Критические периоды для развития речи ребенка

Критические периоды для развития речи ребенка thumbnail

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции.

1(1-2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14-18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

2 критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций. В литературе они иногда обозначаются как эволютивные, т. е. связанные с возрастной фазой развития: например, «эволюционное заикание».

3 критический период (6-7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребенка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства. Логопед должен хорошо знать критические периоды в развитии речи ребенка и учитывать их в своей работе.

Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т. д.

Динамика возрастного развития речи в первые годы жизни значительно варьируется в зависимости от генотипа организма и от влияния на него окружающей среды. Для развития речевой функциональной системы необходимы нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы.

8. Цели и задачи ПМПК

Во время отбора детей и комплектования их в группы перед членами МППК стоят следующие задачи:

1. Определить, подлежит ли ребенок приему в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи.

2. В какую группу следует зачислить ребенка.

3. На какой срок обучения.

Дети с общим недоразвитием речи, дизартрией, ринолалией, алалией, афазией зачисляются на 2-3 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития):

1. дети с фонетико-фонемотическим недоразвитием речи зачисляются на один год обучения;

2. дети с нарушением произношения отдельных звуков зачисляются на полгода;

3. заикающиеся дети – на один год.

По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в продолжении обучения, повторно обследуются членами медико-психолого-педагогических комиссий. Основанием для продления срока обучения может быть тяжесть дефекта, соматическая ослабленность, пропуски занятий по болезни и другие объективные причины.

9.

10.

ПМПК решают вопросы комплектования специальных (коррекционных) учреждений, а также оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нуждается. В своей деятельности ПМПК неуклонно следует принципам, разработанным отечественной дефектологией.

Одним из главных является принцип гуманности, заключающийся в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

Обязательным является принцип комплексного изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, назначается повторное обследование ребенка. При решении самых сложных вопросов интересы ребенка должны занимать первое место. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей позволяет еще до комиссии точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так, педагог может первым обратить внимание на усиливающуюся рассеянность, утомляемость, плаксивость ребенка и т.д. В свою очередь, врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.

Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не определяется простой суммой развития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о состоянии ребенка только на основании исследования его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех полученных о ребенке данных: об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния.

Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. Необходимо, чтобы и методы, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей. Установленный с ребенком контакт поможет лучше выявить все качества его личности: интересы, состояние волевой сферы, целенаправленность в действиях, особенности протекания основных психических процессов и т.д.

Самым специфическим для отечественной дефектологии является принцип динамического изучения детей, согласно которому при обследовании важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л.С. Выготского о “зоне ближайшего развития” детей, их потенциальных возможностях в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем успешнее он научится выполнять то или иное задание, переносить полученный опыт в новую ситуацию. Одно из отличий умственно отсталых детей от интеллектуально нормальных состоит в том, что они плохо используют помощь. Именно поэтому при обследовании педагог должен всегда обращать внимание, насколько улучшается работа ребенка после объяснения, как он выполняет аналогичное задание. Все обследование детей рекомендуется строить с учетом принципа обучающего эксперимента.

При оценке выполненного ребенком задания важно учитывать принцип качественно-количественного подхода, т.е. оценивать не только конечный результат, но и способ, рациональность выбранных решений задачи, логическую последовательность операции, настойчивость в достижении цели и т.п.; при этом оценка должна быть дифференцированной.

Таковы принципы, которыми следует руководствоваться при изучении детей в ПМПК.

11.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Критические периоды для развития речи ребенка

Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2021 poisk-ru.ru

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Критические периоды для развития речи ребенка Мы поможем в написании ваших работ! Критические периоды для развития речи ребенка Мы поможем в написании ваших работ! Критические периоды для развития речи ребенка Мы поможем в написании ваших работ!

Источник

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприя­тию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние ка­ких-либо вредоносных воздействий, то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вслед­ствие устранения ряда необходимых условий для форми­рования речи (нарушение речевого общения с взрослыми, потеря слуха и т. п.), либо вследствие появления новых «вредоносных» факторов (резкое увеличение сенсорной ин­формации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и др.).

Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии

Развитие речи в онтогенезе

Соматические и особенно нервно-психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут привести к задержке, искажению и патоло­гии речевого развития. В этом сензитивном периоде речево­го развития отмечаются и гиперсензитивные фазы (крити­ческие периоды речевого развития).

Первая гиперсензитивная фазаотносится к периоду на­копления первых слов (от 1 года до 1,5-2 лет). В этот период, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведе­ния, происходит интенсивное развитие корковых речевых зон мозга, в частности, зоны П. Брока (14-18 мес).

Адекватное речевое общение взрослого с ребенком в этот период позволяет ребенку достаточно быстро накап­ливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нор­мального развития фразовой речи, с другой стороны, не­достаточное речевое общение с взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению фор­мирующейся речи.

Это проявляется в задержке появления первых слов, в «забывании» слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фазав развитии речи относит­ся в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой ре­чью, когда происходит переход от ситуативной к контекст­ной речи, что требует большой согласованности в работе цен­тральной нервной системы (речедвигательных механизмов, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Некоторая рас­согласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к из­менению поведения, может наблюдаться упрямство, негати­визм и т.д.

Реализация речевого замысла в этом возрасте обычно со­провождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением, что отражается на характере устной речи. В речи ребенка могут появиться паузы, возникающие не толь­ко между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов. Появление пауз внутри слов как между слогами, так и

внутри слогов характерны для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования.

Помимо пауз появляются повторения слогов, слов или сло­восочетаний – физиологические итерации.Этот период со­провождается определенными особенностями речевого дыха­ния и выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.

У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности: он много говорит, задает множество вопросов, активно общается со взрослыми. Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также лю­бые виды сенсорных деприваций могут не только задержать темп речевого развития, но и привести к патологии речи (заикание).

Третий гиперсензитивный периоднаблюдается в 5-6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самосто­ятельное порождение текста. В этот период, когда у ребен­ка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутренней речи во внешнюю, могут наблюдаться «сбои» речевого дыхания в момент произнесе­ния сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматическо-го оформления высказывания.

Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чув­ствителен к качеству речевых образцов речи взрослых, с другой стороны, предъявление повышенных требований и, как следствие, психические стрессы могут привести к воз­никновению заикания, а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недоста­точной сформированности монологической речи (3).

Критические периоды развития речи играют роль пред­располагающих условий для возникновения нарушений речи; они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами – ге­нетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункци­ей со стороны нервной системы и др.

Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии

Анатомо-физиологические механизмы речи

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Критические периоды в развитии речевой функции

2 слайд

Описание слайда:

Речь – важная психическая функция, которая присуща только человеку. На основе речи и её смысловой единицы – слова развиваются и формируются различные психические процессы, такие, как память, воображение, восприятие.

3 слайд

Описание слайда:

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений Заболевания матери во время её беременности. Патологии беременности. Наличие наследственных заболеваний у матери или отца. Употребление родителями психотропных и наркотических препаратов. Неблагоприятные роды и их последствия.

4 слайд

Описание слайда:

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений Отсутствие речевого общения у ребёнка. Усвоение одновременно двух языковых систем ребёнком – дошкольником. Излишняя стимуляция речевого развития. Заболевания и травмы, перенесённые ребёнком. Неадекватный тип воспитания ребёнка Педагогическая запущенность Тяжёлая психологическая обстановка в семье ребёнка.

5 слайд

Описание слайда:

Виды речевых нарушений Афазия. Дизартрия. Дислалия Дисграфия Дислексия Заикание. Брадилалия. Тахилалия. Ринолалия

6 слайд

7 слайд

Описание слайда:

Первый критический период 1-2 год жизни ребёнка В этом возрасте происходит интенсивное развитие корковых речевых зон (зоны Брока), критическим периодом которого считается возраст, когда ребёнку исполнится 14-18 месяцев. Происходит формирование предпосылок речи, то есть берёт своё начало развитие речи, так называемая, «закладка фундамента речевого развития».

8 слайд

Описание слайда:

Ребёнок уже хорошо понимает обращенную к нему речь, реагирует на слова, связывает слово с предметом или действием. Родителям нужно быть очень внимательными в этот период, фиксировать любые отклонения в речевом развитии. Если ребёнок в 2 года не говорит или не реагирует на обращенную к нему речь – это серьёзный повод показать его специалистам, в частности, врачу-невропатологу.

9 слайд

Описание слайда:

Второй критический период третий жизни ребёнка Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласности в работе центральной нервной системы ( речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассгласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых. Наиболее часто встречающееся расстройство речевого аппарата в этот период-заикание

10 слайд

Описание слайда:

Третий критический период жизни ребёнка 6-7 лет Начинает развиваться письменная речь. Растёт нагрузка центральной нервной системы. Если оказывать на ребёнка психологическое давление, выражающееся в повышенных требованиях, возможны сбои нервной и речевой деятельности

11 слайд

Описание слайда:

В 6 – 7 лет дети должны: 1. Чётко произносить все звуки. 2. Говорить сложными предложениями. 3. Правильно согласовывать части речи. 4. На слух определять наличие и положение звука в слове. 5. Составлять описательные рассказы. Если речь ребёнка в 6 лет не соответствует норме – это повод обратиться к специалистам.

12 слайд

Описание слайда:

Профилактика и лечение речевых расстройств у ребёнка Для профилактике речевых расстройств нужно: 1. Много разговаривать с ребёнком, уделять ему достаточное внимание. 2. Развивать мелкую моторику рук (речь ребёнка находится на кончиках его пальцев). 3. Заниматься с детьми артикуляционной гимнастикой (для этого хорошо подходят звукоподражательные игры «Индюк», «Лошадка») 4. Читайте детям. 5. Учите с детьми стихи, потешки, сказки. 6. Будьте внимательны к своим детям, особенно в критические периоды их развития.

13 слайд

Описание слайда:

Лечение речевых патологий В зависимости от выявленной патологии ребёнку может быть назначено: Медикаментозное лечение. Психолого-педагогические коррекционные мероприятия. Логопедическую работу. Психотерапевтическая помощь ребёнку и его семье. Или весь комплекс этих мер. Не стоит отказываться от лечения, многие из речевых патологий, не проходят сами по себе и с годами не уменьшаются, а увеличиваются качественно и количественно.

14 слайд

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-473398

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Читайте также:  Курсовая работа по сенсорному развитию ребенка раннего возраста