Коррекция умственного развития ребенка
Оспанова А.М.
Психологическая коррекция
умственного развития младшего школьника
Одной из существенных психологических характеристик учащихся, определяющих в значительной степени специфические особенности и успешность обучения, является их умственное развитие. Большинство учителей прекрасно понимают, какие проблемы и трудности возникают у детей в ходе обучения. Для них не является секретом тот факт, что требования школы расходятся с возможностями некоторых учащихся, и это расхождение, прежде всего, касается уровня умственного развития детей. Специфические черты умственного развития некоторых детей, вполне здоровых с медицинской точки зрения, предопределяют недостаточный уровень усвоения учебных предметов, трудности выполнения учебной деятельности. Помощь таким ученикам не может сводиться только к организации дополнительных занятий, к дополнительным упражнениям по тем разделам учебных предметов, которые ими слабо усвоены: помощь должна быть также направлена и на изменение свойств мыслительно-речевой деятельности учащихся.
Стремлением помочь будущему учителю справиться хотя бы с некоторой частью трудностей, связанных с особенностями познавательной деятельности учащихся, я руководствовалась, адаптируя данную программу. Внимание к обозначенной проблеме вызвано тем, что число детей с низким уровнем умственного развития велико. Хочу еще раз подчеркнуть, что речь идет только о школьниках, не имеющих органических нарушений нервной системы. Их часто называют педагогически запущенными, подчеркивая тем самым, что определенное отставание в развитии у них обусловлено условиями жизни, воспитания и обучения.
Кроме того, общепризнанно, что полезно стимулирование умственного развития и тех школьников, которые соответствуют возрастной норме, так как этим создаются благоприятные предпосылки для их учебной деятельности.
Умственное развитие рассматривается как одно из сторон общего психического развития индивида. Его роль для индивида исключительно велика. У школьников умственное развитие играет центральную роль, поскольку от его способностей зависит успешность учебной деятельности. Успешность или неудачи последней отражаются на всех сторонах личности – эмоциональной, потребностно – мотивационной, волевой, характерологической. Основной источник умственного развития – разнообразные социальные влияния, и прежде всего воспитание и обучение, в ходе которых молодым поколениям передается опыт человечества в виде знаний, умений и навыков.
Итак, усвоение знаний – одна из существенных сторон умственного развития. Их объем, и содержание выступают его глобальными показателями. Свести умственное развитие только к количественному накоплению знаний невозможно. Нельзя разорвать содержание усвоенных знаний и механизм, процесс усвоения.
Какие психические процессы обеспечивают усвоение знаний? Восприятие, память и в первую очередь мышление. Определенное содержание знаний может быть адекватно воспринято, усвоено только в определенных видах мыслительной деятельности. Школьник же, прежде всего, должен усвоить научное знание. Научное знание может быть адекватно усвоено лишь в форме логического мышления. Качество усвоения будет зависеть от развития последнего. Качество знаний (гибкость, осознанность, систематизированность, связность) тем выше, чем лучше сформировано мышление человека. Несформированностью отдельных мыслительных операций не позволяет человеку овладеть знаниями определенной глубины и степени сложности, а также сделать их мобильными. Ошибочно полагать, что любое усвоение нового знания или действия автоматически приводит к развитию мышления. Например, механическое заучивание не отражается на работе мышления.
Большинство учителей прекрасно понимают, какие проблемы и трудности возникают у детей в ходе обучения. Для них не является секретом тот факт, что требования школы расходятся с возможностями некоторых учащихся и это расхождение касается уровня умственного развития детей. Специфические черты умственного развития некоторых детей вполне здоровых с медицинской точки зрения предопределяют недостаточный уровень усвоения знаний, учебных предметов, трудности выполнения учебной деятельности. Помощь таким ученикам не может сводиться только к организации дополнительных занятий, к дополнительным упражнениям, которые ими слабо усвоены, помощь должна быть также направлена и на изменение свойств мыслительно-речевой деятельности учащихся. Поэтому для формирования мышления в учебной деятельности необходимо создавать определенные условия. Главное условие эффективного развития мышления – постановка в обучении специальной задачи, которая решается использованием в учебной деятельности особых заданий.
Я руководствовалась стремлением помочь будущим и настоящим учителям справиться хотя бы с некоторыми трудностями, связанными с особенностями познавательной деятельности учащихся.
Основываясь и опираясь на учебное пособие «Психологическая коррекция умственного развития школьников» под редакцией Акимовой М.К., Козловой В.Т., я адаптировала данную коррекционно – развивающую программу с неуспевающими детьми, с учетом индивидуальности отдельных школьников и особенностей конкретного класса.
Программа коррекционно – развивающих занятий с учащимися 2-4 классов.
Цель: «Коррекция и стимулирование умственного развития детей, т.е.
формирование мыслительных операций, интеллектуальные
действия и речевые умения учащихся 2-4 классов, с учетом
индивидуальности отдельных детей и особенностей конкретного
класса».
Данная программа состоит из 3-х частей. Каждая из них представляет собой системы заданий разного уровня сложности и предваряющие их объяснения.
Часть 1 – направлена на то, чтобы обучить школьников умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей.
Часть 2 – направлена на формирование у школьников умений проводить анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.
Часть 3 – направлена на развитие активной речи детей.
Каждая часть состоит из серий заданий:
1-я часть из 11 заданий
2-я из 13 заданий
3-я из 4 заданий.
Форма встреч: возможна групповая, индивидуальная, парная.
Время проведения каждого занятия – 1 раз в неделю в течение 40 минут.
В течение 2013-2016 у. г. проводились коррекционно – развивающие занятия с учащимися 3-4-х классов после уроков, в течение 30-40 минут. Первоначально, с детьми провели разъяснительную работу, что занятия направлены на совершенствование их мыслительных процессов, формирование интеллектуальной раскованности и проходить эти занятия будут в форме выполнения разнообразных упражнений, с использованием простого, хорошо знакомого материала, в непринужденной обстановке, при непосредственном общении с психологом и учеников друг с другом. Атмосфера занятий была спокойная, доброжелательная, со стороны учеников проявлялся повышенный интерес, и дети с удовольствием оставались после уроков. На начальном этапе, среди учащихся, была проведена диагностика умственного развития учащихся. Для этого использовался Групповой Интеллектуальный Тест (ГИТ).
После окончания коррекционных занятий, с помощью того же теста была проведена повторная диагностика учащихся.
Таблица 1. Мониторинг уровня динамики умственного развития младшего школьник за три года
Таблица 2. Мониторинг уровня динамики эмоционального самочувствия учащихся за три года
Как видно из результатов диаграмм, при сравнительной характеристики, произошел существенный рост уровня умственного развития учеников, от низкого к среднему.
Так, почти на полтора раза сократилось число учеников в 4 классе с низким уровнем интеллекта. 73% детей из этой группы после коррекционно – развивающей работы оказались средними по уровню умственного развития в 2014-2015 учебном году, и 76% составлял уже в 2015-2016 учебном году.
На 4% у детей повысился по среднему уровню умственного развития. Незначительный сдвиг по высокому уровню развития, на 3% и тем не менее.
Таким образом, можно констатировать выраженную положительную динамику роста умственного развития учащихся, благодаря коррекционно – развивающей программе. Прогресс в умственном развитии учащихся данного класса очевиден, что позволяет сделать вывод об эффективности разработанной программы, направленной на формирование умственных действий, мышления младшего школьника. Доминирующим фактором работы стала самостоятельность мышления, интеллектуальная активность. У детей укрепляется чувство уверенности в себе, в своих силах, складывается спокойный, деловой подход к учебе. Все это способствует формированию положительной самооценки детей. Необходимость коррекционно – развивающей работы в школе вытекает из общеизвестного положения, согласно которому период школьного детства – важнейший в развитии человека, поэтому следует использовать его в полной мере для всестороннего развития личности.
Приведенная выше программа, является лишь общим ориентиром, на основе которой школьный психолог или учитель может построить свои формы работы с детьми младшего школьного возраста.
Литература
1. Гуревич К.М. Психологическая коррекция умственного развития. – М., 1990.
2. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся// Вопросы психологии. – 1990. – №6.
3. Келасьев В.Н. Некоторые формы умственного тренинга// Психологический журнал. – 1987г. – №6.
4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.
5. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. – М., 1990.
Источник
Дети с нарушением интеллекта с ранних лет отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Их развитие характеризуется низкими темпами и качественными особенностями.
К началу школьного возраста у детей с нарушением интеллекта не формируется новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если ребенок в конце раннего возраста позиционирует себя как «большой», то дошкольник к семи годам начинает считать себя маленьким. Ребенок понимает, что для того, чтобы адаптироваться в окружающем мире, необходимо много учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, т.е. пойти в школу, выполнять более значимую для него деятельность – учебную.
Школьники с нарушением интеллекта испытывают большие трудности при воспроизведении последовательности событий, особенно исторических событий в их хронологической последовательности.
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.
У школьников с умеренной умственной отсталостью значительно нарушено мышление.
Основные недостатки мышления детей с умеренной умственной отсталостью (младший школьный возраст):
Тугоподвижность. Характеризуется снижением мыслительной активности; длительность решения мыслительных операций часто не приводит к продуктивному решению;
Инертность. Не умеет полученные мыслительные навыки перенести в другие условия. Даже при незначительном изменении условий, дети воспринимают задачу, как новую;
Конкретность. Сложно обобщать. Недостаток абстрактного мышления;
Беспорядочность, бессистемность представлений и понятий.
Тугоподвижность, инертность, недостаточная гибкость и конкретность мышления умственно отсталых детей приводит к тому, что каждая вещь и каждое событие получают для него свое особое значение, что они даже при незначительном изменении условия за дачи, воспринимают ее как новую, а усвоенный опыт затрудняются использовать в новых условиях.
Учитывая особенности развития мышления у учащихся с умеренной умственной отсталостью ведущим довольно долгое время, на протяжении всего школьного обучения, остается наглядно-действенное мышление. Это приводит к тому, что в учебной деятельности дети долго заменяют умственные действия на более простые – предметные или мнестические. Несмотря на это учащиеся данной категории при выполнении заданий испытывают трудности. Так, им, как и дошкольникам, трудно сложить несложную разрезанную картинку или правильно заполнить доску Сегена. У учащихся младших классов с умеренной умственной отсталостью недостаточно развиты практические действия, что связано с определенными трудностями, вызываемыми неполноценностью чувственного познания и нарушениями моторной сферы. В этом возрасте действия детей с предметами часто носят импульсивный характер, не связаны с мыслительной задачей и не имеют познавательного значения.
Развитие правильного мышления у детей с умеренной умственной отсталостью – трудная задача. Она достигается с помощью специально разработанных олигофренопедагогикой приемов обучения.
Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с различными нарушениями нервно- психического развития. Коррекция развития учащихся с умеренной умственной отсталостью, особенно младшего школьного возраста, должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего и дошкольного возраста: предметно – практическая деятельность умственно отсталых детей на всех уроках. В предметно – практической деятельности учащиеся вспомогательной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения.
Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки младших школьников в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Учащиеся начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. А это меняет их отношение к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных. У школьников формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.
Более подробно остановимся на видах коррекционной работы с детьми умеренной умственной отсталости младшего дошкольного возраста.
Для развития крупной и мелкой моторики используются такие упражнения как:
- Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать;
- Работа с пластилином;
- Перекладывать вещи из одного места в другое;
- Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
- Пробежать, неся в руке какой-то предмет;
- Работа с меловой доской и т.д.
Для развития памяти и внимательности педагог предлагает детям работу со следующими упражнениями:
- Работа с изображениями.
Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки;
- Психолог задает несложные вопросы детям.
Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память;
- Несколько ударов воспитателем в ладоши.
Ребенок должен запомнить и назвать их количество;
- Ритмичный стук карандаша о стол.
Обучающийся его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма;
- Педагог проделывает какое-нибудь несложное движение, а школьник это повторяет.
Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка педагогу рекомендовано использовать следующие упражнения:
- Убрать руки за спину по команде;
- Быстро вытереть доску или убрать учебный материал;
- Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
- Быстрое движение рук по согласно команде.
Для различения предметов по их свойствам детям рекомендовано предлагать такие упражнения как:
- Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
- Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.;
- Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков.
Для особо беспокойных детей также существуют конкретные упражнения:
- Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями. Спокойно посидеть несколько секунд;
- Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости ученика;
- Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.);
- Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.
То, к чему приведут упражнения по коррекции, напрямую зависит от качества и частоты их выполнения, а также степени умственной отсталости. Если у ребенка легкая форма этого недуга, прогнозы благоприятны. Большинство таких детей способны учиться в общеобразовательных школах и даже достигать неплохих результатов при обучении в ВУЗах. Однако при тяжелой степени УО на получение нужного эффекта уйдет гораздо больше времени. Причина этому – аномалии мозга или другие врожденные патологии, которые нередко встречаются у детей с более серьезной формой умственной отсталости. Людям с особенно тяжелой умственной отсталостью понадобится помощь и поддержка на протяжении всей жизни.
Список использованной литературы:
- Маклаков А. Г. Общая психология. [Электронный ресурс] – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»). С.298-331.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
- Обучение детей с особыми образовательными потребностями: Методические рекомендации для педагогов по организации работы с детьми, имеющими отклонения в развитии / Н.Э. Логинова, Е.А. Гильдинберг, Л.Б. Русанова. – Омск: ООИПКРО, 2003.
- Операции мышления // Психология и педагогика [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps7.html.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы: / Под ред. Ж. И. Шиф. – М.: Просвещение, 1965 г. – 343 с.
Источник
Статья:
Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.
ПРИЗНАКИ
Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.
Признаки умственной отсталости у детей:
- низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
- моторика практически не развивается;
- значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
- отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
- ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
- настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
- ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
- концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.
Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.
Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.
ФОРМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:
- Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
- Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.
Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.
Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.
ДЕБИЛЬНОСТЬ ИЛИ ЛЕГКАЯ ФОРМА
При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.
Дебильность может быть нескольких типов:
- неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
- с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
- осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
- лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
- психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.
Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.
УМЕРЕННАЯ И ТЯЖЕЛАЯ ФОРМА ИЛИ ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ
При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.
У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.
Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:
- Несложные трудовые операции.
- Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
- Ориентация в быту.
- Основы правильного поведения.
В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.
ГЛУБОКАЯ СТЕПЕНЬ ИЛИ ИДИОТИЯ
Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.
В свою очередь, идиотия делится на три вида:
- глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
- типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
- речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.
Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.
ПРИЧИНЫ
Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.
Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.
Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник