Коррекция речевого развития ребенка

Коррекция речевого развития ребенка thumbnail

 коррекция речи дошкольников

Составила:

Логопед

Центра развития ребёнка –

 детского сада № 14

«Дельфинчик»:

                              Т.С.Маркина

Что такое «речь»?

Ожегов С.И. даёт такую трактовку:

Речь – способность говорить, говорение

Разговор, беседа

Публичное выступление

Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Основных компонентов языка и речи – семь (по Бородич А.М.):

Словарь

Грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Диалогическая (разговорная) речь

Монологическая речь (умение связно рассказывать).

Ознакомление с художественной литературой.

Подготовка детей к обучению грамоте.

Выполняя в детском саду общую задачу – формирование у детей правильной устной речи – можно выделить составляющие частные задачи. А именно:

Развитие словаря у детей

В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор, прежде всего, такого словаря, который нужен для нормального общения ребёнка с окружающими и который стихийным путём приобретается медленно, с трудом, с ошибками.

Формирование грамматического строя речи

Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении.

Ребёнок слышит от окружающих грамматически оформленную речь, осмысливая услышанное, усваивает грамматический строй. Воспитатель знакомит детей с новыми грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм.

Воспитание звуковой культуры речи

Прежде всего, ребёнок должен овладеть правильным звукопроизношением. Ребёнок, подражая и участь, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза, взгляд, обращённый к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т.д.).

Формирование разговорной (диалогической) речи: умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы, спрашивать.

Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое.

Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки  детей к школе. В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывать свои мысли, умение выступать перед аудиторией.

Ознакомление с художественной литературой.

У детей формируются элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения о их героях.

Подготовка детей к обучению грамоте

Вся педагогическая работа по развитию речи ребёнка в детском саду подготавливает его к обучению в школе. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Дети должны слышать сказанное педагогом, уметь ясно выражать свои мысли. С детьми 6 лет проводится работа по подготовке к овладению детьми грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из 2 – 4 слов.

Итак,  дана краткая характеристика основных задач развития речи детей. Большинство задач имеет место во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей.

Если взрослые твёрдо знают, какие качества речи он должен формировать у детей, они будут планомерно развивать каждое из них. В этом случае речевое развитие каждого ребёнка будет проходить без проблем. Каждый из детей на определённой ступени развития будет овладевать словарным запасом, соответствующим возрасту, грамматическими нормами, звукопроизношением и т.д.

В каком случае ребёнок нуждается в коррекции речи? (Коррекция речи – это исправление речевых недостатков).

Если речь ребёнка намного отличается от речи его сверстников, то рекомендуется консультация специалистов, а именно психиатра, невролога, логопеда, психолога. Воспитатель тактично обращает внимание родителей на задержку (отставание в речевом развитии) ребёнка, находит аргументы убедить родителей посетить врачей-специалистов.

Речевые трудности у детей:

Ребёнок не говорит совсем.

Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении.

Задержка на стадии называния.

Ребёнок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остаётся на уровне их обозначения, предложений в речи нет.

В реальном общении вместо речи – жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.

Говорит как маленький.

Невнятная речь.

Не хочет говорить.

В речи появились запинки

Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть, поставлен диагноз. Родные, близкие ребёнка совместно с воспитателями могут помочь ребёнку.

Если ребёнок не говорит, то постарайтесь одновременно «погрузить» ребёнка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи.

Не подавляйте речевую и игровую инициативу ребёнка, учитывайте предпочтения в выборе игрушек, игр, книг.

Проверьте, может ли малыш выполнить следующие инструкции:

Покажи зайчика (машину)

Возьми зайчика, собачку.

Дай зайчика, …

Налей в стакан воды и дай его тёте.

Для развития слухового внимания предлагайте задания:

Дайте послушать, как звучит барабан, бубен, ксилофон. Потом предложите отгадать, на каком инструменте играли.

Обращайте на неречевые звуки: журчит вода, стучит посуда… Дома: гудит стиральная машинка, пылесос, …

Привлекайте внимание малыша: слышишь, как шумит дождь, гудит машина и т.д.

Пойте короткие, ритмичные песенки, декламируйте стихи.

Расширяйте кругозор, говорите о том, что видите, комментируйте всё, что вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдёт: мы сейчас оденемся. Мы сейчас гулять пойдём…

Отсутствие речи может раздражать самого ребёнка. Ни в коем случае не запрещайте использовать жесты в общении. При появлении речи он станет жестикулировать меньше.

Для стимулирования появления речи предлагается использовать:

Диалог,

Имитацию и звукоподражание,

Стихи

Чтение

Формирование речи происходит в общении. Постарайтесь «спровоцировать» на высказывание, ответ. Поощряйте речевую реакцию ребёнка в любом случае – как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на чёткости произношения.

Легче всего получить ответ при инсценирование песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок.

Например: – Был сапожник?

– Был

– Шил сапожник?

– Шил

и т.д.

Первая серия вопросов в диалоге предполагает ответ «да» – «нет»

Вторая серия вопросов предполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что это?

Третья серия – вопрос: Что делает?

Эффективный приём «Театр».

– «Куклы разговаривают»

– «Кормление зверей» и т.п.

Попробуйте учить ребёнка читать. Не страшно, если слова выговариваются нечётко. Учить нужно с глобального чтения. Ребёнок должен научиться узнавать написанное слово целиком, как иероглиф. (Например, «дом», «мяч»).

Слова печатать фломастером зелёного или чёрного цвета. На обороте каждой карточки рисунок предмета

Когда ребёнок научится узнавать слова, картинки можно стереть.

Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь включает только слова-названия предметов. Нужно учить использовать слова-действия через слова-команды: дай мяч, неси куклу, …

Учить образовывать множественное число имён существительных, глаголов: стол – столы, кукла – куклы, …

Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имён существительных: нос – носик, рот – ротик, …

Расширяйте глагольный словарь: входит – выходит, наливает – выливает, …

Вводные прилагательные в речь: большой – маленький, горький – сладкий.

Обратите внимание на предлоги. Ваза на столе. Под столом собака.

Постоянно стремитесь, чтобы у ребёнка были новые впечатления.

В дошкольном возрасте основания для беспокойства, когда речевые умения хуже, чем у сверстников, он не может связно рассказывать, что с ним произошло, не может точно сформулировать свою мысль, ограничен словарный запас, не понимает значений многих слов.

В этом случае коррекция речи включает следующие приёмы:

Заведите «Словарик» – альбом, шкатулку и т.п., куда будете помещать картинки по различным темам: овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь, цветы, деревья, домашние и дикие животные, птицы и т.д.

Слова не просто заучиваются, а вводятся в разнообразные ситуации.

Задания на формирование обобщений. Морковь, капуста, огурец – это … овощи.

Обращайте внимание на свойства предметов.

Упражняйте в словообразовании.

Развивайте словесно-логическое мышление. Например: писатель – книга, художник – … /кисть/.

Учите различать мужской и женский род глаголов прошедшего времени: бегал – бегала, …; префиксальные изменения глаголов (выехала, съехала, приехала, уехала, …).

Упражняйте в употреблении предлогов: Поручения: положи мяч под стул, на стул, … . Игры «Кто спрятался за …?» и т.д.

Учите пересказывать прочитанное:

а) отвечать на конкретные вопросы по содержанию

б) Сделайте серию картинок на карточках, перепутайте, предложите разложить правильно и рассказать историю

в) уточняйте значение непонятных слов.

Спрашивайте, как понимает значение пословиц

Учите отгадывать загадки, объяснять.

Если у ребёнка дефекты звукопроизношения, не предлагайте ему произносить скороговорки. До консультации логопеда, учите различать близкие по звучанию слова: кашка – каска, колобок – коробок, бочка – почка, …

Итак. Речь  – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Речь оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.

Поэтому очень важно до поступления ребёнка в школу сформировать у него грамматически правильную, связную речь.

Литература

Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1974

Давидович Л.Р., Резниченко Т.С., Ребёнок плохо говорить. Почему? Что делать? М., 2004

Источник

Коррекция речевого развития ребенка

Работа по коррекции речи детей включает в себя не только занятия в кабинете у логопеда, но и дома, с родителями. Интенсивность занятий в домашних условиях должна зависеть от уровня серьёзности нарушений. Чем они заметнее, тем чаще необходимо практиковаться дома. При этом следует помнить, что коррекция речи – это трудоёмкий процесс, который занимает много времени и отнимает немало сил у ребёнка.

Условия эффективности занятий с детьми с нарушениями речи

Занятия "из под палки" не помогут. Правильный настрой, регулярность и интересный формат - залог успехаЗанятия «из под палки» не помогут. Правильный настрой, регулярность и интересный формат — залог успеха

Дети с нарушениями речи утомляются быстрее своих ровесников, поэтому систему занятий в школе, у логопеда и дома необходимо выстроить таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и приближался к результату уверенными шагами. Для этого важно создать благоприятные условия для успешного развития детей:

  • Правильный настрой;
  • Регулярность занятий;
  • Формат занятий.

Правильный настрой

Как бы очевидно и банально не звучало, но наибольшего эффекта достигают дети, которые воспринимают логопедические занятия не как наказание и пытку, а как увлекательный и интересный процесс. Проследите, чтобы ребёнок приступал к заданиям в хорошем настроении, и уж точно не «из-под палки», иначе все занятия (а их, как правило, много) будут вызывать только негативную реакцию и отторжение.

Регулярность занятий

Эффективному устранению дефектов речи будет способствовать не только положительный настрой, но и регулярность занятий. Именно в них – залог успешной работы, которая приводит к желаемому результату. Ребёнок сам должен понимать, что логопедическая практика ему необходима, и с установленной частотой заниматься с родителями и специалистами. Помните, что принуждение и насилие могут только усугубить ситуацию.

Формат занятий

Чтобы вызвать у ребёнка положительную реакцию, организуйте занятия так, чтобы они отличались от стандартных уроков в школе. Некоторые упражнения можно выполнять в игровой форме, во время прогулки, на диване или даже на ковре (конечно, не в случае письма). Создайте наиболее комфортные условия, как физические, так и эмоциональные, чтобы ребёнок чувствовал себя удобно и мог сконцентрироваться на заданиях.

С примерами развивающих игр можно ознакомиться, посмотрев видео ниже.

Методы работы в домашних условиях

Помимо создания условий для результативной работы важно помнить и о методах домашнего обучения, которые будет полезно знать родителям, желающим помочь своим детям преодолеть дефекты речи.

Разнообразные и не продолжительные занятия

Не следует перегружать ребенка в ходе занятийНе следует перегружать ребенка в ходе занятий

Помните, что утомить ребёнка можно очень легко. Чтобы избежать излишней и быстрой усталости, попробуйте дробить задания, менять их формат, тематику, выполнять упражнения в несколько подходов, а не заставлять ребёнка доделывать упражнение, если он устал.

Полезно чередовать задания, которые задействуют разные органы и способности ребёнка. Например, упражнения по коррекции произношения звуков можно «разбавить» игрой на внимание, реакцию, память, обогащение словарного запаса. Не секрет, что у детей с нарушенным развитием речи, страдают и некоторые психические функции. 

Использование наглядного материала

Дети лучше воспринимают и усваивают информацию, когда есть, что потрогать и на что посмотреть. Поэтому активно используйте наглядный материал: иллюстрации, аудио, видео, реквизит. Картинки должны быть яркими, а предметы – с ярко выраженными тактильными свойствами, чтобы можно было по максимуму задействовать моторику ребёнка.

Наглядные материалы помогают быстрее освоить предмет занятийНаглядные материалы помогают быстрее освоить предмет занятий

Повторение пройденного материала

Повторение, как известно, штука крайне полезная, особенно в случае коррекции речи.

Пройденные звуки не должны оставаться в разряде забытых, их стоит повторять часто и правильно, чтобы довести результат до автоматизма.

Если ребёнок допускает ошибки, работайте над ними и исправляйте ситуацию, призывая чадо к правильному произношению.

Использование похвалы 

Чтобы ребёнок чувствовал личную заинтересованность в процессе, используйте традиционные методы мотивации – похвалу и поощрение. Важно, чтобы родители оценивали не только положительный результат работы, но и старания ребёнка, его усердность и работоспособность.  В этом не только «корыстная» цель малыша – работать «за конфетку», но и вполне естественная потребность ребёнка в участии, понимании и любви.

Только не перестарайтесь в проявлении своих родительских чувств, не перехвалите, но и не будьте излишне строги – найдите тот самый баланс и следуйте сформированному рецепту эмоционального взаимопонимания.

 В сотрудничестве с логопедом

Не все родители до конца понимают, какие функции выполняет логопед. Его роль заключается в том, чтобы составить подходящую для ребёнка систему коррекционно-развивающих логопедических занятий и проинформировать родителя о причинах и последствиях дефекта, факторах, которые влияют на его развитие и методах, с помощью которых его можно устранить. Рекомендации по коррекции речи ребенка можно получить в групповом и индивидуальном формате.

Групповая консультация

Взаимодействие с логопедом можно наладить в традиционном формате «Групповая консультация». Часто в группе родители лучше ориентируются в потоке информации и чётче формулируют свои вопросы и описывают проблемы.

Обмениваясь информацией с участниками «родительского собрания», мамы и папы приобретают новый опыт, проецируют его на свою ситуацию, при этом получают компетентную консультацию специалиста. На подобных собраниях также проходят показы тематических презентаций, которые освещают наиболее общие вопросы, интересные всем.

Индивидуальный подход

Противоположный формат исключает присутствие посторонних и подразумевает индивидуальный подход логопеда к родителям. Таким образом, в более комфортных и конфиденциальных условиях они могут получить всю необходимую информацию и рекомендации по работе о своими детьми.

Заключение

В современных условиях родители не всегда могут уделить время посещению групповых консультаций или другим формам взаимодействия с логопедом. В этом случае прибегните к другой стороне века информации – интернету, социальным сетям, мессенджерам, сайтам и форумам. Только избегайте сайтов с сомнительным содержанием, проконсультируйтесь один раз со специалистом по поводу того, какими ресурсами можно пользоваться, держите связь с «фронтовыми товарищами» и оставайтесь в курсе событий.

Источник

Преодоление задержки речевого развития у детей

Преодоление задержки речевого развития у детей — задача хоть и сложная, но вполне выполнимая. И для её эффективности нужны комплексные усилия, как специалистов, так и родителей. Проблеме преодоления ЗРР (задержки речевого развития) последние годы уделяется много внимания, и объём специализированной литературы (включая уникальные авторские методики) впечатляет. Родителям, которые желают углубиться в проблему, стоит начать с книг:

  • Лынская М.И. «Преодоление алалии и задержки речевого развития»,
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников»;
  • Шемякина О.В. «Преодоление задержки речевого развития».

В большинстве работ можно наблюдать общие принципы работы с детьми с задержкой речевого развития.

Принципы коррекции задержки речевого развития (ЗРР)

В основе любой коррекционной работы лежит один закон – «не навреди». Именно поэтому при работе с детьми с ЗРР так важно соблюдать ряд принципов:

  • коррекция задержки речевого развития должна быть комплексной (сочетание медикаментозного лечения, консультаций психолога, занятий с логопедом и домашней работы с родителями);
  • работа обязательно включает в себя использование и развитие различных органов чувств, а также формирование моторики;
  • коррекционная работа при ЗРР должна быть непрерывной и поэтапной, с последовательно увеличивающейся сложностью;
  • работа над ЗРР строится с опорой на индивидуальные особенности дошкольника;
  • необходимо учитывать сензитивные периоды, а также ведущую деятельность, характерную для детского возраста.

Занятия по коррекции и преодолению ЗРР должны проходить в интересной для малыша форме, предпочтительно, игровой. Заинтересованность, активное участие — необходимые условия для успешного преодоления задержки речевого развития.

Занятия по коррекции и преодолению ЗРР должны проходить в игровой форме

Организация пространства для преодоления ЗРР

Первый шаг в преодолении ЗРР — правильная организация пространства. Для полноценного формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенного уровня развития. А этого можно достичь, только развивая органы чувств и мелкую моторику. Для этого необходимо наполнить окружающее пространство различными материалами.

Что понадобится для преодоления ЗРР:

Зоны развития

Примеры материалов

Слуховое восприятие

Погремушки, бубен, барабаны, свисток (духовые инструменты особенно полезны для развития артикуляционных мышц и дыхания) и другие простые музыкальные инструменты

Зрительное восприятие

Различные предметы, направленные на формирование восприятия цвета, формы, размера (кубики, блоки, пирамидки, карточки, картинки)

Сенсорика

Пластилин, карточки с различной фактурой, пальчиковые краски

Мелкая моторика

Пазлы, кубики, конструкторы, бусы

Помимо этого, для преодоления ЗРР (задержки речи) понадобятся: тематические карточки и фигурки, книжки с яркими иллюстрациями. Очень важно своевременно заменять материалы, тем самым, обогащая опыт и поддерживая познавательный интерес малыша.

Первый шаг в преодолении ЗРР это правильная организация пространства

Основные направления коррекционной работы при ЗРР

Конечно, основную работу по преодолению задержки речевого развития у дошкольников выполняет логопед. Но родителям важно понимать направления коррекции, методы и приемы и включить их в повседневные занятия с малышом. Направление работы определяется типом нарушения. Это может быть работа, направленная на развитие:

  • импрессивной речи (понимания),
  • экспрессивной речи (активная речь от ребенка),
  • общей моторики,
  • мелкой моторики,
  • артикуляции,
  • слуха (речевого),
  • восприятия (зрительного).

Чаще всего коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР) проводится по нескольким направлениям сразу.

Формирование импрессивной стороны речи

Импрессивная речь — это способность понимать обращенную речь, а в более старшем возрасте и письменную. Это сложный процесс, в котором участвуют не только органы слуха, но и кора головного мозга (зона Вернике).

Как правило, при задержке речевого развития (ЗРР) импрессивная речь недостаточно развита. Проявляется это в том, что малыш не всегда понимает, что от него хотят взрослые, имеет слабое представление об окружающем мире, не может назвать части тела или предметы. На первом занятии логопед проводит беседу, тестирует ребенка для того, чтобы оценить, насколько сильно нарушена эта сторона речи.

Коррекционная работа с задержкой речевого развития

Дальнейшая коррекционная работа с задержкой речевого развития строится следующим образом:

  • на первых занятиях не требуется точное понимание близких по звучанию слов (открой-закрой, унеси-принеси);
  • для облегчения понимания логопед использует контекст;
  • обязательно использование наглядного материала (картинок, карточек, фигурок, игрушек);
  • все действия взрослого сопровождаются устными комментариями;
  • при общении с маленьким пациентом логопед использует короткие предложения;
  • интонации естественные, но с усиленным ударением в словах.

Игры, направленные на формирование пассивного словарного запаса:

Игра

Описание

Поручения

Взрослый дает поручение, которое тот должен выполнить. Постепенно инструкция усложняется, добавляются новые этапы. Например: принеси мяч, принеси красный мяч, принеси красный мяч и положи его на стол

Делай как я

Читается детский стишок, и дошкольник вместе со взрослым выполняет действия, о которых говорится в стихотворении

Покажи

Используется наглядный материал (карточки или предметы). Логопед задает условие, ребенок должен указать на соответствующую карточку. Например: покажи синий кубик, покажи сначала большую собаку, а потом маленькую

Спрячь картинку

Используются сюжетные карточки. Дошкольник должен перевернуть/накрыть ладошкой ту, которую описывает взрослый. Цель упражнения: научить понимать целые предложения, распознавать глаголы действия

Отбери

Игра помогает развить логику, способность вычленять свойства предметов, сопоставлять их и сравнивать. Взрослый просит ребенка выбрать предметы по определенному признаку: отложить все красные шарики, выбери все машинки

Постепенно задачи усложняются: изучаются различные формы слов, слова с противоположными значениями.

Все эти упражнения по преодолению задержки речевого развития (ЗРР) можно провести и самостоятельно, дома. Кроме этого, родители должны неуклонно выполнять следующее:

  • внимательно следить за своим общением с ребенком. Полностью исключить «сюсюканье», слова проговаривать четко, ясно. Речь должна быть нормального темпа, со спокойными интонациями;
  • в повседневном общении проговаривать названия предметов, с которыми манипулирует ребенок;
  • при прогулке рассказывать о том, что окружает;
  • озвучивать свои действия;
  • читать больше вслух сказки, стишки и потешки, сопровождая их наглядной демонстрацией. Это могут быть как картинки, так и показ действий;
  • как можно чаще объяснять значение новых слов.

Важно! Для развития импрессивной речи необходимо исключить телевизор и как можно больше общаться с ребенком.

Общение с ребенком как метод развития импрессивной речи

Развитие экспрессивной речи

Экспрессивная речь формируется только тогда, когда ребенок хочет говорить. И очень часто именно это становится самой сложной задачей на пути преодоления ЗРР. Потребность подражать общению взрослых — естественный этап взросления. И если по каким-то причинам эта потребность оказалась нереализованной, возникает задержка (ЗРР).

Важно! Нельзя принуждать к высказываниям. Фразы «скажи», «повтори» — под запретом. Ребенок должен сам испытать потребность в общении.

Работа логопеда в этом направлении начинается с азов: на первых занятиях никто не ожидает и не требует полноценной речи от малыша. Достаточно отдельных звуков, слогов.

На этом этапе особенно эффективно упражнение на фонетическую ритмику. Пение гласных сочетается с плавными движениями рук. Каждая гласная сопровождается особенным жестом. Это помогает прочувствовать звук всем телом.

Принципы те же: работа по преодолению ЗРР ведется поэтапно, с постепенным погружением. Формы речи, которые отрабатываются, также постепенно становятся все более сложными.

Работа по формированию моторики

Связь между уровнем развития моторики и речи давно доказана. Дети с задержкой речи (ЗРР) чаще страдают от неуклюжести, плохой координации движений, у них не развита артикуляционная и мелкая моторика. Неудивительно, что преодоление и коррекция задержки речевого развития предполагает работу по формированию моторики.

Направление работы по преодолению ЗРР

Методы

Общая моторика

Работа по преодолению ЗРР начинается с отработки общих простых движений. Курс базовых упражнений проводится под ритмичный текст, чаще всего стихотворение

Мелкая моторика

Мелкая моторика играет огромную роль в развитии памяти, мышления, речи. Есть прямая взаимосвязь между развитием мелкой моторики и уровнем интеллекта. Для ее развития используются:

  • пальчиковые игры,
  • лепка из глины или пластилина,
  • рисование пальчиками,
  • конструктор

Артикуляционная моторика

Чтобы правильно говорить, органы речи должны быть достаточно развиты, а их движения скоординированы. Для этих целей проводятся тренировки для языка, губ. Обязательно все выполняется перед зеркалом, чтобы правильная позиция и движение фиксировались

Как и в любом из направлений работы по преодолению и реабилитации задержки речевого развития, все упражнения должны выполняться в игровой форме, при положительном настрое.

Коррекция задержки речевого развития предполагает работу по формированию моторики

Формирование речевого слуха

Для развития речевого слуха используются различные шумозвуковые игрушки. Вариантов упражнений несколько:

  • специалист берет две звуковые игрушки. Дает малышу послушать одну, затем другую. Ребенок должен показать, какая из них «подала голос»;
  • задача усложняется: игрушка спрятана, дошкольник должен по звуку определить ее местоположение;
  • специалист озвучивает условие: дошкольник при определенном звуке должен сделать какое-то действие. Сначала условие и звук может быть один, постепенно добавляются новые.

Работа по развитию речевого слуха у ребят слабослышащих проводится по-иному: с использованием зрительного восприятия, то есть внимание акцентируется на артикуляции.

Развитие зрительного восприятия

Зрение — основной источник информации о мире. Развитие зрительного восприятия позволяет человеку выделять свойства окружающих предметов, анализировать их, сравнивать и противопоставлять.

Реабилитации задержки речевого развития детей

Ребенок, у которого оно слабо развито, видит предмет, но не в состоянии обработать зрительную информацию, которую он получает. Работа по его коррекции заключается в формировании представления о предмете, узнаванию его, несмотря на угол зрения или способ изображения. Специалист выбирает предмет, и демонстрирует картинки, на которых он изображен в разных видах и формах.

Работа по преодолению и реабилитации задержки речевого развития детей (ЗРР) очень сложная, кропотливая и требует много времени. Именно поэтому один специалист не справится. Необходимы постоянные усилия, направленные на преодоление проблемы, со стороны родителей. Только так можно достичь стойкого положительного результата. Для тех родителей, которые физически не могут уделить много времени на коррекцию, существуют специальные санатории для детей с задержкой речевого развития. Там малыш получит квалифицированную помощь, а также получит возможность пообщаться со сверстниками.

Видео

094

Источник