Кризис 1 года ребенок не ест
Нам 1 год. И я ничем не могу накормить своего ребенка. Все началось
в 6 месяцев, когда он впервые попробовал прикорм. Первый день – ложка, на
второй – две. По три-пять дней на введение одного продукта. Все шло прекрасно.
Но в 11 месяцев ребенка как подменили! Он отказывается есть ВСЕ и требует одну
только грудь. Раньше любил мясо, теперь к нему и не прикоснется. То же самое с
овощами. Может поесть немножко творожка (пару ложек), иногда под настроение
съест что-нибудь из моей тарелки. Но обычно это пара макаронин, не больше.
Каждый завтрак, обед и ужин я предлагаю ему 3-4 разных вариантов на выбор:
мясо, овощи, фрукты, молочка. Чтобы уговорить его съесть хотя бы пять ложек
чего-либо из предложенного, уходит два часа! Очень волнуюсь, что ему уже не
хватает микроэлементов из грудного молока. Кроме того, он заметно похудел. Муж
предлагает не давать ему выбора и заставить поголодать. Но я-то знаю, что он
может ничего не есть два дня или даже больше. И я не могу смотреть на это,
впадаю в отчаяние и пытаюсь накормить его хотя бы чем-нибудь. Что не так с моим
ребенком?
Знакомая ситуация? Тогда эта статья для вас.
Кризисы питания.
Звучит диковато, но, кроме кризисов грудного
вскармливания, о которых слышали уже наверное все, в детском питании тоже
существуют свои кризисы. Как правило, они тесно связаны с кризисами
психологического развития ребенка, поэтому не идут отдельным пунктом. Но мы-то
с вами говорим о питании, поэтому отражение кризиса развития на пищевых
привычках в этой статье я назову «кризисом прикорма».
Как правило, в возрасте 9-18 месяцев наступает так
называемый «кризис одного года» и следующий за ним очередной, но очень
существенный скачок развития. И если в поведенческом аспекте кто-то его
замечает у своего ребенка, а кто-то (и таких гораздо больше, чем в случае с
трехлетками) и вовсе не замечает, то изменения в характере отношений с едой
замечает большинство мам.
Размер бедствия усугубляется еще и тем, что как раз на
период 1-1,5 лет приходится время активного прорезывания зубов и перехода с
двух на один сон. В мире малыша происходит сразу ТАК МНОГО изменений, что было
бы странно, если бы они не отразились на его пищевых пристрастиях.
Что чувствует малыш?
1. Малыш становится все самостоятельней. Теперь он не
хочет пассивно сидеть за столиком для кормления и послушно открывать рот
навстречу ложке. Он хочет сам взять ложку и положить ее себе в рот. Хочет залезть
в тарелку (и не только свою) и потрогать еду на ощупь. Хочет встать, когда он
этого хочет, а не когда закончится еда в тарелке. Хочет есть тогда, когда
вздумается ему, а не маме. Покажите ребенку, как самому вымыть руки перед едой,
как самому держать ложку, как вытереть упавшую еду с пола.
2. Малыш уже хочет командовать вами, а не наоборот. Когда
маленький человечек переживает кризис одного года, ему кажется, что вы
запрещаете ему грызть провода и собирать окурки на улице, потому что не любите
его. Он не понимает, чем эти предметы отличаются от «разрешенных». Он уверен,
что вы препятствуете его познанию мира и его развитию своими запретами. Отсюда
крайне негативная реакция на все мамины «не суй руки в кашу!», «не размазывай
суп по столу!», «не кидай ложку на пол!». Он хочет сам выбирать, что ему
кушать, а что нет. Так что, не стоит упрекать ребенка и считать, что он перед
вами кругом виноват. Не нервничайте, не кричите на ребенка и не говорите ему
грубые слова.
3. Малыш хочет общаться. Но поскольку речевые навыки в
таком возрасте еще не позволяют ему коммуницировать со взрослыми на равных, нужно
обеспечить ему чувство приобщения к кругу семьи, ощущение полноценной
коммуникации со всеми взрослыми его близкого круга. Сажайте малыша кушать за
общий стол, можно даже на колени маме. Нет, он не будет до 18 лет кормиться из
вашей тарелки )) При этом происходит и поддержание пищевого интереса, и
привитие культуры потребления пищи, принятой в семье.
4. Малыш тестирует границы дозволенного. Главным
открытием в этот период для ребенка является то, что мама и папа – это
взрослые. Они не такие как он. Им разрешено больше, чем ему, они умеют больше,
чем он. Кроха впервые осознает себя как личность, отдельную от мамы, и начинает
проявлять характер. За столом это может проявляться в играх с едой. Причем,
когда еда бывает где угодно: в волосах, на полу, на потолке, на маме, – но
только не во рту. Это может проявляться в неусидчивости, когда кажется, будто
еда его и вовсе не интересует. Малыш постоянно вскакивает с места, убегает
поиграть, как только мама убирает его тарелку, прибегает и просит выдать ему
еще кусочек, после чего все повторяется по кругу.
????Тут важное замечание. Игры с едой, именно ИГРЫ, а не
неудачные попытки донести ложку до рта. Игры за столом следует пресекать, чтобы
в дальнейшем не сформировать неверный психологический якорь. Еда должна
представлять ценность. Изучать
еду, брать в руки вместо того, чтобы пользоваться ложкой – нормально. Намеренно
играть с едой так, как будто это пластилин или песок, НЕ ПЫТАЯСЬ употребить ее
в пищу – неприемлемо. Когда замечаете, что граница нарушена, убираете тарелку и
закрываете тему трапезы до следующего раза.
Твердая пища и ГВ после года.
Парадоксально, но особенность отношения малыша с едой
именно после года в том, что еда еще не воспринимается им как способ утолить
голод (в отличие от маминой груди), хотя на физиологическом уровне она уже
несет энергетическую функцию, без которой прокормиться одним маминым молоком
становится весьма проблематично. Отсюда частая жалоба: голодный à предлагаю еду à отказ
à
просит грудь, ест à не наедается à голодный. Замкнутый круг. Какой выход? Огорчу, наверное, но
выход один – переждать. Повторять мысленно, как мантру, «ни один организм
намеренно не причинит себе вреда путем отказа от пищи». Нужно просто перерасти
этот период. Поверьте, становления отношений с едой так или иначе складывается
у всех детей. После 1,5 лет вам станет однозначно легче! А пока остается
пустить этот вопрос на самотек и, разумеется:
- не кормить насильно;
- не отнимать и не ограничивать ГВ с целью наращивания
объемов потребления прикорма. Ничего хорошего, кроме лишнего стресса и отвращения
к твердой пище это не принесет;
- НЕ предлагать слишком
большой выбор. Представьте, вам нужно выбрать шампунь для волос. Перед вами
полка магазина с двумя тысячами бутылочек шампуня. Вам комфортно будет выбирать
один из всего этого разнообразия? Вероятнее всего, вы столкнетесь с парадоксом
выбора: гораздо удобнее в психологическом аспекте выбирать из небольшого
количества вариантов, скажем, 10 или 20, чем из двух или из миллиона. Конечно,
в здравом уме никто не станет предлагать ребенку и 10 позиций на выбор, но не
забывайте, что мозгу годовалого ребенка до вашего еще ого-го сколько развиваться.
- следить за общим состоянием здоровья. Если изменения в
пищевом поведении сопровождают такие признаки как излишняя бледность кожи,
вялость, диарея на протяжении более 1 недели, внезапно появившееся желание
кушать несъедобные вещи: бумагу, мел, грязь; или желание кушать постоянно
только один и тот же продукт – поводы показаться доктору. А вот «исхудалость»
или «белые точки на ногтях – точно не хватает витаминов» гоните из головы
прочь.
- скажу, что и так всем известно, но все же: грудь для
малыша – это не только еда, но и способ успокоения, обезболивания (в случае
болезни) и общения со значимым для него взрослым. А вот от «нормальной еды»
дети склонны отказываться как раз когда заболевают, нервничают или, например, в
жаркую погоду. Убедитесь, что это не тот случай, прежде чем начать битву за
еду.
НОРМАЛЬНЫЕ признаки изменения пищевого
поведения
НОРМАЛЬНАЯ схема развития детской конституции: от “булочки” в 6-12 мес., к “пухле” в 12-18 мес. и “исхудалику” (по версии бабушки) к 3-м годам. |
Если вы замечаете что-то из нижеизложенного, знайте, с
вашим ребенком все в норме.
????️Казался голодным, но отказывается
кушать в тот момент, когда вы усаживаете его за стол и ставите перед носом
тарелку;
????️Отказывается есть ту
еду, которую всегда ел с большим удовольствием;
????️В каждый следующий
прием пищи количество съеденного уменьшается;
????️Стал есть меньше
категорий продуктов, чем ранее;
????️Стал есть чаще, но
понемногу, тогда как раньше ел реже, но бОльшими порциями;
????️Сегодня съел совсем
мало, а на следующий день – гораздо больше;
????️Съедает полностью
предложенный объем только один раз в день.
Что можно сделать?
Понять и простить. Мама и малыш в процессе прикорма
играют разные роли. Изучите свои права и обязанности и позвольте ребенку
воспользоваться своими.
Обязанности взрослого:
????Добыть. Ваша
ответственность, чтобы в доме была здоровая, свежая еда, подходящая для малыша.
????Приготовить. Тут, думаю,
комментарии излишни.
????Предложить. В доступе
ребенка должно быть хотя бы несколько (но не слишком много!) наименований
продуктов. Каждый прием пищи. Выковырять и съесть из супа одни макароны – это
его право и его выбор, а предоставить выбор – ваша задача.
????Показать пример. Ребенок
должен видеть, как те или иные продукты употребляет в пищу авторитетный для
него взрослый. Если вы сами вегетарианец, не ждите от ребенка пристрастия к
мясу.
Права ребенка:
????Выбирать. Есть или не
есть. Есть это или то (но рамки выбора изначально ограничены взрослым).
????Есть столько, сколько
нужно для насыщения. Сегодня это может быть долька яблока, а завтра – полная
тарелка каши. Это нормально. Ребенок не обязан съедать одинаковые порции каждый
прием пищи!
????Пробовать новые продукты
понемножку. И, возможно, даже отказываться кушать какие-то из них первое время.
Я уже писала об этом, но повторю: иногда для того, чтобы новый продукт вошел в
рацион ребенка, потребуется 8-12 «контактов» и отказов. Но рано или поздно еда,
традиционная для вашей семьи, все равно войдет в рацион малыша. Не ожидайте,
что в первое же свое знакомство с картошкой, малыш навернет целую тарелку (даже
если папа делает так же на его глазах).
Как маме перестать думать про «накормить»,
но остаться мамой в своих глазах?
???? Питание – это не поле битвы. Перестаньте биться ????. Предложите выбор. Позвольте
выбрать, но и позвольте отказаться.
???? Обеспечьте доступ ребенка к здоровой и полноценной пище. По
принципу «мое дело предложить».
???? Не оставляйте ребенка наедине с едой. В идеале, трапеза
должна быть совместной, семейной.
???? Не позволяйте ребенку пить большое количество жидкости
(даже простой воды) перед едой.
???? Предложите малышу твердую пищу тогда, когда он совершенно
точно НЕ голоден. В качестве эксперимента. Знаете, у многих детей от этого
«переключает тумблер» и еда начинает ассоциироваться с чем-то съедобным и
способным избавить от голода. Парадокс, но работает.
???? Не позволяйте ребенку вставать и разгуливать по квартире с
едой в руках. Трапеза должна происходить в одном и том же месте, за одним и тем
же столом.
???? Позвольте ребенку познать чувство голода.
???? Не зацикливайтесь на количестве съеденного в день.
Оценивайте объемы неделями.
???? Не навязывайте ребенку своих вкусовых пристрастий. Одной
вашей гримасы или нечаянно брошенного слова при виде нелюбимого блюда достаточно,
чтобы закрепить эту нелюбовь в подсознании малыша.
???? Держитесь там, вам всего доброго, хорошего
настроения и здоровья!
С детьми всегда так: не все идет гладко и по плану. Но это проходит. Это всего
лишь фаза развития, коих будет еще тысяча. Все, поверьте, ВСЕ дети через это
проходят. И вы обязательно пройдете. Потом еще скучать будете ????.
Полезные ссылки.
Источник
Многие взрослые считают, что возрастные кризисы у детей начинаются не раньше 3-х лет. До этого они слишком маленькие, чтобы что-то понимать настолько глубоко и переживать какие-то противоречия. Такое отношение нередко оборачивается для родителей первыми и, увы, необратимыми ошибками в воспитании. Если бы они не списывали нервозность, раздражительность и любые другие проявления личности годовалого малыша на прорезывание зубов, а помогли преодолеть ему переживаемое состояние, в дальнейшем было бы гораздо проще решить многие проблемы.
Все родители просто обязаны знать, как проявляется и сколько длится кризис 1 года, в чём его суть и что они должны сделать, чтобы помочь ребёнку преодолеть первые в его жизни противоречия. Именно в этом возрасте, если взрослые не справятся самостоятельно, возможна первая консультация у детского психолога.
Суть кризиса
За первый год жизни ребёнок проходит путь от маленького сморщенного комочка, появившегося из утробы матери, до самостоятельной личности, которая может показать свой характер. За этот период ему приходится изучить столько всего нового, сколько он впоследствии не узнает за всю жизнь.
Чтобы понять, что малыш растёт не только в физическом плане, но и в личностном, родителям нужно вспомнить его новорождённым. В первые дни он плакал только потому, что хотел есть, у него что-то болело, он замерзал или не высыпался. Большинство его реакций было продиктовано физиологией, а жизнью управляли биологические ритмы.
Но, начиная с 8-9 месяцев, всё кардинально меняется. Чем ближе первый день рождения, тем труднее управляться с ним. Всё чаще он плачет по необъяснимым причинам. В туалет сходил, выспался, наелся, нагулялся, в тепле, окружён лаской и заботой — но вдруг морщится и капризничает, отталкивает игрушки и мамину руку. Терапевт после обследования говорит, что поводов для беспокойств нет, малыш здоров. Так в чём же тогда дело?
Именно так начинается кризис 1 года жизни. У ребёнка складываются первые представления об окружающем мире и нём самом. Он переживает состояние лёгкого, но всё же стресса, обусловленного тем огромным скачком в развитии, который он совершил от новорождённого до этого момента. Он ощущает себя уже полноценной личностью, так как осознаёт собственные желания: хочет и просит есть, гулять, играть, спать и т. д.
Связь с мамой становится немного слабее: он понимает, что может уйти от неё в другую комнату, наесться без её груди. Этот фактор усугубляется, если именно на данный период приходится отказ от лактации или выход женщины на работу. Малышу трудно осознать, что он может без неё обходиться.
Главное противоречие 1 года жизни ребёнка заключается в том, что он ощущает себя полноценной личностью (в его субъективном понимании). А на деле к нему продолжают относиться как к малышу, у которого пока не может быть никаких личностных потребностей. Он знает только одно понятие — «хочу», и то продиктованное больше физиологией. А мир взрослых навязывает ему что-то непонятное и неприятное — «надо» и «нельзя». Маленький человечек не может ещё до конца их усвоить, хотя ему приходится подстраиваться под те нормы и запреты, к которым к этому времени приучают его родители.
Вывод первый. К концу 1 года жизни ребёнок переживает возрастной психологический кризис, который заключается в ощущении им самого себя как самостоятельной личности. Первое противоречие, с которым ему приходится сталкиваться, — к нему продолжают относиться как к ничего не понимающему малышу. Второе — как соединить «хочу» и «надо». Третье — как можно обойтись без мамы.
Причины
Если родители смогли осознать суть кризиса, им будет проще понять его причины. Это поможет наладить отношения с ребёнком и совместно преодолеть все противоречия этого непростого периода.
Психологи называют следующие факторы-провокаторы:
- огромное количество информации, которую нужно ежедневно усваивать и перерабатывать;
- необходимость постоянно учиться чему-то новому: есть ложкой, ползать, сидеть, ходить, говорить;
- непомерные физические нагрузки: на фоне ещё не сформировавшегося опорно-двигательного аппарата ребёнок начинает ходить, что даётся ему крайне нелегко;
- открытие окружающего мира, который, оказывается, не ограничивается кроваткой или одной комнатой, и по нему можно перемещаться — причём самостоятельно;
- отрыв от родителей: от них можно уползти и убежать — это второй разрыв с матерью в жизни ребёнка, но уже осознанный (первый — рождение);
- отказ от материнской груди — потеря ещё одной важной психофизиологической связи с мамой;
- освоение новых предметов (ложки, пирамидки, книжки, телевизора);
- выстраивание первых отношений с окружающими: у кого-то можно попросить кушать, у других это делать бесполезно.
С точки зрения психофизиологии, мозг ребёнка постоянно развивается и совершенствуется, он пытается понять, какое место занимает в этом огромном мире и как нужно себя в нём вести. Это первые шаги на пути социализации, и чем увереннее они будут, тем успешнее человек будет в будущем. Но без помощи взрослых малышу это не под силу.
Если раньше он жил по законам биологических ритмов, то к 8-9 месяцам они теряют свою организационную функцию. Его поведение кардинально меняется из-за созревания структур головного мозга и перестройки нервной системы.
Овладение ходьбой, речью, манипулятивными и предметными действиями сопровождается формированием новых качеств психики. Появляется потребность в самостоятельности (ребёнок понимает, что сам может перемещаться, чтобы изучить окружающее пространство и предметы), но для этого отсутствуют условия. Для родителей он всё такой же кроха, и большинство из того, что ему хочется, нельзя.
Разобрав каждую причину подробно и применив её к своему малышу, родителям будет проще понять, что с ним происходит. Это позволит более безболезненно преодолеть возрастной кризис первого года жизни ребёнка. Психологи и педиатры называют данный фактор обязательным условием формирования гармоничной личности в будущем.
Вывод второй. Кризис 1 года жизни — закономерный процесс, которого нельзя избежать. Его причины заложены на эволюционном уровне развития каждого человека. Гораздо страшнее его отсутствие, которое свидетельствует о наличии психофизических проблем. Вот с ними потом придётся идти уже даже не к психологу, а психотерапевту.
Как проявляется
Самое сложное — распознать кризис 1-го года, т. к. психологическое взросление, как и физиологическое, сугубо индивидуально. Название носит условный характер: у одних детей его проявление наблюдается уже в 8 месяцев, другие могут прийти к этому только в 15 месяцев. Обычно это происходит в течение 3-4 недель после того, как ребёнок начинает ходить. И вот тут важно заметить признаки, которые свидетельствуют о начале становления личности.
Главным проявлением первого возрастного кризиса являются гипобулические реакции. В психологии под этим понятием подразумеваются ярко выраженные эмоции, в основе которых лежит недовольство. Запрет на желаемое или просто его физическая недосягаемость порождает в ребёнке агрессию, он входит в кратковременное состояние аффекта и стресса и требует любыми доступными способами то, что ему нужно. Эти вспышки характеризуются:
- громким плачем, но чаще всего без слёз (они могут пойти потом, когда состояние аффекта закончится, а желаемое ребёнок так и не получит, и это будет уже другая реакция — разочарование и обида);
- резкими движениями: взмахи руками, топанье ногами, мотание головой, может даже упасть навзничь;
- живой мимикой: нахмуренные брови, плотно сжатые губы, сузившиеся глаза;
- требовательными интонациями: взрослые могут не понимать детского лепета, но по недовольному тону и быстрому темпу речи будет понятно, что малыш что-то требует и рассержен.
Гипобулические реакции могут проявляться в разные моменты. Чаще всего их причина лежит на поверхности и вполне понятна взрослым. Например, ребёнку не дали игрушку или заставляют есть пресную кашу вместо вкусной конфеты. Но иногда провоцирующий фактор завуалирован и далеко не так просто распознать, что именно ему не нравится. Это может быть детская ревность (когда кто-то целует маму или она при малыше активно общается с кем-то другим) или нехватка внимания (взрослые заняты своими делами, а он должен развлекать себя сам).
Гипобулические реакции чаще всего протекают бурно, с истерическими нотками. Однако внимательные родители на их фоне могут заметить и более смягчённые проявления кризиса:
- любопытство: малыша тянет ко всему запретному — розеткам, электроприборам, открытым окнам, дверям;
- чрезмерная активность, непоседливость;
- сопротивление маминым действиям (более мягкое, чем при гипобулических реакциях) — например, настойчивое срывание шапки с головы;
- назойливость: ползает (ходит) за мамой или папой по пятам, не отстаёт ни на минуту, не отпускает даже в туалет, дёргает за одежду, пытается что-то говорить и требует ответа;
- отказ от привычных ритуалов (не обязательно посредством гипобулических реакций): не хочет спать, есть, гулять, умываться, одеваться и т. д.
Чаще всего первый психологический кризис ребёнок переживает достаточно бурно, т. к. у него ещё нет способности саморефлексии. Все свои эмоции он демонстрирует, чтобы донести до взрослых свои ощущения и противоречия. К сожалению, большинство родителей списывают эти капризы на недомогание или, что ещё хуже, на плохой характер (молодые мамочки нередко говорят фразы вроде «вредный — весь в папашу»).
Это приводит к тому, что в плане психологического развития малыш остаётся без помощи, что впоследствии негативно сказывается на его формировании как личности. Неразрешённые противоречия могут тянуться за ним ещё длительное время, препятствуя в дальнейшем нормальной социализации.
Вывод третий. Не нужно списывать изменения в поведении ребёнка на прорезывание зубов или проявления характера. Главное — вовремя догадаться, что это первые признаки кризиса и предпринять все необходимые меры для его преодоления.
Сроки
Как уже было сказано, кризис 1 года у детей может проходить по-разному. В среднем, психологи называют период, когда он проявляется наиболее ярко, с 8 до 15 месяцев. Именно в этот отрезок нужно особенно внимательно наблюдать за всем, что происходит с малышом и ловить первые признаки зарождающихся противоречий. Здесь тоже есть несколько важных моментов, которые родителям нужно обязательно усвоить.
Во сколько начинается
Не нужно думать, что чем раньше начнётся кризис, тем лучше и тем быстрее он закончится. Здесь всё наоборот: психологи считают, что оптимальным вариантом является преодоление противоречий в период с 12 до 15 месяцев. Это продиктовано тем, что личностное развитие в этом возрасте тесно взаимосвязано с физиологией. Мозг ребёнка в 8 и 15 месяцев существенно отличается. Чем больше нейронных связей сформировано у него к моменту кризиса, тем легче ему его пережить, потому что он понимает гораздо больше.
Однако его нельзя замедлить, он зависит от индивидуальных особенностей. Если кризис выпал на младенческий возраст (до года), родителям нужно просто набраться терпения и предпринять все возможные меры для его благополучного разрешения.
Сколько длится
Длительность кризиса может составлять от 1 месяца до 1 года. Этот срок зависит от многих факторов, начиная с индивидуальных особенностей и заканчивая помощью со стороны. Чем активнее будет участие родителей в данном процессе, тем успешнее и быстрее будут преодолены противоречия. Некоторые психологи считают, что основной пик приходится на 8-15 месяцев, а затем он начинает стихать, т. е. ребёнку хватает этого времени, чтобы осознать собственную значимость и освоить основные запреты.
Другие специалисты считают, что кризис длится на протяжении целого года — с 12 до 24 месяцев. Просто гипобулические реакции то затихают, то проявляют себя с новой силой в течение всего этого времени. С одной стороны, кажется, что права именно эта группа психологов. Стоит только вспомнить, как детки, которым уже исполнилось полтора года, закатывают истерики в магазинах, чтобы им купили то, что они хотят. Однако считается, что в данном возрасте это уже последствие неправильного воспитания, когда малыш не смог в период первого кризиса освоить запреты и простейшие социальные нормы.
Календарь
По месяцам
Самыми проблемными в кризисе раннего возраста психологи называют 8, 9, 12 и 15 месяцы. Гипобулические реакции выражены максимально ярко и проявляются практически ежедневно.
10-й и 13-й месяцы проходят более спокойно. Гипобулические реакции крайне редки, кризис проявляется преимущественно обычными эмоциями, без истерик.
11-й и 14-й месяцы занимают «золотую середину»: капризы случаются, но в рамках допустимого.
По неделям
Если нужен более подробный календарь, то психологи отмечают следующие моменты:
- самые проблемные недели, когда с ребёнком трудно совладать и приходится набираться терпения: с 34 по 37, с 42 по 46, с 51 по 55;
- «золотая середина», когда капризы быстротечны и легко управляемы: 32, 33, 38, 40, 41, 47, 48, 50, 56, 57, 59;
- благополучные недели, когда гипобулические реакции практически незаметны и взрослым можно на какое-то время расслабиться: 39, 49 и 58.
Однако к данному календарю нужно подходить, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка. Есть дети, которые могут вести себя агрессивно в так называемые благополучные недели или месяцы, но затихать в кризисные. Не нужно относиться к этому как к патологии. Это лишь общие рекомендации психологов, основанные на анализе типичных реакций, и они требуют коррекции в каждом отдельном случае.
Если нужен более подробный календарь кризисных периодов на протяжении первых 2 лет жизни ребёнка, можете воспользоваться следующей схемой:
Вывод четвёртый. Сдвинуть сроки первого возрастного кризиса невозможно. Родителям необходимо терпеливо его дождаться. Его по истечении 15 месяцев он никак себя не проявил, лучше проконсультироваться с детским психологом.
Как себя вести: советы психологов
Есть родители, которые на интуитивном уровне чувствуют кризис 1 года и пытаются помочь ребёнку в его преодолении. Это лучше, чем списывать всё на прорезывающиеся зубки или вредный характер. Однако ошибок на данном пути избежать не получится, потому что в некоторых моментах правильно понять потребности малыша поможет только возрастная психология.
Правильный вариант поведения родителей в данной ситуации — заранее знать о предстоящем кризисе и максимально к нему подготовиться. Это значит, что нужно изучить соответствующий материал по теме (причины, признаки и что делать). С развитием Интернета детская психология стала доступной всем. Если возникли какие-то вопросы или проблемы, необходимо обратиться за помощью к профильному специалисту.
Итак, что же детские психологи советуют родителям делать, когда ребёнок вступает в фазу первого в своей жизни возрастного кризиса?
- Не бежать сломя голову на приём к психологу или психотерапевту. Кризис 1 года считается одним из самых лёгких и не требует специальной коррекции и уж тем более лечения.
- Принять ребёнка как самостоятельную личность и расширить круг его прав (можно дать возможность самому выбирать игрушки).
- Продолжать соблюдать установленный ранее режим дня, несмотря на капризы, но делать это через игру, а не насильственными методами.
- Развивать ребёнка: расширить его границы (купить ходунки), давать пищу для интеллекта (с помощью игр), тренировать моторику рук.
- Обеспечить ему бытовую безопасность, учитывая возросшее любопытство (не запрещать тыкать пальцами в розетку, а поставить на неё блокировку).
- Обучать самостоятельности: пусть сам умывается, ест, одевается — медленно и неправильно, зато он будет удовлетворён собственной значимостью и быстрее научится всё это делать.
- Не лишать его обратной связи: если он с вами разговаривает на своём языке, старайтесь понять, что он хочет донести до вас, и обязательно отвечайте на любой лепет словами, жестами и мимикой.
- Приучать к словам «надо» и «нельзя». Причём все запреты должны быть строгими, незыблемыми и соблюдаться всеми членами семьи.
- Показывать свою любовь: ласково разговаривать, обнимать, целовать, смотреть в глаза.
10 «нельзя»: памятка для родителей
И ещё одну небольшую памятку предлагают психологи родителям. С 8 по 15 месяцы категорически нельзя:
- Повышать голос: все запреты должны объясняться спокойно, с помощью игр.
- Идти на поводу у ребёнка и потакать его капризам: табу не должны нарушаться ни при каких условиях.
- Делать его центром вселенной.
- Лишать самостоятельности: определитесь, что в этом возрасте он может делать сам.
- Игнорировать его действия и слова: тесный контакт и прямая связь обязательны.
- Паниковать: терпение и спокойствие родителей — залог нормального психического развития ребёнка в любом возрасте.
- Нарушать режим дня.
- Отучать от груди: нужно сделать это либо раньше, либо позже.
- Выходить маме на работу: аналогично с предыдущим «нельзя».
- Устраивать ребёнка в детский сад или нанимать ему няню.
Вывод пятый. Главное правило для родителей в этот период — принять ребёнка как самостоятельную личность и помочь ему преодолеть противоречия и пережить кризис без истерик и нервных срывов. Для этого потребуется слаженная работа всех домочадцев и масса терпения, но поверьте: оно того стоит.
Последствия
При неправильном поведении родителей кризис может обернуться для ребёнка следующими проблемами:
- развиваются эмоционально-поведенческие отклонения;
- реакции временного характера (обида, ревность, злость, разочарование) становятся устойчивыми паттернами поведения;
- формируется негативное отношение к привычным вещам;
- происходит разрыв психоэмоциональной и даже физической связи с родителями;
- наблюдаются первые признаки нарушения социализации.
Пример. Если ребёнок в момент кризиса постоянно ревновал маму к кому-то (папе, брату, чужому человеку) и взрослые ничего не сделали, чтобы помочь ему пережить эту боль, в будущем это может проявиться патологической ревностью к любимому человеку или даже ненавистью к кому-то из членов семьи.
Второй пример. Если родители в период кризиса насильно заставляют малыша умываться, впоследствии он будет испытывать негативные эмоции по отношению к водным процедурам и в подростковом возрасте будет ненавидеть это делать и всячески избегать.
Вывод последний, итоговый. Не нужно бояться кризиса 1 года. С точки зрения возрастной психологии, он является абсолютно естественным, нормальным и необходимым этапом становления личности каждого ребёнка. Задача родителей — распознать его, помочь преодолеть и направить развитие в нужное русло. Это самым положительным образом скажется на его дальнейшей жизни.
Вам также может быть интересно:
Источник