Контрольная работа развитие личности ребенка в дошкольном возрасте

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С. Есенина»

Институт психологии, педагогики и социальной педагогики

Кафедра педагогики и педагогического образования

Контрольная работа

по курсу: «Психология»

на тему: Развитие личности в дошкольном возрасте.

Студентки 2 курса гр.4246

ОЗО по специальности

«Педагогическое (дошкольное) образование»

Трофимовой О. А.

Преподаватель:

Митина Марина Анатольевна

Рязань 2013г.

Содержание

Введение

Развитие эмоциональной и мотивационной сферы детей дошкольного возраста.

Развитие самосознания и самооценки ребенка.

Особенности возраста.

Социально-психологические предпосылки и условия развития личности ребенка дошкольного возраста.

Деятельность как фактор развития личности.

Заключение.

Литература

Введение

Личность (человек как личность) – в отечественной психологии это: субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.[7 с. 408]

Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определённых социальных условиях семьи, ближайшего окружения в определённых социально-политических, экономических условиях региона, страны, национальных традициях того народа, представителем которого он является. Это макро ситуация личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л. С. Выготский, складываются определённые социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребёнка к окружающей его социальной действительности. [1 с. 315]

По мнению А. В. Петровского вхождение ребенка как социального существа в жизнь общества предполагает прохождение трех фаз: адаптации к действующим в обществе нормам, формам взаимодействия, деятельности; индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонализации» и интеграции личности в этой общности. [6 с.49]

Дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений и период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоциональной сферы – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника.

К семи годам характеристики личности становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребёнка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения.

Если по отношению к развитию познавательных процессов можно сказать, что дошкольный возраст является решающим в их формировании, то это тем более верно в связи с развитием личности. Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определённого возраста.

Важно отметить, что каждый возраст, а особенно дошкольный, вносит свой существенный вклад в развитие личности. Завершается процесс развития личности после школы приобретением социально-психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, характерного для высокоразвитой личности.

Дошкольный возраст занимает важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объём деятельности, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.

Развитие эмоциональной и мотивационной сферы детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст, как писал А.Н.Леонтьев, – это « период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. [3 с. 218]

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных (эмоциональных) вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, а сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.

Однако день дошкольника остается настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются.

Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан А.В. Запорожцем. Он считал, что еще до того, как дошкольник начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность – эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. [8 с.219]

Изменяется в период дошкольного возраста и структура самих эмоциональных процессов.

Помимо вегетативных и моторных компонентов входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, – без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Читайте также:  Цель детского коллектива в воспитании и развития ребенка

По выражению А. Н. Леонтьева самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. С этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.[4 с. 215]

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это, по мнению К. М. Гуревича, становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». [5 с. 318]

Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно.

Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания, чем младшие, но эта задача остается достаточно сложной на протяжении всего периода.

Зарубежными психологами показано, что усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают быстрее и легче при определенных отношениях в семье. У ребенка должна быть тесная эмоциональная связь, по крайней мере, с одним из родителей. Дети охотнее подражают заботливым родителям, чем безразличным.

Кроме того, они принимают стиль поведения и установки взрослых, часто общаясь и включаясь в совместную с ними деятельность.

В общении с безусловно любящими их родителями дети получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Все это приводит к более раннему осознанию этических норм поведения.

Усвоение норм морали, так же как эмоциональная регуляция действий, способствует развитию произвольного поведения дошкольника.

Развитие самосознания и самооценки ребенка.

Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознания – осознанием себя и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что движущая сила развития самосознания – в «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений» [6 с. 49 ].

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием – мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества, с усваивающимися моральными нормами.

Ребенок учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки – других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки.

Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло.

Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослым действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

К 6 годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников.

Активно развивается в этот период и самооценка – важная форма проявления самосознания.

Самооценка шестилетнего ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. В оценке своих достижений, например, в рисовании ребенок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой – переоценивать, в пении – недооценивать себя. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога. Ведь, как справедливо заметил Б. Г. Ананьев, оценочное суждение ребенка, «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы».[5 с. 320]

Итак, оценки и самооценки шестилетних детей оказались в высокой степени связанными с оценками педагогов, как в детском саду, так и в школе. Наиболее тесная связь между оценками и самооценками детей и педагогов в системе межличностных отношений.

Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого. Этой особенностью шестилетних детей следует умело пользоваться как воспитателям, так и учителям, родителям при формировании самооценки ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка с асфиксией

На основе самооценки складывается и уровень притязания – тот уровень достижений, который, по мнению ребенка, ему по силам. Педагогу, работающему с детьми шестилетнего возраста, важно не только учитывать самооценку и притязания своих маленьких воспитанников, но и активизировать их самооценку, способствовать поднятию их уровня притязания. Однако важно при этом избежать другой крайности – сформировать чрезмерно завышенную самооценку, что может привести к возникновению высокомерия, зазнайства, агрессивности, упрямства, и других нежелательных качеств.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

План………………………………………………………………………стр. 3
Введение…………………………………………………………………стр. 4
Глава I. Проблема развития личности.……………………………стр.5-7
Глава II. Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………….стр. 8-22
2.1. Личность ребенка в старшем дошкольном возрасте……………..стр.8-11
2.2. Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с различным типом самооценки……………………………………….стр. 12-15
2.3. Что оказывает влияние на формирование самооценки и представлений ребенка о себе?……………………………………………………..стр. 16-22
Заключение……………………………………………………………..стр.23
Список литературы……………………………………………………стр. 24

План.

  1. Введение.
  2. Глава I. Проблема развития личности.
  3. Глава II. Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  4. 2.1.Личность ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  5. 2.2.Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с различным типом самооценки.
  6. 2.3.Что оказывает влияние на формирование самооценки и представлений ребенка о себе?
  7. Заключение.
  8. Список литературы.

Введение.

Все мы родом из детства. Дети растут, развиваются, превращаются в самостоятельных взрослых. Сильной личность становится не за год и даже не за два, для этого иногда требуется вся жизнь. Какому этапу развития принадлежит ведущая роль в этом процессе. Решающее значение в формировании и развитии личности имеет дошкольное детство. Про исходы формирования всех компонентов личности; а особенно самооценки. Именно в этом возрасте у ребенка формируется представление о себе, которое включает в себя эмоциональный, когнитивный, волевой компоненты.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей.

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.

Старший дошкольный возраст является дальнейшим продолжением сеизетивного периода в личностном развитии. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. У ребенка старшего дошкольного возраста в содержание представлений о себе входит отражение или своих свойств, качеств, возможностей.

Накопленные данные о возможностях, представления о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе -общения. У ребенка в старшем дошкольном возрасте развивается сложный компонент самосознания – самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Глава I. Проблема развития личности.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется многогранность и сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных и приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включены такие свойства, которые являются более или менее устойчивые и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

По мнению Немова Р.С.: «Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека имеющие существенное значение». [2]

Крысько В.Г. считает, что личность – существо активное и сознательное она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против не справедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами. В отечественной психологии психологи имели разные подходы к изучению личности.

Подход Ананьева Б.Г. Рассматривает личность в единстве четырех сторон: человека как биологического вида; онтогенезе и жизненном пути человека и индивида; человека как личности; человека как части человечества. [3]

Подход Абульхановой К.А. Личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность) способность к организации времени, социальное мышление. Подход Мясищева В.В. Ядро личности как система ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения осознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. [3]

(Подход Платонова К.К. Личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются: направленность; опыт; особенности психических процессов; биопсихологические свойства.

В.С. Мухина считает, что личность по своей Феноменологии предполагает развитие Человека как социальная единица и как уникальная личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивид через другого, себе подобного, так как другой как и он является носителем общественных отношений. Развитие личности идет через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Процесс развития человеческой личности бесконечен. Личность является носителем существующих общественных отношений. Личность развивается как родовой индивид, как индивидуальность совершенствуясь и совершенствуя других. Личность продукт общения и познания обусловленный конкретно историческими условиями жизни общества.

Читайте также:  Кризис развития ребенка в 3 месяца

Притязая на признание, ребенок с помощью взрослого проектирует себя в будущем как сильную, все умеющего и все мощную личность стремление соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем – важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности.

Представители зарубежной психологии имеют другие подходы к проблеме личности.

Один из подходов биогенетический, он ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. С. Холл считал, что развитие личности повторяется в свернутом виде. Другой вариант биогенетического подхода, разрабатывая Э. Кречмер, выводя типы личности из особенностей телосложения человека. З.Фрейд считал, что все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. Представители когнитивистикой ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики. (Й.Пиети, Д.Келли и другие). [3]

Из всех определений личности, предложенных в начале, можно выделить одно наиболее точное, которое объединяет в себе смысл других – личность есть пожизненно формирующихся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем, которые определяют своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Глава II. Развитие личности ребенка в старшем

дошкольном возрасте.

2.1. Личность ребенка в старшем дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: «захотел – сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.

Источник