Кризис ребенка в 2 года негативизм

Кризис ребенка в 2 года негативизм thumbnail

Практически все родители знают о кризисе трех лет. Неуправляемые дети, желающие чего угодно, только не того, что нужно маме. С затаенным страхом ожидая трех лет, мамы и папы, отпраздновавшие или только собирающиеся отметить двухлетие малыша, вдруг понимают, что рядом с ними появился очень настойчивый, не согласный ни с чем ребенок. А до трехлетия еще целый год! Что это? Психологи сообщают: кризис двух лет не менее интересен, чем период становления самостоятельности у трехлеток. В зарубежной литературе даже есть специальный термин “terrible twos”, «ужасные двухлетки». Что происходит с детьми в этом возрасте и как его пережить, рассказывает MedMe.

Кризис двух лет – неотъемлемый этап развития детей

Любой кризис развития и становления психики вызван несовпадением желаний и возможностей. В два года основные факторы – это развитие у детей независимости и поиск путей выражения фрустрации и разочарования. Определить, что кризис на подходе, и в доме скоро появится «ужасный двухлетка», несложно: вчерашний милый малыш «отращивает» собственное мнение, и слово «нет» становится основным в речи ребенка. Он не согласен ни с чем, особенно с логичными доводами, а попытки противостоять его желаниям вызывают бурные, порой истеричные реакции. Помните детей, падающих на пол или на землю с рыданиями под осуждающие возгласы взрослых, хотя четкой причины нет? Скорее всего, им как раз два года.

Несмотря на то, что двухлетние дети не соглашаются с родителями и устраивают «сцены», не стоит принимать их действия, как акт неповиновения, направленный на взрослого. Они действительно учатся понимать, как действовать самому, в каких пределах можно двигаться, и как можно выразить разочарование на понятном маме языке. Поэтому задача взрослого в это время – помочь малышу учится максимально эффективно и двигаться в нужном направлении. Как?

MedMe предлагает 6 стратегических советов, одобренных психологами нескольких стран и проверенных мамами и папами на своих детях (и своих нервах!).

Понимание родителей – первый шаг к управлению поведением ребенка

Истерики в этом возрасте чаще всего появляются в ситуации, когда они не могут сделать что-либо самостоятельно, хотя очень на это рассчитывают. Открыть холодильник, налить молоко в чашку, надеть ботинок, достать до кошки. Список может быть бесконечным. Малыш видит, как легко, мимоходом с этим справляются родители, и считает, что он тоже справится с этим нехитрым заданием сам. И не справляется.

На пике разочарования дети ощущают себя обманутыми, разочарованными, выразить эти чувства словами или социально приемлемыми методами еще не умеют (а попросить или принять помощь – значит, опять признать себя несамостоятельным!). И начинается истерика.

  • Что делать?

Для начала осознать, что истерики – нормальный этап развития всех детей. Скорее надо волноваться, если у ребенка нет ничего похожего на попытки самостоятельной деятельности или противостояния желаниям взрослых (хотя всему свое время, и кризис двух лет может и запоздать на полгодика). К четырем годам эти явления при правильной реакции на них пройдут, уже будут достаточно развиты моторные навыки, чтобы действительно что-то совершать самостоятельно, и речевые, чтобы выражать словами свои желания и чувства.

Управление истериками малыша

Эти почти «штормовые» порывы, взрывы чувств и эмоций одинаково изматывающе действуют и на детей, и на родителей. К счастью, есть тактика, позволяющая разрядить атмосферу на пике.

Специалисты говорят, что во время истерики очень важно, чтобы родители сохраняли спокойствие и не допускали эскалации (прогрессирования) конфликта. Очень важно держать свои эмоции под контролем (и самое время начинать учиться это делать). В два года дети только пытаются управлять родительскими чувствами, и сейчас важно показать, что делать этого не стоит, и подсказать социально приемлемый способ выражения своих эмоций.

  • Что делать?

Не повышайте голос, не смейтесь и не противоречьте ребенку в такие моменты. Избегайте зрительного контакта, если вы не уверены в отсутствии оценочного суждения даже во взгляде. Молча подождите, когда ребенок начнет успокаиваться, истерические проявления будут «сходить на нет». Такая тактика дает возможность не закреплять плохое поведение.

По окончании истерики обеспечьте ребенку ощущение, что вы уверены в себе, в ситуации и можете показать, как и что надо было сделать: «Ты хотел взять книжку сам, а стул не смог подвинуть, и поэтому начал сильно злиться. В следующий раз я помогу тебе подвинуть стул, и ты возьмешь книжку сам. Не надо кричать, надо сказать, что ты хочешь достать книжку, а стул тяжелый». Понятно, что не все дети в два года смогут сказать про книжку и стул. Но они могут показать это жестами. А ребенку сейчас важно, что мама и папа понимают его потребности и готовы помочь (но не делать все за него).

Поговорите с ним спокойным тоном, расскажите, как лучше выразить свои чувства, вместо того, чтобы кричать и плакать. Убедите ребенка, что он любим, несмотря на такое поведение, и переключите внимание на другую деятельность.

Как останавливать истерики в общественных местах

Одно дело – переждать взрыв в своей квартире. И совсем другое, если дети ставят родителя в неловкое положение и создают вокруг хаос, начиная истерику на улице, в магазине, в поликлинике. Первое, что надо осознать, – такое поведение чада не означает, что вы плохой и несостоявшийся родитель. Большинство людей вокруг тоже прошли через этот этап, и прекрасно понимают ваши чувства. А меньшинство, считающее необходимым прокомментировать ситуацию, можно и нужно игнорировать. Возможно, их-то как раз плохо воспитывали.

  • Что делать?

Начните с удаления главного героя со сцены – унесите ребенка в тихое место: за угол, в машину, на улицу. Обнимите и держите его до конца истерики, потом мягко и уверенно поговорите так же, как дома. Не поддавайтесь на его требования даже ради сохранения общественного спокойствия. Велика вероятность, что вы закрепите негативное поведение, выдав вожделенную конфету или купив игрушку, и в следующий раз игрушку будут требовать точно таким же способом.

Читайте также:  Воспитание для ребенка в 2 года

Главное, что должен усвоить ребенок – истерики не работают. Ни дома, ни вне его.

Распознавайте симптомы вовремя

Шансы на истерику возрастают, если ребенок устал и хочет спать, проголодался или перевозбужден: вот почему детей на полу чаще всего можно видеть в супермаркетах. Они перевозбуждаются от обилия шумов, визуальных раздражителей, устают, а продукты на полках разжигают аппетит – все способы негативного влияния сразу.

  • Что делать?

Естественно, отслеживать симптомы, говорящие об усталости и голоде, и предвосхищать истерику. Предложите малышу перекусить вовремя, лечь поспать или поиграть в тихие игры прежде, чем он дойдет до стадии потенциального взрыва.

Дисциплина и право выбора: тонкий баланс

Конечно, ребенка надо воспитывать и приучать к дисциплине. Иначе как он научится делать правильный выбор и избегать неверных решений? Однако также важно давать ребенку ощущение контроля над своей жизнью, для начала хотя бы в мелочах.

  • Что делать?

Предлагайте детям выбор: какую футболку надеть сегодня, зеленую или красную? Что есть на полдник, яблоко или творожок? Важно: старайтесь избегать открытых вопросов, в возрасте «ужасных двухлеток» это верный способ вызвать замешательство, а затем и негодование.

Помогайте ребенку растить независимость

В конце концов, ему придется когда-то начинать жить самому. И период “terrible two” – это первый шаг к самостоятельной жизни. Помогите малышу пройти этот путь с позитивом и уверенностью, что его любят.

  • Что делать?

Постараться прожить этот этап с радостью. Помочь ребенку в становлении своей личности, пожалеть, что это не так просто, выразить приятие и любовь. И помочь в преодолении разочарования и фрустрации, когда что-то такое важное не получается. Сейчас самое время показать собственным примером, как справляться с негативными чувствами: возьмите ребенка после истерики на прогулку и побегайте по площадке, устройте битву подушками, дайте ему возможность в физической активности выразить скопившийся негатив и вернуться к спокойному развитию. Ведь истерики, как мы уже говорили, возникают от разочарования, и детям в этот период действительно приходится нелегко.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Источник

Ребенок сидит в шарикахРебенок растет, а вместе с ним приходят все новые и новые волнения и тревоги

Только научились понимать своего младенца, угадывать его желания, потом осилили с ребенком его первые шаги, навыки самостоятельно кушать.

Кажется, малыш повзрослел, многое понимает, стало легче. Но не тут-то было, он становится непослушным, неуправляемым, порой агрессивным.

Да, вот он кризис 2 лет у ребенка, меняющий его до неузнаваемости.

Сегодня о нем и поговорим. Разберемся, сколько длится кризис 2 лет у ребенка и как его распознать и правильно пережить.

Что такое кризис 2 лет?

Дети растут не только внешне, но и внутренне. Происходит развитие личности и становление психики. Они начинают чувствовать свою индивидуальность и проявлять самостоятельность.

Поведение малыша находится в полной зависимости от его эмоционального и психологического состояния.

На определенном этапе развития наступает кризис двух лет у ребенка. Не нужно воспринимать его, как что-то ужасное. Это – один из этапов взросления маленького человечка, а их в жизни будет еще очень много.

Поверьте, все это «цветочки» по сравнению с переходным возрастом.

Помните! Ваша задача: помочь ребенку гармонично развиваться, не подавляя его личность, а развивая необходимые качества и навыки.

Немаловажным остается вопрос: Когда заканчивается кризис 2 лет у ребенка?

При правильно выстроенной линии поведения родителей, кризис не затянется и успешно преодолеется в течение 2-4 недель.

Как проявляется кризис 2 лет?

Вот самые частые признаки наступающего переворотного момента:

  1. Проявление непослушания и своеволие – основные методы показать свою самостоятельность;
  2. Слова «нет», «не хочу» – способ показать родителям, что у крохи есть свое мнение;
  3. Главный способ манипуляции родителями – истерика, сопровождаемая криком;
  4. Негативизм проявляется в разбрасывании вещей и игрушек, замахивании на «обидчика», укусах, плевании.

Как пережить родителям

Кризис 2 лет у детей и как пережить его родителям?

Ничего страшного не происходит и в этой ситуации стоит четко придерживаться выработанных ранее правил и границ.

Если с границами трудно, то начинайте их выстраивать. Как правильно это сделать, смотрите в семинаре Мама-главная!>>>

Ребенок должен чувствовать поддержку, важно не подавлять в нем желание самостоятельности, при этом строго следить за тем, чтобы не потерять родительский авторитет.

Малыш должен усвоить границы: где он может принимать самостоятельные решения, а где обязан слушать родителей.

Некоторые советы, как поступать и что делать при кризисе 2 лет у ребенка:

  • В любой ситуации кроха должен быть уверен в вашей любви – это залог здоровых отношений;

Это правило относится к любому этапу взросления и развития ребенка. Больше объятий, ласки, поцелуев. Он должен понять, что вам не нравится не он сам, а его поступок.

Нельзя обзывать малыша, говорить, что он плохой и т.д. Акцентировать внимание необходимо только на его плохих действиях (читайте также полезную статью Как не кричать на ребенка?>>>).

  • Мудрые родители должны чувствовать ситуацию и, если это приемлемо, показать малышу, что с его мнением считаются;

Это не значит, во всем ему потакать, тогда он начнет полностью манипулировать родителями.

Читайте также:  Ребенок 2 года много ест ночью

Такой подход заключается в предоставлении права выбора: предложить несколько приемлемых вариантов решения ситуации, пусть малыш решает сам.

Например: какую игрушку взять на прогулку, на какой площадке играть (читайте статью по теме: Как правильно гулять с ребенком?>>>), что он хочет есть, из какой посуды и так далее.

Это важно для становления личности. Постоянно подавляя малыша, вы растите неуверенного в себе человека.

  • Правильная реакция на истерику;

Если ребенок поймет, что это работает, родители «попались», он начнет ими манипулировать.

Как часто вы видели ситуацию: малыш берет запрещенный предмет, родители пытаются забрать, поднимается жуткий крик и предмет возвращается к нему в руку. Он одержал победу!

Правильнее, объясняя крохе, отвлечь его внимание, заменить чем-то другим и убрать ненужный предмет. Но поддаваться на крик нельзя ни в коем случае.

Пусть лучше кричит, чем вы проиграете. Теряется родительский авторитет, вы сдаете свою территорию (читайте важную статью по теме: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>).

Важно! Научиться пресекать истерики в домашних условиях, чтобы кроха не ставил родителей в неловкое положение в обществе.

  • Мудрые родители должны уметь предотвращать истерику;

Но, если она произошла, важно оставаться спокойным.

Кричать бесполезно, этим еще больше проявляется ваше бессилие. Малыш должен видеть твердых в своем решении и спокойных родителей.

Помните! Вы для него – пример. Если кричите вы, когда вырастет, он тоже будет кричать.

Если вам трудно справиться со своими эмоциями, тренируйтесь это делать. Начните с методов, предложенных в семинаре Мама, не кричи!>>>

  • Можно во время истерики дать малышу побыть в одиночестве, большинство детей таким образом быстрее успокаиваются$
  • Если истерику побороть не удается, не нужно угрожать малышу невыполнимыми угрозами, он быстро поймет, что вы блефуете, что не выполните того, что говорите;

Если вы ставите условия, они должны быть вполне реальными и обязательно выполняться.

Принцип «ощутимых последствий». Например: ты не съел суп, печенье не получишь. Выполните свое обещание, иначе он поймет, что ваши слова «пустые».

  • Не нужно пугать малыша бабой Ягой или еще кем-нибудь. Это может развить в ребенке необоснованный страх;
  • Малыша нужно чувствовать, возможно, плохое поведение – это признак усталости, недомогания, желания спать или кушать;

В таких ситуациях воспитывать ребенка не правильно, сначала нужно удовлетворить его естественные физиологические потребности.

  • У ребенка уже в таком возрасте должны быть определенные границы поведения;

Он должен знать, что можно делать, а что нельзя. Не думайте, что он маленький и ничего не понимает.

Важно, чтобы установленные границы и запреты соблюдали все члены семьи, с которыми контактирует кроха. Несогласованность действий малыш сразу же подмечает.

Вполне распространенная ситуация: папа не разрешил, а мама разрешает, или родители запрещают, а бабушка разрешает.

Если у вас с супругом нет единых взглядов на воспитание, смотрите семинар Мама и папа: воспитываем вместе!>>>

  • Меньше употреблять частицу «не»;

У малышей на нее особенная реакция. Фразу «не делай» можно заменить «а давай сделаем так, смотри что получается»; «не кричи» на фразу « давай попробуем послушать тишину, ты ее слышишь?».

Одним словом, придется проявить сообразительность.

Больше хитростей и приемов по предотвращению капризов и истерик, вы найдете в интернет-курсе Послушание без криков и угроз>>>

  • В разговоре важен не только смысл сказанного, но и интонация. Малыш должен чувствовать твердость родительского слова;
  • Если кроха отказывается что-то делать, придумать, как его заинтересовать, делая это вдвоем;

Например, если он не хочет собирать игрушки, превратите это в совместную игру (много полезных советов вы найдете в статье Как научить ребенка убирать за собой игрушки>>>).

Не хочет одеваться, превратите это в игру, разговаривайте с ним, рассказывайте интересные истории, придумывайте сказки про одежду «на ходу» и предоставляйте право выбора.

Может кроха просто хочет одеть любимую футболку или девочка платье (также в помощь вам будет статья: Как научить ребенка одеваться самостоятельно?>>>).

  • Во время проявления агрессии в общении с другими детьми, нужно перевести внимание, увести в сторону, но не ругать малыша при посторонних и не сравнивать его с другими детками;

«Смотри какой Миша хороший, а ты – плохой» – это в корне не правильная фраза. Вы теряете доверие своего малыша, самый дорогой человек на свете обидел его и оценил другого ребенка. Придумывайте, как решить конфликт и отвлечь кроху.

Как ни крути, но в любом кризисе, придется проявлять сообразительность, обходить «острые камни», договариваться и давать право выбора. Ваш малыш растет, а вы набираетесь опыта.

Читайте также:

  • Как заставить ребенка слушаться?
  • Как вести себя с ребенком?
  • Если ребенок в 2 года не слушается

Источник

По мнению детских психологов, один из важнейших этапов это кризис двухлетнего возраста.

Многие родители, проходя через этот этап, приходят в отчаяние. В редких случаях взросление малыша проходит спокойной. Примерно в возрасте двух лет дети начинают по- новому смотреть на собственное «Я». Руки хорошо слушаются, ноги ходят, зачастую уже и речь развита, дети начинают тестировать окружающую действительность. Это абсолютно нормальная стадия развития ребенка, растет стремление к независимости.

Ваш малыш, за короткий срок из ангела может превратиться в неуправляемого чертёнка. Настроение может кардинально меняться за короткий промежуток времени и вы ничего не сможете с этим поделать.

Мой опыт: старший сын, до 2 лет был настоящим ангелом, дружил со всеми на площадке, играл во все, что предлагали. Исполнилось нам 2 года и он начал бить своих недавних друзей. Мы все объясняли, учились, но остановить это не могли. В конечном итоге, 2 месяца мама гуляла с ним на площадке в то время, когда там не было других детей.

Читайте также:  Какую поделку сделать с ребенком в 2 года

У младшего сына примерно в этом же возрасте, даже чуть раньше появилось «Я САМ!!!». Если со старшим мы ничего даже не прятали в доме, бытовая химия, вилки, ножи и прочее, он никогда их не брал и не проявлял интерес. Но младший у нас попробовал таблетку для посудомоечной машины на вкус. Резал руки, вовремя не убранным ножом, набивал шишки всеми возможными способами и демонстрировал полное непослушание.

Дети могут начать кусаться, драться, абсолютно перестать слушаться, убегать от вас, кричать и т.д.

К сожалению, мы с женой тоже делали ошибки на данном этапе, поэтому понимание этого важного вопроса поможет лучше справится с ним без агрессии и наказаний.

Понимание кризиса двухлеток

Родители, которые пытаются подготовиться к этому моменту, часто не ожидают, что он может начаться раньше. Все зависит от конкретного ребенка, развитости его нервной системы и физиологических особенностей. Иногда приступы гнева и агрессии у ребенка могут начаться даже с годовалого возраста. В тоже время этот кризис может перенестись на более поздний период.

Когда вы столкнетесь с данными проблемами в поведении, вы всегда должны помнить, что маленький ребенок не делает это только для неповиновения или с целью навредить вам и окружающим. Просто у него отсутствуют необходимые навыки общения, и он не знает как выразить свою независимость, вы должны научить его этому.

Длительность данного периода также может быть разной и зависит от ребенка и ваших действий.

Неосведомленность и психологическая неподготовленность родителей к кризису двухлетнего возраста у ребенка может привести к серьезным проблемам в семье и в дальнейшем формировании личности человека. Это происходит потому, что многие семьи «решают» проблему через агрессию и наказание. Для кого-то этот путь кажется наиболее простым, но это не так.

Ваша реакция в данной форме, например, озлобленностью или криками, только показывает ребенку, что агрессия и есть приемлемое средство общения. Это укрепляет и продлевает негативное поведение, а не помогает ребенку расширить словарный запас, в котором он нуждается, чтобы лучше справляться с эмоциями.

Как найти общий язык при кризисе двухлетки

«Укрощение» малыша начинается с укрощения собственных эмоций. Если вы сталкиваетесь с истериками вашего ребенка, вам необходимо сохранять спокойствие. В отличие от детей более старшего возраста, которые могут использовать истерики с другими целями, двухлетний ребенок просто демонстрирует поведение чтобы получить определенные ответы.

Вот некоторые варианты поведения для родителей, которые помогут остановить истерику:

Попытайтесь переключить внимание ребенка на другой объект. С улыбкой расскажите ему о чем-то интересном за окном, в книге и т.д. В тоже время не поощряйте поведение малыша и не давайте то, что он требует в истеричной форме. Приучайте и объясняйте с раннего возраста, что малыш получит то, что он просит только, если он сделает это в спокойной форме.

Если вы не можете отвлечь ребенка, игнорируйте такое поведение. Для малышей очень важно видеть ответную реакцию и, если они понимают, что истерика не достигает никаких результатов, то интерес к данному «инструменту» будет угасать. Вам нужно проявлять стойкость, чем более последовательными вы будете, тем больший результат принесет воспитание.

Если вы находитесь на публике, отведите ребенка в сторону без обсуждения и суеты и подождите, пока он или она не успокоятся. Если ребенок увидит, что на публике вы ведете себя иначе чем дома, то он может воспользоваться этим.

Если ребенок успокаивается и поведение улучшается, не стоит рассказывать о плохом поведении или подробно обсуждать проблему. (В конце концов, ребенку всего два года.) Вместо этого, хвалите хорошее поведение, и не подарками, а словами и привязанностью, обнимите, поцелуйте, улыбнитесь.

Другие советы, которые могут помочь

Необходимо учитывать состояние ребенка. Для малышей существуют несколько аспектов, которые могут сильно влиять на его поведение независимо от кризисных явлений:

– ребенок устал и хочет спать

– он голоден

– испытал сильную эмоциональную нагрузку, при этом необязательно негативную, хороший день, насыщенный интересными событиями также может перегрузить нервную систему малыша

– возможно он начинает заболевать, но внешне это еще сложно определить

Все эти состояния могут сделать абсолютно бесполезными уроки воспитания и вам необходимо лишь быть чуткими и помогать малышу.

Часто малыши чувствуют себя гораздо лучше, когда есть распорядок дня. Дети привыкают к питанию, сну, играм в определенное время и это хорошо. Однако по мере роста малыша вы не всегда сможете укладываться в этот распорядок. Необходимо учитывать и этот аспект.

Всегда предлагайте ограниченный выбор для малыша. Например, вместо того, чтобы спрашивать, что он хочет перекусить, спросите – ты хочешь яблоко или банан? Это дает ребенку чувство контроля – возможность выбирать – не перегружая ребенка слишком большим выбором.

Используйте «тайм-ауты», когда вы говорите ребенку – нам нужно 5 минут тишины и в течение этого времени не реагируйте на «провокации». Если вы находитесь на публике, то нужно отвести ребенка в тихое место без посторонних. Постарайтесь делать это без злобы. Если негативное поведение сохраняется, скажите, что отмените какие-то привилегии или используйте другие методы дисциплины с учетом возраста малыша.

В любом случае помните, что необходимо проявлять любовь и уважение к малышу. Таким образом, вы сможете помочь вашему ребенку пройти этот, зачастую, ложный этап в жизни и укрепить его уверенность в себе.

Источник