Кризис ребенка 3 года проблемы

Первые шаги малыша к взрослению неизменно радуют родителей. Сам ест, сам одевается, может уже и поиграть без взрослых… Но ближе к третьему дню рождения картина резко меняется. Появляются странные симптомы — упрямство, злость, истерики. Пугаться не стоит! Кризисный этап проходят все трёхлетние дети. Главное, чтобы папа и мама знали, какие воспитательные стратегии применять в это время.

Особенности психологии трёхлетнего малыша

Возрастной промежуток между 2 и 3 годами — ступенька, ведущая из младенчества в детство. В организме крохи происходят серьёзные физиологические изменения — заканчивается формирование коры головного мозга, становится более крепкой костно-мышечная система. Это открывает возможности для уверенных движений, позволяющих исследовать мир.

Кризис у ребенка 3 лет часто проявляется в виде капризов и истерик

Малыш уже умеет подниматься и спускаться по ступенькам, открывать ящики шкафов, быстро бегать и пинать мяч ногами. Активно развивается речь — отдельные слова складываются в предложения. Вчерашний несмышлёныш научился выражать свои желания словами и стремится общаться со всеми окружающими. Пытаясь понять устройство окружающего мира, он пристаёт к родителям с бесчисленными: «Почему?».

Изменения затрагивают и социально-эмоциональную сферу ребёнка — он отчасти понимает чувства других людей, иногда умеет сдерживать свои эмоции.

Шире становится круг общения. Кроха охотно играет с ровесниками. Своё стремление влиться в социум он выражает, имитируя поведение взрослых.

При всём прогрессе мышление малыша остаётся недостаточно развитым. Большинство действий происходит импульсивно, нет контроля над желаниями, реальный мир не отделяется от фантазий. Стремление быть самостоятельной личностью вступает в противоречие с особенностями нейропсихологии, что приводит к внутреннему конфликту.

Симптомы кризисных изменений в поведении

На третьем году жизни все детские желания сводятся к отстаиванию своей индивидуальности. Самый простой способ показать свою независимость —сопротивляться мнению других. Если всегда послушный малыш вдруг начинает упорствовать и «делать всё наоборот», это означает, что он шагнул за границу проблемного возраста.

Чтобы уменьшить негативные симптомы кризиса, нужно больше общаться с ребенком

Вот ещё 5 характерных симптомов:

  • Стремление к самостоятельности. Самым распространённым выражением в лексиконе крохи становится: «Я сам!». Он порывается выполнять даже действия, которые ему не под силу.
  • Повышенная требовательность. Желание выражается, как категоричное требование, которое взрослые обязаны выполнить во что бы то ни стало. При отказе проявляется бурная эмоциональная реакция.
  • Негативизм. Все слова окружающих воспринимаются отрицательно, распоряжения и советы выполняются наоборот.
  • Бунтарство. В ходе кризиса у ребёнка 3 лет возникает протест против воли взрослых, приводящий к конфликтам.
  • Изменение системы ценностей. То, что прежде нравилось, становится незначимым. Пропадает интерес к определённым игрушкам, занятиям и даже людям.
  • Социальный протест. Резко выражается недовольство порядками в семье, детском саду, обществе.

Все признаки проявляются в виде споров, плача, истерик. Приступы упрямства длятся от 10 до 40 мин, и повторяются несколько раз в день. Негативизм касается всех сторон жизни — еды, одежды, развлечений и привычек.

Причины поведенческих нарушений

С развитием физических и умственных навыков приходит осознание собственного «Я» как личности, отдельной от взрослых. Пытаясь доказать это, дети не осознают своей зависимости от родителей, необходимости следовать семейным и социальным установкам. Конфликты принимают особенно острый характер из-за повышенной эмоциональности малыша, его неумения сдерживать гнев, ревность, обиду.

К расстройствам поведения приводит ещё ряд факторов:

  • Неумение сформулировать свои желания. Дети часто злятся на родителей за то, что те не могут угадать их мысли.
  • Непонимание устройства мира. Кроха ещё не видит разницы между живыми и неживыми объектами. Явления природы и предметы обихода могут вызвать у него ярость.
  • Отсутствие социального опыта. Поступки людей в детском представлении разделяются на «плохие» и «хорошие». Все действия окружающих расцениваются с собственной точки зрения — мама не дала конфет, потому что она жадная, папа ругается, потому что он злой.
  • Неспособность отличать реальное от воображаемого. Все непонятные для него вещи ребёнок объясняет собственными выдумками.
  • Стремление подражать плохому. Копируя действия взрослых или ровесников, малыш отдаёт предпочтение дурным поступкам, потому что они вызывают больше эмоций.

Причинами негативизма нередко становятся неправильное поведение родителей. Авторитарная семья, в которой ограничивается детская инициатива, скорее столкнётся с истериками и конфликтами.

Кризисная фаза протекает острее, если родители злоупотребляют запретами и наказаниями, превышают границы контроля и опеки. Несогласованность требований старших членов семьи также вызывает непонимание и протест у детей.

Длительность кризисного периода

Современная нейропсихология не даёт чётких границ сложного этапа в жизни малыша. Начало зависит от уровня физического, умственного и эмоционального развития. Большинство здоровых ребятишек вступают в «полосу упрямства» во второй половине третьего года жизни. Уже в возрасте 3,5 года поведение становится стабильным, истерики и приступы негативизма прекращаются.

Проявление кризиса у ребенка 3 лет — естественное явление в развитии детской психики. Оно необходимо для формирования таких свойств характера, как независимость, целеустремлённость и гордость. У малышей со спокойным темпераментом переход от младенчества к детству может пройти гладко, без заметных конфликтов.

Как пережить трудный период

Главное условие, которое должны соблюдать родители — сохранять спокойствие. Очень сложно быть выдержанным и уравновешенным, когда любимое чадо постоянно закатывает истерики. Но крики и наказания не помогут справиться с маленьким упрямцем, а лишь усилят конфликт.

Узнав, в чём причины детского кризиса, вам будет легче ему помочь пережить этот период

Лучше использовать способы воздействия, понятные и приемлемые для малыша — положительные стимулы, связанные с лакомствами и игрушками. Мама может сказать: «Я дам тебе вкусный сок, если ты доешь котлету». Хороший эффект дают игровые моменты, ассоциации с героями сказок и мультфильмов: «Знаешь, мне звонили Фиксики! Они попросили тебя лечь спать пораньше».

Если кроха настаивает на самостоятельности, стоит предоставить ему некоторую свободу. Пусть попробует надеть обувь или застегнуть куртку без помощи взрослых. Родители должны предложить свои услуги, только когда без этого не обойтись.

Преодолеть кризисный этап поможет ряд рекомендаций:

  • Отвлекать внимание малыша на что-нибудь интересное.
  • Не демонстрировать собственного гнева, ярости, бессилия.
  • При проявлении упрямства искать компромисс, который удовлетворит ребёнка.
  • Избегать криков и наказаний.
  • Дать право выбора игрушек, одежды, развлечений.
  • Не использовать запугиваний различными бедствиями и страшными существами.
  • Выработать общую тактику воспитания, которой должны следовать все взрослые члены семьи.
  • Игнорировать истерики – в любое время, в любой ситуации.

Рекомендации необходимо соблюдать последовательно, в течение длительного времени. Положительный результат наступит не сразу – и ребёнку, и родителям требуется время, чтобы приспособиться к новому возрастному этапу.

Как реагировать на детскую истерику

Наиболее неприятное проявление «периода упрямства» — истерический припадок. Он может произойти где угодно — от семейной кухни до автобусной остановки. Громкие рыдания и крики выражают возмущение, гнев, разочарование.

Родителям не стоит нервничать или ругаться. Помните, истерика устраивается для зрителя – чтобы получить ласку, внимание, желаемую вещь. Отойдите или отвернитесь от ребенка, не обращайте внимания на его выходки, и он успокоится. Когда это случится, продолжите разговаривать с малышом или уведите его оттуда, где началась истерика. Перемена места часто оказывает успокаивающее действие.

Эмоциональный приступ, вызванный упрямством, можно прекратить, отвлекая внимание малыша. Детская психология восприимчива к объектам, способным влиять на воображение — игрушкам, ярким картинкам, песенкам.

Важно сохранять спокойный, доброжелательный тон, как бы трудно это не было. Раздражённый тон и крики родителей взвинчивают детей ещё сильнее, превращая приступ упрямства в буйную истерику.

Когда требуется помощь психолога

Поведенческие изменения 3-го года жизни постепенно сходят на нет. С развитием мышления малыш находит мирные способы для выражения своей индивидуальности. Однако есть случаи, когда необходима помощь специалиста. В их числе:

  • Необъяснимые страхи. Малыш впадает в истерику во время грозы, встречи с животными или незнакомыми людьми.
  • Агрессивность. Жестокость по отношению к сверстникам или домашним питомцам, драчливость, намеренная порча игрушек, одежды.
  • Повышенная активность. Неусидчивость, неумение сосредоточиться, стремление постоянно двигаться, производить шум.
  • Медленное развитие речи. Отсутствие фразовых форм, словарный запас менее 20 слов.

В подобных случаях следует показать малыша детскому психологу для тестирования и определения методов коррекции.

Мудрые и сдержанные папы и мамы способны самостоятельно преодолеть кризисный этап в жизни малыша. Если же взрослые теряют контроль над ситуацией, поможет специальная консультация для родителей в психологическом центре.

Также рекомендуем почитать: герпес 6 типа у детей

Источник

Если вашему малышу больше двух лет, он всё время говорит вам”нет” и совсем не слушается, то эта статья поможет вам понять как решить проблему “детского кризиса 3 лет”.

В этот период ребёнок начинает проверять насколько он может влиять на окружающий мир, что значат его слова, как он может влиять на развитие событий. В последствие, будучи взрослым, если ребенку помогли грамотно преодолеть это период, он будет уверен в себе, ответственен, сможет отказывать и отстаивать свою точку зрения, если что-то будет не в его интересах, понимать границы поведения как свои так и чужие.

Признаками кризиса 3 лет являются: упрямство, жадность, негативизм, строптивость, жадность, своеволие, обесценивание. В это время от ребёнка на все предложения слышно постоянное “нет”: – Ты хочешь кушать? – Нет! – Пойдем гулять? – Нет! – Пойдем маму встречать? – Нет! Нет! Нет!

Родителям при этом нужно понимать, что ребенок говорит “нет” не им на зло, он не бунтует. В такие моменты он проверяет как сильно он может повлиять на развитие событий, как его слова отразятся на будущем. И это очень важный период в его развитии. Ведь примерно к четырем годам у ребенка заканчивается формирование 85% связей нейронов, а при рождении они сформированы только на 15%. Поэтому от действий родителей с ребенком, от количества полученной им любви будет зависеть его дальнейшее отношение к окружающему миру. При этом следует знать несколько особенностей кризиса 3‑х лет.

1) Больше всего от малыша достанется тому человеку, к которому он испытывает наибольшую привязанность. Не надо обижаться на ребенка, если он проявляет к вам негативные эмоции. Это значит он очень доверяет вам и чувствует себя, находясь с вами, в безопасности. Именно от вас он будто бы получает разрешение на установление границ своего поведения.

2) В этот период ребёнок не способен сам остановить свою истерику. Просьбы успокоиться будут бесполезны. На этом этапе развития у него работает правое полушарие мозга, которое отвечает за эмоции. А вот левое полушарие уже отвечает за причинно-следственную связь: зачем? почему? Малыш “не слышит”, что вы ему говорите, но он улавливает тон вашего голоса, ваше настроение. Поэтому, чтобы успокоить ребенка, нужно прежде всего успокоиться самим.

3) Лучше всего ребенок развивается через игру. И в задачи родителей входит предоставить ему пространство для исследования окружающего мира и игр. В этот период очень полезны будут игры развивающие мелкую моторику: складывание оригами, пересыпание крупы, завязывание шнурков и т.д. При этом как раз формируется связь двух полушарий мозга, необходимая для наилучшего развития.

4) Дети становятся прилипалами/бунтарями. Почему так получается? Ребенок становится прилипчивым только по одной причине — катастрофический недостаток внимания со стороны родителей, которые погрузились с головой в свои гаджеты вместо того, чтобы поиграть с малышом. Бунтарями же дети становятся, когда все время слышат от родителей слово “нет”. А делают они это из-за своеволия ребенка, который делает то, что хочет сам. Услышав очередной запрет, ребенок уже не слушает и не идет на контакт, он понимает, что сейчас будет очередное “нет”. Избежать этого довольно просто: на каждое “нет” должно быть два “два” Когда вы что-то запрещаете, вы сразу же должны что-то разрешить или предоставить ребенку альтернативный вариант действий.

5) В этот период дети “не слышат” родителей. Конечно не из-за неуважения, а по причине сильной увлеченности своими действиями. Поэтому кричать не надо, просто подходите, аккуратно поворачиваете ребенка к себе и, обратив на себя внимание, говорим, что хотели.

6) Происходит активное формирование самооценки ребенка. В связи с этим не вздумайте формировать у детей чувство вины в этом возрасте, говоря: “На кого ты похож? Весь испачкался!” Не его забота поддерживать одежду в чистоте, а взрослых. Вы должны обеспечить ему комфортные условия для развития, объяснить, рассказать и показать. Например, если он сломал игрушку, то вы можете предложить ему попытаться ее починить, чтобы исправить ситуацию. А если он рассыпал что-то, то можете предложить собрать вместе и показать ему как это делается.

7) В период кризиса детям следует оградить от перегрузок. Я понимаю соблазн родителей устроить ребенка в 100500 кружков. Но нужно понимать, что в этом возрасте у ребенка формируются внутренние органы и физиологические процессы. Концетрации внимания малыша хватает минут на 10-15. Поэтому, чтобы чему-то научить ребенка, нужно делать это интересно и увлекательно через игру или сказки.

8) Ребенок не устраивает истерику на ровном месте, тем более, чтобы позлить вас. Родители должны понимать, что происходит с малышом и помочь успокоиться. Об этом будет отдельная статья. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить. ))

Чтобы помочь ребенку справиться с кризисом трех лет, приведу 4 простых послания родителей детям.

1) Я люблю тебя таким каков ты есть, несмотря ни на что.

2) Ты можешь пробовать для себя разные модели поведения и я всегда тебя поддержу, подскажу что может случиться и всегда буду рядом. Даю тебе право и ты можешь сейчас пробовать разные роли разные способы поведения и я всегда тебя под страховую и подскажу какие будут последствия.

3) Задавай любые вопросы и я отвечу на них. Я взрослый и объясню тебе как устроен этот мир.

4) Я знаю, что делать с твоими чувствами и могу их принять.

Дорогие родители, помните что любому на нашей планете прежде всего нужно ощущать вашу любовь.

Источник

Дарья Свиридова
Консультация для родителей «Кризис 3-х лет. Проблемы и решения»

Консультация для родителей:

«Кризис 3-х лет- возраст строптивости»

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев

до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно

меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают

не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет, но и во взрослом

возрасте, так как личность человека развивается непрерывно.

Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в

психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать

серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным,

вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением

озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают,

что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс:

это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно

удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться

многое делать самому и как-то решать свои проблемы.

На подходе к кризисуприсутствуют четкие признаки:

– острый интерес к своему изображению в зеркале;

– ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он

выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают

проявлять озабоченность своей успешностью, например, в конструировании.

Остро реагируют на неудачу.

Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем,

впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период

труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы

называют семизвездием кризиса 3 лет.

1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то,

что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки

собственному желанию.

2. Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому,

что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. По

сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.

3. Строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа

жизни, который сложился до 3-х лет.

4. Своеволие – стремится все делать сам. Это тенденция к

самостоятельности; подавить ее, значит породить у ребенка сомнение в

собственных силах и возможностях.

5. Протест-бунт –ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в

постоянном конфликте с ними.

6. Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает

ругаться, дразнить и обзывать родителей.

7. Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Он

изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими. По

сути – это стремление вернуться к тому блаженному состоянию

младенчества, когда каждое его желание исполнялось. По отношению к

младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не

отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в

самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его

психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего

развития его личности и адаптивных способностей.

И, наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия,

может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не

произошло соответствующих возрастных изменений.

Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы

непонимания, возникающие в это время у родителей.

Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса?

Как помочь ребенку выйти из него,не закрепив в душе негативные качества:

ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, а воля – необходимое

для ребенка качество; капризность – демонстрация собственной значимости

для других, ощущение своего «Я»; эгоизм – в здоровом виде чувство

собственного достоинства; агрессивность – крайняя форма чувства

самозащиты; замкнутость – не-адекватная форма проявления здоровой

осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств.

Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств.

Главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их

крайних проявлений.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?

* Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

* Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы

упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

* Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни.

* Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

* Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

* В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей

по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!

* Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и

капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве,

истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими

родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения

родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего

спокойствия.

* Еще не понятно, кто упрямее, – родители,весь день твердящие: «Ты

должен, ты обязан, тебе необходимо…», или ребенок, упорно

протестующий против «обязан», против «должен», хотя бы в силу того, что

это «должен» он просто еще не может выполнить. Он не созрел пока до

многих наших требований, он только маленький росточек…

Что могут сделать родители?

* Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к

сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

* Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его

понимаете.

* Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это

бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

* Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет»,

оставайтесь и дальше при этом мнении.

* Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в

общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и

увести.

* Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи

посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только

этого и нужно.

*Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка

(книжка, штучка и т. д., «А что это там за окном ворона делает?»

подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.

Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут

фантазия, юмор и бесконечное терпение. Не позволяйте гневу овладевать

вами. Гнев лишает человека разума. Преодолейте его один раз, и в

следующий вам уже легче будет сдержать его, а потом и вовсе в душе

поселится только сочувствие и желание помочь своему малышу в трудный

период его жизни.

Источник