Коррекция ребенка с овз до 1 года
Анфиса Данильченко
Коррекционно-развивающее занятие с детьми с ОВЗ от 6 месяцев до 1 года в условиях Дома ребенка
Коррекционно-развивающее занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 6 месяцев до 1 года в условиях дома ребенка.
Актуальной проблемой деятельности современных домов ребенкаявляется построение адекватного процесса медико-социальной реабилитации по следующей схеме:
1. Развитие физиологических возрастных двигательных, речевых и интеллектуальных функций детей грудного возраста, раннего возраста и дошкольного возраста.
2. Реабилитационные мероприятия, направленные на снижение выраженности двигательного, речевого и интеллектуального дефекта ребенка.
3. Коррекционные мероприятия, направленные на формирование навыков социальной адаптации.
4. Психокоррекционные мероприятия, направленные на стимуляцию и развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере ребенка.
Занятия с детьми от 6 месяцев до 1 года проводятся по 3-4 раза в день по 5-10 минут. Общая установка к занятиямэтого периода следующая:
o активизация работы учителя-дефектолога и воспитателя в создании оптимальных условийпо речевому развитию малыша: пониманию интонаций речи, реагированию на голос человека, лепету ребенка;
o развивать навык манипуляции с предметами,представляющий собой цепь простых ориентировочных действий: перекладывание из рук в руки, постукивание, отбрасывание, притягивание и т. п. ;
o продолжить ознакомление с окружающими предметами, формировать образное восприятие; учиться действовать с предметами в соответствии с их физическими свойствами (шарики прокатывать, кубики накладывать и т. д.);
o формировать подражания действия взрослого у малыша;
o продолжать развивать движения пальцев, рук;
o развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве, а также сопоставлять часть с целым предметом;
o развитие превалирование функция одной руки;
o развитие ассоциативные связи зрительно-тактильно-кинестетические ориентировки;
o обогащать предметно-игровую деятельность смысловым содержанием;
o формировать координированные действия рук, мелкую моторику пальцев, активизируя при схватывании большой и указательный пальцы;
o развивать функциональные действия, которые отличаются от манипулятивных тем, что выявляют целевое назначение предмета.
Работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей в коррекционной работе воспитателей и учителей-дефектологов домов ребенка. Основным направлением в развитии мелкой моторики на первом году жизни ребенка является поглаживающий массаж пальчиков и ладоней рук, так как именно эти зоны играют важную роль в речевом развитии малыша. Уже в 2-3 месячномвозрасте можно делать массаж кистей рук и пальцев по 2-3 минуты:
• Поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;
• Разминать и растирать каждый пальчик вдоль, а затем-поперек;
• Растирать пальчики спиралевидными движениями.
• Затем можно выполнять упражнения,но в пассивной форме: разгибать и сгибать пальчики малыша, сопровождая их ритмичными строчками.
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений ребенка нужно учить:
• Катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
• Рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
• Перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы одной рукой или двумя одновременно.
Каждое упражнение сопровождается потешкой о пальчиках. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели лицо взрослого, но и чтобы вы видели лицо ребенка и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно мешать малышам слушать. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!
Мы предлагаем конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики с детьми первого года жизни.
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ОВЗ
от 6 месяцев до 1 года
Задачи :
• Вызывать у ребенка положительные эмоции.
• Развивать навык мелкой моторики рук
• Развивать активное подражание действиям взрослого, умение выполнять 2-3 взаимосвязанных действия.
• Продолжать совершенствовать слуховые и зрительные ориентировочные реакции на игрушки, издающие различные звуки.
• Поддерживать лепет малыша, развивать фонетическое восприятие.
Материал: Фонограмма песни Е,Железновой «Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут?» колокольчик, уточка, платочек, погремушка, Су-Джок шарик с массажным кольцом.
Ход занятия:
1. Создание ситуации эмоционального комфорта. Учитель-дефектолог берет ребенка на руки подходит к зеркалу и поет песенку «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?» называет имя ребенка ласково гладит его по голове. «Алешенька хороший, Алешенька пригожий!»
2. Массаж кистей рук и пальцев с массажным кольцом. Воспитатель включает фонограмму песни Е. Железновой «Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут?»
Учитель-дефектолог поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец и поет песенку Железновой «Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут?»
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я большой пальчик, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я указательный, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я средний пальчик, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я безымянный, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я мизинчик, а дом мой тут!
3. Упражнение на зрительное слуховое восприятие.
Проводит воспитатель.Все игрушки покрыть салфеткой и спросить: «Где игрушки? Нет, игрушек, спрятались! Издать звуки игрушками, находящимися под салфеткой. «Топ, топ, мы пойдем и игрушечки найдем. Открываем салфетку. Вот наши игрушки! Кто звенел? Возьми колокольчик, позвони. Динь, динь. Кто пищал? Возьми уточку, нажми-уточка пищит. Поиграй колокольчиком, уточкой., погремушкой».
4. Упражнение по развитию функциональных действий.
Убирая игрушки. Попросить малыша отозваться на разговорную речь взрослого. Спрячем уточку, кря, кря,-нет уточки. Спрячь колокольчик, погремушку. Где колокольчик? Где погремушка? Тютю-нет, спряталась.
5. Подведение итогов занятия. Педагоги хвалят ребенка за работу на занятие.
Список литературы
1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие. – М.:АСТ: Астрель, 2006.
2. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития. / Под общ. ред. Ю. А. Разенковой. -М.: Школьная Пресса, 2012.
Источник
Коррекционно-развивающее занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 6 месяцев до 1 года в условиях дома ребенка.
Актуальной проблемой деятельности современных домов ребенка является построение адекватного процесса медико-социальной реабилитации по следующей схеме:
Развитие физиологических возрастных двигательных, речевых и интеллектуальных функций детей грудного возраста, раннего возраста и дошкольного возраста.
Реабилитационные мероприятия, направленные на снижение выраженности двигательного, речевого и интеллектуального дефекта ребенка.
Коррекционные мероприятия, направленные на формирование навыков социальной адаптации.
Психокоррекционные мероприятия, направленные на стимуляцию и развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере ребенка.
Занятия с детьми от 6 месяцев до 1 года проводятся по 3-4 раза в день по 5-10 минут. Общая установка к занятиям этого периода следующая:
активизация работы учителя-дефектолога и воспитателя в создании оптимальных условий по речевому развитию малыша: пониманию интонаций речи, реагированию на голос человека, лепету ребенка;
развивать навык манипуляции с предметами, представляющий собой цепь простых ориентировочных действий: перекладывание из рук в руки, постукивание, отбрасывание, притягивание и т.п.;
продолжить ознакомление с окружающими предметами, формировать образное восприятие; учиться действовать с предметами в соответствии с их физическими свойствами ( шарики прокатывать, кубики накладывать и т.д.);
формировать подражания действия взрослого у малыша;
продолжать развивать движения пальцев, рук;
развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве, а также сопоставлять часть с целым предметом;
развитие превалирование функция одной руки;
развитие ассоциативные связи зрительно-тактильно-кинестетические ориентировки;
обогащать предметно-игровую деятельность смысловым содержанием;
формировать координированные действия рук, мелкую моторику пальцев, активизируя при схватывании большой и указательный пальцы;
развивать функциональные действия, которые отличаются от манипулятивных тем, что выявляют целевое назначение предмета.
Работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей в коррекционной работе воспитателей и учителей-дефектологов домов ребенка. Основным направлением в развитии мелкой моторики на первом году жизни ребенка является поглаживающий массаж пальчиков и ладоней рук, так как именно эти зоны играют важную роль в речевом развитии малыша. Уже в 2-3 месячном возрасте можно делать массаж кистей рук и пальцев по 2-3 минуты:
Поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;
Разминать и растирать каждый пальчик вдоль, а затем-поперек;
Растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять упражнения, но в пассивной форме: разгибать и сгибать пальчики малыша, сопровождая их ритмичными строчками.
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений ребенка нужно учить:
Катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
Рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
Перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы одной рукой или двумя одновременно.
Каждое упражнение сопровождается потешкой о пальчиках. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели лицо взрослого, но и чтобы вы видели лицо ребенка и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно мешать малышам слушать. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!
Мы предлагаем конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики с детьми первого года жизни.
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с ОВЗ
от 6 месяцев до 1 года
Задачи :
Вызывать у ребенка положительные эмоции.
Развивать навык мелкой моторики рук
Развивать активное подражание действиям взрослого, умение выполнять 2-3 взаимосвязанных действия.
Продолжать совершенствовать слуховые и зрительные ориентировочные реакции на игрушки, издающие различные звуки.
Поддерживать лепет малыша, развивать фонетическое восприятие.
Материал: Фонограмма песни Е ,Железновой « Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут?» колокольчик, уточка, платочек, погремушка, Су-Джок шарик с массажным кольцом.
Ход занятия:
Создание ситуации эмоционального комфорта. Учитель-дефектологберет ребенка на руки подходит к зеркалу и поет песенку « Кто у нас хороший ? Кто у нас пригожий?» называет имя ребенка ласково гладит его по голове. «Алешенька хороший, Алешенька пригожий!»
Массаж кистей рук и пальцев с массажным кольцом. Воспитатель включает фонограмму песни Е. Железновой « Пальчик , где твой домик? Как тебя зовут?»
Учитель-дефектолог поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец и поет песенку Железновой «Пальчик, где твой домик? Как тебя зовут?»
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я большой пальчик, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я указательный, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я средний пальчик, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я безымянный, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я мизинчик, а дом мой тут!
3.Упражнение на зрительное слуховое восприятие.
Проводит воспитатель. Все игрушки покрыть салфеткой и спросить: «Где игрушки? Нет, игрушек, спрятались! Издать звуки игрушками, находящимися под салфеткой. «Топ, топ, мы пойдем и игрушечки найдем. Открываем салфетку. Вот наши игрушки! Кто звенел? Возьми колокольчик, позвони. Динь, динь. Кто пищал? Возьми уточку, нажми-уточка пищит. Поиграй колокольчиком, уточкой., погремушкой».
4. Упражнение по развитию функциональных действий.
Убирая игрушки. Попросить малыша отозваться на разговорную речь взрослого. Спрячем уточку, кря, кря,-нет уточки. Спрячь колокольчик, погремушку. Где колокольчик? Где погремушка? Тютю-нет, спряталась.
Подведение итогов занятия. Педагоги хвалят ребенка за работу на занятие.
Список литературы
1.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие.- М.: АСТ: Астрель, 2006.
2.Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития. / Под общ.ред. Ю.А. Разенковой.-М.: Школьная Пресса, 2012.
Семинар-практикум
По использованию инновационных методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения
«Су-Джок терапия в коррекционно- развивающей работе с детьми раннего возраста»
Дата проведения:
02.06.2014 г.
Место проведения:
Филиал № 2 ГКУЗ СО
«Специализированный дом ребенка»
г.Первоуральск
Муниципальная образовательная методическая выставка
«Модели инновационного образования»
Площадка «Инновационные модели проектирования образовательной среды с детьми, имеющими речевые недостатки»
Дата проведения:
23.04.2014 г.
Место проведения:
«МКДОУ детский сад
общеразвивающего вида№ 28»
Источник
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›«Психическое развитие ребенка с ОВЗ на первом году жизни (период младенчества)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Психическое развитие ребенка с ОВЗ на первом году жизни (период младенчества)
2 слайд
Описание слайда:
Психофизические особенности у детей в норме. (0 до 1 года) Уже к моменту рождения у ребенка сформированы врожденные безусловные рефлексы, на базе которых в младенческом возрасте формируется ряд подготовительных стадий для психофизического развития, в частности для развития моторики и речи. К концу первого года жизни ребенок начинает делать первые шаги, понимает, хотя и ограниченно, некоторые обращенные к нему слова и лепечет сам, становится способным произносить первые слова, хотя они нередко отличаются от слов, которыми пользуются взрослые, поскольку ребенок дает предметам и действиям свое собственное обозначение.
3 слайд
Описание слайда:
Особенности психофизического развития у детей с нарушением слуха. В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным слухом. Он может быть несколько более спокойным, чем слышащие дети, поскольку многие звуки, на него воздействуют в малой степени. Глухие дети обычно гулят в те же сроки, как и слышащие, но постепенно замолкают, и лепет у них не возникает.
4 слайд
Описание слайда:
Чем богаче и разнообразнее будут действия взрослых с вещами, тем содержательнее будут и ответные или самостоятельные действия ребенка, тем больше будет развиваться не только его моторика, но и процессы познания, предметно-практическая деятельность в целом.
5 слайд
Описание слайда:
Если глухой ребенок не имеет дополнительных органических повреждений, он начинает ходить в конце первого года жизни или в начале второго (в 10—14 мес.). Он овладевает пространством комнат, их положением относительно друг друга, по-новому знакомится с предметами, находящимися в разных комнатах квартиры.
6 слайд
Описание слайда:
Ребенок пользуется указательными жестами, обращенными к взрослому, если хочет лучше разглядеть новый предмет; использует жесты, обрисовывающие предметы, и жесты, имитирующие наиболее для него важные действия.
7 слайд
Описание слайда:
Особенности психофизического развития у детей с нарушением зрения. Слепой и слабовидящий ребенок, как и нормально видящий, с момента рождения реагирует на резкие звуки, на 3-й неделе — на громкий звук, к концу 1 месяца — на человеческий голос, на 3-м — может отвечать на обращенную к нему речь улыбкой, звуками и движениями рук и ног.
8 слайд
Описание слайда:
Таким образом первоначальное развитие основных движений осуществляется в том же темпе и в те же временные отрезки, что и у зрячего, но с 5—6 месяцев начинается его значительное отставание. Эффект чувственной ограниченности проявляется в снижении общей активности, двигательном недоразвитии.
9 слайд
Описание слайда:
Особенности психофизического развития у детей с тяжелыми нарушениями речи. К концу первого года жизни ребенок начинает делать первые шаги, понимает, хотя и ограниченно, некоторые обращенные к нему слова. У детей с ТНР время появления первых слов обычно задерживается до 3-4 лет, но в то же время происходит накопление пассивного словаря.
10 слайд
Описание слайда:
Особенности психофизического развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Для детей с ДЦП в первые пять месяцев жизни характерно сильное отставание в развитии их двигательных функций. У подавляющего большинства детей отсутствует зрительно-моторная координация. Положение тела ребенка в ряде случаев бывает вынужденным с запрокинутой головой, что ограничивает поле зрения ребенка.
11 слайд
Описание слайда:
Характерно неравномерное развитие – отдельных психических функций: восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими. Отмечается слабость деятельности слухового анализатора. В этом возрасте у них не формируется первичное понимание речи.
12 слайд
Описание слайда:
Особенности психофизического развития у детей с задержкой психического развития. первые симптомы ЗПР могут проявиться во младенческом возрасте и иметь вид соматовегетативной реакции на различные вредности в возрасте от 0 до 1года. Для этого уровня реагирования характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. К концу первого года жизни ребенок недостаточно крепок физически, развитие речи так же запаздывает.
13 слайд
Описание слайда:
Особенности психофизического развития у детей с умственной отсталостью. Отмечают, что развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У многих детей задерживается развитие прямо стояния, т. е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка у некоторых детей бывает весьма существенной, захватывающей не только весь первый, но и второй год жизни.
14 слайд
Описание слайда:
У умственно отсталых детей с раннего возраста наблюдается снижение интереса к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность, что не исключает, однако, крикливости, раздражительности. У данной категории детей не появляются своевременно и предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, общение со взрослыми и, в частности, доречевые средства общения. Недоразвитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха приводит к тому, что у умственно отсталых малышей не возникает своевременно не только лепет, но и гуление.
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Специалист в области охраны труда
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1697015
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник