Коррекционное развитие ребенка средствами
МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИЙ У ДЕТЕЙ
М.Ю. Смыслова
Согласно данным федеральной службы государственной статистики за период с 2012 по 2018 год численностей детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Российской Федерации возросла с 561 000 до 655 000 человек. Эта цифра может увеличиться до 1000 000 если применить международные критерии оценки, и имеет неуклонную тенденцию к росту.
Весь спектр проблем, связанных с детской инвалидностью расходится подобно кругам на воде и негативно влияет на социальную, культурную, политическую жизнь общества. Таким образом, перед государством и обществом в целом, встает задача совершенствования политики и социальной защиты данной категории детей с целью уменьшения негативных тенденций явления детской инвалидизации.
Одним из наиболее актуальных способов достижения этой целей является модификация системы оказания комплексной ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям группы риска и их семьям. В настоящее время наблюдается нехватка доступных протоколов, направленных на выявление и коррекцию нарушений и задержки в развитии детей раннего возраста и потому представляется целесообразным дополнить существующие программы положениями из методик раннего развития детей, которые используются по всему миру.
Методика Глена Домана уделяет большое внимание двигательной активности ребенка, исходя из положения, что передвижение – это основа жизни. Возможно дополнение программ коррекций нарушений в развитий динамической гимнастикой, программами развития равновесия и улучшения дыхания. Высокоразвитый интеллект берет свое начало в человеческой подвижности и деятельности рук [1;5]. Многосторонние знания об окружающем мире достигаются по данной методике путем ежедневного стимулирования мыслительной среды с помощью комплектов карточек с картинками, наборами слов и точек для обучения ребенка общению, чтению, счету.
Стимулировать развитие речи, путем улучшения фотографической памяти возможно используя флеш-карточки по методике японского ученого Макото Шичида. Информация малышу подается в виде сменяющихся картинок с различными тематическими изображениями. Занятия с таким видом материала позволяют расширить словарный запас, общие знания ребенка, а также развить предрасположенность к различным языкам. Особая роль в обучении по методике отводится родителям – они постоянно присутствуют на занятиях, принимают в них активное участие, хвалят ребенка, что дает детям чувство защищенности и уверенности в своих силах и, в конечном итоге, способствует гармонизации отношений в семье.
Позитивное социальное поведение может быть достигнуто в ходе сенсомоторных занятий по методикам Марии Монтессори. Получение знаний достигается путем использования специальной развивающей среды, сформированной с учетом сензитивных периодов развития ребенка, задействующей все органы чувств ребенка и дающей ему стимулы к развитию. Строгая логическая организация рабочего пространства позволяет детям успокоиться, сосредоточиться, таким образом уменьшаются проявления агрессивности, гиперактивности. Для ребенка порядок – это земля на которой мы стоим [2;77]. Целесообразным представляется наполнение развивающей среды пособиями по методикам Сегена, Кюизенера, Дьенеша. Задания на их основе помогут ребенку раскрыться с творческой стороны, стать самостоятельнее.
Использование различных методик раннего развития в качестве дополнения психолого-педагогического воздействия помогает достигнуть нормализации функций, нормализовать темп и ход психического развития и предупредить развитие вторичных нарушений.
Литература:
- Доман Г. Гармоничное развитие ребенка – М.: «Аквариум», 1996. – 219 с.
- Монтессори М. Дети-другие – М.: «Карапуз», 2004. – 336 с. – (Педагогика детства)
Источник
Статья.
Тема: Формы коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста
Выполнена:
Обуховой Анастасией Александровной
Введение
В современном мире всё возрастает количество детей с особенностями в индивидуальном развитии и особыми образовательными потребностями. Поэтому очень важным и острым становиться вопрос, связанный с социальной адаптацией и организацией помощи таким детям. Ведь они будущее современного мира и должны стать полноценными членами современного общества.
В следствие вышесказанного в специальном образовании главную роль отдают проблеме ранней диагностики дефекта. По мнению специалистов, многие важные в дальнейшем развитии ребёнка периоды приходятся на ранний возраст. Поэтому в современной России разрабатываются специальные программы обучения и воспитания, направленные на раннюю помощь и коррекцию детей со специальными потребностями.
В отличии от педагогов прошлого в настоящее время специалисты нацелены на максимальное сокращение разрыва между выявлением нарушения в развитии ребёнка и началом его коррекции, как следствие предоставление специальных образовательных услуг начинается с младенческого возраста. Считается, чем раньше начнётся целенаправленный процесс коррекционно-педагогический помощи ребенку, тем больше шансов на максимальную эффективность работы.
В соответствии с этим, считаю важным поставить для себя следующую цель – обоснование и выявление основных форм коррекционно-педагогической работы с детьми раннего (дошкольного) возраста, как одной из социально значимых тем в педагогической работе.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
проанализировать имеющуюся по данному вопросу специальную литературу;
определить понятие «формы коррекционно-педагогического воздействия»;
выяснить классификацию и разнообразные формы коррекционно-педагогического процесса;
сделать выводы по проделанной работе и полученным сведениям.
В Законе РФ «Об образовании» сказано, что гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения. В соответствии со статьёй 79 закона «Об образовании»( Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) “Об образовании в Российской Федерации”) обучающиеся с ограниченными возможностями могут получат образования, как в специальных учреждениях, так и в общеобразовательных по адаптированным основным общеобразовательным программам, в таких организациях создаются специальные условия для получения образования(подпункт 1,2,4). Под специальными условиями понимают комплекс мер (форм, методов и средств), позволяющих успешно осваивать образовательную программу, что подробно освещено в ст.79 подпункт 3.
Получение образования для детей с ограниченными возможностями, позволяет таким людям в дальнейшем успешно социализироваться, стать полноценным членом общества, то есть самореализовываться в различных сферах профессиональной и социальной деятельности.
Специальная педагогика на основе общепринятых педагогических методов и приёмов делает отбор среди них с учётом потребностей, отвечающих особенностям развития детей с ограниченными возможностями. Общепедагогические методы не используются изолированно, а составляют комплекс психолого-педагогических компонентов наиболее эффективных для успешной коррекционно-педагогической деятельности.
Основные методы, используемые при работе, с такими детьми:
перцептивные (наглядные, практические методы);
логические (индуктивный и дедуктивный);
гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские).
Для введения нового материала, а также на ранних этапах развития в первую очередь используют перцептивные методы подачи материала, постепенно переходя к логическим и на поздних этапах, для наилучшего усвоения изученного материала, используются гностические методы.
Особую роль в эффективности процесса коррекционно-педагогической деятельности играет работа с родителями. Ведь без плодотворного взаимодействия между родителями, воспитанником и дошкольной организацией, а главное целенаправленного всестороннего гармонического развития, как в рамках учебного заведения, так и за его пределами, невозможно добиться успешной социализации детей с особыми потребностями. Только в сотрудничестве возможно преодолеть те сложности и отклонения в развитии, с которыми сталкиваются подобные дети.
Большую роль для таких детей играет не только правильно подобранные психолого-педагогические средства воздействия, но и медикаментозное лечение. А также на фоне всего этого правильное отношение к данным необходимым средствам окружающих ребёнка взрослых: педагогических сотрудников, родителей и врачей. Так как гипоопека, как и гиперопека со стороны взрослых в данных обстоятельствах может только усугубить, имеющуюся ситуацию.
Работа с детьми должна вестись на основе индивидуально составленного плана, по тщательно подобранным пособиям, с учётом индивидуальных особенностей данного конкретного ребёнка. Только такая своевременная коррекционная деятельность будет способствовать преодолению сложностей, возникающих на фоне особенностей ребёнка, и позволит успешно перейти на дальнейшую ступень образования, а в некоторых случаях и позволит догнать в развитии своих сверстников и перейти на общеобразовательную программу.
Развитие и обогащение познавательной, сенсорной, двигательной, речевой, эмоционально-волевой сфер достигающиеся за счёт лечения и проведения коррекционных занятий.
Под формами работы предполагают целенаправленный процесс взаимодействия воспитанников и педагогов дошкольного учреждения с целью коррекции, развития, обучения и воспитания.
Традиционно существует три формы организации обучения:
индивидуальная (позволяет учитывать в процессе обучения психофизиологические особенности воспитанников);
групповая (в группе не более 5-6 человек);
фронтальная.
Выделяют также особые принципы специальной педагогики:
педагогического оптимизма,
дифференцированного и индивидуального подхода,
социально-адаптирующей направленности,
коррекционно-компенсирующей направленности,
неразрывности коррекции и диагностики,
ранней педагогической помощи,
коррекции и компенсации,
коммуникации (развивать речь, учить взаимодействию и правилам общения как со взрослыми, так и с детьми),
деятельностности (ребёнок лучше усваивает знания на базе личного опыта, через выполнение каких-либо практических действий).
Основная форма организации обучения детей в ДОУ является занятие, которое проводит педагог с учётом возрастных, психофизиологических и поведенческих особенностей, целевых и программных установок. Он же проводит подбор методов и приёмов для наиболее эффективного достижения целей на данном занятии.
По дидактическим целям занятия делятся на:
усвоения новых ЗУН,
закрепления приобретённых ЗУН,
применения ЗУН,
комбинированного вида.
В настоящее время наибольшее распространение получили занятия комбинированного вида.
По своему содержанию в настоящее время чаще всего применяются интегрированные занятия, сочетающие в своем материале, знания из разных областей (окружающий мир, литература и музыка). На примере изучения времён года: поговорили об особенностях времени года весна, послушали музыкальные произведения, посвященные этой теме, выучили (или послушали) стихотворение о ней и нарисовали рисунок к этому стихотворению.
Структура занятия:
1.Вводная часть:
организационный момент,
повторение.
2. Основная часть:
актуализация,
новый материал,
повторение, обобщения и систематизация полученных знаний.
3. Заключительная часть:
подведение итогов,
рефлексия.
Одним из вариантов реализации и организации занятий в ДОУ является игра.
Игры-занятия являются ведущими, особенно для детей с задержкой психофизического развития, так как позволяют учится не только взаимодействовать с окружающими по особым договорённостям (правилам игры), но и упорядочивать свою деятельность в соответствии с определённым алгоритмом. В ходе игры, в рамках замысла педагога, осуществляется определённая коррекционно-развивающая деятельность, направленная на решение образовательных и воспитательных задач. Это наиболее понятный и доступный вид деятельности для детей на данном возрастном этапе.
Обучение детей с особыми потребностями не ограничивается рамками какого-то одного конкретного занятия, а проводится и является связующей нитью в ходе всего пребывания воспитанников в учреждении: при организации прогулок( проводятся экскурсии по наблюдению за природой), проводятся специальные дидактические и подвижные(тематические) игры для закрепления полученных знаний, при чтении художественной литературы и т.д.
Принципы построения занятий:
частая смена видов деятельности;
повторяемость,
обеспечение переноса из одной области знания в другую(интегрированность),
игровая форма занятий.
Особой формой проведения занятий является экскурсия. В ходе подобных занятий дети изучают природные явления, особенности растительного и животного мира, смену времён года, возможно изучение профессий (например, экскурсия в библиотеку или на почту).
В зависимости от целей выделяют:
ознакомительную,
уточняющую,
закрепляющую.
Требования к организации:
желательна малочисленность групп(5-6человек),
должна быть чёткая и понятная цель,
деятельность (дети должны быть активными участниками процесса познания окружающего мира),
при наблюдении за деятельностью взрослых (заранее продуманный сценарий действий, как педагога, так и людей, той профессии, с которой знакомятся дети),
должна быть эмоционально насыщенной (должна получит эмоциональный отклик в сознании детей).
Во время экскурсии могут быть сделаны фотографии, которые позднее будут размещены в зоне доступа детей для рассматривания, обсуждения и закрепления наиболее важных моментов.
При работе с детьми с особенностями в развитии используются и такие методы, как: наглядность, рассказ, объяснение, наблюдение и самостоятельная подражательная деятельность.
К особым методам(нетрадиционным) по работе с такими детьми относятся: сказкотерапия, арттерапия, музыкотерапия, психогимнастика, телесная терапия, драмотерапия, игры и тренинги для преодоления страхов и неуверенности в себе.
Методы(средства) коррекции делят на традиционные и нетрадиционные.
Данные формы работы направлены на:
коррекцию поведения,
коррекцию личностных качеств,
коррекцию познавательных возможностей,
коррекцию двигательных и сенсорных дефектов,
коррекцию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, с учётом зоны ближайшего развития),
коррекцию работы моторики (общей, мелкой, артикуляционной),
коррекцию эмоционально-волевой сферы,
подготовка к самостоятельной трудовой деятельности в рамках социума.
Как было описано ранее, немало важную роль в коррекционно-компенсирующем процессе по работе с детьми с особенностями в индивидуальном развитии играет работа с родителями.
Занятия в ДОУ проходят по следующим основным направлениям, через которые и реализуется коррекционно-педагогическая деятельность, обеспечивающим прежде всего целостность и гармоничность психического развития:
физическое воспитание;
социальное развитие;
познавательное развитие;
формирование коммуникативных способностей и развитие речи;
формирование механизмов ведущей деятельности и типичных ее видов (рисования, лепки, аппликации, конструирования, элементарного труда), свойственных определенному периоду детства;
эстетическое развитие.
Направления работы с родителями:
информационно-просветительская работа (лекции, родительские собрания, с объяснением и помощью в организации непрерывности образовательно-коррекционного процесса и дома),
консультативная помощь (по выполнению заданий, консультирование по возникающим трудностям, связанным с обучением и воспитанием особых детей).
Методы и приёмы по работе с родителями:
консультации,
индивидуальные занятия и беседы по конкретным жизненным ситуациям,
совместные мероприятия с родителями и детьми,
круглые столы.
Огромную роль в организации коррекционно-педагогической деятельности играет роль диагностика. Она важна на первичном этапе для выявления отклонений в развитии ребёнка, чем раньше выявлены проблемы в развитии ребёнка, тем больше шансов на более эффективную коррекционную работу (позволяют выявить специалисты(врачи, логопеды, психологи)), на этапе коррекции – узнать на сколько эффективно было то или иное педагогическое воздействие, какие изменения произошли с течением времени (для максимальной компенсации дефекта в развитии), а также при необходимости подтвердить возможность перевода детей в общеразвивающую группу(класс) по итогам коррекции( установить возможность перехода в другую образовательную организацию, выстроить индивидуальный образовательный маршрут помогают сотрудники ПМПК, они же и принимают решение о рекомендации перевода ребёнка в специализированную группу на основе решения данной комиссии).
На основе изученных материалов можно сделать следующие выводы:
Чем раньше выявлены трудности в развитии ребенка, тем наиболее эффективным будет процесс коррекции и компенсации. То есть огромную роль играет такая форма работы как диагностика.
Диагностика должна проходить регулярно, для корректирования индивидуального образовательного маршрута, то есть не реже чем раз в год (для специализированных групп и образовательных организаций данную диагностику проводит ПМПК).
Коррекционно-педагогическая деятельность должна соблюдать определённые принципы такие, как: педагогического оптимизма, дифференцированного и индивидуального подхода, социально-адаптирующей направленности, коррекционно-компенсирующей направленности, неразрывности коррекции и диагностики, ранней педагогической помощи, коррекции и компенсации, коммуникации, деятельностности.
Ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе, а также наиболее эффективным методом является игра. Она позволяет структурировать, систематизировать и алгоритмизировать знания ребёнка.
Для получения наиболее целостной картины и представлений об окружающем мире эффективно использовать интегрированные занятия, которые позволяют применять знания из разных предметных областей.
Особой формой проведения занятия является экскурсия. Позволяет дать детям представления об окружающем мире, его законах и закономерностях, а также познакомить с людьми разных профессий (требует тщательной подготовки).
Коррекционно-педагогический процесс должен вестись непрерывно не только в стенах учебного заведения, но и дома через выполнение домашних заданий, направленных на закрепление знаний.
Эффективность и комплексность процесса коррекции и компенсации невозможна без слаженной работы по взаимодействию между воспитанником, педагогами ДОУ и родителями. Только придерживаясь одинаковых целей, взглядов и устремлений можно добиться наиболее успешного результата по социализации ребёнка с особенностями в развитии.
Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. М., 2000.
Скитская Л.В. Формы коррекционной работы в дошкольном учреждении , обеспечивающие улучшение коммуникативного общения детей.// Актуальные проблемы педагогики. -2012.
Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие для ву
зов / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 2001.
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 1. М., 2000.
Малер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. Р. Малер, Г. В. Цикото. – М. : Академия, 2003.
https://cyberleninka.ru/
https://cyberpedia.su/
https://studopedia.ru/
Источник