Коррекционные игры на развитие ребенка

Александра Комар
Коррекционные игры

Коррекционные игры и упражнения для детей с преобладанием холерического и сангвинического темперамента

«Море волнуется» (произвольность поведения чувств).

Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два,море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

«Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).

Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.

«А-а-ах!» (тренировка умения владеть своими чувствами).

Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» — с тем чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать.

«Да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).

Инструкция. Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы «да» и «нет».Например: «Ты ходишь в школу?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Игры для детей разного типа темперамента

ИГРА «ДОБРЫЙ БЕГЕМОТИК»

Цель: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.

Содержание: Дети встают в шеренгу. Взрослый говорит, что все вместе они — маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впередистоящего.

Взрослый просит каждого ребенка погладить сво его соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке.

Затем взрослый просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу-малу», ко всеобщему удовольствию всех участников.

ИГРА «САМОЛЕТ ЛЕТИТ ПО НЕБУ»

Цель: Развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию.

Содержание: Дети стоят в кругу.Взрослый говорит:

– Самолет летит по небу,

В самолете я лечу.

Дети изображают руками крылья самолета, гудят.

Взрослый говорит:

– На машине я поеду,

Если только захочу.

Дети изображают, как они едут в машине, держат ся за руль, рычат, подражая звуку мотора.

Взрослый выполняет движения вместе с детьми.

ИГРА «МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ»

Цель: Развитие эмпатии детей, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара детей.

Содержание: Дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечиками друг к другу. Взрослый бросает кому-либо из них плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку). Ре бенок, поймав игрушку, должен прижать ее к себе, на звать ласковым именем и передать (или перебросить) ее другому ребенку.

Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как дети с трудом находят ласковое имя для попугая, не умеют передавать игрушку кому-либо из играющих. Но затем, по мере освоения этих операций, темп игры, как правило, ускоряется.

Примечание: Для более старших детей, которые уже умеют говорить,можно использовать стихотворное сопровождение:

Мой хороший попугай,

Мне его скорее дай.

Он красивый, он хороший

И еще.

ребенок добавляет свое ласковое слово,например:

Он добрый очень.

ИГРА «ПАУЧКИ И КОМАРЫ»

Цель: Развитие координации движений, навыков взаимодействия, сплочение группы.

Содержание: Все дети — «комарики» — ходят, бегают по ковру.

Двое детей берутся за руки — это «паучки». Они пытаются свободными руками поймать и заманить в «па утину» как можно больше «комаров».

Когда все «комары» будут пойманы, дети берутся за руки и танцуют все вместе.

ИГРА «КОЛОКОЛЬЧИК»

Цель: Развитие координации движений, умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.

Содержание: Все дети сидят в кругу на стульчиках. Стулья должны стоять как можно плотнее друг к другу. Один из детей встает в центр круга — он водящий. Дети, сидя щие в кругу, передают друг другу колокольчик (он дол жен быть со звонким, отчетливым звуком). Задача во дящего — дотронуться до того ребенка, у которого в руках колокольчик. Как только ему это удастся, он садится на стул, а место водящего занимает тот, кого «поймали» с колокольчиком в руках.

ИГРА «ПОКАЖИ НОС»

Цель: Развитие слухового внимания, обучение детей ориентации на своем теле.

Содержание: Все играющие стоят напротив взрослого,который говорит им:

– Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте

И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу

И при этом покажу.

Далее взрослый называет вслух (можно вместе с детьми и одновременно показывает на себе) какую-либо часть лица,тела:

«Уши-уши» — все показывают уши. «Глазки-глазки» — все показывают глазки. «Ручки-ручки» — все показывают ручки и т. д.

Примечание: Когда дети привыкнут к этой инструкции,взрослый может усложнить игру: он специально путает детей — называет одну часть тела или лица, а показы вает другую. Дети должны заметить это и не повторить неверное движение. Взрослый может помогать им, изменяя интонацию, хитро улыбаясь, тем самым заостряя внимание на каком-либо движении.

ИГРА «ЛЯГУШКИ»

Цель: Развитие умения подчиняться словесной инструкции, формирование чувства ритма, развитие коорди нации движений, снятие излишней двигательной активности, сплочение группы.

Содержание: Все дети сидят на маленьких подушечках-думочках.

Затем они начинают передвигаться на этих подушках по ковру и приговаривают все вместе:

Две лягушечки с утра

Съесть хотели комара.

Далее взрослый говорит:

Комары все улетели,

И лягушки их не съели.

Дети встают с подушек и все вместе пляшут,взявшись за руки и припевая:

Тара-ра, тара-ра,

Веселиться всем пора.

ИГРА «КЕНГУРУ»

Цель: Обучение детей двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера.

Содержание: Дети разбиваются на пары (совсем маленьких детей расставляет взрослый). Один ребенок — «кен гуру» — стоит, второй — «кенгуренок» — сначала встает к нему спиной, а затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача — не расцепляя рук, пройти в таком положении до воспитателя (до стены, до окна.).

Примечание: В эту игру охотно играют дети 2,5—3 лет Более младшие дети могут играть в нее не со сверстниками, а с ма мой, со старшими братом или сестрой.

ИГРА «ЧЕРЕПАХА»

Цель: Знакомство с домашними животными, развитие слухового внимания.

Содержание: Дети стоят в кругу. Взрослый называет животное, дети отвечают характерным для этого животного звуком.

Например:

Собака — «Гав-гав.» Кошка — «Мяу-мяу.» Корова — «Му-му.»

Но как только взрослый говорит: «Черепаха», —

все дети приседают (можно еще прижать подбородок к груди).

До начала игры, особенно с самыми маленькими детьми, взрослый многократно повторяет характерные для домашних животных звуки. Кроме того, он объясняет, чем отличается черепаха от названных животных, показывает картинку с ее изображением, рассказывает, как и почему черепаха прячет голову в панцирь.

Для детей постарше можно усложнить условие игры, добавив названия диких животных, объяснив разницу между домашними и дикими животными. С этой це лью можно использовать как соответствующие игрушки, так и картинки с изображением животных.

ИГРА «ИЩУ ДРУГА»

Цель: Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

Содержание: Для проведения игры необходимо иметь набор игрушек, среди которых должно быть 2—3 зайчика, 2—3 мишки, 2—3 рыбки и т. д. Каждому ребенку выдается игрушка.

Взрослый говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музы ка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки одного-двух друзей. На первом этапе взрослый показывает детям все игрушки, заостряя их внимание на том, что в наборе не один зайчик, а два или три, не один мишка, а два или три.

Когда начинает звучать музыка, дети ходят по ком нате и ищут детей с парными игрушками, то есть по дыскивают своей зверюшке друга. Когда друг (пара) будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.

ИГРА «САМОЛЕТЫ»

Цель: Развитие воображения, слухового внимания, умения быстро подчиняться инструкции взрослого.

Содержание: Дети находятся на одной стороне площадки (комнаты) или в кругу. Взрослый стоит перед ними и по казывает,как заводит двигатель самолет: делает вращательные движения руками перед грудью и произносит; «Р-Р-Р.» Дети повторяют движение и звук,

указанные взрослым.

Взрослый дает сигнал «Полетели!», и дети сразу разводят руки в стороны и «летают», то есть бегают по комнате в разных направлениях.

Как только взрослый дает сигнал «На посадку», все дети должны остановиться и присесть (или сесть на стульчики).

ИГРА «ПОМОГИ ТАНЕ»

Цель: Воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.

Содержание: Взрослый говорит,что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. Для более старших детей каждую игрушку можно разделить не на две, а уже на три-четыре части.

Полученные детали раздают детям — каждому ребенку по одной — и просят их помочь Тане починить ее игрушки.

Задача малышей — найти отдельные части игрушки и соединить их.

С совсем маленькими детьми или «особыми»деть ми на первых порах можно играть в эту игру вдвоем: ребенок и взрослый.

ИГРА «ЗАЙЧИК»

Цель: Развитие эмпатии, координации движений, умения взаимодействовать с другими детьми, подчинять ся общему ритму игры, управлять своим телом, движениями.

Содержание: Дети (5—6 человек) вместе с воспитателем держат за края небольшую скатерть или пеленку, на которой лежит игрушечный зайчик.

Сначала дети плавно качают пеленку и говорят:

Зайчик, зайчик крепко спит

И шуметь нам не велит.

Затем взрослый ускоряет ритм движения и вместе с детьми говорит:

Зайка глазки открывает,

За морковкой убегает.

Далее взрослый еще более энергично раскачивает пеленку,

даже слегка подбрасывая зайчика,и снова вместе с детьми говорит:

Он бежит от волка прочь.

Мы хотим ему помочь.

Взрослый постепенно замедляет темп,дети говорят:

Успокойся, зайчик-зайка.

Ляг в кровать и засыпай-ка.

После этих слов движения становятся совсем плавными,

и дети со взрослым как можно тише,спокойнее говорят:

Зайчик-зайчик крепко спит

И шуметь нам не велит.

Тсссссссссс.

ИГРА «КОРШУН»

Цель: Развитие внимания, быстроты реакции, умения следовать инструкции взрослого, обучение навыкам взаимодействия с детьми.

Содержание: Взрослый надевает шапочку курочки и говорит, что все дети — «цыплята» — живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками.

Затем «курочка» с «цыплятами» гуляют (ходят по комнате).Как только взрослый говорит: «Коршун» (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и по чему цыплятам следует его избегать, все дети бегут обратно в домик.

После этого взрослый выбирает другую «куроч ку» из числа играющих детей. Игра повторяется.

В заключение взрослый предлагает всем детям выйти из «курятника» и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать.

Рекомендации родителям по воспитанию детей различных типов темпера мента

Ребенку-меланхолику лучше иметь в семье очень близкого чело века, с которым он мог бы постоянно делиться своими проблемами. При общении с ребенком лучше предлагать ему такие занятия, как рисование, лепка, мягкие игрушки. Дети-меланхолики любят животных, которых можно приласкать и погладить. Грубое обращение с маленькими меланхоликами неприемлемо.

С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиник быстро переключается с одного занятия на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должны быть разноплановые не скучные игры.

Дети-холерики также любят подвижные игры. Им рекомендуют за ниматься плаванием, прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии по сторонних, ребенку необходимо помочь научиться держать себя в руках.

Детям-флегматикам рекомендуются следующие виды деятельности: занятия лепкой, рисованием. Родители также могут развивать фантазию ребенка.

Игры для детей различного типа темперамента

Меланхолики – игра с лентами под медленную спокойную музыку; конструкторы; настольные игры; игра с большим мячом; игры с водой; экспериментирование с красками; «Мой хороший попугай

Сангвиники – рвать бумагу и играть с ней; хороводы; игры с водой, песком; игры с подушками; «Лягушки»

Холерики – игры с кеглями; «Непослушные шарики»; «Коршун»; «Кенгуру»; «Покажи нос»

Флегматики – «Помоги Тане»; игры-эксперименты; Puzzle

Источник

РЕЛАКСИРУЮЩИЕ УПРАЖЕНИЯ

«Пляж»

Для детей с 4 лет

Количество детей: не больше 15 чел.

Длительность упражнения: от 3 до5 мин.

Предложите детям лечь закрыть глаза, и представить, что они лежат на пляже на тёплом песке и загорают. Ласково светит солнце и согревает своим теплом. Веет лёгкий ветерок. Все отдыхают и слушают шум прибоя, крики чаек над морем. Нужно прислушаться к своему телу, почувствовать позу в которой лежишь, если неудобно перевернуться на живот/спину для того чтобы было максимально удобно и можно было полностью расслабиться. Затем нужно попробовать представить себя целиком и запомнить, задержать в своём воображении этот образ (пауза)… После потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша встаём.

«Ковёр-самолёт»

Для детей с 4 лет

Количество детей: не больше 15 чел.

Длительность упражнения: от 3 до 5 мин.

Предложите детям лечь на спину, закрыть глаза и представить, что мы ложимся на волшебный ковёр самолёт; ковёр плавно и медленно поднимается, несёт нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают…Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озёра. Постепенно ковёр-самолёт начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаём.

«Снеговик»

Для детей с 3 лет

Количество детей: любое

Ведущий и дети превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щёки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу. Затем ведущий говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал постепенно таять».  Дети постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

«Камень-верёвка»

Для детей с 3 лет

Количество детей: любое

Ведущий просит детей сильно сжать кулачки, чтобы они стали крепкими, как камешки. Затем расслабить руки – сделать их мягкими, как верёвочки. Упражнение повторяется 5-10 раз.

«Гора с плеч»

Для детей с 3 лет

Количество детей: любое

Чтобы расслабиться, стряхнуть с себя усталость, ведущий предлагает детям встать, широко расставив ноги, поднять плечи, отвести их назад – вдох, представить, что им на плечи легла целая гора и дети её держат; опустить плечи – выдох, поставили гору на место. Упражнение повторяем 5-10 раз.

«Надоедливая муха»

Для детей с 3 лет

Количество детей: любое

Ведущий предлагает представить, что все лежат на пляже, загорают, солнышко ласково согревает нас. Вдруг прилетела и села на лоб муха. Чтобы её прогнать нужно, пошевелить бровями. Муха кружиться возле глаз – нужно поморгать, похлопать ими, прищуривать поочерёдно левый и правый глаз. Затем муха перелетает на щёку с одной на другую – ими тоже нужно подвигать, надувать и сдувать по очереди, затем на рот, ртом нужно тоже подвигать влево вправо, попытаться сдуть муху. И наконец, муха садиться на подбородок – нужно подвигать челюстью, покрутить головой, помотать.

Упражнение «Порхание бабочки».

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты.

Ведущий включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг над которым вы летите. Посмотрите сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».

Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.

Упражнение «Цветок».

Включается спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте на корточки, опустите голову и руки.

Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы.

Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок.

Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо – влево.

А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда были цветами».

Упражнение «Необычная радуга».

Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыплёнка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

«Злые – добрые кошки»

Цель: снятие мышечного эмоционального напряжения.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, СДВГ.

Количество играющих: любое.

Возраст: с 2х лет.

Описание игры: Дети встают на четвереньки и по команде превращаются то в злых, то в добрых кошечек. Злые кошки шипят и царапаются (изображают), добрые ласкаются и мяукают.

«Спортсмены»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.

Количество играющих: любое.

Возраст: с 3 лет.

Описание игры: на пол положите обруч или очертите круг. Каждый ребёнок становиться в круг, за его края выходить нельзя, затем даётся команда изображать каратиста, боксёра, делая энергичные махи руками и ногами. Активные движения и поддержка ведущего помогают детям выплеснуть агрессивную энергию, способствуют эмоциональной разрядке.

«Ассоциации»

Цель: получение обратной связи, развитие рефлексивных способностей, развитие воображения, образного мышления.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Количество играющих: группа детей.

Возраст: 6-7 лет.

Описание игры: выбирают водящего, он выходит из комнаты, а остальные в это время договариваются, кого из детей они загадают. Затем водящий возвращается и задаёт вопросы о загаданном: каким деревом, цветком, птицей или животным мог быть этот ребёнок. Водящий по ассоциациям должен угадать, кого загадали дети.

Примечание: Ведущий перед началом игры оговаривает, что ассоциации не должны быть обидными, можно проговорить на какие бы сравнения дети могли обидеться. После игры нужно устроить обсуждение выявленных положительных и не очень сравнений, и предложить детям высказать своё мнение как можно изменить то, что показалась не очень приятным. (н-р: дети загадали, что Вася кактус, нужно предложить варианты как Васе стать более дружелюбным, может менее агрессивным и т.д.) При проговаривании отрицательных сравнений обязательно закончить чем-нибудь положительным о ребёнке которого загадывали.

«Третий лишний»

Цель: развитие внимания, ловкости и быстроты реакции.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: чётное, не менее 10-ти.

Описание игры: играющие разбиваются на пары и становятся по кругу на расстоянии 1-2 м друг от друга. В парах игроки становятся один за другим. Затем выбирают водящих, один из них за кругом убегает от другого. Когда первый водящий пробегает два полных круга или видит, что ему не уйти от погони, он становиться впереди любой пары. Тогда стоящий сзади становиться водящим и убегает от второго водящего. Если водящий осалил убегающего, то они меняются ролями. Водящим нельзя перебегать через круг, в этом случае он становиться догоняющим.

«Замок»

Цель: развитие мелкой моторики, самомассаж.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: ведущий читает стихотворение, а дети выполняют определённые движения, разученные заранее.

На двери висит замок

(Пальцы рук сжаты в «замок»)

Кто открыть его бы мог?

(Дети соединяют пальцы в «замок» и разжимают несколько раз)

Потянули…

(Руки, соединённые в «замок» вытягивают вправо, затем влево.)

Покрутили…

(Руки, соединённые «замком», вытягивают вперёд, затем к себе.)

Постучали…

(Пальцы в «замке», ладошками хлопают – несколько раз.)

И – открыли!

(Пальцы разъединяются, ладони держат на весу параллельно друг другу.)

Примечание: развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой, а также различные игры –имитации (н-р животных) направленные на развитие координации и крупной моторики.

Войди в круг – выйди из круга

Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 6-7 лет

Количество играющих: не больше 12-15 чел.

Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищем, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остаётся за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг – уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удаётся пробиться в центр круга, то пропустивший его становиться водящим.

Примечание: взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходиться совсем трудно. В такой игре ребёнок учиться договариваться, проявлять твёрдость или уступать когда это необходимо.

Старенькая бабушка (ролевая игра)

Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 15-20 чел.                          

Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на три команды – бабушки (дедушки), внуки (внучки), автомобили, а также выбирается ребёнок на роль врача. «Старичкам» завязывают глаза – они очень старенькие поэтому ничего не видят, и их нужно перевести через дорогу и отвести к врачу. Идти придётся через оживлённую улицу где ездит много машин. Проводить старичков нужно так чтобы их не задела машина. Затем медом очерчивают дорогу, а несколько детей изображают машины и бегают туда-сюда. Задача внуков не только перевести через дорогу, но и показать врачу, помочь купить лекарство в аптеке, а затем привести домой – в место откуда начали игру.

Примечание: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям. В процессе игры взрослый регулирует по необходимости отношения между играющими.

«Добрый стул»

Цель: сплочение группы, создание комфортной атмосферы в группе, развитие эмпатии, нравственных качеств детей, повышение статуса «непопулярных детей», коррекция агрессивности, деструктивных форм поведения.

Ведущий ставит в середину круга стул и говорит, что это не простой стул, а добрый, тот, кто на него садиться слышит от окружающих только самые хорошие о себе слова. Дальше дети по очереди говорят что-то приятное о ребёнке, сидящем на стуле.

«Ласковые лапки»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, создание комфортной атмосферы в группе, развитие эмпатии, коррекция агрессивности, деструктивных форм поведения.

Один ребёнок садиться в круг, ему завязывают глаза и дети по очереди молча и ласково к нему прикасаются, ребёнок должен отгадать кто к нему прикоснулся.

«Поменяйтесь местами те кто..»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, создание комфортной атмосферы в группе.

Дети стоят в кругу, ведущий предлагает поменяться местами тем, кто любит шоколад, у кого есть в одежде синий цвет, кто пришёл сегодня в хорошем настроении и т.д. инструкции могут быть любимыми в зависимости от возраста детей.

«Зеркало»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности чувствовать эмоциональное состояние, настроение другого человека.

Дети разбиваются на пары, поворачиваются лицом друг другу. Один ребёнок выполняет роль зеркала и повторяет за другим все его движения, копирует мимику, потом дети меняются местами.

Игровое упражнение «Злость»

Цель: Развитие способности детей понимать собственное эмоциональное состояние и состояние других людей.

В кругу обсудите с детьми какое лицо у человека, когда он злиться? Когда мы злимся? Как по их мнению выглядит злость?

Какого она цвета? С какой погодой её можно сравнить? На какой из окружающих предметов она похожа? А как она может звучать? После обсуждения последнего вопроса предложите прослушать музыкальную композицию, подобранную под эту эмоцию. После этого предложите нарисовать злость, так как дети себе её представляют. В конце расскажите детям, что когда они злятся они могут: покричать в специальный «мешочек для криков», постучать надувным молотком по мягким модулям, порвать на мелкие кусочки бумагу, измять её, подойти к «дорожке гнева» (небольшая массажная дорожка или коврик, с крутящимися деталями используемый только для этих целей). Также можно предложить детям обсудить эмоцию радости, страха, обиды, грусти. В процессе обсуждения можно использовать карточки с изображением различных эмоциональных состояний.

Источник