Коррекция физического развития ребенка

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое развитие.

Для этого преследуются следующие задачи:

  1. Учить детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть дети к моменту перехода в школу;

  2. Укрепление здоровья детей.

Физическое воспитание детей подготовительной к школе группе требует особого внимания. Возрастные особенности детей этой группы благоприятный для достижения

хорошего физического развития и укрепления здоровья. Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движения, а также совершенствование

некоторых элементов техники. Дети достигают сравнительно высоких результатов в выполнении движений, способны совершать их в различном темпе, амплитуде, проявляя

значительные скоростно-силовые возможности и выносливость. Дети старшего дошкольного возраста овладевают различными движениями и упражняются в них осознанно.

Большое значение здесь имеют взаимопосещения физкультурных занятий учителями в детском саду и инструкторов в школах, где корректируется программа физического

воспитания по подготовке к школе.

На первом месте стоит тестирование детей, что позволяет выявить реальный уровень развития ребенка и степень его совершенствования возрастным нормам, а также

определить отклонения и недостатки физического и нервно-психического развития.

Исходя из региональных возможностей, нами определены следующие тесты диагностики:

  1. Исследование гибкости – наклоны вперед из положения сидя.

  2. Обследование прыжков в длину с места.

  3. Прыжок в высоту с места.

  4. Обследование метания набивного мяча (m = 1 kg) на дальность из положения сидя, руки с мячом за головой.

  5. Челночный бег.

  6. Бег на дистанцию 30 м.

Наблюдая за детьми и их результатами в течение 5 лет, нами выведены свои региональные нормативы по трем уровням развития: высокий, средний и низкий.

Диагностика проводится два раза в год (сентябрь, май), в результате которой выявляются дети с низким уровнем развития или слабым средним, нуждающимися в коррекции

психофизической функции.

В течение года с этими детьми проводится коррекционная работа, т.е. выполняются подводящие упражнения к основному, добиваясь, более высоких результатов по каждому

движению. На конец учебного года проводится повторное тестирование, на детей заполняются диагностические карты и передаются в школу.

Параллельно с коррекционной работой в детском саду ведется работа по укреплению здоровья детей и коррекции опорно-двигательного аппарата.

  1. Закаливающие процедуры:

    • Утренняя гимнастика в помещении в облегченной форме и на воздухе в теплый период.

    • Физкультурные занятия в спортивном зале и на воздухе.

    • Дыхательная гимнастика в помещении и на воздухе в теплый период.

    • Круглый год работает фитобар.

    • Сауна.

    • Занятия в бассейне.

    • Физиолечение.

    • Массаж.

  2. Коррекционная работа по профилактике опорно-двигательного аппарата.

Своевременное воздействие на формирующуюся осанку и стопу в период дошкольного возраста очень важно. Чем раньше начнется профилактика и коррекция различных видов

нарушения осанки и стопы, тем больше вероятности того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах.

В нашем детском саду профилактика нарушений осанки и плоскостопия осуществляется на:

  • физкультурных занятиях

  • занятиях в бассейне по обучению плаванию

  • коррекционной работе

Для проведения этой работы определены следующие задачи:

    1. Создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника и голеностопного сустава.

    2. Способствовать правильному расположению частей тела.

    3. Осуществить коррекцию имеющихся нарушений осанки и стопы.

    4. Закреплять навыки правильной осанки, правильно ставить ногу, выбирать обувь.

Проводя эту работу, дети нашего детского сада добились высоких результатов, становились неоднократными победителями городских и районных соревнований среди

детских образовательных учреждений, а выпустившись продолжают заниматься спортом, защищая честь школы.

При обследовании детей необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать появления у ребенка отрицательных эмоций.

На обследование дети приглашаются небольшими группами, в зависимости от возраста и методики обследования. При обследовании важно соблюдать индивидуальный подход,

обращаться к ребенку только по имени, учитывать возрастные особенности детей.

Младшие, застенчивые дети нуждаются в большей заинтересованности, эмоциональности, побуждении к выполнению задания. В то же время и старших детей важно

активизировать, поощрять на достижение более высоких результатов, однако не следует подсказывать приемы, касающиеся техники исполнения (например, «шире шаги»,

«поставь ногу назад» и т.д.).

При обследовании физических качеств одежда и обувь детей должна быть удобной, облегченной. Обувь не должна соскакивать с ног. Во время проведения тестов условия

окружающей среды должны тщательно фиксироваться, так как они могут менять функции организма человека. Рекомендуется учитывать: атмосферное давление, температуру

по сухому термометру, скорость ветра, должно быть указано место проведения тестов.

Работа с медицинскими картами.

Из медицинской карты берутся данные:

  1. ФИО ребенка.

  2. Дата рождения.

  3. Текущая заболеваемость за полгода (используются данные медицинских справок, которые даются врачом поликлиники при возвращении ребенка в садик после болезни; в справке должны быть указаны сроки заболевания и диагноз).

  4. Общая заболеваемость (сведения о диспансерном наблюдении, группа здоровья на момент обследования).

  5. Состав семьи (полная, неполная).

Ежедневно, сталкиваясь со своими маленькими детьми, руководитель физического воспитания несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для него

важным является умение быстро и правильно оценить степень физического развития ребенка, а также его основных двигательных качеств: ловкости, быстроты, силы,

выносливости, гибкости.

Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста развития. Оно представляет собой

процесс биологического созревания клеток, тканей, органов всего организма. Внешне физическое развитие проявляется увеличением размеров частей тела ребенка и

изменением функциональной деятельности его различных органов и систем.

Физическое развитие понятие комплексное, собирательное и признаки, характеризующие его, разнообразны. Исследование физического развития позволяет определить

размеры тела, формы, пропорции его частей, а также некоторые функциональные возможности.

Правила проведения исследования.

Исследования лучше проводить в первой половине дня, в теплом, светлом, хорошо проветриваем специально приспособленном помещении или уголке, или на площадке.

  1. Температура в помещении должна быть не ниже 18 градусов.

  2. Измеряемые участки тела должны быть обнажены.

  3. Исследование не должно быть длительным по времени.

  4. Необходимо соблюдать точность измерений.

  5. Все лица, проводящие исследование, должны быть тщательно подготовлены к их проведение.

  6. К началу работы должны быть разработаны программы измерений и формы протоколов, куда заносятся результаты обследования.

  7. Необходимо при исследовании быть точным, аккуратным, внимательным.

Измерение длины тела.

Длина тела стоя и сидя измеряется с помощью ростомера с точностью до 0,5 см. Испытуемый становится в позу, корпус выпрямлен, руки свободно опущены, пятки вместе, носки

разведены. Ростомера касаются три точки: пятки, ягодицы, лопатки. Голова расположена так, что угол глаза и козелок уха находятся на одной линии (немецкая горизонталь),

планшетка ростомера должна касаться верхушечной точки (наиболее высокой точки на темени). Аналогично положение и при измерении роста сидя. Отсчет ведется от

поверхности сидения.

Определение веса тела.

Вес тела определяется при максимальном обнажении испытуемого на медицинских весах с точностью до 50 гр., через 2 – 3 часа после еды. К вечеру вес тела увеличивается на 1 кг., а после обеда на 2 кг. и более.

Измерение объема грудной клетки.

Объем грудной клетки измеряют сантиметровой лентой. Испытуемый стоит лицом к исследователю. Лента располагается так, что нулевое деление находится впереди

испытуемого. Лента должна прилегать к телу, но не сдавливать, не смещать кожу. Рекомендуется в начале натянуть ленту, а затем ослабить её. Лента накладывается так, чтобы

сзади она проходила под нижним углом лопаток, с боку – между туловищем и руками, а спереди немного закрывала околососковые кружки. Нужно следить, чтобы лента лежала

горизонтально, а также учитывать, что матерчатая лента вытягивается и после 30 – 40 измерений должна быть заменена новой.

Методика исследования гибкости.

(наклон вперед из положения «сидя»)

На полу проводятся две перпендикулярные линии.

Испытуемый без обуви садится со стороны линии ВГ так, чтобы его пятки находились рядом с линией АБ, но не касались её. Расстояние между пятками 20 – 30 см. Ступни

вертикальны.

Руки вперед, внутрь, ладони вниз. Воспитатель прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. Выполняется три медленных предварительных наклона

(ладони скользят вдоль размеченной линии). Четвертый наклон зачетный выполняется за 3 секунды. Результат засчитывается по кончикам пальцев (может быть отрицательным,

если наклон был до линии АБ) с точностью до 0,5 см.

Методика обследования прыжков в длину с места.

Дает оценку разгибателей ног, также служит показателем прыгучести, отражает состояние общей координированности, уровень развития скоростно-силовых качеств и

двигательных способностей.

Обследование прыжков в длину с места проводится или на участке или в помещении. На участке прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на

взрыхленный грунт (площадью 1 х 2м). Для прыжков в помещении (в зале, групповой комнате) может быть использована ковровая дорожка, повернутая ворсом вниз. Встав на

исходную линию (носки за чертой, ноги на ширине ступни), прыгающий делает взмахи руками назад и, отталкиваясь обеими ногами, прыгает вперед, приземляясь на обе ноги.

Лучший результат из трех попыток фиксируется в сантиметрах, по следам пяток в момент приземления.

Обследование проводят два человека. Один объясняет, следит за исходным положением, другой фиксирует результат. Первыми для обследования лучше брать более активного

ребенка. Для младших детей нужно провести небольшую линию или условно показать место, куда надо прыгать. Важно и подбодрить детей, стимулировать ребенка прыгнуть

еще дальше.

Для измерения длины используется деревянная рейка (на 2 метра) или металлическая рулетка.

Прыжок в высоту с места.

Определяет силу разгибателей стопы и спины.

Инвентарь: матерчатый сантиметр, к концу которого привязано кольцо материи (Д = 40 см) и отрезок резинки длиной 6 – 10 см.

Обследование производится в зале или комнате. К полу прикреплен отрезок резинки на кнопки или обойные гвозди, в натянутом виде. Между полом и резинкой пропускается

сантиметр. Обследуемый ребенок становится перед резинкой, ноги на ширине плеч (следить, чтобы стоял прямо, не наклонялся вперед). Проводящий обследование одевает

ленту на шею ребенка (можно вместо ленты крепить сантиметр к поясу, одеваемому на талию ребенка), слегка натягивает сантиметр, замечает, какое деление сантиметра

пересекается с резинкой и затем ослабляет натяжение ленты сантиметра. Ребенок немного сгибает ноги, отводя руки назад и выполняет прыжок вверх с активным махом руками

вверх. Проводящий обследование отмечает, насколько придвинулся сантиметр, подсчитывает высоту прыжка. Для того, чтобы дети выпрыгивали вертикально, желательно

подвесить над головой ребенка мяч или игрушку и нацеливать детей доставать её.

Методика обследования метания на дальность.

Метание способствует созданию мышечного корсета, укрепляет мышцы рук, спины, плечевого пояса, благоприятствует формированию правильной осанки, развивает

подвижность в суставах пальцев, кисти, совершенствует движения рук в целом. Метание является отражением скоростно-силовой подготовленности ребенка.

Бросок набивного мяча (1 кг) обеими руками из-за головы производится из исходного положения сидя, ноги врозь. Пятки не пересекают черту, от которой измеряют дальность

броска. Мяч отводится назад, затем резко выбрасывается вперед. При броске голову не опускать, провожать мяч взглядом. Ребенок выполняет 3 попытки, фиксируется один

результат. При явном срыве ребенку позволяют перебросить неудавшийся бросок.

Методика обследования скоростных качеств

в зависимости от возраста.

Бег на дистанцию 30 м. На участке (или за его пределами) выбирается дорожка длиной не менее 40 м. Небольшое пространство (2 – 3 м), должно быть перед стартом и после

финишной линии (5 – 7м), для того, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной черты. Дорожка должна быть свободна от ветвей, кустов, от играющих детей,

проходящих взрослых.

Линия старта отмечается хорошо видной поперечной полосой. Здесь же можно приготовить скамейку для одежды и игрушек. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой

для определения места обследователя, стоящего на финише, так как перед финишной линией, проведенной поперек дорожки, дети могут останавливаться. За линией финиша на

расстоянии 5 м устанавливается хорошо видимый ориентир (флажок, куб и т.д.). Расположении линии старта должно быть таким, чтобы солнце не светло в глаза бегущему

ребенку.

Наряду с оценкой времени бега следует оценить и технику бега (положение головы и туловища, координацию движений, качество полета, прямометность, ритмичность),

подсчитывается число беговых шагов, сделанных ребенком от старта до финиша.

В забеге участвуют двое, результаты которых фиксируют с помощью секундомера. Дается одна попытка.

Возраст

(лет)

Пол

Рост

(см)

Вес

(кг)

Гибкость

(см)

Метание

(см)

Прыжки в длину

(см)

Прыжки в высоту (см)

Челночный бег

(сек)

Бег 30 м

(сек)

3

м

92 – 99

13,7 – 15,3

В + 13

С + 10

Н + 7

В 53

С 45

Н 39

д

99 – 107

13,1 – 16,7

В + 16

С + 13

Н + 10

В 49

С 41

Н 36

4

м

99 – 107

15,3 – 18,9

В + 11

С + 8

Н + 5

В 65

С 60

Н 55

В 77

С 70

Н 63

В 18

С 15

Н 12

В 14,5

С 14,8

Н 15,1

В 8,5

С 8,8

Н 9,1

д

96 – 106

14,4 – 17,9

В + 14

С + 11

Н + 8

В 55

С 50

Н 45

В 72

С 65

Н 58

В 16

С 13

Н 10

В 15,0

С 15,3

Н 15,6

В 9,4

С 9,7

Н 10,0

5

м

105 – 116

17,4 – 22,1

В + 9

С + 6

Н + 3

В 75

С 70

Н 65

В 90

С 83

Н 76

В 22

С 19

Н 16

В 12,7

С 13,0

Н 13,3

В 7,5

С 7,8

Н 8,1

д

104 – 114

16,5 – 20,4

В + 12

С + 9

Н + 6

В 71

С 66

Н 61

В 87

С 80

Н 73

В 20

С 17

Н 14

В 13,0

С 13,3

Н 13,6

В 8,2

С 8,5

Н 8,8

6

м

111 – 121

19,7 – 24,1

В + 7

С + 5

Н + 3

В 90

С 85

Н 80

В 109

С 103

Н 97

В 28

С 25

Н 23

В 11,5

С 11,8

Н 12,1

В 7,0

С 7,3

Н 7,6

д

111 – 120

19,0 – 23,6

В + 10

С + 8

Н + 6

В 85

С 80

Н 75

В 101

С 94

Н 87

В 25

С 22

Н 19

В 12,1

С 12,4

Н 12,7

В 7,2

С 7,5

Н 7,8

Примечание: «В» – высокий уровень, «С» – средний уровень, «Н» – низкий уровень

Источник

Коррекция недостатков физического и психического развития у детей с ограниченными возможностями в процессе физического воспитания.

В основных направлениях реформы общеобразовательной школы и в профессиональной подчеркивается, что школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с учетом тех условий, в которых они будут работать и жить.

В связи с этим необходимо решать следующие задачи:

а) повышение качества образования и воспитания;

б) обеспечение более высокого научного уровня преподавания своего предмета;

в) усовершенствование учебных планов;

г) совершенствовать работу с детьми с ограниченными возможностями, окружать их всесторонним вниманием и заботой, лучше готовить к самостоятельной жизни и труду;

д) о необходимости преодоления недостатков и упущений в преподавании своего предмета и совершенствовании знаний, умений и навыков обучающихся.

Физическое воспитание является важной частью всей системы

учебно-воспитательной работы школы, разрешает задачи всестороннего физического развития обучающихся, укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и моторики.

Коррекционные задачи в нашей школе являются специальными, потому что дети имеют сложные и разнообразные дефекты в физическом и психическом развитии.

На уроках физкультуры у таких детей выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают название частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают материал.

Своеобразно поведение обучающихся младших классов. Есть дети, которые всего боятся. Попадая в зал, они пугливо озираются по сторонам: их страшат большое помещение и снаряды. Другие, напротив, стремятся залезть на гимнастическую стенку или канат. Встречаются и расторможенные обучающиеся, которые не слушают объяснение учителя, быстро отвлекаются и дезорганизуют других.

Наряду с этими особенностями, обусловленными состоянием психики у детей с интеллектуальными нарушениями, имеются отклонения со стороны сердечно- сосудистой и дыхательной систем и общего физического развития.

У больных детей отмечаются отклонения в физическом развитии

от возрастной нормы, которые выражаются в отставании роста, снижении мышечной силы, изменении грудной клетки.

Дети с интеллектуальными нарушениями не могут корригировать и компенсировать дефекты, у них недостаточно настойчивости, воли, целенаправленности.

Наиболее важными и необходимыми упражнениями на уроках

физкультуры в коррекционной школе являются:

  1. дыхательные упражнения;
  2. общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;
  3. упражнения для формирования осанки;
  4. упражнения для пространственной ориентации и точности движений
  5. гимнастические перестроения и построения;
  6. все виды прыжков для сложных двигательных навыков;
  7. броски, ловля, метания, передача мячей, переноска грузов;
  8. подвижные игры и эстафеты.

Дыхательные упражнения

Эти упражнения необходимо выполнять во всех физического воспитания, потому что у детей с интеллектуальными нарушениями поверхностное, неритмичное дыхание, они не могут произвольно управлять актом дыхания и правильно согласовать его с движениями. В I-II классах обучение навыкам правильного дыхания проводится под контролем и по показу учителя.

Для этого предлагаются дыхательные упражнения в образном оформлении, чтобы обучающимся были более понятны их действия при вдохе и выдохе.

Например, при обучении выдоху, сказать ребятам, чтобы они “остудили воду”, “согрели руки”, “надули шар” и т.д. Сделать это все по возможности более длительно, чтобы выдох не прерывался, голова была приподнята, грудная клетка свободно поднималась вверх.

В III- IV классах продолжается совершенствование дыхания в различных положениях. Для воспитания ритмичного дыхания целесообразно продолжать упражнение на осознанное регулирование вдоха и выдоха. Например: вдох – медленно на 4 счета, выдох – резкий; вдох – быстрый, короткий, выдох – медленный. Одновременно можно сочетать вдох и выдох с движениями рук, ног, туловища.

Общеразвивающие упражнения.

Основная ценность их в том, что они дают школу движений и имеют большое образовательное значение. Они укрепляют двигательный аппарат и воздействуют на весь организм, а также на определенные ослабленные группы мышц.

Наряду с упражнениями в исходном положении сидя и стоя необходимо давать упражнения в исходном положении лёжа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.

Пользоваться упражнениями нужно выборочно в соответствии с задачами урока и определенными влияниями каждого упражнения на организм обучающихся.

В начальных классах лучше применять имитационные и игровые движения.

Общеразвивающие упражнения могут проводиться при различных построениях: в кругу, в колонне, в движении- все это развивает пространственную ориентацию, корригирует недостатки детей с интеллектуальными нарушениями.

Формирование правильной осанки

Формирование и закрепление правильной осанки обучающихся сводится к обучению их принимать рациональное положение в жизненно необходимых позах и движениях.

В I-II классах упражнения на правильную осанку начинают у вертикальной стены, плотно прижимаясь спиной, затылком, пятками. Необходимо поправить положение каждого и попросить запомнить его. Стоя у стены, проделать несколько движений руками, ногами, сохраняя правильность состояний осанки. Лучше, если проводить упражнения – соревнования: Кто лучше стоит в строю? Кто лучше всех сидит? Кто лучше всех правильно идет? и т.д.

В III – IV классах коррекция осанки усложняется. Ребята должны научиться принимать правильную осанку с закрытыми глазами и сохранять её более продолжительное время в процессе ходьбы, построений.

Чтобы была большая заинтересованность в выполнении задания, можно составить полосу препятствий, которую ребята должны преодолеть:

I этап: пройти в положении правильной осанки 5-6м по гимнастической скамейке, прикрепленной под углом к стенке;

II этап -лечь на скамейку и, подтягиваясь на руках, преодолеть её;

III этап -пройти 5-6м с гимнастической палкой за спиной.

По окончании выполнения задания нужно дать оценку каждому ученику – кто выполнил хорошо, кто с ошибками, кто лучше всех.

В 1У классе много внимания уделяется выполнению упражнений с удержанием на голове мешочка с песком, кольца, дощечки и т.п.

Развитие пространственной ориентации и точности движений

При выполнении упражнений на точность движений можно их усложнять за счет введения определенных требований. Так, при прыжках в длину дополнительным условием ставится точное приземление в обозначенное место. При метании в цель – изменение расстояния от места броска до мишени. Сложность задания следует увеличивать постепенно. Такая постепенность в повышении координационной сложности заданий способствует лучшему усвоению их и способствует коррекции физических недостатков обучающихся.

Построение по росту в коррекционной школе не является обязательным, т.к. при его проведении строго учитывается состояние физического развития и моторики детей. Сначала направляющим ставят более сообразительного ученика. По мере обучения это место занимает другой ученик так, чтобы все обучающиеся по возможности смогли ба быть первыми в строю, умели вести за собой в определенном направлении и по словесному указанию.

В ходьбе и беге у обучающихся коррекционной школы имеются значительные затруднения. Их необходимо прежде всего учить держать голову прямо, координировать движения рук и ног, выработать лёгкую непринужденную походку с хорошей осанкой.

Для совершенствования навыков правильной ходьбы можно применять ходьбу по нарисованным следам, ходьбу с различной постановкой стоп на внешней и внутренней сторонах, на пятках, что укрепляет мышцы свода стоп и способствует коррекции плоскостопия.

Состав обучающихся каждого класса неоднороден по психическим и физическим возможностям. Дети с интеллектуальными нарушениями не могут выполнять сложные физические упражнения. Одним из основных условий успешного овладения сложными двигательными действиями является правильно разработанная система подводящих и подготовительных упражнений. Если эти подводящие и подготовительные упражнения умело и правильно подобраны, то они выступают в качестве первичных коррекционных воздействий и способствуют успешному процессу формирования сложного двигательного навыка.

Для детей с интеллектуальными нарушениями особенно трудным является выполнение опорного прыжка. Многие выполняют отдельные фазы, но целостно выполнить опорный прыжок не могут.

Так, некоторые ученики подбегали к снаряду, делали толчок ногами, а прыжок выполнить не смогли. Помогли следующие подводящие упражнения:

  • стоя у снаряда, положив руки на него, сделать толчок и развести ноги в стороны в прыжке, не отрывая рук;
  • то же, но прийти в упор на колени;
  • то же с шага и т.д.

Спустя полчетверти, эти ребята с небольшой помощью, преодолев боязнь, а вернее, трудность согласования всех движений, выполнили опорный прыжок.

Закрепить полученные навыки и умения можно путём проведения подвижных игр и эстафет, в содержание которых входят выполнение освоенных прыжков, что способствует поддержанию у обучающихся устойчивого интереса к изучаемым двигательным действиям.

Обучающиеся, имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата или различные дефекты моторики, допускаются к выполнению прыжков только после специального разрешения врача и должны находиться под постоянным контролем учителя.

Количество попыток и время, затраченное на прыжки, должны регулироваться в зависимости от возможностей каждого ученика Коррекция недостатков физического к психического развития у детей с интеллектуальными нарушениями не будет полноценна, если не использовать упражнения с мячами: бросками, ловлей, метаниями, передачами. При выполнении упражнений с мячами у детей развивается ловкость, меткость, глазомер, умение совершить бросок и регулировать усилия при переноске предметов.

Прежде чем учить ребят как бросать или ловить мяч, нужно дать им поиграть с мячом. Они получают возможность определить, что мячи лёгкие или тяжелые, выскальзывают из рук, быстро катятся, подпрыгивают и т.п. В силу патологических усиленных защитных рефлексов некоторые дети с интеллектуальными нарушениями боятся всего нового, незнакомого, необычного. Такие дети не только стремятся убежать от летящего мяча, закрыться руками, зажмуриться, но и вообще боятся его: отбрасывают мяч, прячутся за кого-либо. Таких детей нужно познакомить с мячом, чтобы мяч ему понравился; посадить детей в круг, чтобы они перекатывали мяч друг другу, или оттолкнуть от себя; показать, как правильно ударить мяч о пол, прокатить мяч и т.д.

Ученики коррекционной школы, как и их сверстника из массовой школы, любят играть. Однако их действия нерасторопны, двигательные реакции заторможены, мускулатура вялая или, наоборот, напряжена. Чтобы успешно корригировать недостатки таких детей, важно не только иметь ввиду присущие им недостатки, но учитывать их интересы, внутренние потребности.

Деятельность их существенно изменяется, если задание для них представляет интерес. В этих случаях они проявляют значительную активность.

При проведении игр необходимо делать кратковременные перерывы. В процессе игры у ребят возникает много конфликтов, сложных ситуаций, которые они сами разрешить не могут. По окончании игры нужно обязательно подвести итоги.

Все виды перечисленных упражнений, заданий помогают разрешить коррекцию недостатков физического развития у детей с интеллектуальными нарушениями.

Источник