Коррекционное развитие аутичного ребенка

Коррекционное развитие аутичного ребенка thumbnail

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом

Пояснительная записка.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

– недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
– отгороженность от внешнего мира;
– слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
– неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
– недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
– приверженность к сохранению неизменности окружающего;
– неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
– однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
– разнообразные речевые нарушения при РДА;
– у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Цели программы:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; 
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; 
-обучение его простым навыкам контакта; 
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Тематическое планирование занятий по программе

Дата

Содержание занятий

Кол-во          

часов

Номера занятий

Первичная диагностика. Методика наблюдения.

1

1

1.ЭТАП

Диагностика эмоционально-поведенческих реакций

1

2

Диагностика активности

1

3

Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений

1

4

Диагностика оценки своего поведения

1

5

Диагностика внимания, памяти

1

6

2.ЭТАП

1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод»

1

7

2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».

1

8

3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»

1

9

3.ЭТАП

1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

1

10

2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)

1

11

4.ЭТАП

1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.

1

12

2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.

1

13

3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия.

1

14

4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.

1

15

5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья

1

16

5.ЭТАП

1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’

1

17

2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’

1

18

3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.

1

19

6.ЭТАП

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей.

1

20

Итоговая диагностика. Диагностика активности.

1

21

Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.

1

22

Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.

1

23

Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.

1

24

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

1

25

ВСЕГО

25

25

Установление контакта с аутичным ребенком.

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Читайте также:  Недостаточного интеллектуального развития ребенка

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

10 занятие: игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры.

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда – нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Читайте также:  Развитие ребенка 2 лет при аппликации

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \ Семья в психологической консультации Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

Источник

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ.

Чегодаева Елена Вениаминовна, г. Никольск МБОУ «ОШИ с ОВЗ», учитель.

В нашу жизнь «эти дети приходят проверить

нас с вами на человечность»

(Р.Шнайдер – педагог и философ)

Аутизм — сложное нарушение развития, требующее особенного подхода, осуществление которого невозможно без специальной подготовки. Поэтому применение к обучению аутичного ребенка обычных методов (и специальных приемов для детей с другими нарушениями) неприемлемо. Ребенок-аутист нуждается в постоянном, квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении.

Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, дефектологов, психологов, педагогов, воспитателей и родителей.

Помимо искажения психического развития у ребенка-аутиста наблюдается выраженная эмоциональная незрелость. Поэтому необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями; что он часто действительно не может подождать обещанного; ему нельзя предлагать ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен; ему нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление. Важно в работе с детьми при аутизме реализовать принцип создания видимости времени. Качественные изменения при аутизме обусловливают нарушения в ощущении времени. Слова, выражающие временные представления, не воспринимаются. Возникает задача сделать время зримым. Переход от одного вида деятельности к другому виду может вызвать взрыв ярости из-за непонимания, что происходит.

Поэтапно вводятся символы, составляется расписание, выраженное символами, в результате ребенок знает, чем будет заниматься, каков его распорядок работы. hello_html_m4e1b6746.jpghello_html_6a9e3197.png

Важным в педагогической работе является принцип визуализации. Аутизм сказывается на качестве общения. У этих детей часто наблюдается эхолалия- постоянное повторение слов. Оно не является бессмысленным. Для включения детей в общение могут быть использованы карточки, на которых есть рисунки, позволяющие выражать желания, мысли.

Работа с аутичными детьми – это искусство чувствовать и реагировать. Причем чувствовать с опережением, иначе можно не успеть отреагировать. Суть этого процесса в том, чтобы улавливать и расшифровывать сигналы, которые посылает нам ребёнок из своего «аутичного» мира, и посылать в ответ сигналы из своего мира.

В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом лежит идея, чтобы не больной адаптировался к своему окружению, а наоборот, здоровые приспосабливались к нему.

Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо «идти за ребенком», гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя события, и помнить: работа с аутичным ребенком — тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат. Чтобы добиться положительных результатов в работе с таким ребенком, взрослый должен, прежде всего, проявить гибкость. Не надо заставлять его делать запланированное нами, лучше следовать за его интересами и стремлениями.

Коррекционно-образовательная работа направлена на социализацию детей, на преодоление имеющихся у них нарушений. Приоритетным для детей с проявлениями аутизма являются следующие направления:

– коррекция эмоциональной сферы;

– формирование поведения;

– социально-бытовая адаптация;

Различают два этапа коррекционно-развивающей работы:

Первый этап направлен на развитие взаимодействия с ребенком и включает работу по установлению эмоционального контакта и развитию эмоциональной сферы, развитию речи.

Второй этап отражает работу по формированию умений и навыков самообслуживания и навыков самоорганизации.

Главное направление развития эмоциональной сферы у школьника – это появление способности управлять эмоциями. Вначале нужно ограничить влияние эмоционально-травмирующих ситуаций, затем ребенок побуждается к адекватным эмоциональным реакциям в конкретных ситуациях, ему предлагаются готовые варианты подобных реакций для использования их в своей детской жизни.

Коррекция эмоциональной сферы ребенка предполагает работу по следующим направлениям:

-обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других людей;

-обучение правильному распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства.

Для успешной адаптации детей с аутизмом требуется проведение работы и по развитию предметно-манипулятивной деятельности. При этом обеспечивается тесная взаимосвязь таких функциональных сфер, как восприятие, имитация (подражание), общая и мелкая моторика, координация глаз и рук.

Поэтому необходимо проводить работу по развитию восприятия. Нуждается в развитии у детей с аутизмом и способность к подражанию, которая является предпосылкой для всех естественных учебных и воспитательных процессов. Без имитации ребенок не может изучить ни язык, ни другой образец поведения. Поэтому формирование имитационных способностей является существенным элементом развития ребенка.

Неотъемлемой частью работы по развитию деятельности ребенка являются обучение владению телом, развитию общей моторики. Хорошее владение движениями рук и пальцев является существенной предпосылкой для приобретения многих навыков обихода.

Для изучения системы знаков, воспроизводимых рукой, важным является осознание управления движениями рук и пальцев, что предполагает дополнительную работу по координации глаз и рук.

Затрудняет процесс социализации детей с аутизмом специфическое развитие речи, которое характеризуется уходом от общения, малым словарным запасом слов, эхолалией.

Первой стадией языкового развития является взаимодействие взрослого и ребенка. Речевое развитие включает формирование диалога. Следует помнить и об окружающей среде, поскольку только при наличии стимулирующей предметно-указательной и социальной среды возможно позитивное развитие ребенка.

Читайте также:  Роль игры и игрушки в развитии речи ребенка

Добиться успехов в социальной адаптации поможет формирование у детей разнообразных форм самообслуживающего труда. Существенную помощь в деле социализации ребенка с аутизмом, уменьшение его тревожности и коррекции поведения оказывает формирование навыков самоорганизации. Этому способствует наличие четкого расписания или распорядка дня, когда события заранее предсказуемы. Использование карточек (символов, жестов) как средства общения также имеет большое значение для социализации ребенка с аутизмом. hello_html_14813d23.jpghello_html_m16d124ed.jpg

Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность. В процессе занятий с детьми с аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:

– необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

– по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;

– учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы;

– помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

– необходимо использовать совместную деятельность: педагог рисует одно, ребенок заканчивает, или наоборот. Подобную работу выполнять в аппликации, в лепке, в конструировании, в игре.

Важное направление коррекционной работы – формирование игровых действий, умений, так как вся коррекционно-воспитательная работа с детьми с аутизмом строится на основе игры. Правильно организованная игра помогает снять напряжение у ребенка, положительно тонизирует его, расширяет эмоциональные связи с окружающим, создают особую «терапевтическую среду», помогают поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, формирует устойчивую совместную деятельность взрослого с ребенком, стимулирует развитие его личности, способствует формированию его речевых, коммуникативных и социальных навыков.

Важная составляющая коррекционно- воспитательной работы с аутичными детьми – эмоциональное подкрепление состояния успешности.

Ситуации успеха нужно передавать с оттенком особой эмоциональной окрашенности: «Ух ты! Смотри, какой ты молодец, как здорово у тебя получилось!»

Успешная коррекционная работа с ребенком-аутистом невозможна без определённого специального образования родителей.

Главными принципами ведения этой работы являются:

– уважительный и демократический стиль отношений педагога с семьей ребенка-аутиста;

– охват системой просвещения родителей;

– участие в педагогическом просвещении родителей всех специалистов школы;

– создание условий для посещения родителями занятий с целью ознакомления с программой и методами обучения детей и дальнейшего закрепления полученных ими знаний в условиях семейного воспитания.

Вся работа направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. Это основная цель педагогического просвещения родителей.

Родители не менее детей нуждаются в реабилитации, им нужна помощь и поддержка, они живут под гнетом социальных и психологических проблем, сопутствующих воспитанию ребенка с ОВЗ.

Потому участие в совместных с детьми занятиях, тренингах, праздниках дает родителям возможность освободиться и от своих проблем, «вырасти» из них и перевести отношения в семье на иной уровень.

Только комплексная коррекционная работа поможет аутичному ребенку организовать его поведение, развить способности к коммуникативному взаимодействию, обучить навыкам самообслуживания, сгладить негативные проявления аутизма, усилить психическую активность ребенка, научить проводить свободное время, подготовить к дальнейшему обучению, поможет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе.

В итоге, достигается улучшение качества жизни аутичных детей.

Для того чтобы коррекционная работа давала положительные результаты в работе с ребенком-аутистом, мы должны следовать определенным рекомендациям:

– взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.

– принимайте его таким, какой он есть.

-научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.

– придерживайтесь определенного режима дня.

– соблюдайте ежедневные ритуалы.

– вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.

– не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

– не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

– найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».

– совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

-все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

Список литературы:

  1. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Лилинг М.М. Аутичyый ребенок. Пути помощи. М.: – Центр традиционного и современного образования “Теревинф”. – 1997.

  2. Башина В.М. Аутизм в детском возрасте. — М., 1999.

  3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.

  4. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие / Авторы Е.С. Иванов, Л.И. Демьянчук, Р.В. демьянчук. – СПб., изд-во «Дидактика плюс», – 2004.

  5. Детский аутизм. Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед., психологических и медицинских учеб. заведений. Составитель Л.М. Шипицина. Издание 2-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс». 2001.

  6. Ковалев В.В. Синдромы раннего детского аутизма // Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей). – М.: Медицина, 1979. – С. 33-41.

  7. Каган В.Е. Аутизм у детей. — Л.: Медицина, 1981.

  8. Лебединская К.С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.

  9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000

  10. Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей

  11. Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм. // Дефектология. – 1998, № 2. с. 89-92 .

  12. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. М., 1997.

  13. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004

Источник