Коррекция познавательного развития ребенка в доу

Loading…
В нашем ДОУ используется определенная система игровых упражнений, направленная на формирование познавательной сферы у детей от 2 до 7 лет. Предназначена она для индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы педагога – психолога и воспитателей. Педагог – психолог в нашем ДОУ – Розова Наталия Александровна.
Важную роль в развитии дошкольников играет психолог, одна из задач которого – помощь детям, имеющим трудности в обучении, не усваивающие учебный материал, соответствующего возрастным возможностям. Психолого-педагогическое обследование позволяет выявить таких детей и составить план индивидуальной коррекционной работы, в которой, как правило, задействованы все специалисты детского сада, в том числе и педагоги группы.
Коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков.
Реализуемая система коррекционной работы по развитию познавательной сферы дошкоьников направлена на развитие у детей дошкольного возраста как определенных личностных качеств (нравственно-волевых, навыков коммуникаций), так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения ребенка.
Основанием для построения этой системы послужило принятое в отечественной психологии представление о том, что ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития, является игра. Именно поэтому коррекционная работа с детьми в соответствии с данной системой осуществляется на основе развивающих игр.
Однако необходимо отметить, что используемые игровые упражнения служат лишь основой для построения занятий с детьми. Необходимо учитывать уровень познавательного развития ребенка, т.е. простые игры могут быть усложнены за счет введения дополнительных правил и наоборот.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.
Вместе с тем одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Как писал физиолог И.Павлов, “руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга”.
Именно поэтому коррекционная работа ведется в двух направлениях: развитие познавательной сферы и развитие мелкой моторики (индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа педагогов облегчает планирование и проведение коррекционных занятий).
Общая продолжительность занятий:
2-4 года – 10-15 минут;
4-5 года – 15-20 минут;
6-7 года – 20-25 минут.
Частота занятий – 2 раза в неделю.
Каждое занятие включает развивающие задания с применением красочного наглядного пособия, направленного на развитие психических процессов у детей.
Все игры можно разделить на:
- игры на развитие сенсорного опыта;
- игры на развитие знаний об окружающем мире;
- игры на развитие восприятия;
- игры на развитие внимания,
- игры и упражнения на развитие памяти;
- упражнения на развитие мыслительных процессов,
- игры на развитие пространственных ориентировок;
- игры на развитие мелкой моторики и т.п.
Рекомендации педагога – психолога по проведению занятий:
- Занятие должно проводиться в игровой форме.
- Занятие проводится в благоприятной эмоциональной обстановке, вызывает интерес.
- Задания следует применять, учитывая психические возможности ребенка.
- Необходимо поощрять удовлетворение, которое получает ребенок от занятия.
- Необходимо поэтапно усложнять виды работ, последовательно переходя от элементарных к более сложным заданиям.
- Стремитесь вместе с ребенком к достижению поставленных целей.
Дата публикации – 25.05.2017
Источник
«Планета детства» в г. Барыше
Исакова В.В.
Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей, в программе учтено, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Все занятия, проводимые в рамках данной программы, будут сопровождаться театрализованными действиями, в которых участвуют воспитанники и вымышленные герои Почемучки.
Известно, что к 3-4 годам довольно высокого уровня достигают восприятие и память ребенка, возрастает устойчивость внимания. Продолжает формироваться наглядно-действенное мышление и появляется образное мышление. Ребенок лучше понимает речь окружающих без наглядного ее сопровождения; может представить по аналогии даже то, что никогда не видел, то есть значительно обогащается понимание окружающей действительности, расширяются знания и представления о предметах и явлениях.
В данной программе представлены игры и упражнения по развитию звуковой, лексической, грамматической сторон речи, развитию словесного творчества и связанной монологической речи дошкольника, что будет способствовать:
Основой для развития мышления ребенка, мыслительных операций, восприятия и других познавательных процессов, является сенсорное развитие.
Игры и упражнения, представленные в данной программе, широко охватывают стороны развития сенсорных способностей, а также учитывают не только формирование представлений о разнообразных свойствах и отношениях, но и овладение новыми действия восприятия (наложение, приложение, сравнение и так далее). Прослеживается усложнение материала (от простого к сложному). Каждое задание имеет наглядное обеспечение. Эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный и белый); пять форм геометрических (круг, квадра, овал, треугольник, прямоугольник); три величины (большая, средняя, малая).
На занятиях в рамках данной программы проводятся сенсорные, ритмические игры, направленные на развитие тактильной сферы, интермодальных связей, навыков саморегуляции.
Интенсивно развивается воображение, в результате овладения «новыми» видами деятельности: рисование, лепка, аппликация. Формируется понимание обобщенных называний предметов, то есть собирательных существительных: одежда, посуда, обувь, мебель, транспорт и другие.
В данную программу входят также занятия по изодеятельности (лепка, рисование, аппликация). Лепка – это создание объемных или рельефных фигур, картин или даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста, глины, снега и других. Этот материал предоставляет большие возможности для развития и обучения детей – развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, ребенок учится координировать движения рук, приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Рисование пробуждает ребенка к творчеству, учит видеть мир в живых краска, несет элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Общение с бумагой – аппликация – способствует укреплению пальчиков ребенка и обогащению сенсорных впечатлений.
Цель программы: развитие познавательной сферы и сенсомоторное развития детей дошкольного возраста.
Данная рабочая программа рассчитана на 27 занятий и является комплексной.
Занятие | Тема занятия | Основная дидактическая задача |
I | Диагностика уровня развития познавательной сферы До реализации программы | |
1 | Диагностика уровня развития познавательной сферы | Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире. |
II | «День рождения Почемучек» | |
1 | Игра «Разноцветная радуга» с элементами психогимнастики | Ознакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре |
«Окраска воды» | Ознакомление с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». | |
III | «Почемучки и жители страны Огород» | |
1 | Театрализация «В стране под названием Огород» | Учить узнавать овощи, выбирая нужную картинку или муляж. |
Ритмическая игра «Парад овощей» | Развитие интонационной стороны речи, эмоционального контакта. | |
Аппликация «Посади огород» | Развитие цветового восприятия, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов. Наклеивание заготовок моркови, помидор и огурцов на три тарелочки. Учить группировать предметы и располагать их внутри нарисованных кругов. Цветовое восприятие. | |
2 | Театрализация «Лучшие друзья Овощей» | Формировать представление об овощах, как о результатах труда человека. Познакомить с орудиями труда на огороде. |
Ритмическая игра «Мы – помощники» | Тренировка переключаемости с одного действия на другое, развитие навыков подражания. | |
Разрезные картинки «Собери овощи» | Учить зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, развивать умение пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки. | |
IV | «Как Почемучки познакомились с фруктами» | |
1 | Театрализация «Почемучка и его новые друзья из страны Фруктовый сад» | Учить узнавать фрукты, выбирая нужную картинку или муляж. |
««Волшебный мешочек» Или как Почемучка спасал фрукты» | Развитие тактильных ощущений: способности выбирать на ощупь предметы по зрительно воспринимаемому образцу. | |
2 | «Волшебная история о том, как появился на свет апельсин» | Формировать представление о фруктах как результате труда человека. Вводить понятия что сначала, что потом (зернышко-деревце-цветение-плод). |
Ритмическая игра «Веселые фрукты» | Обогащение сенсорного опыта, развитие навыков подражания. | |
Игра «Собери фрукты» | Развитие глазомера при выборе по образцу предметов определенной величины. | |
V | «Как Почемучки помирили друзей» | |
1 | Веселые загадки Почемучки | Развитие навыков соотношения речевой формы описания предметов с графической. |
Игра «Что напутал Буратино?» | Учить группировать картинки соответственно их принадлежности к овощам и фруктам. Развитие навыков классифицирования. | |
VI | «Удивительные знакомства Почемучек на ферме» | |
1 | Игра «Угадай, чей это голос?» | Развитие умения различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и детеныша |
Кукольный театр на палочках «Домашние животные и их детеныши» | Узнавание животных и их детенышей. Называть их (котенок, щенок, козленок, поросенок, ягненок и т.д.). Называть части тела, особенности внешнего вида (шерстина, щетина). | |
Ритмическая игра «Та-та два кота» | Формирование схемы тела | |
«Сложи узор» | «Домик для мамы, домик для детеныша». Развитие моторики, цветового восприятия. Умение работать по образцу. Закрепление понятий большой – маленький. Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). | |
2 | «Домашние животные и птицы» | Называть части тела животных и птиц, особенности их внешнего вида. Какую пользу приносят домашние животные и птицы. |
Ритмическая игра «Свинка Ненила» | Решить задачу расширения словаря и развитие подражания. | |
Рисуем пальчиками – «Птичка». | Умение выбирать нужный цвет по обозначенным контурам. Эмоциональное и эстетическое развитие. | |
VII | «Почемучки в Лесном царстве» | |
1 | «Дикие животные и птицы» | Формировать понятие «дикие животные и птицы», реалистическое представление о диких животных. |
Ритмическая игра «Шагает кабан» | Развитие внимания, навыков освоения пространства. | |
Раскрашивание карандашами «Веселые зверюшки» | Развитие мелкой моторики. | |
2 | «Что растет в лесу?» | Формировать понятие «деревья, травы. кустарники. |
Ритмическая игра «Вышли дети погулять» | Обогащение словарного запаса, тренировка координации движений. | |
Лепка «Мухомор» | Развитие моторики, умение придавливать белые горошки на трафарет мухомора. | |
VIII | «Почемучки в гостях у Вани и Маши» | |
1 | «Кто такой человек?!» | Рассматривание изображения человека, нахождение частей тела, развитие мышления. |
Физкультминутка «Дружно за руки взялись» | Снятие мышечных зажимов, тренировка координации движений. | |
Разрезные картинки «Девочка» и «Мальчик» | Целостное восприятие изображения. | |
2 | «Семья. Люди» | Расширять и активизировать словарь по теме «Семья». Формировать обобщающее слово «Люди». Половозрастная идентификация. |
Игра «У Авдотьи у старушки» | Развитие умения следовать правилам, развитие зрительного и слухового внимания, формирование схемы тела, развитие пространственных представлений. | |
Аппликация «Моя семья» из приготовленных заранее заготовок. | Развитие мелкой моторики. | |
3 | «Что сначала, что потом?» | Знакомство с распорядком дня, развитие навыка определять последовательность действий |
Рисование пальчиками «Чашечки для девочек и мальчиков» | Развитие моторики закрепление цветов, выполнение словесных инструкций. | |
4 | «Игрушки» | Развития мышления. Введение в речевую практику детей слово «игрушки», раскрыв его смысл как существительное с собирательным значением. Умение находить игрушку по ее изображению на картинки. |
Физкультминутка «Почемучка потянулся» | Снятие мышечных зажимов, снижение тревожности. | |
«Чего не стало?» (на материале темы «Овощи и фрукты) | Развитие у детей внимания и памяти. | |
5 | Кукольный театр на палочках «А у нас сегодня гости» | Формировать понятие «посуда и мебель». Развивать диалогическую речь ребенка в процессе игровой деятельности. |
Психогимнастика «Тортик» | Развитие сенсорной культуры ребенка. Толерантности по отношению к сверстникам | |
Аппликация «Обустроим комнату» | Развитие речи и мышления, знакомя детей с понятием мебель. Вводить понятия «кухонная мебель», «мебель для спальни». | |
6 | «Одежда» | Формирование функций обобщения. Введение понятия одежда. Находить предметы одежды на картинках и называть их. |
«Попробуй, расстегни» | Закрепление понятия «одежда». Развитие мелкой моторики, навыков самостоятельности. | |
Рисование карандашами «Разноцветные пуговицы» | Умение рисовать круглую форму, развитие моторики, восприятие цвета. | |
7 | «Обувь» | Ввести в активную речь детей слова, обозначающие обувь. Развитие навыков классифицирования «одежда – обувь». |
Ритмическая игра «У Маруси две ноги» | Развитие координации, внимания и интонационной стороны речи, чувства ритма. | |
Аппликация «Шапочка и ботиночки» | Эмоциональное развитие, умение подбирать к заданному цвету цветные заготовки, умение работать по инструкции. | |
8 | Что куда положить? | Группирование предметов по общему признаку (овощи, посуда, мебель, одежда и т.д.) Подводить ребенка к умению исключать не подходящий к группе предмет. Группирование предметов по их назначению. |
«Третий лишний» | Развитие навыков классификации предметов по обобщающим понятиям. | |
IX | «Почемучки и времена года» | |
1 | «Волшебные преображения природы» | Развивать умение рассматривать картинки с развернутым сюжетом. Ввести в активный словарь слова «зима», «весна», «лето», «очень» и сочетание слов «время года». |
Психогимнастика «Мы словно деревья в чаще лесной» | Развитие внимания, слухового восприятия, навыков подражания, снижение уровня тревожности | |
X | «О том, как Почемучка научился считать» | |
1 | Игра-инсценировка «Как почемучка научился считать» | Развитие лексического запаса, навыков ролевой игры, математических способностей. |
XI | «Как Почемучки попали в беду» | |
1 | Театрализация «Знакомство с добрым доктором» | Знакомство с профессией врача. Ввести в активную речь слова: «укол», «бинт», «вата», «йод», «зеленка». Воспитание бережного отношения к животным. |
Ритмическая игра «Правая и левая» | Развитие навыков подражания, освоение схемы тела | |
Лепка «Витаминки в баночке» | Развитие мелкой моторики, цветового восприятия. | |
2 | «Кто что делает?» (Профессии) | Умение называть действия людей разных профессий (врач – лечит, повар – готовит еду и т.д.) |
Игра по правилам «Примеряй шляпу» | Развитие умения играть по правилам, ждать своей очереди, расширение представлений об окружающем мире. | |
Лото «Кем быть?» | Закрепление знаний и представлений о различных профессиях. Развитие речи. | |
XII | «Знакомство с главными помощниками людей» | |
1 | «Транспорт» | Формировать понятие воздушный «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок. |
Физкультминутка «Расправил крылья самолет » | Развитие координации, внимания и интонационной стороны речи, чувства ритма. | |
Рисуем пальчиками – «Вертолет» | Развитие мелкой моторики, навыков рисования. Восприятие цветового образца. | |
2 | «Транспорт» | Формировать понятие водный «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок. |
Ритмическая сенсорная игра «Дует ветер» | Способствовать развитию Эмоционального контакта, тактильной сферы, слухового внимания, восприятия. | |
Аппликация «Кораблик» из геометрических фигур | Научить расчленять изображение предмета на составные части воссоздавать сложную форму из частей. | |
3 | «Транспорт» | Формировать понятие наземный «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок. |
Ритмическая игра «Чух – чух» | Способствовать развитию артикуляционного аппарата, произношения твердых и мягких звуков средствами звукоподражания. | |
Рисуем пальчиками – «Машина» | Развитие мелкой моторики, цветового восприятия. | |
XIII | Диагностика уровня развития познавательной сферы после реализации программы | |
1 | Диагностика уровня развития познавательной сферы | Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире. |
Итого: | 27 занятий |
Источник