Критерии социальное развитие ребенка

Показатели социального развития ребенка
и современные требования дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Извлечение из ФГОС ДО
Социальное развитие ребенка-дошкольника – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме. А с другой стороны – это процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.
Социальное развитие воспитанника осваивается с учетом следующих социальных доминант:
– у ребенка формируется уверенность в своих возможностях (ребенок нужен окружающим, его любят);
– развивается чувство собственного достоинства и свободы (ребенок выбирает
друзей, деятельность, у него есть личные вещи);
– воспитывается позитивное восприятие и отношение к окружающим
(терпимость, уважение к сверстникам, интерес к ценностям
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело, за другого человека);
– развивается понимание окружающих (их эмоционального состояния, потребность в сопереживании).
В ФГОС дошкольного образования четко прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:
1) создание условий непосредственного общения с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (обеспечение эмоционального благополучия);
2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности (поддержка индивидуальности и инициативы);
3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками (установление правил взаимодействия в разных ситуациях).
Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:
– педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях;
– педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к
окружающим;
– педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует
социальную компетентность.
Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. Щетининой А.М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей. Показатели благополучного социального развития ребенка вы видите на экране.
Показатели благополучного социального развития ребенка:
– эмоционально откликается на переживания другого;
– эмоционально благополучен;
– проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен;
– владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;
– главным образом положительно оценивает и принимает других;
– принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;
– владеет способами социокультурного поведения и общения;
– достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);
– социально готов к школе и др.
Как вы видите, измерить уровень социального развития ребенка воспитателю в условиях детского сада можно и нужно.
Предлагаю вашему вниманию учебно-методическое пособие «Диагностика социального развития ребенка», автор Щетинина Альбина Михайловна Данное пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.
Предлагаю вам рассмотреть уровень сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (автор А.М.Щетинина):
– умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми;
– сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть;
– доброжелателен по отношению к другим;
– пытается решить конфликты сам;
– оказывает помощь другому;
– согласовывает свои действия с действиями других;
– сдерживает свои негативные проявлении
– подчиняет свои интересы интересам других детей
– уступает другому
– принимает социальные нормы и правила поведения и следует им
Уважаемые коллеги! Всегда ли ответственно мы относимся к проведению педагогической диагностики? А ведь на основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.
Я желаю вам успехов в нашей нелегкой, но таком нужной и интересной профессии.
Источник
Социально – коммуникативное развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО
ФГОС предусматривает развитие дошкольников по усвоению норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Социально – коммуникативное развитие дошкольника направлено на решение следующих задач:
1.Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родины.
2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».
3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
5. Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Опыт работы ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.
Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в нём.
Три группы задач, которые решаются на этапе социализации:
1 естественно-культурные
2 социально-культурные
3 социально-психологические.
1. Естественно-культурные задачи связаны с достижением определённого уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.
2. Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум.
Д. И. Фельдштейн писал: «К трём годам ребёнок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя своё новое социальное положение, выделяя своё «Я», начинает всё более активно вступать в отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками». Особое внимание педагоги ДОО должны уделять развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям. Познавательные аспекты у дошкольника направлены на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. C возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника – мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, отечества, Родины, всего мира. Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности. Усложняется игровая деятельность, появляются игры сюжетно-ролевые, игры с правилами, дидактические игры и игры-драматизации. Если сюжетно-ролевые и игры с правилами являются базовыми для развития познавательных действий, то игры с правилами и дидактические игры можно рассматривать как новый этап для развития художественной деятельности и активизации познавательных интересов.
3. Социально-психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребёнка. В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть, учиться обдумывать свои действия, планировать деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование произвольного поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой, своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве, выходит в авангард формирования личности. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.
Если говорить о воспитании самостоятельности дошкольников, то можно дать следующие рекомендации родителям.
Советы родителям
1 Не подавляйте инициативу у ребенка.
2 Не высмеивайте его идеи и фантазии.
3 не стремитесь предотвратить или исправлять ошибки. (пусть ребенок
сам поймет обратную связь между действием и результатом и найдет правильное решение).
4 Прививайте ребенку мысль, о том, что его мнение важно и он должен
уметь отстаивать его.
5 Давайте возможность для самостоятельной деятельности.
6 Спрашивайте мнение ребенка, как можно чаще: что он считает важным и почему.
7 Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий.
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда только тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Что должны уметь дети в самостоятельной деятельности
1 Умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах.
2 Умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого.
3 Умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат).
4 Умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий действительности.
5 Умение переносить известные способы действий в новые условия.
6 Умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности.
7 Умение переносить известные способы действий в новые условия.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Источник
Каждый человек связан с обществом, в котором он живет.
Поведение людей, их личностные качества зависят от ценностей, знаний, норм и опыта, которые заложила в них социальная среда. Этот процесс начинается в самом раннем возрасте и продолжается в течение всей жизни человека.
- Когда и как начать знакомство ребенка с окружающим миром?
- Как родители могут помочь малышу принять правила и нормы общества?
- Как научить его строить отношения?
- Как сделать так, чтобы ребенок вырос здоровой, творческой и самостоятельной личностью?
На эти и другие вопросы даст ответ эта статья.
Содержание:
- Разбираем понятия
- Социальная среда
- Социальные роли
- Направления социального развития
- Социальная адаптация
- Когда и каким образом знакомить ребенка с окружающим миром. Социализация в раннем возрасте ребенка (0-3 года). Роль семьи
- Учимся строить отношения в семье
- Базовые качества личности в раннем возрасте
- Безопасное социальное поведение в раннем возрасте
- Социализация в дошкольном возрасте (3-6 лет)
- Формирование активной, оптимистичной, творческой личности
- Учимся строить отношения в семье
- Учимся строить отношения в детском саду
- Учимся строить отношения с друзьями
- Безопасное поведение в дошкольном возрасте
- Социальная норма. Социальное отклонение
- Семья и социальные нормы
Разбираем понятия
В статье будут использоваться социологические термины. Именно они наиболее полно раскрывают суть темы. Советуем прочитать эту главу, чтобы ориентироваться в значении незнакомых слов.
Социальная среда
Человека на протяжении всей жизни окружает социум – общество. Это люди вокруг него (например, родители, учителя), группы людей (компания друзей, коллектив на работе и другие), социальные институты (например, детский сад, школа).
Человек развивается всю свою жизнь, находясь в социальной среде. Это та часть общества, которая больше всего оказывает влияние на него.
Говоря научным языком, социальная среда – это окружение, в котором формируется личность человека. Благодаря традициям, правилам, моральным устоям и нормам, принятым в этом обществе, она влияет на мировоззрение и поведение людей, входящих в социум.
Социальные роли
Отношения в обществе накладывают на человека определенные социальные роли. Это действия, выполнение которых окружающие ожидают от него. При этом общественное мнение определяет, положительная или отрицательная это роль.
Положительные роли:
- сын/ дочь,
- друг,
- ученик,
- гражданин страны и т.д.
Негативные роли:
- преступник,
- беспризорник,
- обманщик и т.д.
Положительные роли обычно связаны с участием человека в жизни социума – например, с общением в семье, первыми победами, знакомством с приятелями.
Носители негативных ролей зачастую изолированы от общества, так как они не приемлют определенных социальных норм или не обладают некими материальными и духовными ценностями.
Направления социального развития
Развитие личности человека проходит с помощью двух основных направлений – социализации и индивидуализации.
Социализация – это процесс того, как человек изучает, понимает и принимает ценности и нормы определенного общества.
Результатом социализации считаются приобретенные навыки, знания, ценности, правила, которые человек усвоил и которые позволяют ему “не быть белой вороной” в этой среде. Также важной задачей социализации является формирование у него таких качеств личности, как умение сотрудничать, готовность принять чужую точку зрения, сострадание и т.д. Они помогут человеку “влиться” в коллектив и оставаться “своим”.
Противоположное направление социального развития – индивидуализация.
Ее результатом можно назвать осознание себя как личности, принятие своих, индивидуальных, особенностей и потребностей. В основе индивидуализации лежит полученный и осознанный социальный опыт.
Интересно! Люди не похожи друг на друга, поэтому из одной и той же ситуации они могут вынести противоположные выводы. Это значит, что процесс индивидуализации в одинаковых случаях может заложить в них разные качества личности (например, стремление отстаивать свое мнение / или желание выделяться из толпы / или нелюдимость).
Социальная адаптация
Человеку важно приспособиться к определенной группе в обществе. Этот процесс называется социальная адаптация. С ее помощью люди входят в социальную группу, становясь “своими”, принимая ее ценности, правила и нормы.
От того, успешно прошла социальная адаптация или нет, зависит принятие человека в группу и выполнение им социальной роли. Например, адаптация покажет, войдет ли подросток в новый коллектив, и какую роль он в нем займет – лидера или отверженного.
Когда и каким образом знакомить ребенка с окружающим миром. Социализация в раннем возрасте ребенка (0-3 года). Роль семьи
Социализация в раннем возрасте ребенка
Социализация ребенка начинается с самого рождения. Первая социальная среда малыша – это его семья. Все члены семьи оказывают влияние на формирующуюся личность крохи.
У каждой семьи свой привычный уклад, традиции, образ жизни и нормы поведения (например, ужин всей семьей во время оживленного разговора, или, наоборот, с просмотром телепередач; спокойное выяснение отношений или ссоры на повышенных тонах). Ребенок “считывает” эти модели поведения. В дальнейшей жизни он будет использовать их в похожих ситуациях.
Также на примере своей семьи у него закладываются первые жизненные ценности – например, любовь к родителям, к Родине.
Учимся строить отношения в семье
Семья – первый образец для малыша, как надо строить отношения в обществе. Родители на своем примере учат детей, как знакомиться, общаться, как вести себя в конфликтных ситуациях, как соблюдать правила безопасного поведения. Они же прививают крохам начальные культурные навыки – культуру еды, речи и поведения. Разумеется, желательно показывать ребенку достойный пример для подражания.
Базовые качества личности в раннем возрасте
В раннем возрасте закладываются базовые качества личности ребенка.
Детям очень важно чувствовать любовь родителей к себе, доверять им и чувствовать себя в безопасности.
Отсутствие этих ощущений повлияет на жизненный сценарий ребенка – например, могут появиться недоверие к противоположному полу, фобии (страхи), неврозы, склонность к депрессии и многое другое.
Важно приучать малыша к самостоятельности – есть ложкой и вилкой, одеваться. Это – хороший социализирующий навык.
Не надо постоянно подавлять все желания и стремления ребенка (“Не ходи туда, не бери это, будь послушным, взрослые все знают лучше тебя”). Этот подход может заложить в малыше такие черты, как несамостоятельность, неуверенность в себе, боязнь нового и другие.
Безопасное социальное поведение в раннем возрасте
С малых лет надо объяснять правила безопасности в окружающем мире. Пусть члены семьи на собственном примере показывают, как нужно вести себя за пределами дома – на детской площадке, в магазине, в поликлинике.
Для этого важно соблюдать правила вежливости при общении с малознакомыми людьми (здороваться при встрече, благодарить за услугу и т.д.), а также не проявлять излишней доверчивости или, наоборот, агрессивного поведения к ним.
Нужно научить ребенка правилам взаимодействия в конфликтных ситуациях – например, не отбирать чужие игрушки на детской площадке, не толкаться, а если требуется помощь – подозвать родителя.
Взрослым также следует соблюдать правила дорожного движения, правила безопасности в быту. Это даст малышам пример для подражания и научит навыкам, которые помогут им принять социально одобряемое поведение и социализироваться.
Необходимо знакомить детей с такими понятиями, как добро и зло – через сказки, примеры из жизни. Такой прием также заложит основы безопасного поведения ребенка, необходимые для жизни в современном мире.
В возрасте от 1 до 3 лет малыш начинает искать ответ на вопрос: “Кто я в этом мире?”.
Важно объяснить ребенку его значимость и место в обществе.
При этом не нужно давать понять малышу, что он – центр Вселенной, и что его прихоти будут сразу выполняться. В этом случае ему будет сложно адаптироваться в окружающем мире вне семьи, например, в коллективе детей.
Социализация в дошкольном возрасте (3-6 лет)
Формирование активной, оптимистичной, творческой личности
В дошкольном возрасте активно формируется личность ребенка. Чтобы он вырос уверенным в себе, оптимистичным и творческим, необходима поддержка и одобрение значимых для него людей – например, родителей.
В этом возрасте семья продолжает оставаться важной социализирующей средой для ребенка, закладывая образцы поведения, ценности и мировоззрение.
Нужно поддерживать положительные стремления дошкольника, позитивные стороны характера и образцовые поступки. Так ребенку будет проще перенести этот опыт в новую среду – например, в коллектив в детском саду. И, наоборот, нельзя подкреплять одобрением или игнорированием дурное поведение малыша – это принесет ему проблемы при взаимодействии со сверстниками и другими взрослыми.
Стиль воспитания в семье тоже накладывает свой отпечаток на характер ребенка. Например, неоправданные строгость и авторитарность родителей учат ребенка неуверенности в себе и зажатости.
Разумный демократический стиль воспитания, основанный на равноправии и уважении всех членов семьи, наоборот, прививает малышу инициативность, уверенность, смелость и т.д.
Учимся строить отношения в семье
Учимся строить отношения в семье
Необычайно важно, чтобы между ребенком и взрослым сохранялись доверие и эмоциональный контакт. Надо находить хотя бы немного времени каждый день, чтобы безраздельно уделять внимание малышу.
Родители должны быть достойным образцом для подражания. Важно обсуждать поступки с ребенком, рассуждать о добром и дурном.
Нельзя при ребенке поступать несправедливо и неправильно – это подрывает доверие к родителям, нарушает их авторитет и ставит под сомнение усвоенные правила и нормы.
Учимся строить отношения в детском саду
В дошкольный период ребенок знакомится с нормами и правилами не только в своей семье, но и в новой социальной среде. Обычно в этом возрасте дети начинают ходить в детский сад, заниматься в кружках по интересам и активно взаимодействовать со сверстниками.
Дети учатся новым социальным нормам и ролям в детском саду, общаясь с другими взрослыми (педагогами, воспитателями) и ровесниками. Кроме этого, в детском саду ребята получают разносторонние знания, ответы на интересующие вопросы и важнейший социальный опыт.
В этом возрасте дети учатся спрашивать и находить ответы на разнообразные вопросы, а также анализировать полученную информацию.
Детский сад и коллектив детей – еще одна важнейшая социальная среда для дошкольника, помимо семьи.
Если ребенок по каким-то причинам не ходит в садик, надо постараться обеспечить ему частое взаимодействие с окружающими людьми, особенно со сверстниками – игры на детских площадках, походы в гости и т.д.
Учимся строить отношения с друзьями
Кроме этого, дошкольники постигают мир, не только беседуя со взрослыми, но и играя со сверстниками.
Во время игры ребята учатся контролировать свое поведение, соблюдать правила и взаимодействовать с товарищами.Также они примеряют на себя новые социальные роли в процессе сюжетно-ролевых игр: например, в дочки-матери, в доктора и пациента.
В дошкольном возрасте детей начинают больше интересовать сверстники, чем родители. Теперь они предпочитают играть с друзьями, а также решать спорные ситуации самостоятельно. Ребята в процессе взаимодействия с товарищами учатся сопереживать, учитывать желания друг друга и договариваться.
Безопасное поведение в дошкольном возрасте
Обучение безопасному поведению – важнейшая часть социализации дошкольника. Он должен четко усвоить правила, которые необходимы современному ребенку в окружающем мире. Этому должны уделять время как родители, так и воспитатели в детском саду.
Обучение правилам безопасности стоит проводить в виде игры – так ребенок лучше поймет и запомнит информацию. Например:
- обучающие настольные игры, упражнения типа “опасно – не опасно”;
- сюжетные игры с переодеванием, игры-драматизации. Например, проигрывание ситуации: “Незнакомец позвонил в дверь, а дома нет взрослых”. Или разыгрывание сценки: “Незнакомый человек на улице взял тебя за руку и уводит с площадки”;
- прослушивание и обсуждение сказок. Родители могут подобрать подходящие истории, иллюстрирующие правильное и неправильное поведение при взаимодействии с окружающими – например, “Колобок”, “Сказка о глупом мышонке”.
Социальная норма. Социальное отклонение
Социальная норма. Социальное отклонение
Человеку важно, чтобы коллектив значимых для него людей признал его “своим”. Для этого он должен соответствовать социальным нормам, одобряемым в этом коллективе.
Социальная норма – это стандарты поведения, внешнего вида, манер и т.д., которые одобряются социальной группой и ожидаются от человека, входящего в нее.
Социальное отклонение – это поведение, которое отклоняется от принятой в обществе нормы. Это может быть бродяжничество, воровство.
В основе отклоняющегося поведения лежат аморальные склонности человека, убеждения, привычки, мировоззрение и образ жизни.
Для ребенка очень важно быть в социальной среде с общепризнанными социальными ценностями и с положительными примерами для подражания – например, порядочностью, взаимовыручкой.
Семья и социальные нормы
Огромное влияние на ребенка оказывает семья. Соответственно, родителям важно показывать ему образец одобряемого обществом поведения. В случае несоблюдения семьей социальных норм, ребенок либо перенимает этот неверный образец поведения родителей, либо ищет пример для подражания среди сверстников, поведение которых тоже не всегда может одобряться обществом.
Негативными образцами поведения родителей считается, например,
- алкоголизм,
- курение,
- нецензурная брань,
- семейные драки,
- грубость.
Ситуации, провоцирующие ребенка искать образцы для подражания на стороне, такие:
- длительное предоставление ребенка самому себе,
- отсутствие родительского авторитета,
- недостаток интересов и увлечений,
- отсутствие единства воспитания в семье и в школе.
Родителям нужно заниматься воспитанием ребенка совместно с детским садом и школой. Так они смогут заложить в ребенка общепринятые социальные нормы и ценности для его успешной социализации и для того, чтобы не допустить социальных отклонений в его поведении.
Итак, давайте обобщим. Каким образом родители могут подготовить ребенка к жизни в окружающем мире, чтобы малыш стал полноценным членом общества?
- Одна из главных задач семьи – с самого раннего возраста подавать ребенку пример для подражания, одобряемый обществом.
- Прекрасно, если родители заложат социально приемлемые традиции, правила поведения, мировоззрение, а также сформируют базовые качества личности ребенка.
- Важно научить детей правилам взаимодействия с окружающими, безопасному поведению, а также привить культурные навыки.
- В дошкольном возрасте ребенку необходимо общение с окружающим миром. Это может быть посещение детского сада, игровых площадок, кружков по интересам. Так он познакомится с новыми социальными ролями.
- Очень важным для дошкольника является взаимодействие со сверстниками. Через сюжетно-ролевые игры он научится общаться, договариваться, находить выход из спорных ситуаций.
- Для успешной социализации ребенка и его социально одобряемого поведения нужно, чтобы у него был достойный образец, хорошее воспитание и социально приемлемые увлечения и интересы.
Эти советы помогут родителям вырастить детей полноценными личностями и достойными членами общества.
Источник