отказываться только потому, что ребенок протестует. Их можно сохранить, если использовать не строгое принуждение, а игру.
Ребенок никуда не отпускает маму – что делать
Многие мамы в кризис 1 года или в кризисы у детей после года сталкиваются с такой проблемой: нет времени делать домашние дела, так как ребенок никуда не пускает, не слезает с рук. Что делать в такой ситуации?
Прежде всего необходимо определить причину, по которой ребенок боится исчезновения мамы из поля зрения. Это могут быть:
- Очень прочная психологическая зависимость ребенка от матери. Когда мама рядом, ребенок чувствует себя в безопасности. Если же она уходит, у него появляется беспокойство. Кроме того, дети очень тонко чувствуют эмоциональный настрой матери. Если женщина переживает, волнуется, оставляя малыша, он скопирует ее состояние.
- Страх одиночества. Когда мама уходит, ребенок не знает точного времени ее возвращения. Он опасается, что она не вернется. Такое случается, если в качестве основного средства коррекции поведения родители используют угрозы: «Будешь так себя вести, уйду от тебя!» Когда мама уходит по делам, малыш полагает, что наступил тот момент, когда из-за его плохого поведения мама ушла.
- Дефицит внимания. Если мама находится рядом с ребенком, но занята своими делами, ему не хватает общения. Видя, что мама куда-то собирается, ребенок расстраивается: он ждал, что мама обратит на него свое внимание, а она уходит.
Научить малыша спокойно воспринимать отсутствие мамы можно, если почаще играть с ним в прятки. Частые визиты близких родственников и друзей семьи способствуют формированию у него спокойного отношения к тому, что не всегда с ним рядом может находиться мама. Ничего страшного в том, что иногда рядом находится другой человек, нет.
Снижению ситуативной тревожности малыша способствует фраза мамы: «Я пойду в магазин, скоро вернусь». Такие фразы формируют доверие ребенка к матери: мама сказала, что скоро вернется, и действительно пришла через несколько минут. Это лучше, чем уйти тайком. Если ребенок был занят игрой, а потом обнаружил, что мама исчезла, он рыдает в голос. Когда мать возвращается, малютка не отходит от нее ни на шаг, опасаясь, что она снова исчезнет.
Чего нельзя делать при кризисе 1 года у ребенка
В кризисный период онтогенеза не допустимы следующие действия родителей:
- паника по поводу предстоящего сложного периода жизни ребенка;
- прекращение грудного вскармливания;
- повышение голоса во время общения с ребенком;
- потакание капризам малыша;
- запрет на любые попытки проявления самостоятельности;
- наказывать за сломанную игрушку или испорченную вещь;
- игнорирование потребностей ребенка во внимании и общении.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский кризис 1 года у ребенка называет капризной порой. В работах этого автора можно найти советы по преодолению кризиса 1 года:
Прежде чем заниматься домашним хозяйством после возвращения домой, маме рекомендуется уделить полчаса ребенку: поиграть с ним, поговорить, посадив к себе на колени. Затем можно вместе отправиться на кухню. Пока мама занята приготовлением ужина, ребенок с удовольствием посидит рядом с ней, наблюдая за ее действиями или играя кастрюлями.
- Помочь ребенку смириться с тем, что маме некоторое время нужно побыть одной в ванной комнате, могут яркие картинки или фантики от конфет. Взяв с собой несколько таких картинок, мама может увлечь тревожного малыша интересной игрой: малыш с нетерпением ждет, когда из-под двери появится очередная яркая картинка. Если картинок под рукой нет, можно петь песни. Слыша голос мамы, малыш не будет переживать из-за того, что она исчезла.
- Смириться с запретами ребенку будет легче, если родители будут предлагать альтернативные разрешенные действия. Например: «Книжку нельзя рвать. Ее можно листать и смотреть картинки», «Когда кота дергают за хвост, ему больно. Кота можно только гладить».
- Стимулировать соблюдение режимных моментов помогут игрушки. Если ребенок не хочет чистить зубы, можно попросить плюшевого мишку показать, как он чистит зубки. Если перед сном девочка капризничает, можно обратить ее внимание на то, что кукла Катя уже спит, потому что она послушная.
- Эффективным способом купирования вспышки негативных эмоций является переключение внимания малыша на что-то другое.
Мои рекомендации
Новообразования психики на пороге новых этапов онтогенеза сопряжены с кризисами. Это нормально. Родителям нужно запастись терпением: пройдет немного времени, и все наладится.
Не стоит ругать малыша за негативные поведенческие реакции в период кризиса. Психологическая практика показывает, что это неэффективно. Альтернативой этому служит доверительное общение, разъяснение ребенку сути эмоциональных состояний. Малыш успокаивается, когда видит ,что мама понимает его чувства и разделяет их.
Легче преодолевают кризисы те дети, родители которых поощряют их самостоятельность. Начиная с самостоятельности в одевании и умывании, родители постепенно формируют у ребенка уверенность в себе, инициативность и любовь к порядку.
Если взгляды родителей на воспитание совпадают, супруги спокойно относятся к кризису, то его протекание будет безболезненным для семьи.
Заключение
Возрастная психология насчитывает несколько кризисов у ребенка. Первый из них – кризис одного года. Бояться его наступления не надо. Особенности протекания этого напряженного периода и его продолжительность зависят от того, как родители относятся к данному явлению. Появление кризиса 1 года свидетельствует о нормальном психическом развитии малыша.
Если ребенку исполнилось 1,5 года, а кризис еще не наступил, стоит проконсультироваться со специалистами. Это может указывать на отклонения в развитии психики.
Источник