Коррекция поведения ребенка 4 года
Рекомендации по коррекции поведения
В данном возрасте ребенок осознает себя и стремится к самостоятельности. Это может проявляться в стремлении подражать взрослым, имитации их поведения и попытками различными способами утвердить свое равенство с ними.
У ребенка начинает формироваться воля, он не хочет испытывать излишний контроль со стороны взрослых и стремится сделать самостоятельный выбор во многих, даже незначительных ситуациях.
Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности, либо от капризов, связанных с нехваткой любви и тепла.
Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию «нет!» не столько на действие, которое его просят выполнить, сколько на требование или просьбу определенного взрослого. При резком проявлении ребенком негативизма общение с взрослым может приобрести крайнюю форму, когда на любое высказывание ребенок отвечает наперекор. Когда малышу говорят «да», а он твердит «нет», тем самым давая понять, что имеет право на собственные взгляды и желает, чтобы с ним считались.
Негативизм очень быстро может исчезнуть, если взрослые не будут пускаться в длительные споры и настаивать на своем. При этом негативизм превратить в игру, обучающую ребенка выражать свои желания и намерения иначе. Можно сыграть в игру «Не хочу». Причем роль непослушного ребенка могли бы сыграть взрослые. И тогда ребенку самому придется найти правильное решение для «капризного маленького взрослого».
Упрямство. Малыш настаивает на своем только потому, что сам это предложил.
– Купи шарик!
Мама покупает, но через минуту он уже не нужен.
– Купи игрушку!
– Она тебе точно нужна?
– Да-а-а!!
Через минуту интерес пропал….Объяснение простое: на самом деле ребенку и шарик, и игрушка не интересны, ему важно настоять на своем. Если не купили – истерика! Ребенок требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство отличается тем, что ребенок продолжает настаивать на своем решении, хотя уже давно расхотелось.
– Проявляйте чуткость. Поменьше вмешивайтесь в действия ребенка, не торопите его. Наберитесь терпения!
– Будьте более гибким и находчивым. К примеру, ребенок отказывается кушать. Не упрашивайте его. Посадите за стол игрушку и попросите малыша попробовать, не слишком ли горячий суп и покормить ее. Или говорить отрицательные высказывания: «только не съедай все».
– Позволяйте ребенку в разумных пределах проявлять свою самостоятельность. Дайте возможность помогать вам с домашними хлопотами, даже если вы сами сделаете все гораздо быстрее.
Деспотизм. В этом случае малыш, во что бы то ни стало, хочет добиться, чтобы исполнялось любое его желание. Средства, которыми он будет пользоваться, могут быть самыми разнообразными, в зависимости от «слабого места» в поведении родителей. Помните, что иногда нужно отложить дела и уделить несколько минут безраздельного внимания ребенку.
Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу гораздо тяжелее в этих своих противоречиях. Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над эмоциями. Истерики часто становятся инструментом манипуляции, они требуют зрителей – вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке, или посреди улицы.
Как себя вести, чтобы победителями вышли все?
– Смените тактику и стратегию общения с ребенком. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам.
– Постоянно предлагайте выбор. «На прогулку пойдем пешком или возьмем велосипед?», «ты будешь кушать суп или кашу?», «В какой пижаме будем ложиться спать?».
– Не заставлять, а просить помочь. «Поможешь перейти мне дорогу?»
– Необходимо рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому.
– На ультимативное требование ребенка говорим твердое и жесткое «Нет!». Главное сохранять внешнее спокойствие! Малыш кричит, падает на пол, прохожие смотрят осуждающе.… Придется потерпеть. Иначе истерика станет инструментом манипуляции.
– Если ребенок демонстративно упал в лужу, берем в охапку, переносим в безопасное место и кладем, как взяли – пусть покричит. Уговоры в такой момент могут не помочь, просто придется подождать.
– Создать приятные перспективы – иногда это тоже помогает успокоиться.
– Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: «Зачем ты кричал, мне стыдно». Лучше скажите: «Я очень огорчена, так неприятно, что самой хочется кричать». Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции.
– Помните о принципах: твердость в намерениях, но гибкость в действиях.
Источник
Когда родители и педагоги пасуют перед детьми и их нестандартным поведением, то нередко записывают своих питомцев в «трудные». На самом деле, важно понять, в чем особенности каждого конкретного случая, почему именно он кажется проблемным и как справляться с трудным ребенком.
Каких детей относят к «трудным» и способы коррекции поведения
Агрессивный ребенок
О том, что у их детей случаются приступы агрессии, родители обычно узнают от воспитателей, учителей или соседей. «Ваша Мила опять дралась», – сообщают отцу девочки, когда он вечером забирает дочь из детского сада. «Ваш Алексей грубил классному руководителю», – читает мать в дневнике сына. И за всем этим стоят какие-то причины. Агрессия может выражаться в словах и действиях. Агрессивные дети недооценивают собственную враждебность. При этом окружающих считают врагами. Им свойственно винить в собственном поведении людей и обстоятельства. С себя же ответственность они снимают и не думают о последствиях своих поступков. Они не понимают, что другим может быть обидно и больно.
Чаще всего причинами агрессивных проявлений у детей являются:
- неуверенность в себе и ощущение внешней угрозы. Ребенок боится быть побежденным, уязвленным, обиженным и, чтобы избежать роли жертвы, атакует сам;
- желание обрести самостоятельность и самоутвердиться. И тогда агрессия –способ избавиться от опеки взрослых;
- подражание старшим. Ребенок действует по образцу – к примеру, видит, как старшие мальчишки обижают малолетку, и поступает так же;
- агрессия родителей (угрозы, оскорбления, телесные наказания);
- повышенная возбудимость и избыток энергии, которой нужен выход;
- желание привлечь к себе внимание, потребность в любви;
- неумение контролировать свои эмоции и выстраивать мирные отношения с окружающими;
- стремление доминировать в коллективе и продемонстрировать собственное превосходство. К примеру, мальчики посредством драк стараются занять лидирующее положение в классе или дворовой компании.
Психологическая коррекция:
Следует развивать в детях умение «перенаправлять» агрессию социально приемлемыми способами. Выход агрессивности можно дать через активные игры и спорт. Необходимо развивать навыки коммуникации и показывать модели неагрессивного поведения в различных ситуациях. Родители должны оценивать не самого ребенка, а его поступки, т.е. говорить не «ты плохой», а «это ты сделал плохо». А затем объяснить, что за подобными действиями последует.
Демонстративный ребенок
Он старается все время быть в центре внимания, как актер на сцене – все делает напоказ. Поэтому все его действия заметные и яркие, а любые проявления –гипертрофированные. И неважно, шалит такой ребенок, капризничает, играет, корчит рожицы, внимает чему-либо – все будет сделано нарочито и таким образом, чтобы окружающие обязательно заметили и отреагировали. Ведь он дает понять, что ему важно почувствовать интерес к себе. За демонстративным поведением скрываются недостаток любви и ласки со стороны родителей, а также потребность в заботе, дефицит общения, неумение контактировать со сверстниками и повышенная тревожность.
Призывать к порядку и стыдить «доморощенного актера» бесполезно, ведь он уже добился своего – на него обратили внимание. И какое именно – осуждение это или одобрение – ребенку в принципе безразлично. Ему важно, что он смог вызвать эмоциональную реакцию у взрослых. А вот наказанием для него является игнорирование.
Психологическая коррекция:
Действуйте по принципу: уделяйте внимание ребенку тогда, когда он «хороший», и не замечайте, когда «плохой». А еще приобщайте его к занятиям различными видами творчества, чтобы такие дети могли реализовать свою демонстративность и направить ее в нужное русло. Подойдут занятия танцами, музыкой, живописью и т.п.
Гиперактивный ребенок
Такого наверняка легко узнает каждый. Он непоседлив, энергичен и неуправляем. Конечно, многие дети активны и подвижны, однако при гиперактивности эти качества гипертрофированы. И проблема в том, что ребенок не может себя контролировать и сдерживать. Его активность непродуктивна, а действия хаотичны и довольно бессмысленны. И есть определенные признаки, по которым его отличают специалисты. Обычный активный ребенок предпочитает подвижные игры пассивным. Однако если вы его чем-то увлечете, он спокойно может сосредоточить свое внимание и сохранить спокойствие. И при определенных обстоятельствах (например, в незнакомой обстановке, общественных местах) он может быть вполне уравновешенным и сдержанным.
А гиперактивный ребенок всегда в движении. И даже если он устает, то не отдыхает привычным для нас образом, а начинает капризничать, кричать и рыдать. Говорит он не просто быстро, а как бы глотает слова. Вопросов задает много, но ответы на них не слушает. У гиперактивных детей нередки проблемы со сном. Они часто страдают от нарушения пищеварения и аллергии. Такие дети не реагируют на запреты и ограничения.
Нередко гиперактивность соседствует с синдромом дефицита внимания, отчего еще больше затрудняется процесс обучения. Обычно такие дети попадают в разряд отстающих учеников и причисляются к хулиганам.
Психологическая коррекция:
Специалисты рекомендуют родителям:
- сохранять спокойствие и невозмутимость;
- учить ребенка управлять собой, помогая выплескивать излишнюю энергию (например, в активных играх, спортивных занятиях);
- оберегать его от излишнего переутомления и перевозбуждения;
- учить ребенка расслабляться (в частности, подобрав подходящие методы релаксации);
- обязательно хвалить его, когда он доводит начатое дело до конца;
- приучать ребенка к учебе и тихим занятиям, стараясь не принуждать, а заинтересовывать;
- помогать ему планировать время, соблюдать режим и распределять силы.
Тревожный ребенок
Распознать повышенный уровень тревожности у ребенка не всегда просто. Одни дети явно демонстрируют собственное беспокойство. Они становятся непоседливыми, суетливыми, не желают оставаться в одиночестве, а льнут к родителям. Еще они могут жаловаться, пугаться совершенно невинных вещей, часто плакать без явного повода. У тревожных детей появляются странные привычки, показывающие внутреннюю тревогу – специалисты называют их маркерами. К примеру, они могут грызть ногти и как-либо травмировать себя. Нередко возникают проблемы с аппетитом – ребенок чуть ли не часами сидит над тарелкой и даже свои любимые блюда ест без энтузиазма. А еще у тревожных детей может нарушаться сон – их трудно уложить независимо от возраста, а потом сложно поднять с кровати. Многие действия они совершают через сопротивление, со слезами на глазах.Психологическая коррекция:
Для таких детей необычайно важен индивидуальный подход. Так, при обучении в школе их рекомендуется меньше спрашивать у доски и больше давать им письменных заданий. Желательно, чтобы они обучались в достаточно спокойной обстановке и классах, в которых немного учеников. В качестве методов снижения уровня тревоги используются различные психолого-педагогические методы. В их числе – индивидуальные и групповые занятия, игры, сказкотерапия, рисование и иные виды творчества. Важно, чтобы в результате ребенок смог избавиться от своих страхов, успокоился и приобрел уверенность в себе.
Дети индиго
В различных СМИ сейчас нередко говорят и пишут о детях индиго. И хотя официальная наука этот феномен не признает, вполне возможно, что он все же существует. Просто пока нет исследований, которые бы могли убедительно его доказать. Термин «дети индиго» появился в 80-х годах прошлого века в США. Авторы теории утверждают, что у некоторых детей аура (энергетическая оболочка) имеет необычный, сине-фиолетовый цвет. Поэтому эти дети отличаются от других особенностями личности и поведением. Говорят, с ними сложно найти общий язык. Они плохо поддаются воспитанию и нередко являются нарушителями спокойствия и дисциплины.
Считается, что дети индиго обладают следующими чертами и качествами:
- высокая (часто завышенная) самооценка и твердая уверенность в себе и своих силах;
- независимость в суждениях и действиях;
- ощущение собственной исключительности и уникальности;
- решительность;
- настойчивость и упрямство;
- развитая интуиция;
- раннее взросление;
- наличие творческих способностей и большой творческий потенциал;
- высокий уровень интеллекта;
- неуравновешенность, импульсивность, перепады настроения;
- повышенная потребность во внимании и любви;
- склонность к вредным привычкам;
- индивидуализм, игнорирование чужого мнения и пренебрежение авторитетами;
- трудновоспитуемость, асоциальность, низкая коммуникабельность, замкнутость;
- стремление к справедливости, желание принести пользу и совершить нечто великое;
- неприятие общепринятых норм и правил.
Если такие дети подвергаются внешнему давлению, то могут прийти в ярость и «отбрить» любого взрослого. Считается, что дети индиго с одинаковой вероятностью могут стать как гениями, так и преступниками.
Психологическая коррекция:
Приверженцы концепции индиго полагают, что с такими детьми надо обращаться максимально бережно, ничего им не навязывать и не заставлять делать, потому что они «сами с усами». Однако представители традиционной науки не только считают данную гипотезу весьма сомнительной, но и вдобавок уверены, что все дети нуждаются в любви, понимании и корректировке их поведения.
План индивидуальной работы с трудными детьми
Родителям важно понять ребенка, а затем, пусть и корректируя его поведение, сохранить и развить детскую индивидуальность.
- При возникновении конфликтов не старайтесь переложить всю ответственность на ребенка. Ищите причины непослушания и странного поведения, а только потом принимайте меры.
- Признайте право ребенка на самостоятельность и собственное мнение.
- Старайтесь видеть в собственном ребенке положительные стороны, даже если другие его ругают. Доверяйте детям, не заставляйте их соответствовать чужим представлениям взрослых о «правильности».
- Создавайте дома эмоционально спокойную атмосферу – ребенок не должен быть свидетелем разногласий и ссор между родителями. Это не только разрушает авторитет старших, но и вызывает у них тревогу и чувство вины.
- Показывайте детям четкие границы добра и зла, объясняйте, что такое хорошо и плохо, чтобы они могли вести себя правильно. Замечайте и позитивно оценивайте успехи детей, не забывайте их одобрять и хвалить. Чрезмерная критика и повышенные требования повышают тревожность.
- Не злоупотребляйте наказаниями. Иначе они станут привычными для ребенка, и их действенность сведется к нулю. Также вредны придирки и мелочная опека.
- Уберите из своей речи фразы типа: «У тебя никаких прав нет, ты полностью зависишь от нас!», «У всех дети как дети, а у нас не поймешь кто!», «Я никогда не была такой в твои годы!», «Радуйся, что родители живы, и не прибавляй нам седых волос», «Я лучше знаю, что и как должен делать мой ребенок»…
Принимайте и любите свое чадо таким, каково оно есть. Относитесь к ребенку доброжелательно и уважительно. Он не обязан оправдывать чужие ожидания и соответствовать чужим притязаниям. И не приписывайте детям своих желаний, не реализовывайте через них собственные амбиции.
Источник
ГБДОУ детский сад №6 Красносельского района Санкт-Петербурга
Коррекция протестного поведения у детей 4-7 лет
Педагог-психолог Зелина И.Ю.______________
Введение
Для коррекции протестного поведения использую коллективные дидактические игры, т.к. в них приоритетным является развитие у играющих навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов.
Участвуя в подобных играх, прежде упрямые, эгоистичные ребята постепенно осознают, что получить удовлетворение от игры можно только при взаимодействии с партнером. Найденная в игре атмосфера сотрудничества, взаимопонимания становится личностно значимой для ребёнка и в дальнейшей жизни. Неотъемлемой частью воспитательной работы являются психотехнические игры, которые направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребёнка, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Это различные «бросалки», «кричалки», «молчанки» и т.п. эти игры помогают агрессивным детям выпустить разрушительную, необузданную энергию в социально приемлемой форме.
Формы протестного поведения детей – негативизм, строптивость, упрямство. Негативизм – такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых. Типичные проявления детского негативизма – это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость.
“Пассивный” негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При “активном ” негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, которое препятствует удовлетворению детской потребности в самостоятельности.
Таким образом, негативизм – это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, которое над ним совершают. С появлением негативизма нарушается контакт между ребенком и взрослым, в результате чего воспитание становится невозможным. “Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем – либо не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он это потребовал…. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением”. В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостью, когда ребенок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых. С негативизмом и упрямством тесно связана и такая форма протестного поведения, как строптивость. Строптивость направлена не столько против конкретного взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого образа жизни.
Разновидностью протестного поведения является так называемая реакция отказа (от общения, еды, игр, учебы) при внезапном отрыве от обычной обстановки (семьи, компании, сверстников). Такая форма поведения характерна для инфантильных подростков. Примером может послужить отказ подростка из неблагополучной семьи писать сочинение на тему «Кто мои родители», «Как я провел лето» и т.п. Или отказ посещать уроки учителя, предвзято относящегося к подростку.
Протестное поведение, вызванное психологически трудной для подростка ситуацией (обида, неудовлетворение капризов, ущемление самолюбия). Проявление в непослушание, грубости, агрессии, наговоров, порче вещей, уходов из дома, суицидном поведение, употребление алкоголя и наркотиков. В ряде случаев оно носит демонстративный характер и служит сигналом для взрослых при чрезмерных с их стороны требованиях, непосильной нагрузке, уменьшение внимания к подростку, связанным с приходом в семью мачехи или отчима, рождении второго ребенка и т.д.
Тип протестного поведения во многом зависит от особенности личности. Стеничные, упрямые, возбудимые – склонны к активным, а робкие, неуверенные в себе подростки – к пассивным формам протеста. Разделение протестного поведения на активное и пассивное достаточно условно, так как и пассивный протест требует достаточно энергии и эмоционального оснащения.
Крайние формы она приобретает именно при неправильном поведении родителей – если они гиперопекают или проявляют деспотизм и требования беспрекословного подчинения. Если в младшем возрасте ребенок еще мог подчиняться такому давлению родителей, потому что была сильной зависимость от них, то в подростковом возрасте возможны крайние формы – побеги из дома и бродяжничество.
Новые формы поведения требуют от ребенка огромного эмоционального напряжения, поэтому он нуждается в защите и помощи. Негативное протестное поведение ни в коем случае не должно быть поводом для отказа в помощи.
Рекомендованные игры для коррекции протестного поведения.
Название
Цель
Ход игры
«Путь домой»
развитие умения подчиняться общей групповой цели
Дети берут друг друга за руки таким образом, что правая их рука подана позади стоящему между своих ног, а левой берут за руку впереди стоящего человека. Играющим предлагается представить, что они все вместе – это гусеница, которой необходимо добраться до дома, ее там уже заждались… Но пройти будет не просто так, как надо пройти через горы, болото и глубокий ров.
Организатор на предстоящем пути расставляет препятствия: горы – лавка или скамейка; болото – песочница (если игра проводится на улице) или ковер, на котором расставлены «болотные кочки», чтобы не утонуть в болоте; ров – очерченное двумя параллельными линиями пространство на полу. В конце пути находится дом гусеницы в виде яблока.
«Броуновское движение»
Научить подчиняться совместной цели
Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщают правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи.
Сиамские близнецы
(с 6 лет)
Чтобы дети смогли по-настоящему насладиться этой игрой, надо, чтобы у них было развито терпение, необходимое при
любом тесном сотрудничестве.
Материалы: Каждой паре понадобится одна упаковка перевязочиого бинта или очень мягкий и тонкий платок; болъшой лист
бумаги (как минимум формата АЗ) и восковые мелки.
Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что означает слово “сотрудничать”? Вы можете привести мне конкретвые примеры, когда вы с кем-то сотрудничали?
Теперь разбейтесь на пары. Одновременно могут работать четыре пары. Осталъные пока будут смотреть.
В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преимушество. Ведь наблюдатели “вприглядку” учатся и пока другие играют, могут подготовиться к собственным действиям. Вы можете решить сами, сколько пар должны играть одновременно.
Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для осталъных.
Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами болъшой лист бумаги и буду смотреть, сможете ли вы нарисовать картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу.
Обмотайте бингом предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. дайте детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками.
Когда вы будете рисовать, помните правило – рисовать можно толъко привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить, что какую картину вы будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм.
Осталъные дети, которые пока не рисуют, могут внимателъно смотреть и слушать. У тех ребят, которые сейчас выполняют
задание, вы можете сейчас учиться тому, как можно взаимодействовать.
Дайте парам примерно 5-6 минут времени на каждую картину и предложите рисовать следующей группе.
у этой игры есть несколъко более сложных вариантов, которые могут оживить игру еще болъше. Одному из партнеров завязывают глаза и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открьпыми глазами будет управлять дввженвями
руки “слепого” игрока. Затем происходит обмен ролями в паре.
Анализ упражнения:
– Насколъко тебе удалось сотрудничество с партнером? Обсуждали ли вы, что именно будете рисовать? как вы распределили
между собой, кто какие части картнны будет рисовать? тебе понравился нарисованный вами рисунок?Что было для тебя
труднее всего?Что тебе болъше всего понравилось? Нравится ли тебе сотрудничать с кем-либо?
– Что в первую очередь необходимо для хорошего сотрудничества?__
Игра «По кочкам, по болотам»
Научить подчиняться совместной цели
На полу (или асфальте) рисуются круги. Это – кочки. Задача детей- взявшись за руки, не отпуская друг друга пройти по кочкам через «болото». Важное условие: группа должна передвигаться одновременно так, чтобы одна нога участника стояла на одной кочке, вторая на другой. При этом на одной кочке могут находиться две ноги одновременно ( одна нога одного участника, вторая-другого). Каждый участник должен вставать на ту кочку, на которой стоит впереди идущий. Таким образом, шагая одновременно под счет группа должна полностью перейти по кочкам, через препятствия, болото. Если кто-нибудь из участников ошибся (вовремя не поставил ногу на следующий шаг), придется начать заново.
«Латаем ковер»
Развитие внимания, сплочение детей, умение подчиняться совместной цели.
Дети соревнуются четверками. Игроки сидят за столом с четырех сторон. Перед ними лежит достаточно большой лист бумаги, рисунок на котором имитирует ковер с дырками. Причем на одном секторе ковра дырки (7 – 10 штук – у всех игроков обязательно одинаковое количество) хотя и отличаются размером и конфигурацией, тем не менее, все треугольной формы. На другом секторе – четырехугольные, на третьем – округлые, на четвертом – бесформенные. Каждый ребенок латает свой сектор ковра. В его распоряжении имеется нужное количество заплат, но опять же, предлагаемые заплаты намеренно перепутаны. Дети сами должны это обнаружить и исправить ошибку. Выигрывает та четверка, которая первой залатает ковер.
«Бездомный заяц»
Проработка в игре своих эмоций
На полу разложены обручи – домики, которых на один меньше чем детей – зайцев. По команде педагога: «Зайцы на прогулку» дети свободно перемещаются по помещению, по команде – «По домам», дети должны занять домик (в одном домике должен быть один заяц).
«Тыкалки»
тренировка умения владеть своими чувствами
Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.
«А-а-ах!»
тренировка умения владеть своими чувствами
Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» — с тем чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «Ах!» и мгновенно замолчать
«ПИШУЩАЯ МАШИНКА» (для детей с 6 лет)
Развитие концентрации внимания и работе в команде
Взрослый ведущий распределяет между детьми буквы алфавита. Затем ведущий произносит какое-то слово, а игроки «распечатывают» его на «пишущей машинке»: сначала первая «буква» хлопает в ладоши, потом вторая и т.д. Если дети маленькие и их немного, распределите не все, а несколько букв, и складывайте из них коротенькие слова.
«ДОЧКИ-МАТЕРИ» (для детей 5-8 лет)
Дать возможность побыть в роли взрослого
Застенчивой девочке полезно играть с мамой, которая будет исполнять роль дочки. Причем в данном случае маме не следует руководить игрой. Ее задача прямо противоположная: полностью подчиниться воле дочери, стараясь не привносить в игру привычных стереотипов семейных взаимоотношений. Заранее предупреждаю, задача не из легких. Так что следите за собой в оба!
«Собери самолёт».
Развитие умения действовать в паре
Дети играют парами (в паре с конфликтным ребёнком желателен уравновешенный или застенчивый сверстник). Играющим предлагается образец: вырезанный из цветной бумаги самолёт. Каждый ребёнок должен составить такой же из выданного ему набора фрагментов — «деталей» самолёта. Причем набор составлен так, что только обменявшись с партнёром недостающими деталями, каждый участник игры может точно воспроизвести самолёт.
Постепенно путём проб и ошибок, дети приходят к пониманию, что «мы должны с тобой обменяться деталями, и тогда у нас всё получится».
“Веселые художники”
Отработка негатиных переживаний
Для этой игры подготовьте старые газеты, а на них положите лист ватмана или кусок обоев. Разведите краски (гуашь) и разлейте их по блюдечкам. Ребенку разрешается рисовать как и чем захочется – кисточками, пальцами, ладошками, кулачками, локтями… Если ребенку сложно рисовать без определенной темы, можно ему помочь и принять совместное решание на тему рисунка – это могут быть “Разноцветные бабочки”, “Следы невиданных зверей”, “Лесные домики” – да что угодно!
«Минное поле»
Умение контролировать свои эмоции и работать в команде
Дети играют парами. Один ребенок в каждой паре — командир, другой — сапер. Дети рядом сидят за столом. Перед ними лежит тетрадный лист в клеточку, на котором изображено «минное поле». Мины обозначены черными точками на пересечении клеточек. Задача командира давать такие команды, чтобы сапер кратчайшим путем, обходя мины, перебрался с одного края поля на другой. Задача сапера точно следовать приказам командира и графически изобразить свой путь.
Отдавая приказы, командир должен помнить, что движение возможно в любую сторону, кроме диагонали. Побеждает та пара, которая первой, без ссор и пререканий пройдет все десять мин.
Вариант «минного поля»:
Вариант возможных команд командира: 2 клеточка вверх, 5 — вправо, 4 — вниз, 3 — вправо, 1 — вверх 1 — вправо, 1 — вверх. Ура!
Источник