Коррекция нарушения физического развития ребенка
Коррекция недостатков физического и психического развития у детей с ограниченными возможностями в процессе физического воспитания.
В основных направлениях реформы общеобразовательной школы и в профессиональной подчеркивается, что школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с учетом тех условий, в которых они будут работать и жить.
В связи с этим необходимо решать следующие задачи:
а) повышение качества образования и воспитания;
б) обеспечение более высокого научного уровня преподавания своего предмета;
в) усовершенствование учебных планов;
г) совершенствовать работу с детьми с ограниченными возможностями, окружать их всесторонним вниманием и заботой, лучше готовить к самостоятельной жизни и труду;
д) о необходимости преодоления недостатков и упущений в преподавании своего предмета и совершенствовании знаний, умений и навыков обучающихся.
Физическое воспитание является важной частью всей системы
учебно-воспитательной работы школы, разрешает задачи всестороннего физического развития обучающихся, укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и моторики.
Коррекционные задачи в нашей школе являются специальными, потому что дети имеют сложные и разнообразные дефекты в физическом и психическом развитии.
На уроках физкультуры у таких детей выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают название частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают материал.
Своеобразно поведение обучающихся младших классов. Есть дети, которые всего боятся. Попадая в зал, они пугливо озираются по сторонам: их страшат большое помещение и снаряды. Другие, напротив, стремятся залезть на гимнастическую стенку или канат. Встречаются и расторможенные обучающиеся, которые не слушают объяснение учителя, быстро отвлекаются и дезорганизуют других.
Наряду с этими особенностями, обусловленными состоянием психики у детей с интеллектуальными нарушениями, имеются отклонения со стороны сердечно- сосудистой и дыхательной систем и общего физического развития.
У больных детей отмечаются отклонения в физическом развитии
от возрастной нормы, которые выражаются в отставании роста, снижении мышечной силы, изменении грудной клетки.
Дети с интеллектуальными нарушениями не могут корригировать и компенсировать дефекты, у них недостаточно настойчивости, воли, целенаправленности.
Наиболее важными и необходимыми упражнениями на уроках
физкультуры в коррекционной школе являются:
- дыхательные упражнения;
- общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;
- упражнения для формирования осанки;
- упражнения для пространственной ориентации и точности движений
- гимнастические перестроения и построения;
- все виды прыжков для сложных двигательных навыков;
- броски, ловля, метания, передача мячей, переноска грузов;
- подвижные игры и эстафеты.
Дыхательные упражнения
Эти упражнения необходимо выполнять во всех физического воспитания, потому что у детей с интеллектуальными нарушениями поверхностное, неритмичное дыхание, они не могут произвольно управлять актом дыхания и правильно согласовать его с движениями. В I-II классах обучение навыкам правильного дыхания проводится под контролем и по показу учителя.
Для этого предлагаются дыхательные упражнения в образном оформлении, чтобы обучающимся были более понятны их действия при вдохе и выдохе.
Например, при обучении выдоху, сказать ребятам, чтобы они “остудили воду”, “согрели руки”, “надули шар” и т.д. Сделать это все по возможности более длительно, чтобы выдох не прерывался, голова была приподнята, грудная клетка свободно поднималась вверх.
В III- IV классах продолжается совершенствование дыхания в различных положениях. Для воспитания ритмичного дыхания целесообразно продолжать упражнение на осознанное регулирование вдоха и выдоха. Например: вдох – медленно на 4 счета, выдох – резкий; вдох – быстрый, короткий, выдох – медленный. Одновременно можно сочетать вдох и выдох с движениями рук, ног, туловища.
Общеразвивающие упражнения.
Основная ценность их в том, что они дают школу движений и имеют большое образовательное значение. Они укрепляют двигательный аппарат и воздействуют на весь организм, а также на определенные ослабленные группы мышц.
Наряду с упражнениями в исходном положении сидя и стоя необходимо давать упражнения в исходном положении лёжа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.
Пользоваться упражнениями нужно выборочно в соответствии с задачами урока и определенными влияниями каждого упражнения на организм обучающихся.
В начальных классах лучше применять имитационные и игровые движения.
Общеразвивающие упражнения могут проводиться при различных построениях: в кругу, в колонне, в движении- все это развивает пространственную ориентацию, корригирует недостатки детей с интеллектуальными нарушениями.
Формирование правильной осанки
Формирование и закрепление правильной осанки обучающихся сводится к обучению их принимать рациональное положение в жизненно необходимых позах и движениях.
В I-II классах упражнения на правильную осанку начинают у вертикальной стены, плотно прижимаясь спиной, затылком, пятками. Необходимо поправить положение каждого и попросить запомнить его. Стоя у стены, проделать несколько движений руками, ногами, сохраняя правильность состояний осанки. Лучше, если проводить упражнения – соревнования: Кто лучше стоит в строю? Кто лучше всех сидит? Кто лучше всех правильно идет? и т.д.
В III – IV классах коррекция осанки усложняется. Ребята должны научиться принимать правильную осанку с закрытыми глазами и сохранять её более продолжительное время в процессе ходьбы, построений.
Чтобы была большая заинтересованность в выполнении задания, можно составить полосу препятствий, которую ребята должны преодолеть:
I этап: пройти в положении правильной осанки 5-6м по гимнастической скамейке, прикрепленной под углом к стенке;
II этап -лечь на скамейку и, подтягиваясь на руках, преодолеть её;
III этап -пройти 5-6м с гимнастической палкой за спиной.
По окончании выполнения задания нужно дать оценку каждому ученику — кто выполнил хорошо, кто с ошибками, кто лучше всех.
В 1У классе много внимания уделяется выполнению упражнений с удержанием на голове мешочка с песком, кольца, дощечки и т.п.
Развитие пространственной ориентации и точности движений
При выполнении упражнений на точность движений можно их усложнять за счет введения определенных требований. Так, при прыжках в длину дополнительным условием ставится точное приземление в обозначенное место. При метании в цель — изменение расстояния от места броска до мишени. Сложность задания следует увеличивать постепенно. Такая постепенность в повышении координационной сложности заданий способствует лучшему усвоению их и способствует коррекции физических недостатков обучающихся.
Построение по росту в коррекционной школе не является обязательным, т.к. при его проведении строго учитывается состояние физического развития и моторики детей. Сначала направляющим ставят более сообразительного ученика. По мере обучения это место занимает другой ученик так, чтобы все обучающиеся по возможности смогли ба быть первыми в строю, умели вести за собой в определенном направлении и по словесному указанию.
В ходьбе и беге у обучающихся коррекционной школы имеются значительные затруднения. Их необходимо прежде всего учить держать голову прямо, координировать движения рук и ног, выработать лёгкую непринужденную походку с хорошей осанкой.
Для совершенствования навыков правильной ходьбы можно применять ходьбу по нарисованным следам, ходьбу с различной постановкой стоп на внешней и внутренней сторонах, на пятках, что укрепляет мышцы свода стоп и способствует коррекции плоскостопия.
Состав обучающихся каждого класса неоднороден по психическим и физическим возможностям. Дети с интеллектуальными нарушениями не могут выполнять сложные физические упражнения. Одним из основных условий успешного овладения сложными двигательными действиями является правильно разработанная система подводящих и подготовительных упражнений. Если эти подводящие и подготовительные упражнения умело и правильно подобраны, то они выступают в качестве первичных коррекционных воздействий и способствуют успешному процессу формирования сложного двигательного навыка.
Для детей с интеллектуальными нарушениями особенно трудным является выполнение опорного прыжка. Многие выполняют отдельные фазы, но целостно выполнить опорный прыжок не могут.
Так, некоторые ученики подбегали к снаряду, делали толчок ногами, а прыжок выполнить не смогли. Помогли следующие подводящие упражнения:
- стоя у снаряда, положив руки на него, сделать толчок и развести ноги в стороны в прыжке, не отрывая рук;
- то же, но прийти в упор на колени;
- то же с шага и т.д.
Спустя полчетверти, эти ребята с небольшой помощью, преодолев боязнь, а вернее, трудность согласования всех движений, выполнили опорный прыжок.
Закрепить полученные навыки и умения можно путём проведения подвижных игр и эстафет, в содержание которых входят выполнение освоенных прыжков, что способствует поддержанию у обучающихся устойчивого интереса к изучаемым двигательным действиям.
Обучающиеся, имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата или различные дефекты моторики, допускаются к выполнению прыжков только после специального разрешения врача и должны находиться под постоянным контролем учителя.
Количество попыток и время, затраченное на прыжки, должны регулироваться в зависимости от возможностей каждого ученика Коррекция недостатков физического к психического развития у детей с интеллектуальными нарушениями не будет полноценна, если не использовать упражнения с мячами: бросками, ловлей, метаниями, передачами. При выполнении упражнений с мячами у детей развивается ловкость, меткость, глазомер, умение совершить бросок и регулировать усилия при переноске предметов.
Прежде чем учить ребят как бросать или ловить мяч, нужно дать им поиграть с мячом. Они получают возможность определить, что мячи лёгкие или тяжелые, выскальзывают из рук, быстро катятся, подпрыгивают и т.п. В силу патологических усиленных защитных рефлексов некоторые дети с интеллектуальными нарушениями боятся всего нового, незнакомого, необычного. Такие дети не только стремятся убежать от летящего мяча, закрыться руками, зажмуриться, но и вообще боятся его: отбрасывают мяч, прячутся за кого-либо. Таких детей нужно познакомить с мячом, чтобы мяч ему понравился; посадить детей в круг, чтобы они перекатывали мяч друг другу, или оттолкнуть от себя; показать, как правильно ударить мяч о пол, прокатить мяч и т.д.
Ученики коррекционной школы, как и их сверстника из массовой школы, любят играть. Однако их действия нерасторопны, двигательные реакции заторможены, мускулатура вялая или, наоборот, напряжена. Чтобы успешно корригировать недостатки таких детей, важно не только иметь ввиду присущие им недостатки, но учитывать их интересы, внутренние потребности.
Деятельность их существенно изменяется, если задание для них представляет интерес. В этих случаях они проявляют значительную активность.
При проведении игр необходимо делать кратковременные перерывы. В процессе игры у ребят возникает много конфликтов, сложных ситуаций, которые они сами разрешить не могут. По окончании игры нужно обязательно подвести итоги.
Все виды перечисленных упражнений, заданий помогают разрешить коррекцию недостатков физического развития у детей с интеллектуальными нарушениями.
Источник
Надежда Бердникова
Дети с отклонением в физическом развитии.
«Дети с отклонением в физическом развитии».
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. В нашей стране за последние десятилетие состояние здоровья детей дошкольного возраста значительно ухудшилось. Об этом свидетельствуют в том числе итоги Всероссийской диспансеризации детей. Ухудшение здоровья объясняется разными причинами, в частности недостатками в организации контроля за ростом, развитием и здоровьем детей. Для сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих ДОУ, необходимо постоянно совершенcтвовать учебно – воспитательный процесс в ДОУ и его медицинское сопровождение. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений, уплощение стопы или плоскостопие, косоглазие, группу риска по миопии.
Это далеко не весь перечень заболеваний,есть и более тяжелые случаи это: дети с нарушение в развитии опорно – двигательного аппарата, синдром Дауна, эпилепсии, детский церебральный паралич (ДЦП, слабовидящие и слабослышащие дети и т. д. Отсутствие у нас в городе специализированных учреждений дети с такими отклонениями в здоровья ходят в обычные группы ДОУ, в следствии этого большая нагрузка и ответственность за охрану и укрепление здоровья возлагается главным образом на воспитателя (мл. воспитателя, мед. работника, специалистов ДОУ, старшего воспитателя, заведующую).
1. Что должен знать воспитатель?
– количество детей по группам здоровья; (1-2-3гр. зд.)
– хронические заболевания;
– выявить детей на подгруппы для профилактики заболеваний:
* гр. риска по миопии;
* уплощение стопы или плоскостопие;
* нарушение осанки;
* ЧБД.
– ребенка с явным физическим недостатком.
– диагностику уровня физической подготовленности.
2. Оформить лист здоровья своей группы.
3. Разработать план физкультурно – оздоровительной работы для детей данной возрастной группы. (на год, на летний период).
4. Внести мероприятия в циклограмму.
5. Подбор методического материала по возрасту, изготовление нестандартного оборудования, оформление картотек, и т. д.
6. Оборудование в группе центра физического развития.
Проводя профилактическую работу в системе с детьми из тех 4 групп которые были выделены можно добиться определенных результатов:
– снижение заболеваемости,
– изменение группы здоровья на более высокую,
– научить заботиться о своем зрении и осанке.
Если в группе есть дети с отклонением в физическом развитии.
Совсем по другому обстоит дело с тяжелыми заболеваниями детей. Воспитатели должны построить работу так, чтобы этим детям было комфортно находиться в группе, среди большой массы детей. Нужно так организовать режимные моменты, игры или занятия, чтобы они не стали источником душевных травм для таких детей и поводом для насмешек. Если педагог поверит в возможности ребенка с дефектом зрения, слуха, моторики он сможет создать нормальную атмосферу в группе и действительно развивающую среду для всех детей.
Однако одной веры недостаточно, ее необходимо воплотить технологически.Например:
В группе слабовидящий ребенок.
Чтобы ребенок со значительными зрительными нарушениями мог на равных с нормально видящими детьми участвовать в организуемых воспитателем занятиях и играх, их содержание не должно быть ориентировано только на зрительное восприятие. Это вовсе не значит, что все игры и занятия следует строить по данному правилу. Важно, чтобы у ребенка с ослабленным зрением периодически возникали ситуации, когда он имел бы возможность почувствовать себя сильным и уверенным.
Игры:
«Особый заказ».
Для игры выбираются 2 команды от 2 до 6 участников, судьи 3 человека, ведущий (воспитатель, зрители.
Оборудование:
– щит с прорезями и рукавами или коробка с прорезями для рук;
– коробка с предметами по теме игры;
– пустые 1-2 коробки;
– карточки по теме: (Стол, накрытый для праздничного обеда. Транспорт. Овощи. Фрукты. Кухня. Лес. и т. д.)
Внимание: нельзя комплектовать набор предметов спорными предметами, тогда могут быть курьезные ситуации, когда ребенок, ощупывая фигурку, скажем, зебры, отнесет ее, приняв за барана, к праздничному столу в качестве запеченного барашка.
Заказы могут касаться и фактуры материалов,из которых изготовлены предметы: «Все из шерсти», «Металл», «Бумага» и др.
Игра организуется на определенное время выполнения, чья команда первой закончит. По окончании игры объявляется команда победительница.
Игры серии «Особый заказ» способствуют не только совершенствованию тонкой моторики, тактильного чувства, делающего восприятие окружающего мира более ярким и богатым, но также развитию пространственного воображения, формированию логического мышления. Главное, что дают эти игры,- равенство условий для детей с нормальным и пониженным зрением.
«Лото».
Плоские изображения на карточках заменяются рельефными, объемными, да еще предложить сыграть «вслепую» – вариант, естественно используемый в классических народных «жмурках».
Дети могут играть парами, когда один ребенок находит карточку, а другой укладывает ее на соответствующую клетку листа. Игры в парах имеют также значение для формирования умения соотносить свои действия с действиями других, обучают основам партнерского взаимодействия, гуманных взаимоотношений.
Эти игры ориентированы на развитие осязания, тактильного чувства у детей.
Игра «Арома» – касается еще одной сферы чувств, обонятельной.
(организация игр и занятий, ориентирована на развитие способности ребенка различать запахи и ароматы).
Оборудование: несколько непрозрачных баночек (количество зависит от возраста детей, знаний запахов, 5, 10 и более) с плотно закрывающимися, но легко открывающимися крышками; коробочка куда будем ставить баночки; кружочки из плотной бумаги с диаметром, близким к внутреннему диаметру баночки, и кружки из марли или легкой хлопчатобумажной ткани.
В качестве запахов подойдут сухие грибы, свежерастертая хвоя, кусочки кожи, засушенные лепестки сильно пахнущих цветов, зерна жареного кофе, лавровый лист, гвоздика, укроп и т. д.
Внимание:
1. При работе с запахами нельзя пользоваться парфюмерией, искусственными ароматизаторами.
2. При работе детей с запахами даже естественного происхождения возможны случаи аллергических реакций. Будьте внимательны, при появлении первых признаков повышенной восприимчивости отведите ребенка подальше от игрового поля, в случае необходимости проводите к медицинскому работнику.
2. Игры занятия, ориентированные на слуховое восприятие.
В эту группу относятся музыкальные занятия, слушание музыкальных произведений разного характера.
«Слушаем птиц».
Эта игра, в которой каждый звук требует своего действия от детей.
Оборудование: запись голосов птиц.
Цель: Научить различать голоса птиц.
Сначала самые привычные и легко распознаваемые, например кукушка, петух. Слушая пение дети выполняют определенное действие.
– кукушка: дети в такт наклоняют головки то к левому плечу, то к правому.
– кукареканье петушка: приставляют ладошку с поднятыми пальцами к голове, изображая гребешок петуха.
Затем звуки постепенно добавляются, а когда дети хорошо будут ориентироваться в звуках можно организовать соревновательный вариант игры (командами – выигрывает та команда, которая допускает меньше ошибок и быстрее реагирует на голос птиц).
«Шуршунчики».
Оборудование: шапочки – колпаки по количеству играющих детей;небольшие кусочки разной бумаги: чертежной, оберточной, кальки, салфетки, полиэтилена, целлофана, сухие листья, ткани разного типа (шелк, хлопок, лен, шерсть, синтетика).
Организовать игровой момент (кто- то отправляет шуршунчиков к детям а они должны по мере приближения звука узнать, что издает тот или иной звук- какой материал).
Дети усаживаются на стульчики или на корточки, надвигают шапки на глаза, оставляя закрытыми уши, опускают головки и ждут шуршунчика.
– приближается первый шуршунчик, – дети определяют и называют шуршащий предмет, если правильно определили – его можно отпугнуть гласным «а»
(дети вместе, не поднимая головы, произносят звук «а-а-а», испугавшись «страшного звука», шуршунчик уходит.
Для начала возьмите совсем немного шуршаших предметов и, как в случае с птицами, прибавляйте понемногу новых звуков – шуршаний и соответствующих гласных или их сочетаний. Не забудьте написать «шпаргалку», где будет указано, какому предмету – шуршунчику какой звук для отпугивания соответствует.
В группе ребенок с нарушением опорно – двигательного аппарата, ДЦП.
Тяжесть этого заболевания обусловлена сопровождающими его двигательными, психическими, речевыми, и другими нарушениями, поэтому проблема реабилитации детей имеет комплексный характер. Педагоги, медицинские работники, родители стремятся к достижению одной цели – оздоровлению детей и формированию у них навыков здорового образа жизни и потребностей в нем. Недостаток или даже отсутствие моторной деятельности препятствует формированию у детей поведенческих актов и в большей или меньшей степени снижает коэффициент их активности. Это в определенной мере способствует задержке у них речевого развития, повышению нервного и мышечного напряжения, что в комплексе влияет на поведение ребенка.
Для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата организуются малоподвижные игры, планируется индивидуальная работа для укрепления различных групп мышц и совершенствовании координации движений (в специализированных детских садах такие дети занимаются на тренажерах).
На физкультурных занятиях (ДОУ обычного типа, уменьшается нагрузка, бег заменяется только ходьбой, нельзя давать упражнения на скорость, быстроту, выносливость, прыжковые упражнения.
Внимание: обязательна страховка при выполнении любых разрешенных движений воспитателем.
Благодаря занятиям у дошкольников формируется сознательное отношение к правильной осанке, ходьбе, самоконтролю. Поощрение при выполнении любого упражнения мотивирует детей с большим энтузиазмом достигать результатов, а чувство успеха, в свою очередь, способствует формированию у них чувства самодостаточности, улучшению психического здоровья.
В группе слабослышащий ребенок.
Как организовать общение взрослого с ребенком с нарушением слуха, какие игры – занятия по развитию слухового восприятия может проводить взрослый? Все это можно найти прочитав статьи в журнале «Здоровье дошкольника» № 4, 5, 6. 2010г.
Самая главная потребность ребенка – это желание любви, теплоты чувств, т. е. положительного эмоционального комфорта. Чтобы у детей было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное здоровье, дети должны чувствовать, что воспитывающие их люди, радуются их присутствию, любят, принимают их такими, какие они есть, относятся к ним всегда доброжелательно.
Ребенку необходима ситуация успеха. Для этого педагоги и родители должны вовремя поддержать его, вселить уверенность, помочь.
Источник