Коррекция и развитие речи ребенка с проблемами в развитии

Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. Поэтому важно вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. На консультацию к логопеду можно и нужно приходить раньше трехлетнего возраста: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективнее получится результат.
Что понимают под «нарушениями речи»? Это трудности при коммуникации с окружающими. Они могут проявляться в искаженном звукопроизношении, нечеткой дикции, трудностях в составлении предложений и фраз, а иногда ребенок практически не говорит. Правильная диагностика поможет определить пути коррекции, чтобы максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.
Признаки задержки речевого развития
Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети.
В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром. У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.
Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует. Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов».
У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами. Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми. Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.
Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду. Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными. Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.
Признаки нарушений речи в дошкольный период
В дошкольном возрасте вербальная деятельность приобретает ярко выраженный коммуникативный характер. Малыш начинает усваивать социальные нормы, играть в сюжетно-ролевые игры. И ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.
Признаки нарушения речевого развития:
- В три года речь либо вовсе отсутствует, либо находится на стадии лепета или простых фраз.
- Нарушение звукопроизношения.
- Неправильное согласование слов в предложении.
- В речи ребенка преобладают простые предложения.
- Ребенок не до конца понимает обращенную речь и значение слов.
- Дошкольник испытывает трудности при составлении самостоятельного рассказа и описании того, что изображено на сюжетной картинке.
Нарушения в речи негативно сказываются на эмоциональном состоянии малыша: он становится замкнутым, необщительным, с трудом общается с людьми. У некоторых детей появляется агрессивная реакция на свой дефект, вплоть до отказа разговаривать. Кроме того, задержка речевого развития влияет на усвоение ребенком программы детского сада. Поэтому при первых признаках нарушения речи обратитесь к логопеду.
Причины речевых нарушений
Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:
- Внутриутробные патологии.
- Родовые травмы.
- Послеродовые патологии.
- Генетическая предрасположенность.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия.
Важно определить причины речевых нарушений, так как от них зависят пути коррекции, которые будут максимально эффективными.
Внутриутробные патологии
Особенно стоит быть аккуратными в первый триместр беременности, потому что в этот период у малыша формируются все жизненно важные органы. Поэтому, особенно при тяжелых речевых нарушениях, специалист спрашивает у матери о ее акушерском анамнезе. К патологиям, провоцирующим такие нарушения, относятся:
- Гипоксия плода.
- Инфекционные заболевания матери.
- Травмы живота во время беременности.
- Употребление матерью алкогольных, наркотических и табачных веществ.
- Бесконтрольный прием лекарственных препаратов.
- Стресс.
- Несовместимость резус-фактора у матери и малыша.
Поэтому женщина должна быть очень осторожной и аккуратной во время беременности, чтобы малыш родился здоровым.
Родовые травмы
К ним относятся:
- Асфиксия.
- Травмы, полученные малышом во время родов.
- Младенцы с маленьким весом.
В зависимости от того как своевременно малышу и матери будет оказана помощь будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.
Послеродовые патологии
К ним относятся:
- Травмы головы, полученные в раннем возрасте.
- Инфекционные заболевания в первые годы жизни.
- Травмы артикуляционного аппарата.
Первые годы жизни малыша очень важны, потому что в этот период закладываются все основные функции для дальнейшего нормального развития ребенка.
Генетическая предрасположенность
Некоторые специалисты до сих пор спорят о том, влияет ли наследственность на речевое развитие. Например, это могут быть аномалии в строении артикуляционного аппарата. Также наследственность может повлиять на появление заикания, потому что одна из причин его появления − это особенности нервной системы. Кроме того, генетическая предрасположенность может повлиять на формирование речевых зон в коре головного мозга.
Неблагоприятные социально-бытовые условия
На речевое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с близкими ему людьми. Если оно недостаточно эмоционально, взрослые уделяют мало внимания малышу и не общаются с ним, то это может стать одной из причин появления нарушений речи. Также ребенок может подражать взрослому, который пользуется у него авторитетом. Поэтому если кто-то из родителей неправильно произносит звук, то подражая ему, малыш будет произносить его так же.
Классификация речевых нарушений
В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.
Психолого-педагогическая
Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.
Нарушения средств общения:
- Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР или фонетическое нарушение речи.
- Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
- Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.
В логопедии существует три уровня речевого развития:
- 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
- 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
- 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.
Нарушения использования средств общения:
- Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.
Медицинская классификация
В этой группе опираются на медицинские критерии.
Нарушения голосообразования или фонации
У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:
- Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
- Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
- Нарушение силы голоса – фонастения.
- Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.
Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.
Нарушения темпа и ритма речи
Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
Нарушения звукопроизносительной стороны речи
Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:
- Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
- Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
- Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.
При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.
Структурно-семантические расстройства
Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.
Нарушения письма и чтения
- Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
- Аграфия − полная невозможность освоения письма.
- Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.
Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.
Особенности диагностики
Проверкой речевого развития занимается логопед. Бытует мнение, что обращаться к нему за консультацией нужно не раньше трех лет. Но если вы заметили, что речь ребенка в раннем возрасте не соответствует норме, сразу обращайтесь к специалисту. Логопед соберет все данные о дородовом и послеродовом анамнезе и социально-бытовых условиях. Это поможет ему определить причину возникновения речевых нарушений.
Затем он оценивает состояние моторной сферы (общей, пальчиковой и артикуляционной), проверяет произносительную сторону речи. Также специалист смотрит на анатомическое состояние артикуляционного аппарата и сформированность речевого дыхания. Если ребенку уже три года и больше, то он предлагает задания для оценивания словарного запаса, овладения грамматическими категориями и формирования связной речи. На основе полученных результатов он может предложить обратиться к следующим специалистам:
- отоларингологу;
- ортодонту;
- неврологу;
- дефектологу.
После получения результатов диагностики логопед выбирает подходящую форму логопедических занятий и методику в зависимости от механизма нарушений. Специалисты дают рекомендации родителям, которые повысят эффективность коррекционной работы.
Рекомендации
Родители могут предупредить возникновение некоторых нарушений, не связанных с недоразвитием речевых центров головного мозга. Или повысить эффективность коррекционной работы. Для этого нужно соблюдать несложные рекомендации:
- С первых месяцев жизни общайтесь с малышом, чаще используйте интонацию. Хвалите его и поощряйте к общению.
- Четко произносите все звуки − малыш будет слышать произношение и видеть правильную артикуляцию.
- Проводите пальчиковую и артикуляционную гимнастики. Сопровождайте их картинками.
- На прогулке с малышом рассказывайте о том, что вас окружает.
- Спрашивайте у детей о том, как прошел их день, просите их делиться впечатлениями.
Старайтесь уделять ребенку больше внимания, а так как родители у него пользуются уважением, он захочет быть на них похожим. Следите за своей речью, как вы общаетесь. Если вы будете соблюдать эти несложные рекомендации, то у ребенка не будет трудностей в общении, а его речь будет правильной и красивой
Источник
Наталья Пахомова
Мастер-класс «Коррекция и развитие речи детей 4–8 лет» для преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ»
Цель: Повышение профессионального мастерства учителей-логопедов, педагогов-психологов в использовании компьютерной технологии Акименко В. М. «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет» по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи:
1. Ознакомить педагогов с практическим материалом по использованию компьютерных игр и упражнений на развитие всех компонентов речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих речевые нарушения.
2. Создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса.
Форма проведения мастер-класса: проведение с педагогами без участия детей.
Описание мастер-класса: использование компьютерных игр и упражнений на развитие всех компонентов речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих речевые нарушения.
Развивающая среда: ноутбук, диск В. М. Акименко «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет», интерактивная доска, микрофон, мышь.
Ход мастер-класса:
I. Организационная часть. Приветствие. Добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на этом семинаре.
Тема моего мастер-класса: «Использование компьютерной технологии «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет» для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ».
II.Теоритическая часть
«Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от методов воспитания и обучения»
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности коррекционной работы с детьми ОВЗ, имеющими ТНР. В рамках программы «Доступная среда» в ДОО появилась компьютерная технология Акименко В. М. «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет». Данная технология предназначена для проведения логопедической работы с детьми, имеющими ОНР (I, II, III, IV уровней речевого развития, ФФНР и НПОЗ (нарушением произношения отдельных звуков). Данная компьютерная технология активно используется в коррекционной работе с детьми компенсирующих групп.
Сейчас я Вам представлю компьютерную технологию «Коррекция и развитие речи детей 4-8 лет»,которая включает 9 разделов: «Мелкая моторика», «Артикуляционная моторика», «Фонематический слух», «Просодика», «Звукопроизношение», «Слоговая структура», «Лексика», «Грамматика», «Связная речь».
Каждый раздел программы содержит обширную библиотеку игр и заданий на формирование определенных речевых или моторных навыков, которые ребенок может выбрать сам, проявляя собственную инициативу.
В разделе «Мелкая моторика»детям предлагается выполнить следующие задания:
«Шнуровка» и «Мозаика» – здесь представлены образцы, которые могут выполнить дети. При выполнении задания дети ориентируются на образец на экране. При выполнении заданий учитываются интересы и пожелания детей.
«Кинезиологические пробы» – дети выполняют комплексы упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и способствуют развитию речевой функции, например «Колечко», «Змейка», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» и др.
«Пальчиковая гимнастика» – упражнения способствуют развитию координации и точности движений рук, выполняются поочередно каждой рукой, а затем двумя руками одновременно, например упражнения «Флажок», «Кошка», «Собака» и др.
«Собери пазлы» – дети собирают картинки разных уровней сложностей, которые можно разделить на 2,4,6 и 8 частей.
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также удержание заданного артикуляционного уклада. При формировании правильного звукопроизношения в разделе «Артикуляционная гимнастика» имеются комплексы для тренировки губных мышц, мышц языка, нижней челюсти, глотки и мягкого нёба.
У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается несформированность фонематического слуха. При недоразвитии фонематического слуха очень сложно овладеть правильной звуко-слоговой наполняемостью слова. Поэтому работа по формированию фонематического слуха проводится поэтапно. В разделе «Фонематический слух» на первом этапе дети поиграют в интерактивные игры «Угадай что звучит?», в которых учатся различать звуки окружающего мира, музыкальные инструменты. В игре «Чей это голос?» дети узнают голоса домашних животных, птиц и их детенышей.
В упражнениях «Повтори ритмический рисунок» дети запоминают и стараются точно повторить прослушанный ритмический рисунок исполненный барабанами или ложками.На втором этапе применяются интерактивные игры на различение слов и звуков: «Найди похожее слово», «Определи количество слогов в слове», «Сгруппируй слова по числу слогов», «Пропущенный слог в словах», «Запомни и повтори», «4-й лишний». На третьем этапе проводится работа по формированию элементарных навыков фонематического анализа и синтеза,который включает в себя следующие интерактивные игры и задания: «Назови первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Подбери картинку к букве», «Найди общий звук в словах», «Составь слово из первых букв».
Просодические компоненты речи определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе общения. В разделе «Просодика» в коррекционной работе используются такие интерактивные игры, как «Эмоции», «Повтори за мной» – «Фразы», «Стихи», в которых дети учатся определять характер звучания тона голоса на слух, повторять фразы и стихи с заданной интонацией.
В разделе «Слоговая структура слова» используется дидактический материал, по классификации А. К. Марковой, которая выделила 14 типов слоговой структуры слова, где прослеживается последовательность освоения речевого материала разной слоговой структуры по возрастающей степени сложности.
В разделе «Звукопроизношение» при постановке звуков используются модели артикуляции, которые помогают детям запомнить артикуляционный уклад в момент произнесения звука. Далее автоматизация поставленного звука идет последовательно, начиная с отработки в слогах, словах, фразах и тексте. Ребенок самостоятельно работает с мышью, называет предметные картинки, контролируя правильное произношение автоматизируемого звука. После автоматизации идет дифференциация звуков.
Одно из основных направлений коррекционной работы по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста – это развитие лексики. Посредствам усвоения словарного запаса расширяется кругозор дошколят, совершенствуются коммуникативные навыки, развивается мышление, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза и обобщения. Коррекционная работа по развитию лексики осуществляется посредствам интерактивных игр на обогащение словаря существительными, прилагательными и глаголами. Играя в интерактивные игры, дети называют предметы, учатся обобщать их по лексическим темам. Работая с компьютерной мышью, дошкольники выделяют часть предмета и называют её. В игровой форме дети усваивают словарь признаков, антонимов и словарь действий предметов.
У детей с ОНР формирование грамматического строя речи происходит намного медленнее и с большими трудностями, чем овладение словарем. Коррекционная работа по развитию грамматического строя речиосуществляется по следующим направлениям: развитие навыков словообразования, словоизменения и формирование предложно-падежных конструкций. В разделе «Грамматика» дети с интересом играют в интерактивные игры «Назови ласково», «Детеныши животных и птиц», «Чьи вещи?», «Какой сок?», Какой пирог?», «Чья еда?» и другие, развивая грамматический строй речи.
Важным направлением коррекционной работы является развитие связной речи. Основная задача по развитию связной речи – это обучение детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Работа по развитию связной речиведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению рассказа (пересказа) и придумывание рассказов. Используя игровые задания раздела «Связная речь» у детей формируются навыки составления рассказа по сюжетной картинке, навыки пересказа.
III. Практическая часть
Для демонстрации интерактивной игры «Что звучит?» из раздела «Фонематический слух» я приглашаю 1 участника.
Игра «Что звучит?» «Транспорт»
Цель: развитие слухового восприятия
Инструкция: Нажмите мышкой на предмет на картинке и послушайте звук каждого вида транспорта. Затем нажмите на кнопку «Начать» послушай звук, узнай какой вид транспорта, издает данный звук, нажмите мышью на этот транспорт, чтобы проверить верно ли вы ответили.
Для демонстрации интерактивной игры «Чей голос» из раздела «Фонематический слух» я приглашаю 1 участника.
Цель: развитие слухового восприятия
Инструкция: Нажмите мышкой на предмет на картинке и послушайте голос животного/ птицы или детенышей. Затем нажмите на кнопку «Начать» послушайте, узнай чей голос звучит и нажмите мышью на это животное птицу или детеныша, чтобы проверить верно ли вы ответили.
Для демонстрации интерактивной игры «Автоматизация звука [C]» из раздела «Звукопроизношение» я приглашаю 1 участника.
Цель: коррекция звукопроизношения.
Инструкция: Выберите звук. Выберите автоматизация звука в слогах. Нажмите мышью на слоги на экране, чтобы их прослушать. Повторите слоги или слоговые ряды
Инструкция: Назовите картинки, изображенные на экране. Нажмите запись. Затем прослушайте свою речь.
Рефлексия:
– Скажите, ваше мнение по данной технологии.
– Скажите, что бы вы хотели в дальнейшем применить в своей деятельности?
Спасибо! Мне очень приятно было с вами поработать.
Источник