Коррекция развития ребенка с умственной отсталостью

Коррекция развития ребенка с умственной отсталостью thumbnail

Ирина Седова
Направления коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью в рамках внедрения в процесс обучения ФГОС

Процесс обучения и воспитания в школах VIII вида носит коррекционную направленность.

Коррекционная работа представляет собой систему психолого – педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии умственно отсталых школьников.

Ребенок с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.

Обучающиеся с неосложнённой формой умственной отсталости приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но в повседневной практике умеют поддерживать беседу, используя несложные предложения. Обладают независимостью в уходе за собой. Основные затруднения проявляются в сфере школьном обучении, особенно в овладении чтением, письмом, элементарной математикой. Отмечается заметная эмоциональная, личностная, социальная незрелость, нарушения адаптивного поведения в виде расторможенности, дурашливости. Более заметны успехи в области практической деятельности, включая малоквалифицированный ручной труд.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)обеспечивается:

выделением пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

введением учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;

овладением разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;

возможностью обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися;

психологическим сопровождением, направленным на установление взаимодействия семьи и организации;

постепенным расширением образовательного пространства, выходящего за пределы организации.

Обучение в коррекционной школе имеет решающее значение для развития умственно отсталых детей и их реабилитации в обществе. Установлено, что наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, т. е. исправление присущих этим детям недостатков.

Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание. (Л. С. Выготский, 1985)

Таким образом, принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у обучающихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Чем больше умственно отсталый ребенок продвигается в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом, т. е. развитие обучающихся и обучение их на основе принципа коррекции – это два взаимосвязанных процесса.

Исправление недостатков развития у обучающихся коррекционных школ происходит медленно и неравномерно, поэтому учителю обычно бывает трудно заметить изменения в развитии мыслительных процессов у обучающихся, в формировании волевых и других качествах личности. Педагог хорошо знает, как каждый ученик усвоил тот или иной учебный материал, но этого недостаточно для характеристики уровня его продвижения в развитии.

Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий.

Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех умственно отсталых школьников, но и недостатки, характерные для тех или иных учеников (индивидуальная коррекция). Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что основной дефект у умственно отсталых детей проявляется неодинаково. В обучении это наблюдается в значительных различиях в уровне овладения знаниями, умениями и навыками разными учениками и в неравномерном продвижении их в умственном и физическом развитии.

Для осуществления индивидуальной коррекции необходимо выявление затруднений, испытываемых учениками в обучении различным предметам и установление причин этих затруднений. На основе этого разрабатываются меры индивидуальной коррекции.

Общая и индивидуальная коррекция осуществляется практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и то же время. Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция – с отдельными учениками или с небольшой группой. В классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. При фронтальной работе целесообразно проводить индивидуальную коррекцию попеременно, фиксируя внимание или дополнительно работая то с одним, то с другим учеником.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у учащихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается и в учебе, и в труде, и в отношении к своим товарищам, учителям

Основные направления коррекционной работы с обучающимися неосложнённой формы умственной отсталости:

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-развитие навыков каллиграфии;

-развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекцияотдельных сторон психической деятельности:

-развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие зрительной памяти и внимания;

-формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина.)

-развитие пространственных представлений и ориентации;

-развитие представлений о времени;

-развитие слухового внимания и памяти;

-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3.Развитие основных мыслительных операций:

-навыков соотносительного анализа;

-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-умения планировать деятельность;

-развитие комбинаторных способностей.

4.Развитие различных видов мышления:

-развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.)

5. Коррекциянарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

-развитие навыков адекватного общения.

6. Развитие речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Одной из основных форм организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать не только учебно-познавательную деятельность обучающихся, но и осуществлять коррекционно-компенсирующую направленность обучения, включающего

• комплексное воздействие на обучающихся, целью которого является активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности;

• использование «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;

• формирование и развитие положительной мотивации учебно-познавательной деятельности;

• осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;

• практическое освоение умений коллективной деятельности и навыков социального поведения;

• использование охранительно-педагогического режима обучения.

Содержание уроков определяется Программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и учебным планом ОУ и зависит от особенностей психофизических особенностей ученика.

В своей работе педагогам необходимо использовать как общепедагогические методы и приёмы обучения, так и специальные, отбор и сочетание которых отвечает специфике коррекционной работы. Например, на начальном этапе изучения нового материала ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения, рассказа или беседы, а позднее – словесные методы занимают ведущее место, но при этом дополняются наглядными или практическими методами.

При выборе методов для коррекционной работынеобходимо учитывать:

• предпочтение отдается методам, которые помогают наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для учащихся виде, в соответствии с особенностями их развития;

• при отклонениях в развитии нарушено развитие речи, это означает, что на начальных этапах обучения невозможно использовать словесные методы в качестве ведущих;

• отклонения в умственном развитии приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что значительно ограничивает возможность использования в образовательном процессе логических методов; с учётом не только отдалённых коррекционно-образовательных задач, но и ближайших конкретных целей обучения.

Так, для достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта, необходимо применение элементов личностно-ориентированных, игровых и коммуникативных технологий, технологий развивающего и проблемного обучения, метода проекта.

Их применение позволяет педагогу, работающему в системе специального образования, использовать наглядность как средство более полного и глубокого осмысления и усвоения содержания учебного материала обучающимися.

Поэтому, очень важно применять в своей работе не только разнообразные таблицы, схемы и т. д., предлагаемые современными издательствами, но и разработанные авторские пособия, которые позволяют школьнику получить максимально полную информацию об объекте, с использованием всех сохранных анализаторов.

Одним из важных средств реализации наглядно-практических методов обучения в специальном коррекционном образовании является дидактический материал, который предназначен для практической деятельности ребёнка с расчётом на максимально возможную степень самостоятельности. Его применение в ходе проведения урока или выполнения домашнего задания вызывает живой интерес обучающихся, обеспечивает мотивацию учения, повышает эмоциональный настрой, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью, формирует необходимые умения и навыки по предмету.

Для развития мыслительных операций школьников, создания представлений об объектах, явлениях окружающей действительности, поэтапного формирования умственных действий, обобщения изученного учебного материала, особую значимость приобретает использование такого средства наглядности, как моделирование. Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.).

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом).

В настоящее время получили распространение технические средства обучения, применение которых играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития обучающихся: позволяет знакомить учащихся с окружающим миром во всем его многообразии, рационально использовать учебное время, создавать действенные мотивы к получению знаний и их использованию в практической деятельности.

Большое внимание на уроках уделяется самостоятельной работе с раздаточным материалом, который подбирается индивидуально для каждого ученика с учетом сложности заданий.

Таким образом, урок направлены на практическую подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, на повышение уровня их общего развития.

Коррекционная работа с умственно отсталыми обучающимися проводится не только в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении). А так же в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционноразвивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой); и в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет педагог-психолог.

Основными направлениямидеятельности психолога являются:

1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определения путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

2. Коррекционно-развивающая работа ориентирована на познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.

Педагог-психолог реализует коррекционно – развивающие программы,включающие в себя следующие блоки: коррекция психомоторной, сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов.

Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых средств коммуникации осуществляет учитель-логопед.

Цель работы учителя – логопеда – восполнение пробелов звуковой, лексико-грамматической сторон речи, развитие коммуникативных навыков у учащихся, коррекция недостатков письменной речи.

Социальную помощь, связь с родителями, их представителями, органами социальной защиты, здравоохранения, занятости населения и другими осуществляет социальный педагог. С целью профилактики асоциального поведения учащихся социальный педагог проводит специальные занятия по правовому просвещению учащихся.

Медицинские работники оказывают помощь педагогическим работникам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, с учетом здоровья и особенностей их развития, дают рекомендации по медико-педагогической коррекции.

Таким образом, все специалисты ОУ активно включаются во все сферы образовательного процесса в рамках психолого-медико-педагогической коррекции.

Источник

Общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека с самых первых дней его существования. Данный процесс обеспечивает дальнейшее развитие ребенка, как в интеллектуальном, так и в психологическом плане. Если у малыша хорошее умственное развитие, проблем никаких возникнуть не должно, однако существует понятие умственной отсталости. Является ли такой диагноз приговором для ребенка, или возможна тренировка мыслительных процессов? Что представляют собой коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью и какие задачи они решают? Как и где можно заниматься и, самое главное, какие же это занятия? Обо все об этом и пойдет речь в материалах этой статьи.

Что представляет собой умственная отсталость

Умственная отсталость (УО) – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Возникает она из-за многих факторов, как внешних, так и внутренних. Например, УО может возникнуть, вследствие мутации генов, из-за наличия у матери сахарного диабета или от травмы, полученной при родах. Людям, страдающим от этого состояния, сложно прижиться в обществе, общаться с окружающими. Чаще всего от умственной отсталости страдают дети. Однако в настоящее время существуют крайне действенные коррекционные занятия, которые смогут помочь ребенку с легкой формой умственной отсталости.Степени умственной отсталости.jpg

Классификация заболевания учитывает двойной критерий: анатомопатологический и патогенный. Рассмотрим виды умственной отсталости.

  1. Биопатическая френостения: характерна для врожденных, токсических или инфекционных факторов развития недуга.
  2. Церебратопатическая феностения: обусловлена токсичным, инфекционным или травматическим факторами развития недуга, оказывает прямое действие на мозг, относится к приобретенным патологиям;
  3. Биоцеребратопатическая феностения: комплекс врожденных и приобретенныхфакторов развития болезни.
  4. Диспландозная феностения: толчок развитию недуга дают эндокринные изменения в организме.

Эти группы могут комплектоваться несколькими клиническими формами, которые в медицине именуют типами:

  • идиотический тип: ребенок не может внятно изъясняться, не развито словесное выражение мыслей;
  • имбециллический тип: ребенок не способен обучиться письменности;
  • везанический тип: характерно для детей с умственной слабостью;
  • эпилептоидный тип: обусловлен олигофреническими проявлениями с эпилептическими симптомами;
  • инфантильный тип: для этого типа свойственны генитальная гипоплазия и любая другая форма инфантилизма.

Упрощенная же классификация умственной отсталости, доступная для восприятия людьми без медицинского образования, основывается на степени тяжести заболевания и включает в себя следующие виды.

  • легкая УО – дебильность;
  • умеренная УО – слабовыраженная имбецильность;
  • тяжелая УО – выраженная имбецильность;
  • глубокая УО – идиотия.

Мы рассматриваем включение порядка, установленного в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам: Международная классификация болезней ВОЗ (ICD 8) основана на схеме, которая присваивает 3 цифры для обозначения основной категории болезней и четвертой цифры для спецификации дополнительных деталей в каждой основной категории. Диагностическая классификация умственной отсталости основана на IC:

  1. 3.1.0. Пограничная умственная отсталость (CI 68-85) 3.1.3. Тяжелая умственная отсталость (CI20-35)
  2. 3.1.1. Умеренная умственная отсталость (CI 52-67) 3.1.4. Глубокая умственная отсталость (IC — 20)
  3. 3.1.2. Умеренная умственная отсталость (CI 36-51) 3.1.5. Умственная отсталость не указана

Категории 3.1.0 и 3.1.4 основаны на статистическом распределении уровней интеллектуального функционирования для населения в целом. IC не является единственным критерием, используемым для постановки диагноза умственной отсталости или оценки его тяжести, но он должен служить для оценки адаптационной способности пациента, вмешиваясь также в историю развития пациента, его текущее функционирование, его профессиональные достижения и академиков, их двигательных навыков, их социального и эмоционального созревания.

Категория 3.1.5 — это пациенты, интеллектуальное функционирование которых невозможно точно оценить, но считается ненормальным.

Основные задачи коррекционных занятий

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких способностей, как мышление, воображение, речевая деятельность, навыки письма и прочие. Занятия разделены на категории. Рассмотрим каждую отдельно.

  1. Развитие крупной и мелкой моторики ребенка.
    Принято считать, что основой будущих талантов малыша является совершенствование мелкой моторики. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, находятся близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания. Совершенствовать умения ребенка нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха. При коррекционных занятиях для детей с умственной отсталостью особое внимание уделяется данному пункту. Малышей учат владеть письменными принадлежностями (карандашом, ручкой), вырезать фигуры из бумаги, как можно больше рисовать и делать различные аппликации. Все эти действия помогут развить нужные зоны головного мозга.
  2. Тактильное восприятие окружающего мира.
    Ребенок научится определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые и т.д.).
  3. Восприятие предметов
    Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию.
  4. Кинетическое развитие.
    Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, образовании различных повадок и т.д.
  5. Формирование зрительного восприятия.
    И его дальнейшее развитие. Цель – научить ребенка анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.
  6. Формирование слухового восприятия.
    Действия, направленные на восприятие ребенком звуков, их различение и развитие чувства ритма у малыша. Прослушивание музыки, звуков животных.
  7. Осознание времени и пространства.
    Очень важно помочь ребенку понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в пространстве, различать времена года, определять время по часам.
  8. Взаимодействие со взрослыми.
    Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем.

Где можно проводить коррекционные занятия?

То, где будут проводиться занятия по коррекции, напрямую зависит от места обучения ребенка. Это обычно определяет специальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В нее входят профессиональные врачи, психологи и другие специалисты. Они оценивают психологическое и умственное состояние ребенка путем проведения небольшой беседы и назначают место его дальнейшего обучения.Умственная отсталость у детей.jpg

Варианты следующие:

  • Общеобразовательная школа.
    Подходит для детей с легкой формой умственной отсталости. Однако родители или опекуны должны быть готовы к тому, что ребенок в любом случае будет отставать от своих сверстников. Это повлечет за собой некие трудности (плохое настроение, депрессии, боязнь неудач).
    При выборе этого варианта обязательно нужно записать ребенка на специальные курсы, где будут проводиться коррекционные занятия, ведь в обычной школе это будет невозможно. Если есть возможность, заниматься с ребенком дома.
  • Интернаты для детей с ОУ.
    Или специализированные школы. В таком случае, коррекционные занятия проводятся во время нахождения детей в учреждении.
  • Коррекционные классы.
    Классы в обыкновенных школах, предназначенные исключительно для детей с УО. Упрощенная программа для детей с психологическими проблемами. Подходит лишь для детей с легкой формой патологии.

Коррекционные занятия для детей с УО обязательно должны проводить квалифицированные специалисты, знающие толк в своем деле. При этом должны учитываться особенности патологии, характеры детей, их поведение и возможности.

Главный плюс проведения занятий в коллективе – дети быстрее адаптируются в обществе своих сверстников и проще идут на контакт. Однако применим такой способ только при легкой форме умственной отсталости. При тяжелой степени упражнения по коррекции делаются, как правило, на дому.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Коррекционные занятия в домашних условиях

Не каждый ребенок способен выполнять упражнения в коллективе, а многие родители просто боятся возможных последствий и того, что большое количество людей рядом плохо скажется на слабой психике малыша. В таких случаях вызывают специалиста на дом. Однако полагаться только на его старания нельзя. Родители или опекуны также должны участвовать в развитии ребенка, помогать ему. Важным моментом в данном вопросе является безопасность и создание уютной для малыша атмосферы. Неострые развивающие игрушки, присутствие родителя при работе психолога и т.д. Залог эффективности проводимых коррекционных занятий заключается в ежедневной работе с ребенком. Потребуется очень много времени, чтобы упражнения привели к желаемому результату.Коррекционные занятия с детьми с умственной отсталостью.jpg

Примеры коррекционных занятий и упражнений

Для развития крупной и мелкой моторики:

  • Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать;
  • Работа с пластилином;
  • Перекладывать вещи из одного места в другое;
  • Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
  • Пробежать, неся в руке какой-то предмет;
  • Работа с меловой доской и т.д.

Для развития памяти и внимательности:

  • Работа с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки;
  • Психолог задает несложные вопросы детям. Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память;
  • Несколько ударов воспитателем в ладоши. Ребенок должен запомнить и назвать их количество;
  • Ритмичный стук карандаша о стол. Малыш его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма;
  • Педагог проделывает каное-нибудь несложное движение, а воспитанник это повторяет.

Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка:

  • Убрать руки за спину по команде;
  • Быстро вытереть доску или убрать игрушки;
  • Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
  • Быстрое движение рук по согласно команде.

Для различения предметов по их свойствам:

  • Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
  • Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.;
  • Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков.

Для особо беспокойных детей:

Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями.

  • Спокойно посидеть несколько секунд;
  • Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости малыша;
  • Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.);
  • Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.

Прогнозы коррекционных занятий

То, к чему приведут упражнения по коррекции, напрямую зависит от качества и частоты их выполнения, а также степени умственной отсталости. Если у ребенка легкая форма этого недуга, прогнозы благоприятны. Большинство таких детей способны учиться в общеобразовательных школах и даже достигать неплохих результатов при обучении в ВУЗах. Однако при тяжелой степени УО на получение нужного эффекта уйдет гораздо больше времени. Причина этому – аномалии мозга или другие врожденные патологии, которые нередко встречаются у детей с более серьезной формой умственной отсталости. Людям с особенно тяжелой умственной отсталостью понадобится помощь и поддержка на протяжении всей жизни.

Смотрите также статьи по теме

Источник