Козлов физиология развития ребенка

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального (психофизиологического) и психического развития, поэтому многие исследователи считают, что оптимальный возраст поступления в школу – не 6 (до 1 сентября), а 6,5 лет. Именно за этот период (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий.
Следует учитывать расхождение биологического и паспортного возраста, которое может составлять в этом возрасте 0,5–1,5 года.
Длительность и успешность процесса адаптации к школе, дальнейшего обучения во многом определяются состоянием здоровья детей. Легче всего адаптация к школе протекает у здоровых детей, имеющих I группу здоровья, а тяжелее всего у детей, имеющих III группу (хронические заболевания в компенсированном состоянии).
Есть факторы, существенно облегчающие адаптацию к школе всех детей, особенно “неготовых” и ослабленных, – факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важный из них – рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.
Одним из главных условий, без чего невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным функциональным возможностям первоклассников.
Обеспечение соответствия двух факторов – внутреннего морфофункционального и внешнего социально-педагогического – является необходимым условием благоприятного преодоления этого критического периода.
ЛИТЕРАТУРА
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М., 1968.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., 1975.
Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. – Л., 1975.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. – М., 1966.
Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. – М., 1983.
Возрастная физиология: Руководство по физиологии. – Л., 1975.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. – М., 1984.
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М., 2000.
Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. – Л., 1985.
Козлов В.И., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. – М., 1977.
Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. – М., 1979.
Лурия А.Р. Естественно-научные основы психологии. – М., 1978.
Маркосян А.А., Ломазова Х.Д. Возрастные особенности системы крови // Руководство по физиологии: Возрастная физиология. – Л., 1975.
Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. – М., 1969.
Сельверова Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста и развития детей и подростков: (Теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. – М., 2000.
Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы // Собрание сочинений. – М.; Л., 1954.
Фарбер Д.А. Закономерности морфофункционального созревания мозга ребенка // Совершенствование преподавания возрастной физиологии и школьной гигиены в педвузе. – Новосибирск, 1986.
Фарбер Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. – Л., 1990.
Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М., 1990.
Физиология подростка / Под ред. Д.А. Фарбер. – М., 1989.
Физиология развития ребенка: (Теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М., 2000.
Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека. – М., 1968, 1976.
Хрипкова А.Г., Антропова М.Б., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебное пособие для педагогических институтов. – М., 1990.
Шмидт-Ниельссен К. Размеры животных: почему они так важны? – М., 1987.
Примечания
1
Сеченов И.М. Избранные произведения. – М., 1952. – Т. 1. – С. 91.
2
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М., 1990.
Источник
Физиология развития ребенка
Доступна только бумажная версия документа
297 с.
Количество страниц
О произведении
Ответственность
НИИ физиологии детей и подростков
Общее примечание
В надзаг.: НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР
Еще
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале.
Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник