Крик ребенка 2 года

Крик ребенка 2 года thumbnail

Девочка плачет и закрыла руками лицоНедавно я стала свидетелем одной ситуации. Она произошла в магазине, куда я зашла за покупками.

Стоя на кассе и ожидая своей очереди, я обратила внимание на малыша (ему было не больше 2 лет), который настойчиво требовал у своей мамы купить ему шоколадку. По ее реакции я поняла, что она отказала ему.

Тут началась сцена, которую я не ожидала увидеть. Ведь все дети, что-то просят и получают отказ. Это нормальная бытовая ситуация. Не каждый ребенок сразу впадает в истерику.

Мальчик начал неистово орать на весь магазин, все это сопровождалась диким плачем. При этом малыш рвал на себе волосы, судорожно всхлипывая.

Бедная мама не знала, куда себя деть. На ее лице за одно мгновение пронеслось несколько эмоций: от растерянности и смущения, до дикой ненависти к своему ребенку.

Этот случай побудил меня сесть за написание этой статьи, где я попыталась максимально разобраться в том, что может стать причиной истерики у ребенка в 2 года, а главное, как правильно реагировать на это родителям.

Причины истерик у ребенка в 2 года

Истерики у ребенка в 2 года происходят часто. Данный возраст – это пик таких бурных проявлений негативных эмоций у детей.

Первое, что вам нужно запомнить: истерики без причины у ребенка в 2 года не бывает. У каждой истерики есть свои объективные причины.

Понимая их, вы сможете легче и быстрее разобраться со сложившейся негативной ситуацией, поможете ребенку пережить это состояние и сведете к минимуму, а то и вообще предотвратите истерики в будущем.

Итак, причины:

  1. Осознание ребенком собственного бессилия;

В 2 года малыш уже способен понимать достаточно много. Он видит разнообразие возможных действий, которые доступны для взрослых и в то же время понимает, что не может воспроизвести все то, что ему хотелось бы сделать.

  1. Слабое развитие речи;

Ребенок не может выразить словами и четко сформулировать то, что он чувствует. Эта физическая неспособность приводит малыша в состояние раздражения, которое потом выливается в истерику.

Читайте статью, чтобы разобраться в этом вопрос:. Ребенок не говорит в 2 года>>>

  1. В 2 года нервная система ребенка еще не до конца развита;

Она не может справиться со всеми эмоциями, которые малыш переживает. Устраивая истерику, плача и крича, он справляется со всеми накопившимися за день чувствами и впечатлениями.

Также читайте актуальную статью: Ребенок постоянно ноет, почему и что делать с нытьем?>>>

  1. Еще одной причиной истерик в 2 года могут стать банальные физиологические потребности;

Мокрые штаны (читайте статью по теме: Когда и как отучить ребенка от памперсов?>>>), чувство голода, желание пить и тому подобное также может стать виновником истерики. Сюда же можно включить болезнь, плохое самочувствие.

  1. Большое количество впечатлений за день также может спровоцировать истерики в 2 года перед сном;

Нервная система малыша по-другому справляться в этом возрасте не умеет.

Если при этом вы еще не следите за режимом, не проводите подготовительные, успокаивающие мероприятия перед сном, тогда ребенку не остается выхода – он будет сбрасывать напряжение через крики.

Чтобы ребенок засыпал хорошо, смотрите курс по сну ребенка от 6 мес. до 4 лет Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний?>>>.

  1. Желание привлечь внимание взрослых;

Ребенок мог обращаться к вам не один раз: спрашивать о чем то, просить что-то, но вы его попросту не слышали в силу разных причин. А если и слышали, то никак не прореагировали.

Кстати! Это наиболее частая причина истерик.

  1. С помощью истерики ребенок манипулирует вами;

Таким поведением малыш хочет во что бы то ни стало заполучить желаемое: игрушку, конфету и т.д. Либо просто настоять на своем: такая вот проверка вас на прочность, кто сильнее.

Читайте также статью по теме: Почему ребенок не слушается?>>>

  1. Подражание ребенком поведению, окружающих его взрослых;

Если в доме постоянные скандалы, разговоры на повышенных тонах, то малыш будет копировать такое поведение. Перенимание всего, что видит и слышит ребенок – хорошее и плохое, характерно для двухлетнего возраста.

Обязательно работайте со своими эмоциями и раздражением. Подробная схема дается в курсе Мама, не кричи!>>>

  1. Чрезмерная опека родителей и постоянный контроль во всем – еще одна возможная причина истерик 2-летнего малыша.

Так он выражает свой протест и несогласие с вашей линией поведения по отношению к нему.

Научиться общаться с 2-х леткой и обходить острые моменты поведения, вы сможете на семинаре Послушание без криков и угроз>>>

Как реагировать на истерику

Следующие советы вам помогут получить полноценное представление о том, как успокоить ребенка при истерике.

  • Прежде всего, успокойтесь сами;

Первое, что мы испытываем в моменты такого поведения своего ребенка – это чувство растерянности, раздражения, смущения, возмущения т.д. Вся эта гамма эмоций – плохой помощник в этой ситуации. В итоге успокаивать придется вас.

По этому вопросу читайте статью Как не кричать на ребенка?>>>

  • Переключите внимание малыша. Детей этого возраста легко отвлечь;
  • Обязательно проговорите вслух эмоциональное состояние, которое малыш переживает в данный момент;

Например: «Я понимаю, тебе сейчас очень хочется получить это (конкретно ваша ситуация), но я не планировала это делать (покупать игрушку, например) и не собираюсь» или «Ты не хочешь сейчас это делать».

Причем, желательно говорить, имитируя эмоции ребенка в это время: повышенный тон, раздражение и т.д. Это дает малышу ощущение того, что его понимают. А это уже половина на пути к удачному разрешению истерики.

  • Уведите ребенка с места раздражения;

Если это магазин, постарайтесь вывести его оттуда.

  • Когда вы обращаетесь к малышу во время истерики, обязательно примите положение, при котором он будет видеть вас на уровне своих глаз;
  • Предложите ребенку свои объятия.

Это не означает, что вы сразу должны хватать его в охапку. Малыш может не хотеть этого. Тогда скажите ему о том, что, когда он будет готов, то в любой момент сможет подойти и вы его обнимите.

Цель этих действий – добиться правильного окончания истерики. А именно – она должна закончиться у вас в объятиях тихим плачем.

Это означает, что ребенок осознал и пережил этот момент. Такое завершение конфликта поможет в будущем свести к минимуму, а то и полностью избавиться от истерик.

Как предотвратить истерику

Вы, как никто другой, знаете моменты, которые предшествуют истерике. Если начать действовать в это время, можно избежать истерики.

  1. Увеличьте в разы долю своего внимания к ребенку в этот момент. Предложите ему совместное пребывание в любом виде: поиграйте вместе, почитайте с ним и т.д. Очень важен телесный контакт: объятия, поцелуи – этого должно быть много;
  2. Не перегружайте ребенка впечатлениями в течение дня (походы в гости, развлекательные мероприятия, людные места). Это поможет предотвратить ночную истерику в 2 года;

Кстати, о том. как легко укладывать малыша в кровать также написано в статье Ритуалы перед сном>>>

  1. Если ситуация связана с желанием что-то купить (игрушки, еда), тогда предложите малышу на выбор сразу несколько вариантов, но не больше 3 позиций;

Естественно, без учета желаемого объекта – ваша цель – как можно мягче отвести внимание ребенка от него. Иначе он просто выберет то, что хотел изначально, даже не обращая внимания на предложенные дополнительные варианты.

А вы не собираетесь покупать это в данный момент, иначе предистерической ситуации не было бы места.

Сразу преподносите это следующим образом: покупка будет совершена только в пределах этих трех позиций.

Так малыш будет четко понимать: то, что он хочет в данный момент ему не купят.

А начавшее его накрывать чувство огорчения будет перекрыто возможностью выбора, что дает положительное ощущение достоинства своего «Я»: «Со мной считаются, интересуются моим мнением».

  1. Избегайте места возможных конфликтов. Например, не заходите в ряды детских игрушек, если вы находитесь в магазине. А, если знаете, что это не поможет, постарайтесь сделать так, чтобы ребенок вообще не посещал в магазин;
  2. Если ребенок просит помощи – помогите. Даже там, где знаете точно, что малыш может справиться сам. Но, при этом, озвучьте, что в следующий раз он будет продолжать справляться сам;
  3. Не давайте игрушки не по возрасту. Ребенок не справиться с задачей (в этом не будет его вины: игрушка не рассчитана на его возраст) и это станет дополнительным поводом закатить истерику.

Чего нельзя делать родителям при истерике у ребенка

Здесь вам надо запомнить следующие правила:

  • Никогда не кричите на малыша, требуя немедленно успокоиться;

Последствием такого поведения может стать, что ребенок закроется в себе и контакт будет восстановить сложнее.

Кроме того, своими приказами вы ставите запрет на выход эмоций. Этого делать нельзя: так работает нервная система ребенка. В 2 года она по другому не умеет и на данный момент времени это именно то, что нужно, как странно бы это не звучало.

А вы, получается, насильно прерываете естественный ход событий. Эмоциям все равно нужен выход и, если не сейчас, то малыш избавится от них в другое время, в другом месте. А значит, частых истерик у ребенка 2 лет не избежать. Вы только замедлите ход событий

  • Не стоит бросаться выполнять все желания ребенка лишь бы он успокоился.

Внимание! Это самая частая ошибка родителей. Особенно, когда такая ситуация возникает в общественных местах.

Вы чувствуете себя неудобно перед окружающими и это чувство преобладает. Как итог: «На тебе это, только успокойся». Вам надо запомнить одно: в этот момент есть только вы и ваш малыш. Больше никто не должен волновать вас.

Тем более, вы не должны прислушиваться к советам со стороны. Только вы, как мать знаете, как надо и что будет лучше всего для вашего ребенка. Ну, я надеюсь, после этой статьи точно будете знать и ваша уверенность в себе возрастет в разы.

Важно! Давая малышу в такие моменты все, что он требует, вы позволяете ему манипулировать вами и таким способом добиваться своего.

Если твердо решили для себя, что не будете это покупать сегодня, значит придерживайтесь этого решения до конца. Ребенок должен знать и понимать слово «нет».

Как быстро остановить истерику

Ознакомившись с нижеописанными пошаговыми действиями, вы будете знать, как остановить истерику у ребенка в 2 года за 2 минуты.

  1. Немедленно отреагируйте. Как минимум, поверните голову в сторону орущего малыша. На этом этапе не разговаривайте с ним;
  2. Присоединитесь к ребенку, так чтобы вы были на уровне его глаз. Присядьте на корточки, наклонитесь, но малыш должен видеть вас напротив себя, а не смотреть сверху вниз. По-прежнему не разговаривайте;
  3. Проговорите вслух эмоции ребенка, считав их с его лица: «Ты злишься?», «Ты обижен?». Кивая вам в ответ, малыш уже настроен на продолжение диалога с вами. Это – первый мост между вами и ним;
  4. Глубже проанализируйте ситуацию. Спросите ребенка, что он хочет. Если еще не умеет говорить, попросите показать, предлагая разные варианты для ответа;

Не давайте оценку тому, что говорит вам ребенок, отвечая на ваш вопрос. Просто молча слушайте, и когда он выговорится, задайте вопрос: «Что-нибудь еще?»

  1. Ответьте малышу.

Если вы не согласны с тем, что услышали (не собираетесь покупать игрушку, идти куда-то), обнимите ребенка, скажите о том, что понимаете его чувства, но не собираетесь это выполнять.

Примерно так: « Я очень хорошо понимаю твое желание, но я не планировала это делать, извини». При этом обязательно обоснуйте, почему не будете выполнять желание малыша.

А, если, наоборот, согласны, поблагодарите его за то, что сказал вам и теперь вы знаете, что надо сделать. Как только вы войдете в диалог со своим ребенком, истерика начнет утихать.

Помните! Никогда не игнорируйте своего малыша. При этом все свое время вы не должны посвятить только ему, но если слышите о чем он говорит и можете ответить – сделайте это.

Вы не знаете, насколько важно для него то, что он до вас пытается донести (по его шкале ценностей). И, если это действительно для него имеет значение, а вы никак не реагируете, он все равно выберет способ, на который вам придется обратить свое внимание.

Не доводите до этого и тогда у вас не будет необходимости бороться с истериками. Вы просто не узнаете, что это такое.

Читайте также:

  • Как заставить ребенка слушаться?
  • Как вести себя с ребенком?
  • Можно ли бить ребенка?

Источник

Известно, что крик рождается вместе с человеком. И появился он намного раньше, чем речь. Это атрибут самосохранения человека. Еще древние понимали, что если соплеменник потерялся, то его громкий крик услышат далеко и придут на помощь. Если грозит опасность или что-то случилось, то криком можно привлечь подмогу и отпугнуть противника. Через крик человек проявляет свои глубинные чувства и эмоции, инстинкты.

Детский плач у детей до двух лет

Каждый новоиспеченный родитель прекрасно понимает, что малыш будет кричать и плакать. Мамы узнают, что младенец кричит от голода, от желания пообщаться, от того, что пеленки мокрые, зубки режутся и так далее. А вот что делать, если малыш кричит совсем без повода? Он сухой, поел, недавно проснулся, с ним играют, врачи уверяют, что он совершенно здоров… Что еще ему надо? Почему он плачет, нет, даже просто громко кричит? Опытные специалисты по детским проблемам маме говорят сразу: “Терпите, такой ребенок вам достался! Перерастет”. А добрые люди дадут миллион рецептов. А уж если в Интернете поинтересоваться… Ну, каждая мама, которая сталкивалась с проблемой, сама знает…

Нет достоверных сведений о причинах того, почему ребенок беспричинно кричит в первый год после своего рождения. Строятся лишь предположения: стрессы во время беременности мамы, сложные роды, плохое питание, образ жизни и возраст мамы… . Еще говорят, что так происходит созревание нервной системы у ребенка. Но, безусловно, постоянные крики ребенка, особенно без явных причин – это тяжелое испытание для нервной системы всех членов семьи. Особенно для отцов.

Если ребенок кричит, значит ему плохо. Это факт. В чем ему плохо и почему он что-то воспринимает так, мы не знаем. И, как иногда выясняется в процессе хождения по врачам, этого не знает никто. Понятно, что ребенок кричит в первую очередь от своей беспомощности, что он (да и никто другой) не может избавить его от чего-то такого, что он воспринимает как “мне плохо”. Все мы были когда-то маленькими детьми, и все мы испытывали в большей или меньшей степени аналогичные эмоции и ощущения от собственной беспомощности, когда были младенцами. Мы можем не помнить это время. Но именно потому, что взрослый воспринимает крик ребенка как невыносимые звуки, которые хочется заглушить любым способом, говорит о том, что его бессознательное отлично помнит те времена, когда он сам был таким. И взрослый не желает всем своим существом столкнуться с тем своим внутренним маленьким ребенком, который также страдал и, возможно, также кричал, как его сын или дочь. Насколько взрослый человек отталкивает, не признает и не принимает в себе наличие того младенческого опыта, когда он сам плакал и кричал, не желает признавать и видеть его, настолько он испытывает раздражение, злость, гнев, беспомощность, когда раздаются истошные крики ребенка. При высоком уровне неприятия человек может даже испытать помутнение рассудка, чтобы таким образом не увидеть в себе тот опыт беспомощности и ощущение “плохо”, которые он испытал в младенчестве. Поэтому с психологической точки зрения понятны те жестокие действия ( или желание совершить такие действия) родителей по отношению к их малолетним детям, которые они совершают во время детских истерик или капризов. Хотя с человеческой и педагогической точек зрения это совершенно неприемлемо, тем более что в нормальном состоянии этот человек вряд ли совершил бы насилие. Также в этом состоянии аффекта, взрослый может перенести свой гнев и чувство бессилия с ребенка на себя или на какой-нибудь предмет с различной степенью деструктивных последствий. Например, от злости ударить рукой о дверной косяк и сломать себе запястье.

Вот почему мужчины гораздо более нетерпимы и очень раздражаются, когда слышат детский беспричинный крик. У мужчин сила, самостоятельность, возможность действия стоят намного выше в линейке личностных приоритетов, чем у женщин. Поэтому отцам намного труднее принять и осознать свои собственные, пусть даже бывшие в прошлом, бессилие, несамостоятельность, невозможность что либо изменить в своем положении.

Про родителей, которые имеют более трех детей, говорят, что они “не слышат” крик своих детей, они просто к нему привыкли. На самом деле они, конечно, его слышат и реагируют, но с каждым ребенком они (сознательно или нет) погружались в свои собственные ощущения младенческого состояния и принимали их на уровне эмоций и чувств. И, в конце концов, крик перестал быть для них чем-то болезненным и невыносимым.

Еще одной причиной, по которой родители (чаще это касается мам) не могут выносить младенческий крик – это острое чувство вины, которое мама испытывает по отношению к малышу. Ей кажется, что ребенок кричит из-за того, что она что-то сделала не так, что она что-то может сделать, но не делает, что она не выполняет свою роль матери. Она думает: “Ведь у хорошей матери ребенок спокоен и доволен, а раз мой малыш кричит. Значит, я – плохая мать”. Но ведь мама точно знает, что она делает все возможное и даже невозможное для своего малыша, а он все равно кричит. Так чувство вины переходит в гнев на ребенка и злость на его крики. Маме в этом случае поможет, если она даст себе право быть несовершенной матерью и поймет, что у ее ребенка существуют причины для крика, на которые она не в состоянии повлиять.

Как же часто закрадывается в родительскую голову мысль, что его ребенок орет, не переставая, назло, из вредности и несносного характера? Понятие “назло” содержит в себе некий злой умысел, степень понимания и осознанности, что вот я сейчас буду делать что-то специально, чтобы досадить другому человеку. Каждая мама, у которой ребенок склонен к беспричинным крикам, может попробовать сама специально, будто кому-нибудь назло кричать, придерживаясь тех временных рамок, что кричит ее ребенок. Скорее всего, маму надолго не хватит, и она просто физически не сможет столько кричать. Вернее, мама может долго кричать, если у нее накопилась усталость, бессилие, гнев, невозможность что-либо изменить. А довольная, спокойная мама кричать специально долго не сможет, потому что у нее не будет стимула и мотивации на длительный крик. Из этого простого эксперимента можно сделать вывод – крик у ребенка провоцируют какие-то его глубоко личные особенности его психики и то, как он ощущает окружающее пространство и людей. И, конечно, никакой его злой воли и намеренно вредного отношения к семье у него нет. Ему плохо и поэтому он кричит.

Мама, как и другие члены семьи, может сделать многое, чтобы помочь малышу. Ее участие и неравнодушие к детским страданиям, как бы она сама ни устала от бесконечных воплей, окажут большую помощь ребенку наравне с длительным грудным вскармливанием, ношением в слинге, ношением на руках, добрым голосом и любящим взглядом, направленным к ребенку. Хорошим успокоителем может оказаться частое тактильное общение малыша с любым из родителей. Это настолько древний вид общения, заложенный в генетической памяти человека, наравне с грудным вскармливанием, что его способен понять даже самый крикливый и неугомонный малыш. Любые поглаживания по голому тельцу, прижимания его кожи к своей могут оказать поистине волшебное действие. Маме нужно понимать, что ребенок до трех лет очень восприимчив к психическому состоянию всех людей, которые его окружают, а особенно к маминому. Поэтому не стоит добавлять к детским психическим проблемам свои: повышенную тревожность, выяснение отношений в семье, конфликты, ссоры и т.п.

После двух лет: плач и крики

Маленький ребенок двух лет едет в поезде с мамой. Он бежит по вагону в полном восторге от этого прекрасного состояния, когда все дребезжит и трясется, раскинув руки и крича в полный голос, стараясь заглушить стук колес. Мама выхватывает его из коридора в свое купе и оттуда слышится отчитывающий строгий голос: “Сколько раз тебе говорила, не кричи! Не бегай по вагону с воплями! Сиди тут, со мной” Естественно далее следуют рыдания малыша.

Часто можно услышать, как мамы говорят своим детям: “Не кричи!”, “Говори спокойно!”, “Говори словами, что ты орешь!” Получается, что детям запрещают проявлять то, что еще до появления самого понятия “человек” было у людей, когда они с хвостами бегали по деревьям – крик. Кричать считается неприлично, стыдно беспокоить окружающих, ребенок должен вести себя… ну и так далее.

Система запретов крика и громкого заявления о себе доходит до того, что в недавнее время появились специальные тренинги, на которых людей учат, провоцируют, заставляют кричать в полный голос, т.к. десятилетиями у них родители, воспитатели, учителя отбивали и подавляли право и способность кричать. Это сидя у компьютера, может показаться, что крикнуть в полный голос во всю силу – это просто. А если в какой-нибудь выходной день человек окажется один в лесу и скажет себе: “Кричи!”, то высока вероятность, что изо рта выльется такое слабенькое: “Ээееее…”, совсем не похоже на торжествующий вопль Тарзана.

Последствия того, что с малого возраста на крик, да и вообще на любое шумное проявление себя введены тотальные запреты проявляются в блокировании энергетических центров, находящихся в районе горла, что в свою очередь приводит к блокированию творческих способностей, различным заболеваниям в этой части тела. Существуют специальные методики пения, похожего на крик, голосовые упражнения, которые уменьшают степень энергетического зажима, и болезни проходят сами по себе.

Детские крики заставляют взрослого ощущать свою собственную блокировку, а поскольку это очень больно и неприятно, то взрослый испытывает гнев, желание убежать или сделать все что угодно, чтобы ребенок замолчал. Поэтому если ребенку запрещают кричать и шумно себя вести, то когда он вырастет, скорее всего, он не сможет выносить шумные и громкие проявления собственного отпрыска.

Итак, ребенок подрастает и чудесным образом в течение некоторого времени он кричать перестает. Мама с облегчением старается забыть время криков, которое наконец-то закончилось. Но некоторым семьям везет меньше. Ребенок уже много чего понимает, учится говорить, может донести свою мысль жестами, но кричать не перестает. Он кричит, когда устал, когда хочет спать или есть, когда у него что-то не получается, когда хочет чего-то добиться от родителей, он кричит со слезами или нет по любому поводу, когда сам сочтет необходимым покричать.

Считается, что если ребенок любым своим неприемлемым для родителей поведением, например криком, оказывает любое давление на окружающих его людей, то у него сформирован стереотип поведения, с которым требуется работать педагогическими методами. Часто маме рекомендуют применять к своему кричащему ребенку игнорирование (выйти в другую комнату, не смотреть на ребенка, делать безучастное лицо) и неизменность сказанного ею слова. Если уж сказала, нет, то кричи, не кричи – это окончательно, знай, что криком ты ничего не добьешься.

Ребенок по своей природе не может многие свои внутренние неосознаваемые и невидимые проблемы выразить словами. Он может лишь использовать самый древний в человеческом арсенале способов выражения себя – крик. Крик – это всегда сигнал “Мне плохо!”. И не важно, понимает ли мама причины того, что ребенку плохо (устал, голоден, обиделся) или нет. Он уже и сам не знает, что и зачем ему нужно, но вопли он производит отчаянные.

Известно, что у малыша с рождения до пяти лет на бессознательном уровне закладываются его отношение к окружающему миру и его представление о том, , как окружающий мир относится к нему. Естественно, для младенца его родители, семья являются той самой моделью, с которой берется проекция для этой “загрузки”. Сейчас говорят – формируется его личная картина мира.

Так какую картину мира формирует у ребенка мама, когда игнорирует крики ребенка? Повторю, это сигнал “Мне плохо!”. У него бессознательно закладывается информация “как ты не проси о помощи, все равно ничего не добьешься, мир равнодушен к твоим проблемам и сложностям.” И уж от огромного количества других факторов зависит, станет ли это ощущение у взрослого уже человека ведущим или оно будет сглажено и нивелировано другими благоприятным обстоятельствами жизни. И кто знает, не является ли этот, сформированный внешним окружением маленького человека аспект отношений с миром основополагающим в тот момент, когда дети-подростки без всякого объяснения и вроде бы из-за пустяка покушаются на самоубийство?..

Что же закладывает в картину мира ребенка неизменность и жесткость маминого “нет” или “да”? Догадаться несложно. Подросший человек с такой родительской политикой впитывает лишь одно: “ты не можешь изменить те обстоятельства, которые тебе не нравятся, тем способом, который ты для этого выбираешь; можешь даже и не пытаться” А что еще, кроме крика и плача, может выбрать маленький ребенок? “Только если ты будешь вести себя так, как от тебя хотят взрослые, ты можешь чего-то от них (а в будущем от мира и от жизни) добиться и получить”. И разве можно удивляться тому количеству окружающих нас ничего не желающих делать и добиваться взрослеющих детей? В каждом из них заложена установка: “Зачем заявлять о себе, это бессмысленно. Да я и не знаю уже давно, что я хочу от этой жизни”. И к тому же протест, который возникает в душе маленького ребенка, когда его естественное поведение (а крик – это самое естественное и древняя форма проявления себя) не принимается? Когда нужно притворяться, чтобы родители тебе ответили приятием. Всем известно, что с наиболее распространенными формами протеста являются плохая учеба, плохие компании, любые виды наркотиков, алкоголь, экстремальные виды времяпрепровождения и асоциальное поведение.

Конечно, маме не нужно сразу думать о страшном, не стоит переживать, что каким-то своим игнорированием или твердым “нет” она уже занесла ненужную информацию и негативную установку в бессознательное ребенка. Все мы люди, и иногда крик ребенка бывает действительно невыносимым. Речь здесь идет о жесткой и планомерной воспитательной политике, которую проводят по отношению к малышу все члены его семьи, особенно значимые для него – родители и особо любимые родственники.

Со временем эффект от использования игнорирования криков ребенка и твердое “нет” может маме чрезвычайно облегчить жизнь и избавить ее от несносных воплей и яростного давления на нее со стороны ребенка. Но каждому взрослому обязательно стоит знать о тех последствиях, которые несут их регулярное использование в течение продолжительного времени на психическое здоровье малыша в будущем.

А для тех мам, кто все же считает возможным иметь эти приемы в своем педагогическом арсенале и использовать иногда в редких случаях и для разнообразия, стоит представить себе такую ситуацию. Например, приходит ее муж, и мама что-то хочет он него добиться. Не важно, что именно, все мы друг от друга иногда что-то хотим. И вот мама, не видя возможности быстро и немедленно получить это от своего мужа, срывается на крик. А муж на это демонстративно выходит из комнаты и оставляет ее одну кричать дальше, да еще и говорит: “Раз ты добиваешься своего криком, то не видать тебе того, что ты от меня хочешь. Сказано, нет, значит, нет!” Представили, что чувствует при этом взрослая мама? Скорее всего, глубокую обиду, что близкий ей человек вместо того, чтобы понять, что на крик она сорвалась от переполнявших ее эмоций, а не по злой воле, обращает внимание не на то, что она хочет ему донести, а то, как она себя проявляет. А за обидой, возможно, будет и злость, и гнев, что в ней не видят живого человека со своими недостатками и особенностями, и желание как-то отомстить. Как же мама хотела бы, чтобы ее муж себя с ней повел, когда она сама срывается на крик? Наверное, чтобы он взял ее за руку или обнял, говоря при этом: “Дорогая моя, я понимаю, у тебя не очень хорошее настроение. Мне трудно разговаривать с тобой, когда ты кричишь. Я тоже начинаю нервничать и злиться. Давай мы успокоимся, а потом поговорим и обязательно придем к какому-нибудь компромиссу”. Так почему бы маме не сказать нечто похожее своему малышу, когда он что-то от нее требует и срывается на крик?

Взрослея, ребенок обязательно научится другим формам и способам проявлять себя, он перестанет беспричинно кричать или кричать из-за придуманной ерунды. Он будет наблюдать и учиться у своих родителей пониманию к различным состояниям людей и терпению. У него будет стойкое ощущение, что родители принимают его именно таким, какой он есть. И он свободно может выбирать любой из способов проявления себя, даже торжествующий вопль Тарзана.

Виктория Карабанова

Источник