Критерии развития речи ребенка

Развитие речи в норме описывается ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения), педиатрами РФ. Многолетний опыт позволяет ученым и практикам сделать вывод, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда появляются в норме первые слова, речь становится связной и логичной. Опираясь на имеющиеся данные, можно понять, имеются ли у ребенка нарушения, стоит ли обращаться к логопеду, неврологу.

Что такое норма речевого развития

Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.

Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.

Нормы речевого развития по возрастам

Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.

После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.

От 0 до года

Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.

Возрастной этапХарактеристика
0-2 месяцаПоявление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком.
3 месяцаВажный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет.
4 месяцаВозраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо».
5 месяцевВозникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление.
ПолгодаМалыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д.
7 месяцевРебенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.
8-12 месяцевКроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.

От года до 7 лет

Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.

ВозрастХарактеристика
От 1 до 2 летНа втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.
От 2 до 3 летНормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов.
От 4 до 5 летВозникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные.
От 5 до 7 летРебенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов.

Советы логопеда

Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.

Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:

  • больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
  • гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
  • играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
  • собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
  • больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
  • посещать театры, спектакли, цирк музеи.

Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.

✔Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра “Лидер”. ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых – это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн. Перейти на сайт центра речи “Лидер” >>>

Источник

Критерии речевого развития

Консультация для воспитателей

Учитель-логопед Рецер Н.Г.

2017 год

Уровни и критерии речевого развития ребенка

с 2-х до 3-х лет

н

и

з

к

и

й

■ Стойкие ошибки звукопроизношения нескольких групп согласных звуков, речь невнятна, смазана; часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых: «до-до», «ту-ту»;

■ Понимает речь на наглядной основе, требует повторения обращенной к нему речи;

■ Отвечает в общении преимущественно жестами;

■ Использует упрощённые слова и слова-заменители;

■ В речевой контакт вступает с трудом.

с

р

е

д

н

и

й

■ Стойкие ошибки звукопроизношения 1-2 групп согласных звуков, и звукопроизношение неустойчиво: часто опускается начальный звук в слове или последний согласный, большинство стечений согласных замещаются одним звуком, в трёхсложных словах часто опускается один из слогов;

■ Легко понимает речь на наглядной основе;

■ Затрудняется в понимании речи без наглядности;

■ Отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, часто использует жесты, слова-заменители;

■ Вступает в речевой контакт с воспитателем.

в

ы

с

о

к

и

й

■ Заканчивается усвоение всех групп согласных звуков, слоговая структура слов нарушается главным образом в малознакомых, сложных по структуре словах;

■ Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах;

■ Легко понимает речь на наглядной основе и без наглядности;

■ Пользуется простыми предложениями в разговоре, в основном правильно оформляет их;

■ Активен в речевом общении с воспитателем и детьми, инициативен в речевых контактах.

с 3-х до 4-х лет

н

и

з

к

и

й

■ Стойкие ошибки звукопроизношения нескольких групп согласных звуков, нарушения слоговой структуры даже простых по структуре слов;

■ Легко понимает речь на наглядной основе, с трудом понимает речь без наглядности;

■ Не умеет слушать литературные произведения, их чтение;

■ Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями;

■ От пересказа отказывается;

■ В общение по своей инициативе не вступает;

■ Не владеет формами вежливого речевого общения.

с

р

е

д

н

и

й

■ Стойкие ошибки звукопроизношения 1-2 групп согласных звуков, слоговая структура слов нарушается часто, особенно в малознакомых, сложных по структуре словах;

■ Затрудняется в понимании речи без наглядности;

■ Отвлекается при слушании чтения литературных произведений;

■ В речи преимущественно пользуется простыми предложениями;

■ Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно;

■ В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.

в

ы

с

о

к

и

й

■ Звуковая сторона речи усвоена, слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых, сложных по структуре слова;

■ Понимает речь без наглядности;

■ Внимательно слушает чтение литературных произведений, понимает их содержание;

■ Охотно пересказывает знакомые сказки, рассказы при помощи взрослого;

■ Пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями;

■ Инициативен и активен в общении.

Уровни и критерии речевого развития ребенка

с 4-х до 5-ти лет

н

и

з

к

и

й

■ Ошибки звукопроизношения нескольких групп согласных звуков, нарушения слоговой структуры даже простых по структуре слов;

■ В общении ребёнок не активен, не задает сам вопросов;

■ Затрудняется в построении развернутых предложений;

■ В речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна;

■ При пересказе требуется помощь взрослого, нарушает последовательность событий;

■ Затрудняется в составлении описательных рассказов, фрагментарно передает особенности предметов.

с

р

е

д

н

и

й

■ Ошибки звукопроизношения одной группы согласных звуков, нарушения слоговой структуры сложных по структуре слов;

■ Активен в разговорном общении, отвечает на вопросы;

■ Грамматические ошибки в речи не часты;

■ В звуковом отношении речь внятна, достаточно громка, эмоциональна;

■ При пересказе и составлении описательных рассказов требуется помощь;

■ Владеет простым предложением, в построении сложных затрудняется.

в

ы

с

о

к

и

й

■ Звуковая сторона речи усвоена.

■ Инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задает встречные;

■ Все звуки произносит чисто» речь эмоциональна, выразительна;

■ Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки;

■ С небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетно-творческие рассказы.

с 5-ти до 7-ми лет

н

и

з

к

и

й

■ Ошибки звукопроизношения нескольких групп согласных звуков, нарушения слоговой структуры даже простых по структуре слов;

■ Затрудняется в установлении связей, допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах.

■ При пересказывании требует помощь взрослого;

■ Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа;

■ В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников);

■ Словарный запас беден;

■ Не проявляет интереса к стихам.

с

р

е

д

н

и

й

■ Ошибки звукопроизношения одной группы согласных звуков, нарушения слоговой структуры сложных по структуре, редкоупотребляемых слов;

■ В рассказе допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет;

■ Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем;

■ В построении предложений затрудняется, грамматические ошибки редки;

■ Речь чистая, правильная, лишь в произношении отдельных звуков может испытать затруднения;

■ Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна.

в

ы

с

о

к

и

й

■ Звуковая сторона речи усвоена.

■ Имеет богатый словарный запас;

■ Проявляет инициативу в общении, делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей;

■ Замечает речевые ошибки сверстников и исправляет их;

■ Речь чистая, грамматически правильная, выразительная, пользуется разнообразными средствами выразительности.

«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Что особенного в речи старших дошкольников 5-6 лет?

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.

На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. (Пример: На кормушку прилетело много снегирей, воробьёв синиц. На кормушку прилетело много снегерёв, воробьёв, синицов).

Словообразование. Игра «Какой, какая, какое» Пирог из капусты или какой пирог, сок из моркови или какой сок, запеканка из творога или какая запеканка. Образуйте от слова шёл новые слова – пришёл, зашёл, ушёл и т.д. Страдает у детей этого возраста согласование существительных с числительными. Например: посчитаем снегирей.

В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 3000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением. Антонимы: друг – враг, высокий – низкий, хорошо – плохо, говорить – молчать; слова, близкие по смыслу – синонимы: ходить – идти, шагать; грустный – печальный, безрадостный. Но, несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других. Это звуки: [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [р].

В возрасте 5-6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Хорошо развитый фонематический слух в дальнейшем способствует успешному обучению чтению и письму. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.

Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.

Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко откладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом и со взрослыми. Поэтому основная задача родителей. Вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвращая трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.

Источник