Коррекция личностного развития ребенка

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенности воспитания конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, от характера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов. Одни дети нуждаются в простых видах лечебно-оздоровительной помощи, другие в более серьезных. Все это подчеркивает необходимость ранней диагностики и коррекционной работы, ибо раннее выявление нарушений – залог эффективности их преодоления. [1]

Большое значение в психокоррекционной работе с детьми с ОВЗ принадлежит коррекции эмоциональных нарушений. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным относятся методы, которые являются базисными: это игротерапия, арттерапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенная тренировка, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны друг с другом.

При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка: при внутриличностном конфликте целесообразно использовать игровые методы психокоррекции, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции; при преобладании межличностных конфликтов используются групповая психокоррекция, направленная на оптимизацию межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.

Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребенка.

Особое значение в психокоррекции эмоциональных нарушений детей с ОВЗ имеют игровые методы. В середине 1920-х годов А. Фрейд и М. Кляйн впервые обратились к использованию игры как метода психотерапии детей. Авторами были предложены две формы игровой терапии: направленная и ненаправленная. Направленная (директивная) игротерапия предполагает активное участие психолога в игре ребенка, где он направляет и интерпретирует деятельность ребенка. Ненаправленная (недирективная) игротерапия проходит в форме свободной игры ребенка, что способствует большему самовыражению, достижению эмоциональной устойчивости и саморегуляции.Зарубежные исследователи разработали огромное количество методов недирективной игротерапии. Например, широко используются игры с песком и водой с целью коррекции эмоционального дискомфорта ребенка. Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи:

1) способствует развитию самовыражения ребенка,

2) коррегирует имеющийся у ребенка эмоциональный дискомфорт,

3) формирует саморегулирующие процессы.

В процессе недирективной игровой коррекции психолог устанавливает с ребенком эмпатическое общение, эмоционально сопереживает с ним, вводит определенные ограничения в игре. Введение ограничений в игру ребенка является главным условием достижения коррекционного успеха. Поэтому важная роль в пропроцессе групповой психокоррекции каждый участник моделирует свою реальную жизненную ситуацию, использует привычные для него типы эмоционального реагирования на нее реализует конкретные эмоциональные установки и отношения. В атмосфере откровенности и доверия ребенок свободно раскрывает свои эмоциональные проблемы, получает эмоциональную поддержку, модифицирует эмоциональные отношения и переживания, способы реагирования.[2]

Артпедагогика – самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. Она имеет единую цель с общей педагогикой – помочь ребенку научиться понимать себя, научиться жить в ладу с другими людьми, познавать окружающий мир и обретать уверенность в своих силах. Особенность артпедагогики в том, что она оперирует средствами искусства и художественно творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Имеется еще два довода в пользу терапии через рисунок:

  • детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой;
  • рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской психотерапии.[3]

Важное место в структуре эмоциональных нарушений принадлежит групповой психокоррекции. С учетом сложной структуры эмоциональных расстройств у детей с ОВЗ И.И. Мамайчук выделяет четыре основные фазы процесса групповой психокоррекции (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1

Фазы и задачи психокоррекции детей с ОВЗ

Фаза

Задачи

Психотехнические приемы

Примечания

Установочная

Образование группы как

целого. Формирование

положительного настроя на

занятие. Диагностика

поведения и особенностей

общения

Спонтанные игры. Игры

на невербальные

коммуникации.

Коммуникативные игры

3-5 человек

Подготовительная

Структурирование

группы. Формирование

активности и

самостоятельности.

Формирование

эмоциональной поддержки

у членов группы

Сюжетно-ролевые игры.

Игры-драматизации для

снятия эмоционального

напряжения

Для детей со

сниженным интеллектом

игры-драматизации, с

сохранным интеллектом

– сюжетно-ролевые игры

реконструктивная

Коррекция неадекватных

эмоциональный реакций.

Эмоциональное

реагирование и вытеснение

негативных переживаний.

Обучение

самостоятельному

нахождению нужных форм

эмоционального

реагирования

Разыгрывание детьми

конкретных жизненных

проблемных ситуаций, психорегулирующая тренировка

возможно привлечение

родителей

закрепляющая

Закрепление адекватных

форм эмоционального

реагирования на конфликт.

Формирование адекватного

отношения к себе и

окружающим

Специальные сюжетно-

ролевые игры,

предложенные детьми

необходима помощь

психолога в выборе

игры. Рекомендуется

включать в игру

родителей и здоровых

сверстников

Кроме проблемных ситуаций игр, для детей с ОВЗ на основном (реконструктивном) этапе используется психорегулирующая тренировка. Основными целями этих занятий являются: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до 5 человек) группой детей.

Психорегулирующая тренировка способствует повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических занятиях у детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Особенно целесообразно использовать психорегулирующие тренировки с детьми, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.

Занятия проводятся поэтапно, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до 5 человек) группой детей.

Занятие по психорегулирующей тренировке делится на 3 блока:

1. Успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Детям предлагаются зрительно-музыкальные стимулы, направленные на снятие тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия. Чем младше ребенок, тем в меньшей степени он осознает свой физический дефект и тем сложнее поддерживать у него интерес к упражнениям. Важным принципом психорегулирующей тренировки является создание игровой ситуации в процессе занятий (например, занятия вместе с куклой, игра в сказку и т. п.). У детей более старшего возраста, особенно подросткового, на первый план выступает стимулирование потребности быть самостоятельным, волевым, здоровым.

Следующий важный принцип – это создание эмоционально-волевого настроя к занятиям. Больной или группа больных располагаются в кресле или на диване в зависимости от физического состояния детей. Психолог предлагает закрыть глаза и сосредоточиться на прослушивании музыкального произведения. Следует подбирать аудиозаписи, оказывающие положительное эмоциональное воздействие на слушателя и дающие успокаивающий эффект. Это, например, произведения Чайковского, Рахманинова, Баха, Бетховена. Каждому музыкальному произведению и темпу его исполнения соответствуют определенные субъективные переживания и ассоциации. Сеанс длится 25-30 минут. Задача первого этапа считается выполненной, если ребенок проявляет интереск занятию и расслабляется. На фоне музыки ребенку предлагаются упражнения на общее успокоение с традиционными формулами (например, «Я совершенно спокоен, меня ничто не тревожит. Мышцы моего тела все больше и больше расслабляются»). Больному предлагается запомнить формулы и использовать их перед засыпанием.

2. Релаксационный, целью которого является обучение детей релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений. После того как ребенок, находясь в удобной позе, расслабился и успокоился с помощью приемов, усвоенных на первом этапе занятий, ему предлагается сосредоточить свое внимание на руках и ногах. Некоторые авторы рекомендуют начинать тренировку с мышц рук, в которых легче вызвать ощущение расслабленности и тепла. Каждое слово формулы необходимо сопровождать подготовленными мысленными образами. Например, произнося слово «руки», ребенок должен мысленно видеть свои руки со всеми их особенностями, при произнесении слов «расслабляются» и «теплеют» – мысленно видеть источник тепла, который согревает руки (теплая ванна, рефлектор, грелка). Чем точнее и конкретнее мысленный образ, тем отчетливее ощущается его действие. После успешного овладения первыми упражнениями, на что требуется от 4 до 10 занятий в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, можно приступать к упражнениям на расслабление других групп мышц; ног, шеи, туловища, лица. На овладение упражнениями этого этапа требуется от 12 до 30 занятий.

3. Восстанавливающий. После достижения релаксации под определенную музыку дети выполняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, на развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов, двигательных функций и пр. Так, психолог предлагает ребенку, который находится в состоянии аутогенного расслабления (пассивного бодрствования), выполнять идеомоторный проигрыш конкретного двигательного акта. Идеомоторные проигрыши рекомендуется повторять 3-4 раза в день.

Большое значение в реабилитации детей с ОВЗ принадлежит работе с семьей. Психологическая помощь необходима всем семьям, имеющих детей с ОВЗ. В завершение теоретического обзора можно сделать следующие выводы. Нарушения физического или умственного развития детей с ОВЗ определяют своеобразие развития личности. Факторами развития личности детей с ОВЗ выступают характер дефекта, реакция на его осознание, возрастные и компенсаторные возможности, реакция на осознание дефекта, условия жизни и воспитания (изоляция от общества сверстников, неправильное воспитание, своеобразное отношение общества).

Задержка психического развития – одна из наиболее распространенных форм психической патологии, отличающаяся неравномерной сформированностью процессов познавательной и эмоциональной сферы, которую выявляют с началом обучения ребенка. У детей с ЗПР обычно имеется парциональное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте. Дети с ЗПР отличаются от их нормально развивающихся сверстников недостатками в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, их отличает недостаточная сформированность мотивационно-целевой основы деятельности, поведения, коммуникативных навыков, нравственно-этической сферы, а также отставание в физическом развитии. Исследователи отмечают также значимые различия эмоциональных реакций детей с ЗПР и детей с нормальным уровнем развития. Дети с ЗПР характеризуются нарушением слабой эмоциональной устойчивостью, высокой возбудимостью, гиперутомляемостью, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения, трудностью приспособления к детскому коллективу, суетливостью, частой сменой настроения, неуверенностью, чувством страха, фамильярностью по отношению к взрослому, нарушением эмоциональных контактов со взрослыми, неумением завязывать дружеские отношения со сверстниками, слабой ориентировкой в нравственно-этических нормах поведения, трудностями в распознавании и вербализации собственных эмоциональных переживаний. Эти особенности, свидетельствующие о недоразвитии социальной зрелости, ярко проявляются в игровой деятельности, отличающейся низким интересом к игре, примитивным бытовым сюжетом, трудностями в возникновении замысла, несформированностью сюжетно-ролевой игры. Эмоциональные нарушения детей с данным видом дизонтогенеза могут проявляться по-разному, в зависимости от этиопатогенеза ЗПР. Так, выделяются группы с проявлением психической неустойчивости и психической тормозимости. Все эти особенности развития детей с ЗПР обуславливают тот факт, что к началу школьного обучения они не достигают оптимального уровня интеллектуально-эмоционального развития. В связи с этим остро встает вопрос о психологической коррекции нарушений личностного развития в школьном возрасте.

Рождение ребенка с ОВЗ вызывает кризисы дезадаптации в семье, проявляющиеся на психологическом, социальном и соматическом уровнях. Ряд семей успешно выходят из кризисного состояния, но большинство испытывают сложности в адаптации в течение многих лет. Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. В отношении детей с ОВЗ могут проявляться все стили семейного воспитания, но чаще всего это симбиоз, когда родители практически срастаются с ребенком, и гиперопека. Оба стиля тормозят личностное развитие ребенка, лишают его самостоятельности. В ряде семей наблюдается эмоциональное отвержение, формирующее у ребенка чувство неполноценности.

К основным методам коррекции личностного развития относятся игротерапия, арттерапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенная тренировка, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Большое значение в коррекции эмоциональных нарушений детей с ОВЗ имеют групповые методы психокоррекции и особенно психорегулирующие тренировки.

Источник

В про­цессе онтогенеза могут возникать негативные личностные качества, создающие реальную угрозу искаженного развития личности в целом. Чтобы не допустить нежелательного развития и появления негативных личностных качеств, осуществляется их исправление, коррекция.

Использование методов психокоррекции в системе мероприятий по психологической реабилитации оказывается актуальным тогда, когда необходимо решать вопросы «изменения», «исправления» тех свойств личности, формирование которых связано не с болезнью, а с особенно­стями воспитания и обучения, образом жизни ребенка.

Целесообразность психокоррекции личности реально возникает на 4-5-м году жизни ребенка, когда сформировавшиеся личностные ка­чества начинают мешать его социальной адаптации. Причем она воз­можна лишь в тех случаях, если ребенок более или менее осознает свое поведение, то есть имеет место относительная интеллектуальная со­хранность.

В этой связи объектом психокоррекционных воздействий могут выступать относительно сложные психологические образования (моти­вы, ценностные ориентации, черты характера, установки, самооценка, уровень притязаний и т. п.), формирование которых происходит отно­сительно независимо от возможных патопсихологических расстройств.

В силу сложности психологических структур, подлежащих психологи­ческой коррекции, форма, тематика и содержание коррекционных заня­тий по «исправлению» личностных свойств достаточно разнообразны. К ним относят: сюжетно-ролевые игры, специальные учебные занятия, выполнение определенных тестовых заданий с обратной связью и др.

Основной принцип построения коррекционных занятий заключается в моделировании ситуаций, демонстрирующих недостаточную рацио­нальность, успешность деятельности ребенка в соответствии с изна­чально присущими ему установками, правилами, поведенческими сте­реотипами, и демонстрации возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.

Внутри каждого из названных направлений психологической кор­рекции выделяют различные формы организации и методы психокоррекционного воздействия. В числе основных видов психологической коррекции – игровая, групповая, индивидуальная, семейная, нейропсихологическая коррекции.

Выбор конкретной формы психологической коррекции определяется уровнем развития и конкретными проблемами воспитания ребенка. Исходя из задач социальной реабилитации, коррекционная работа орга­низуется таким образом, чтобы обеспечить целостное воздействие на личность во всем многообразии мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других проявлений личности.

Основными направлениями коррекции нарушений личностного развития могут быть:

1. Преодоление микросоциальной педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания ребенка.

2. Помощь ребенку в разрешении психотравмирующих ситуаций, формировании продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми, повышении социального статуса, развитии компетентности в вопросах нормативного поведения.

3. Формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей. Эта задача решается в ходе индивидуальной и групповой психокоррекции с детьми с психи­ческим недоразвитием и задержкой психического развития.

4. Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмо­ционально-волевой регуляции поведения. Обеспечивается в процессе групповых занятий с детьми с асинхронией психического развития (иска­женного, диспропорционального и дисгармоничного).

5. Формирование адекватных родительских установок на заболева­ние и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.

6. Создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Достигается путем активной работы не только с членами семьи, но и с педагогами, обучаю­щими ребенка, а через них с одноклассниками, друзьями и знакомыми.

Коррекционная работа с детьми, имеющими ограниченные возмож­ности, наряду с развивающей работой является основным направлением в социальной реабилитации детей. Однако, чтобы она была эффектив­ной, важно соблюдать следующие требования и условия, предъявляе­мые к ее проведению.

Во-первых, она должна опираться на глубокие знания законо­мерностей психического развития ребенка вообще и знания специфики дизонтогенеза, вызванного тем или иным болезненным процессом и его последствиями, в частности. При этом особое внимание следует обра­тить на следующие факторы:

– возрастные этапы, интенсивно сменяющие друг друга;

– биологические и социальные факторы, влияющие на развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер;

– личностные и характерологические свойства, проявляющиеся в поведении и в целом в жизнедеятельности детей;

– специфические явления, задерживающие формирование новых психических функций, которые необходимы для нормального развития с учетом конкретного заболевания и конкретной стадии возрастного развития.

Во-вторых, содержание развивающей работы должно определяться особенностями сензитивных периодов возрастного развития, необхо­димостью формирования тех психических новообразований и качеств личности, которые на данном этапе наиболее актуальны.

В-третьих, коррекционную работу необходимо осуществлять на основе специальных программ, которые разрабатываются применительно к каж­дому ребенку и каждой возрастной группе с учетом специфики заболе­вания или дефекта, вызвавшего нарушения. При этом программа должна учитывать «зону ближайшего развития» ребенка, потребности и моти­вы, побуждающие его к активности, особенности культурной и социаль­ной среды, в которой он воспитывается, ведущий вид деятельности, присущий данному возрастному этапу, и уровень его сформированное.

Необходимо стремиться к тому, чтобы коррекционные занятия осу­ществлялись в естественных для ребенка условиях.

В-четвертых, в ходе организации коррекционной работы необходи­мо соблюдать доступность, преемственность и последовательность в фор­мах и методах ее проведения. Практика подтверждает, что участие ребенка в различных формах коррекционной работы будет более про­дуктивным, если в этой работе присутствует определенная логика, по­следовательность, методическая преемственность.

И наконец, чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию ребенка на его участие в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требова­ния является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов в социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собст­венное, как необходимое.

В ходе психологической коррекции не следует стремиться к одно­временному решению многих задач, а терпеливо работать над одной-двумя составляющими более сложной задачи. Регулярные маленькие, но успешные изменения в развитии ребенка приведут к положитель­ным результатам и в решении более сложных личностных проблем. Например, если ребенок затрудняется общаться со сверстниками из-за недостатка развития речи, пополнение словарного запаса ребенка должно стать в работе с ним первоочередной задачей. Одновременно будет решаться и важная социальная задача – ребенок в ходе этой работы приобретает навыки межличностных отношений.

Осуществляя коррекционную работу, важно помочь ребенку в ходе возрастного развития постепенно стать хозяином своего внутреннего мира, научиться управлять своими желаниями, уметь ставить цели, направленные на преобразование самого себя. Этот процесс требует много времени и усилий, как со стороны ребенка, так и взрослого. Сам ребенок не может реализовать поставленной задачи. Добиться положи­тельных сдвигов в своем развитии можно только на практике, и эту практику могут организовать только взрослые.

17 Февраль 2014, 2459 просмотров.

*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников.

Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на источник.

.

Источник