Консультирование родителей и родителей по проблемам развития ребенка
Если ниже в перечне НЕТ НУЖНОЙ ВАМ КОНСУЛЬТАЦИИ, Вы можете её заказать индивидуально, для этого пишите в личку https://vk.com/id115215688 с пометкой “НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ… (и укажите, какая именно)”.
94. Правила поведения при общении с животными.
95. Спортивные секции для детей
96. Задержка речевого развития
97. Детское автокресло
98. Музыкотерапия
99. Ум на кончиках пальцев
100. Развиваем творчество
101. Учим ребенка управляться с ножницами
102. Роль игрушки в жизни малышей
103. Проблемы личностного развития у детей
104. Ротавирусная инфекция: профилактика, симптомы, лечение, возможные осложнения
105. Использование дидактических игры в экологическом воспитании дошкольников
106. Почему дети не читают? И как заинтересовать ребенка чтением?
107. Обидчивый ребенок
108. Игры и задания для развития мелкой моторики
109. Игры для гиперактивных детей
110. Агрессивный ребёнок
111. Звуковая культура речи. Упражнение на развитие фонематического слуха
112. Экологическое воспитание дошкольников
113. Игры, которые лечат
114. Не делайте работу за ребенка или как воспитать помощника
115. Зачем логопед задает домашнее задание?
116. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
117. Как превратить чтение в удовольствие
118. Развитие речи: игры в кругу семьи
119. Что рисует ваш ребенок
120. Бабушки и дедушки
121. Роль отца в воспитании ребенка
122. “Живые витамины”
123. Дети и театр
124. Когда ребенок ябедничает
125. Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
126. Роль бабушек в воспитании детей
127. Одежда для прогулок
128. Игры для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
129. Прогулка зимой
130. Подвижные игры для детей весной – веселые старты
131. Как ухаживать за молочными зубами
132. Новый взгляд на родительские собрания
133. Советы учителя логопеда родителям
134. Поём вместе с мамой
135. “Первый раз в детский сад”
136. Как подготовить замкнутого, медлительного, агрессивного и т.д. ребенка к детскому саду?
137. Тест “Рисунок семьи”
138. Личная гигиена дошкольника
139. Развиваем мелкую моторику
140. Развиваем речь с помощью скороговорок
141. Как научить ребенка ездить на велосипеде
142. Правила поведения на железной дороге
143. Четыре заповеди умного родителя.
144. Первая помощь при детских травмах
145. Скоро в школу
146. Игры на кухне
147. Готовность к школе
148. Математика вокруг нас
149. Маленький разбойник
150. Развитие речи детей 3-4 лет
151. Летние игры с водой
152. Мама-терапия
153. В дом входит доброта
154. Как подготовить замкнутого, медлительного, агрессивного и т.д. ребенка к детскому саду?
155. Физическое воспитание
156. Логоритмика. Памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях
157. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
158. Если ваш ребенок попал в больницу
159. Советы психолога для родителей
160. Родительский дневничок
161. Как избавить ребенка от страхов
162. Дети и компьютер
163. Экологическое воспитание детей
164. Роль книги в развитии ребёнка
165. Какие игрушки необходимы детям
166. Учите детей общаться
167. Здоровый образ жизни ваших детей
168. Покорми птиц зимой
169. Детские манипуляции
170. Детские вопросы и как на них отвечать
171. Дети и театр
172. Приучаем ребенка к порядку
173. Как ухаживать за молочными зубами
174. Как научить ребенка вырезать ножницами
175. Дорожная Азбука
176. Ребенок на улице. Советы и рекомендации для родителей
177. Здоровье ребенка.
178. Ошибки, которые совершать нельзя
179. Готовимся к школе. Игры, развивающие речь
180. Памятка для родителей, чьим детям от трех до четырех лет
181. Воспитание усидчивости
182. Как одеть ребенка летом
183. Общение с ребенком, совмещаем работу по дому
184. Правила поведения для детей и взрослых
185. Культура общения и поведения
186. Готовим будущего первоклассника
187. Тематические консультации для родителей
188. Капризы и упрямство
189. Если вы хотите чтобы ваш ребенок говорил красиво
283. НОВЫЙ ГОД В КРУГУ СЕМЬИ
284. Показатели речевого развития детей 6-7 лет
285. Берегите природу. Памятка для родителей по экологическому воспитанию
286. ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ
287. ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ЛЕТОМ
288. Речь как средство общения.
289. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЯТЬ ВРЕМЯ
290. “НЕ ХОЧУ! НЕ БУДУ! НЕ НАДО!”: КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ
291. ОБУВЬ ДЛЯ ДЕТСКОГО АДА
292. БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ
293. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА
294. СЕКРЕТЫ БРОСКОВОГО МАТЕРИАЛА
295. ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО
296. ЧЕМ ЗАНЯТЬ ДЕТЕЙ ЛЕТОМ?
297. Помогите ребенку научиться дружить
298. Ребенок и его настроение
299. ЗДОРОВЬЕ НА ТАРЕЛКЕ
300. Зачем читать детям сказки?
301. 30 ИГР ОТ МАРИИ МОНТЕССОРИ
302. Советы родителям от дефектологa
303. “Осторожно, Коронавирус 2019-nСoV”
5. Роль книги в развитии ребёнка
6. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
7. ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
10. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА. Каким цветом рисует ваш ребёнок?
11. БЕРЕЖЕМ ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА
12. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЦИФР?
13. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАБОТИТЬСЯ О ЗУБАХ
14. Какие сказки лучше читать на ночь?
Источник
Психологическое консультирование родителей является в настоящее время одним из востребованных в практике работы психолога направлений.
Трудности, возникающие у родителей в вопросах отношений с детьми, предъявляются ими, как трудности «воспитания». А уж если дети ведут себя как-то не так, как представлялось родителям, то у последних всегда находится длинный «список» претензий и жалоб. Крик души родителей: «Сделайте с ним что-нибудь!» порой полон злости и раздражения на своё «чадо», на самом деле очень похож на состояние бессилия.
Что же стоит принимать во внимание специалисту, к которому обратились родители?
Прежде всего, важно доверять родителю, давая понять, что вы верите, что ему действительно плохо, трудно и даже больно. (Этап «присоединения»).
На этапе «прояснения запроса» необходимо узнать возраст ребёнка, выяснить временные рамки возникших трудностей: со вчерашнего дня или уже несколько лет?
Не мешало бы прояснить, в каком «поле» живёт ребёнок? Его ближайшее окружение (семья и социум).
Далее специалистом ставится вопрос: «Как справляетесь сейчас? Что предпринимаете? Какие видите результаты?» Данные вопросы помогают не только психологу, а, прежде всего, самому родителю понять, какие способы не приводят к результату, что может быть не помогает, а мешает в отношениях с ребёнком, «запускает» дальнейший процесс непонимания и конфликтов в отношениях. Таким образом специалист перемещает «фокус ответственности» с ребёнка на родителя.
Дети, по факту своего рождения являясь беспомощными и ничего не умеющими, попадают в ситуацию зависимых отношений от значимых близких. Поначалу родители этому только рады, они знают свою необходимость для ребёнка, чувствуют свою значимость, испытывают гордость за себя («Я — родитель!», из уст некоторых родителей это звучит, как «Я твой повелитель!»).
Следующий вопрос: «Чего Вы хотите?», «Какого результата ждёте?» часто возвращает родителя в эту роль «Повелителя» и он начинает очень энергично перечислять, чего же он хочет… от ребёнка(!). Идя по этой тропе перекладывания ответственности с себя на ребёнка родитель неминуемо попадает в ситуацию «у разбитого корыта». Поэтому задача психолога настойчиво «переводить стрелки» на того, кто «жалуется». Если у него много энергии, чтобы жаловаться на других, то стоит понимать, что у него есть энергия и на то, чтобы что-либо менять в себе, своём поведении. (как говорят: «его бы энергию, да в мирных целях»).
Наиболее ответственным и трудным для специалиста может быть совместная с родителем работа по поиску ресурсов, которые могут помочь ему в построении новых отношений и способов взаимодействия с ребёнком. Ресурсом для клиента может быть не только (и не столько) поддержка со стороны членов семьи, социума, но, прежде всего, собственно забота о себе,о своём здоровье и интересах.
Ребёнку достаточно трудно вырасти самостоятельным, устойчивым, уверенным в себе и своим потребностях, если рядом родитель — эмоционально неустойчивый, уставший, измотанный и неуверенный в себе.
Данный алгоритм работы можно использовать в консультировании родителей детей без особенностей в развитии.
Наиболее частые примеры того, как родители формулируют цели в начале консультации:
Формулировка целей родителем | Чувства, иногда стоящие за этим | Потребности, которые могут лежать глубже |
Манипуляция с ребенком («Сделайте с ним то-то и то-то») | Страх потери контроля, страх некомпетентность, несостоятельности | Потребность в безопасности |
«Выведывание тайны» («Вы поговорите с ним, а потом мне скажете, объясните») | Страх близости, интимности | Потребность в доверии, в том, чтобы разделить внутренний опыт |
«Посоветуйте, что мне делать» | Избегание выбора, страх, что не готовы к последствиям | Потребность в уверенности, спокойствии |
Намекни «недоговарива- ние», «детскость» поведения родителя при ребенке («мы с вами взрослые, поймите сами, что мне нужно») | Страх открытости, собственной незрелости | Потребность принять «ребенка в себе» |
«Поймите, как мне плохо и тяжело…» | Одиночество, страх отвержения | Потребность чувствовать себя нужным |
«Да можно ли что-то изменить!?» | Страх изменений (паника), отчаянье | Потребность в постоянстве, чтобы понять, что происходит |
«Я вам все рассказал (а), а теперь — Вы специалист, Вам виднее» | Страх ответственности, усталость | Потребность в покое и собственном пространстве |
Запрос на поддержку в поиске собственных ресурсов | Неудовлетворенность способами разрешения трудностей | Потребность в большей зрелости |
Переформулирование родительского запроса служит цели обеспечения психологической безопасности ребенка.
Следует понимать, что консультирование родителя с ребёнком, имеющим особенности развития имеет свою специфику и трудности. Оно может быть пролонгированным по времени и не иметь того быстрого результата, как работа с обычной семьёй с детьми. И это уже совсем другая история…
Источник
Козлова Елена
План проведения индивидуальной консультации с родителями с учетом достижений и трудностей в развитии ребенка
План проведения индивидуальной консультации с родителями с учетом достижений и трудностей в развитии ребенка.
Тема: «Агрессия ребёнка. Причины и способы ее предотвращения» (5-6 лет).
Цель:Оказание помощи родителям в разрешении проблемы – агрессивное поведение ребенка дома и в детском саду.
Задачи:
1. Познакомить родителей с признаками и причинами проявления агрессивного поведения дошкольников.
2. Предложить практические рекомендации,по взаимодействию родителей с детьми данного типа.
Примерные вопросы к родителям:
1. Как вы думаете, в чем причина такого поведения ребенка?
2. В чем проявляется агрессивное поведение Вашего ребенка?
3. Какими по-вашему методами следует предотвращать такое поведение ребенка?
4. Нужно ли применять строгие меры?
5. Как Вам удается бороться с приступами агрессии и жестокости?
6. Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?
7. Как часто сталкиваетесь с приступами агрессии?
8. Какие качества появились недавно, а какие давно?
9. Почему возникла такая ситуация?
10. Что заставляет ребенка так себя вести?
11. Как научить своего ребенка безопасно для себя и других проявлять недовольство и гнев?
Практические рекомендации для родителей:
А. А. Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетных для ребенка взрослых. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.
Опираясь на результаты исследований, можно заключить, что на развитие агрессии оказывают влияние два основных фактора:
Образец отношений и поведения родителей;
Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.
Давайте же попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения наших детей.
Что же такое агрессия?
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «sos», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.
Агрессивное поведение ребёнка может быть вызвано различными причинами, но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта. И малыш эти эмоции проявляет так, как может. Справиться с ними ему совсем не просто.
Предлагаю Вам рекомендации, как предотвратить упрямство и капризы вашего ребенка:
• Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.
• Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
• Дайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.
• Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.
• Направьте его энергию в положительное русло: в спорт, где ребёнок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (бокс, ушу, рисование, пение, плаванье, бег).
• Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
• Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
• Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте его значимость в выполняемом деле.
• На проявление агрессии устанавливайте жёсткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
• Научите ребёнка жалеть окружающих. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.
• Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый (скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»).
• Если у ребёнка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему можно предложить, громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу.
• Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, то агрессия ребёнка может и не коснуться.
• Нужно следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает ваш ребёнок.
• Следить за друзьями ребёнка, их поведением. А так-же ознакомиться с играми, в которые играют дети.
• Развивать любовь и доброжелательные отношения с братиками и сестренками.
И главное любить и понимать своего ребенка.
Игры для снижения агрессивности ребенка.
«Игрушка в кулаке».
Цель: снять напряжение и переключить на положительные эмоции.
Попросите ребёнка закрыть глаза. Дайте ребёнку в руку какую-нибудь красивую игрушку, конфетку. Теперь попросите его сильно-сильно сжать кулак и подержать так какое-то время. После этого пусть ребёнок раскроет ручку и увидит красивую игрушку.
«Мешочек гнева»
Цель: снять агрессивный настрой.
Заведите дома «мешочек гнева», чтобы ребёнок мог воспользоваться им для выражения своих агрессивных эмоций. Для этого возьмите обыкновенный воздушный шарик, но вместо того, чтоб надуть его, насыпьте туда муку, песок либо какую-то мелкую крупу (примерно полстакана). После чего хорошенько завяжите шарик. Теперь познакомьте ребенка с новой игрушкой. Его можно кидать, бить им о стену или об стол.
«Тух-тиби-дох»
Цель: снять агрессивный настрой по отношению к другим людям.
Нужно ходить по комнате и как можно злее говорить одну фразу: «Тух-тиби-дох».
Подбадривайте ребенка, чтобы он говорил эту фразу как можно агрессивнее, выражая в ней всю свою злость и напряжение. Вы увидите, что упражнение принесло свои плоды, когда ребенок больше не сможет говорить эту фразу со злостью, так ему будет смешно.
«Час «можно», «Час тишины»
Цель: дать возможность ребёнку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится.
Договоритесь с ребёнком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать, то в вашем доме будет «час тишины». В это времяребёнок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать ещё что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит «час можно», когда ему будет позволено делать всё, что угодно. Пообещайте не одергивать ребёнка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.
Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от «часа можно», лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.
Для борьбы с агрессией нужны:
• Терпение. Это самая большая добродетель, какая только может быть.
• Объяснение. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться.
• Поощрение. Если вы похвалите своего ребенка за хорошее поведение, то это пробудит в нём желание ещё раз услышать эту похвалу
Рефлексия
Мы рассмотрели с Вами проблему детской агрессии.
-Скажите, была ли данная информация Вам полезна?
-Помогла ли Вам представляемая информация разобраться в ситуации?
-Какие из предложенных методов и игр Вы будете использовать?
Спасибо за активное участие в консультации. Давайте обсудим изменения в поведении ребенка дома и детском саду через некоторое время. Всего доброго!
Источник
Александрова Светлана Геннадьевна,
директор и педагог-психолог МОУ
ППМС центра «Доверие» Волжского
района Республики Марий Эл
Консультирование родителей по проблемам связанным с детьми
В современном обществе огромное количество семей испытывают трудности во взаимоотношениях. Как результат этих трудностей – большое количество разводов, возрастающее число семей с одним родителем, брошенные дети, жестокое обращение с детьми. Для преодоления этих трудностей существует семейное консультирование. Работа практического психолога в сфере семейного консультирования направлена на оказание оперативной помощи семье в решении психологических проблем: взаимоотношения с детьми, проблемы в семейных отношениях, кризисные периоды семьи.
Существуют семьи здоровые (функциональные) и проблемные (дисфункциональные). В здоровой семье удовлетворяются все потребности (физиологические, потребность в безопасности, межличностные, эмоциональные). Это достигается уважением друг к другу, сходством интересов и ценностей, терпимостью друг к другу у всех членов семьи, соблюдением иерархических отношений, гибкостью при решении возникающих проблем.
Проблемная семья не позволяет личностно расти каждому из своих членов. Представители проблемных семей испытывают недостаток эмоционального тепла, чувство стыда за кого-либо из своих членов, необходимость создания семейных мифов и чаще всего это созависимые семьи. Нарушение эмоциональных контактов, их недостаточность или конфликтность – один из наиболее распространенных источников психологического неблагополучия детей, невротизации и отклонений в личностном развитии.
Консультирование родителей по проблемам, связанным с детьми, – это оказание оперативной помощи семье (клиенту) в решении психологических проблем, Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.
Младенческий и ранний возраст
Специалистами МОУ ППМС центра «Доверие» проводилась диагностика в дошкольных образовательных учреждениях. Было обследовано 58 детей раннего возраста (1,5-2 лет). Результаты диагностики показали, что у 37 детей (64%) слабо развита мелкая моторика; 28 детей (49%) имеют задержку речевого развития.
Проблемы, связанные с детьми раннего возраста
1. Задержка психоречевого развития (ЗПРР). Причиной может быть ослабленное нервно-психическое или соматическое здоровье. Возможны слабовыраженные органические нарушения нервной системы: церебрастения, остаточные симптомы родовых травм, последствия ранних инфекционных явлений.
Рекомендации: психодиагностика, консультация для родителей, работа психиатра и невропатолога, дефектолога, логопеда. Из диагностических процедур: провести углубленную диагностику ребенка по карте обследования ребенка для 1-3 лет.
2. Наличие конкретной симптоматики (страх, заикание, энурез) связано с психотравмой (например, ребенка испугала собака) или с характером взаимоотношений в семье (например, энурез как протестная реакция при появлении младшего брата или сестры, которому родители уделяют много внимания, жестокость отца).
Рекомендации: семейное консультирование у психолога, лечение у врача-психиатра.
Дошкольный возраст
Как показывают современные исследования в области возрастной психологии, на протяжении дошкольного периода у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности (например, игра, общение со взрослыми и сверстниками). Сензитивный период для развития воображения и образных форм мышления. В этом возрасте приходится специально заботиться о развитии тех психологических качеств, которые обеспечат ребенку успешное вхождение в школьную жизнь. В личностной сфере формируется самооценка, элементы волевой регуляции поведения.
В процессе консультирования часто приходится сталкиваться с ошибочными представлениями родителей о задачах умственного воспитания ребенка-дошкольника. Наиболее распространенное из них – это переоценка роли знаний и навыков школьного типа (умения читать, писать, считать) и недооценка более общих способностей, о которых мы говорили выше.
Проблемы, связанные с дошкольниками
1. Задержка умственного или общего психического и личностного развития (инфантилизм). Причиной могут быть ослабленное нервно-психическое здоровье, остаточные симптомы родовых травм, последствия ранних инфекционных заболеваний.
Рекомендации: психодиагностика, психокоррекция, консультация узких специалистов: (лор, невропатолог, хирург, педиатр, окулист) консультация и работа психолога, психиатра, дефектолога, логопеда.
2. Задержка речевого развития. Основными причинами общего недоразвития речи можно считать – это проблема двуязычия, различные внутриутробные патологии; родовые травмы и асфиксия во время родов; инфекционные заболевания в первые годы жизни ребёнка; наследственные факторы; неблагоприятные социально-бытовые условия.
Рекомендации: психодиагностика, психокоррекция, консультации психолога, психиатра, дефектолога, логопеда.
Решение проблемы
Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в воспитании и обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Открытие логопунктов и логогрупп, деятельность психолого-медико-педагогического (ПМП) консилиума в дошкольных образовательных учреждениях и сотрудничество с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) МОУ ППМС центра «Доверие».
В Муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Волжского района в 2010 году было 3 логопункта и 7 логогрупп и в них обучалось 167 детей; в 2011 году – 4 логопункта и 6 логогрупп, детей в них – 170; в 2012 году стало 5 логопунктов, 6 логогрупп, в них 193 ребенка.
Школьный возраст
1. Проблемы, связанные с умственным развитием, неуспеваемость, трудности в понимании учебного материала.
Рекомендации: психодиагностика, консультации для родителей и педагогов, наблюдение психиатра, дефектологов (логопеда, олигофренопедагога), сопровождение ПМПК МОУ ППМС центра «Доверие»
2. Нарушение в сфере общения со сверстниками. Практика консультирования подтверждает раннее деление на «популярных» и «отверженных». Особенно тяжелые последствия несет положение отвергаемого. Возникает стойкое негативное отношение к общению, пассивность, высокая тревожность, конфликтность, агрессивность.
Рекомендации: консультирование родителей и педагогов, психокоррекция, тренинговые занятия по программам: «Обучение жизненно важным навыкам», «В погоне за идеалом», «Жизнь в радость».
Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех существенно влияет на мотивацию учения.
Проблемы, связанные с родителями
1.Незнание родителями возрастных норм развития. Неверные воспитательные установки и представления. Широко распространена установка на послушного ребенка и стремление добиваться постоянного превосходства своего ребенка над другими, что приводит к завышению требований, предъявляемых детям, при этом недооценивается значение личностных форм общения и игровой деятельности.
Рекомендации: информирование, просвещение. Нужно учитывать, что часто воспитательные установки отражают проблемы родителей, их личностные черты, следовательно, консультирование или психотерапия родителей. Посещение занятий клуба родителей «Доверие»
2.Психологические проблемы самих родителей. Авторитарность, эгоцентризм, негибкость поведения, недостаточная зрелость, тревожность. Работают механизмы проекции.
Рекомендации: консультирование родителей, семейная терапия. Посещение занятий клуба родителей «Доверие».
Техники коррекции семейных психологических проблем:
- Беседа. Наиболее традиционная форма семейного консультирования – беседа. В нашем Центре начинающие психологи применяют, именно, данную форму работы с семьей, но у нас стало традицией: на методическом объединении психологов мы проводим обучающие семинары по темам: «Что такое активное слушание и правила активного слушания», «Приемы эффективного общения».
- «Активное слушание» или «помогающее слушание». Данная техника самая распространенная и эффективная, когда у клиента эмоциональная проблема, т.е., когда клиент рассержен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал. (Чувства обозначили, состояние клиента стало более спокойное). И только после этого, когда клиент успокоится, можно начинать прояснять проблему, с которой пришел клиент, именно его проблему, а не мужа и не детей. По прояснению проблемы, с которой столкнулся клиент, есть методы, которые помогают клиенту самому описать проблему, которую он может решить. Важно, чтобы клиент сам уточнял психологическую проблему. В этом помогут проективные рисуночные тесты, работа с субличностями, а еще метод: «Превращения проблемы в цель».
Дальнейшие этапы работы – работа над изменением модели поведения. Составление позитивного намерения
Какие психологические проблемы, возникающие в семьях, приходится нам решать?
- На первом месте – проблемы в развитии и обучении – 25%.
- Агрессивность одного из членов семьи -10%.
- Зависимость от психоактивных веществ (ПАВ) -10%.
- Страхи-10%.
- Изгои среди сверстников- 8 %.
- Бродяжничество и воровство – 7%.
- Посттравматические ситуации – 5%.
- Эмоциональная выгораемость у педагогов -5%.
- Одиночество – 3%.
- Попытка суицида – 3%.
- Боль утраты близких – 3%.
Выделяется целый ряд критериев, свидетельствующих о том, что цели психологического консультирования достигнуты.
Основные из них:
1. Удовлетворённость клиента. В частности, удовлетворённость не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворённость клиента – один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, в нашем случае с сыном, мама перестала обвинять окружающих, научилась с уважением относиться к себе и близким, узнала о «языке любви» и стала применять в семье. Мальчик стал ходить в школу, мама совместно с классным руководителем составили программу помощи в учебе сыну.
2. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Завершая свое выступление, хочется еще раз подчеркнуть: семейное консультирование привлекает психологов именно тем, что возможности успешных стратегий работы в этой области кажутся неисчерпаемыми. Конечно, тому, кто только начинает свой профессиональный путь, лучше ориентироваться на опыт и мнение коллег, но, “встав на ноги”, каждый рано или поздно будет двигаться своим путем, следуя к одной цели — по мере сил помогать другим в решении их проблем. Наверное, это и есть самое важное и привлекательное в нашей профессии!
Список литературы:
1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирования. – М.: 1999.
2. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1 и 2. –М.: Генезис, 2004.
3. Малкина – Пых И. Г. семейная терапия. – М.: Экмо, 2008.
4. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 2000.
5. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2002.
Источник