Контрольная работа развитие ребенка и наследственность

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Роль наследственности и среды в развитии ребенка…………………………4
Заключение………………………………………………………………………9
Введение……………………………………………………………………….11
2. Половое созревание детей и подростков…………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………20
1. Введение
Наследственность… что мы понимаем под этим словом? Конечно же, когда речь идёт о маленьком человеке, в голове, как правило, возникают два варианта: внешность и черты личности, которые достались ей от родителей. Но что, если эта наследственность не всегда благоприятна? Кому-то достаётся красота или большая физическая сила, а кому-то – мутации или серьёзное отставание в развитии от своих сверстников. Так или иначе, степень важности роли наследственности не всегда бывает высокой. Почему? Потому что порою у организма человека появляются признаки или заболевания, коих вообще не было в конкретно взятой семье. А заглянуть в своё семейное древо глубже и выяснить досконально причину появления тех или иных признаков могут не все.
Но на развитие ребёнка накладывает отпечаток не только наследственность. Бывает и так, что это развитие зависит в большей степени от окружающей среды, в которой растёт маленький человек. И факторы этой среды накладывают отпечаток и на дальнейшую жизнь человека в целом. Особенно это актуально сейчас, когда условия нынешней жизни не столь благоприятны, как было ещё, скажем, лет двадцать назад. К тому же, они постоянно изменяются и от того, насколько высока приспособляемость того или иного организма, может зависеть его благополучие в целом.
Поэтому цель нашей работы – выяснить, являются ли наследственные факторы исходным условием развития человека и как именно они связаны с окружающей средой, в которой этот человек растёт. Для этого обратимся к генетике, основным закономерностям человеческого развития, а также проследим взаимосвязь, существующую между физическим и психическим развитием у детей.
2. Роль наследственности и среды в развитии ребенка
«Наследственность – свойство живого организма хранить генетическую информацию и передавать ее от одного поколения к другому. Явление наследственности лежит в основе воспроизведения форм жизни по поколениям, что принципиально отличает живое от неживого. Наследственным аппаратом любой клетки являются молекулы ДНК. Они образуют в ядре клетки специфические структуры – хромосомы. Их число и форма строго постоянны для каждого вида животных и растительных организмов. Каждая пара хромосом специфична и имеет свой порядковый номер. ДНК хромосом содержит в закодированном виде всю наследственную информацию (программу развития будущего организма). Участок молекулы ДНК, в котором закодирована программа развития того или иного признака называется геном. Каждая молекула ДНК содержит сотни генов, их совокупность называется генотипом» [5].
Знание законов наследственности позволяет понять механизмы передачи наследственной информации от родителей детям, закономерности формирования наследственно обусловленных признаков
и роль генов в процессах жизнедеятельности организма. Уменьшение генетического груза наследственных аномалий будет способствовать сохранению наследственной природы человека.
«Различают хромосомную и внехромосомную наследственность. Хромосомная наследственность связана с распределением носителей наследственности (генов) в хромосомах. Передача признаков потомству прослеживается при наследовании таких наследственных признаков, которые в потомстве расщепляются по моногенному типу наследования в соответствии с законами Менделя. Законы Менделя являются эмпирическими правилами наследования, и они устанавливают численные соотношения отдельных признаков и их сочетаний, которые проявляются в гибридном потомстве при половом размножении» [7].
Внехромосомная наследственность заключается в наследовании признаков, которые контролируются факторами, локализованными
в митохондриях. Наследственная информация распределяется между дочерними клетками случайно, поэтому четкого менделевского
расщепления в этих случаях не наблюдается. Все системы внехромосомной наследственности взаимодействуют с хромосомными генами или их продуктами…
6. Заключение
Таким образом, половое созревание как у детей, так и у подростков можно смело назвать совокупностью физических и психологических изменений, самым прямым образом влияющих на становление личности и её сексуальность в будущем. Причём под последним термином подразумевается не только секс как таковой, а, скорее, осознание себя настоящим мужчиной или настоящей женщиной. Умение принимать изменения в своём теле и психике во многом будет зависеть у ребёнка от того, насколько правильно на эти изменения будет реагировать старшее поколение в его семье. Неправильное психосексуальное развитие может исказить восприятие человеком самого себя, и тем самым осложнить его отношения в будущем с представителями противоположного пола.
Важно помнить и о том, что половое развитие происходит гораздо раньше, чем социальное. Подростки чаще всего способны на бесконтрольные поступки, от которых в этом возрасте взрослым всегда было принято их удерживать. Однако делать это тоже надо с умом, учитывая значительную часть особенностей психики на том или ином этапе полового созревания. Грамотное просвещение в данной сфере, умение отвечать на зачастую простые и бесхитростные детские вопросы – залог не только взаимопонимания между старшим и младшим поколением. Это – ещё и залог гармоничного психофизического развития личности, которая должна достойно и без излишних стрессов выдержать данный этап, найдя поддержку у взрослых.
Список литературы
1. Каменская В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.
2. Куренина М.М. Анатомия человека: учебное пособие для вузов / М.М. Куренина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014. – 383 с.
3. Назарова Е.Н. Возрастная анатомия и физиология: Учеб. пос. для студ. Педвузов / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: ИЦ «Академия», 2008. – 272 с.
4. Столяренко, А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463 с.
5. Studme.org. Анатомия и возрастная физиология:
1625070726873/meditsina/vliyanie_nasledstvennosti_sre y_razvitie
6. Biosocium.ru. Роль наследственности и среды в развитии человека:
users/wild_katze/post257098704/
7. Конспектов.нет. Влияние наследственности и среды
на рост и развитие детского организма:
koi_books/sedokova/2.7.htm
8. Конспектов.нет. Рост и развитие человека. Акселерация. Роль наследственности и среды в развитии человека:
question/5970297203195904
9. УИзиды. Половое созревание мальчиков и девочек по периодам жизни:
razvitie-i-vospitanie-rebenka/item/48-polovoe-sozreva ie-malchikov-i-devochek-po-periodam-zhizni
10. Медицинская энциклопедия. Половое созревание (раннее и позднее):
15/polovoe-sozrevanie.shtml
Источник
Проверочная тестовая работа
по теме: Основы учения о наследственности и изменчивости
9 класс
Вариант I
Задание 1.
1. Способность организмов приобретать новые признаки в процессе жизнедеятельности называется:
а) генетика б) изменчивость в) селекция г) наследственность
2. Соматические клетки у большинства животных, высших растений и человека являются
а) Полиплоидными б) Диплоидными в) Гаплоидными г) Тетраплоидными
3. Набор хромосом в соматических клетках человека равен:
а) 48 б) 46 в) 44 г) 23
4. Особи, в потомстве которых НЕ обнаруживается расщепление признака, называются:
а) гибридными б) гомозиготными в) гетерозиготными г) гемизиготными
5. Признак, которыйпроявляется в гибридном поколении называется:
а) доминантный б) рецессивный в) гибридный г) мутантный
6. Фенотип – это совокупность:
а) Рецессивных генов б) Доминантных генов
в) Проявившихся внешне признаков г) Генотипов одного вида
7. Ген:
а) Единица наследственной информации б) Участок молекулы И-РНК
в) Участок ДНК г) Содержит определенный набор нуклеотидов
8. Гибриды 1-го поколения при моногибридном скрещивании гомозиготных особей
а) Единообразны
б) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:3:1
в) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:1
г) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:2:1
9. Дигибридное скрещивание:
а) это скрещивание по двум парам аллельных генов
б) принципиально отличается от моногибридного скрещивания
в) позволило выявить рекомбинацию признаков
г) лежит в основе третьего закона Менделя
10. При скрещивании особей с генотипами аа и Аа наблюдается расщепление в потомстве по фенотипу в соотношении
а) 1:1 б) 3:1 в) 9:3:3:1 г) 1:2:1
11. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие окраску
цветков гороха, называют
а) сцепленными б) рецессивными в) доминантными г) аллельными
12. Особь с генотипом ААВв дает гаметы:
а) АВ, Ав, аВ, ав б) АВ, Ав в) Ав, аВ г) Аа, Вв, АА, ВВ
13. В ядре яйцеклетки человека содержится 23 хромосомы, а в ядре мужской клетки:
а) 24 б) 23 в) 46 г) 32
14. Хромосомный набор половых клеток женщин содержит:
а) две ХХ – хромосомы б) 22 аутосомы и одну Х – хромосому
в) 44 аутосомы и одну Х – хромосому г) 44 аутосомы и две Х – хромосомы
15. Изменчивость, которая не затрагивает гены организма и не изменяет наследственный
материал, называется…
а) Генотипической изменчивостью б) Комбинативной изменчивостью
в) Мутационной изменчивостью г) Фенотипической изменчивостью
16. Выпадение четырех нуклеотидов в ДНК – это:
а) генная мутация; б) хромосомная мутация; в) геномная мутация.
Задание 2.
Выберите три верных ответа из шести.
1. Соматические мутации:
а) Проявляются у организмов, у которых возникли; б) По наследству не передаются;
в) Проявляются у потомства; г) Возникают в клетках тела;
д) Могут передаваться по наследству; е) Возникают в гаметах .
2. Установите соответствие:
Между видами изменчивости и их характеристикой.
Характеристика: Вид изменчивости:
Носит групповой характер. А) модификационная
Носит индивидуальный характер. Б) мутационная
Наследуется.
Не наследуется.
Обусловлена нормой реакции организма.
Неадекватна изменениям условий среды.
Проверочная тестовая работа
по теме: Основы учения о наследственности и изменчивости
9 класс
Вариант 2
Задание 1
1. Наука, изучающая наследственность и изменчивость:
а) цитология б) селекция в) генетика г) эмбриология
2. Способность организмов передавать свои признаки и гены от родителей к потомкам
называется:
а) генетика б) изменчивость в) селекция г) наследственность
3. Половые клетки у большинства животных, человека являются
а) Полиплоидными б) Диплоидными в) Гаплоидными г) Тетраплоидными
4. Единица наследственной информации – это:
а) Генотип б) Фенотип в) Ген г) Белок
5. Генотип:
а) Совокупность всех генов особи б) Совокупность всех признаков организмов
в) Всегда полностью совпадает с фенотипом г) Определяет пределы нормы реакции организма
6. Муж и жена имеют ямочки на щеках, а их дети нет. Доминантный или рецессивный признак наличия ямочек на щеках:
а) доминантный б) рецессивный в) сцепленный с полом г) сцепленный
7. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление признака называются:
а) гибридными б) гомозиготными; в) гетерозиготными г) гемизиготными
8. Признак, который НЕ проявляется в гибридном поколении называют:
а) доминантный б) рецессивный в) промежуточный г) мутантным
9. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании двух гетерозиготных по данному признаку родителей?
а) 75% б) 50% в) 25% г) 0%
10. При скрещивании особей с генотипами Аа и Аа (при условии полного доминирования)
наблюдается расщепление в потомстве по фенотипу в соотношении
а) 1:1 б) 3:1 в) 9:3:3:1 г) 1:2:1
11. Третий закон Менделя:
а) Описывает моногибридное скрещивание
б) Это закон независимого наследования признаков
в) Утверждает, что каждая пара признаков наследуется независимо от других
г) Утверждает, что при дигибридном скрещивании в F2 наблюдается расщепление по генотипу 9:3:3:1
12. Особь с генотипом АаВв дает гаметы:
а) АВ, Ав, аВ, ав б) АВ, ав в) Ав, аВ г) Аа, Вв, АА, ВВ
13. Хромосомный набор половых клеток мужчин содержит:
а) Одну Х – хромосому и одну У – хромосому б) 22 аутосомы и одну Х или У хромосому
в) 44 аутосомы и ХУ – хромосомы г) 44 аутосомы, одну Х или У – хромосомы
14. Мутации могут быть обусловлены
а) новым сочетанием хромосом в результате слияния гамет
б) перекрестом хромосом в ходе мейоза
в) новыми сочетаниями генов в результате оплодотворения
г) изменениями генов и хромосом
15. Кроссинговер – это механизм…
а) Комбинативной изменчивости б) Мутационной изменчивости
в) Фенотипической изменчивости г) Модификационной изменчивости
16. Ненаследственную изменчивость называют:
а) неопределенной; б) определенной; в) генотипической.
.
Задание 2.
Выберите три верных ответа из шести. 1. Мутациями являются:
а) позеленение клубней картофеля на свету б) брахидактилия
в) синдром Дауна г) искревление ствола сосны, растущей в трещине скалы
д) превращение головастика в лягушку е) возникновение белых глаз у дрозофилы
2. Установите соответствие:
Между видами мутаций и их характеристиками.
Характеристика:
Число хромосом увеличилось на 1-2. А – генные
Один нуклеотид ДНК заменяется на другой Б – хромосомные
Участок одной хромосомы перенесен на другую В – геномные
Произошло выпадение участка хромосомы.
Участок хромосомы повернут на 180°.
Произошло кратное увеличение числа хромосом.
Ответы к контрольной работе по теме
«Законы наследственности и изменчивости».
1 вариант 2 вариант
Часть АЧасть А
1 – б 1 – в
2 – б 2 – г
3 – б 3 – в
4 – б 4 – в
5 – а 5 – а
6 – в 6 – б
7 – в 7 – в
8 – а 8 – б
9 – а 9 – в
10 – а 10 – б
11 – г 11 – б
12 – б 12 – а
13 – б 13 – б
14 – б 14 – г
15 – г 15 – а
16 – б 16 – б
Часть ВЧасть В
абг 1. бве
А – 2 2. А – 2
Б – 236 Б – 345
В – 16
Источник
Проверочная тестовая работа
по теме: Основы учения о наследственности и изменчивости
Вариант I
Задание 1.
1. Способность организмов приобретать новые признаки в процессе жизнедеятельности называется:
а) генетика б) изменчивость в) селекция г) наследственность
2. Соматические клетки у большинства животных, высших растений и человека являются
а) Полиплоидными б) Диплоидными в) Гаплоидными г) Тетраплоидными
3. Набор хромосом в соматических клетках человека равен:
а) 48 б) 46 в) 44 г) 23
4. Особи, в потомстве которых НЕ обнаруживается расщепление признака, называются:
а) гибридными б) гомозиготными в) гетерозиготными г) гемизиготными
5. Признак, который проявляется в гибридном поколении называется:
а) доминантный б) рецессивный в) гибридный г) мутантный
6. Фенотип – это совокупность:
а) Рецессивных генов б) Доминантных генов
в) Проявившихся внешне признаков г) Генотипов одного вида
7. Ген:
а) Единица наследственной информации б) Участок молекулы И-РНК
в) Участок ДНК г) Содержит определенный набор нуклеотидов
8. Гибриды 1-го поколения при моногибридном скрещивании гомозиготных особей
а) Единообразны
б) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:3:1
в) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:1
г) Обнаруживают расщепление по фенотипу – 1:2:1
9. Второй закон Менделя:
а) Описывает дигибридное скрещивание
б) Справедлив при скрещивании двух гетерозигот между собой
в) Утверждает, что при скрещивании гетерозигот между собой наблюдается расщепление 3:1 по фенотипу
10. Дигибридное скрещивание:
а) это скрещивание по двум парам аллельных генов
б) принципиально отличается от моногибридного скрещивания
в) позволило выявить рекомбинацию признаков
г) лежит в основе третьего закона Менделя
11. При скрещивании особей с генотипами аа и Аа наблюдается расщепление в потомстве по
фенотипу в соотношении
а) 1:1 б) 3:1 в) 9:3:3:1 г) 1:2:1
12. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие окраску
цветков гороха, называют
а) сцепленными б) рецессивными в) доминантными г) аллельными
13. Особь с генотипом ААВв дает гаметы:
а) АВ, Ав, аВ, ав б) АВ, Ав в) Ав, аВ г) Аа, Вв, АА, ВВ
14. В ядре яйцеклетки человека содержится 23 хромосомы, а в ядре мужской клетки:
а) 24 б) 23 в) 46 г) 32
15. Хромосомный набор половых клеток женщин содержит:
а) две ХХ – хромосомы б) 22 аутосомы и одну Х – хромосому
в) 44 аутосомы и одну Х – хромосому г) 44 аутосомы и две Х – хромосомы
16. Может ли дочь заболеть гемофилией, если её отец гемофилик:
а) может, т.к. ген гемофилии расположен в У- хромосоме
б) может, если мать является носителем гена гемофилии
в) не может, т.к. она гетерозиготна по Х-хромосоме
г) не может, если мать носительница гена гемофилии
17. Границы фенотипической изменчивости называются:
а) Вариационным рядом б) Вариационной кривой в) Нормой реакции г) Модификацией
18. Поворот участка хромосомы на 180° называется…
а) Транслокация б) Дупликация в) Делеция г) Инверсия
19. Изменчивость, которая не затрагивает гены организма и не изменяет наследственный
материал, называется…
а) Генотипической изменчивостью б) Комбинативной изменчивостью
в) Мутационной изменчивостью г) Фенотипической изменчивостью
20. Мутации, которые происходят в половых клетках называются…
а) Соматическими б) Генеративными в) Полезными г) Генными
21. Выпадение четырех нуклеотидов в ДНК – это:
а) генная мутация; б) хромосомная мутация; в) геномная мутация.
22. Норма реакции признака:
а) передается по наследству; б) зависит от окружающей среды; в) формируется в онтогенезе.
Задание 2.
Выберите три верных ответа из шести.
1. Мутации в отличие от модификаций:
а) наследуются б) не наследуются
в) возникают случайно г) соответствуют воздействию внешней среды
д) возникают под воздействием радиации е) всегда являются доминантными
2. Соматические мутации:
а) Проявляются у организмов, у которых возникли; б) По наследству не передаются;
в) Проявляются у потомства; г) Возникают в клетках тела;
д) Могут передаваться по наследству; е) Возникают в гаметах.
Здание 3.
Установите соответствие:
Между видами изменчивости и их характеристикой.
Характеристика: Вид изменчивости:
- Носит групповой характер. А) модификационная;
- Носит индивидуальный характер. Б) мутационная.
- Наследуется.
- Не наследуется.
- Обусловлена нормой реакции организма.
- Неадекватна изменениям условий среды.
Задание 4.
Определите верное и неверное суждение:
1. Синдром Дауна вызывается хромосомной мутацией.
2. Генные и точечные мутации – это синонимы.
3. Изменения признаков, вызванные факторами внешней среды, не наследуются.
4. Мутации, несовместимые с жизнью, называют летальными.
5. Мутации в соматических клетках передаются по наследству.
6. Источником комбинативной изменчивости является мейоз.
7. Полиплоидия вызывается хромосомной мутацией.
8. Модификационная изменчивость – изменение генотипа в пределах нормы реакции.
9. Набор половых хромосом самца любого вида животных обозначается как ХУ.
10. У-хромосома содержит все гены, аллельные генам Х-хромосомы.
11. Признаки, сцепленные с Х-хромосомой, проявляются у мужчин независимо от их доминантности или рецессивности.
12. Женщина, носительница гена гемофилии с вероятностью в 50% – передает этот ген своим детям.
13. Сын носительницы имеет 100% вероятность заболеть гемофилией.
Источник