Критические периоды эмоционального развития ребенка

Критические периоды эмоционального развития ребенка thumbnail

В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций.

Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2 — 3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются “нейронные ансамбли”, которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.

К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное Развитие нередко связано с речевым; чем увереннее передвигается Ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития указанных функций. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства Я, т. е. выделению себя из окружающего мира. До 2 — 2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение его может заметно измениться. Наблюдается значительный рост, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается довольно определенно выраженное чувство Я. У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.

В возрасте 5 — 7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство “психологической дистанции” в отношениях со взрослыми. В то же время еще недостаточно самокритики и самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.

При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточиваться на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, когда ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить “срывы” нервной деятельности. Результатом таких “срывов” может быть развитие неврозов. В период второго криза впервые могут возникать психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства.

В возрасте 12 — 16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный (возмужалый) период. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Так, у девочек начинаются менструации. У мальчиков наблюдаются поллюции (семяизвержение), связанные, как правило, со сновидениями эротического характера.

Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков противодействие всякому разумному совету. Они становятся заносчивыми и самоуверенными.

Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым. Иногда такое стремление выражается в нежелательных формах. К таким формам относятся, например, неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Стремление казаться взрослым выражается в том, что мимика и жесты подростка приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер. У здоровых подростков к 16 годам обычно наступает фаза успокоения. Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло.

Нежелательные проявления особенно ярко выражены у подростков с теми или иными нарушениями нервной системы.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание нервной системы, то эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем). Такие асинхронии часто наиболее ощутимо проявляются именно в периоды возрастных кризов.

Педагог-дефектолог должен хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры предупреждения тех нежелательных явлений, которые иногда возникают во время критических периодов развития. В том случае, если во время таких кризов у конкретного ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, надо провести определенные медицинские и коррекционно-воспитательные воздействия.

Есть основание полагать, что к 18—20 годам формирование нервной системы завершается. Например, картина электрической активности коры головного мозга у восемнадцатилетних людей и лиц более старшего возраста примерно одна и та же.

Источник

В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций.

Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2 — 3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются “нейронные ансамбли”, которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.

К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное Развитие нередко связано с речевым; чем увереннее передвигается Ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития указанных функций. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства Я, т. е. выделению себя из окружающего мира. До 2 — 2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение его может заметно измениться. Наблюдается значительный рост, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается довольно определенно выраженное чувство Я. У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.

В возрасте 5 — 7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство “психологической дистанции” в отношениях со взрослыми. В то же время еще недостаточно самокритики и самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.

При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточиваться на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, когда ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить “срывы” нервной деятельности. Результатом таких “срывов” может быть развитие неврозов. В период второго криза впервые могут возникать психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства.

В возрасте 12 — 16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный (возмужалый) период. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом.

Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков противодействие всякому разумному совету.

Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым. Иногда такое стремление выражается в нежелательных формах. К таким формам относятся, например, неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Стремление казаться взрослым выражается в том, что мимика и жесты подростка приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер.

Подростковый возраст считается переходным от детства к зрелости. Кризис этого возраста наибольшее по продолжительности. В течение этого периода происходит перестройка отношения к окружающему миру, к самому себе, формируется жизненная позиция, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь. В связи с отсутствием синхронности в темпах физического и психического развития у подростков возникают потребности, которые невозможно удовлетворить в условиях недостаточной социальной зрелости. В этот сложный период предметом осознания и переживаний становится биологическая потребность – половое влечение, что приводит к возникновению волнений, изменений эмоциональной сферы.

На новый уровень поднимается интеллектуальное развитие. появляются новые интересы, расширяется кругозор. Появляется потребность расширить жизненные контакты, сопоставить себя с ровесниками. Невозможность практически изменить образ жизни порождает у подростков мечты, характерные для этого возраста. В этот период мнение сверстников для подростка гораздо больше ценится, чем мнение родителей и воспитателей.

У некоторых подростков конфликт между желаемым и их реальными возможностями обуславливает появление путей реализации своих мечтаний через противоправные действия.

Кризис переходного периода протекает значительно легче, если у подростка сформированы устойчивые личные интересы и мотивы поведения, обусловленные познавательными и эстетическими потребностями. Ориентация на будущие перспективные цели позволяет определить желаемое направление поведения.

 У здоровых подростков к 16 годам обычно наступает фаза успокоения. Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание нервной системы, то эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем). 

Таким образом, учет возрастных особенностей детей и подростков на последовательных этапах онтогенеза и особенно в критические периоды психофизиологического развития должны быть положены в основу психогигиенических мероприятий, направленных на повышение резистентности организма к неблагоприятным экзогенных воздействий.

Источник

Критические периоды эмоционального развития ребенка

Рождение ребенка всегда связано с хлопотами, причем не всегда они носят только приятный характер. По мере взросления своего чада, родители наблюдают серьезные метаморфозы, происходящие в его поведении, отношении к ним и развитии в целом. Послушный и милый малыш резко превращается в требовательное, эгоистичное и ни на что не реагирующее существо, нормальное общение с которым становится невозможным.

Кажется, кроме дедовских методов воспитания ничто не может справиться с ситуацией в пользу родителей.

Но альтернативные методы, есть, главное, это изучить и понять, что представляют собой критические периоды развития вашего ребенка, как они начинаются, в чем проявляются, и как их легче пережить.

Самыми сложными периодами в жизни каждого ребенка являются его 3-х и 7-ми летний возраст.

Да, существуют и промежуточные этапы становления, но, обычно, они не сопровождаются существенными проблемами.

Начиная с 1-го года своей жизни и до трех лет, ребенок становится не таким беспомощным, как это было сразу после рождения. Он уже активно участвует в жизни всей семьи, способен к общению и имеет личные стремления. Малыша интересует все, что происходит вокруг, он без конца задает вопросы и даже пытается сам дать на них ответы.

В это время в его сознании происходят следующие перемены:

  • Ребенок осознает, к какому полу он принадлежит, и начинает понимать, чего ждут от девочки и от мальчика, если говорить о форме поведения;
  • Начинает формироваться самосознание. Чадо оценивает собственные поступки, и уже знает, какие из них заслуживают похвалу, а за какие можно понести наказание;
  • Активно пополняется словарный запас, благодаря чему у ребенка появляется возможность точнее выражать свои мысли и желания, воспринимать информацию и интерпретировать ее;
  • Чадо начинает изыскивать новые пути взаимодействия с предметами, незнакомыми ему до этих пор. По сути, происходят постоянные эксперименты, а в его голове возникает осознание того, что мир существует независимо от его желаний. В жизни ребенка наступает момент обособленности и отдаленности от остальных людей и предметов. Он – центр Вселенной;
  • Диапазон страхов становится все шире. Это происходит из-за того, что расширились умственные возможности, и получен новый жизненный опыт. К примеру, ребенок знает – предметы могут исчезать, и боится, что однажды исчезнет и он;
  • Происходит освоение языка ощущений.

Первый серьезный критический период развития ребенка 1-3 лет имеет следующие признаки:

  • Острая заинтересованность своим отражением;
  • Озадаченность внешностью, проявление интереса к нарядам;
  • Малыш становится в прямом смысле неуправляемым, в нем просыпается ярость и опровержение любой коррекции его поведения;
  • На этом этапе развития особо четко просматривается негативизм. Ребенок не реагирует не на содержание предложения, а на то, что оно исходит от взрослых. Причем отрицание будет в любом случае, даже если предложенное ему нравится;
  • Тотальное упрямство. Это действительно критический симптом, который проявляется следующим образом: чадо настаивает на чем-то совершенно не потому что желает этого, а потому что оно это уже потребовал один раз, и не в состоянии разорвать связь со своим первичным решением. Интересен тот факт, что в этом плане период касается только близких людей. Окружающих и других детей упрямство не затрагивает;
  • Строптивость, направленная против того, как складывалась его жизнь до трех лет, и каким доселе был воспитательный процесс;
  • На данном этапе психического развития ребенок бунтует и протестует, постоянно воюет с взрослыми, и демонстрирует симптом обесценивания значимости родителей и их опеки;
  • Ревность по отношению к другим детям в семействе и деспотизм. Последний проявляется в виде повышенной требовательности и желании заставить родителей незамедлительно выполнять все желания.

Родителям, которые первый раз сталкиваются с кризисом 1-3 лет, можно посоветовать сделать все, чтобы малыш стал самостоятельным.

Любые попытки полностью ограничить симптомы автономности, наказания за поведение и высмеивание поступков могут сделать детскую личность неуверенной и стыдливой.

Все критические симптомы затянутся, если взрослые будут практиковать постоянные запреты или тотальную вседозволенность.

Как только семья испускает облегченный вздох, знаменующий окончание сложного периода трехлетнего ребенка, в его жизни начинается новый, еще более сложный этап становления.

Дошкольный период – это стадия детства, которая характеризуются следующими проявлениями формирования личности:

  • теряется непосредственность;
  • появляется манерность и скрытность;
  • возникает привычка не рассказывать о чем-то плохом или тревожащем, малыш становится замкнутым и неуправляемым;
  • переживания наполняются смыслом.

Все 7-милетние критические периоды подросткового периода и детства имеют в основе обобщенные переживания. У детей появляется внутренняя жизнь, и все его поведение ориентируется только на нее.

Чаду нужно поскорее влиться в общество: пойти в сад, вступить в школу, начать посещать кружки и прочие организации, которые заставляют выполнять полезные и необходимые действия.

Конечно, есть специальные правила поведения и каноны, которые помогают родителям с минимальными потерями пережить все периоды детства их ребят. Но, все они отдают сухостью и строгостью, тогда как каждый малыш – это индивидуальность, и применять к нему стандартные подходы не всегда есть правильно.

Намного целесообразней заранее изучить все периоды становления малыша, и разработать собственную семейную тактику поведения, наполненную вниманием, заботой и любовью.

Источник