Консультирование семьи имеющей ребенка с отклонениями в развитии

Консультирование семьи имеющей ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Обычно консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения.

Психологическое консультирование семьи имеет следующую организационную форму.

3.4.1. Этапы консультирования семьи

Этап1. Знакомство. Установление контакта. Формы достижения необходимого уровня доверия и взаимопонимания

При вступлении в контакт огромное влияние на даль­нейший ход исследования и на возможность достижения положительного результата консультации оказывает первое впечатление о психологе. Тональность первой фразы, выразительность мимики, движений, открытость улыбки -те невербальные средства, которые необходимы психологу для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители и ребенок в первые минуты общения могут находиться в некотором на­пряжении. Об этом свидетельствуют выражение лиц, позы, повышенные или пониженные голоса близких ребенка. Не стоит забывать, что для членов семьи ребенка с психофи­зическими недостатками это еще одно испытание в череде попыток найти истину, исцеление и покой. Поэтому пози­тивная тональность беседы, которую организует психолог, его бодрое приветствие («Добрый день! Как добрались? Долго ли ждали? Как приятно видеть всю семью вместе! Я вас внимательно слушаю»), позволят снять напряженность и приступить к изучению проблем этой семьи.

Этап II. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих

В начале психолог беседует совместно со всеми члена­ми семьи, пришедшими на консультацию, выясняя про­блемы, которые их волнуют. Он внимательно слушает ро­дителей ребенка, лишь изредка задавая вопросы для уточ­нения деталей. Затем беседа может продолжаться отдельно, без ребенка с каждым взрослым, сопровождающим ре­бенка, по его желанию. Но беседа с матерью и отцом про­водится обязательно. Ниже мы приводим перечень проб­лем, которые обычно волнуют родителей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии:

1) трудности, возникающие в процессе обучения и вос­питания ребенка (ребенок не справляется с образо­вательной программой; семья обращается к психо­логу, чтобы определить учреждение, в котором ре­бенок сможет учиться);

2) неадекватные поведенческие реакции ребенка (не­гативизм, агрессия, странности, немотивированные страхи, непослушание, неуправляемое поведение);

3) негармоничные отношения со сверстниками (здоро­вые дети «тяготятся», стесняются больных брата или сестру, подвергают их насмешкам и унижениям; в

школе, детском саду, на улице дети показывают на больного ребенка пальцем или пристально с повы­шенным интересом рассматривают его физические недостатки; обижают, не хотят с ним дружить и др.);

4) неадекватные межличностные отношения близких родственников с больным ребенком (в одних случа­ях родственники жалеют больного ребенка, гиперо­пекают и «заласкивают» его, в других – мать ребен­ка, например, жалуется, что «бабушка и дедушка не желают поддерживать с больным ребенком отноше­ния»; со стороны больного ребенка может проявлять­ся грубость или агрессия в отношении близких);

5) заниженная оценка возможностей ребенка специа­листами образовательного учреждения (родители жа­луются, что воспитатель или учитель недооценива­ют возможности их ребенка);

6) нарушенные супружеские отношения между матерью и отцом ребенка (согласно нашему исследованию, проведенному в 1999 г., треть семей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии, является не­полными);

7) эмоциональное отвержение ребенка с психофизи­ческими недостатками одним из родителей, в край­них случаях отказ даже от его материального обес­печения;

8) сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребенку с отклонениями в раз­витии и к нормальным детям (позитивная или нега­тивная, возможно проявление чувств ревности, гне­ва, агрессии) и др.

В индивидуальной беседе с родителями психолог собирает– информацию о семье. Он знакомится с историей жизни семьи, уточняет ее состав, выясняет анамнестические данные ребенка, историю его рождения и развития, изучаетдокументацию, принесенную родителями на консультацию (результаты клинических и психолого-педагогического исследований, характеристики из образовательных учреждений), анализирует рабочие тетради, творческие и контрольные работы ребенка.

На этом этапе у психолога формируется первичное, обобщенное представление о проблемах ребенка и его семьи. Например:

– у ребенка в действительности имеются проблемы в психофизическом здоровье и ему необходима спе­циализированная помощь;

– родители используют неадекватные модели воспи­тания, которые искажают личностное развитие ре­бенка;

– члены семьи травмированы состоянием здоровья ребенка, в первую очередь, его дефектом; между ними накопилось много проблем, которые своими силами они решить не могут.

Этап III. Психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка

На этом этапе консультирования на беседу и обследо­вание приглашается ребенок. С этого момента осуществля­ется диагностика интеллектуальных и личностных особен­ностей ребенка, прогнозируются его возможности в обу­чении. В том случае, если у ребенка резко снижены познавательные способности и психофизические недостат­ки развития имеют выраженную степень, диагностика может осуществляться в присутствии кого-нибудь из близ­ких (чаще всего матери или бабушки).

В начале беседы с ребенком содержание задаваемых ему вопросов, а также заданий, которые его просят выпол­нить, зависит от интуитивно-эмпирической оценки, дан­ной ему психологом при первичном наблюдении, и на основе анализа представленной документации. Затем со­держание диагностических заданий может изменяться и конкретизироваться. Мы не приводим здесь конкретно схе­му обследования познавательной сферы ребенка, так как| в настоящее время имеется достаточно психолого-педаго­гической литературы, подробно освещающей эту проце­дуру (Психолого-педагогическая диагностика. М., 2003).

В процессе диагностики психолог изучает как уровень сформированности высших психических процессов у ре­бенка (в соответствии с возрастными нормативами развития). так и его личностные характеристики. Основная цель исследования – провести комплексную психолого-педагогическую диагностику. Она включает:

– определение характера и степени нарушений у ре­бенка (уточнить, совпадает ли она с имеющимися у родителей заключениями специалистов или нет);

– выявление индивидуальных особенностей интеллек­туальной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка,

– оценку контакта ребенка с родителями, адекватность его поведения, характер взаимоотношений с окру­жающими, определение уровня критичности ребен­ка к замечаниям психолога или близких.

Следует отметить, что если родители консультируются к специалиста учреждения, в котором уже обучается их ребенок, то они могут быть ознакомлены с результатами психологического изучения ребенка, основная часть ко­торого была проведена заранее в рамках коррекционно-диагностических мероприятий учреждения.

Этап IV. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств

Необходимым и важным этапом консультирования и изучения семьи является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребенком и моде­ли его воспитания. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются личностными характеристиками са­мих родителей (психологическим типом).

Предложение психолога родителям о проведении об­следования может вызвать у них негативную реакцию. Психологическое обследование родителей является доброволь­ной процедурой, и они имеют полное право от нее отказаться. Однако необходимость психологического изучения атмосферы, в которой ребенок живет дома, должна быть доказана родителям. Психологу следует мягко, но настойчиво убедить родителей в необходимости этой про­цедуры. Желательно, чтобы обследование прошли оба ро­дителя. Но в том случае, если соглашается только один из них. например, мать ребенка, это следует принять. Не следует нагнетать напряженность, требуя прямого согласия родителей. Можно просто предложить ответить на вопро­сы одной или нескольких анкет. Одновременно нужно со­общить родителям, что вся информация, которую они доверяют психологу, строго конфиденциальна и никогда не может быть использована во вред ребенку или его се­мье, что предписано этическими принципами психолога. Вначале с целью снятия опасений и лишних сомнений у родителя, целесообразно предложить самые элементар­ные тесты, например, ЦТО (Люшер), методику «Моя се­мья» (Ткачева), а затем уже опросники, включающие зна­чительное число вопросов – СМОЛ (СМИЛ-ММР1), АСВ (Эйдемиллер). Чтобы родители не волновались по поводу правильности их ответов, следует напомнить им о том. что отвечать на вопросы нужно сразу, долго не раздумы­вая, а правильность выбора всегда относительна. В каче­стве домашнего задания можно предложить методику «Ис­тория жизни с проблемным ребенком», дав подробные инструкции по ее выполнению. Обследование взрослых на первичной консультации не должно продолжаться более 40-50 минут. Это время, которое большинство родителей, по нашим эмпирическим оценкам, соглашается потратить на обследование. В том случае, если психологу необходима дополнительная информация, он приглашает семью на повторное консультирование.

Этап V. Формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье

Этот этап посвящен обсуждению с родителями реаль­ных проблем, которые были выявлены психологом в бесе­де и в процессе психологического изучения ребенка и его семьи. Психолог уточняет проблему, а при необходимости и формулирует ее. Задача психолога на этом этапе заклю­чается в том, чтобы обратить внимание родителей ребенка на действительно существенные и значимые стороны про­блемы. Он подсказывает родителям возможный выход, а в случае неверной трактовки проблемы, стремится убедить в неправильности их собственной позиции.

Пример 1. Родители Кати Н. пришли на консультацию с целью узнать, где они могут найти такую клинику и медикаментозные средства, которые могли бы вылечить их (Кате восемь лет, она страдает умственной отсталое-9 в тяжелой степени, расторможена, некритична, возбудима).

Пример 2. Мать Коли М., страдающего нарушением слуха не согласна с тем, что ее сына перевели на обучение по вспомогательной программе. Она считает, что учительница в школе уделяет Коле мало внимания, поэтому он и отстал.

Пример 3. Мать Тани К. обращается к психологу с просьбой помочь наладить отношения Тани, страдающей детским церебральным параличом, с ее старшей сестрой. В каждом из этих отдельных случаев психолог выбирает тактику «малых шагов» и, используя в качестве доказательства своей позиции результаты психологического изучения ребенка, полученные в ходе диагностики, постепенно пытается изменить взгляд родителей на постановку проблемы. Для психолога это – самая сложная и энергоемкая часть консультирования. Переубедить родителя, изменитьего позицию не всегда удается сразу, во время первичной консультации, а иногда и совсем не удается. По­этому разумнее выбрать компромиссное решение и дать возможность родителям оценить предлагаемый психологом -способ решения проблемы не сразу, а обдумывая его течение определенного времени.

Так, в первом случае, в самом начале беседы с родителя-Кати Н., следует дать им возможность высказаться все самые тяжелые переживания и сомнения по поводу состояния дочери, а затем постепенно постараться вести планирование их деятельности в отношении Кати медицинской сферы в коррекционно-педагогическую. Целесообразно показать родителям конкретные приемы обучения и воспитания, а также подсказать пути социальной адаптации, которые доступны Кате.

Во втором случае необходимо очень тактично продемонстрировать матери Коли его несостоятельность при обучении по массовой программе и показать, какой материал ребенок может успешно усваивать. В третьем случае, матери Тани нужно показать, что улучшение отношений между сестрами возможно через формирование матерью и другими близкими в семье чувства сострадания и сочувствия к проблемам младшей из сестер и привлечение старшей сестры к оказанию ей помощи и поддержки.

Этап VI. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены

– Основные проблемы семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, могут быть решены, если правильно осуществлен выбор для ребенка програм­мы обучения и вида специального (коррекционного) образовательного учреждения;

– организована коррекционная работа с ребенком в домашних условиях;

– подобрана наиболее адекватная модель обучения практическим навыкам воспитания родителей ребен­ка и в соответствии с ней – модель воспитания са­мого ребенка;

– у ребенка формируются адекватные отношения с« всеми членами семьи и другими лицами (родствен­никами, учителями);

– позиция родителей относительно «бесперспективнос­ти» развития их ребенка изменена;

– между всеми членами семьи установлены позитив­ные взаимоотношения.

Одновременно психолог ведет поиск дополнительных мер, которые помогут в решении проблем таких семей.

Психолог подробно разъясняет родителям (лицам, их замещающим), что необходимо делать и как осуществлять работу с ребенком по каждому из перечисленных выше направлений. Следует подготовить родителей к возможно­сти отсроченного решения проблем, то есть получении результата предлагаемых к реализации мер лишь через не­которое неопределенное время. Психолог должен стремить­ся убедить родителей в том, что, если не следовать пред­ложенному пути, ситуация может ухудшиться. Нужно по­казать родителям, что хотя проблемы у детей в будущем не исчезнут, они все же смогут быть сглажены; благодаря кропотливому и тяжелому труду их дети смогут быть полностью или частично адаптированы к самостоятельной

жизни, а также будут полезны, нужны в семье и любимы близкими. Если же родители не согласны с позицией психолога, или же сомневаются в том, что способны осуществить намеченный план, необходимо пригласить

посетить коррекционные обучающие занятия, в которых они сами смогут принять участие.

Этап VII. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога

Завершая консультирование, психолог заново форму­лирует проблемы семьи, предлагает родителям свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения. При этом следует учитывать, что родителям необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда на существующие семейные проблемы, в соответствии с интерпретацией, данной психологом. У родителей может возникнуть неудовлетворен­ность результатами консультирования, особенно если подверглась сомнению их позиция. В таком случае целесооб­разно пригласить семью или родительско-детскую пару на дополнительное консультирование и предложить им кор­рекционные мероприятия.

Тактика психолога

При проведении психологического исследования семьи и ее консультировании большое значение имеет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели тактика общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:

– установлением контакта на уровне «обратной» связи;

– коррекцией понимания родителем «проблемы» ре­бенка;

– коррекцией межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребен­ка-отец ребенка) отношений.

Рекомендуемые страницы:

Консультирование семьи имеющей ребенка с отклонениями в развитии

Читайте также:  Индивидуальные карты развития ребенка в доу по фгос от рождения до школы

Источник

Ошибки консультанта.

Первый вид ошибок – неверное понимание проблемы клиента. Это может произойти из-за дефицита информации, полученной в ходе консультирования. Вот почему не следует торопиться с окончательным определением проблемы, а кроме того, необходимо настаивать на максимально подробном рассказе о конкретных ситуациях. Неверное понимание проблемы возможно и из-за неправильной интерпретации полученной информации. Консультант может оказаться чрезмерно ригидным и неспособным отказаться от своей первоначальной концепции, начинает подгонять полученные факты под нее и игнорировать то, что в нее не вписывается. Кроме того, неправильная интерпретация может быть следствием таких особенностей консультанта, как идентификация себя с клиентом, предвзятое (сугубо положительное или сугубо отрицательное) отношение к нему, собственные нерешенные проблемы, если они аналогичны проблемам клиента, недостаточная чувствительность в улавливании вербальной и невербальной информации и, наконец, просто недостаточная психологическая грамотность.

Второй вид ошибок – неверные рекомендации. Причины их практически те же.

Третий вид ошибок – рекомендации в принципе верные, но нереальные. Такие рекомендации практически невыполнимы либо в силу внутренних причин (т.е. особенностей клиента), либо в силу внешних обстоятельств (нет денег, нет физической возможности). Пытаясь выполнить нереальные рекомендации, клиент теряет мотивацию к работе. Поэтому важно очень хорошо проанализировать особенности клиента и его социальной ситуации, прежде чем отважиться на конкретные практические рекомендации.

В этой области можно условно выделить два крупных направления в зависимости от «объекта» работы (слово «объект» взято в кавычки неслучайно, так как подразумевается его активность в ходе консультирования) – консультирование членов семьи (прежде всего родителей) и консультирование самого ребенка. Уже из самого определения понятия психологического консультирования понятно, что оно возможно лишь начиная с определенного возраста, а конкретно – с подросткового. Только в этот период развитие самосознания и самопознания подростка позволяет ему выявлять те или иные проблемы и обращаться за помощью, причем у него не должно быть выраженных нарушений психики. При консультировании семьи с ребенком нередко тоже ведется работа (прежде всего – диагностическая), но в этом случае он более пассивен. Рассмотрим эти направления консультирования.

Читайте также:  Пути развития способностей ребенка

1. Консультирование семей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии. В консультативно-психологической помощи семье условно выделяют несколько моделей, из которых основными являются следующие.

A. Педагогическая модель («Семья в психологической консультации», 1989): основывается на гипотезе о недостаточной педагогической компетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании ребенка. Консультант анализирует ситуацию жалобы родителей и вместе с ними вырабатывает программу воспитательных мероприятий. Он выступает в роли специалиста, авторитета, дает советы, задания, проверяет их выполнение. Вопрос о том, что проблемы могут быть у самих родителей, впрямую не рассматривается.

Б. Диагностическая модель: основана на гипотезе о недостатке информации о ребенке у родителей и предполагает оказание помощи в виде диагностического заключения, которое поможет им принять верные организационные решения (направить в соответствующую школу, клинику и т.п.).

B. Психологическая (психотерапевтическая) модель: опирается на предположение о том, что семейные проблемы связаны с неправильным внутрисемейным общением, с личностными особенностями членов семьи, с нарушением межличностных отношений. Помощь специалиста заключается в мобилизации внутренних ресурсов семьи для адаптации к стрессовой ситуации.

Консультирование семьи имеющей ребенка с отклонениями в развитии

Фактически при работе с семьей используются все эти модели, но важно подчеркнуть, что психологическая модель должна всегда сопровождать и в некотором смысле предшествовать другим видам помощи.

Превалирование той или иной модели зависит от конкретной задачи консультирования, а они могут быть весьма разнообразными. Основные задачи можно сформулировать следующим образом:

– помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка;

– помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам;

– информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка в связи с нарушениями развития;

– помощь в адекватной оценке возможностей ребенка;

– обучение некоторым методикам коррекционной работы;

– гармонизация внутрисемейных отношений, нарушенных вследствие появления ребенка с отклонениями в развитии и негативно отражающихся на нем;

Читайте также:  Социальное общение ребенка как важнейшее условие развития речи

– помощь в решении личностных проблем, вызванных появлением ребенка с отклонениями в развитии (чувство неполноценности, одиночества, вины и пр.), – их наличие у членов семьи также негативно сказывается на ребенке;

– помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях (неадекватное поведение ребенка в общественных местах, косые взгляды окружающих и т.п.).

Этот список можно было бы продолжить (например, помощь в принятии решения о том, отдать ли ребенка навсегда в специальное учреждение или воспитывать в семье), но чаще всего семьи нуждаются именно в вышеперечисленных видах помощи.

Методы консультирования – те же, что и обычно, но со своей спецификой. В первую очередь это касается беседы с родителями или другими взрослыми, обратившимися по поводу ребенка (Бур-менская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. и др., 2002).

Очень важно, чтобы консультант проявил искреннюю заинтересованность в проблемах семьи в целом и ребенка в частности. Не следует прямо критиковать действия родителей; в первые встречи это просто недопустимо. Кроме того, необходимо сориентировать родителей в возможных целях и задачах консультирования, сформировать установку на совместную работу с ребенком и кон-, сультантом, предупредить о вероятных препятствиях и трудностях. Следует проявлять осторожность при прогнозировании дальнейшего развития ребенка, избегать безапелляционных утверждений, не внушать неоправданных ожиданий.

При этом виде консультирования работа может вестись индивидуально и в группе. Хорошо зарекомендовали себя родительские семинары, группы тренинга умений и другие виды родительских групп.

Разумеется, не каждый профессиональный практический психолог может вести подобную работу. Весьма желательно, чтобы специалист к тому же имел солидную подготовку в области специальной психологии и коррекционной педагогики, хорошо представлял себе варианты аномального развития и пути помощи детям с отклонениями в развитии.

Особо следует остановиться на проблеме профессионального консультирования детей с отклонениями в развитии. Эта проблема, к сожалению, практически не разработана, хотя в ее актуальности сомневаться не приходится: ведь правильное профессиональное самоопределение – залог успешной социальной реабилитации детей. Поэтому желательно привлекать родителей к решению этой проблемы, и ранняя профконсультация как раз и проводится не столько для детей, сколько для их родителей. Она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также направлена на приобщение родителей к формированию у подрастающего ребенка интереса к своим психофизиологическим качествам, а в конечном счете готовности к профессиональному выбору.

2. Психологическое консультирование ребенка. Такой вариант консультативной работы встречается редко и, как уже говорилось, лишь с детьми старшего возраста, относительно интеллектуально сохранными. Лишь они могут быть объектами консультации. И все же работу в этом направлении следует развивать, особенно для ряда категорий (например, для детей с нарушениями анализаторов).

В подростковом возрасте наиболее вероятны следующие проблемы:

– взаимоотношения со сверстниками;

– взаимоотношения с родителями;

– личностные проблемы в связи с дефектом (чувство неполноценности и пр.);

– проблема профессионального самоопределения.

В большинстве случаев консультирование идет обычным путем с соблюдением всех изложенных выше правил и принципов.

Последняя проблема детьми зачастую не осознается (к сожалению, и их родителями тоже). Поэтому работа консультанта заключается, во-первых, в формировании общей готовности к профессиональному самоопределению, а во-вторых, в помощи в конкретном выборе профессии.

В проведении этой работы широко используются игровые, дискуссионные методы, активизирующие подростков, корректирующие неадекватные профессиональные интересы и намерения, которые часто встречаются у детей с отклонениями в развитии, а также методы психодиагностики.

Здесь следует проявлять большую осторожность в рекомендации конкретной профессии. У детей с отклонениями в развитии профессиональные возможности часто снижены, ограничен круг доступных профессий, и чтобы не сужать этот круг еще больше, не следует рекомендовать им какую-то одну профессию, показанную по состоянию здоровья. Лучше выделить круг противопоказанных профессий (при этом необходима помощь других специалистов, в первую очередь медиков). Соответственно остальные профессии для ребенка доступны.

Профконсультирование детей с отклонениями в развитии – очень сложная проблема, и ее практическое решение в отношении каждого конкретного ребенка требует многопрофильной подготовки консультанта или привлечения смежных специалистов, но такой вид консультирования, безусловно, необходим.

Источник