Критическое мышление у ребенка развитие
Взвешивать варианты, искать и анализировать, оценивать и сомневаться не учат в школе. В ней всё проще — делай, что говорят, и будет тебе счастье. Поэтому формирование активного критического мышления ребёнка — задача для родителей. Психолог и автор развивающих игр «Банда умников» Сергей Пархоменко рассказывает, как развивать такое мышление в обычной жизни.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Рано или поздно, в жизни каждого человека наступает момент, когда он сам должен принимать важные решения: с кем связывать свою судьбу, куда вкладывать деньги, какое направление карьеры выбрать. Да и в детской жизни умение мыслить критически и независимо может не только помочь решить нестандартную математическую задачку, но и, к примеру, не попасть под влияние других детей, ввязавшихся в сомнительную забаву.
Помочь ребёнку развить критическое мышление можно и в процессе вполне повседневных дел, если подойти к вопросу творчески. Вот четыре полезные привычки любого родителя, который хочет научить ребёнка оценивать получаемую информацию, а не слепо верить услышанному, научить самостоятельно думать и принимать решения.
1. Не спешите сразу давать ответы на вопросы ребёнка
Буквальный ответ на вопрос иногда может не иметь никакой ценности. Например, если на вопрос «почему небо голубое» вы ответите что-то в духе «оно голубое из-за квантовых эффектов в рэлеевском рассеянии вместе с недостатком приёмников фиолетового цвета в нашей сетчатке» — это научит вашего ребёнка только тому, что не стоит задавать вопросов, если не хочешь услышать нудное непонятное объяснение в ответ. Взрослые, кстати, вообще переоценивают значение объяснений, для развития мышления важнее стимулировать собственно процесс мышления.
Давайте по-другому, например «Хм, а почему тебя это заинтересовало?». А может быть так: «А ты думал о том, почему предметы вообще имеют цвет?». Или так: «А у тебя есть безумные идеи, почему оно может быть голубым?».
Если ребёнок выдвигает гипотезы, обобщает, ищет причины — он мыслит, мобилизует свой запас знаний, фантазирует, и это уже намного ценнее того ответа в лоб, который мы можем дать. А когда мы доберёмся до фактического ответа — увидите, насколько более внимательно он будет выслушан, насколько больше уточняющих вопросов он вызовет.
2. Ошибки — это весело!
В традиционном подходе к обучению и воспитанию считается, что слова родителей и учителей никогда не должны подвергаться сомнениям, мол, это подрывает авторитет взрослых. С идеей развития критического мышления это сочетается так себе, правда?
На практике ошибки — это замечательная возможность активизировать мышление ребёнка, ведь ключевой компонент критического мышления — это умение находить несоответствия. Играем в лягушек с малышом? Скажите «гав» вместо «ква». Ребёнок спрашивает «Почему небо голубое?», иной раз можно ответить: «Почему голубое? Оно ведь красное!».
В процессе такой игры ребёнку от возмущений нужно будет перейти к поиску аргументов, доказательств и отстаиванию своей точки зрения, что, опять же, важнейший компонент процесса развития критического мышления.
Только помните — такие «ошибки» должны лежать в зоне комфорта для ребёнка и быть весёлыми для него, слишком взрослые розыгрыши скорее вызовут стресс и непонимание вашего поведения. В конце не забывайте хвалить детей за то, что они смогли заметить ошибку.
В работе с группой детей (да и взрослых) делать временами «ошибки» тоже может быть действенной практикой — это позволяет и лучше удерживать внимание, и поощрять самых активных, и вносить дополнительный элемент игры в занятие.
3. Спрашивайте и поддерживайте разговор
Если быть внимательным, то можно ежедневно находить десятки тем для рассуждений с ребёнком. Например, когда моете руки перед едой, спросите: «Считается, что перед едой нужно мыть руки. Как думаешь, стоит ли это делать?». При этом бывает весело и полезно выступать адвокатом дьявола. Ребёнок говорит — «чтобы смыть грязь», а вы отвечаете — «так посмотри, нет же грязи». Или «ну и что, разве нам повредит капелька грязи?», или «ну мы же всё равно ложкой едим, а не руками!».
Такая дискуссия может быть вдвойне полезна: с одной стороны, как «клуб дебатов», а с другой — это возможность в активном режиме сформировать понимание ребёнка по сути вопроса, будь это мытьё рук или переход улицы на зелёный.
4. Играйте в подходящие настольные игры
Существует множество игр — компанейских и настольных, в которых активно развивается критическое мышление. Игрокам тут приходится придумывать признаки и критерии для классификации, выдвигать и проверять гипотезы и делать правильный выбор. Вот несколько из них:
- «Да-Нетки» — классическая игра, в которой необходимо отгадать слово или воссоздать загаданную ситуацию, при этом водящий может отвечать на все вопросы игроков только «да» или «нет». При помощи вопросов постепенно сужается количество возможных вариантов ответа, и можно выбрать верный, подходящий под все критерии.
- «Шляпа», «Активити», «Контакт» и другие игры, где игрок должен объяснять слова или фразы окольными» путями. В игре нужно постоянно вспоминать факты о загаданном предмете (зачем он нужен, где живёт, из чего состоит) и придумывать разные формы для его описания.
- «Codenames» — настольная игра, в которой командам нужно как можно скорее найти своих тайных агентов среди выложенных карточек. В процессе игры участникам нужно объединять карточки по определённым признакам и методом исключения выбирать нужную карточку с верным агентом.
Фото: iStockphoto (STUDIO GRAND OUEST)
Источник
Зачем помогать ребенку развивать критическое мышление, все родители наверняка и так понимают. Другой вопрос – как это делать грамотно, последовательно и результативно? Прежде всего, как советуют психологи, конечно же, побуждать детей к размышлениям, поощрять их желание задавать вопросы, даже если эти вопросы ставят вас в тупик, и вам вообще хотелось бы избежать разговоров на неудобные темы. Каждый раз, когда слышите вопросы от детей, постарайтесь отвечать на них не механически, не стандартными фразами, а действительно ставя себя на место ребенка, пытающегося понять жизнь, в которую он пришел.
50 ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТ У ДЕТЕЙ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
С самого начала, когда ребенок еще маленький, и когда вы читаете ему сказки, старайтесь развивать у него понимание того, что эта история всего лишь один из вариантов событий, которые могли бы произойти. Все могло бы случиться иначе, если бы… А что именно «если бы» и «кому было бы в этой ситуации лучше всего» – рассуждайте вместе.
Когда ребенок становится старше, эксперименты над литературными произведениями или фильмами можно продолжить: ставьте паузу в момент поворотных событий и спрашивайте у ребенка, как он думает, что произойдет дальше, что может произойти, как он хотел бы, почему, как поступил бы на месте главного героя. После того, как поворот истории станет известным ребенку, сравните его ответ с сюжетом книги или фильма, обсудите сходства и различия.
50 ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТ У ДЕТЕЙ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
В жизненных ситуациях тоже поощряйте ребенка заранее просматривать варианты развития событий в случае принятия тех или иных решений. Человек, у которого все в порядке с критическим мышлением, способен спокойно обосновать свой выбор, свое мнение, свое решение, принятое в результате анализа совокупности моментов, а не просто продиктованное кем-то.
Учить ребенка мыслить критически помогут открытые вопросы. Они помогают смещать фокус внимания с получения готового решения от взрослых на самостоятельный поиск возможных решений. Открытые вопросы это те, что не предполагают варианты ответов «да/нет», те, что формулируются вокруг вопросов «Как?..», «Где?..», «Кто?..», «Что?..», «Когда?..» и «Зачем?.. Почему?..». Помогите ребенку научиться задавать их себе, в какой бы спорной или конфликтной ситуации он не оказался, какие бы проекты не воплощал и какие бы идеи не обдумывал. А для этого – начните с себя. Да, банальный совет, но он всегда работает с детьми.
50 ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТ У ДЕТЕЙ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
КТО?
- Для кого эта ситуация является проблематичной?
- Кто извлекает в этой ситуации выгоду?
- Кто может пострадать?
- Кто уже пострадал?
- Кто принимает решения?
- Кто может повлиять на решения?
- Есть ли кто-то, с кем можно дополнительно посоветоваться насчет сложившейся ситуации?
- Кто уже побывал в данной ситуации, и как его опыт может помочь?
- Кто является источником данной информации?
- Насколько надежен источник информации?
ЧТО?
- В чем именно проблема, в чем ее суть?
- Какова цель решения проблемы?
- Каковы преимущества этого или другого решения проблемы?
- Каковы недостатки этого решения?
- Что может быть альтернативой?
- Какие аргументы против тебя?
- Каков лучший сценарий для тебя? Для других?
- Каков худший сценарий? Что может произойти самого плохого?
- Каковы препятствия для реализации проекта или решения проблемы?
- Что в данной ситуации важнее всего? Что менее важно сейчас?
- В чем интерес людей, которые решают эту проблему вместе?
- Какова твоя цель решения проблемы?
- Какова твоя степень влияния на решение проблемы, ситуации?
- Что именно тебе мешает решить проблему, достичь своей цели?
- Что делать, если происходит что-то, что не было запланировано, если все пошло не так, как хотелось?
- Что делать, если цель достигнута?
- Что можно улучшить?
ГДЕ?
- Где можно найти подробную информацию об этом?
- Где можно найти помощь?
- Будет ли где-то это проблемой?
- Где-то есть потребность в твоей идее?
КОГДА?
- Когда твой проект, твое решение может стать проблемой?
- Если идея не воплощается сейчас, то когда сможет?
- Когда будет лучшее время для ее реализации? Стоит ли подождать?
- Когда следует обратиться за помощью?
ПОЧЕМУ?
- Почему же это все-таки проблема?
- Почему некоторые люди видят это как проблему, а другие не видят?
- Почему это важно для тебя? Для других?
- Почему людям нужно знать о проблеме, быть в курсе тех или иных идей, ситуаций?
- Почему они знают об этом так мало?
- Почему существует необходимость действовать именно сегодня?
КАК?
- Как это решение повлияет на тебя? Повлияет на весь мир?
- Как улучшить существующую ситуацию, идую, проект?
- Как достичь своих целей?
- Как оповестить максимально возможное количество людей?
- Как обойти выявленные препятствия?
- Как узнать, что эта информация верна?
- Как узнать, что это решение хорошее или плохое?
- Как понять, что это решение правильное?
- Как ты будешь судить об этом решении в будущем?
50 ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТ У ДЕТЕЙ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Жанна Алибулатова
Источник
Дошкольное детство — совсем небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Многие психологи и педагоги считают, что самым важным является возраст с рождения и до трех лет.
Известный японский специалист по вопросам раннего развития Масару Ибука в своей книге “После трех уже поздно” рассказывает о том, как ранний опыт жизни влияет на дальнейшую судьбу человека. Самый быстрый скачок развития происходит как раз в это время. Но и после трех лет ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Так что факт остается фактом — все дети дошкольного возраста необычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, это совсем не свидетельствует о том, что их нет. Дошкольники готовы общаться, получать новые навыки, развивать имеющиеся способности. Задача родителей — направить их по верному пути.
Наглядно-образное мышление начинает формироваться у детей в возрасте полутора лет и окончательно формируется к пяти годам. Используя такое мышление, ребенок может решать различные задачи с реальными предметами. Это значит, что ребенку в возрасте четырех-пяти лет уже не обязательно видеть предмет или брать его в руки, чтобы ответить на вопрос о нем. Ребенок может просто представить этот предмет. Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые имеют значение для решения определенной задачи или ответа на поставленный вопрос. В сознании ребенка уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.
Но почему же так важно развивать не просто “мышление”, а именно “критическое мышление” у детей?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия, но общий смысл сводится к следующему.
Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.
Слишком сложно для дошкольника?
Вовсе нет. Это только кажется сложным в теории, а вот на практике родители могут каждый день видеть проявления критического мышления у ребенка. Вечный детский вопрос “почему?” — самый яркий пример развивающегося критического мышления. Малыши всегда хотят знать причины человеческих поступков, природных явлений, событий, свидетелями которых они являются. Разумеется, иногда игра в “почемучку” — это лишь способ привлечь к себе внимание родителей. Из такого поведения родители должны делать соответствующие выводы. Это значит, что ребенок подает сигнал “мне вас не хватает”. Такие сигналы лучше не пропускать и решать проблему вовремя. Если же ребенком движет любознательность, то и в этом случае нельзя просто отмахиваться от его вопросов. Игнорируя их, легко отбить интерес к познанию. Важно с вниманием отнестись к стремлению ребенка узнать все и обо всем.
А также помочь ему объективно оценить факты, сделать выводы из полученной информации и лишь после этого сформировать свое отношение к ней.
Есть еще один пример. Дети часто бывают не согласны с родителями или с другими детьми. В этих ситуациях родителям будет полезно задать ребенку вопрос “почему?”. Если ребенок может обосновать свою позицию, значит, он и сам задает себе вопрос “почему я так считаю?”. А это говорит о достаточно высоком уровне развития критического мышления. Если же ребенок не понимает, почему он сделал тот или иной вывод, не знает, как доказать свою правоту, родители должны помочь ему развить критическое мышление. Дети дошкольного возраста легко учатся и поддаются практически любому воздействию. А уж родители всегда должны стремиться найти способ повлиять на своего ребенка-дошкольника.
А если не развивать критическое мышление?
Лишь совсем недавно многие педагоги стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у дошкольников. Раньше существовал такой стереотип: послушный ребенок не спорит со старшими. Во многих семьях данный стереотип жив и по сей день: “Не спорь. Не задавай лишних вопросов. Просто делай то, что тебе говорят”. Эти принципы уже очень плохо согласуются с современной реальностью. Нет ничего плохого в уважении к старшим, в вежливом общении с близкими людьми. Наоборот, это прекрасная традиция, которую обязательно нужно сохранять в семье.
А вот когда у ребенка нет желания познать истину — это плохо.
Таким детишкам очень сложно приспособиться к требованиям большинства новых учебных программ, поскольку критическое мышление становится все более важной частью каждой из них. Даже к младшим школьникам требования высоки. Для успешной учебы в первом классе уже мало просто уметь читать, писать и считать. Нужно уметь решать простые логические задачки, делать выводы после прочтения коротких текстов. Иногда даже нужно спорить с учителем и доказывать свою правоту. Возможно, кто-то и удивится, но и такие задания входят во многие современные учебные программы.
Если хотите, чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, начните развивать у него критическое мышление как можно раньше.
Вот некоторые советы, которые помогут развить критическое мышление у детей:
- В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически. Старайтесь сами чаще рассуждать при ребенке, обосновывайте свое мнение, учите ребенка строить фразы по модели: “Если …, то …”.
- Приучайте малыша развивать мышление разными способами и в игровой форме.
- Пусть он сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.
- Не принимайте ответ: “Потому что так хочу” или “Потому что мне так нравится”, если речь идет об аргументации мнения о чем-либо. Попросите ребенка подумать и назвать настоящую причину. Разумеется, не стоит заставлять малыша сразу озвучивать аргументы. Пусть сначала он научится задумываться над этим. Помогите ему, задавая наводящие вопросы.
Позвольте ребенку сомневаться. Ваш ребенок в чем-то сомневается, выражает недоверие к каким-то фактам — отлично! Значит, он будет стараться доказать, что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит много нового и интересного.
- Ваш ребенок указывает на ошибку в ваших рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и очень хочет все знать. Поощряйте такие разговоры.
- Старайтесь приучить ребенка сначала выяснять всю информацию, а уже потом делать выводы. Покажите, что неразумно критиковать то, о чем ничего не знаешь, нужно всегда стараться судить объективно.
Источник
Как способствовать развитию критического мышления у ребенка.
Начну с того, что же такое критическое мышление и для чего оно нужно нам. Критическое мышление – один из важнейших навыков, с помощью которого мы можем анализировать информацию, составлять собственное мнение о чем-либо и принимать решения на основе проведенного анализа. Это один из инструментов позволяющий развивать независимое и осознанное мышление.
В нашем современном мире мы находимся в переизбытке информационных потоков и навык уметь фильтровать и подвергать проверке на достоверность, одна из насущных задач здравомыслящего человека. Обладая способностью критически мыслить, мы можем понять нестыковки и противоречия, и как результат, отсеять факты от их интерпретации. Поэтому, развитие критического мышления – это не дополнительные опции, а жизненно важная необходимость.
В возрасте от 1,5 лет у ребенка активно формируется наглядно-образное мышление. А к 5-6 годам ему уже нет необходимости видеть предмет, чтоб говорить о нем, ему достаточно его представить.
Образы имеют обобщенный характер, а ребенок вполне может выделить те особенности предмета, которые необходимы ему в данный момент времени для решения определенной задачи. Все дело в том, что его мышление уже способно оперировать моделями и схемами. И как итог, анализировать и составлять получаемую информацию. В этот период, важно помочь ему развить критическое мышление.
Таким образом, критическое мышление включает в себя: получение информации, анализ информации, вывод, принятие решения и формирование собственного отношения к результату.
Ребенок, обладающей этой функцией, уже достаточно определенно и грамотно может обосновать свой выбор.
И первые проявления критического мышления у ребенка проявляются с вопроса: «Почему?». Ему уже недостаточно просто наличие того или другого явления , или предмета, он хочет знать причины его появления и как с ним быть.
И одна из распространенных ошибок родителей – это, когда они устают и не желают удовлетворить интерес ребенка. Как правило, в таких ситуациях взрослые начинают осекать малыша, рассказывать, что он узнает, когда вырастит или просто не обращать на него внимания. А в идеале, желательно поощрять его «почему» и одобрять его стремление вникнуть в вопрос самому. Именно в этот период, вы сможете объяснить феномен причинно-следственной связи.
Несколько рекомендаций для развития критического мышления у ребенка:
Позвольте делать СВОЙ выбор, хотя бы в мелочах. В таком случае, вы научите его полезной способностью – самому принимать решения. Тем самым, не создадите в будущем подростка безынициативности, на которую вы же будите жаловаться, что «он ничего не хочет». И как итог, он в будущем станет искать, тех, кто за него будет принимать решения его жизненно важных ситуаций, и я не уверен, что это приведёт в пользу его интересов.
«Дети – наше зеркало». Да, да, я о том, что именно на собственном примере мы можем продемонстрировать, как используя критическое мышление, вы принимаете решение.
Научите ребенка сравнивать и сопоставлять. Дайте понять, что посмотреть на один и тот же предмет можно с разных сторон.
Поощряйте в ребенке гибкость мышления и много вариантность. Тем самым вы будете развивать его творческий потенциал. А так же дадите ребенку проявить свою инициативу.
Как некий стандартный и простейший алгоритм, предложите основные составляющие: Сбор нужной информации, оценка всех вариантов, сверка с вашими жизненными приоритетами и ценностями, и как итог – принятие нужного для вас решения.
Так же, к вашему вниманию, я предлагаю игру «Если…, то» : Если хочешь завтра пойти в кино, то сегодня сделай домашнее задание, Если сегодня мы сделаем уборку по дому, то…, Если хочешь успеть посмотреть мультики, то…
Резюмируя все вышеперечисленное – предлагаю вам давать некое свободное пространство для вашего ребенка, под вашим контролем, в котором он сможет: самостоятельно принимать СВОЕ решение и не навязывайте свое.
Источник