Критерии периодизации развития ребенка по блонскому

В 20-30-е годы в советской психологии существовали два направления – социогенетическое и биогенетическое, которые по-разному подходили к вопросу взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психики. Разрабатывая проблему биологического и социального, ученые прежде всего пытались ответить на вопрос, что же является условием, а что источником, движущей силой этого развития. Не менее значимой была и проблема механизма развития – наименее изученная и наиболее важная для практической психологии, для разработки развивающих программ обучения и коррекции психики.

Стремление изучить материальные основы развития психики привели Блонского к выбору в качестве источника развития такого объективного, материального фактора, как биологический. Понимание развития как роста и созревания определило выбор наследственности в качестве основного фактора, влияющего на этот процесс, так как наследственность в первую очередь задает рост ребенка, его болезни, а среда лишь стимулирует или тормозит этот рост. Отсюда и неприятие Блонским тезиса о возможности ускорения развития, так как темпы умственного развития, по его мнению, связаны не с пластичностью нервной системы, а пропорциональны скорости соматического развития, которое не может быть ускорено. При этом Блонский исходил из того, что формирование психики ребенка не связано автоматически с развитием вида, но определяется логикой самого процесса этого развития, в котором существует закономерная последовательность ступеней. Исходя из этого, он создал свою периодизацию психического развития. Развитие личности он связывал с развитием конституции и темперамента ребенка, выделив несколько этапов в этом процессе. Он доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный для всех детей темперамент, а потому определенные личностные качества – упрямство и негативизм 2-3-летних детей, неуверенность в себе, закрытость подростков – связывал с особенностями темперамента этого периода. Кроме того, он разработал и общую периодизацию психического развития детей. Блонский считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов – детства, размножения, угасания. При этом детство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествующего эпохе размножения. Детство он разделил на 3 периода, а критерием деления возраста на периоды явилась дентиция, т.е. смена зубов.

Связывая динамику развития с процессом обучения детей, Блонский предлагал генетический метод обучения, который, по его мнению, помогает сформировать у детей адекватные представления о предмете той или иной науки, а также развивает их интеллект. Не заставляя детей повторять все ошибки прошлого, такой метод дает им возможность понять логику формирования науки, считал Блонский, и обеспечивает естественность развития детского сознания.

Говоря о воспитании ребенка, Блонский настаивал на сохранении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап.. По его мнению, ребенок живет современностью, но на определенных ступенях он ее апперцептирует в категориях примитивного мышления. Он доказывал, что ребенок в своем развитии не должен автоматически повторять все этапы развития вида и анти-эволюционно заставлять его переживать все заблуждения человеческого интеллекта. Смысл культурного развития в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, писал Блонский, поэтому «чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами, и позволяет ему шире использовать это окружение».

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

Среди многообразия научных школ в психологии можно выделить две группы психологических теорий в зависимости от их взгляда на онтогенез.

Представители первой из них рассматривают развитие в его целостности и неделимости, не выделяя в нем отдельных периодов или этапов (Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) (см. п. 2.4).
В теориях этой группы, как правило, во главу угла ставится представление о некоторой целостности, например понятие личности. Далее предметом исследования становятся характеристики этой целостности, ее внутренняя структура, условия происхождения. Даже признавая прижизненную динамику изменений данной целостности, изучая условия ее происхождения, исследователи не связывают жестко эти изменения с каким-то определенным возрастом. Возрастное развитие в этом случае признается фоном изучаемых изменений.

Вторую группу психологических теорий образуют те, которые рассматривают онтогенез как чередование, смену определенных периодов развития (З. Фрейд, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Для обоснованного деления онтогенеза на определенные периоды каждый исследователь вводит собственные основания этого деления и представляет собственную теорию психического развития человека в онтогенезе.

Таким образом, в зависимости от исходных теоретических представлений онтогенез рассмат-ривается как сугубо индивидуальная траектория (или тип траекторий), как непрерывная плавная череда микроизменений или, напротив, как последовательность относительно устойчивых и отгра-ниченных стадий, в принципе единых для всех представителей данной культуры. Если онтогенез рассматривается как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков, это означает, что введено представление о периодизации психического развития.

Читайте также:  Приказ минздрава о дородовой диагностике нарушении развития ребенка

Периодизация психического развития – принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся стадий развития по некоторому устойчивому критерию.

Л.С. Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по внутреннему критерию, по нескольким признакам детского развития.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества (периодизация В. Штерна).

Еще один пример – периодизация Р. Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3–6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следует стадия начального школьного образования (6–12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12–16 лет), когда он получает общее образование; и позже – стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей в периодизации П.П. Блонского, развитие детской сексуальности у З. Фрейда.

Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (8 месяцев – 2–2,5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного критерия в общем развитии на разных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

В третьей группе периодизаций периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития. Примером могут служить периодизации Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина, которые будут рассмотрены ниже.

В различных теориях периодизаций используются представления о возрасте. В каждой из теорий основанием периодизации является та исходная модель или схема, которая описывает возраст (научное понятие, соответствующее эмпирическому понятию возраста).

Возрасты могут быть однопорядковыми. Это означает, что все возрасты описываются одной и той же моделью. Так, в периодизации Л.С. Выготского стадии развития однопорядковы, они названы возрастами (хотя возрасты бывают двух типов – стабильные и критические). Могут они быть и разнопорядковыми: тогда вводятся разные модели для описания разных возрастов. Например, в периодизации Д.Б. Эльконина выделяются три типа стадий развития – эпохи, периоды и фазы, в периодизации Ж. Пиаже вводится модель двух порядков – стадии и периоды. Переход от одной стадии к другой может вообще не быть предметом особого анализа, как, например, в периодизации Э. Эриксона, где онтогенез состоит из восьми периодов, но вопрос о природе и содержании перехода от одного периода к другому не рассматривается. Но, тем не менее, в теориях периодизации существует вопрос смены стадий развития, анализ перехода с одной стадии на другую. Таким образом, представление о возрастном переходе является производным, вторичным относительно общей теории развития в онтогенезе.

Отечественные психологи опираются на положение Л.С. Выготского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития. Как указывалось выше, развитие ребенка – это присвоение им исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения. Исходя из этого, выделяются два основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и принцип развития в деятельности.
Эти принципы были выдвинуты и раскрыты отечественными психологами Л.С. Выготским,
П.П. Блонским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, М.А. Лисиной и др.

Источник

Павел
Петрович Блонский выбрал объективный,
легко доступ­ный наблюдению, связанный
с существенными особенностями конституции
растущего организма признак —
появление
и смену зубов.

Детство делится поэтому на три эпохи:
беззубое детство (от рождения до 8
месяцев), детство молочных зубов (примерно
до 6,5 лет) и детство постоянных зубов
(до появления зубов мудрости).

Периодизация з. Фрейда.

Зигмунд
Фрейд считал главным двигателем
чело­веческого поведения бессознательное,
насыщенное сексуальной энергией.
Сексуальное
развитие,

по Фрейду, определяет разви­тие всех
сторон личности и может служить критерием
возрастной периодизации.

Читайте также:  Среда развития ребенка это условия

Стадии
развития детской сексуальности

определяются, по Фрейду, смещением
эрогенных зон — тех областей тела,
сти­муляция которых вызывает
удовольствие.

Оральная
стадия.
На
оральной стадии (до 1 года) эрогенная
зона — слизистая рта и губ. Ребенок
получает удовольствие, когда сосет
молоко, а в от­сутствие пищи —
собственный палец или какой-нибудь
предмет. Поскольку абсолютно все желания
младенца не могут быть немед­ленно
удовлетворены, появляются первые
ограничения, и кроме бессознательного,
инстинктивного начала личности,
названного 3. Фрейдом «Оно», развивается
вторая инстанция — «Я». Формиру­ются
такие черты личности, как ненасытность,
жадность, требова­тельность,
неудовлетворенность всем предлагаемым.

Анальная
стадия.

На анальной стадии (1-3 года) эрогенная
зона смещается в слизистую оболочку
кишечника. Ребенка в это время приучают
к опрятности, возникает много требований
и запретов, в результате чего в личности
ребенка начинает формироваться тре­тья
инстанция — «Сверх-Я» как носитель
морально-этических норм, внутренняя
цензура, совесть. Развиваются аккуратность,
пункту­альность, упрямство, агрессивность,
скрытность, накопительство и некоторые
другие черты.

Фаллическая
стадия.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует
высшую ступень детской сексуальности.
Ведущей эрогенной зоной становятся
ге­ниталии. Если до сих пор детская
сексуальность была направлена на себя,
то сейчас дети начинают испытывать
сексуальную привя­занность к взрослым
людям, мальчики к матери (Эдипов
ком­плекс), девочки к отцу (комплекс
Электры). Это время наиболее строгих
запретов и интенсивного формирования
«Сверх-Я». За­рождаются новые черты
личности — самонаблюдение, благоразу­мие
и др.

Латентная
стадия.

Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно
прерывает сексуальное развитие ребенка.
Влечения, исходящие из «Оно», хорошо
контролируются. Детские сексуальные
переживания вытесняются, и интересы
ребенка направляются на общение с
друзьями, школь­ное обучение и т.д.

Генитальная
стадия.

Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует
собственно поло­вому развитию ребенка.
Объединяются все эрогенные зоны,
появ­ляется стремление к нормальному
сексуальному общению. Биоло­гическое
начало — «Оно» — усиливает свою
активность, и лич­ности подростка
приходится бороться с его агрессивными
импуль­сами, используя механизмы
психологической защиты.

Периодизация л. Колберга. Примером частной периодизации, отражающей отдельные стороны детского развития, являются представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.

Л.
Колберг рассматривает развитие морального
со­знания как последовательный
прогрессивный процесс, выделяя в нем
6 стадий разви­тия, объединяющихся в
три уровня.

Первый
доморальный
уровень.

Нормы морали для ребенка — нечто внешнее,
он выполняет правила, установленные
взрослыми, из чисто эгоистических
соображений. Первоначально он ориентируется
на наказание и ведет себя «хорошо»,
чтобы его избежать (1 стадия). Затем он
начинает ориентироваться и на поощрение,
ожидая полу­чить за свои правильные
действия похвалу или какую-нибудь другую
награду (2 стадия).

Второй
уровень — конвенциональная
мораль

(конвенция
– договоренность, соглашение).
Источник
мо­ральных предписаний для ребенка
остается внешним. Но он уже стремится
вести себя определенным образом из
потребности в одобрении, в поддержании
хороших отношений со значимыми для него
людьми. Ориентация в своем поведении
на оправдание ожи­даний и одобрение
других характерна для 3 стадии, на
авторитет — для 4. Этим определяется
неустойчивость поведения ребенка,
за­висимость от внешних влияний.

Третий
уровень — автономная
мораль.

Моральные нормы и принципы становятся
собственным достоянием личности, т.е.
внутренними. Поступки определяются
не внешним давлением или авторите­том,
а своей совестью: «на том стою и не могу
иначе». Сначала появляется ориентация
на принципы общественного благополучия,
демократические законы, принятые на
себя обязательства перед обществом (5
стадия), потом — на общечеловеческие
этические принципы (6 стадия).

Все
дошкольники и большинство семилетних
детей (при­мерно 70%) находятся на
доморальном уровне развития. Этот низший
уровень развития морального сознания
сохраняется у час­ти детей и позже —
у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.

Многие
дети к 13 годам решают моральные проблемы
на втором уровне, им присуща конвенциональная
мораль. Развитие высшего уровня морального
сознания связано с развитием интеллекта:
осознанные моральные принципы не могут
появиться раньше подросткового возраста,
когда формируется логическое мышление.

Периодизации,
основанные на одном признаке, субъективны:
авторами произвольно выбирается одна
из многих сторон разви­тия. Кроме
того, в них не учитывается изменение
роли выбранно­го признака в общем
развитии ребенка на протяжении детства,
а значение любого признака меняется
при переходе от возраста к возрасту.

Периодизации
детского развития

по
совокупности внутренних критериев.

В
третьей группе периодизаций предпринята
попытка выделить периоды психического
развития ребенка на основе существенных
особенностей
этого
развития.
Это периодизации Эрика Эриксона, Л.С.Выготского
и Д.Б.Эльконина. В них ис­пользуются
три критерия — социальная
ситуация развития, ве­дущая деятельность
и центральное возрастное новообразование.

Периодизация
Э.Эриксона.

Эрик
Эриксон — последователь 3.Фрейда,
расширивший пси­хоаналитическую
теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря
тому, что начал рассматривать развитие
ребенка в более широкой системе социальных
отношений.

Основные
понятия теории Эриксона.
Одно
из центральных понятий теории Эриксона
идентичность
личности
.
Личность раз­вивается благодаря
включению в различные социальные
общности (нацию, социальный класс,
профессиональную группу и т.д.).
Идентичность (социальная тождественность)
определяет систему ценностей личности,
идеалы, жизненные пла­ны, потребности,
социальные роли с соответствующими
формами поведения.

Читайте также:  Для развития логики 2 года ребенку

Идентичность
формируется в юношеском возрасте, это
характе­ристика достаточно зрелой
личности. До этого времени ребенок
должен пройти через ряд идентификаций
— отождествления себя с родителями;
мальчиками или девочками (половая
идентифика­ция) и т.д. Этот процесс
определяется воспитанием ребенка,
по­скольку с самого его рождения
родители, а затем и более широкое
социальное окружение приобщают его к
своей социальной общ­ности, группе,
передают ребенку свойственное ей
мировосприятие.

Еще
одно важное положение теории Эриксона
кризисность
развития
.
Кризисы присущи всем возрастным стадиям,
это «поворотные пункты», моменты выбора
между прогрессом и ре­грессом. В каждом
возрасте личностные новообразования,
приобретаемые ребенком, могут быть
позитивными, связанным с прогрессивным
развитием личности, и негативными,
вызывающими отрицательные сдвиги в
развитии, его регресс.

Стадии
развития личности.

Эриксон выделил несколько стадий
развития личности.

1-я
стадия.

На первой стадии развития, соответствующей
младенческому возрасту,

возникает доверие
или недоверие к миру.

При прогрес­сивном развитии личности
ребенок «выбирает» доверительное
от­ношение. Оно проявляется в легком
кормлении, глубоком сне, не­напряженности
внутренних органов, нормальной работе
кишечни­ка. Ребенок, с доверием
относящийся к миру, без особой тревоги
и гнева переносит исчезновение из его
поля зрения матери: он уверен, что она
вернется, что все его по­требности
будут удовлетворены. Младенец получает
от матери не только молоко и необходимый
ему уход, с ней связано и «питание» миром
форм, красок, звуков, ласк, улыбок.

В
это время ребенок как бы «вбирает» в
себя образ матери (возникает механизм
интроекции). Это первая ступень
формиро­вания идентичности развивающейся
личности.

2-я
стадия.

Вторая стадия соответствует
раннему возрасту.

Резко возраста­ют возможности ребенка,
он начинает ходить и отстаивать свою
независимость, возрастает чувство
самостоятельности.

Родители
ограничивают появляющиеся у ребенка
желания требовать, присваивать, разрушать,
когда он проверяет свои силы. Требования
и ограничения родителей создают основу
для негативного чувства стыда
и сомнений.

Ребенок чувствует «глаза мира», следящие
за ним с осуждением, и стре­мится
заставить мир не смотреть на него или
хочет сам стать не­видимым. Но это
невозможно, и у ребенка появляются
«внутрен­ние глаза мира» — стыд за
свои ошибки. Если взрослые предъявляют
слишком суровые требования, часто
порицают и наказывают ребенка, у него
возни­кают постоянная настороженность,
ско­ванность, необщительность. Если
стремление ребенка к независи­мости
не подавляется, устанавливается
соотношение между спо­собностью
сотрудничать с другими людьми и настаивать
на своем, между свободой самовыражения
и ее разумным ограничением.

3-я
стадия.

На третьей стадии, совпадающей с
дошкольным возрастом,

ре­бенок активно познает окружающий
мир, моделирует в игре от­ношения
взрослых, быстро учится всему, приобретает
новые обязанности. К самостоятельности
добавляется инициатива.
Когда
поведение ребенка становится агрессивным,
инициатива ограничивается, появляются
чувства вины и тревожности; таким образом
закладываются новые внутренние инстанции
— совесть и моральная ответственность
за свои действия, мысли и желания.
Взрослые не должны перегружать совесть
ребенка. Чрезмерное неодобрение,
наказания за незначительные проступки
и ошибки вызывают постоянное ощущение
своей вины,
страх перед наказа­нием за тайные
мысли, мстительность. Тормозится
инициатива, развивается пассивность.

На
этом возрастном этапе происходит половая
идентификация,
и
ребенок осваивает определенную форму
поведения, мужскую или женскую.

4-я
стадия.

Младший
школьный возраст —

предпубертатный, т.е. предше­ствующий
половому созреванию ребенка. В это время
развертывается четвертая стадия,
связанная с воспитанием у детей
трудолюбия, необ­ходимостью овладения
новыми знаниями и умениями. Постижение
основ трудового и социаль­ного опыта
дает возможность ребенку получить
признание окружаю­щих и приобрести
чувство компетентности. Если же достижения
не­велики, он остро переживает свою
неумелость, неспособность, невы­годное
положение среди сверстников и чувствует
себя обреченным быть посредственностью.
Вместо чувства компетентности образуется
чувство неполноценности.

Период
начального школьного обучения — это
также начало профессиональной
идентификации,

ощущения своей связи с пред­ставителями
определенных профессий.

5-я
стадия.

Старший
подростковый возраст

и ранняя юность составляют пятую стадию
развития личности, период самого
глубокого кризи­са. Детство подходит
к концу, завершение этого этапа
жизненного пути приводит к формированию
идентичности.
Объединяются все предыдущие идентифика­ции
ребенка; к ним добавляются новые,
поскольку повзрослевший ребенок
включается в новые социальные группы
и приобретает другие представления о
себе. Целостная идентичность личности,
доверие к миру, самостоятельность,
ини­циативность и компетентность
позволяют юноше решить задачу
самоопре­деления, выбора жизненного
пути.

Когда
не удается осознать себя и свое место
в мире, наблюдается диффузность
идентичности.

Она связана с инфантильным желанием
как можно дольше не вступать во взрослую
жизнь, с состоянием тревоги, чувством
изоляции и опустошен­ности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник