Критерии возрастной нормы развития ребенка

Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.

Развитие ребёнка до года стремительно. Уже к пяти месяцам вес удваивается, а рост увеличивается почти вполовину – от рождения. За год малыш осваивает многие навыки, укрепляется физически, развивается психически. Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.

В первый и второй месяц ребёнок умеет поворачивать голову, приподнимать её, лежа на животе. К двум месяцам он умеет сжимать и разжимать пальцы, игрушку, удерживает голову около 10 секунд. В три месяца переворачивается со спины на бок, с живота на спину. В вертикальном положении держит голову и туловище. На четвёртом месяце малыш может, лёжа ни животе, подниматься на руках. Из лежачего положения при поднятии за ручки удерживает голову. Если держать малыша под мышки на плоской поверхности, то он будет переступать ножками. К пятому месяцу игрушки тянутся в рот и рассматриваются. В этот же период ребёнок умеет поднимать ножки, хватать их руками, поднимать голову и плечи, пытаться сесть, перекатываться со спины на живот, может даже недолго сидеть. Когда его держат в вертикальном положении, опирается на стопы, умеет перекладывать игрушки из одной руки в другую. В возрасте около полугода ребёнок садится, становится на четвереньки, пробует ползать. Некоторые дети сразу пытаются встать на ноги. Умения улучшаются к девяти месяцам. С девяти до одиннадцати месяцев дети обычно могут сами вставать, ходить, придерживаясь рукой, перемещаться приставными шагами.

https://programmamama.com

Малыш родился, и вас выписали из роддома. Что же дальше? Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе «Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев». СМОТРЕТЬ ВИДЕОКУРС

К году ребёнок должен сделать хотя бы несколько шагов с поддержкой взрослого. Может наклоняться, чтобы взять предмет, бросать предметы, стоять на одной ноге, относить предметы, спускаться и подниматься по лестнице, прыгать на месте. В два-три года ребёнок бегает, прыгает, ходит на носках, сидит на корточках. Формируются навыки игры, появляются возможности самообслуживания – питания, одевания и пр.

Внешние признаки ребёнка – вес и рост малыша – также являются критериями правильно развития. При оценке веса практически всегда оценивают соответствие росту и, в меньшей степени, – возрасту. Излишняя худоба или полнота связаны с нарушением режима дня, диеты, отсутствии нагрузок и полноценного сна, проблемах обменных процессов, болезнях.

Читайте в нашем блоге: «Как распознать и исправить задержки развития»

Психическое и умственное развитие детей также имеет особые критерии. В лобных извилинах головного мозга расположен центр Брока, участвующий в формировании устной речи. Кисти связаны с центром Брока, а пальцы посылают импульсы в ЦНС. Когда стимулируются руки, активизируются нейроны мозга, развивается речь.

В ранний период можно судить о развитии мозга ребёнка после года. К 1 году и 3 месяцам запас слов – около шести, малыш понимает простые инструкции. К 1,5 годам он показывает некоторые части тела, знает до 20 слов. К 1 году 9 месяцам составляет простые фразы из двух слов. В 2 года малыш знает части тела, знает 50 слов, понимает указания, состоящие из нескольких этапов. К 2,5 годам в речи появляются местоимения. К 3 годам словарный запас резко возрастает до 250 слов, появляются глаголы, множественные числа существительных. Ребёнок знает своё имя, пол, возраст, понимает значение предлогов. В период с года до двух ребёнок удерживает предметы, может рисовать карандашами, рисует мелками, переворачивает страницы. К двум годам открывает ящики, вытаскивает вещи с полов, играет с песком, глиной, нанизывает бусы. К трём годам ребёнок захватывает предметы не кулаком, а щепотью или «пятипалым захватом».

Понимание речи развивается к двум годам, когда ребёнок узнаёт изображения на картинках, понимает простые вопросы и выполняет просьбы. К трём годам малыш понимает и помнит рассказы и сказки.

Зрительно-моторная координация развивается с года до двух: рисует линии, удерживает чашку, понимает геометрические фигуры. С двух до трёх лет ребёнок рисует простые формы, режет ножницами.

Полезная статья? Подписывайтесь на канал и делитесь ссылкой в соцсетях!

Источник

Возрастные нормы психического развития детей

от рождения до семи лет

       Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые  должны возникать на каждом этапе развития ребенка.                                                

      Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.

     На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.

    К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.

    С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.  

     К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.

     Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.” Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.                                                                                                  

     Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.  

                        С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.  

     Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

     Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.  Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.

    Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный выводы.  К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.  К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной. Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом этапе ребенок  должен достичь определенных результатов.

Источник

Ольга Осокина
Нормы психологического развития детей дошкольного возраста

К ТРЕМ ГОДАМ РЕБЕНОК:

МАТЕМАТИКА

– должен уметь пользоваться понятиями»много», «один», правильно согласовывать их с существительными

– должен использовать в речи слова «большой», «маленький», «больше», «меньше»

– должен уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий»

– должен уметь сравнивать предметы по высоте, использовать слова «высокий», «низкий»

– должен уметь сравнивать предметы по толщине, использовать сло-ва «толстый», «тонкий»

– должен уметь определять равенство и неравенство предметов

– должен узнавать и называть фигуры круг и квадрат, показывать похожие на них предметы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– выполнять словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик, желтый мячик, маленького зайчика»)

– знать названия транспортных средств (машина, автобус, частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль, растений (дерево, трава, цветы, фруктов (яблоко, груша, банан, овощей (морковь, помидор, огурец, домашних животных (кошка, собака, курица) и их детены-шей

– употреблять в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, сти-рать, вытирать, гладить, лечить и т. д.)

– прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет

– наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т. д.)

– уметь связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картин-ке (2-4 предложения)

– уметь отвечать на вопросы взрослого

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– различать и правильно называть части дома, автомашины, дерева, а также части тела животных и человека

– различать некоторые фрукты и овощи

– знать и называть 6 основных цветов: красный, желтый, синий, зеле-ный, белый, черный

– различать части суток (день, ночь, знать, чем они отличаются

– знать название и назначение некоторых предметов

– пересказывать небольшие потешки

К ЧЕТЫРЕМ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

МАТЕМАТИКА

– считать в пределах 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько всего?»

– сравнивать две группы предметов, используя счет

– сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними

– узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

– определять направление движения от себя (направо, налево, впе-ред, вниз, вверх)

– знать правую и левую руку

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– правильно произносить все звуки родного языка

– использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили

– составлять связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений

– понимать содержание картинок и рассказывать, что на них нарисо-вано

– правильно называть существительные в единственном и множе-ственном числе

– правильно употреблять предлоги: под, на, перед, в, над и т. д.

– пересказывать небольшие литературные тексты, правильно отве-чать на вопросы по содержанию текста

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– знать как зовут родителей

– уметь различать части суток и времена года, знать, чем они отли-чаются

– называть предметы обобщающими словами: овощи, фрукты, одеж-да, цветы, деревья, посуда, птицы, грибы, животные, ягоды

– знать названия некоторых профессий

– знать и уметь находить в окружающей обстановке 9 цветов: крас-ный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, коричневый, черный, го-лубой, розовый

– знать и уметь рассказывать несколько сказок

– знать некоторые правила дорожного движения улицу переходить в специальных местах, переходить надо только на зеленый сигнал светофора

К ПЯТИ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:

ВНИМАНИЕ

– выполнять задание, не отвлекаясь в течении 10-12 минут

– удерживать в поле зрения 6-7 предметов

– находить 5-6 отличий между предметами

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу

– уметь находить одинаковые предметы

ПАМЯТЬ

– уметь запоминать не менее 6 предложенных предметов или названных слов

– уметь запоминать стихотворения, потешки, загадки

– пересказывать содержание небольшого произведения или сказки

– помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, а также яркие события жизни

– запоминать и повторять небольшие фразы

– уметь сравнивать два изображения по памяти

МАТЕМАТИКА

– считать в пределах 10

– пользоваться количественными и порядковыми числительными

– сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10

– уравнивать неравное число предметов двумя способами

– выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам

– ориентироваться на листе бумаги

– знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, ромб)

– сравнивать предметы по величине,пользуясь понятиями: «шире-уже», «выше-ниже», «длиннее-короче» и т. д.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

-правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, вырази-тельно

– употреблять в речи простые и сложные предложения

– пользоваться прямой и косвенной речью

– поддерживать непринужденную беседу

– составлять небольшой рассказ о предмете, картине, по теме

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

– уметь проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контуры

– уметь обводит рисунок по точкам и по линиям

– уметь аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка

– уметь штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры

– уметь копировать простейшие рисунки

МЫШЛЕНИЕ

– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ

– классифицировать предметы по определенным признакам

– подбирать две половинки одного предмета, уметь объяснять свой выбор

– самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их

– сравнивать два предмета между собой, называть чем они похожи и чем отличаются друг от друга

– уметь самостоятельно подбирать подходящие заплатки к коврикам

– уметь называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка

К ШЕСТИ ГОДАМ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:

МАТЕМАТИКА

– уметь считать в пределах 10

– правильно пользоваться количественными и порядковыми числи-тельными

– сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого

– уравнивать неравное число 2 способами

– сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соот-ношения между ними

– различать форму предметов

– выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам

– ориентироваться на листе бумаги

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– правильно произносить все звуки

– употреблять в речи простые и сложные предложения

– пользоваться прямой и косвенной речью

– поддерживать непринужденную беседу

– составлять небольшие рассказы о предмете, картине, по теме, предложенной взрослым

– уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения

– уметь определять место нужного звука в слове

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города (села, название столицы Родины

– знать название профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий

– назвать группы предметов обобщающим словом

– знать основные правила дорожного движения

– знать последовательность времен года, частей суток

– различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам

– знать несколько зимующих, перелетных птиц

ВНИМАНИЕ

– выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут

– находить 5-6 отличий между предметами

– удерживать в поле зрения 8-10 предметов

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу

– копировать в точности узор или движение

– уметь находить одинаковые предметы

ПАМЯТЬ

– уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов

– уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки

– пересказывать близко к тексту рассказы или сказки

– рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки

– запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух

– запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов

– рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности

МЫШЛЕНИЕ

– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ по картинкам

– классифицировать предметы в группы по определенным признакам

– подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу

– самостоятельно подбирать подходящий узор на большой картинке и на маленькой

– находить предмет в группах, не подходящий к общими признакам

– решать простые логические задачи

– выстраивать логический ряд из фигур

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

– свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисо-вания

– изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием

– штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры

– ориентироваться в тетради в клетку или линию

– передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, распо-ложение частей

– уметь копировать простейшие рисунки.

К СЕМИ ГОДАМ РЕБЕНОК:

МАТЕМАТИКА

– называть числа в прямом и обратном порядке до 20

– соотносить цифру и число предметов

– составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычита-ние

– пользоваться арифметическими знаками действий

– измерять длину предметов с помощью условной меры

– ориентироваться на листе бумаги

– определять время по часам

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

– уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия

– самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений

– составлять рассказы из личного опыта

– изменять слова, образуя новые

– пересказывать небольшие рассказы

– выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнооб-разно передавать их в зависимости от содержания

– правильно употреблять трудные формы знакомых слов

– использовать в речи антонимы

– отгадывать загадки, понимать образные выражения

ГРАМОТА

– знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита

– определять количество слогов в словах

– определять количество звуков в словах

– определять место заданного звука в слове

– анализировать звуковой состав слова

– определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произно-симых слов, отмечать значком «ударение» ударные гласные

– различать гласные и согласные звуки и буквы

– различать твердые и мягкие согласные

– составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в пред-ложении произносятся в определенной последовательности

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

– называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих ро-дителей

– название своего родного города (села, столицы, Родины

– последовательность времен года, частей суток, дней недели, назва-ние месяцев

– отличать животных, птиц, насекомых

– отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников

– знать и называть все явления природы, распознавать по окраске, размерам

– знать о сезонных изменениях в природе

ВНИМАНИЕ

– выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут

– находить 10 отличий между предметами

– удерживать в поле зрения не менее 10 предметов

– выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу

– копировать в точности узор или движение

– уметь находить одинаковые предметы

МЫШЛЕНИЕ

– объединять предметы в группы по определенным признакам

– выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов

– выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам

– уметь выстраивать последовательность событий и составлять связ-ный рассказ по картинкам

– решать достаточно сложные логические задачи

– сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия меж-ду ними

– подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу

ПАМЯТЬ

– уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов

– рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы

– повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов

– подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окру-жающей обстановке

– повторять ряды цифр (от 5 до 7, запоминая их на слух или зри-тельно

– подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки

– запоминать расположение игрушек (8-10, называть по памяти, что где находилось

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

– свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисо-вания

– изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием

– штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры

– ориентироваться в тетради в клетку или в линию

– уметь копировать фразы, простейшие рисунки

– передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, распо-ложение частей

Родители часто задаются вопросами: «Как развивается мой ребенок? Не отстает ли он в развитии? Какими умения и навыками должен овладеть к определенному возрасту?

Давайте вместе попытаемся ответить на эти вопросы.

Источник