Кризисные периоды в развитии ребенка таблица
Каждому ребёнку свойственно время от времени капризничать. Иногда это происходит по вполне понятным причинам: устал, перенервничал, кто-то обидел, столкнулся с несправедливостью. Но бывают целые периоды, когда неуправляемое и невыносимое поведение не ограничивается одной ситуацией, а продолжается несколько месяцев. Непослушание, истерики, протесты, грубая речь, отказ идти на контакт – список проблем может быть бесконечным.
В этот сложный период найти какое-то логическое объяснение происходящему трудно. Те, кто знаком с психологией, знают, что во всём виноваты возрастные кризисы.
Что это такое
Кризисы детского возраста – это переходные этапы от одного стабильного (литического) жизненного периода к другому, характеризующиеся целостным изменением личности ребёнка, обусловленным возникновением психологических новообразований. Для их обозначения Выготский ввёл термин «нормативные кризисы развития».
Существует множество разных подходов к их определению и классификации (Выготского, Эльконина, Эриксона, Леонтьева, Божович и др.). Несмотря на такое разнообразие, все они максимально похожи и сходятся в большинстве ключевых моментов.
Психология объясняет их достаточно просто. Все дети растут скачками, во время которых, согласно исследованиям, головной мозг начинает активно испускать импульсные волны. Их природу и значение учёным ещё предстоит выяснить, но в эти моменты с психическим и физическим развитием происходят существенные изменения.
Физические изменения
Ещё вчера он ползал, а сегодня уже неумело, но ходит. Ещё вчера не мог обойтись без посторонней помощи, а сегодня сам завязывает шнурки и пытается приготовить себе завтрак. Ещё вчера дочка была угловатым, неуклюжим подростком, а сегодня превратилась в красивую, оформившуюся девушку.
Психические изменения
Каждый возрастной кризисный период сопровождается новообразованиями. В 1 год – это автономная речь, мотивирующие представления, представление о себе. В 3 года – первичная самостоятельность, выстраивание более сложных отношений, новый уровень самосознания, волевая регуляция деятельности. В 7 лет – произвольность и опосредованность поступков, осознание собственных переживаний, новые социальные роли. В 13 – гипертрофированное чувство взрослости. В 17 – профессиональное и личностное самоопределение.
Почему данные скачки называются именно кризисами? Потому что они представляют собой тяжёлое переходное состояние на новый уровень – и физически, и психически. Этот процесс даётся нелегко не только родителям, но прежде всего – самому ребёнку. Он пугается тех кардинальных изменений, которые происходят с его телом и мировоззрением. И в ответ на них начинает протестовать, пытаясь убежать и спрятаться от такого развития событий. Отсюда – неуправляемое поведение.
Периодизация
В психологии обычно выделяется пять детских кризисов по возрастам:
- 1 года – переход от младенчества к раннему детству;
- 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
- 7 лет – освоение школы;
- 13 лет – подростковый период;
- 17 лет – начало ранней юности.
Однако данная периодизация достаточно условна. В трудах психологов, учебниках, различных источниках можно встретить другие её интерпретации.
Например, есть мнение, что в отдельный кризис новорожденности следует выделять весь первый год жизни малыша, начиная от появления на свет и заканчивая становлением на ножки. По сути, там каждую неделю можно назвать переходным периодом, характеризующимся резкими скачками в физическом состоянии.
Согласно другой точке зрения, кризисные периоды 13 и 17 лет следует объединить в один – подростковый.
В некоторых источниках кризис ранней юности исключён из данной периодизации, так как семнадцатилетнего человека трудно назвать ребёнком в общем смысле этого слова.
Такие разночтения в периодизации не должны пугать. Их описания максимально похожи.
Взгляды психологов
Свой вклад в классификацию и описание детских возрастных кризисов сделали многие психологи.
Выготский
Основы понимания возрастных детских кризисов были заложены именно Львом Семёновичем Выготским:
- выделил литические (стабильные) и критические периоды развития;
- назвал основным содержанием каждого из них перестройку социальной ситуации;
- считал, что на выходе из каждого из них родители получают совершенно другого ребёнка.
Впервые выдвинул идею о том, что каждый критический период – движущая сила развития в физическом и личностном плане. В этом его целиком и полностью поддержали остальные психологи.
Леонтьев
Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие ведущей деятельности (ВД). По его мнению, каждый из возрастных кризисов есть не что иное, как переход к новой ВД:
- 1 год – предметно-орудийная (была эмоциональная);
- 3 – сюжетно-ролевая;
- 7 – учебная;
- 13 – интимно-личностная;
- 17 – учебно-профессиональная.
Факт, что каждый возрастной скачок сопровождается переходом от одной ведущей деятельности к другой, стал общепризнанным. Но мнения психологов разделились по поводу того, какая ВД определяет подростковый период:
- по Фельдштейну – общественно-полезная;
- по Давыдову – общественно-значимая;
- по Беличевой – референтно-значимая;
- по Поливановой – проектная.
По мнению Леонтьева, именно смена ведущей деятельности является основным признаком каждого возрастного кризиса в развитии ребёнка.
Божович
Лидия Ильинична Божович ввела понятие новообразования. Это те психические и социальные изменения, которые происходят с ребёнком во время кризисного периода. Именно они определяют сознание, отношение к среде, межличностные контакты, внутреннюю и внешнюю жизнь. Они являются обобщённым результатом всего психического развития на соответствующем этапе жизни и становятся базой для формирования психических процессов во время следующего кризиса.
Новообразования формируются на стыке двух периодов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.
Эльконин
Данил Борисович Эльконин на основе общепринятой периодизации создал свою, авторскую. Её фундаментом стало выделение им двух систем, в которых, по мнению психолога, развивается каждый ребёнок:
- «ребёнок – общественный предмет»: развитие умственной сферы;
- «ребёнок – общественный взрослый»: развитие личностной, мотивационной сферы.
Каждый стабильный период, обозначенный Выготским, Эльконин разбил на два подэтапа. В первом ВД связана с одной системой, во втором – с другой. Переходы между ними и являются кризисными скачками вперёд. Вот как выглядит его периодизация:
Раннее детство:
- младенчество (до года) – кризис 1 года (малый);
- ранний возраст (1-3 года) – кризис 3 лет (большой).
Детство:
- дошкольный возраст (4-7) – 7 лет (малый);
- младший школьный возраст (8-11) – 12 лет (большой).
Подростничество:
- младший подростковый возраст (12-15) – 15 лет (малый);
- старший подростковый возраст (16-17) – 17 лет (большой).
Таким образом, у Эльконина возрастной кризис 13 лет разбит на два более детальных – 12 и 15.
Эриксон
Эрик Эриксон ввёл понятие кризиса идентичности. Он заключается в том, что во время проблемного периода ребёнку приходится выбирать между двумя дилеммами. В зависимости от принятого решения развитие личности протекает в дальнейшем либо в положительном, либо в отрицательном ключе. Его периодизация:
- 1 год – доверять окружающему миру или нет?
- 3 – быть самостоятельным или испытывать постоянное чувство стыда за сделанное?
- 7 – раскрыть свои инициативные и организаторские способности или послушать критику и остаться в тени?
- 13 – быть самодостаточным или неуверенным в себе?
- 17 – кто я и чего я хочу?
По Эриксону, если в момент кризисного периода выбран не тот путь, это приводит к нарушениям развития личности.
Общая характеристика
Все возрастные детские кризисы имеют специфические черты.
1 год:
- с обучением ходьбе расширяется доступное пространство;
- появляется автономная речь (выражают эмоции звуками);
- поведение определяется впечатлениями, а не зависимостью от предметов;
- происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).
3 года:
- изменяются отношения со взрослыми;
- происходит отделение себя от других;
- осознаются возможности;
- зарождается потребность в уважении и признании.
7 лет:
- приходится осваивать новые правила школьной жизни;
- ускоренными темпами происходит развитие операционально-технической сферы;
- усваивается социокультурный опыт;
- приобретает значимость учебная деятельность;
- развивается саморегуляция.
Подростковый период:
- на первый план выходит общение со сверстниками;
- развивается самосознание – внутреннее ощущение себя как индивидуальности;
- составляются жизненные планы, которые в будущем позволят жить самостоятельно;
- появляется самоопределение – осознание своего места в человеческом обществе;
- формируются рефлексия, формально-логический интеллект и гипотетико-дедуктивное мышление.
Нужно иметь в виду, что даже у психологов периодизация достаточно условна. Нельзя воспринимать указанный возраст слишком буквально: кризис 3 лет вовсе не означает, что он начнётся в день рождения и будет продолжаться ровно 12 месяцев. Этот критерий достаточно индивидуален. У кого-то скачок происходит раньше, у кого-то – позже. И длиться они могут тоже по-разному: у некоторых всё заканчивается спустя 3 месяца, а другим приходится терпеть по полгода и дольше.
Основные симптомы
Возрастные кризисы развития характеризуются определёнными симптомами.
1 год:
- громкий плач без слёз;
- резкие движения: машут руками, топают ногами, мотают головой, замахиваются для удара;
- чрезмерно живая мимика: хмурят брови, плотно сжимают губы, сужают глаза;
- требовательные интонации;
- опасное любопытство, когда тянет ко всему запретному;
- непоседливость;
- протесты против действий взрослых (срывают одежду) и привычного режима (отказываются есть);
- назойливость.
3 года:
- негативизм;
- строптивость;
- упрямство;
- бунт;
- деспотизм;
- обесценивание;
- своеволие.
Дополнительно к вышеперечисленному «семизвездию»:
- отдаление от родителей;
- патологическая, ничем не объяснимая жадность;
- вредность;
- ревность;
- необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.
7 лет:
- не слушаются;
- хотят быть взрослыми: подражают кому-то из старших, отказываются играть с теми, кто младше;
- не воспринимают критику;
- осознанно обижают окружающих.
Подростковый кризис:
- враждебность, конфликтность;
- грубые нарушения дисциплины, правил, запретов;
- стремление к одиночеству и изоляции, замена реального общения виртуальным;
- вспыльчивость, импульсивность;
- снижение успеваемости в школе;
- повышенная чувствительность к критике.
Есть и общие моменты для всех возрастных скачков: непослушание, протесты и даже бунты против рамок и ограничений, закрытость, потеря авторитета взрослых и доверия к ним, резкая смена настроения, раздражительность, агрессия.
Преодоление кризисов
Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:
1 год:
- всесторонне развивать;
- обеспечить бытовую безопасность;
- обучать самостоятельности;
- отрабатывать категоричные запреты с помощью слов «надо» и «нельзя».
Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.
3 года:
- уметь переключать внимание ребёнка;
- ругать только за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас;
- не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;
- избегать «ярлыков»;
- не навязывать помощь.
7 лет:
- заменять игровую деятельность учебной постепенно;
- предоставлять право выбора;
- корректно указывать на совершённые ошибки;
- помогать с домашними заданиями;
- постоянно быть на связи с учителем;
- не критиковать взрослых в их присутствии;
- поощрять общение со сверстниками;
- не сравнивать с остальными;
- помогать в решении школьных проблем.
Подростковый период:
- искать во всех ситуациях компромиссы, «точки соприкосновения»;
- вовлекать в обсуждение семейных планов, давать им возможность высказаться, учитывать их мнение;
- поддерживать доброжелательные, доверительные отношения;
- искренне интересоваться их увлечениями;
- делегировать ряд обязанностей как выражение доверия;
- не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание;
- контролировать круг общения.
Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:
- Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
- Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
- Не наказывайте физически.
- Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
- Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
- Не идите на поводу.
- Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
- Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
- Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
- Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.
Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.
Последствия
Далеко не все понимают, насколько велико значение кризисов в психическом развитии ребёнка. Каждый из них накладывает отпечаток на его жизнь:
Если родители не помогут ребёнку преодолеть очередной возрастной скачок, отрицательных последствий не избежать.
Таблица по возрастам
Для обобщения всего вышесказанного предлагаем вниманию педагогов и родителей календарь кризисов ребёнка, отражающий ключевые моменты каждого периода.
Каждый возрастной кризис имеет огромное значение в жизни ребёнка. Чтобы психическое развитие было гармоничным и шло по правильному пути, родители должны помочь ему в их преодолении.
Читайте также: Непослушный ребёнок
Вам также может быть интересно:
Источник
Возрастные кризисы – это особые переходные этапы между возрастами человека, которые характеризуются сменой основной деятельности, резкими психологическими изменениями и социальной ситуации развития. Каждый человек проходит несколько таких этапов развития и взросления в своей жизни, и каждый раз меняется мировозрение человека, его статус по отношению к обществу и самому себе.
Задача | Новообразование | Признаки | Коррекция |
Кризис новорожденности | |||
Возраст от рождения до 1 года, основная задача – доверие (или недоверие) к окружающему миру. | Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в новые тяжелые обстоятельства. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. | Приспособление к новым условиям существования требует от ребенка мобилизации всех ресурсов, хода сложных многогранных адаптативных процессов. | В этот момент очень важно присутствие мамы. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца – все это успокаивает малыша. |
Кризис 1 года | |||
Основная задача – самостоятельность, автономность. | 1) малыш становится более настойчивым и свободным в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широкий и неограниченный для него круг целей; 2) его чувство языка становится настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, часто не получая должного и вразумительного ответа, что приводит к совершенно неправильному толкованию многих понятий; 3) речь и развивающаяся моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое количество ролей, что зачастую его пугает. | Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением все большего кол-ва новых потребностей. Для этого времени характерен всплеск самостоятельности, а также появление бурных реакций (ярких эмоциональных вспышек, таких как плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Такие вспышки здесь выражаются как реакция на непонимание со стороны взрослых. Возникает автономная речь и частично появляется самостоятельная ходьба. | Необходимо помочь ребенку пережить сложный переходный период и помочь ему ощутить свою самостоятельность. Ребенок должен иметь простор для своей бурной деятельности. |
Возрастной кризис 3 лет | |||
Основная задача – инициативность, активность. | 1) Важным является проявление «воли» у малыша. 2) Он отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить только так как хочет и без вариантов. | 1) Негативизм 2) Упрямство 3) Строптивость 4) Обесценивание 5) Стремление к деспотизму 6) Протест – бунт | Поведение почти не поддается коррекции. Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять свою самостоятельность. |
Кризис 7 лет | |||
Основная задача – умелость, компетентность. | 1) происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы. 2) Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. 3) открытие для себя новой социальной позиции – позиции школьника. 4) из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность | Основные признаки: 1) потеря непосредственности 2) Кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. 3) Замкнутость, неуправляемость | Коррекция поведения: 1) необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности. 2) Изменить своё отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно отнестись к его мнениям и суждениям. 3) Нужно стараться не заставлять, а убеждать. 4) Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми. |
Предподростковый кризис (11лет) | |||
Основная задача на этой стадии – формирование целостности, идентичности. | Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка. Приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. | Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего коррелирующей с успеваемостью ребенка. | Для коррекции поведения в таких условиях родителям стоит оказать психологическую поддержку, помочь ребёнку встать на правильный путь развития, который во многом определит всю его дальнейшую жизнь.Нужноотносится к ребенку как к личности. |
Подростковый кризис | |||
Задача подросткового кризиса – окончательное расставание с детством и обретение самостоятельности. | Подростковый кризис характеризуется формированием чувства взрослости, началом самоопределения в жизни. Ребенок в этот период становится подростком. Расширяется круг его интересов, блекнут ранее незыблемые родительские авторитеты. Он учится формировать собственное мнение и совершать самостоятельные поступки, а также отвечать за них. | Традиционно считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний. 1) Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. 2) Доминирующими вопросами этого возраста являются: “Кто Я?”, “Как Я впишусь в мир взрослых?”, “Куда Я иду?” Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением. | Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. |
Возрастной кризис 17 лет | |||
Основная задача – выработка равновесия между близостью и изоляцией. | Происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17лет, характерны различные страхи. Это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. | Главной проблемой, которая может возникнуть в этот возрастной период, является поглощенность собой и избегание межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. | |
Кризис 30 лет | |||
Основная задача – баланс между развитием и стагнацией. | Выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. | Человек оценивает сделанное и более трезво смотрит в будущее. Он начинает мечтать о покое, стабильности. | |
Кризис 40-45 лет | |||
Задача-выбор между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. | В этот момент актуализируются все базовые экзистенциальные проблемы (смерть, изоляция, потеря смыслов) и возникает ряд специфических социально-психологических проблем (социальное одиночество, дезадаптация, полная смены ценностей, изменение социального статуса). | Основные признаки: 1) В этом возрастном периоде доминируют потребности самоуважения и самоактуализации. 2) Характерно критическое переосмысление человеком своих жизненных целей и избавление от иллюзий и неоправданных надежд молодости, нередко тягостно переживаемое им. | |
Кризис выхода на пенсию (60-70лет) | |||
Задача- выбор между интеграцией или отчаянием. | Относительное снижение характеристик психофизических функций«поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности – это самоопределение методом «проб и ошибок» | Психологическое состояние этих людей характеризуется витальной астенией, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния. |
Источник