Контрольная работа общение и его роль в развитии ребенка

Контрольная работа общение и его роль в развитии ребенка thumbnail

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный педагогический институт»

Реферат

Роль общения в развитии личности ребенка.

Выполнила: студентка 912 группы факультета дошкольного воспитания Абрамова С.Н.

Набережные Челны

2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Общение: определение, предмет и свойства……………………………..4

Общение со взрослыми в дошкольном возрасте………………………..5

Общение со взрослыми в школьном возрасте……………………………6

Развитие потребности в общении…………………………………………8

Литература…………………………………………………………………..9

Введение

Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее ». Язык отражает один из основных смыслов общения – являясь связующим звеном между людьми, способствовать нахождению и передачи общего что есть (или может быть) между ними. Причем это общее может быть как что-то возникшее только что, в процессе совместной деятельности, так и передаваемым через многие века знание.

Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Тому как это влияние осуществляется, в чем его специфическое значение на разных этапах развития ребенка, что происходит в случае недостаточного общения с ребенком.

Общение: определение, предмет, свойства и функции.

Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук.

В социологии оно понимается как способ существования внутренней эволюций или поддержания социальной структуры общества – в той мере, в какой эта эволюция вообще предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества, невозможное без общения.

В марксисткой философии оно понимается как процесс превращения общественного отношения из виртуальной в реальную «действенную» форму, осуществляемого при определенных обстоятельствах. Здесь оно понимается и как процесс (актуализации) и как условие (способа актуализации). Таким образом, в рамках этой философской концепции, любая общественная деятельность является в известном смысле общением.

C точки зрения психологии (например А.А. Леонтьевым) общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций, либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности.

Более простое определение дается М.И. Лисиной: общение- это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий, с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

Как и у всякого объекта научного изучения у общения выделяют ряд присущих ему свойств. Среди них:

* общение есть взаимонаправленное действие;

* оно подразумевает активность каждого из его участников;

* каждый из участников этого процесса выступает как личность.

Предметом общения является другой человек, партнер по общению. Каждый человек стремиться к познанию и оценке других людей. Узнавая и оценивая других человек получает возможность самооценки и самопознания. Это стремление суть потребность в общении.

Таким образом, основными функциями общения являются:

* организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);

* формирование и развитие межличностных отношений;

* познание людьми друг друга;

* общение – необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.

Общение со взрослыми в дошкольном возрасте

Этот период описывается как время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» (В.С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте – стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную.

Параметры общения:

1) форма общения:

* вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет);

* внеситуативно-личностное (5-6 лет).

2) содержание потребности в общении:

* потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);

* потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).

3) ведущий мотив общения:

* Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);

* Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).

4) значение данной формы общения в общем развитии ребенка:

* первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;

* приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).

Перечислим лишь некоторые проблемы, возникающие у дошкольников лишенных полноценного общения со взрослыми. Повышенная потребность во внимании и доброжелательном отношении взрослого, характерна, как это было показано при выделении параметров общения, для младенцев. Для дошкольников свойственна более сложная потребность в общении – в сотрудничестве, уважении и сопереживании. У детей до конца дошкольного возраста сохраняется потребность во внимательном и доброжелательном отношении. Они не проявляют обычной для детей этого возраста настойчивости в ходе познавательных контактов. Т.е., они удовлетворяют нереализованную потребность во внимании и доброте со стороны взрослых с помощью речевых средств.

Известно, что проективная методика «Рисунок человека» имеет несколько параметров для оценки: сенсомоторный, психический и проективный. На проективном уровне особенности состоят в том, что дети рисуют маленького человечка в нижнем углу, откуда он стремиться убежать. Эти факты говорят о личностных и эмоциональных проблемах.

Общение со взрослыми в школьном возрасте

Начало школьного возраста определяется важным внешним обстоятельством – поступлением в школу. К этому периоду ребенок уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях; он имеет навыки самообладания; может подчинить себя обстоятельствам – т.е. имеет прочный фундамент для построения отношения со взрослыми и сверстниками. Существенным достижением в развитии личности является преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу». У него достаточно развиты рефлексивные способности, которые теперь он использует для приобретения новых знаний и навыков. Кроме этого, учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления, а также создает новые условия для личностного развития.

Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении общения – оно становиться «школой социальных отношений». Открывая разные стили, он пробует их, а затем и выбирает некоторые из них.

Личность – это «целостная психологическая система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимосвязи с окружающими людьми». Совершенствуясь на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, становление личности освобождает человека от непосредственного подчинения влиянию окружающей среды. Это позволяет человеку не только приспосабливаться к ним, но и сознательно преобразовывать эту среду и самого себя.

Особенности общения детей со взрослыми (множество сменяющихся взрослых, с разными поведением и с разным эмоциональным отношением; отсутствие материнского тепла, безусловного принятия и любви и мн. др.) являются причиной формирования реактивного типа личности. Это выражается в неудовлетворенной потребности в общении и, как следствие, стремлении завоевать расположение и внимание взрослых; занижении в (или полном не) принятии себя; ориентации на настоящее и сужении перспективы прошлого и будущего; недоверии к людям и зависимости; узость и бедность содержания мотивов и др.

Вернемся к дефиниции общения, данное Леонтьевым. Общении, пишет он, это целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности. Весь процесс развития ребенка от первых дней жизни и до конца подросткового возраста проходит под влиянием общения. Начиная общаться с одним близким взрослым, а затем включая в круг общения все большее количество как взрослых, так и сверстников, ребенок впитывает, анализирует, а затем и критически оценивает багаж знаний, накопленный многими поколениями людей. Без перенимания этого культурно-исторического опыта посредством общения во всех его формах человек теряет свое отличие от других представителей животного мира – т.е. теряет способность к логическому мышлению, дару речи, созданию орудий труда и их использованию в процессе общественных отношений. ЧЕЛО (здесь в значении развитой новой коры головного мозга и лобных долей как одной из важных зон, ответственных за поведение) дано нам отчасти для решения задач, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Если бы нам приходилось каждый раз находить решение новой для нас проблемы, а не использовать опыт накопленный ВЕКами, то ЧелоВек вряд ли бы достиг своего нынешнего развития.

В начале работы были даны функции общения: организация совместной деятельности людей; согласование и объединение усилий для их достижения; формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга и др. Объединяя и перенося на их на тематику данной работы можно сказать, что общение является важнейшим условием развития ребенка в процессе онтогенеза – развития как внутреннего (личностного, эмоционального, мотивационного), так и внешнего (двигательная активность, общий статус развития и др.) Надстраиваясь над врожденными особенности ребенка, полноценное общение между взрослыми и ребенком не только способствует ходу нормального развития, но и может быть «лекарством» при неблагополучном генетическом фоне. Об этом «эффекте» общения пишет Бронфенбреннер: умственно отсталые дети, находившиеся в ДУИТ, были разделены были разделены на две группы (экспериментальную и контрольную). В 3 года дети из экспериментальной группы были переданы на попечение женщинам с задержкой умственного развития, находившихся в аналогичных заведениях, а контрольная группа осталась в приюте. Через 13 лет автор исследования получил следующие данные: 85% детей из контрольной группы окончили школы, а 4 из 13 окончили колледжи. Большинство их них стали самостоятельными и неплохо адаптированными к жизни. В контрольной же группе многие умерли, а выжившие остались в учреждениях для умственно отсталых.

Развитие потребности в общении.

Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию.

В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым:

Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.

Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.

Литература:

1) А.А. Леонтьев «Психология общения»

2) М.И. Лисина «Проблемы онтогенеза общения»

3) В.С. Мухина «Лишенные родительского попечения»

4) Лангеймер / З. Матейчек «Психическая депривация в детском возрасте»

5) Л.И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте»

6) В.С. Мухина «Возрастная психология»

Источник

Контрольная работа по дисциплине

«Психолого-педагогические основы общения детей дошкольного возраста»

Содержание.

  1. Понятие «Общение»……………………..………………..………………………………3

  1. Пример игры ……………………………………………………….…………………3

  1. «Жадина» – рекомендации для педагога…………………………………………….3

  1. Ситуационная задача…………………………………………………………………4

  1. Список литературы…………………………………………………………………..5

1.Что такое «общение»?

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

2. Приведите пример детской игры для сплочения и большего общения ребят в группе.

Игра «Клеевой ручеёк». Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; создать благоприятные условия для развития умения доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

3.Как должен вести себя воспитатель, если одного ребенка называют «жадиной».

Детям трудно делиться, особенно маленьким. Это нормальная часть процесса развития. Осознание и принятие этого – первый шаг, помогающий ребенку стать щедрым человеком.

Стремление владеть – естественная реакция растущего ребенка. В течение второго и третьего года жизни ребенок уходит от понимания себя в единстве с матерью и начинает становиться индивидуальностью, определяя себя отдельно от матери. “Я сам!” и “Мое!” – основные слова малыша. Фактически “Мое” – одно из слов, которое легче всего произнести ребенку.

У растущего ребенка развивается сильная привязанность как к вещам, так и к людям. Годовалому ребенку трудно “поделиться” мамой; двухлетнему – игрушечным медведем. Некоторые дети становятся настолько привязанными (“прикрепленными”) к игрушке, что старая рваная кукла становится частью ребенка.

В ДОУ случаются нижеприведенные ситуации:

– Ребенок не желает отдавать свою игрушку (велосипед, машинку) другому ребенку, при этом с удовольствием берет у того ведерко (куклу, лопатку и пр.). При этом уговоры: “Дай мальчику машинку посмотреть, ведь он тебе дал своего мишку”, часто оказываются напрасны.

– Дети не могут поделить одну игрушку, тянут ее каждый в свою сторону, при этом, не замечая лежащие рядом вокруг подобные игрушки.

Как поступить взрослому? Как помочь разрешить детский конфликт?

Когда воспитателю приходится вмешиваться в спор за игрушку, главной целью должна стать не необходимость преподать урок щедрости. Скорее нужно прервать спор таким образом, чтобы не навредить (то есть не поспособствовать развитию неприязни между детьми).

Если другой ребенок хочет взять у Вашего игрушку, а тот сопротивляется:

– заговорите с подошедшим ребенком, постарайтесь переключить его внимание на что-то нейтральное (“ой, какие у тебя красивые банты на голове…”);

– предложите поменяться игрушками или дайте другую, не такую “дорогую сердцу” игрушку ;

– вовлеките детей в совместную деятельность: “Посмотрите, какую башню из кубиков я строю, подавайте мне кубики, вместе у нас получится большая красивая башня…”

Когда неловкая ситуация преодолена, и малыш не устроил истерику, а может даже согласился дать подержать игрушку, обязательно отметьте его правильное поведение, скажите, что Вам было приятно видеть, как он делится с другими (просит разрешения взять чужую игрушку). Не забывайте хвалить малыша за проявленную им доброту и щедрость.

Извиняйтесь от имени ребенка, если ваш ребенок отобрал игрушку у другого, нет ничего страшного в том, чтобы за него извиниться. Таким образом, вы показываете ребенку, что его уважают, не поощряя при этом необоснованных ожиданий собственного малыша.

4.Ситуационная задача:

Ответ: Нет. Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения и сопровождается положительными эмоциями. Педагог, не нарушая замысла ребенка, может помочь ему, если возникнет такая необходимость.

Список литературы

  1. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 2001. – 29 с.

  2. Авдеева Н.Н. Общение со взрослым и истоки самосознания ребенка // Творчество и педагогика: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции “Детство и творчество”. – М., 1988.

  3. Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 1999. – 534 с.

  4. Александрова Н.В., Тарабанова В.А., Эйдемиллер Э.Г. Коммуникативная компетентность – эффективность в профессии (когнитивно-поведенческая модель социально-психологического тренинга менеджеров и врачей) // Журнал практического психолога. – 1999. – №7-8.

  5. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 150 с.

  6. Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. – М., 1981.

  7. Амяга H.B. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении //Личность. Общение. Групповые процессы. – М., 1991.

  8. Амяга H.B. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассниками: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1989.

  9. Андреева Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М., 1987.

  10. Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус. и чешск. яз. – Прага, 1981.

  11. Аникеева Н.П. Обучение школьников способам общения // Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989. – С. 131-183.

  12. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. – М.: МПСИ, 2002. – 432 с.

  13. Антонова Н.В. Личностная идентичность педагога и особенности его общения: Автореф. дис… канд. психол. наук. – М., 1995.

  14. Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. – 1997. – № 6.

  15. Аугене Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации // Дефектология. – 1987. – № 4.

  16. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. – Минск: Новое знание, 2000. – 328 с.

  17. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 174 с.

5

Источник