Коррекция развития мышления ребенка является
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЧГПУ»)
Факультет заочного обучения и дистанционных образовательных технологий
Доклад на тему:
«Коррекция и развитие мышления: игры и упражнения для детей разного возраста, упражнения для взрослых».
Выполнила:
студентка гр. ФЗО и ДОТ
2 курс
Векшина Ольга Викторовна
Проверила:
Гольцева Ю.В.
Челябинск
2017
Развитие и коррекция мышления.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.
В отечественной психологии и дошкольной педагогике показано, что важной составной частью содержания умственного воспитания является развитие мышления. При этом отечественные психологи рассматривают развитие мышления как единый диалектический процесс, где каждый вид мышления выступает как необходимый компонент общего мыслительного процесса.
В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных форм: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс в целом приобретает специфический характер. При этом в познавательную деятельность рано включается речь, которая выступает здесь в качестве носителя опыта действия, в ней этот опыт закреплен и через нее передается. На разных стадиях развития различных форм мышления, функции речи существенно меняются.
Наглядно-действенное мышление возникает тогда, когда человек встречается с новыми условиями и новым способом решения практической проблемной задачи. С задачами такого типа, ребенок сталкивается на протяжении всего детства – в бытовой и игровой ситуациях.
Важной особенностью наглядно-действенного мышления является то, что способом преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб. При выявлении скрытых свойств и связей объекта дети используют метод проб и ошибок, который в определенных жизненных обстоятельствах является необходимым и единственным. Метод проб и ошибок основан на отбрасывании неверных вариантов действия и фиксации верных, результативных и, таким образом, выполняет роль мыслительной операции.
При решении практических проблемных задач происходит выявление, «открытие» свойств и отношений предметов или явлений, обнаруживаются скрытые, внутренние свойства предметов. Умение получать новые сведения в процессе практических преобразований непосредственно связано с развитием наглядно-действенного мышления.
Простейшее наглядно-образное мышление (внутренний план действия) рассматривается как способность оперировать конкретными образами предметов при решении тех или иных задач. Способность к оперированию образами «в уме» не является непосредственным результатом усвоения ребенком знаний и умений. Она возникает и развивается в процессе взаимодействия определенных линий психического развития: предметных действий, действия замещения, речи, подражания, игровой деятельности и т.д. В свою очередь образы могут различаться по степени обобщенности, по способам формирования и функционирования. Сама мыслительная деятельность выступает как оперирование образами.
Упражнение: “На что это похоже”?
Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.
Найди лишнее слово.
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является “лишним”. Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Упражнение на развитие мышления «Ищем клад»
Возраст: дошкольный.
Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.
В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т.д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху.
После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.
Соединяем несоединимое.
Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!
Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой. Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.
Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:
Курица ходит вокруг столба.
Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
Столб упал прямо на курицу .
Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:
ромашку с молоком;
наушники с медузой;
сапоги с луной.
Далее придумывайте сами.
Игра на развитие мышления «Куда уместится кошка?»
Возраст: дошкольный.
Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает
места, куда можно пристроить кошку.
Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.
Упражнение на развитие мышления «Древо мудрости»
Возраст: средний, старший школьный.
Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)
После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.
Упражнение на развитие мышления «Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, воображения.
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.
«Всеобщее внимание».
Для взрослых.
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.
Источник
Что такое мышление
Каждый день мы принимаем множество решений: как быстрее добраться из пункта А до пункта Б, что подарить другу на день рождения, как решить сложную задачу в школе или в обычной жизни. И хотя мир полон неопределенностей, то, как мы рассуждаем, все же частично влияет на результат.
Мышление – это когда мы что-то познаем: систематизируем и анализируем информацию, строим связи, выделяем важное, откидываем лишнее и делаем выводы.
Как это работает
Мышление «делает» мозг, а результат называют мыслью.
Чтобы понять, как развивать мышление, важно уточнить: само мышление бывает разным – все зависит от того, какую именно работу проделывает наш мозг.
Наглядно-действенное – это когда мы принимаем решение прямо внутри ситуации, которая постоянно меняется. Шахматы и головоломки – отличный пример. Очень полезный навык для мира, который меняется каждый день – да что уж там, порой и несколько раз за день.
Наглядно-образное – это представить какую-то ситуацию или образ, но фактически ничего с ними руками не делать. Например, увидеть в случайном прохожем что-то знакомое и подумать, с чем это связано: может, он похож на соседа или на знаменитого актера (или он и есть тот самый актер)?
Словесно-логическое – мы применяем этот тип мышления, когда группируем предметы по признакам (смартфон, фитнес-браслет, беспроводная колонка – гаджеты), что-то утверждаем или отрицаем (на улице хорошая погода, светит солнце и тепло / на улице ужасная погода, светит солнце и очень жарко) или делаем выводы на основе суждений (мама сказала, что вечером занята работой – значит она не придет на родительское собрание).
Теоретическое мышление – любимое занятие ученых! Когда они проводят эксперименты, то выделяют и анализируют разные характеристики явлений. Все это помогает мысленно изменить объект и изучить его в деталях. Например, надо решить, что лучше взять на перекус в школу: банан или яблоко. Анализируем: банан мягкий и может испортить тетрадки в рюкзаке, яблоко твердое и занимает меньше места. Выбор очевиден!
Практическое мышление – поставить цель выучить английский и придумать под это дело план, чтобы была мотивация продолжать.
Творческое мышление – это когда мы нестандартно решаем простые задачи: используем воображение, систематизируем и анализируем. Например, нужно придумать, как не волноваться на семейной фотосессии. Можно предложить родителям изображать разных животных и общаться друг другом на их языках. Тогда и кадры получатся с улыбками, и в процессе будет весело.
Зачем развивать самостоятельно, если есть школа
Школьные программы развивают мышление, но заниматься с ребенком дома не менее важно. И вот почему: уроки в школе дают детям новые знания, но закрепить и усвоить их помогает как раз домашняя работа – с упражнениями на развитие мышления та же история.
Кроме того, дома ребенок чувствует себя комфортнее – в кругу семьи ему проще делиться мыслями, ошибаться и пробовать снова. Вот еще несколько причин в пользу развития мышления:
- Антистресс. С развитым мышлением проще справляться с эмоциями и решать непростые ситуации.
- Экономия времени. Дети с развитым мышлением умеют расставлять приоритеты и стремятся сами управлять своим временем.
- Креативность. Нестандартные идеи и новые решения востребованы как в школе, так и за ее пределами. Развитое мышление помогает увидеть, где лежит граница стереотипов и нормы – и когда уместно выйти за ее пределы.
- Социальная реализация. Недостаточно развитое мышление ограничивает потенциал. Чтобы стать физиком, кроме хороших отметок в школе нужно еще усердие и мотивация, чтобы поступить в вуз и доучиться до конца. Так же и с работой – у специалистов с гибким умом больше возможностей по сравнению с теми, у кого есть только знания и опыт, но нет нужных навыков.
Как развивать мышление младших школьников
Школьники с 1 по 3 класс часто неусидчивы. Они живут «здесь и сейчас» и еще не умеют логически мыслить. Поэтому ключ к их развитию – игровой формат. Никакая мотивация и «кем станешь, когда вырастешь» тут не работают. Только игра сможет по-настоящему увлечь ребенка.
Детям в этом возрасте сложно (и даже невозможно) просто что-то выучить. Поэтому их обучение не должно быть похоже на обучение. Многократное повторение, интересный сюжет, яркая картинка – вот что привлечет внимание и даст результат. Чем разнообразнее игры, тем дольше получится сохранять интерес ребенка. Рассмотрим пять приемов на развитие мышления младших школьников.
Разложить картинки на группы
Распечатайте набор картинок с изображением простых предметов из разных областей и предложите ребенку рассмотреть их и разложить на группы. Например: кухонная посуда, одежда, гаджеты, котики, фрукты.
Отделяя одни предметы от других, ребенок учится видеть общее и разное – тем самым развивает словесно-логическое мышление за счет группировки предметов по признакам.
Собрать конструктор
Предложите ребенку составить разные фигурки из конструктора – в том числе такие, которых нет в инструкции. Чем больше деталей, тем лучше.
В процессе подбора фигурок без инструкции, ребенок учится ошибаться и пробовать снова и развивает наглядно-действенное мышление.
Чтобы ребенок не скучал над конструктором и с любопытством исследовал мир, его нужно на это вдохновить. Как это сделать – расскажет психолог и эксперт Skysmart Екатерина Мурашова на бесплатном курсе «Учеба без слез». На курсе обсудим, как современным родителям не сойти с ума, постоянно контролируя ребенка и что сделать, чтобы разжечь в школьниках тягу к знаниям.
Отметить общий признак
Перечислите слова из одной категории и попросите ребенка назвать одно слово, которое их объединяет. Например:
- огурец, брокколи, кабачок, редис – овощи;
- мухомор, подберезовик, лисичка – грибы;
- береза, дуб, сосна – деревья.
Когда ребенок ищет общее между разными объектами, он учится визуализировать и анализировать их свойства и развивает наглядно-образное мышление за счет активного воображения и обработки прошлого опыта.
Поиграть в «Слова наоборот»
Назовите слово и предложите ребенку найти слово с противоположным значением. Можно использовать разные части речи:
- существительные (смелость – трусость);
- прилагательные (смешной – грустный);
- глаголы (открыл – закрыл).
Подбирая антоним, ребенок учится выделять противоположные признаки при совпадении других компонентов – за счет анализа и смекалки развивается словесно-логическое мышление.
Поиграть в «Угадайку»
Назовите разные части одного объекта и предложите ребенку угадать, какой объект вы загадали. Например:
- цифры, стрелки – часы;
- уши, хвост, хобот – слон;
- буквы, картинки, бумага – книга.
Можно усложнить задание: кроме частей называть еще и характеристики объекта. Например: маленький, колючий, живет в лесу – еж.
Когда ребенок соединяет разные части в целое, он учится рисовать воображаемые картинки – отличная тренировка для прокачки словесно-логическое мышление.
Как развивать мышление средних школьников
Нарисовать эмоции на лице
Предложите ребенку нарисовать мордашки с разными эмоциями. Вы можете называть эмоции сами или попросить ребенка вспомнить разные ситуации за день и нарисовать то, что он чувствовал в те моменты.
Рисуя грустные, веселые и сердитые рожицы, ребенок учится распознавать внешние сигналы эмоций – что как раз помогает укреплять теоретическое мышление и вместе с ним эмоциональный интеллект. Это происходит благодаря тому, что ребенок анализирует свои чувства и реакции других людей.
Сочинить историю
Сочините вместе с ребенком историю. Начните с простого предложения, например: «Жил-был кот…». Пусть ребенок продолжит и скажет следующее предложение, и так по очереди. Постарайтесь развить историю по всем правилам драматургии, с завязкой, кульминацией и заключением.
Выбирая продолжение истории, ребенок учится смело озвучивать свои фантазии. Он развивает творческое и системное мышление за счет последовательного проговаривания своих идей с сохранением общего смысла.
Поиграть в «Правду или вымысел»
Придумайте предложение с реалистичным смыслом (мама готовит ужин) и спросите ребенка: правда это или вымысел. Затем скажите что-то нереальное (книга идет домой) и задайте тот же вопрос. Предложите ребенку самому называть вам правдивые и ложные предложения.
Так ребенок учится сопоставлять реальность и фантазии. Благодаря этому происходит развитие словесно-логического мышления за счет анализа слов и предложений.
Поиграть в «Нереальное действие»
Возьмите любой предмет и попросите ребенка изобразить такое действие, которое мы обычно не делаем с этим предметом: сыграть на швабре, как на гитаре, нести мяч на голове, как корону. Угадывайте, что изображает ребенок, задавайте ему уточняющие вопросы.
Придумывая, как изобразить необычное действие с определенным предметом, ребенок учится реализовывать нестандартные идеи. В этот момент его гибкий ум вместе с активным воображением развивают наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Нарисовать интеллект-карту
По центру листа напишите любое слово или идею. Например, город. От него нарисуйте несколько стрелок и отметьте, что есть в городе: дома, люди, дороги. Дальше проведите стрелки от каждого слова и определите категории: какие бывают дома (школы, жилые дома, заводы, магазины), какие бывают люди (взрослые и дети, мужчины и женщины). На следующих стрелках отметьте, что есть в этих домах (классы в школах, прилавки и примерочные в магазинах), чем занимаются горожане (гуляют, работают). Продолжайте до самых мелких деталей.
Это упражнение учит видеть целое, его части и закономерности. Оно дает положительный заряд творческому и системному мышлению за счет работы обоих полушарий мозга.
Как развивать мышление подростков
Составить список
Предложите подростку составить список (чек-лист) чего-то важного для всей семьи или конкретно для него: список желанных подарков, покупок, фильмов для просмотра. Затем обсудите, чем полезны списки и как он может их использовать в учебе.
Составляя список, подросток учится систематизировать свои мысли, желания, планы – тем самым развивает практическое и системное мышление за счет придания формы тому, что до этого было только в голове.
Назвать различия
Спросите об отличиях между кораблем и лодкой, травой и газоном, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
Когда подросток замечает различия похожих объектов, то задействует словесно-логическое мышление: анализирует характеристики, выделяет главное от второстепенного, вспоминает свой прошлый опыт.
Придумать название предмету
Покажите фотографии таких гаджетов и предметов, которые подросток еще не видел: это может быть что-то суперсовременное (датчик осанки) или наоборот что-то давно забытое (стационарный телефон с пружинкой). Предложите придумать название и описать функционал этих предметов.
В этом упражнении подросток учится смело выражать свои мысли и отказываться от скучных и неподходящих идей. Как следствие, это помогает развивать творческое мышление за счет создания новых сочетаний слов.
Поиграть в «Придумай сценарий»
Покажите фотографию, на которой изображена неоднозначная ситуация (собака застряла в вазе) и попросите предположить, что произошло до этого момента.
В момент создания своей истории, подросток анализирует ситуацию и видит ее объемнее – тем самым развивает творческое мышление за счет выражения своих гипотез и фантазий.
Поиграть в «Странные вопросы»
Задайте подростку странные и неожиданные вопросы. Например:
- Что лучше: яблоко или дыня?
- Что мягче: рука или нога?
- В чем польза жирафа?
В ответе должно быть как минимум три аргумента.
Когда подросток отвечает на нестандартные вопросы, он размышляет в состоянии неопределенности и укрепляет словесно-логическое мышление – то самое, которым пользуются ученые.
Как не утомить ребенка постоянным развитием
Если ходить в зал на тренировки каждый день (особенно с непривычки), можно быстро перегореть и отказаться от желания стать спортивным. То же самое и с развивающими упражнениями – выполнять их нон-стоп точно не стоит, иначе возникнет сопротивление. Лучше всего внедрять их между делом, постепенно, в виде игры.
Вика Войцеховская, старший методист Skysmart English Content | «Вот, о чем стоит помнить родителям, чтобы помочь детям развивать мышление: Использовать с пользой время, которое обычно считается потраченным впустую: поездки в транспорте, прогулка из школы домой и обратно, очереди в магазинах и поликлиниках. На ходу можно легко делать несложные упражнения. Например: «Слова наоборот», «Правда или вымысел». Не превращать развитие мышления в обучение – этого формата ребенку более, чем достаточно. Покажите, что это может быть весело и интересно на приемах, о которых мы рассказали. Заниматься мало, но регулярно. 15 минут каждый день – всегда лучше, чем 2 часа за раз. Не делать задания за ребенка. Делайте вместе с ним». |
Внедрить эти приемы просто: играйте по пути в школу, когда готовите ужин или на выходных. Не относитесь к заданиями слишком серьезно, иначе ребенок может излишне стараться, переживать – делу это не поможет.
Если ребенок не знает, как ответить – порассуждайте вместе с ним: задавайте вопросы или подарите подсказку. Наслаждайтесь процессом вместе, и все получится!
Источник