Кризис 1 года ребенка по выготскому
Л. С. Выготский выделил три момента в содержании кризиса одного года : становление ходьбы, становление речи, гипобулические реакции – особые аффективные состояния, «первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим» [Выготский, 2003, с.
104–105], протекающие по типу эмоционального взрыва. Они проявляются в том, что ребенок может броситься на пол, плакать, громко кричать, топать ногами, требуя желаемого. Гипобулические реакции – это фактически первое проявление воли ребенка, выражающейся в способности удерживать потребностное/интенциональное состояние [Божович, 2008; Толстых, 2010а]. При этом, с точки зрения Н. Н. Толстых [2010а], сила «гипобулической воли» состоит не столько в интенсивности переживания, сколько в его длительности.
Источником аффективных вспышек ребенка нередко выступает отказ взрослого или непонимание детских желаний. Своеобразная ситуация развития в младенчестве приводит к потребности в общении, поскольку ребенок данного возрастного периода может действовать только через других. Однако этот возраст характеризуется тем, что у ребенка еще нет речи – основного средства общения. Становление речи младенца осуществляется через переход от безъязычного к языковому периоду развития и совершается посредством автономной детской речи. Автономная детская речь , по Л. С. Выготскому, является центральным новообразованием кризиса одного года [Выготский, 2003]. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь годовалого ребенка, как мы уже говорили, многозначна, ситуативна, непонятна большинству окружающих. Она отличается от взрослой речи с фонетической стороны : это обычно такие слова, как «бо-бо», «ня-ня», «пу-фу», «ка», иногда обломки взрослых слов. Слова автономной речи отличаются от взрослых слов и по значению , их значение охватывает целый комплекс вещей. Л. С.
Выготский приводит пример многозначности автономного слова «пу-фу», которое означает бутылку с йодом, сам йод, бутылку, в которую дуют, чтобы получить свист, папиросу, из которой пускают дым, табак, процесс тушения и т. д. [Там же]. Таким образом, одно и то же слово в одной ситуации может означать одно, а в другой ситуации – другое. Кроме того, автономная детская речь аграмматична , связь между словами чрезвычайно своеобразна и, как указывает Л. С. Выготский, напоминает ряд бессвязных восклицаний, переходящих друг в друга. Еще одной особенностью автономной речи является особая форма и характер общения : общение возможно только в конкретной ситуации, когда предмет находится перед глазами, и только с близкими взрослыми, которые стараются приспособиться к детскому языку.
Автономная детская речь – средство общения, и обращена к другому, но поскольку она, как правило, значительно отличается от взрослой речи и по фонетическому строению, и по значению, и по форме связывания слов и форме общения, она может служить причиной «трудностей взаимного понимания» и вызывать гипобулические реакции [Выготский, 2003]. Начало и конец автономной детской речи, с точки зрения Л. С. Выготского, знаменуют начало и конец кризиса первого года жизни. Вспомним, что, по мнению Л. С. Выготского, приобретение критического возраста никогда не сохраняется в последующей жизни, ново образования в критическом возрасте носят преходящий характер. В кризисе одного года ребенок приобретает автономную речь, которая в дальнейшем исчезает, трансформируясь и заменяясь настоящей речью. Тем не менее автономная детская речь имеет чрезвычайно важное значение, являясь переходным мостом от безъязычного к языковому периоду развития, без которого ребенок не смог бы овладеть настоящей речью.
Кризис одного года внешне выражается как резкое возрастание независимости ребенка от взрослых, происходит так называемый всплеск самостоятельности . Ребенок овладевает ползанием, затем ходьбой, что расширяет пространство ребенка, круг предметов, с которыми он сталкивается, это, в свою очередь, расширяет сферу его ориентировочно-исследовательской деятельности, способствует овладению новыми способами достижения желаемого.
Стремление к самостоятельности почти всегда встречает отпор со стороны взрослых, поскольку многие действия ребенка могут причинить вред ему самому или окружающим, т. е. со стороны взрослых вынужденно возникает запрет . По мнению К. Н. Поливановой [2000], именно первые запреты выступают в качестве ключевых моментов, провоцирующих сдвиг в развитии ребенка. Сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации некоторых своих стремлений, ребенок настойчиво пытается добиться выполнения своих желаний. Пока требование ребенка удовлетворяется, оно для ребенка не существует само по себе. «С появлением первого запрета собственное побуждение, стремление оказывается представленным ребенку. Невыполнение требования порождает и «длит» стремление, последнее «зависает», ребенок эмоционально проживает его, тем самым узнавая» [Поливанова, 2000, с. 114], таким образом, происходит субъективация стремления, его обнаружение. Именно длительность удержания интенционального состояния может служить критерием развитости, зрелости ребенка первого года жизни [Толстых, 2010а]. При этом автономная речь, вокализация являются средством удержания данного стремления и его реализации: «дай» – выражение стремления, кряхтение – усилие по достижению желаемого, гуление – удовольствие от достигнутого, «няй-няй» (взрослое «нельзя») – гнев от невозможности реализовать стремление [Поливанова, 2000].
До кризиса взрослый оставался источником удовлетворения желаний ребенка, в кризисе взрослый впервые становится «между» ребенком и предметом его желаний, что подготавливает разрыв прежней социальной ситуации развития, ситуации «МЫ», ситуации полной слитности. Ребенок отделяет себя от взрослого, там, где было единство, стало двое – взрослый и ребенок; ребенок становится субъектом собственных желаний [Обухова, 2001; Поливанова, 2000; Эльконин, 1989]. Ситуация кризиса заставляет взрослых перестраивать свои отношения с младенцем, расширять поле безопасного действования ребенка, обогащая его предметную среду и репертуар своих взаимодействий с ребенком. Все это меняет социальную ситуацию развития , создавая условия для формирования предметно-орудийной деятельности [Эльконин, 1989].
5.2
Еще по теме Кризис одного года:
- Кризис одного года
- Мюнхенский кризис 1938 года
- За четыре года мир будто шагнул из 1870 года в 1940 год.
- Оплата отпуска по беременности и родам в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно)
- Философские аспекты экологического кризиса: виновны ли эпоха Нового времени или христианство в экологическом кризисе?
- 2 марта 2016 года № 47-ФЗ был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», положения которого вступили в силу с 1 июня 2016 года.
- Статья 34. Передача дела из производства одного суда в другой
- Однакове ставлення до всіх акціонерів, що належать до одного класу.
- в) Включення одного суб’єкта до складу іншого
- Плюрализм. Ошибка представления одного как многого
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 октября 2019; проверки требуют 4 правки.
Кризис одного года (Кризис первого года жизни) — один из нормативных возрастных кризисов, завершающий младенческий период развития. Кризис не имеет чётких временных границ, примерная длительность — от нескольких месяцев до полугода. Длительность, выраженность и интенсивность протекания кризиса являются индивидуальными.
Согласно периодизации Д. Б. Эльконина, кризис одного года относится к числу «малых кризисов», то есть возникает на рубеже двух периодов (младенчества и раннего детства), относящихся к одной эпохе (эпоха раннего детства). Кризис одного года связан с противоречием между возрастными новообразованиями, возникшими в конце периода младенчества и социальной ситуацией развития младенческого возраста.
Симптомы кризиса[править | править код]
В исследовании С. Ю. Мещериковой[1] были отмечены следующие симптомы кризиса одного года:
- «Трудновоспитуемость» — ребёнок перестает слушаться, проявляет упрямство, настырность, требует повышенного внимания.
- Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений — ребёнок овладевает большим числом умений в игре и самообслуживании, проявляет попытки самостоятельных действий там, где раньше полностью подчинялся взрослому (купание, кормление), также начинает отказываться от выполнения обычных повседневных действий, которые раньше спокойно выполнял.
- Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия.
- Повышенная капризность.
Возрастные новообразования[править | править код]
К концу периода младенчества ребёнок обыкновенно уже умеет передвигаться в пространстве (ползать или ходить), понимать обращенную к нему речь, произносить первые слова, манипулировать с предметами, у него появляются аффективно заряженные представления, которые Л. И. Божович назвала «мотивирующими представлениями».
Ходьба[править | править код]
Именно с появлением возможности автономно передвигаться в пространстве Л. С. Выготский связывает изменение отношения ребёнка к окружающему миру. Умение ходить совершенствуется, и ребёнок вскоре может передвигаться по всему доступному пространству, манипулировать всеми предметами, которые оказываются в зоне его доступа. Особую притягательность приобретают предметы, которыми пользуется взрослый человек. Ходьба или ползание позволяют ребёнку самостоятельно приблизиться к интересующему его объекту, не дожидаясь родительского сопровождения. Такое расширение возможностей ребёнка приводит к увеличению количества ситуаций, опасных для него, ситуаций, вызывающих беспокойство родителей. Как следствие, появляются запреты. Запрет или неудовлетворение желания вызывают дискомфорт, приводящий к сосредоточению ребёнка на состоянии стремления и ребёнок начинает «чувствовать» собственное желание, то есть происходит субъективация стремления. Однако запреты, адресованные годовалому ребёнку, редко достигают своей цели. Наиболее частым их результатом являются так называемые гипобулические реакции (Кречмер). Это тенденция, направленная против запретов. Эти реакции связаны с аффектами и волей и выражаются в форме протеста, а при неправильном воспитании перерастают в гипобулические припадки, когда происходит некоторая регрессия поведения: ребёнок падает на пол, начинает кричать и плакать, отказывается ходить (если уже умеет)[2].
Автономная речь[править | править код]
По мнению Л. С. Выготского, начало и конец кризиса одного года знаменуется появлением и исчезновением автономной речи. Л. С. Выготский считает автономную речь основным новообразованием кризиса одного года, которое исчезает в конце этого периода, уступая место социальной речи. Автономная речь отличается от обычной человеческой речи: 1) фонетически, 2) семантически (одно и то же «слово» автономной речи может иметь несколько разных смыслов, которые организованы по принципу комплексов), 3) она аграмматична, 4) она ситуативна (речь ребёнка понятна только близким людям, постоянно общающимся с ребёнком). Через этап автономной речи происходит переход от безъязычного к языковому общению. Её возникновение объясняется потребностью в общении, сформировавшейся в младенческом возрасте. Однако в период кризиса одного года непонимание со стороны взрослых, вызванное своеобразием детской речи также может вести к появлению гипобулических реакций. Л. С. Выготский считает, что именно возникновение автономной детской речи вызывает изменение отношения ребёнка к среде, а значит и переход к новой социальной ситуации развития[3].
Мотивирующие представления[править | править код]
Л. И. Божович выделяла ещё одно важное новообразование, относящееся к началу второго года жизни ребёнка. Если до того ребёнок был полностью зависим от предметов, попадающих в поле его восприятия, то теперь он начинает действовать не только под влиянием непосредственных впечатлений, но также под влиянием образов, которые сохранились в его памяти. Л. И. Божович называет их мотивирующими представлениями. Они аффективно заряжены (привлекают ребёнка или отталкивают) и побуждают поведение ребёнка. Таким образом он действует уже не только и не столько под влиянием того, что он непосредственно видит в данным момент, сколько под влиянием собственных аффективно заряженных представлений, образов памяти. В частности, это означает, что ребёнка уже нельзя отвлечь от понравившегося ему предмета или действия простым переключением его внимания на что-то другое. Это ещё один источник гипобулических реакций[4].
Представление о себе[править | править код]
Со второго полугодия жизни развитие манипулятивной деятельности приводит к тому что ребёнок начинает более четко воспринимать результаты своих действий и себя как действующее начало. Одним из показателей наличия образа себя у ребёнка является узнавание им себя в зеркале. В исследовании Н. Н. Авдеевой[1] ребёнку незаметно ставили пятно краской на лбу или надевали ватную повязку на ухо. Если ребёнок поставленный в таком виде перед зеркалом пытался стереть пятно или снять повязку, то есть демонстрировал поведение направленное на себя, а не на свое отражение в зеркале, то делался вывод, что ребёнок узнал себя в зеркале. На качественные особенности образа себя влияет характер общения ребёнка со взрослым: опыт личностно-ориентированного общения со взрослым и наличие положительного эмоционального самоощущения приводят к успешному формированию устойчивого образа себя. Переживание ребёнком себя как действующего начала формируется как в общении со взрослым, так и в предметных действиях. Ребёнок переживает себя как активное действующее начало, в результате чего возникает характерное для кризиса одного года стремление самостоятельно совершать действия, копирующие поведение взрослого[1].
Социальная ситуация развития[править | править код]
Все вышеперечисленные новообразования приводят к ещё одному крайне важному изменению в жизни ребёнка. В период кризиса одного года исчерпывает себя та социальная ситуация развития, которая сформировалась в младенческом возрасте. Если раньше взрослый был для ребёнка посредником в его взаимодействиях с миром, то теперь ребёнку уже не нужно это посредничество. ребёнок хочет взаимодействовать с миром самостоятельно, то есть происходит своеобразная эмансипация от взрослого. Но без взрослого ребёнок не в состоянии освоить предметы человеческой культуры, их смысл. Поэтому к концу кризиса одного года и началу следующего периода — периода раннего детства — формируется новая социальная ситуация развития, в которой взрослый выступает не как посредник, а как помощник, носитель социальных способов действия с предметами, смыслов деятельности[5].
Рекомендации родителям[править | править код]
В советской и российской психологии кризис описывается как позитивное явление в развитии ребёнка, связанное с существенными преобразованиями его личности и самосознания. Внешне заметными являются в основном негативные проявления кризиса, но при этом происходят глубокие качественные изменения. При этом кризис не является одномоментным явлением, это период, не имеющий четких временных границ, его длительность зависит в том числе от социальных условий, окружающих ребёнка, от его отношений со взрослым и готовности взрослого перестроить это отношение согласно изменившимся потребностям ребёнка.
Е. Н. Корнеева в своей книге «Детские капризы» советует родителям, чьи дети переживают кризис одного года, следующее[6]:
- вместо чрезмерного количества запретов — организовать безопасную среду для ребёнка, которую он мог бы исследовать без угрозы для себя;
- вместо настаивания на своем и попыток заставить ребёнка слушаться — переключить его внимание на что-то другое;
- стать уже не посредником между ребёнком и миром, а помощником в его освоении: рассказывать и показывать, что можно делать с разными предметами;
- действовать не вместо ребёнка, а вместе с ним.
См. также[править | править код]
- Нормативные кризисы развития
- Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
- Кризис новорождённости
- Кризис трёх лет
- Кризис семи лет
- Кризис четверти жизни
- Кризис среднего возраста
Литература[править | править код]
- Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. — Т. 4. — С. 23-25.
- Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие — М.: Издательский дом высшей школы экономики. — 2012.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 318—340.
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспекты лекций. М., 2005. — с. 166—167.
- Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002. — с. 45-48.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров — М.: Юрайт, 2013. — с. 268—270.
- Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М. : Академия, 2000.
- Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2006. — с. 138—143
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология: учебник — Москва: Гардарики. — 2005. — с. 177—181.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — с. 47.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2006. — с. 138—143
- ↑ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 318.
- ↑ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 319—340.
- ↑ Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. — Т. 4. — С. 23-25.
- ↑ Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М. : Академия, 2000. — c. 145—147
- ↑ Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002. — с. 45-48.
Источник
Сегодня я расскажу вам про кризис 1 года жизни у детей.
Для начала разберемся, что такое “КРИЗИС”? Это ступень взросления ребенка. Отрезок времени,когда меняется поведение и привычки малыша. Таких возрастных (личностных) кризисов в жизни каждого человека бывает несколько: первые недели после рождения, в 1 год, в 3 года, в 6-7 лет, в 12-15 лет. Любой возрастной кризис имеет свои признаки и особенности.
~КРИЗИС 1 ГОДА ~
Начинается от 10 мес.-1,5 года и может продолжаться до 2-2,5 лет. Все дети разные. И кризис у всех будет протекать по разному: у кого-то раньше начнется,у кого-то позже; у кого-то он продлится всего несколько недель,а у кого-то целый год. Но у всех детей будут общие проявления кризиса.
~ПРИЗНАКИ~
– Малыш перестает слушаться родителей.Он может стать с ними требовательным и агрессивным. Начинает избегать посторонних (особенно чужих людей,не хочет идти на ручки к ним и общаться с ними).
– Ребенок осознает себя взрослым. Он УВЕРЕН в том,что все может сделать сам,даже если у него не хватает умений и навыков. Не слушается. И когда ему переслать и запрещают,он категорически отказывается подчиняться.
-У ребенка часто меняется настроение. Малышу ничего не нравится,ему очень сложно угодить.
– Довольно часто капризничает без причины. И не знает чего хочет.
-На замечания в его адрес ребенок реагирует болезненно. Становится очень ранимым и обидчивым.
-Ярко проявляется противоречивость в поступках. Он обнимает,а затем сразу же кусает,щипает,бьёт. Очень просит что-нибудь,а получая – выкидывает!
-Боится упустить маму из виду. И ходит,зацепившись за неё. “Мамин хвостик”.
– Постоянно требует внимания,начинает ревновать.
~ПРИЧИНЫ ПОВЕДЕНИЯ~
Малыш научился вставать и ходить самостоятельно. Он начинает чувствовать себя свободным и независимым от взрослых. И хочет,чтобы они это признали. Ведь он теперь может делать то,что ещё совсем недавно было для него не доступно. Ребенок начинает активно познавать мир!!!
~ЧТО ДЕЛАТЬ? ~
-Понять, что ребенок НЕ ПОКАЗЫВАЕТ ХАРАКТЕР, НЕ ВРЕДНИЧАЕТ. У него меняется психика, отношение к себе и к окружающему миру.
-Ребенок НЕ понимает в этом возрасте причину запретов (ему не понятно, почему ему нельзя засовывать пальцы в розетку, хоть тысячу раз ему объясняйте про “Бо-бо” и т.д. и т.п. , он все равно не в состоянии понять запреты. Ему даже кажется, что мама с папой его не любят, поэтому и запрещают что-то).
-Запреты. Пусть их будет не очень много. И нельзя будет только:
1) то, что касается угрозы жизни и здоровью малыша;
2) вещи членов семьи, которые имеют отношение к работе и учебе, документы;
3) просто дорогие сердцу предметы. ЛУЧШЕ уберите все запрещенные предметы и вещи из зоны видимости, закройте все розетки и т.д. и т.п.)
-Нельзя пресекать самостоятельность своего ребенка (очень важно!!!) иначе впоследствии он ничего не сможет сделать и решить сам (даже в 45 лет). Пусть медленно, но верно делает всё, что может и хочет делать (кушает, одевается и т.д.).
-Не нужно заставлять ребенка есть, если он это делать отказывается. Он поест, когда проголодается.
-По мере возможности подключать ребенка к выполнению повседневных дел. Всегда хвалить, если что-то у него получается. Во-первых, ему это все будет очень интересно. Во-вторых, он и в дальнейшем будет помогать, так как это в его подсознании оставит позитив.
-Необходимо здесь упомянуть о детском плаче, который ребенок использует, чтобы чего-то добиться от родителей. В психологии он называется манипуляторным. Эти душераздирающие вопли кого угодно заставят сдаться. Родителям нужно знать, что ребенок таким способом просто проверяет, насколько далеко он может зайти и что при помощи такого плача он может получить. Но все-таки у крохи обязательно должны быть какие-то рамки в том, что можно, а чего нельзя. Вседозволенность не приведет к хорошим последствиям ни сейчас, ни в будущей жизни ребенка.
-Взрослые должны следовать единой системе воспитания. Нельзя допустить, чтобы ребенок, услышав запрет мамы, пошел с той же просьбой к бабушке, зная, что получит разрешение!!!
-Следите за своей речью и поведением в присутствии крохи. Отличительная черта этого возраста -подражание взрослым, впитывание речи, черт характера, поведения.
-Не срывайтесь на крик, и тем более не ударяйте ребенка. Помните: кризис 1 года пройдет!
-Никогда не показывайте ребенку, что вы не знаете, что с ним делать, чувство беспомощности (даже если вы это будете на самом деле чувствовать). Ребенок должен чувствовать – что вы его родители и всегда знаете, что делать и как поступить. Иначе: потеряете свой авторитет перед ним.
-В этом возрасте малышу очень много хочется сказать, но не получается. Для того чтобы ребенок смог назвать какой-нибудь предмет, он должен его запомнить, и не абстрактно, а на практике. Огромный положительный результат в этом дают ролевые сюжетные игры. Обязательно нужно играть с ребенком!
-Основная задача взрослых — всю эту неуемную энергию обратить в нужное русло, а лучше всего в игру.
-Например, на кухне открывается просто огромное поле для деятельности и игры любимого чада. Вместо исследования горячей плиты и холодильника, кроха может разбирать и складывать корзину с луком, чесноком и другими овощами. Кастрюли, сковородки, крышки от банок, ложки и небьющиеся тарелки — это просто сокровища для малыша и с ними он может делать все, что захочет. А можно также позволять ему кормить чем-нибудь свои игрушки. Вместе со своим крохой можно загружать и выгружать стиральную машину. Ему это очень понравится. А если разрешить ему нажать на нужную кнопочку, радости не будет предела.
-В этот период проявления самостоятельности необходимо научить своего карапуза некоторым навыкам. Например, мыть руки, держать правильно ручку и ложку и другим.
~Вобщем, общайтесь со своим ребенком, хвалите его, спрашивайте совета, играйте и тогда, на капризы у ребенка не будет сил и желания. А главное, примите то, что ваш ребенок встал на первую ступень взросления и теперь ваша задача-постепенно давать ему все больше самостоятельности в разумных порциях. И чем ближе к 18 годам, тем больше порций самостоятельности должен получить ваш ребенок!
И ПОМНИТЕ, ребёнок должен чувствовать и знать, что мама с папой любят его таким какой он есть. Даже капризного и непослушного.
Источник