Контрольная работа развитие ребенка и наследственность

Контрольная работа развитие ребенка и наследственность thumbnail

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Роль наследственности и среды в развитии ребенка…………………………4
Заключение………………………………………………………………………9
Введение……………………………………………………………………….11
2. Половое созревание детей и подростков…………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………20

1. Введение

Наследственность… что мы понимаем под этим словом? Конечно же, когда речь идёт о маленьком человеке, в голове, как правило, возникают два варианта: внешность и черты личности, которые достались ей от родителей. Но что, если эта наследственность не всегда благоприятна? Кому-то достаётся красота или большая физическая сила, а кому-то – мутации или серьёзное отставание в развитии от своих сверстников. Так или иначе, степень важности роли наследственности не всегда бывает высокой. Почему? Потому что порою у организма человека появляются признаки или заболевания, коих вообще не было в конкретно взятой семье. А заглянуть в своё семейное древо глубже и выяснить досконально причину появления тех или иных признаков могут не все.
Но на развитие ребёнка накладывает отпечаток не только наследственность. Бывает и так, что это развитие зависит в большей степени от окружающей среды, в которой растёт маленький человек. И факторы этой среды накладывают отпечаток и на дальнейшую жизнь человека в целом. Особенно это актуально сейчас, когда условия нынешней жизни не столь благоприятны, как было ещё, скажем, лет двадцать назад. К тому же, они постоянно изменяются и от того, насколько высока приспособляемость того или иного организма, может зависеть его благополучие в целом.
Поэтому цель нашей работы – выяснить, являются ли наследственные факторы исходным условием развития человека и как именно они связаны с окружающей средой, в которой этот человек растёт. Для этого обратимся к генетике, основным закономерностям человеческого развития, а также проследим взаимосвязь, существующую между физическим и психическим развитием у детей.

2. Роль наследственности и среды в развитии ребенка

«Наследственность – свойство живого организма хранить генетическую информацию и передавать ее от одного поколения к другому. Явление наследственности лежит в основе воспроизведения форм жизни по поколениям, что принципиально отличает живое от неживого. Наследственным аппаратом любой клетки являются молекулы ДНК. Они образуют в ядре клетки специфические структуры – хромосомы. Их число и форма строго постоянны для каждого вида животных и растительных организмов. Каждая пара хромосом специфична и имеет свой порядковый номер. ДНК хромосом содержит в закодированном виде всю наследственную информацию (программу развития будущего организма). Участок молекулы ДНК, в котором закодирована программа развития того или иного признака называется геном. Каждая молекула ДНК содержит сотни генов, их совокупность называется генотипом» [5].
Знание законов наследственности позволяет понять механизмы передачи наследственной информации от родителей детям, закономерности формирования наследственно обусловленных признаков
и роль генов в процессах жизнедеятельности организма. Уменьшение генетического груза наследственных аномалий будет способствовать сохранению наследственной природы человека.
«Различают хромосомную и внехромосомную наследственность. Хромосомная наследственность связана с распределением носителей наследственности (генов) в хромосомах. Передача признаков потомству прослеживается при наследовании таких наследственных признаков, которые в потомстве расщепляются по моногенному типу наследования в соответствии с законами Менделя. Законы Менделя являются эмпирическими правилами наследования, и они устанавливают численные соотношения отдельных признаков и их сочетаний, которые проявляются в гибридном потомстве при половом размножении» [7].
Внехромосомная наследственность заключается в наследовании признаков, которые контролируются факторами, локализованными
в митохондриях. Наследственная информация распределяется между дочерними клетками случайно, поэтому четкого менделевского
расщепления в этих случаях не наблюдается. Все системы внехромосомной наследственности взаимодействуют с хромосомными генами или их продуктами…

6. Заключение

Таким образом, половое созревание как у детей, так и у подростков можно смело назвать совокупностью физических и психологических изменений, самым прямым образом влияющих на становление личности и её сексуальность в будущем. Причём под последним термином подразумевается не только секс как таковой, а, скорее, осознание себя настоящим мужчиной или настоящей женщиной. Умение принимать изменения в своём теле и психике во многом будет зависеть у ребёнка от того, насколько правильно на эти изменения будет реагировать старшее поколение в его семье. Неправильное психосексуальное развитие может исказить восприятие человеком самого себя, и тем самым осложнить его отношения в будущем с представителями противоположного пола.
Важно помнить и о том, что половое развитие происходит гораздо раньше, чем социальное. Подростки чаще всего способны на бесконтрольные поступки, от которых в этом возрасте взрослым всегда было принято их удерживать. Однако делать это тоже надо с умом, учитывая значительную часть особенностей психики на том или ином этапе полового созревания. Грамотное просвещение в данной сфере, умение отвечать на зачастую простые и бесхитростные детские вопросы – залог не только взаимопонимания между старшим и младшим поколением. Это – ещё и залог гармоничного психофизического развития личности, которая должна достойно и без излишних стрессов выдержать данный этап, найдя поддержку у взрослых.

Список литературы

1. Каменская В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.
2. Куренина М.М. Анатомия человека: учебное пособие для вузов / М.М. Куренина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014. – 383 с.
3. Назарова Е.Н. Возрастная анатомия и физиология: Учеб. пос. для студ. Педвузов / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: ИЦ «Академия», 2008. – 272 с.
4. Столяренко, А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463 с.
5. Studme.org. Анатомия и возрастная физиология:
1625070726873/meditsina/vliyanie_nasledstvennosti_sre y_razvitie
6. Biosocium.ru. Роль наследственности и среды в развитии человека:
users/wild_katze/post257098704/
7. Конспектов.нет. Влияние наследственности и среды
на рост и развитие детского организма:
koi_books/sedokova/2.7.htm
8. Конспектов.нет. Рост и развитие человека. Акселерация. Роль наследственности и среды в развитии человека:
question/5970297203195904
9. УИзиды. Половое созревание мальчиков и девочек по периодам жизни:
razvitie-i-vospitanie-rebenka/item/48-polovoe-sozreva ie-malchikov-i-devochek-po-periodam-zhizni
10. Медицинская энциклопедия. Половое созревание (раннее и позднее):
15/polovoe-sozrevanie.shtml

Источник

Проверочная тестовая работа

по теме: Основы учения о наследственности и изменчивости 

9 класс

Вариант I

Задание 1.

1. Способность организмов приобретать новые признаки в процессе жизнедеятельности называется:

а) генетика              б) изменчивость           в) селекция           г) наследственность

2.  Соматические клетки у большинства животных, высших растений и человека являются

а) Полиплоидными      б) Диплоидными       в) Гаплоидными      г) Тетраплоидными

3. Набор хромосом в соматических клетках человека равен:

а) 48                  б) 46                    в) 44                г) 23

4. Особи, в потомстве которых НЕ обнаруживается расщепление признака, называются:

а) гибридными        б) гомозиготными       в) гетерозиготными      г) гемизиготными

5.  Признак, которыйпроявляется в гибридном поколении называется:

а) доминантный         б) рецессивный          в) гибридный           г) мутантный

6. Фенотип – это совокупность:

а) Рецессивных генов                                         б) Доминантных генов

в) Проявившихся внешне признаков                  г) Генотипов одного вида

7.  Ген:

а) Единица наследственной информации           б) Участок молекулы И-РНК

в) Участок ДНК                               г) Содержит определенный набор нуклеотидов

8. Гибриды 1-го поколения при моногибридном скрещивании гомозиготных особей

а) Единообразны

б) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:3:1

в) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:1

г) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:2:1

9. Дигибридное скрещивание:

      а) это скрещивание по двум парам аллельных генов

      б) принципиально отличается от моногибридного скрещивания

      в) позволило выявить рекомбинацию признаков

      г) лежит в основе третьего закона Менделя

10. При скрещивании особей с генотипами аа и Аа  наблюдается расщепление в потомстве по фенотипу в соотношении   
а) 1:1                  б) 3:1                в) 9:3:3:1                 г) 1:2:1

11. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие окраску

      цветков гороха, называют

      а) сцепленными        б) рецессивными        в) доминантными         г) аллельными

12. Особь с генотипом ААВв дает гаметы:

      а) АВ, Ав, аВ, ав          б) АВ, Ав            в) Ав, аВ           г) Аа, Вв, АА, ВВ

13. В ядре яйцеклетки человека содержится 23 хромосомы, а в ядре мужской клетки:

а) 24                    б) 23                    в) 46                г) 32

14. Хромосомный набор половых клеток женщин содержит:

      а) две ХХ – хромосомы                            б) 22 аутосомы и одну Х – хромосому

      в) 44 аутосомы и одну Х – хромосому       г) 44 аутосомы и две Х – хромосомы

15. Изменчивость, которая не затрагивает гены организма и не изменяет наследственный

      материал, называется…
     а) Генотипической изменчивостью           б) Комбинативной изменчивостью
    в) Мутационной изменчивостью                 г) Фенотипической изменчивостью

16. Выпадение четырех нуклеотидов в ДНК – это:

     а) генная мутация;              б) хромосомная мутация;                    в) геномная мутация.

Читайте также:  Детские центры развития ребенка в уфе

Задание 2.

Выберите три верных ответа из шести.                                                                                                                                                                                                  

1. Соматические мутации:

а) Проявляются у организмов, у которых возникли;               б) По наследству не передаются;

в) Проявляются у потомства;                                                     г) Возникают в клетках тела;

д) Могут передаваться по наследству;                                      е) Возникают в гаметах                                                                                .

2. Установите соответствие:

Между видами изменчивости и их характеристикой.

                  Характеристика:                                                          Вид изменчивости:                                                         

  1. Носит групповой характер.                                                  А) модификационная                                                              

  2. Носит индивидуальный характер.                                  Б) мутационная

  3. Наследуется.

  4. Не наследуется.

  5. Обусловлена нормой реакции организма.

  6. Неадекватна изменениям условий среды.

Проверочная тестовая работа

по теме: Основы учения о наследственности и изменчивости 

9 класс

Вариант 2

Задание 1

1. Наука, изучающая наследственность и изменчивость:

а) цитология            б) селекция            в) генетика            г) эмбриология

2. Способность организмов передавать свои признаки и гены от родителей к потомкам

    называется:

а) генетика            б) изменчивость           в) селекция          г) наследственность

3.  Половые клетки у большинства животных, человека являются

а) Полиплоидными       б) Диплоидными        в) Гаплоидными      г) Тетраплоидными

4.  Единица наследственной информации – это:

а) Генотип             б) Фенотип                в) Ген                 г) Белок

5.  Генотип:

а) Совокупность всех генов особи             б) Совокупность всех признаков организмов

в) Всегда полностью совпадает с фенотипом       г) Определяет пределы нормы реакции организма

6. Муж и жена имеют ямочки на щеках, а их дети нет. Доминантный или рецессивный признак  наличия ямочек на щеках:

а) доминантный         б) рецессивный        в) сцепленный с полом       г) сцепленный

7. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление признака называются:

а) гибридными         б) гомозиготными;       в) гетерозиготными      г) гемизиготными

8. Признак, который НЕ проявляется в гибридном поколении называют:

а) доминантный        б) рецессивный         в) промежуточный        г) мутантным

9. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании  двух гетерозиготных по данному признаку родителей?

а) 75%                 б) 50%               в) 25%              г) 0%

10. При скрещивании особей с генотипами Аа и Аа (при условии полного доминирования)

     наблюдается расщепление в потомстве по фенотипу в соотношении

а) 1:1                     б) 3:1                 в) 9:3:3:1             г) 1:2:1

11.  Третий закон Менделя:

а) Описывает моногибридное скрещивание

б) Это закон независимого наследования признаков

в) Утверждает, что каждая пара признаков наследуется независимо от других

г) Утверждает, что при дигибридном скрещивании в F2 наблюдается расщепление по генотипу  9:3:3:1

12. Особь с генотипом АаВв дает гаметы:

 а) АВ, Ав, аВ, ав            б) АВ, ав             в) Ав, аВ           г) Аа, Вв, АА, ВВ

13. Хромосомный набор половых клеток мужчин содержит:

 а) Одну Х – хромосому и одну У – хромосому        б) 22 аутосомы и одну Х или У хромосому

 в) 44 аутосомы и ХУ – хромосомы                                  г) 44 аутосомы, одну Х или У – хромосомы

14.  Мутации  могут  быть  обусловлены

       а) новым  сочетанием  хромосом  в  результате  слияния  гамет

       б) перекрестом  хромосом  в  ходе  мейоза

       в) новыми  сочетаниями  генов  в  результате  оплодотворения

       г) изменениями  генов  и  хромосом

15. Кроссинговер – это механизм…
      а) Комбинативной изменчивости                          б) Мутационной изменчивости
     в) Фенотипической изменчивости                        г) Модификационной изменчивости

16. Ненаследственную изменчивость называют:

      а) неопределенной;                     б) определенной;                     в) генотипической.

.

Задание 2.

Выберите три верных ответа из шести.                                                                                                                                             1. Мутациями являются:

      а) позеленение клубней картофеля на свету                  б) брахидактилия

в) синдром Дауна         г) искревление ствола сосны, растущей в трещине скалы

д) превращение головастика в лягушку         е) возникновение белых глаз у дрозофилы

2. Установите соответствие:

Между видами мутаций и их характеристиками.

                              Характеристика:                                                                                                     

  1. Число хромосом увеличилось на 1-2.                                 А – генные               

  2. Один нуклеотид ДНК заменяется на другой Б – хромосомные

  3. Участок одной хромосомы перенесен на другую В – геномные

  4. Произошло выпадение участка хромосомы.

  5. Участок хромосомы повернут на 180°.

  6. Произошло кратное увеличение числа хромосом.

Ответы к контрольной работе по теме

«Законы наследственности и изменчивости».

1 вариант 2 вариант

Часть АЧасть А

1 – б 1 – в

2 – б 2 – г

3 – б 3 – в

4 – б 4 – в

5 – а 5 – а

6 – в 6 – б

7 – в 7 – в

8 – а 8 – б

9 – а 9 – в

10 – а 10 – б

11 – г 11 – б

12 – б 12 – а

13 – б 13 – б

14 – б 14 – г

15 – г 15 – а

16 – б 16 – б

Часть ВЧасть В

  1. абг 1. бве

  2. А – 2 2. А – 2

Б – 236 Б – 345

В – 16

Источник

Проверочная тестовая работа

по теме: Основы учения о наследственности и изменчивости 

Вариант I

Задание 1.

1. Способность организмов приобретать новые признаки в процессе жизнедеятельности называется:

а) генетика              б) изменчивость           в) селекция           г) наследственность

2.  Соматические клетки у большинства животных, высших растений и человека являются

а) Полиплоидными      б) Диплоидными       в) Гаплоидными      г) Тетраплоидными

3. Набор хромосом в соматических клетках человека равен:

а) 48                  б) 46                    в) 44                г) 23

Читайте также:  Диагностика речевого развития ребенка среднего дошкольного возраста

4. Особи, в потомстве которых НЕ обнаруживается расщепление признака, называются:

а) гибридными        б) гомозиготными       в) гетерозиготными      г) гемизиготными

5.  Признак, который проявляется в гибридном поколении называется:

а) доминантный         б) рецессивный          в) гибридный           г) мутантный

6. Фенотип – это совокупность:

а) Рецессивных генов                                         б) Доминантных генов

в) Проявившихся внешне признаков                  г) Генотипов одного вида

7.  Ген:

а) Единица наследственной информации           б) Участок молекулы И-РНК

в) Участок ДНК                               г) Содержит определенный набор нуклеотидов

8. Гибриды 1-го поколения при моногибридном скрещивании гомозиготных особей

а) Единообразны

б) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:3:1

в) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:1

г) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:2:1

9. Второй закон Менделя:

а) Описывает дигибридное скрещивание

б) Справедлив при скрещивании двух гетерозигот между собой

в) Утверждает, что при скрещивании гетерозигот между собой наблюдается расщепление 3:1 по фенотипу

10. Дигибридное скрещивание:

      а) это скрещивание по двум парам аллельных генов

      б) принципиально отличается от моногибридного скрещивания

      в) позволило выявить рекомбинацию признаков

      г) лежит в основе третьего закона Менделя

11. При скрещивании особей с генотипами аа и Аа  наблюдается расщепление в потомстве по

      фенотипу в соотношении

а) 1:1                  б) 3:1                в) 9:3:3:1                 г) 1:2:1

12. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие окраску

      цветков гороха, называют

      а) сцепленными        б) рецессивными        в) доминантными         г) аллельными

13. Особь с генотипом ААВв дает гаметы:

      а) АВ, Ав, аВ, ав          б) АВ, Ав            в) Ав, аВ           г) Аа, Вв, АА, ВВ

14. В ядре яйцеклетки человека содержится 23 хромосомы, а в ядре мужской клетки:

а) 24                    б) 23                    в) 46                г) 32

15. Хромосомный набор половых клеток женщин содержит:

      а) две ХХ – хромосомы                                                      б) 22 аутосомы и одну Х – хромосому

      в) 44 аутосомы и одну Х – хромосому                         г) 44 аутосомы и две Х – хромосомы

16. Может ли дочь заболеть гемофилией, если её отец гемофилик:

  а) может, т.к. ген гемофилии расположен в У- хромосоме

      б) может, если мать является носителем гена гемофилии

      в) не может, т.к. она гетерозиготна по Х-хромосоме

      г) не может, если мать носительница гена гемофилии

17. Границы фенотипической изменчивости называются:
      а) Вариационным рядом       б) Вариационной кривой       в) Нормой реакции       г) Модификацией
18. Поворот участка хромосомы на 180° называется…
     а) Транслокация                 б) Дупликация                в) Делеция                г) Инверсия

19. Изменчивость, которая не затрагивает гены организма и не изменяет наследственный

      материал, называется…
     а) Генотипической изменчивостью                               б) Комбинативной изменчивостью
    в) Мутационной изменчивостью                                    г) Фенотипической изменчивостью

20. Мутации, которые происходят в половых клетках называются…
     а) Соматическими               б) Генеративными                в)  Полезными                   г) Генными

21. Выпадение четырех нуклеотидов в ДНК – это:

     а) генная мутация;                    б) хромосомная мутация;                    в) геномная мутация.

22. Норма реакции признака:

     а) передается по наследству;       б) зависит от окружающей среды;     в) формируется в онтогенезе.

Задание 2.

Выберите три верных ответа из шести.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Читайте также:  Слепой ребенок развитие моторики

1.  Мутации в отличие от модификаций:

а) наследуются                                                         б) не наследуются                      

в) возникают случайно                                               г) соответствуют  воздействию внешней среды

д) возникают под воздействием радиации              е) всегда являются доминантными

2. Соматические мутации:

а) Проявляются у организмов, у которых возникли;               б) По наследству не передаются;

в) Проявляются у потомства;                                                     г) Возникают в клетках тела;

д) Могут передаваться по наследству;                                       е) Возникают в гаметах.

Здание 3.

Установите соответствие:

Между видами изменчивости и их характеристикой.

                  Характеристика:                                                          Вид изменчивости:                                                         

  1. Носит групповой характер.                                                  А) модификационная;                                                                  
  2. Носит индивидуальный характер.                                       Б) мутационная.                                                                                    
  3. Наследуется.
  4. Не наследуется.
  5. Обусловлена нормой реакции организма.
  6. Неадекватна изменениям условий среды.

Задание 4.

Определите верное и неверное суждение: 

1. Синдром Дауна вызывается хромосомной мутацией.

2. Генные и точечные мутации – это синонимы.

3. Изменения признаков, вызванные факторами внешней среды, не наследуются.

4. Мутации, несовместимые с жизнью, называют летальными.

5. Мутации в соматических клетках передаются по наследству.

6. Источником комбинативной изменчивости является мейоз.

7. Полиплоидия вызывается хромосомной мутацией.

8. Модификационная изменчивость – изменение генотипа в пределах нормы реакции.

9. Набор половых хромосом самца любого вида животных обозначается как ХУ.

10. У-хромосома содержит все гены, аллельные генам Х-хромосомы.

11. Признаки, сцепленные с Х-хромосомой, проявляются у мужчин независимо от их доминантности или рецессивности.

12. Женщина, носительница гена гемофилии с вероятностью в 50% – передает этот ген своим детям.

13. Сын носительницы имеет 100% вероятность заболеть гемофилией.

Источник