Коучинг в развитии ребенка

Каждый родитель должен не только понять, но принять довольно простую вещь: он является главным примером для своих детей. Сегодняшнее ваше поведение – будущая жизнь малыша. Дети – это ваше отражение в зеркале. Чтобы ваше чадо было счастливым и выросло успешным человеком, в первую очередь начните работу над собой.
Как вырастить гения
Коучинг очень популярен в современном мире. Он не ставит диагнозы и даже более – категорически отказывается назначать способы лечения – во всех смыслах этого значения! Коучинг воспринимает своего клиента таким как он есть, со всеми его страхами, предубеждениями, придуманным миром и другое. Только поняв человека полностью, открывая его внутренний мир, можно действительно помочь ему (не действуя по общепринятой, далеко не всегда работающей системе).
Коучинг для детей включает в себя разные направления. Это может быть развитие ребенка или профориентация подростка. Конечно же, включает в себя налаживания полного взаимопонимания между детьми и родителями.
Родители, которые вместе со своими детьми прошли необходимый курс коуч-сессий, больше не будут давать советов или навязывать свое мнение (которые маленькое «счастье» (в среднем до десяти лет), путем безвыходности еще воспримет, но подросток категорически откажется действовать по правилам взрослых).
Они вместо того, чтобы читать нотации, будут вместе со своим чадом в дружеской и открытой обстановке искать ответы на те или иные вопросы. Арсенал коуча довольно богат, он включает в себя разнообразные методы, которые оказывают помощь детям в выборе собственного пути.
Сессии включают в себя:
- поддержку и понимание со стороны коуча (касательно подростков);
- качественное общение;
- создание новых, интересных и рентабельных идей;
- без оценочное слушание;
- наводящие вопросы со стороны коуча с целью более подробно изучить внутренний мир своего пациента.
Это позволяет детям (подросткам), увидеть новые перспективы в жизни, найти цели и способы их достижения.
Важно! Коучинг запрещает критиковать подростка в период уверенности в себе и своих желаниях, но при этом незнаниях этого мира. Нельзя устранять инициативу кровинки выполнить задуманное (купить телефон и продать его с наценкой, уехать за границу на отдых, помочь друзьям в сложной ситуации), исходя из своих личных переживаний и неуверенности. Нельзя убивать в ребенке его инициативу. Но и решать все жизненные проблемы за него также запрещено!
Коучинг для детей
Коуч, работающий с детьми и подростками в первую очередь учитывает мыслительные механизмы своих маленьких «пациентов». И только после этого, вырабатывает специальные – индивидуальные методики работы.
Чем отличается взрослый коучинг от детского? Взрослый человек приходит к специалисту с осознанием того, чего хочет и чего ему не достает – со своей проблемой. Маленький клиент, в большинстве случаев, совсем не понимает зачем его привели, и более того – он понятия не имеет, чего хочет от этой жизни.
Важно! Детский или подростковый коучинг заключается во взаимодействии целой семьи!
Кроме того, что коуч помогает детям, он налаживает хорошие взаимоотношения в семье. То есть, все члены семьи, становятся более счастливыми, а их жизнь – более полноценной, осознанной и наполненной смыслом.
Советы родителям
Как уже упоминалось выше, чтобы вырастить успешного ребенка: любящего, понимающего, уверенного в себе и так далее, в первую очередь родители должны работать над этим (поскольку ежедневно являются примером).
Уважение
Научитесь уважать пожелания своего ребенка (запомните, он выполняет вашу волю из-за своего бессилия перед вами). Если эти желания не всегда правильные, научитесь мягко, спокойно и нежно указывать об этом ему.
Ребенок научится уважать вас, после того, как вы станете его другом, а не начальником. Принимайте своих детей со всеми их ошибками и неправильными поступками. И прежде, чем приступать к критике, разберитесь во всех причинах подобного поведения. Не забывайте, что каждый из нас имеет право на ошибку, в том числе еще не созревший, маленький человек.
Выбор
Право выбора у детей должно быть всегда, начиная с ранних лет. Дайте им право выбирать одежду, в которой они пойдут в садик или школу, меню на завтрак или игру. Отметим, что подобное, не всегда удобно для родителей, поскольку включает лишние хлопоты. НО! При этом, не стоит забывать, что даже ваша трех или пяти летняя кровинка – это уже личность, живой человек, имеющий свои пожелания и требования.
Если желания ваших детей не всегда правильные не стоит их критиковать. Постарайтесь аккуратно приводить свое чадо к правильному решению и при этом дать ему понять, что его выбор важен для вас.
Поддержка
Это больше касается подростков. Поддержка – это сила, которая вдохновляет на движение вперед, если кажется, что сил совсем нет. Она позволяет довести начатое до конца, а также преодолевать все преграды на пути к цели. Родитель, который поддерживает своих детей – это не тот, который решает за них все вопросы, а тот, который совместно ищет правильные пути решения той или иной задачи.
Доверие
Нельзя делать какие-либо запреты своим детям. Не забывайте поговорку «запретный плод сладок». И это, к сожалению, правда! Чем больше вы доверяете своим детям и даете им свободы, тем ответственнее они становятся!
Еще раз отметим, что именно родители – это главный пример для ребенка. Если вы лично не соответствуете тем требованиям, которые адресуете в сторону своих детей, ожидать на правильный результат не стоит.
Например: кушать жирную пищу, но требовать от дитя питаться правильно. Да никогда он этого не сделает (по крайней мере до 22 лет, когда станет взрослым человеком и будет иметь свое личное, ни от кого не зависящее представление о мире).
Поощрение
Ответственность, как и семечка из семян, растет с помощью поддержки. Родители, которые не слишком внедряются в жизнь своего чада, но при этом уместно принимающие участие в его жизни – являются лучшим примером ответственности.
«Меня поддерживают, я уверен в себе, у меня достаточно сил, чтобы выполнить необходимую мне задачу», — так подсознательно мыслит ребенок, имея со стороны своих родителей поддержку и поощрение во всех начинаниях.
Независимость
Взрослая, сильная и способная нести ответственность за свои «свершении» личность может быть независимой. Как правило, такими мы чувствуем себя в своих 18 лет, когда все кажется простым и легким, а возникающие на пути вопросы – быстро решаемыми. Исходя из этого, так важно не гасить в своем ребенке этот потенциал, а наоборот подталкивать его к действиям. Позвольте своим детям быть самостоятельными.
Важно! Запомните, чрезмерная забота убивает в вашем чаде желание достигать чего-либо самостоятельно. А зачем? Ведь все за него сделают родители…T
Вывод: ребенок – это личность, которая выбирает свой путь, исходя из собственных пожеланий (хотя при этом на подсознательном уровне продолжает жить как его родители (если все устраивает) или наоборот (кардинально меняет себя, если предыдущая жизнь далека к идеалу).
Касательно подростков, столь сложных и непонятных – важно давать им как можно больше свободы! Запомните, на планете нет ни одного человека, который желал бы стать злодеем или сломать свою собственную жизнь. Также и подростки, которые не всегда поступают правильно (с вашей точки зрения), хотят быть любимыми, любящими, нужными, важными и реализовавшими себя!
Цель коучинга и родителей – дать возможность детям понять, что же нужно им и стремиться к этому!
Источник
От автора: Из статьи канд. пед. наук, профессионального коуча, автора книги «Дети-таланты – просто и радостно», Натальи Клеймюк (Сусловой) “Семь шагов в развитии навыков ребенка: коучинговый подход”, опубликованной во 2-й части сборника по материалам IV Международной конференции “Коучинг в образовании-2016”.
Воспитание детей в коучинговом формате предполагает позитивное общение с ребенком, когда у родителей создается ясное видение желаемого будущего результата, присутствует готовность видеть в ребенке проявление тех лучших способностей и качеств личности еще до того момента, когда они получили в нем фактическое развитие, задавание вопросов и особое слушание в атмосфере поддержки и совместного празднования достижений.
Какие же 7 шагов в развитии навыков ребенка инструментами коучинга выделяет в своей статье канд. пед. наук, коуч, автора книги «Дети-таланты – просто и радостно» Наталья Клеймюк (Суслова)? Это:
- Определение способностей, навыков, качеств личности для развития
- Создание пространства доверия с ребенком и получение согласия на изменения всех участников процесса
- Поиск смысла
- Создание образа.
- Создание системы поддержки
- Тренировка способностей, навыков, качеств личности ребенка
- Празднование успеха
“…Рассмотрим семь шагов в развитии навыков ребенка с использованием элементов коучинга.
1. Определение способностей, навыков, качеств личности для развития
Первым шагом на пути развития способностей детей является понимание того, что именно мы, взрослые, хотим развивать в ребенке (детях), а для этого ответьте на вопросы для взрослых.
Какое качество личности вы бы хотели развить или усилить в своем ребенке?
Какую привычку вы бы хотели сформировать?
И здесь важно учитывать несколько моментов. В первую очередь, это период развития ребенка в соответствии с природой ребенка. Например, в 3 года мы развиваем одни качества, а в 15 лет – другие. И для каждого возрастного периода характерны свои «окна развития», так называемые сенситивные периоды максимального развития того или иного качества. И такие качества, как например, ответственность, самодисциплина начинают формироваться и максимально развиваться у ребенка примерно в возрасте 9 лет и старше. И очень важно учитывать возрастные особенности и природу ребенка.
Еще один важный момент, который важно осознавать, развивая то или иное качество, это пол и природа ребенка. Нам хорошо известны отличия между детьми мужского и женского пола, поэтому качества мальчиков и девочек можно развивать по-разному. И здесь вопросы себе, как родителю, уже нужно задавать по-другому.
Какие способности я хочу развить у ребенка с точки зрения его возможностей?
Чему важно научиться ребенку, чтобы справляться с задачами?
К какому сроку я хочу этого достичь?
Когда это качество уже очевидно проявляется в поступках ваших детей?
Какие качества личности я хочу развить у ребенка?
Когда это качество максимально ярко проявляется у ребенка уже?
Заметьте и представьте этот момент. И здесь важно представить своего ребенка, который уже обладает этими желаемыми качествами и способностями, например, уверенностью, учтивостью, уважительно относится к другим, самоорганизован. И очень важно для родителей и учителей увидеть это качество в ребенке до того, как оно появилось, увидеть, как ребенок, исходя из этого уже как бы с этим качеством, проживает каждый день…»
О том, как самым наилучшим образом поддержать ребенка в учебе, спорте, творчестве с помощью семи последовательных шагов, как помочь развить самые важные качества ребенку для взрослой жизни и достичь понимания и радости в общении с ним можно узнать на вебинаре Натальи Клеймюк (Сусловой) для родителей “7 шагов в развитии способностей вашего ребенка”, который состоится 18 апреля в 19.00. Для регистрации перейдите по ссылке. Вход свободный.
Больше о коучинге в воспитании детей и коучинге для родителей – во 2-й части сборника по материалам IV Международной конференции “Коучинг в образовании-2016”
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
В наше время считается нормальным обращаться за помощью к коучам для повышения личной эффективности и достижения персональных целей.
Коучинг для взрослых уже хорошо зарекомендовал себя как эффективный инструмент для наращивания продуктивности и тренировки новых навыков.
Но есть еще и коучинг для детей и подростков. Это довольно молодое направление, несмотря на то, что система уже хорошо себя зарекомендовала.
Чем детский коучинг отличается от взрослого? Как он может помочь детям и родителям? Какие вопросы решает?
А вот так выглядит профессиональный коуч детей и подростков))
В детском коучинге всегда два участника: родитель и ребенок. Степень вовлеченности ребенка будет зависеть от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем меньше времени идет работа с ним. Почему? Все очень просто, до определенного возраста у детей нет проблем, есть проблемы у их родителей. Соответственно, часто родителям достаточно изменить свое отношение, свое поведение, свой тип мышления и поведение ребенка тоже изменится. Согласитесь, это отличная новость. Поменяйся сам — поменяется ребенок.
Если родитель приводит ребенка со словами: «Сделайте с ним что-то за 5 консультаций, а я пока за дверью постою» , то я не беру таких клиентов в работу, потому что результата не будет. Не вижу смысла работать, если не верю в результат.
Система детского коучинга учит воспитывать детей с учетом их личностных особенностей, она построена на идее раскрытия потенциала каждого ребенка, реализации всех талантов и склонностей и конечно же, ядром является работа с целями детей. Родители узнают, как помочь ребенку не только правильно ставить цели, но и достичь их.
Детский коучинг базируется на законах развития головного мозга, поэтому он работает только на детях без органических поражений головного мозга. Я не работаю с особыми детками, потому что у меня нет необходимых специальных компетенций, например, дополнительного образования дефектолога или коррекционного педагога.
Люблю помогать людям))
Самыми популярными запросами к детскому коучу остаются вопросы профессионального самоопределения подростков (какую профессию выбрать, как выбрать учебное заведение, как найти первую работу, как запустить свой стартап), вопросы школьной мотивации (что делать, если ребенок не хочет учиться, плохо учится, хотя с интеллектом все в порядке, ничего не интересно в школе), выбора секции (много талантов, не может выбрать что-то одно, как будто нет способностей, не знаем, куда можно пойти на дополнительные занятия), помощи в составлении траектории развития (в крупных корпорациях это называется индивидуальный план развития), улучшения коммуникативных навыков (ребенок часто конфликтует, он ни с кем не общается, чувствует себя «белой вороной» ).
Принято считать, что коуч не обязательно должен быть психологом, но так сложилось, что у меня есть высшее психологическое образование, более 15 лет я консультирую родителей и работаю с детьми и подростками. Это расширяет профессиональный инструментарий и помогает быть более результативной.
Я попробовала на себе и своем ребенке абсолютно все инструменты и могу с уверенностью сказать, что они работают.
Я обязательно расскажу вам свою историю и вы убедитесь в этом сами.
Друзья, знакомы ли вы с детским коучингом?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»
Источник
6-тилетний опыт репетитора со школьниками + образование психолога привели меня к мысли создать обучающую программы для детей и подростков, которая поможет им овладеть навыками высокоэффективных людей.
Коучинг – это метод позитивной психологии, в процессе которого коуч, или психолог способствуют раскрытию потенциала человека.
Детский коучинг – это работа с детьми и подростками (5 – 19 лет), направленная на формирование и тренировку у них soft-skills, навыков необходимых им для успешной учебы и эффективного взаимодействия в школьном коллективе. Это как бы «надучебные навыки», которые способствуют эффективной учебе, быстрому усвоению знаний и учебной информации, адаптацию и конструктивное взаимодействие в школьном коллективе, но не подразумевают изучение конкретных школьных предметов.
Детский коучинг подразумевает работу не только с детьми, но и с родителями. Родителей также необходимо обучить эффективным стратегиям поведения в отношении их ребенка.
Что подразумевает детский коучинг:
– Это 3 месяца обучения и тренировок ребенка, направленных на развитие и формирование полезных привычек.
– Это обучение эффективному мышлению, которое способствует лучшему усвоению школьных знаний и снижению тревожности.
– Это изменение поведенческих привычек, что поможет ребенку организовывать свое время и пространство, чтобы успевать больше и при этом не уставать.
Программа рассчитана для детей с 5 лет до подросткового возраста 18-19 лет.
Как понять, что вам это нужно:
– ваш ребенок стал раздражительным и часто проявляет агрессию;
– у ребенка пропали интересы, он (-а) перестали заниматься своими хобби;
– вы замечаете у ребенка подавленное настроение и пессимистичные мысли;
– у ребенка снизилась успеваемость и пропало желание учиться;
– вы хотите, чтобы ребенок успевал больше и при этом не переутомлялся;
– вы хотите, чтобы ребенок стал достигать своих целей и овладел навыками высокой продуктивности в учебной деятельности.
Ваш ребенок обладает огромным потенциалом и я готова вам показать, на что он может быть способен.
При этом я:
– не даю советов, а ищу ответы в самом ребенке и на их основании составляю рекомендации для родителей;
– не предлагаю готовых решений, а мы находим их вместе, путем совместной работы с ребенком и родителем на занятиях;
– я заинтересована в раскрытии потенциала ребенка и его внутренних ресурсов;
– я сопровождаю детей и подростков на пути их позитивных трансформаций, стимулируя преодолевать возникающие препятствия и внутренние барьеры.
Это все способствует приобретению новых полезных навыков и формированию хороших привычек.
В процессе совместной работы мы сможем раскрыть все способности ребенка и научить его пользоваться заложенными в него талантами.
Программа занятий осуществляется по 4 направлениям:
1. Для детей дошкольного возраста (5-7 лет):
– диагностика готовности к школе;
– прокачка психологической и эмоциональной готовности к школе
– тренировка интеллектуальной сферы для легкого и быстрого усвоения знаний в школе
2. Для детей младшего школьного возраста (1-4 классы):
– формирование учебного поведения;
– помощь в адаптации к новому виду деятельности – учебе
– работа с эмоциональной и интеллектуальной сферой школьника
– снижение тревожности и профилактика стресса
3. Для среднего школьного возраста (5-9 классы)
– стимулирование учебной мотивации и интереса к учебе
– подбор методик и техник обучения для улучшения школьной успеваемости;
– помощь в совладании со школьными трудностями (отношение к оценкам и взаимоотношения в школьном коллективе);
4. Для старшего школьного возраста (9-11 классы):
– тайм-менеджмент и обучение школьников самостоятельно организовывать свою деятельность;
– профориентационная работа, помощь в выборе будущей профессии;
– обучение технике «Антистресс на экзамене», психологическая подготовка к экзаменам;
– снижение тревожности и страхов, профилактика стресса.
Разделение на возраст и задачи для работы – условно.
Учитывается сформированность определенных навыков и запрос на работу конкретного ребенка или подростка и с ним ведется индивидуальная работа.
В результате прохождения курса …
Ребенок:
– Получит навыки, которые станут ему инструментом для успешной учебы и работы в будущем
– Овладеет навыками тайм-менеджмента и научится организовывать и грамотно распределять время на учебную нагрузку и полезный отдых
– Сможет без стрессов справляться со школьными нагрузками, как в интеллектуальной сфере, так и в эмоциональной
Родитель получит:
– методичку с упражнениями на развитие когнитивных функций (память, внимание, воображение, эффективное мышление)
– индивидуальные рекомендации психолога
– краткое пособие о методах поощрения и наказания детей (составляется для каждого ребенка индивидуально в конце прохождения курса)
Мы не учим уроки из школьной программы.
Мы учим ребенка учиться, и усваивать любые знания на учебе.
Источник