Коррекция застенчивости ребенок в 4 года
Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям – настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.
Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам – тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.
Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.
Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай – ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».
«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, – добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. – Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.
Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».
Поощряйте самостоятельность
Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет – собирают портфель в школу, а в 12 – выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше – даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.
Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.
Не формируйте картину мира, полную опасностей
«На эту горку нельзя, она сильно высокая – упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.
Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, – большая ошибка.
Объясните ребенку, что ошибки – это нормально
Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.
«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, – поясняет Инна Александровна. – Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.
И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция – «даже не буду пробовать, все равно не получится».
Объясните ребенку, что ошибка – не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки – развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.
Хвалите вместо необоснованной критики
Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.
Похвала мамы и папы – вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной – правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?
«Хвалите усилие, а не результат, – советует Инна Александровна. – Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».
«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», – поясняет Инна Александровна.
«Еще один способ похвалить ребенка – подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. “Тебе нравится твой рисунок?”, “Что было самым сложным?”, “Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?” – вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», – советует Инна Александровна.
«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом – о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», – добавляет Инна Александровна.
Дайте ребенку право слова
Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте – для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.
Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.
Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша – что его беспокоит и тревожит.
Практикуйте с ребенком социальные сценарии
Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.
Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение”сочини рассказ”. Его можно практиковать везде – и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду – что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».
«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. – добавляет Любовь Быкова, – А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».
«Простейший инструмент психокоррекции – устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, – советует Инна Александровна.
Помогите ребенку расширить круг общения
У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи – это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.
Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство – это не страшно, а интересно.
«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, – говорит Любовь Быкова. – Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».
«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. – советует Любовь Быкова. – При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше – большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».
Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты – тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.
Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.
Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».
Источник
Комплекс занятий по устранению застенчивости детей дошкольного возраста.
Автор: Пономарева Мария Владимировна, педагог – психолог муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 8 г. Острогожск, Воронежская область. Занятие рассчитано на подгруппу детей (4 человека)
Цель: Помочь преодолеть застенчивость, сформировать желание общаться
Задачи:
– подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах;
– привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением;
– расширять круг знакомств.
Образовательные области:
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие,
Познавательное развитие,
Речевое развитие.
Оборудование: мягкая игрушка тигренок, мяч, клубок ниток
Предварительная работа:
Создать благоприятную для ребенка среду (приблизить условия детского сада к домашним, разрешить детям свободно передвигаться по всему учреждению, обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в своих силах, давать детям различные поручения, требующие вступления в контакт со взрослыми
Используемая литература:
Александровская Э.М., Куренкова П.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. 4.1. – М., 2001.
Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. – М., 1996.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
Левис Шелдон, Левис Шейла. Ребенок и стресс. – М., 1994.
Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2000.
Снегирева Л А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. – Минск, 1995.
Эльконин Д.В. Психология игры, – М., 1978.
ЗАНЯТИЕ 1
Задачи:
– преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
– развитие эмоционально-выразительных движений; развитие
– коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения.
Ход занятия
Приветствие.
Этюд «Робкий Тигренок».
Психолог показывает детям игрушку тигренка, сажает его на стульчик и говорит:
«В детский сад пришел Тигренок. Он очень стесняется, не хочет ни с кем разговаривать и играть. В детский сад пришел Молчок – очень робкий новичок. Он сначала был не смел, с нами песенок не пел. А потом, глядим, привык: словно зайка – скок да прыг. До чего же осмелел: даже песенку запел!»
Этюд «Смелый Тигренок».
Взять игрушку со стула, и рассказать стих
Пусть в глазенках круглых
Страх и боль растают,
Пусть он вольным, гордым
Тигром вырастает
– Психолог предлагает кому-нибудь из детей взять тигренка и разыграть оба этюда.
4. Прощаемся
ЗАНЯТИЕ 2
Задачи:
– преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности.
– развитие эмоционально-выразительных движений;
– развитие умения входить в контакт, воспитание доброжелательного отношения к окружающим;
– снижение психоэмоционального напряжения.
Ход занятия
Приветствие.
Упражнение «Ласковое имя».
Дети встают в круг и, передавая мяч называют друг друга ласковым именем.
Игра «Кто это?».
Педагог предлагает детям показать, как двигаются кошка, медведь, лиса, заяц, лев. Дети выполняют задание.
Затем каждый из детей, не называя животное, изображает его с помощью выразительных движений. Остальные участники игры угадывают, кого изобразил водящий.
Прощаемся
ЗАНЯТИЕ 3
Задачи:
– преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
– формирование эффективных способов общения; развитие межличностного доверия;
– снижение психоэмоционального напряжения.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Беседа о речи.
Психолог предлагает детям поговорить о речи. В ходе беседы обсуждаются следующие вопросы:
1. Зачем нужна речь?
2. Почему нужно говорить правильно и красиво?
3. Зачем нужны волшебные слова «пожалуйста» и «спасибо»?
4. С кем приятно общаться? »
5. Важно ли уметь выслушать другого?
6. Почему говорят, что словом можно ранить?
7. Как сделать речь более выразительной? (О роли мимики и жестов.)
3. Упражнение «Слепой и поводырь».
Психолог расставляет по залу несколько стульев и разделяет детей на пары.
Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой – поводыря.
«Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья.
Затем дети меняются ролями.
Остальные дети («зрители») наблюдают за парой.
Прощаемся
ЗАНЯТИЕ 4
Задачи:
– преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
– развитие паралингвистических (внеязыковых) средств общения;
– воспитание интереса и внимания к партнерам по общению; снижение психоэмоционального напряжения.
Ход занятия
1. Приветствие;
2. Беседа «Как можно научиться общаться без слов».
Психолог предлагает детям обсудить следующие вопросы:
1. Что дает возможность общаться с другими людьми?
2. Как можно с помощью жестов и мимики передать свое эмоциональное состояние?
3. Упражнение «Иностранец».
Психолог говорит:
«Представьте, что к нам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Попробуйте пообщаться с ним, показать комнату, игрушки, пригласите пообедать. Помните, что все это нужно сделать, не произнося слов».
Прощаемся
ЗАНЯТИЕ 5
Задачи:
– преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;
– развитие вербальных и невербальных средств общения;
– формирование способности осознавать и выражать свое эмоциональное состояние;
– развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам;
– формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
– снижение психоэмоционального напряжения.
Ход занятия
Приветствие.
Упражнение «Через стекло».
Психолог предлагает детям с помощью мимики и жестов передать следующие ситуации:
– У меня болит горло.
– Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно.
– Я хочу пить, принеси мне стакан воды.
– Ты хочешь со мной порисовать?
3. Упражнение «Связующая нить».
Все садятся на стульчики, расставленные по кругу. Психолог говорит:
«Сейчас мы будем, передавая друг другу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы чувствуем, что хотим получить для себя и пожелать другим».
Психолог, удерживая конец нити, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидящему рядом ребенку. Упражнение продолжается.
Когда все дети выскажутся и клубок вернется к психологу, участники натягивают нить и закрывают глаза.
Психолог просит детей представить, что они составляют одно целое, но каждый из них важен и значим для всех.
Прощаемся
Продолжительность каждого занятия 25 – 30 минут. Весь цикл занятий рассчитан на 10 встреч.
Источник