Коррекционные занятия с ребенком зпр 4 года
Примерные варианты занятий педагога-психолога с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития
Занятие-ознакомление «Волшебный лес»
Цель: активизация отклика ребенка к совместной деятельности с педагогом.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
- активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
- учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
- познакомить с новым материалом «живой песок;
- показать правила поведения в песочнице.
Оборудование: аудио запись «Звуки леса», «Журчанье ручейка», стол для экспериментирования «Песок – вода», пособие «Живой песок», раскраска «Дерево», наглядные картинки «Лес», «Растения леса», игрушка рыбка, акварель, полотенце 2 штуки.
Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.
Ход занятия:
- Занятие на столе для экспериментирования в «бассейне» с теплой водой
Звучит музыка «Звуки леса».
Воспитатель показывает ребенку наглядные картинки с изображением леса, реки, растений леса: «Посмотри, это лес. В лесу растет много растений. В чаще леса течет река, а в реке камни». Педагог подводит ребенка к столу с двумя емкостями, в одной емкости теплая вода и стеклянные камни, другая пустая. Давай достанем камни из воды, посмотрим какие они». Используется музыкальное сопровождение «Журчанье ручейка».
Воспитатель читает стихотворение:
Намокли брюки и носки, заела мошкара.
Но не уйду я от реки, наверно, до утра.
Я в речке камешки нашел, что излучают свет!
Один – как мамины глаза – прозрачно-голубой;
Как виноградная лоза – зелененький другой.
А третий – белый, как снежок, я устоять не смог.
Достал я камешки с воды, на чистый бережок.
Ребенок достает все камни из воды в сухую емкость. Педагог просит ребенка показать по очереди синий, зеленый, белый камень. Предлагает сложить камни обратно в воду, сначала зеленые, потом синие и белые. Вытирают руки полотенцем.
- Пальчиковая гимнастика «В лесу»
Меж еловых мягких лап
(поглаживают ладони друг о друга)
Дождик как – кап – кап.
(постукивают по столу пальцами обеих рук)
Где сучок давно засох –
Серый мох, мох, мох.
(«мнут мох», сжимая энергично обе ладони)
Где листок к листку прилип,
(хлопают ладонями)
Вырос гриб.
(сводят руки над головой)
Педагог помогает ребенку разгибать и загибать пальцы, поглаживает ладони, делает легкий массаж пальчиков.
- Рисование акварелью
Педагог предлагает ребенку раскрасить дерево. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка приемам рисования.Используется музыкальное сопровождение «Звуки леса».
- Игра в песочнице
Хозяйкой в песочнице на данном занятии является белка. Белка приглашает ребенка в песочницу. Она проговаривает правило поведения в песочнице.
Хозяйка знакомит детей с правилами поведения.
Страну прошу мою любить.
В ней много волшебства.
Но вход в страну закрыт для тех,
Кто любит драться,
В глаза песком кидаться
И пробовать на вкус.
Кто не строит, а ломает,
Тот в страну не попадает.
Педагог предлагает сделать для белки лес, используя мелкие макеты деревьев, кустарников, фигурки животных леса. Важно дать ребенку поиграть, прочувствовать свойства песка.
- Заключение
Белка благодарит ребенка. Ей очень понравился лес. Белка прощается, песочница закрывается.
«В гости к рыбке»
Цель: активизация речи ребенка с помощью комплекса игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
- активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
- учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
- учить рисовать акварелью;
- закрепить правила поведения в песочнице.
Оборудование: аудио запись «Звук океана», стол для экспериментирования «Песок – вода», игровое пособие «Живой песок», раскраска «Рыбка», игрушка рыбка, акварель, полотенце 2 штуки.
Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.
Ход занятия:
- Занятие на столе для экспериментирования в «бассейне» с теплой водой «Достанем камушки»
Воспитатель показывает ребенку рыбку: «Посмотри, сегодня в гости к нам приплыла рыбка. Рыбка живет в воде, а в воде камни. Давай достанем камни из воды, посмотрим какие они». Используется музыкальное сопровождение «Звук океана».
Воспитатель читает стихотворение:
Намокли брюки и носки, заела мошкара.
Но не уйду я от реки, наверно, до утра.
Я в речке камешки нашел, что излучают свет!
Один – как мамины глаза – прозрачно-голубой;
Как виноградная лоза – зелененький другой.
А третий – белый, как снежок, я устоять не смог.
Достал я камешки с воды, на чистый бережок.
Ребенок достает все камни из воды в сухую емкость. Педагог просит ребенка показать по очереди синий, зеленый, белый камень. Предлагает сложить камни обратно в воду, сначала зеленые, потом синие и белые. Педагог и ребенок вытирают руки полотенцем.
- Пальчиковая игра «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг!
(делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг?
(приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
(разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)
Гостей встречает осьминог.
Педагог помогает ребенку разгибать пальцы, поглаживает ладони, делает легкий массаж пальчиков.
- Рисование акварелью
Педагог предлагает ребенку раскрасить рыбку. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка приемам рисования.Используется музыкальное сопровождение «Звук океана».
- Игра в песочнице
Хозяйкой в песочнице на данном занятии является рыбка. Рыбка приглашает ребенка поиграть. Она проговаривает правило поведения в песочнице. Педагог предлагает сделать много рыбок из песка, используя формочку. Формирует понятие много рыбок – одна рыбка.
- Заключение
Пальчиковая игра «Рыбки». Это более простой вариант пальчиковой игры.
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
(на последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются)
Разожмутся,
(пальчики сильно растопыриваются в стороны)
То зароются в песке.
(снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).
Педагог подводит итог занятия. Проговаривает: «Кто приходил в гости? Кого рисовали? Сколько рыбок сделали? Ты молодец! Умница!»
Предлагает ребенку поиграть в песочнице.Используется музыкальное сопровождение «Звук океана». После того как ребенок наиграется, рыбка прощается с ребенком, песочница закрывается.
«В гости к черепашке»
Цель: активизация речи ребенка с помощью комплекса игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
- учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
- вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
- учить рисовать акварелью;
- учить находить посуду по названию.
Оборудование: аудио запись спокойная музыка, стол для экспериментирования «Песок – вода», игровое пособие «Живой песок», раскраска «Пирог», акварель, полотенце 2 штуки, набор игрушечной посуды.
Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.
Ход занятия:
- Занятие на столе для экспериментирования в «бассейне» с теплой водой «Моем посуду»
Психолог говорит ребенку, что сегодня мы попали в гости к черепашке. Она предлагает испечь пироги, но сначала надо помыть посуду. Посуда расставлена на столе. Психолог дает ребенку указания: «Помой кружку, тарелку, ложку, вилку, кастрюлю». Педагог помогает ребенку в случае затруднения, подает названный предмет, называет цвет. Ребенок моет посуду и кладет в пустую емкость.
Педагог читает стихотворение:
Чайный мыли мы сервиз,
Дружно делали сюрприз.
Чашек было много.
Помогли немного.
Маме легче стало:
Их осталось мало.
(П. Иванов)
- Пальчиковая игра «Тесто»
Взрослый предлагает ребенку испечь пирог, помогает выполнять действия по тексту.
Тесто мы месили
(сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили:
(ладошки «лепят»)
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп,
(разводим руки)
Слепим мы большой пирог!
3. Рисование акварелью
Педагог предлагает ребенку раскрасить пирог. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить фигуру по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка через показ.Закрепляют название цветов. Используется музыкальное сопровождение.
- Игра в песочнице
Хозяйкой в песочнице на данном занятии является черепашка. Она проговаривает правило поведения в песочнице. Педагог предлагает сделать пироги из песка. Пироги украшаются цветными камнями. Закрепляется понятие «много».
- Заключение
Взрослый предлагает ребенку поиграть в песочнице. Используется музыкальное сопровождение.После того как ребенок наиграется, черепашка прощается с ребенком, песочница закрывается.
«В гости к зайчику»
Цель: активизация речи ребенка с помощью комплекса игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
- активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
- учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
- учить рисовать акварелью;
- учить называть цвет и название фруктов.
Оборудование: аудио запись «Звук текущей воды» и музыка для релаксации, стол для экспериментирования «Песок – вода», набор мелких овощей, игровое пособие «Живой песок», раскраска «Овощи», акварель, полотенце 2 шт.
Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.
Ход занятия:
- Занятие на столе для экспериментирования в модуле с теплой водой «Моем овощи»
Педагог объявляет: «Сегодня мы отправимся в гости к зайчику. Зайчик очень любит овощи. Перед тем как овощи есть их нужно помыть».Воспитательчитает стихотворение, потомдемонстрирует ребенку овощи, называет их:
Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
(Н. Довженко)
Ребенок моет овощи в теплой воде идостает в сухую емкость.
- Пальчиковая игра «Овощная ладошка»
В огороде много гряд.
(загибают пальцы поочередно)
Тут морковка и салат.
Огурцы тут и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
(сжимают, разжимают ладошки)
Нас прокормит круглый год.
Педагог помогает ребенку разгибать пальцы, поглаживает ладони, делает легкий массаж пальчиков.
- Рисование акварелью
Педагог предлагает ребенку раскрасить овощи. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить фигуру по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка приемам рисования через показ.
- Игра в песочнице
Хозяин в песочнице на данном занятии является заяц. Он проговаривает правило поведения в песочнице. Педагог предлагает «посадить» овощи на грядки. Грядки заранее сформированы педагогом. После показа ребенок «высаживает» овощи на грядки, классифицируя по внешнему признаку. Педагог делает вывод: «Всего посадили много овощей: помидоры, огурцы, морковь, картофель».
- Заключение
Пальчиковая игра «Овощи»
У девчушки Зиночки
(делают ладошки «корзинкой)
Овощи в корзиночке:
(сгибают пальчики, начиная с большого)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
(показывают большой палец)
Наша Зина – молодец!
Взрослый предлагает ребенку поиграть в песочнице. Используется музыкальное сопровождение (подойдет спокойная музыка для релаксации). Педагог-психолог наблюдает за ребенком, по необходимости фиксирует необходимую информацию. После того как ребенок наиграется, заяц прощается с ребенком, песочница закрывается.
«В гости к ежику»
Цель: активизация речи ребенка с помощью комплекса игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
- активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
- учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
- учить рисовать акварелью;
- учить называть цвет и название овощей.
Оборудование: аудио запись «Звук текущей воды» и музыка для релаксации, стол для экспериментирования «Песок – вода», набор мелких овощей, игровое пособие «Живой песок», раскраска «Фрукты», акварель, полотенце 2 шт.
Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.
Ход занятия:
- Занятие на столе для экспериментирования в модуле с теплой водой «Моем фрукты»
Педагог объявляет: «Сегодня мы отправимся в гости к ежику. Ежик очень любит фрукты. Перед тем как овощи есть их нужно помыть».
Воспитательчитает стихотворение, потомдемонстрирует ребенку овощи, называет и их:
Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
(Н. Довженко)
Ребенок моет фрукты в теплой воде и достает в сухую емкость.
- Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка»
Он, конечно, не один.
(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(показывают ладошками вокруг и на себя)
Фрукт для вас и для нас.
Педагог помогает ребенку разгибать пальцы, поглаживает ладони, делает легкий массаж пальчиков.
- Рисование акварелью
Педагог предлагает ребенку раскрасить фрукты. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить фигуру по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка через показ.
- Игра в песочнице
Хозяин в песочнице на данном занятии является ежик. Он проговаривает правило поведения в песочнице. Педагог предлагает испечь пироги с фруктами. Делают из песка несколько пирогов. После показа ребенок украшает пироги фруктами, классифицируя: яблочный пирог, вишневый пирог, банановый пирог. Педагог делает вывод: «Всего сделали много пирогов: вишневый, яблочный, банановый».
- Заключение
Взрослый предлагает ребенку поиграть в песочнице. Используется музыкальное сопровождение. Педагог-психолог наблюдает за ребенком, по необходимости фиксирует необходимую информацию. После того как ребенок наиграется, ежик прощается с ребенком, песочница закрывается.
«Бабушкин двор»
Цель: активизация речи ребенка с помощью комплекса игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик на совместные игры;
- активизировать кровообращение в руках с помощью игры в теплой воде;
- учить доставать игрушки из воды аккуратно, не разбрызгивая воду, способствуя развитию самоконтроля;
- учить рисовать акварелью;
- закрепить название овощей;
- учить называть домашних животных.
Оборудование: запись голосов домашних животных и музыка для релаксации, стол для экспериментирования «Песок – вода», набор мелких игрушек из серии «Домашние животные», игровое пособие «Живой песок», раскраска «Утка с утятами», кукла-бабушка, акварель, полотенце 2 шт.
Вид: индивидуальное занятие, коррекционно-развивающее.
Ход занятия:
- Занятие на столе для экспериментирования в модуле с теплой водой «Моем овощи»
Педагог объявляет: «Сегодня мы отправимся в гости к бабушке. Бабушка вырастила в огороде овощи. Перед тем как овощи есть их нужно помыть».
Воспитатель читает стихотворение, потом демонстрирует ребенку овощи, называет и их:
Ешьте овощи и фрукты
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
(Н. Довженко)
Ребенок моет овощи в теплой воде и достает в сухую емкость.
- Пальчиковая игра «Овощная ладошка»
В огороде много гряд.
(загибают пальцы поочередно)
Тут морковка и салат.
Огурцы тут и горох.
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
(сжимают, разжимают ладошки)
Нас прокормит круглый год.
Педагог помогает ребенку разгибать пальцы, поглаживает ладони, делает легкий массаж пальчиков.
- Игра в песочнице
Хозяйкой в песочнице на данном занятии является бабушка. Бабушка просит сделать ей двор. Педагог с ребенком делают забор из счетных палочек. Палочки разного цвета, педагог называет цвет каждой палочки, ребенок по возможности повторяет. Важно положительно оценивать каждый ответ ребенка, даже если это начальный слог или буква. Педагог объясняет: «Во дворе у бабушки живет корова. Как корова кричит?» В песочнице появляется фигурка коровы. «Во дворе у бабушки живет утка. Как утка кричит?» Так в песочнице появляются фигурки других домашних животных.
- Рисование акварелью
Педагог предлагает ребенку раскрасить утку с утятами. Учит правильно макать кисточку в воду, набирать краску, обводить фигуру по контуру, закрашивать фигуру. Работа выполняется совместно, педагог ненавязчиво учит ребенка через показ. Идет работа над формированием словаря (утка, утята).
- Заключение
Пальчиковая игра «Бабушка»
Наша бабушка идет.
(пальцами обеих рук изображают очки)
И корзиночку несет.
(ладони рук соединить в «тарелочку»)
Сядет тихо в уголок,
(садятся)
Вяжет деточкам чулок.
(имитация вязания спицами)
Вдруг, котятки прибежали,
(движение «кошечка» кистями)
Все клубочки разобрали.
(поочередные хватательные движения рук)
Взрослый предлагает ребенку поиграть в песочнице. Используется музыкальное сопровождение. Педагог-психолог наблюдает за ребенком, по необходимости фиксирует необходимую информацию. После того как ребенок наиграется, бабушка прощается с ребенком, песочница закрывается.
Источник
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №2051»
Юридический адрес: 111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2
Тел (факс): (499) 588-00-50, : 2051@edu.mos.ru
«Утверждаю»
Директор ГБОУ г. Москвы «Школа № 2051»
___________Семёнова Е.Н.
«____»_____________________2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 4-5 ЛЕТ
(составлена на основе Программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик»)
Программу составил:
педагог-психолог
О.А. Поморцева
Программу реализовывает:
педагог-психолог
О.А. Поморцева
Москва 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
В последние годы количество детей с ограниченными возможностями стремительно растет. У разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Трудности, которые испытывают дети с диагнозом ЗПР, обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов). Задержка психического развития детей в раннем дошкольном возрасте поддаётся психолого-педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде.
Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции.
Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР, так К.С. Лебединской предложена клиническая систематика детей с задержкой психического развития. Ею было выделено четыре варианта ЗПР.
- Задержка психического развития конституционального происхождения.
При данном варианте развития эмоционально-волевая сфера у детей находится на более ранней ступени развития. Характерной особенностью является преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, наблюдаемые у этих детей, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности ребенка в целом. В целом при хорошей коррекционной работе эти дети могут догнать своих сверстников и обучаться в массовой школе.
- Задержка психического развития соматогенного происхождения.
Данный вариант обусловлен длительной соматической недостаточностью личного происхождения: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, детскими неврозами, астенией. Соматогенный инфантилизм обусловлен рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью. Такие дети редко посещают детский сад, они в основном воспитываются дома, в результате чего их круг общения ограничен, нарушены межличностные отношения.
- Задержка психического развития психогенного происхождения.
Этот вариант развития связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные условия окружающей среды, рано возникшие, детально действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических. В первую очередь страдает эмоциональное развитие ребенка.
- Задержка психического развития церебрально – органического происхождения.
У детей данного варианта развития имеется органическое поражение центральной нервной системы, но оно носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально – волевой сфере, так и в познавательной деятельности.
Детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы усвоению определенного материала. У них не сформированы необходимые для обучения умения и навыки, недостаточно знаний для усвоения программного материала. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности.
Актуальность программы.
Статистика показывает, что на сегодняшний день каждый десятый ребенок имеет недоразвитие познавательных процессов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальных и наиболее сложных теоретических и практических проблем современного общества. В большинстве случаев та работа, которая проводится с ребенком с диагнозом ЗПР в условиях массовых не специализированных детских садах, не ведет к преодолению отставания в развитии, и эти дети фактически выпадают из учебного процесса, когда они начинают обучаться в массовой общеобразовательной школе. В связи с этим важное значение приобретает коррекционная, развивающая работа с данной группой детей в условиях «Кабинета психолого-педагогической коррекции», где проводится комплексное обучение и развитие детей с ограниченными возможностями.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР в соответствии с возрастной особенностью.
Психологические особенности детей 4-5 лет в норме.
ВОСПИЯТИЕ:
-называют форму, на которую похож тот или иной предмет.
-находят в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздают сложные.
-способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку.
-разбирают и собирают четырехсоставную матрешку, пирамидку.
-складывают разрезные картинки из 3-4 частей.
ПАМЯТЬ:
-объем памяти возрастает.
-запоминают 5-6 картинок
-способны, принят задачу на запоминание.
-понять поручение взрослых.
МЫШЛЕНИЕ:
-наглядно-образное мышление, которое определяет качественно новую ступень в развитии ребенка. Решить задачу способен не только в практических действиях с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.
ВООБРАЖЕНИЕ:
-появляется оригинальность и произвольность.
-дети начинают фантазировать.
ВНИМАНИЕ:
-увеличивается устойчивое внимание.
-способен 15-20 мин. выслушать информацию.
РЕЧЬ:
-словарь детей увеличивается до 2000 слов и более.
-пользуется сложными фразами и предложениями.
-пересказывают сказки.
-взрослый представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной информации.
ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ:
– ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.
-в группах начинают выделяться лидеры.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА:
-ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать.
-ранимость – это не проявление индивидуальности, а особенность возраста.
-начинают интересоваться своей половой принадлежностью.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
– становиться совместной, появляются ролевые взаимодействия.
-игровые действия выполняются не ради самих игр, а ради смысла игры.
-преобладают однополые игровые общения.
-девочки играют в «семью», в «принцесс».
-мальчикам интересны игры в строителей, полицию.
-появляются игры соревнования – формируется мотивация достижения успеха.
-двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторике
Цель программы:
Создание условий для естественного психологического развития ребенка
Задачи программы:
- Создавать условия для проявления познавательной активности.
- Способствовать самопознанию ребенка.
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
- Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.
- Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
- Создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
- Формировать умение подчинять свое поведение нравственным нормам.
Новообразования:
- Предвосхищение результата деятельности.
- Активная планирующая функция речи.
- Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
Групповые занятия:
Занятия проводятся в подгрупповой форме, 2 раза в неделю (1 занятие на развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативной сферы, 1 занятие на развитие познавательной сферы дошкольников). Количество детей в группе 3-4 человека. Время занятий 20-25 минут.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики, в частности 4- 5 лет – развитие эмоциональной сферы, коммуникативной сферы.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий
– Аудио – видеотека;
– фонотека и фильмотека;
– настольно – печатные игры;
– предметные игрушки;
– доска;
– цветные маркеры;
– пластилин;
– краски, карандаши, фломастеры;
– писчая и цветная бумага;
– строительный материал;
– ковер.
Принципы проведения занятий
– Системность подачи материала
– наглядность обучения;
– цикличность построения занятия;
– доступность;
– проблемность;
– развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.
Этапы:
1. Организационный этап – создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Мотивационный этап – выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике;
4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа:
Включает в себя входную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Планируемый результат:
Одним из важнейших итогов данной программы является интеллектуальная база ребенка, которая предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, рациональный подход к деятельности, логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию.
Важные аспекты:
1. Повышение уровня познавательной активности.
2. Самопознание ребенка.
3. Развитие произвольности.
4. Совершенствование сенсорной функции.
5. Совершенствование коммуникативных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы.
6. Повышение общего уровня познавательного развития, осведомленности, пространственно-временных представлений.
Тематическое планирование психологических занятий
для детей 4-5 лет
Месяц | № | Темя занятия | Кол-во часов |
Сентябрь | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Диагностика развития детей. Знакомство. Давайте дружить. Волшебные слова. Осень. Признаки осени. Деревья осенью. Правила поведения на занятиях. Дикие животные осенью. Домашние животные осенью. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Октябрь | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Радость, грусть. Огород. Овощи. Гнев. Сад. Фрукты. Удивление. Лес. Грибы и лесные ягоды. Испуг. Игрушки. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Ноябрь | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Спокойствие. Одежда. Словарик эмоций. Обувь. Цвет, форма, величина. Кухня. Посуда. Словарик эмоций. Квартира. Мебель. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Декабрь | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Зима. Зимующие птицы Свойства предметов (тяжелый-легкий, сухой-мокрый). Домашние животные зимой. Дикие животные зимой. Комнатные растения. Новогодний праздник. В гостях у сказки. В гостях у сказки. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Январь | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Мои помощники глазки. Домашние животные и их детеныши. Мои помощники ушки. Дикие животные и их детеныши. Мой помощник носик. Грузовой и пассажирский транспорт. Мой помощник ротик. Профессии на транспорте. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Февраль | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Мои помощники ручки. Домашние животные и их детеныши. Мои помощники ножки. Профессии. Продавец. Из чего же сделаны наши мальчишки? Профессии. Почтальон. Защитники отечества. Дикие животные и их детеныши. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Март | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Из чего же сделаны наши девчонки? Весна. Приметы весны. Страна Вообразилия. Мамин праздник. Профессии мам. Прогулка по городу. Обобщение. Первые весенние цветы. Здравствуй, Весна! Цветущие комнатные растения. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Апрель | 1 2 3 4 5 6 7 8 | День смеха. Дикие животные весной. Космос. Весенние работы на селе. Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина). Домашние животные весной. В гостях у сказки. Птицы прилетели. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Май | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Восприятие свойств предметов. Насекомые. Правила личного этикета. Рыбки в аквариуме. Я знаю, я умею, я могу. Правила дорожного движения. Лето. Цветы на лугу. Итоговая диагностика развития. | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Список используемой литературы.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
- Т.Ю. Бардышева «Мой мизинчик, где ты был?», «Привет, ладошка!» –
«Карапуз», 2016г.
- Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова
Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- С. Гаврилина, Н. Кутявина, И. Топоркова, С. Щербинина.
Знакомство с окружающим миром.
- С.В. Крюкова, Н.И. Донскова «Удивляюсь, злюсь, боюсь…»
- О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Лабиринт души». Терапевтические сказки.
- Н.С. Русалова . Дидактический материал.
- Развивающие настольные игры, пазлы, аналогии, лото.
«Цвет и форма» ОАО «Радуга», Забавы в картинках «Что перепутал художник», Московская мозаика «Кто чья мама?», «Где