Костно мышечная система у ребенка 2 года

Костно мышечная система у ребенка 2 года thumbnail

Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опор нодвигательная система. К моменту рождения структурная диф ференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладывают ся на 7—8й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновремен но перестраивается структура костной ткани. У плода и ново рожденного она имеет волокнистое строение, к 3—4 годам по является пластинчатое строение костей.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и ор ганических веществ и меньшее — минеральных веществ. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгиба нии. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснаб жению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая нахо дится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост кос тей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике.

Особенности черепа у детей

Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы закрываются к неона тальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где сое диняются кости, в определенных местах образуются роднички:

1)      большой — между лобными и теменными костями, размером 2,5 x 3 см;

2)      малый — между затылочными и теменными костями;

3)      боковые — по два с каждой стороны.

Если происходят раннее закрытие большого родничка и за ращение швов, это может свидетельствовать о микроцефалии.

Особенности позвоночника ребенка

Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигатель ных умений развиваются и изгибы позвоночника:

1)      шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать голову;

2)      грудной кифоз (изгиб кзади) возникает, когда ребенок само стоятельно садится;

3)      поясничный лордоз появляется после 9—12 месяцев, когда ребенок начинает ходить.

Грудной кифоз окончательно формируется в 6—7 лет, поясничный лордоз — в школьном возрасте. В возрасте 5—6 лет центр тяжести находится ниже пупка, а к возрасту 13 лет — ни же уровня гребешков подвздошных костей.

Особенности грудной клетки ребенка

У ребенка на первом году жизни грудная клетка имеет бочко образную форму: широкая, ребра расположены горизонтально. Когда ребенок научился ходить, грудина несколько опускается, а ребра приобретают наклонное положение. Ребра ребенка лег ко прогибаются, глубина вдоха ребенка зависит от экскурсии диафрагмы.

Особенности трубчатых костей ребенка

У ребенка трубчатые кости состоят из определенных частей. Диафиз и эпифиз соединены между собой прослойкой хряща метафиза. В этих местах имеется богатое кровоснабжение и за медленный ток крови, что обеспечивает образование трубчатых костей.

Особенности костей таза ребенка

Кости таза у детей первого года жизни похожи на воронку. Тазовые кости по женскому и мужскому типу развиваются во время полового созревания.

Зубы. Сначала у ребенка прорезываются молочные зубы (см. табл. 11, 12).

По срокам прорезывания постоянных зубов оценивается уровень биологической зрелости. Количество появившихся постоянных зубов считается в сумме на верхней и нижней челюстях.

 Меньшее количество зубов говорит о замедленном темпе развития постоянных зубов.

В определенной последовательности также происходит ста новление прикуса.

Прикус молочных зубов формируется к 2,5 года. Для него характерны: малые промежутки между зубами, отсутствие стер тости зубов, дистальные поверхности верхнего и нижнего рез цов расположены в одной фронтальной плоскости, верхние рез цы немного прикрывают нижние.

В возрасте 3,5—6 лет возникают межзубные щели, зубы сти раются, нижние и верхние не совпадают. Появляется прямой прикус. Молочный прикус имеет значение для развития речи и способности пережевывать пищу.

После начала прорезывания постоянных зубов появляется смешанный прикус, когда начинают появляться первые по стоянные зубы и выпадать молочные зубы.

В 5 лет появляются первые постоянные зубы, в 11 лет про резываются вторые моляры. Третьи моляры появляются в 17— 20 лет.

Существует формула прорезывания зубов:

Х = 4n – 20,

где n — возраст ребенка.

Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внима ние на форму и симметричность, участие грудной клетки в ак те дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника — сколиоз.

При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций.

Осмотр костной системы проводится в определенной по следовательности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.

По итогам осмотра составляется тестовая карта.

По результатам тестирования делаются следующие выводы:

1) без отклонений, когда по всем пунктам имеется отрицатель ный результат;

2) незначительные отклонения при положительных ответах по п. 3—7;

3) значительные отклонения при положительных ответах по п. 1, 2, 8, 9, 10. В этих случаях необходимы консультация ор топеда, более детальное обследование с применением рент генографического анализа.

Особенности развития мышечной системы ребенка

У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6—7й не деле беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недоста точно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожножировом слое.

Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На пер вом году жизни они составляют 20—25% массы тела, к 8 годам — 27%, к 15 годам — 15—44%. Увеличение мышечной массы проис ходит за счет изменения размера каждой миофибриллы. В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигатель ный режим, в более старшем возрасте — занятия спортом.

В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быст рых навыков. С ростом ребенка и развитием мышечного волок на увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамо метрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в воз расте 17—18 лет.

Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые го ды жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. До 5—6 лет развиваются двигательные умения, после 6—7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8—9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания отмечается прирост объема мышц рук, спины, ног. В 10—12 лет координация движений улучшается.

В периоде полового созревания изза нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Фи зические упражнения в этот период должны быть строго опре деленного объема.

При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипоки незии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожи рение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей.

Для различных видов спорта существует допустимый воз раст для занятий в детской спортивной школе с участием в со ревнованиях.

В 7—8 лет допускаются занятия спортивной, художествен ной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.

В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетбо лом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехто ванием, футболом, хоккеем.

В 11 лет рекомендуется начать заниматься греблей на байдар ках, конькобежным спортом, легкой атлетикой, санным, стрел ковым спортом.

В 12 лет — бокс, велосипед.

В 13 лет — тяжелая атлетика.

В 14 лет — стендовая стрельба.

Исследование мышечной системы ребенка

Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально.

Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномер ность развития мышечных групп, их тонус, сила, двигательную активность.

Мышечная сила у детей раннего возраста определяется по пыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста про водится ручная динамометрия.

При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и электрическую возбудимость с по мощью электромиографов, хронаксимометров.

Источник

В совеем развитие кости проходят следующие фазы: закладывается скелет как соединительнотканное образование. Это перепончатая или соединительнотканная фаза. У большинства костей происходит замещение соединительной ткани хрящевой – вторая фаза. Затем хрящ разрушается и на его месте образуется костная ткань – третья фаза (костная). Кости, которые проходят все три стадии, называются вторичными. Те кости, которые минуют хрящевую фазу, называют первичными (кости черепа, ключица).

Окостенение начинается внутриутробно, когда появляются первичные ядра окостенения. В основном, больше ядер окостенения возникает вторично, после рождения.

Кость новорожденного характеризуется большим количеством хрящевой ткани, большой толщиной надкостницы, богатой сосудистой сетью. Вновь сформированная кость богата водой, более упругая, эластичная и гибкая.

Позвонки развиваются как вторичные кости. За весь период развития длина позвоночника увеличивается в 3,5 раза. Особенно интенсивно он растет в первые 2 года. У новорожденного имеется только небольшой крестцовый изгиб (лордоз), когда ребенок начинает держать головку. В возрасте 5-6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, возникает второй изгеб в грудном отделе выпуклостью назад (кифоз). К моменту начала ходьбы в возрасте 8-12 месяцев формируется поясничный изгиб, выпуклостью вперед (лордоз).

У новорожденных грудная клетка имеет форму колокола или груши, переднезадний диаметр ее больше поперечного. С развитием легких – принимает бочкообразную форму. Дыхание в этом возрасте осуществляется в основном за счет диафрагмы. К 3-4 годам верхний край грудины опускается до уровня 3-4 грудного позвонка (как у взрослых). Вместе с грудиной опускаются ребра, что приводит ко все большей зависимости акта дыхания от изменения объема грудной клетки.

Таз новорожденного имеет форму воронки. Ее переднее-задний размер больше поперечного. Нижнее отверстие таза очень мало. Ядра окостенения в повздошной седалищной и лобковой костях появляются от 3,5 до 4,5 месяцев внутриутробного развития.

У детей раннего возраста мускулатура развита слабо. Характерная поза детей первых месяцев жизни: руки полусогнуты, кисти сжаты, ноги подтянуты к животу свидетельствует о преобладании тонуса сгибателей над разгибателями и о мышечной гипертонии.

Тонус мышц верхних конечностей нормализуется к 2-3 мес., нижних – к 3-4 мес., а мышечная гипертония выражена до 3-4 мес.

Рост мышечной системы неравномерный. Сначала развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, затем мышцы таза и ног. На первом году жизни развиваются общие движения.

Ребенок от 1,5- 2 лет обладает хорошей координацией при ходьбе, поднимается на высоту 15 см и опускается с нее, перешагивает через палку или веревку на высоте 18 см от пола. Он может залезать на стремянку (1,5 м) и слезать с нее. Бросает одной рукой мячи в горизонтальную цель, находящуюся на уровне груди и на расстояние 50-70 см.

В возрасте 2 – 2,5 года ребенок может проходить вверх и вниз по наклонной доске, один конец которой поднят на 25 см от пола. Поднимается на высоту до 20 см и спускается с нее; перешагивает через палку или веревку на высоте до 28 см от пола; влезает на гимнастическую стенку ( 1,5 м) и слезает с нее приставным шагом; бросает одной рукой попеременно малые мячи в горизонтальную цель, на уровне груди и на расстоянии 80-100 см.

В возрасте 2,5 до3 лет он может проходить по наклонной доске высотой до 30 см от пола; поднимается на высоту 25 см и спускается с нее; перешагивает через веревку на высоте 30-35 см; проходит по доске этой же высоты; бросает большой мяч на расстояние 70-100 см и ловит его.

В дальнейшем двигательная система ребенка совершенствуется в направлении развития координации движений, образования двигательных навыков. У детей наиболее благоприятно развивается ходьба, менее успешно – лазание и бросание, то есть движения, требующие специальной тренировки. Развитие двигательной функции зависит от условий внешней среды и внутреннего мира, от уровня развития ЗНД и, особенно от правильного физического воспитания ребенка.

Развитие функции движения у детей первого года жизни

( по З.С. Уваровой)

Возраст Двигательные умения
1 мес Множественные беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу
2 – 2,5 мес Удерживает голову в вертикальном положении, и поднимает голову лежа на животе
4 мес Поворачивается со спины на бок, сидит при поддержке за руки
6 мес Поворачивается самостоятельно с живота на спину.
7 мес Встает на четвереньки
8-8,5 мес Сидит без поддержки, ползает, самостоятельно садится, встает на ноги, держась за барьер (опору)
9 мес Стоит при поддержке за руку, переступает держась за барьер
10 мес Переступает, держась за каталку
11-12 мес Стоит без поддержки
12-13 мес Приседает, встает и переступает без опоры (начальная ходьба)

Источник

Костно-мышечная система ребенка так же, как и весь ее организм, совершенствуется и изменяется с возрастом.

Кости новорожденного мягкие и эластичные, они содержат много воды и органических веществ и солей. Сломать их тяжело, а деформировать очень легко, тем не менее они так же легко подвергаются и исправлению, а содержимое большого количества воды отчасти предохраняет малыша от серьезных травм во время падения (не расцените это как руководство к действию).

Первое, что обращает на себя внимание, это – неправильные, с точки зрения взрослого, пропорции тела ребенка. Голова относительно большая, она составляет 1/4 часть тела ребенка, тогда как у взрослого – 1/8. Кости черепа еще не сформированы, но довольно плотные, между ними есть расширения, так называемые швы. Благодаря ним во время родов голова приобретает форму, которая позволяет малышу пройти родовые пути без повреждений. Верхняя часть головы имеет ромбоподобное расширение, не закрытое костями черепа – большое темечко, которое можно увидеть, погладив малыша по головке, а присмотревшись, можно заметить пульсацию большого темечка. Родители говорят, что темечко «дышит». Сзади на голове (на затылке) есть малое темечко, немного меньше чем большое, а к моменту рождения часто почти закрытое. У недоношенного ребенка обычно открыты оба темечка.

Отношение отцов к темечкам обычно – трогательно-боязливое. Не бойтесь трогать их – мозг ребенка надежно защищен плотной мембраной. Больше того: состояние большого темечка во многих ситуациях может подсказать вам, что в организме вашего малыша что-то нехорошо.

Если ребенок теряет жидкость вследствие проноса или рвоты, пьет недостаточное количество жидкости в жару, темечко может западать; опухание (выпуклость) темечка свидетельствует о поражении центральной нервной системы, в частности – инфекционные.

В таких случаях необходимо немедленно обратиться за помощью к врачу.

Часто родители через опасение «простудить» головку малыша, а особенно – темечко, одевают на ребенка шапочку в помещении или укутывают голову ребенка на дворе независимо от погоды. Это большая ошибка; этим вы предоставляете ребенку сомнительную услугу через опасность перегреть ее или приучить к тепличным условиям существования.

В норме размеры большого темечка индивидуальны и могут составлять от 1 до 3-4 см, а края темечка должны находиться на одном уровне с костями черепа. По мере того как ребенок растет, размеры темечка уменьшаются, а края его становятся плотнее.

Закрывается большое темечко в 12-18 месяцев.

Если роды были очень трудные или ребенок имеет большой вес, если он родился с помощью вакуум-экстрактора или акушерских щипцов, ее голова может деформирована и иметь удлиненную форму.

Иногда в участке темени, редко – затылка или в лобном участке черепа можно заметить припухлость. Это кефалогематома – скопление крови под надкостницей. Причина ее возникновения – отслоение надкостницы во время прохождения головки малыша родовыми путями, Случается она у 3-5 из 1000 новорожденных, которые родились весьма быстро или в результате стимуляции родов. Нагрузка, которую испытал ребенок во время рождения, сопоставима с давлением килограмовой массы.

Кефалогематома не вызывает беспокойства у ребенка и, если размеры ее небольшие, сама по себе исчезает до конца первого месяца жизни или чуть позже, а головка малыша ничем не будет отличаться от головы других новорожденных. В некоторых случаях, когда размеры ее превышают 8-10 см, из кефалогематомы с помощью шприца удаляют кровь, которая там собралась. Необходимость такого вмешательства определяет врач, а за развитием ребенка потом присматривает детский невропатолог.

По мере того как ребенок растет, пропорции ее тела изменяются: конечности удлиняют, а голова уже не кажется такой большой, как после рождения. Меняется также ее форма, но если ребенок все время лежит на одном стороне, головка может приобретать неправильную форму – с одного стороны может образоваться плоскость, которое очень часто беспокоит родителей. Считают, что во время сна ребенок набирает именно ту позу, которую она набирала внутриутробно, поскольку она остается для ребенка наиболее обычной и комфортной. У детей, которые болеют рахитом, вследствие уменьшения содержимого кальция, кости больше подвергаются изменениям, и деформация их бывает более выражена.

Во избежание деформации головы, надо периодически изменять положение малыша, перекладывая его то на одну сторону, то на другую.

Можно подкладывать свернутое валиком полотенце или пеленку под противоположную половину головы. Чем меньше времени ваш ребенок будет находиться в положении лежа, то меньше вероятность возникновения у него деформации головы. Если ваши усилия оказались напрасными, не впадайте в отчаяние: подрастая, ваш малыш все меньше времени будет проводить лежа на спине, а волосяной покров на головке увеличится, одно слово – красота обязательно победит!

Если вы замечаете, что ваш малыш постоянно держит голову в одном положении, будто наклонив ее набок, обратите на это внимание вашего врача. Иногда у детей может быть менее коротким одна из мышц шеи. Это состояние так и называется – кривошея и нуждается в лечении, а в некоторых случаях – оперативного вмешательства.

Позвоночник ребенка при рождении не имеет физиологических изгибов, как у взрослого, они формируются позднее – когда он начинает держать головку, сидеть, стоять. Мышцы, которые поддерживают позвоночник, еще не достаточно крепкие, чтобы справиться со своей функцией, поэтому, с одной стороны, постель у ребенка должна быть достаточно твердой, чтобы уберечь позвоночник от искривлений, с другой стороны, ребенок должен своевременно, соответственно возрасту, переходить из горизонтального положения в вертикальное, т.е. своевременно начинать сидеть, стоять, ходить. Если вы пользуетесь для прогулок с ребенком переносным рюкзачком «Кенгуру», знайте, что он обязательно должны отвечать возрасту, т.е. иметь специальное устройство, которое фиксирует головку и спинку, а время беспрерывного пользования им должно быть ограниченным: для первых месяцев не больше 1 часа, во втором полугодии – 1,5-2 часа.

Иногда дети рождаются с недостаточно сформированным тазобедренным суставом, медицинский термин – дисплазия; более обычный – вывих тазобедренного сустава.

Это не совсем одно и то же самое, но много родителей, которым знаком последний термин, обращают внимание на симметричность кожных складок на бедрах. Хотя это не всегда возможный и единственный признак, вы сделаете правильно, если обратите на это внимание и своевременно сообщите врачу о своих опасениях.

Вы должны знать, что к трехмесячному возрасту ребенка должен осмотреть специалист-ортопед.

Еще одной особенностью костной системы ребенка есть то, что у новорожденного совсем нет зубов. Это нормально, и их отсутствие никого не приводит в удивление. Вместе с тем родители обязательно следят за тем, чтобы они появились своевременно и очень волнуются, когда зубки малыша «опаздывают» с появлением. Конечно, беспокойство обосновано, и, хотя отсутствие зачатков зубов у ребенка – весьма редкое явление, позднее прорезывание зубов может быть симптомом некоторых заболеваний, например: рахита, гипотиреозу – недостаточной функции щитовидной железы и других.

Источник