Критические периоды постнатального развития ребенка

Критические периоды постнатального развития ребенка thumbnail

В первые годы жизни ребенка подстерегает множество опасностей. Каждое достижение: первая проба нового продукта, первые шаги, первые друзья в детском саду – все это может быть связано с риском болезни или травмы. И задача родителей – знать, что происходит с малышом, быть способными облегчить его состояние при необходимости, помочь ему перенести неудобства, которые может доставлять растущий организм.

Разобраться в критических периодах развития ребенка и их особенностях помогла врач-педиатр Светлана Константиновна Ильясевич.

Светлана Ильясевич,

врач-педиатр 1 квалификационной категории медицинского центра «Кравира»

и Центра семейной медицины «Доктор Тут», автор блога в Instagram @pediatr_svetlana

Неонатальный период

(период новорожденности)

Период новорожденности – один из самых сложных как для ребенка, так и для родителей. Считается, что он длится 4 недели. В этот период ребенок приспосабливается к новым условиям жизни. Малыш беспомощен и полностью зависит от родителей. Кроме этого, продолжается развитие органов и систем ребенка, поэтому ему необходим тщательный уход.

Что важно в этот период?

  • Правильное питание.

Большинство проблем и вопросов родителей связано именно с проявлениями со стороны ЖКТ. Самое оптимальное питание для ребенка – грудное молоко, при невозможности – адаптированная молочная смесь. Выбор смеси – вопрос очень серьезный, поэтому необходимо этот вопрос обсуждать с врачом.

  • Правильный микроклимат.

У маленьких детей неустойчивая терморегуляция. Они очень зависимы от температуры окружающей среды. Все знают, что ребенка нельзя переохлаждать. Однако ровно так же нельзя ребенка кутать и перегревать.

  • Уход за кожей.

Кожа новорожденного имеет свои особенности, поэтому за ней необходим тщательный уход. Причем имеется в виду не использование в большом количестве детской косметики, а содержание ребенка в чистоте и создание правильных параметров микроклимата.

  • Обработка пупочной ранки.

На смену рекомендациям по обработке пупочной ранки перекисью водорода и зеленкой пришли новые. Чистую и сухую пупочную ранку обрабатывать не надо ничем. А вот если она мокнет, то стоит использовать антисептик. Это может быть препарат, содержащий хлоргексидин, настойка календулы, перекись водорода. Иногда врач может назначить порошок с антибиотиком.

Возникновение колик

В возрасте 2-3 недель часто появляются колики. И так как до сих пор точно не определили, почему они возникают, то и эффективного лечения еще не придумали.

Среди причин называют:

  • незрелость ЖКТ ребенка и его ферментативных систем;
  • нарушение режима кормлений, особенно перекорм;
  • употребление мамой продуктов, которые негативно влияют на пищеварение ребенка;
  • неправильные условия микроклимата;
  • дисбактериоз кишечника.

Что характерно для колик?

  1. Начинаются в возрасте 2-3 недель;
  2. исчезают к 3 месяцам, иногда могут продлиться и до 5;
  3. внезапно начинаются и так же резко проходят;
  4. после приступа нет никаких изменений в состоянии ребенка;
  5. нет других проявлений какого-либо заболевания.

Что делать, чтобы помочь малышу?

  1. Наладить режим кормлений и не перекармливать ребенка.
  2. Следить, чтобы ребенок не заглатывал воздух во время кормлений.
  3. Не забывать выкладывать на живот на твердую поверхность перед едой.
  4. Не забывать регулярно делать гимнастику, массаж живота.
  5. Маме нужно перестать нервничать самой и не передавать нервозность ребенку.
  6. Проанализировать, после каких продуктов ребенку хуже, и исключить их из маминого питания (могут плохо влиять жирное молоко, хлеб, сдоба, бобовые, овощи, фрукты, жирная пища, кофе).
  7. Если ребенок на искусственном вскармливании, совместно с педиатром подумать о замене смеси.
  8. Обеспечить комфортные условия микроклимата для ребенка.
  • Для облегчения состояния ребенка можно использовать препараты на основе симетикона (уменьшает газообразование), пробиотики с лактобактерией L. Rhamnosus, ферментные препараты, растительные препараты.
  • Важно, чтобы в составе лекарств не было красителей и вкусовых добавок.
  • Для маленьких детей предпочтительна жидкая форма препарата с нейтральным вкусом: тогда капли можно добавлять в пищу.
  • Также обращайте внимание на объем и срок годности лекарства после вскрытия и возможность одновременного приема с другими препаратами: например, если есть необходимость в антибиотиках, то их можно сочетать.

Контакты с аллергенами

Контакт ребенка с аллергенами начинается рано – еще в период внутриутробного развития.

Развитие здоровой кишечной микрофлоры является важным фактором местной защиты (или местного иммунитета). Так, нормальная микрофлора способствует синтезу факторов иммунной защиты, таких как IgA, лизоцим и др. Перспективным направлением является применение нового поколения пробиотиков, содержащих живые бактерии, способные прижиться в кишечнике за короткое время.

Многие родители не раз слышали о гипоаллергенной диете. Ее рекомендовали беременным женщинам, кормящим матерям, маленьким детям, не говоря уже о тех, у кого хоть раз были какие-то высыпания на коже.

Сегодня взгляды на введение потенциально аллергенных продуктов сильно изменились. Появляется все больше данных о том, что это – профилактика аллергии в будущем.

Поэтому нет никакой необходимости соблюдать гипоаллергенную диету беременным и кормящим женщинам. И если у ребенка есть аллергия, то ему нельзя лишь конкретные продукты, которые эту аллергию провоцируют, а не все потенциальные аллергены.

Кроме того, применение пробиотиков с доказанной эффективностью может давать положительные эффекты в отношении профилактики аллергии. Однако такие действия лучше согласовывать с врачом.

Читайте также:  Основное развитие ребенка по фгос

Аллергия – это иммунный ответ организма на чужеродный белок. И проявления могут быть от легких до угрожающих жизни. Кроме этого, может быть непереносимость какого-либо продукта. Проявления могут быть те же, а причины возникновения симптомов другие, не связанные с аллергией. И если, что-то съев, вы заметили неадекватную реакцию организма, то этот продукт придется все-таки исключить.

В диагностике аллергии остается много вопросов. Не всегда с помощью анализов можно сказать, на что аллергия. В этом вопросе очень важны ваши наблюдения. Кроме того, высыпания на коже – далеко не всегда аллергия. Поэтому, если не видно связи высыпаний с каким-либо продуктом, ищите другую причину.

Прорезывание зубов

Родители довольно часто переживают за очередность и своевременность роста зубов у детей. Существуют специальные таблицы со средними сроками и порядком прорезывания. Но не забывайте и про индивидуальные особенности: имеет значение и наследственность.

Всевозможные «страшилки» о раннем, позднем или неправильном порядке прорезывания зубов при отсутствии других неблагополучных симптомов не имеют под собой никакого основания.

Прорезывание зубов – процесс физиологический. Он является одним из этапов развития зубов. У большинства детей это происходит легко и безболезненно. Однако у некоторых малышей прорезывание зубов может сказываться на самочувствии – возникает так называемый синдром прорезывания зубов. Его проявлениями могут быть:

  1. повышение температуры тела (как правило, «не злая»: не очень высокая, хорошо сбивается, держится не более 2-3 дней);
  2. реакция со стороны десен (набухание, покраснение, опухоль синюшного цвета);
  3. усиление слюноотделения, как следствие – раздражение кожи вокруг рта;
  4. беспокойство, нарушение сна;
  5. плохой аппетит;
  6. жидкий стул;
  7. избыточное образование слизи в носу.⠀

Симптомы эти неспецифичны и могут быть проявлением множества заболеваний. Поэтому при появлении неблагоприятных симптомов обязательно обращайтесь к врачу, чтобы исключить болезнь.

Чем можно помочь ребенку, если при прорезывании зубов он испытывает выраженный дискомфорт?

  • Чаще предлагать грудь;
  • использовать специальные прорезыватели;
  • уделять больше внимания ребенку;
  • проводить малышу массаж десен;
  • ухаживать за кожей вокруг рта;
  • жаропонижающие средства при сильном болевом синдроме и/или повышении температуры.

Гели, используемые при прорезывании зубов, также имеют свои особенности:

  1. есть вероятность проглатывания и системного действия на организм;
  2. возможны аллергические реакции;
  3. их действие непродолжительное.⠀

Важно!

Препараты с лидокаином запрещены в некоторых странах из-за риска серьезных осложнений. Если вы их применяете, то внимательно читайте инструкцию: не превышайте рекомендуемые дозировки и кратность приема!

Введение прикорма

Прикорм – это введение в питание ребенка первого года жизни дополнительной пищи, которая постепенно вытесняет грудное молоко или смесь и помогает переходу на питание «взрослого типа». Своевременное введение прикорма обеспечивает возрастающие потребности растущего организма в минеральных веществах, витаминах, способствует формированию жевательного аппарата и адекватных вкусовых привычек.

Когда же начинать вводить эту новую для ребенка пищу?

По всем рекомендациям начинать вводить прикорм надо не ранее 4 месяцев жизни, но не позднее 6 месяцев.

Как же понять, когда именно вашему ребенку уже пора пробовать новые вкусы? Внимательно присмотритесь к малышу.

Признаки того, что ребенок готов к введению прикорма:

  1. малыш проявляет интерес к тому, что едят другие, выражает эмоциями и жестами отношение к пище;
  2. у ребенка сформировался рефлекс проглатывания пищи и угас рефлекс «выталкивания» языком;
  3. малыш охотно пьет жидкость с ложечки;
  4. ребенок может самостоятельно или с небольшой поддержкой сидеть;
  5. малыш открывает рот, когда голоден;
  6. ребенок съедает за сутки 900 и более миллилитров грудного молока или смеси, но при этом не насыщается едой, как раньше.

Если вы поняли, что ваш ребенок уже готов к введению прикорма, то можно начинать. Существуют простые правила введения прикорма.

  1. Прикорм начинают вводить на фоне полного благополучия ребенка.
  2. В ближайшем будущем в жизни ребенка не должно быть резких изменений (переездов, путешествий, прививок, смены ухаживающего лица и т. д.).
  3. Начинать нужно с монокомпонентного (из одного вида продуктов) прикорма.
  4. Прикорм начинают с небольшого количества и в течение 10-14 дней постепенно увеличивают объем, доводя до возрастной нормы, заменяя одно кормление грудью или смесью.
  5. Довольно часто бывает так, что ребенок отказывается от принятия нового вкуса. Нужно терпеливо и доброжелательно его приучать: иногда для этого требуется 10-15 попыток.

Сроки и очередность введения прикорма могут отличаться у разных детей в зависимости от их индивидуальных особенностей. Все нюансы лучше обсуждать со своим педиатром.

Ребенок начал ходить

Когда ребенок начинает ходить, он активнее познает мир. Ему надо все потрогать, все попробовать, все исследовать. И задача родителей, во-первых, безопасно организовать пространство, а во-вторых, постоянно разговаривать с ребенком и объяснять, что можно, а что нельзя, что может быть опасным.

Как организовать безопасность?

  • Не ставить горячие еду или питье на край стола.
  • Не накрывать стол скатертью: ребенок может потянуть ее и опрокинуть все на себя.
  • Прятать острые, колющие и режущие предметы.
  • Духовку обеспечить защитным экраном.
  • Обезопасить ящики и шкафы специальными зажимами.
  • Полки и мебель должны быть хорошо закреплены.
  • Не должно быть порогов и «загибающихся» ковров (чтобы ребенок не зацепился и не споткнулся).
  • Спрятать все провода.
  • Острые углы сгладить специальными накладками.
  • Лекарства должны находиться в недоступном месте, это же касается и бытовой химии.
  • В ванной положить коврик против скольжения.
  • Розетки закрыть специальными заглушками.
  • Если дом двухэтажный – закрыть доступ к лестнице.
  • Позаботиться о безопасных окнах.
  • Если есть домашние животные, то не оставлять ребенка с ними наедине.
Читайте также:  Центр развития ребенка понятие

Ребенок пошел в детский сад

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Привыкание к нему – период адаптации, и у всех он протекает по-разному.

Период адаптации к детскому саду может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.

Чтобы этот период протекал менее болезненно, подготовку надо начинать заранее:

  1. прививать ребенку навыки самообслуживания;
  2. соблюдать режим дня, близкий к садовскому, в том числе и в выходные дни;
  3. ознакомиться с приблизительным садовским меню и кормить так ребенка дома (например, в обед суп и второе);
  4. сформировать позитивное отношение ребенка к детскому саду.

Когда ребенок уже начал посещать детский сад:

  • не стоит отдавать малыша сразу на полный день;
  • не стоит отдавать ребенка в сад в период, когда уже есть стресс (например, переезд);
  • маме важно постараться не тревожиться, ведь спокойная мама – спокойный малыш;
  • не стоит при ребенке обсуждать темы с негативной установкой на детский сад;
  • будьте готовы к слезам и не затягивайте прощание;
  • если начали посещать сад, старайтесь делать это регулярно.

Когда ребенок начинает ходить в детский сад, он знакомится с новыми микробами и начинает болеть, порой часто. И это тоже нормально.

Начало активной социальной жизни ребенка – всегда выход из «зоны комфорта». Дома все было привычно, и вдруг происходит настоящее знакомство с большим миром. К сожалению, не всегда оно бывает приятным: например, малыши могут сталкиваться с кишечными инфекциями. В ключе этой проблемы важна пробиотическая терапия – и как профилактика, и как вспомогательный момент лечения. Пробиотик, в состав которого входит L. Rhamnosus, может при необходимости применяться одновременно с антибактериальными препаратами, так как обладает природной устойчивостью к антибиотикам. За схемой и правилами приема обращайтесь к своему педиатру.

Сезон простуд

Прежде всего необходимо остановиться на понятии простуда. Многие считают, что простуда – это заболевание, которое возникает при переохлаждении организма.

На самом деле простудой называют инфекцию дыхательных путей, которая вызывается вирусами и бактериями и может проявляться насморком, болью в горле, кашлем и др. При этом переохлаждение может быть одним из провоцирующих факторов, но не причиной заболевания.

Дети болеют круглый год, однако летом, когда условия для жизнедеятельности вирусов и бактерий хуже, болезней меньше. А осенью и зимой дети болеют чаще.

К сожалению, волшебной таблетки, чтобы выпить ее и не заболеть, не существует. Поэтому так важна профилактика ОРВИ.

  • Обучайте ребенка правилам личной гигиены, в том числе регулярному мытью рук.
  • Учите ребенка держать дистанцию.
  • Ежедневно увлажняйте слизистую носа физиологическим солевым раствором.
  • Поддерживайте правильный микроклимат в помещении, в котором находится ребенок: регулярные проветривания и влажные уборки.
  • Питание должно быть полноценным и разнообразным. Если по каким-то причинам это сделать не удается, то обратитесь к доктору. Возможно, стоит принимать недостающие вещества в виде витаминных препаратов.
  • Следите, чтобы ребенок пил достаточно воды.
  • Обеспечивайте ребенку физическую активность.
  • Гуляйте с ребенком ежедневно в любую погоду.
  • Одевайте ребенка по погоде.
  • Если из родителей кто-то курит – необходимо отказаться от этой вредной привычки.
  • По возможности откажитесь от посещения мест с большим скоплением народа.

Фото: Александр Задорин

Источник

В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций.

Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2 – 3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются “нейронные ансамбли”, которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.

К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное Развитие нередко связано с речевым; чем увереннее передвигается Ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития указанных функций. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства Я, т. е. выделению себя из окружающего мира. До 2 – 2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение его может заметно измениться. Наблюдается значительный рост, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается довольно определенно выраженное чувство Я. У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.

Читайте также:  Условия гармоничного развития ребенка в раннем возрасте

В возрасте 5 – 7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство “психологической дистанции” в отношениях со взрослыми. В то же время еще недостаточно самокритики и самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.

При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточиваться на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, когда ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить “срывы” нервной деятельности. Результатом таких “срывов” может быть развитие неврозов. В период второго криза впервые могут возникать психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства.

В возрасте 12 – 16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный (возмужалый) период. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом.

Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков противодействие всякому разумному совету.

Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым. Иногда такое стремление выражается в нежелательных формах. К таким формам относятся, например, неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Стремление казаться взрослым выражается в том, что мимика и жесты подростка приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер.

Подростковый возраст считается переходным от детства к зрелости. Кризис этого возраста наибольшее по продолжительности. В течение этого периода происходит перестройка отношения к окружающему миру, к самому себе, формируется жизненная позиция, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь. В связи с отсутствием синхронности в темпах физического и психического развития у подростков возникают потребности, которые невозможно удовлетворить в условиях недостаточной социальной зрелости. В этот сложный период предметом осознания и переживаний становится биологическая потребность – половое влечение, что приводит к возникновению волнений, изменений эмоциональной сферы.

На новый уровень поднимается интеллектуальное развитие. появляются новые интересы, расширяется кругозор. Появляется потребность расширить жизненные контакты, сопоставить себя с ровесниками. Невозможность практически изменить образ жизни порождает у подростков мечты, характерные для этого возраста. В этот период мнение сверстников для подростка гораздо больше ценится, чем мнение родителей и воспитателей.

У некоторых подростков конфликт между желаемым и их реальными возможностями обуславливает появление путей реализации своих мечтаний через противоправные действия.

Кризис переходного периода протекает значительно легче, если у подростка сформированы устойчивые личные интересы и мотивы поведения, обусловленные познавательными и эстетическими потребностями. Ориентация на будущие перспективные цели позволяет определить желаемое направление поведения.

У здоровых подростков к 16 годам обычно наступает фаза успокоения. Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание нервной системы, то эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем).

Таким образом, учет возрастных особенностей детей и подростков на последовательных этапах онтогенеза и особенно в критические периоды психофизиологического развития должны быть положены в основу психогигиенических мероприятий, направленных на повышение резистентности организма к неблагоприятным экзогенных воздействий.

Источник