Кризис 1 года у ребенка по эльконину

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 октября 2019; проверки требуют 4 правки.
Кризис одного года (Кризис первого года жизни) – один из нормативных возрастных кризисов, завершающий младенческий период развития. Кризис не имеет чётких временных границ, примерная длительность – от нескольких месяцев до полугода. Длительность, выраженность и интенсивность протекания кризиса являются индивидуальными.
Согласно периодизации Д. Б. Эльконина, кризис одного года относится к числу «малых кризисов», то есть возникает на рубеже двух периодов (младенчества и раннего детства), относящихся к одной эпохе (эпоха раннего детства). Кризис одного года связан с противоречием между возрастными новообразованиями, возникшими в конце периода младенчества и социальной ситуацией развития младенческого возраста.
Симптомы кризиса[править | править код]
В исследовании С. Ю. Мещериковой[1] были отмечены следующие симптомы кризиса одного года:
- «Трудновоспитуемость» – ребёнок перестает слушаться, проявляет упрямство, настырность, требует повышенного внимания.
- Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений – ребёнок овладевает большим числом умений в игре и самообслуживании, проявляет попытки самостоятельных действий там, где раньше полностью подчинялся взрослому (купание, кормление), также начинает отказываться от выполнения обычных повседневных действий, которые раньше спокойно выполнял.
- Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых – обидчивость, недовольство, агрессия.
- Повышенная капризность.
Возрастные новообразования[править | править код]
К концу периода младенчества ребёнок обыкновенно уже умеет передвигаться в пространстве (ползать или ходить), понимать обращенную к нему речь, произносить первые слова, манипулировать с предметами, у него появляются аффективно заряженные представления, которые Л. И. Божович назвала «мотивирующими представлениями».
Ходьба[править | править код]
Именно с появлением возможности автономно передвигаться в пространстве Л. С. Выготский связывает изменение отношения ребёнка к окружающему миру. Умение ходить совершенствуется, и ребёнок вскоре может передвигаться по всему доступному пространству, манипулировать всеми предметами, которые оказываются в зоне его доступа. Особую притягательность приобретают предметы, которыми пользуется взрослый человек. Ходьба или ползание позволяют ребёнку самостоятельно приблизиться к интересующему его объекту, не дожидаясь родительского сопровождения. Такое расширение возможностей ребёнка приводит к увеличению количества ситуаций, опасных для него, ситуаций, вызывающих беспокойство родителей. Как следствие, появляются запреты. Запрет или неудовлетворение желания вызывают дискомфорт, приводящий к сосредоточению ребёнка на состоянии стремления и ребёнок начинает «чувствовать» собственное желание, то есть происходит субъективация стремления. Однако запреты, адресованные годовалому ребёнку, редко достигают своей цели. Наиболее частым их результатом являются так называемые гипобулические реакции (Кречмер). Это тенденция, направленная против запретов. Эти реакции связаны с аффектами и волей и выражаются в форме протеста, а при неправильном воспитании перерастают в гипобулические припадки, когда происходит некоторая регрессия поведения: ребёнок падает на пол, начинает кричать и плакать, отказывается ходить (если уже умеет)[2].
Автономная речь[править | править код]
По мнению Л. С. Выготского, начало и конец кризиса одного года знаменуется появлением и исчезновением автономной речи. Л. С. Выготский считает автономную речь основным новообразованием кризиса одного года, которое исчезает в конце этого периода, уступая место социальной речи. Автономная речь отличается от обычной человеческой речи: 1) фонетически, 2) семантически (одно и то же «слово» автономной речи может иметь несколько разных смыслов, которые организованы по принципу комплексов), 3) она аграмматична, 4) она ситуативна (речь ребёнка понятна только близким людям, постоянно общающимся с ребёнком). Через этап автономной речи происходит переход от безъязычного к языковому общению. Её возникновение объясняется потребностью в общении, сформировавшейся в младенческом возрасте. Однако в период кризиса одного года непонимание со стороны взрослых, вызванное своеобразием детской речи также может вести к появлению гипобулических реакций. Л. С. Выготский считает, что именно возникновение автономной детской речи вызывает изменение отношения ребёнка к среде, а значит и переход к новой социальной ситуации развития[3].
Мотивирующие представления[править | править код]
Л. И. Божович выделяла ещё одно важное новообразование, относящееся к началу второго года жизни ребёнка. Если до того ребёнок был полностью зависим от предметов, попадающих в поле его восприятия, то теперь он начинает действовать не только под влиянием непосредственных впечатлений, но также под влиянием образов, которые сохранились в его памяти. Л. И. Божович называет их мотивирующими представлениями. Они аффективно заряжены (привлекают ребёнка или отталкивают) и побуждают поведение ребёнка. Таким образом он действует уже не только и не столько под влиянием того, что он непосредственно видит в данным момент, сколько под влиянием собственных аффективно заряженных представлений, образов памяти. В частности, это означает, что ребёнка уже нельзя отвлечь от понравившегося ему предмета или действия простым переключением его внимания на что-то другое. Это ещё один источник гипобулических реакций[4].
Представление о себе[править | править код]
Со второго полугодия жизни развитие манипулятивной деятельности приводит к тому что ребёнок начинает более четко воспринимать результаты своих действий и себя как действующее начало. Одним из показателей наличия образа себя у ребёнка является узнавание им себя в зеркале. В исследовании Н. Н. Авдеевой[1] ребёнку незаметно ставили пятно краской на лбу или надевали ватную повязку на ухо. Если ребёнок поставленный в таком виде перед зеркалом пытался стереть пятно или снять повязку, то есть демонстрировал поведение направленное на себя, а не на свое отражение в зеркале, то делался вывод, что ребёнок узнал себя в зеркале. На качественные особенности образа себя влияет характер общения ребёнка со взрослым: опыт личностно-ориентированного общения со взрослым и наличие положительного эмоционального самоощущения приводят к успешному формированию устойчивого образа себя. Переживание ребёнком себя как действующего начала формируется как в общении со взрослым, так и в предметных действиях. Ребёнок переживает себя как активное действующее начало, в результате чего возникает характерное для кризиса одного года стремление самостоятельно совершать действия, копирующие поведение взрослого[1].
Социальная ситуация развития[править | править код]
Все вышеперечисленные новообразования приводят к ещё одному крайне важному изменению в жизни ребёнка. В период кризиса одного года исчерпывает себя та социальная ситуация развития, которая сформировалась в младенческом возрасте. Если раньше взрослый был для ребёнка посредником в его взаимодействиях с миром, то теперь ребёнку уже не нужно это посредничество. ребёнок хочет взаимодействовать с миром самостоятельно, то есть происходит своеобразная эмансипация от взрослого. Но без взрослого ребёнок не в состоянии освоить предметы человеческой культуры, их смысл. Поэтому к концу кризиса одного года и началу следующего периода – периода раннего детства – формируется новая социальная ситуация развития, в которой взрослый выступает не как посредник, а как помощник, носитель социальных способов действия с предметами, смыслов деятельности[5].
Рекомендации родителям[править | править код]
В советской и российской психологии кризис описывается как позитивное явление в развитии ребёнка, связанное с существенными преобразованиями его личности и самосознания. Внешне заметными являются в основном негативные проявления кризиса, но при этом происходят глубокие качественные изменения. При этом кризис не является одномоментным явлением, это период, не имеющий четких временных границ, его длительность зависит в том числе от социальных условий, окружающих ребёнка, от его отношений со взрослым и готовности взрослого перестроить это отношение согласно изменившимся потребностям ребёнка.
Е. Н. Корнеева в своей книге «Детские капризы» советует родителям, чьи дети переживают кризис одного года, следующее[6]:
- вместо чрезмерного количества запретов – организовать безопасную среду для ребёнка, которую он мог бы исследовать без угрозы для себя;
- вместо настаивания на своем и попыток заставить ребёнка слушаться – переключить его внимание на что-то другое;
- стать уже не посредником между ребёнком и миром, а помощником в его освоении: рассказывать и показывать, что можно делать с разными предметами;
- действовать не вместо ребёнка, а вместе с ним.
См. также[править | править код]
- Нормативные кризисы развития
- Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
- Кризис новорождённости
- Кризис трёх лет
- Кризис семи лет
- Кризис четверти жизни
- Кризис среднего возраста
Литература[править | править код]
- Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1979. – Т. 4. – С. 23-25.
- Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие – М.: Издательский дом высшей школы экономики. – 2012.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 318-340.
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспекты лекций. М., 2005. – с. 166-167.
- Корнеева Е. Н. Детские капризы. – Ярославль: Академия развития, 2002. – с. 45-48.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров – М.: Юрайт, 2013. – с. 268-270.
- Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. – М. : Академия, 2000.
- Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». – М.: ВЛАДОС, 2006. – с. 138-143
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология: учебник – Москва: Гардарики. – 2005. – с. 177-181.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1989. – с. 47.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». – М.: ВЛАДОС, 2006. – с. 138-143
- ↑ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 318.
- ↑ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 319-340.
- ↑ Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1979. – Т. 4. – С. 23-25.
- ↑ Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. – М. : Академия, 2000. – c. 145-147
- ↑ Корнеева Е. Н. Детские капризы. – Ярославль: Академия развития, 2002. – с. 45-48.
Источник
4.2. Понятие возраста
С
психологическим развитием детей тесно
связано понятие возраста. Р.С. Немов
определил возраст как качественно
своеобразный период физического,
психологического и поведенческого
развития, характеризующийся присущими
только ему особенностями.
По
Л.С. Выготскому, возраст – это относительно
замкнутый цикл детского развития,
имеющий свою структуру и динамику.
В
психологии возраст подразделяют на
физический (хронологический) и
психологический.
Физический
возраст –
это время жизни ребенка в днях, месяцах,
годах, прошедших с момента его рождения.
Его можно назвать внешней сеткой, на
фоне которой проходит процесс психического
развития ребенка, становление его
личности.
Психологический
возраст, по
Выготскому, – это качественно
своеобразный период психического
развития, характеризующийся прежде
всего появлением новообразования,
подготовленного всем ходом предшествующего
развития. Другими словами, он указывает
на достигнутый к определенному возрасту
уровень психологического развития.
Иногда
бывает так, что ребенку физически пять
лет, а по психологическому развитию он
соответствует шести- или семилетнему,
а бывает и наоборот, но тут речь уже
будет идти об отставании в умственном
развитии.
Возраст
– это времетя характеристика
онтогенетического развития человека.
Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор
возраста», указывал на единство влияний
роста, общесоматического и нервно-психического
созревания в процессе воспитания и
жизнедеятельности человека. Во времени
происходит индивидуальное развитие
человека. Поэтому возраст – это не
только количество прожитых лет, но и
внутреннее содержание, духовное развитие
человека, изменения в его внутреннем
мире, произошедшие за эти годы. Именно
внутренним миром люди отличаются друг
от друга, благодаря ему можно говорить
о непохожести, неповторимости и
оригинальности людей.
Как
человек в целом, так и его временные
характеристики (имеется в виду возраст)
есть взаимопроникновение природы и
истории, биологического и социального.
Поэтому возрастные изменения отдельных
свойств человека являются одновременно
онтогенетическими и биографическими.
4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды
Сензитивностъ
– это характерологическая особенность
человека, проявляющаяся в повышенной
чувствительности к происходящим с ним
событиям; обычно сопровождается
повышенной тревожностью, боязнью новых
ситуаций, людей, всякого рода испытаний
и т. д.
Особенностям
сензитивного периода (см
2.8) уделяли
внимание многие ученые. Так, Ц
Стоккард
считал, что во время эмбрионального
развития животных и человека есть
периоды усиленного роста и повышенной
чувствительности отдельных органов и
систем к внешним воздействиям. И если
по каким-либо причинам происходит
торможение развития, то это ведет к его
замедлению в будущем. Согласно этой
точке зрения, если в детстве в сензитивный
период какая-то функция не развивается,
то ее коррекция в дальнейшем невозможна.
М.М.
Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев
придерживаются противоположной точки
зрения. По их мнению, наверстать упущенное
в сензитивный период можно в более
позднем возрасте, хотя при этом придется
столкнуться с некоторыми трудностями.
Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях
установил благоприятные периоды для
развития внимания, мышления, различных
видов памяти и двигательных функций у
детей и взрослых. Они имеют волнообразный
характер, т. е. периоды активного
развития сменяются небольшим спадом.
Л.С.
Выготский ввел в психологию понятие
«критический период». Под ним он понимал
глобальные перестройки на уровне
индивида и личности, происходящие в
определенное время. Критический период
бывает спокойным по развитию (лизис) и
переломным (кризис). Л.С. Выготский
отмечал, что данные периоды выступают
как «поворотные пункты в детском
развитии, принимающие иногда форму
кризиса… развитие иногда приобретает
бурный, стремительный, иногда
катастрофический характер» и считал,
что «развитие здесь в отличие от
устойчивых периодов совершает скорее
разрушительную, чем созидательную
работу» (Выготский Л.С., 1991). Но он отмечал
и позитивные тенденции развития, которые
составляют главный и основной смысл
всякого критического периода. В конце
каждого переходного периода формируются
новые свойства и качества, которых не
было в предыдущем периоде, – их
называют новообразованиями.
На
протяжении всей жизни человека отмечается
не один критический период. Выготский
выделил несколько таких периодов: период
новорожденности, одного года, трех лет,
шести-семи лет, подростковый период.
Некоторые исследователи выделяют
критические периоды взрослости.
В
физиологии критические периоды получили
название возрастных кризисов. Возрастные
кризисы! –
это реакции организма человека на
перестройку физиологических процессов
в различные возрастные периоды. Это
быстрые сдвиги, каждый из которых кладет
начало новой фазе жизненного цикла.
Переходы из одного возрастного периода
в другой связаны с изменением физических
данных и психологических характеристик
ребенка, с целостной перестройкой его
организма и поведения. Поведение детей
во время такого перехода обычно меняется
не в лучшую сторону, многие становятся
замкнутыми, раздражительными, что
вызывает беспокойство взрослых. Таким
образом, возрастной кризис свидетельствует
о том, что в организме и психологии
ребенка происходят существенные
перемены, что на пути физического и
психологического развития возникли
трудности, с которыми ребенок сам не
может справиться. А преодоление кризиса
является подтверждением тому, что
ребенок уже находится на более высоком
уровне и перешел в следующий психологический
возраст.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте
Вступление в этот возраст характеризуется сменой стиля жизни и освоением принципиально новой деятельности – учебной. Нахождение ребенка в школе закладывает новые теоретические знания и формирует социальный статус, развивает взаимодействие с людьми, что и определяет собственное место ребенка в этой иерархии взаимодействия. Помимо кардинальных изменений условий и образа жизни, сложности для ребенка заключаются в физиологических изменениях и ослаблении нервной системы. В растущем организме происходит дисгармония развития, когда на данном этапе преобладает быстрый физический рост и большая часть ресурсов организма тратится на это. Проблематика нервной системы может проявляться повышенной возбудимостью, двигательной активностью, беспокойством и быстрой утомляемостью. Происходит увеличение словарного запаса, возможно придумывание собственного языка.
В учении происходит усвоение не только теоретических знаний и опыта предыдущих поколений, но также и систем контроля, оценки и дисциплины. Через учебную деятельность происходит взаимодействие с обществом, формируются основные личностные качества ребенка, смысловые ориентиры, ценностные предпочтения.
Усваиваемые знания теперь представляют теоретический опыт накопленный поколениями, а не непосредственное предметное изучение предмета. Ребенок не может изменить использование предмета, ход биологических реакций, историю, физические процессы, но при взаимодействии со знаниями об этом, он изменяет себя. Никакая иная деятельность, кроме учебной, не ставит объектом изменения самого человека. Так происходит развитие внутренних качеств и процессов. На данном этапе познавательная задача еще определяется учителем, происходит направление внимания. На следующих этапах, ребенок научается самостоятельному поиску смыслов и выделению необходимостей.
Учебная деятельность проявляется, как самоизменения и умение замечать эти изменения. Тут начинает развиваться рефлексия, объективность оценки своих умений и потребностей, соответствия имеющихся знаний поставленной задаче. Формируется способность к регулировке своего поведения относительно общественных норм, а не только собственных потребностей.
Происходит научение в построении межличностных отношений с представителями различных категорий. Так, взаимодействия и дружеские отношения со сверстниками формируются не по интересующим личностным качествам, а внешними обстоятельствами. Школьным другом становится тот, кто сидит на соседней парте или стоит рядом на физкультуре. Помимо равного общения, формируется стиль взаимодействия со взрослыми, который на данный момент еще также обезличен. Ребенок учится подчиняться иерархии, а отношения с учителем оцениваются через призму успеваемости.
Кризисы психического развития. Их роль и значение.
Кризис
возрастной – особые, относительно
непродолжительные (до года) периоды
онтогенеза, характерные резкими
психологическими изменениями. В отличие
от кризисов невротического или
травматического характера, относятся
к нормативным процессам, необходимым
для нормального, поступательного хода
личностного развития. Могут возникать
при переходе человека от одной возрастной
ступени к другой, связаны с системными
качественными преобразованиями в сфере
его отношений социальных, деятельности
и сознания. Форма, длительность и острота
протекания кризисов может заметно
различаться в зависимости от
индивидуально-типологических особенностей
ребенка, социальных и микросоциальных
условий, особенностей воспитания в
семье, от педагогической системы в
целом.
Для
периодов кризисов возрастных в детстве
характерны процессы перехода к новому
типу взаимоотношений детей со взрослыми,
при коем учитываются новые, возросшие
возможности ребенка, изменение «социальной
ситуации развития», смена деятельности,
перестройка всей структуры сознания
ребенка. Процессы перехода детей на
новую возрастную ступень связаны с
разрешением нередко весьма острых
противоречий между ранее сложившимися
у них формами взаимоотношений с
окружающими – и своими возросшими
физическими и психологическими
возможностями и притязаниями. Значительно
менее изучены кризисы возрастные зрелых
периодов жизни и старости. Известно,
что такие поворотные пункты возникают
заметно реже, чем в детстве, и обычно
протекают более скрыто, без выраженных
изменений в поведении. Происходящие в
это время процессы перестройки смысловых
структур сознания и реориентации на
новые жизненные задачи, ведущие к смене
характера деятельности и взаимоотношений,
оказывают глубокое влияние на дальнейший
ход развития личности.
В
отечественной возрастной психологии
понятие «возрастной кризис» предложил
Л.С. Выготский, руководствуясь
диалектической моделью развития и идеей
скачков-переходов к новому качеству.
Он выделил в развитии стабильные и
критические возрасты (периоды). В
стабильных периодах происходит медленное
и неуклонное накопление мельчайших
количественных изменений развития, а
в критические периоды эти изменения
обнаруживаются в виде скачкообразно
возникших необратимых новообразований.
По мнению Л.С. Выготского, стабильные и
критические периоды в развитии чередуются:
кризис
новорожденности – стабильный период
младенчества,
кризис
первого года жизни – стабильное раннее
детство,
кризис
трех лет – стабильный дошкольный
возраст,
кризис
семи лет – стабильный младший школьный
период,
пубертатный
кризис – стабильный подростковый
возраст,
кризис
17 лет и т.д.
В
мировой психологии широко используется
периодизация кризисов Э. Эриксона,
положившего в основание развития сразу
три процесса: соматическое развитие,
социальное развитие и развитие
сознательного Я. Свою теорию возрастных
кризисов он рассматривает в пяти
размерностях: 1) психосоциалъные кризисы;
2) круг референтных лиц; 3) элементы
социального порядка; 4) психосоциальные
модальности; 5) психосексуальная динамика.
Периодизации психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущей деятельности.
С точки
зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка
– это постоянный переход от одной
возрастной ступени к другой, связанный
с изменением и построением личности
ребенка. При этом переход от одной
возрастной ступени к другой совершается
через кризисные
периоды.
Причина
первых кризисов – назревшие противоречия
между новыми потребностями ребенка и
старыми условиями их удовлетворения,
которые его уже не устраивают.
Переход
к следующему возрастному периоду
предшествует появлению неудовлетворенности
ребенка тем местом, которое он занимает
среди людей, и стремлению это место
изменить.
Возраст | Стабильный период развития | Критический период |
0-2 мес. | Кризис новорожденности | |
2 мес. – 1 год | Младенческий возраст | Кризис 1 года |
1-3 года | Раннее детство | Кризис 3 лет |
3-7 лет | Дошкольное детство | Кризис 7 лет |
7-13 лет | Школьный возраст | Кризис 13 лет |
13-17 лет | Пубертатный возраст | Кризис 17 лет |
Эльконин
Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности
процессов психического развития, которая
выражается в закономерно повторяющейся
смене одних периодов другими
В пределах
одной и той же деятельности можно
выделить ее этапы:
1. Усвоение
мотивов и задач деятельности.
2.
Активность ребенка направлена на
действия с предметами, их познание.
3. Познание
взаимоотношений с людьми. Общение. В
процессе общения формируются потребность,
мотивы, цели другой складывающейся
деятельности. Представим концепцию
периодизации развития психики по Д.Б.
Эльконину
Возраст | эпоха | Период | Ведущая деятельность | Тип отношений |
0-1 год | Раннее детство | Младенчество | Непосредственно-эмоциональное общение | Человек-человек |
1-3 года | Раннее детство | Раннее детство | Предметно-манипулятивная деятельность | Человек-предмет |
3-7 лет | Детство | Дошкольное | Сюжетно-ролевая игра | Человек-человек |
7-11 лет | Детство | Младш.школьн | Учебная деятельность | Человек-предмет |
11-13 лет | Подростничество | Младшее | Интимно-личностное общение | Человек-человек |
13-15 лет | Подростничество | Старшее | Учебно-профессиональная деятельность | Человек-предмет |
Основные положения в концепции психического развития по Д. Б. Эльконину
Д. Б. Эльконин считал, что:
- все виды детской деятельности являются общественными по своей форме, содержанию и происхождению;
- присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит только деятельностный характер.
Научная позиция развития ребенка:
- Условие – рост и созревание организма
- Среда идеальной формы. Здесь имеется в виду то, к чему развитие
должно прийти в конце своего пути.
- Усвоение
- Противоречие между усвоением общественной и предметной стороны действий как движущая сила развития.
Психика:
- Мотивационно-потребностная сфера.
- Операционно-технические возможности.
Периодизация возрастного развития
Раннее детство
- Кризис новорожденности; младенчество (мотивационно-потребностная сфера),
- Кризис 1 года жизни; ранний возраст (операционно-техническая сфера).
Детство
- Кризис трех лет; дошкольный возраст,
- Кризис семи лет; младший школьный возраст,
Отрочество
- Кризис 11-12 лет; подростковый возраст,
- Кризис 15 лет; ранняя юность.
Системы отношений ребенка:
- Мир людей, отношений между людьми. Здесь задействована мотивационно-потребностная сфера.
- Мир вещей. Деятельность, благодаря которой усваиваются общественно выработанные действия с различными предметами (интеллектуально-познавательная сфера.
Более подробно данные системы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. «Системы отношений ребенка и закономерности его психического развития»
Рисунок 2. «Возрастная периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину»
Любой период развития ребенка имеет свои определенные особенности и границы. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности.
Важно также учитывать ведущую деятельность ребенка на разных этапах развития. Например, в раннем возрасте – это предметно-манипулятивная деятельность; в дошкольном – игровая, в младшем школьном – учебная, в подростковом – общение и так далее
Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка.
Основы создания концепции психического развития по Д. Б. Эльконину
Д. Б. Эльконин выстраивал свою теорию психического развития с учетом фундамента психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева.
Д. Б. Эльконин считал, что в различные исторические эпохи у детства было различное содержание и различные закономерности.
Таким образом, выстраивая теорию исторического формирования детства, он ввел идею о том, что детство возникло в тот период развития животного мира, когда в некоторых его видах стали исчезать отдельные формы поведения, основанного на инстинктах. Так, необходимые формы поведения стали приобретаться прижизненно, для чего и возникло детство.
Само своеобразие детства состоит в том, что человек рождается совершенно беспомощным. И как раз в ней заключена потенциальная сила, так как ребенок не связан жесткими инстинктивными формами поведения и способен усваивать те формы человеческой деятельности, которые актуальны на данном этапе исторического развития человеческого социума.
Источник