Контроль за развитием и поведением ребенка
Контроль за развитием детей – составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и дошкольного учреждения в целом. При этом устанавливают также правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальный режим жизни.
Что же это за критерии, по которым оценивается уровень развития детей?
Контроль за развитием ребенка, разработанный в нашей стране в 30-е годы в клинике проф. Н. М. Щелованова (за детьми первого года жизни), а в 50-е годы продолженный сотрудниками Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) под руководством проф. Н. М. Аксариной (для второ-
Зак. 1109. К- Л. Печор» и др.
го и третьего года жизни), имеет методологическую основу, которая отличает его от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь, служит основанием создания для него необходимых условий – «социальных ситуаций», которые обеспечивают «…особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л. С. В ы-готский), необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей. На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в месяц, на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода, в так называемые эпикризные сроки.
Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. Невозможно врачу определить состояние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как нельзя педагогу оценить психическое развитие без учета его состояния здоровья и применять соответствующие педагогические воздействия. В дошкольных учреждениях очень важна связь в работе врача и педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его воспитанием. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), важно своевременно и правильно определить задачи для дальнейшего его
хода.
Известно, что ребенок развивается неравномерно: неравномерно созревание различных морфологических структур, функциональных систем, неравномерно и его психическое развитие. Поэтому наиболее чувствительные периоды к определенным воздействиям оптимальны и для определения состояния функциональной деятельности. Ведя контроль за развитием детей, дают оценку прежде всего ведущим, определяющим линиям (сферам) развития организма.
Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием
Детей?
Прежде всего состояние здоровья; физическое и психическое развитие; поведение малыша. Одновременный контроль по указанным направлениям дает возможность провести комплексную оценку здоровья и развития ребенка.
При оценке поведения детей, за которым воспитатель следит ежедневно (а к моменту его оценки – в эпикризный период – особенно внимательно), следует учитывать настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности ребенка. Для этого можно пользоваться памяткой-вопросником.
Настроение(бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое):
1. Бодрое, жизнерадостное настроение. Положитель
но относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен,
реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется,
охотно контактирует с окружающими.
2. Спокойное настроение. Положительно относится к окру
жающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем
при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей
инициативе.
3. Раздражительное, возбужденное состояние. Не
адекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или дея
тельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аф
фективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик.
4. Подавленное настроение. Вял, бездеятелен, пассивен,
неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
5. Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро мо
жет заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от од
ного настроения к другому.
Сон:1. Засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное).
2. Характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, не
спокойный с дополнительными воздействиями).
3. Длительность сна (укороченный, длительный, соот
ветствующий возрасту).
Аппетит(хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище).
Характер бодрствования(активный, малоактивный, пассивный).
Индивидуальные особенности,черты личности ребенка (контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.).
При выявлении нервн о-п сихического развития ребенка второго года жизни1 следует его оценивать, исходя из основных линий развития, которые представлены определенными показателями состояния детей 1 года 3 месяцев, 1 года 6 месяцев, 1 года 9 месяцев и 2 лет. Это эпикризные сроки, когда проводится оценка нервно-психического развития ребенка: развитие понимания и активной речи ребенка; сенсорное развитие малыша; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности.
Специальные проверки (с целью контроля) говорят о том, что показатели развития, отражающие становление игры и действий с предметами, движений, понимания речи, являются более стабильными, стержневыми, редко поддаются влиянию неблагоприятных факторов среды. Чаще наблюдается задержка в развитии по тем показателям, которые отражают развитие активной речи, так как на втором году жизни это новое образование в развитии психики ребенка и оно особенно чувствительно к влиянию неблагоприятных факторов. Данный показатель является информативным и требует
1 Здесь мы не останавливаем внимание читателя на методике оценки нервно-психического развитияребенка первого года жизни; даются лишь показатели развития, которые учитываются при планировании контроля за развитием детей второго и третьего годон ЖИЗНИ.
Выявляя уровень развития детей, воспитатель во время плановых проверок не обучает малыша, задания дает с опорой на приобретенные им умения.
вмешательства со стороны взрослых, которые стимулируют развитие активной речи детей.
На третьем году жизни оценка уровня развития ребенка идет по следующим линиям: развитие активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирование изобразительной и конструктивной деятельности; развитие общих движений; воспитание навыков самостоятельности.
Источник
Представьте себе следующую ситуацию. После долгого рабочего дня вы отправляетесь в магазин за продуктами. Сделав все необходимые покупки, вы идете к кассам, становитесь в очередь и некоторое время ждете. Через несколько минут вы решаете перейти в другую очередь, заметив, что кассир там работает немного быстрее. В новой очереди вы стоите и снова ждете, ждете и вскоре начинаете понимать, что эта очередь движется не быстрее предыдущей. Вы решаете не терять время и проверить сообщения на электронной почте. Когда все входящие прочитаны, вы прячете телефон и начинаете беспокойно двигаться, суетиться, теряя терпение. Наконец, наступает ваша очередь. Вы выгружаете все покупки на конвейерную ленту и вдруг понимаете, что они не двигаются к кассе, так как стоящий перед вами клиент спорит по поводу цены одного из своих приобретений. Когда проблема решается, кассир, наконец, приветствует вас словами: «Добрый день, как ваши дела?». Вы отвечаете: «Спасибо, нормально, а ваши?».
Интересно, что большинство из нас в подобной ситуации реагируют именно так вместо того, чтобы дать более достоверный ответ, например: «Я рассержена» или «Этот магазин должен нанять больше кассиров», или «Мне пришлось потерять в очереди целых пятнадцать минут!».
Что же помогает нам терпеть такие ситуации и не терять самообладание? Эта способность называется контролем поведения.
Что такое контроль и управление собственным поведением?
Контроль поведения иногда называют «саморегуляцией» и относится он к нашей способности:
- вести себя допустимым образом благодаря контролю над собой – это может означать проявление контроля над побуждениями с целью прекратить определенные действия (например, употреблять алкоголь) или наоборот действовать определенным образом, даже если мы вовсе этого не хотим (проявлять вежливость к руководителю, хотя он ведет себя несправедливо по отношению к нам);
- управлять нашей энергией, эмоциями, вниманием и поведением, делая это социально приемлемым способом, который помогает нам в достижении целей;
- сохранять спокойствие, сосредоточенность и бдительность;
- справляться с тем, что подвергает стрессу нашу нервную систему, например, с сильным шумом, утомлением, сложными ситуациями, заданиями и раздражающими факторами.
Способность регулировать или управлять поведением позволяет нам сохранять концентрацию внимания в присутствии отвлекающих факторов, фокусироваться на самой важной информации, соблюдать очередь, ждать, следовать правилам, адаптироваться к новым ситуациям, поступать социально приемлемым способом, подавлять вспышки гнева и достойно встречать трудности. Способность управлять своим поведением не возникает в одночасье, а развивается постепенно, с индивидуальной для каждого ребенка скоростью. Так, некоторые дети лучше справляются со своими ежедневными стрессами, чем их сверстники.
Способность ребенка управлять своим поведением влияет на его дальнейшее развитие. Это подтвердил известный эксперимент по саморегуляции, в котором четырехлетним детям давали один кусочек зефира и говорили, что они могут съесть его сразу же или получить несколько кусочков зефира, но в том случае, если подождут и не станут его есть до тех пор, пока взрослые не вернутся в комнату. Около 30% детей проявили терпение, в будущем они смогли добиться лучших результатов в школе и университете, реже демонстрировали антисоциальное поведение и были менее склонны к употреблению наркотиков.
Связь между контролем поведения и речью
Существует тесная связь между контролем своего поведения и речью. Исследования показывают, что:
- дети ясельного возраста с большим словарным запасом развивают более эффективные навыки саморегуляции;
- дети дошкольного возраста с лучшими навыками управления поведением быстрее и лучше овладевают чтением и письмом, увеличивают словарный запас и развивают математические навыки.
При изучении поведения детей с задержкой развития речи исследователи обнаружили, что:
- во время занятий с логопедом дети с хорошим контролем поведения быстрее увеличивают словарный запас по сравнению с детьми с плохим контролем поведения. Это связано с тем, что дети, которые лучше управляют своим поведением, более внимательны и настойчивы при решении поставленных логопедом задач и от таких занятий получают намного больше пользы;
- будучи в детском саду, дети с задержкой развития речи хуже контролируют свое поведение по сравнению с детьми с обычным уровнем развития речевых навыков – это связано с тем, что у детей с плохими речевыми навыками меньше способов выразить себя и объяснить свои эмоции.
Так как существует связь между контролем поведения и речью, очень важно, чтобы родители, и особенно родители детей с речевыми трудностями, знали и развивали способность ребенка управлять своим поведением. Это поможет ему получать большую пользу от занятий с логопедом, взаимодействовать с членами семьи, сверстниками и лучше учиться в школе.
Как родители могут способствовать развитию навыков контроля ребенком своего поведения?
Обучение детей контролировать свое поведение заключается не в том, чтобы учить их сидеть смирно, следовать инструкциям и контролировать самих себя. Речь идет о том, что необходимо обеспечить детям такую окружающую обстановку, в которой они смогут выбирать, осознавать требования, чувствовать себя раскованно, «выпускать пар» и заряжаться энергией для решения повседневных проблем.
Вот несколько простых советов, которые помогут родителям содействовать развитию навыков контроля поведения ребенка:
1. Тщательно наблюдайте за вашим ребенком – станьте «детективом». Это значит, что родителям необходимо дифференцированно предъявлять определенные требования к своему ребенку, учитывать и знать те факторы, которые помогают ему оставаться спокойным, обращать внимание на то, каким образом ребенок контролирует себя и что заставляет его становиться недостаточно или чрезмерно возбужденным.
Обращайте внимание на реакцию вашего ребенка в ответ на различные ситуации и занятия. Как только вы определите действующие на него стрессовые факторы, вы должны постараться минимизировать их и создать обстановку, в которой ребенок сможет оставаться спокойным и сосредоточенным.
2. Демонстрируйте саморегуляцию на собственном примере – в повседневных занятиях используйте слова, действия и «внутренний диалог», которые будут демонстрировать ваш собственный контроль своего поведения. При этом ценность внутреннего диалога состоит в том, что он призван облекать ваши мысли и чувства в слова.
- Выбирая настольную игру, вы можете продемонстрировать ребенку, как необходимо контролировать свое побуждение (т. е. стремление и желание) сделать свой выбор первым: «На этот раз игру будешь выбирать ты, потому что в прошлый раз выбирала я».
- Если сломалась игрушка, вы можете продемонстрировать способность управлять и контролировать свое чувство огорчения: «О, это так грустно. Я очень хотела поиграть этой игрушкой вместе с тобой. Ну что ж, давай найдем другую игрушку, с которой мы сможем поиграть так же интересно».
- Если ребенку предстоит сложное занятие, вы можете продемонстрировать ему навыки решения задач и настойчивость: «Да, это сложная задача. А что если мы сначала попробуем решить вот эту ее часть?».
3. Учите ребенка словам для выражения мыслей и чувств – это поможет ему контролировать свое поведение. Вот некоторые простые слова, которые дети могут использовать с самого раннего детства для того, чтобы описывать свои эмоции: «счастливый», «злой», «страшный» и «грустный». Для детей с более развитой речью можно моделировать использование более сложных слов, таких как «чувство», «думать», «огорчение» или «успокоение». Вы можете использовать эти слова, чтобы описывать мысли и эмоции вашего ребенка в повседневной жизни. Например, если ребенок огорчен внезапным изменением в расписании, вы можете сами облечь его мысли в слова: «Ты, кажется, расстроился по поводу того, что нам пришлось изменить свой план действий».
4. Устанавливайте распорядок дня и четко озвучивайте свои требования – дети хуже контролируют собственное поведение и эмоции, когда требования неясны или они не знают, что будет дальше. Использование расписания, списков, предупреждений об изменениях, таймера или любых других средств, которые дают детям четкость и предсказуемость, помогает снизить уровень стресса и понять, что будет дальше.
5. Поощряйте игры с другими детьми – если вашему ребенку трудно контролировать свое поведение, приглашайте в игру ребенка, который хорошо владеет навыками управления поведением. Так ваш малыш будет учиться на примере другого ребенка. Поощряйте игры вашего малыша с детьми, которые умеют соблюдать очередь, ожидать, договариваться о правилах и играть честно.
6. Помогайте своему ребенку играть изобретательно – во время ролевых игр дети практикуют многие аспекты управления поведением. Для того чтобы исполнять взятую на себя роль (например, роль доктора), ребенок должен подавлять свои естественные реакции и представлять себе реакции доктора. Во время ролевых игр дети должны принимать решения и следовать правилам, включая решение об использовании той или иной игрушки и распределение между собой определенных ролей. Исполнение роли предполагает планирование и демонстрацию различных эмоций и сценариев, а также их последствий. Поощряйте ролевые игры ребенка, заставляя его исполнять разные роли (например, пожарного или официанта) и разыгрывать роли с игрушками (например, ехать на игрушечной машине на автомойку). По возможности привлекайте к ролевым играм других детей.
7. Позвольте ребенку руководить вами в играх – заинтересованность ребенка в играх и других занятиях способствует улучшению концентрации внимания и повышению мотивации. Отдав бразды правления своему малышу, вы должны отказаться от установления собственного порядка действий и следовать его интересам. Когда вы позволите ребенку управлять разговором и игрой, то обнаружите, что ваше взаимодействие длится дольше и ребенок уделяет более пристальное внимание тому, что вы говорите и делаете.
8. Играйте в игры по правилам: умение следовать правилам, устанавливать и применять их по отношению к себе – это часть развития саморегуляции. Играйте в игры с простыми правилами, в такие как догонялки, прятки, простые карточные и настольные игры.
9. Поощряйте игры с физическими нагрузками – специалисты рекомендуют ограничивать время, проводимое детьми у экранов телевизоров, чаще бывать на открытом воздухе и играть в игры, подразумевающие физическую нагрузку. Нехватка физических упражнений может стать стрессовым фактором для организма вашего ребенка, а игры c физической нагрузкой и занятия физкультурой улучшают способность контролировать свое поведение.
Групповые игры это отличный пример игр с физической нагрузкой – игр, в которые играют с людьми (без игрушек), таких как догонялки, хороводы или катание на «лошадках».
10. Позволяйте детям делать выбор и ставить перед собой цели – предоставление выбора дает детям некоторое чувство контроля над окружающей обстановкой. А постановка целей помогает развивать самоконтроль. Дети могут ставить перед собой цели на летние каникулы или субботний вечер, планировать игры с друзьями или выбирать одежду на следующий день.
Сводя к минимуму стрессы и требования повседневной жизни, создавая условия, в которых дети могут оставаться спокойными, внимательными и сосредоточенными, вы помогаете им заряжаться энергией, необходимой для того, чтобы извлекать уроки из ситуаций и справляться с повседневными проблемами. Кроме того, помогая детям улучшать контроль поведения, родители способствуют развитию языковых навыков и лучшей успеваемости детей в школе.
Источник