Коррекция познавательного развития ребенка в доу

Коррекция познавательного развития ребенка в доу thumbnail

Loading…

В нашем ДОУ используется определенная система игровых упражнений, направленная на формирование познавательной сферы у детей от 2 до 7 лет. Предназначена она для индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы педагога – психолога и воспитателей. Педагог – психолог в нашем ДОУ – Розова Наталия Александровна.

Важную роль в развитии дошкольников играет психолог, одна из задач которого – помощь детям, имеющим трудности в обучении, не усваивающие учебный материал, соответствующего возрастным возможностям. Психолого-педагогическое обследование позволяет выявить таких детей и составить план индивидуальной коррекционной работы, в которой, как правило, задействованы все специалисты детского сада, в том числе и педагоги группы.

Коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков.

Реализуемая система коррекционной работы по развитию познавательной сферы дошкоьников направлена на развитие у детей дошкольного возраста как определенных личностных качеств (нравственно-волевых, навыков коммуникаций), так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения ребенка.

Основанием для построения этой системы послужило принятое в отечественной психологии представление о том, что ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития, является игра. Именно поэтому коррекционная работа с детьми в соответствии с данной системой осуществляется на основе развивающих игр.

Однако необходимо отметить, что используемые игровые упражнения служат лишь основой для построения занятий с детьми. Необходимо учитывать уровень познавательного развития ребенка, т.е. простые игры могут быть усложнены за счет введения дополнительных правил и наоборот.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.

Вместе с тем одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Как писал физиолог И.Павлов, “руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга”.

Именно поэтому коррекционная работа ведется в двух направлениях: развитие познавательной сферы и развитие мелкой моторики (индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа педагогов облегчает планирование и проведение коррекционных занятий).

Общая продолжительность занятий:

2-4 года – 10-15 минут;

4-5 года – 15-20 минут;

6-7 года – 20-25 минут.

Частота занятий – 2 раза в неделю.

Каждое занятие включает развивающие задания с применением красочного наглядного пособия, направленного на развитие психических процессов у детей.

Все игры можно разделить на:

  • игры на развитие сенсорного опыта;
  • игры на развитие знаний об окружающем мире;
  • игры на развитие восприятия;
  • игры на развитие внимания,
  • игры и упражнения на развитие памяти;
  • упражнения на развитие мыслительных процессов,
  • игры на развитие пространственных ориентировок;
  • игры на развитие мелкой моторики и т.п.

Рекомендации педагога – психолога по проведению занятий:

  1. Занятие должно проводиться в игровой форме.
  2. Занятие проводится в благоприятной эмоциональной обстановке, вызывает интерес.
  3. Задания следует применять, учитывая психические возможности ребенка.
  4. Необходимо поощрять удовлетворение, которое получает ребенок от занятия.
  5. Необходимо поэтапно усложнять виды работ, последовательно переходя от элементарных к более сложным заданиям.
  6. Стремитесь вместе с ребенком к достижению поставленных целей.

Дата публикации – 25.05.2017

Источник

«Планета детства» в г. Барыше

Исакова В.В.

Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей, в программе учтено, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Все занятия, проводимые в рамках данной программы, будут сопровождаться театрализованными действиями, в которых участвуют воспитанники и вымышленные герои Почемучки.

Читайте также:  Параметры физического развития ребенка до года

Известно, что к 3-4 годам довольно высокого уровня достигают восприятие и память ребенка, возрастает устойчивость внимания. Продолжает формироваться наглядно-действенное мышление и появляется образное мышление. Ребенок лучше понимает речь окружающих без наглядного ее сопровождения; может представить по аналогии даже то, что никогда не видел, то есть значительно обогащается понимание окружающей действительности, расширяются знания и представления о предметах и явлениях.

В данной программе представлены игры и упражнения по развитию звуковой, лексической, грамматической сторон речи, развитию словесного творчества и связанной монологической речи дошкольника, что будет способствовать:

Основой для развития мышления ребенка, мыслительных операций, восприятия и других познавательных процессов, является сенсорное развитие.

Игры и упражнения, представленные в данной программе, широко охватывают стороны развития сенсорных способностей, а также учитывают не только формирование представлений о разнообразных свойствах и отношениях, но и овладение новыми действия восприятия (наложение, приложение, сравнение и так далее). Прослеживается усложнение материала (от простого к сложному). Каждое задание имеет наглядное обеспечение. Эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный и белый); пять форм геометрических (круг, квадра, овал, треугольник, прямоугольник); три величины (большая, средняя, малая).

На занятиях в рамках данной программы проводятся сенсорные, ритмические игры, направленные на развитие тактильной сферы, интермодальных связей, навыков саморегуляции.

Интенсивно развивается воображение, в результате овладения «новыми» видами деятельности: рисование, лепка, аппликация. Формируется понимание обобщенных называний предметов, то есть собирательных существительных: одежда, посуда, обувь, мебель, транспорт и другие.

В данную программу входят также занятия по изодеятельности (лепка, рисование, аппликация). Лепка – это создание объемных или рельефных фигур, картин или даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста, глины, снега и других. Этот материал предоставляет большие возможности для развития и обучения детей – развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, ребенок учится координировать движения рук, приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Рисование пробуждает ребенка к творчеству, учит видеть мир в живых краска, несет элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Общение с бумагой – аппликация – способствует укреплению пальчиков ребенка и обогащению сенсорных впечатлений.

Цель программы: развитие познавательной сферы и сенсомоторное развития детей дошкольного возраста.

Данная рабочая программа рассчитана на 27 занятий и является комплексной.

Занятие

Тема занятия

Основная дидактическая задача

I

Диагностика уровня развития познавательной сферы

До реализации программы

1

Диагностика уровня развития познавательной сферы

Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире.

II

«День рождения Почемучек»

1

Игра «Разноцветная радуга» с элементами психогимнастики

Ознакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре

«Окраска воды»

Ознакомление с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

III

«Почемучки и жители страны Огород»

1

Театрализация «В стране под названием Огород»

Учить узнавать овощи, выбирая нужную картинку или муляж.

Ритмическая игра «Парад овощей»

Развитие интонационной стороны речи, эмоционального контакта.

Аппликация «Посади огород»

Развитие цветового восприятия, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов. Наклеивание заготовок моркови, помидор и огурцов на три тарелочки. Учить группировать предметы и располагать их внутри нарисованных кругов. Цветовое восприятие.

2

Театрализация

«Лучшие друзья Овощей»

Формировать представление об овощах, как о результатах труда человека. Познакомить с орудиями труда на огороде.

Ритмическая игра

«Мы – помощники»

Тренировка переключаемости с одного действия на другое, развитие навыков подражания.

Разрезные картинки

«Собери овощи»

Учить зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, развивать умение пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.

IV

«Как Почемучки познакомились с фруктами»

1

Театрализация «Почемучка и его новые друзья из страны Фруктовый сад»

Учить узнавать фрукты, выбирая нужную картинку или муляж.

««Волшебный мешочек»

Или как Почемучка спасал фрукты»

Развитие тактильных ощущений: способности выбирать на ощупь предметы по зрительно воспринимаемому образцу.

2

«Волшебная история о том, как появился на свет апельсин»

Формировать представление о фруктах как результате труда человека. Вводить понятия что сначала, что потом (зернышко-деревце-цветение-плод).

Ритмическая игра «Веселые фрукты»

Обогащение сенсорного опыта, развитие навыков подражания.

Игра «Собери фрукты»

Развитие глазомера при выборе по образцу предметов определенной величины.

V

«Как Почемучки помирили друзей»

1

Веселые загадки Почемучки

Развитие навыков соотношения речевой формы описания предметов с графической.

Игра «Что напутал Буратино?»

Учить группировать картинки соответственно их принадлежности к овощам и фруктам. Развитие навыков классифицирования.

VI

«Удивительные знакомства Почемучек на ферме»

1

Игра «Угадай, чей это голос?»

Развитие умения различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и детеныша

Кукольный театр на палочках «Домашние животные и их детеныши»

Узнавание животных и их детенышей. Называть их (котенок, щенок, козленок, поросенок, ягненок и т.д.). Называть части тела, особенности внешнего вида (шерстина, щетина).

Ритмическая игра «Та-та два кота»

Формирование схемы тела

«Сложи узор»

«Домик для мамы, домик для детеныша». Развитие моторики, цветового восприятия. Умение работать по образцу. Закрепление понятий большой – маленький. Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

2

«Домашние животные и птицы»

Называть части тела животных и птиц, особенности их внешнего вида. Какую пользу приносят домашние животные и птицы.

Ритмическая игра «Свинка Ненила»

Решить задачу расширения словаря и развитие подражания.

Рисуем пальчиками – «Птичка».

Умение выбирать нужный цвет по обозначенным контурам. Эмоциональное и эстетическое развитие.

VII

«Почемучки в Лесном царстве»

1

«Дикие животные и птицы»

Формировать понятие «дикие животные и птицы», реалистическое представление о диких животных.

Ритмическая игра «Шагает кабан»

Развитие внимания, навыков освоения пространства.

Раскрашивание карандашами «Веселые зверюшки»

Развитие мелкой моторики.

2

«Что растет в лесу?»

Формировать понятие «деревья, травы. кустарники.

Ритмическая игра «Вышли дети погулять»

Обогащение словарного запаса, тренировка координации движений.

Лепка «Мухомор»

Развитие моторики, умение придавливать белые горошки на трафарет мухомора.

VIII

«Почемучки в гостях у Вани и Маши»

1

«Кто такой человек?!»

Рассматривание изображения человека, нахождение частей тела, развитие мышления.

Физкультминутка «Дружно за руки взялись»

Снятие мышечных зажимов, тренировка координации движений.

Разрезные картинки «Девочка» и «Мальчик»

Целостное восприятие изображения.

2

«Семья. Люди»

Расширять и активизировать словарь по теме «Семья». Формировать обобщающее слово «Люди». Половозрастная идентификация.

Игра «У Авдотьи у старушки»

Развитие умения следовать правилам, развитие зрительного и слухового внимания, формирование схемы тела, развитие пространственных представлений.

Аппликация «Моя семья» из приготовленных заранее заготовок.

Развитие мелкой моторики.

3

«Что сначала, что потом?»

Знакомство с распорядком дня, развитие навыка определять последовательность действий

Рисование пальчиками «Чашечки для девочек и мальчиков»

Развитие моторики закрепление цветов, выполнение словесных инструкций.

4

«Игрушки»

Развития мышления. Введение в речевую практику детей слово «игрушки», раскрыв его смысл как существительное с собирательным значением. Умение находить игрушку по ее изображению на картинки.

Физкультминутка

«Почемучка потянулся»

Снятие мышечных зажимов, снижение тревожности.

«Чего не стало?» (на материале темы «Овощи и фрукты)

Развитие у детей внимания и памяти.

5

Кукольный театр на палочках «А у нас сегодня гости»

Формировать понятие «посуда и мебель». Развивать диалогическую речь ребенка в процессе игровой деятельности.

Психогимнастика «Тортик»

Развитие сенсорной культуры ребенка. Толерантности по отношению к сверстникам

Аппликация «Обустроим комнату»

Развитие речи и мышления, знакомя детей с понятием мебель. Вводить понятия «кухонная мебель», «мебель для спальни».

6

«Одежда»

Формирование функций обобщения. Введение понятия одежда. Находить предметы одежды на картинках и называть их.

«Попробуй, расстегни»

Закрепление понятия «одежда». Развитие мелкой моторики, навыков самостоятельности.

Рисование карандашами «Разноцветные пуговицы»

Умение рисовать круглую форму, развитие моторики, восприятие цвета.

7

«Обувь»

Ввести в активную речь детей слова, обозначающие обувь. Развитие навыков классифицирования «одежда – обувь».

Ритмическая игра «У Маруси две ноги»

Развитие координации, внимания и интонационной стороны речи, чувства ритма.

Аппликация «Шапочка и ботиночки»

Эмоциональное развитие, умение подбирать к заданному цвету цветные заготовки, умение работать по инструкции.

8

Что куда положить?

Группирование предметов по общему признаку (овощи, посуда, мебель, одежда и т.д.) Подводить ребенка к умению исключать не подходящий к группе предмет. Группирование предметов по их назначению.

«Третий лишний»

Развитие навыков классификации предметов по обобщающим понятиям.

IX

«Почемучки и времена года»

1

«Волшебные преображения природы»

Развивать умение рассматривать картинки с развернутым сюжетом. Ввести в активный словарь слова «зима», «весна», «лето», «очень» и сочетание слов «время года».

Психогимнастика «Мы словно деревья в чаще лесной»

Развитие внимания, слухового восприятия, навыков подражания, снижение уровня тревожности

X

«О том, как Почемучка научился считать»

1

Игра-инсценировка

«Как почемучка научился считать»

Развитие лексического запаса, навыков ролевой игры, математических способностей.

XI

«Как Почемучки попали в беду»

1

Театрализация «Знакомство с добрым доктором»

Знакомство с профессией врача. Ввести в активную речь слова: «укол», «бинт», «вата», «йод», «зеленка». Воспитание бережного отношения к животным.

Ритмическая игра «Правая и левая»

Развитие навыков подражания, освоение схемы тела

Лепка «Витаминки в баночке»

Развитие мелкой моторики, цветового восприятия.

2

«Кто что делает?» (Профессии)

Умение называть действия людей разных профессий (врач – лечит, повар – готовит еду и т.д.)

Игра по правилам «Примеряй шляпу»

Развитие умения играть по правилам, ждать своей очереди, расширение представлений об окружающем мире.

Лото «Кем быть?»

Закрепление знаний и представлений о различных профессиях. Развитие речи.

XII

«Знакомство с главными помощниками людей»

1

«Транспорт»

Формировать понятие воздушный «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

Физкультминутка «Расправил крылья самолет »

Развитие координации, внимания и интонационной стороны речи, чувства ритма.

Рисуем пальчиками – «Вертолет»

Развитие мелкой моторики, навыков рисования. Восприятие цветового образца.

2

«Транспорт»

Формировать понятие водный «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

Ритмическая сенсорная игра «Дует ветер»

Способствовать развитию Эмоционального контакта, тактильной сферы, слухового внимания, восприятия.

Аппликация «Кораблик» из геометрических фигур

Научить расчленять изображение предмета на составные части воссоздавать сложную форму из частей.

3

«Транспорт»

Формировать понятие наземный «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

Ритмическая игра «Чух – чух»

Способствовать развитию артикуляционного аппарата, произношения твердых и мягких звуков средствами звукоподражания.

Рисуем пальчиками – «Машина»

Развитие мелкой моторики, цветового восприятия.

XIII

Диагностика уровня развития познавательной сферы

после реализации программы

1

Диагностика уровня развития познавательной сферы

Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире.

Итого:

27 занятий

Читайте также:  Игры для развития ребенка с проблемами в развитии

Источник